Основные особенности мажоритарной системы. Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - это один из вариантов устройства при котором выбранными кандидатами считаются получившие большинство голосов по округу, в котором они баллотировались (выдвигались). При этом большинство может быть квалифицированным, абсолютным или относительным. В соответствии с этим мажоритарная избирательная система в своих рамках выделяет три разновидности. Таким образом, квалифицированный, абсолютный или относительный тип устанавливается в зависимости от того, что требуется: получение кандидатом (или несколькими) или больше, чем другой (или несколько) кандидат, или хотя бы на один голос больше половины проголосовавших, или определенного процента голосов (как правило, более или менее существенно превышающего половину избирателей).

Несомненно, мажоритарная избирательная система обладает рядом преимуществ. Как правило, ее поддерживают относительно крупные политические образования, серьезные блоки партий, прочие объединения (политические), которые смогли договориться о совместном выдвижении единых списков.

Следует отметить, что мажоритарные выборы имеют немаловажное достоинство. В процессе избиратель знает непосредственно, за кого он отдает голос.

Как показывает практика, мажоритарная избирательная система способна обеспечить наиболее успешное образование парламентов, в котором присутствует устойчивое большинство (однопартийное, как правило) и меньшинство, состоящее из различных политических фракций. Такая структура в большей степени способствует формированию устойчивого, стабильного правительства.

Мажоритарная избирательная система достаточно широко распространена в мире. Она присутствует в России, США, Австралии, Франции, Великобритании и нескольких десятках других государств.

Несмотря на достаточно явные преимущества, указанная выборная система значительно сужает возможности политического меньшинства на парламентском уровне. Это касается не только мелких, но и средних партий. Как показывает практика, часть из них очень часто остается без представительства в парламенте, однако, вместе с этим, в совокупности они могли бы повести за собой весьма значительную часть населения страны.

Для осуществления мажоритарной выборной системы территория страны разбивается на единицы. От каждой выбирается, как правило, один (бывает и два и больше) депутат. Кандидаты выдвигаются в личном качестве, однако, допускается обозначение партии или движения, к которому они примыкают.

Депутаты после победы на одних выборах должны сохранять взаимодействие с избирателями. Таким образом, они могут обеспечить себя их поддержкой в следующих

К недостаткам мажоритарной системы следует отнести также тот факт, что голоса, поданные за проигравших кандидатов, пропадают.

Выборы в Госдуму РФ с 1993 года проходят по смешанной пропорционально-мажоритарной системе.

Установлено, что половина (225) из всех депутатов Думы выдвигаются по одномандатным округам (один мандат на один округ). Для победы при этом следует набрать большее, чем у других кандидатов, количество голосов. Таким образом, применяется система мажоритарных выборов относительного большинства.

В 1993 году депутаты в Совет Федераций выдвигались по два от каждого субъекта. В этом случае также применялась мажоритарная система, но уже с двухмандатным округом.

В депутатам была дана возможность выдвигаться по смешанному типу. Во всех субъектах РФ выборы осуществляются по округам, причем в некоторых субъектах их было образовано два: по численности избирателей (обычные) и административно-территориальные (город или район).

Мажоритарные избирательные системы являются самыми многочисленными, приоритетными как в историческом плане (выборные процедуры до XIX в. строились исключительно на принципах большинства, т.е. мажоритарных основах), так и по представительству в современном спектре избирательных систем.

Поэтому классификация может строиться только на укрупненной факторности этих систем, что, собственно, является общепринятым .

Мажоритарные системы основаны на принципе большинства (фр. majoritaire Особенность мажоритарных систем - их ориентированность на двухпартийные структуры общества, допустим республиканцев и демократов (США), консерваторов и лейбористов (Англия), христианских демократов и социал-демократов (Германия). Некоторые особенности, связанные с примыканием к этим партиям небольших других партий (например, в Германии - Христианского союза (ХСС) и «зеленых»), не вносят значительных коррективов в эту двухпартийность.

Ориентация системы на двухпартийность может считаться как плюсом, так и минусом данной системы. Плюсом, как отмечалось, является то, что сформированный таким образом представительный оран власти является устойчивым, стабильным, функциональным. Минусом будет то, что этот представительный орган власти при определенных условиях, например при доминировании данной партии в других представительных органах и в органах высших должностных лиц, превращается из стабильного в стагнирующий, когда уже не интересы избирателей, а партийные начинают предопределять функциональную деятельность представительного органа и государственные интересы преломляются через призму партийных.

Ориентация на двухпартийность представляет собой и еще один значительный минус мажоритарной системы, заключающийся в том, что система не ориентируется на многопартийность и не стимулирует ее. Попытки преодолеть этот дефект мажоритарной относительной системы введением многомандатных округов лишь в незначительной части исправляют дело, создавая призрачную возможность для других партий быть представленными в выборном органе. Но решить радикально эту проблему в рамках мажоритарной системы не представляется возможным.

Вместе с тем мажоритарные системы имеют и другие очень значительные минусы. Во-первых, это большая потеря голосов избирателей. Поскольку учитываются только голоса победителя в округе, то другие голоса просто пропадают. Отсюда для системы в целом (за малым исключением) характерен низкий уровень легитимации депутатов, незначительное представление не только партийных интересов, но и интересов электорального корпуса, а также незначительный спектр представляемых ими общественно-политических сил. Попытки преодолеть эти недостатки в рамках введенной позже абсолютной мажоритарной системы решают данную проблему лишь отчасти.

Стоит отметить, что при всей простоте мажоритарных избирательных систем в них выделяется очень сложный блок, связанный с «нарезкой округов», разработкой и утверждением схем одно (много) мандатных избирательных округов. Именно при их составлении порой нарушается один из основополагающих принципов избирательного права, а именно принцип равенства, и создаются благоприятные условия для манипулирования численностью избирателей в округах и предвзятой их «нарезки» в интересах определенных кандидатов, что получило нарицательное название «джерримендеринг». И не случайно этому вопросу всегда уделяется повышенное внимание. В ряде стран существуют специальные комиссии по пересмотру границ избирательных округов1, в Российской Федерации издавался специальный закон .

Рассмотрим основные разновидности мажоритарных избирательных систем. Во-первых, исследователи выделяют три крупные семьи в мажоритарных системах: мажоритарные относительные, мажоритарные квалифицированные, мажоритарные абсолютные. Каждая из этих семей (блоков) имеет десятки разновидностей. Остановимся на основных.

Мажоритарные системы относительного большинства - системы, полюсные пропорциональным. Самые простые. Получили распространение в большинстве англосаксонских стран, в том числе в Англии, США. Активно задействованы и в континентальной Европе. Все системы однотуровые. Могут иметь различное название. Допустим, мажоритарная система относительного большинства при голосовании в один тур в одномандатном округе, а именно об этой системе идет речь. Она может называться: мажоритарная система относительного большинства в одномандатном округе; мажоритарная система при голосовании в один тур; система простого голосования в один тур; система первого, оказавшегося выбранным (the first - post - the - post), и т.д. В любом случае речь идет об одном и том же.

От одного округа, примерно равного по количеству избирателей, избирается один депутат. У избирателя также один голос, который он отдает за одного из кандидатов. При этом, как правило, не устанавливается какой-либо квалификационный барьер, т.е. победитель может набрать, скажем, 10, 15, 20% и более, в любом случае больше, чем его соперник, и будет избранным. Правда, в странах романо-германской культуры в рамках этой системы могут устанавливаться и определенные квалификационные барьеры, в том числе и с определенными условиями.

Например, по такой системе проходили выборы части депутатов Госдумы в России (225 депутатов), которые выдвигались по мажоритарным округам (депутаты-одномандатники) начиная с 1993 г. В соответствии с п. 2 ст. 39 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г.1 признавался избранным кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов. Эта же норма закрепляется и в последующих законодательных актах, например в Законе «О выборах депутатов Государственной Думы» 2002 г. (п. 5 ст. 83) . При этом условием при определении победителя выступало правило, по которому число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату, должно было быть не меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В противном случае выборы признавались несостоявшимися (подп. 2 п. 2 ст. 83 указанного Закона).

Вместе с тем стоит отметить, что в первоначальной редакции ныне действующего Закона: «Об основных гарантиях избирательных прав» предусматривалось, что в соответствии с законом субъекта Российской Федерации строка «Против всех кандидатов» могла не помещаться в избирательном бюллетене (п. 8 ст. 63). В ряде субъектов Российской Федерации такой возможностью воспользовались. Например, при выборах депутатов Мосгордумы 4 декабря 2005 г. в избирательном бюллетене строка «Против всех кандидатов» не помещалась (ст. 66 Избирательного кодекса г. Москвы1). В действующем на сегодня избирательном законодательстве норма, предусматривающая форму голосования «Против всех кандидатов», как известно, отменена .

Несостоявшимися признавались выборы и в случае, если в них приняло участие менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования (там же, подп. 1 п. 2 ст. 83). Правда, в соответствии подп. «а» п. 2 ст. 70 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав» этот порог явки избирателей устанавливался на уровне 20% с возможностью его повышения при выборах в субъектах Федерации и понижения или вообще отмены при выборах в органы местного самоуправления. Кроме того, избирательный порог не устанавливается при проведении повторного голосования (п. 3 ст. 70 данного Закона).

В странах англосаксонской системы, как правило, подобные квалификации, в том числе связанные с явкой избирателей, не устанавливаются. Этот опыт был перенят и российским законодателем, который поправками в Федеральный закон в 2006 г. отменил порог явки избирателей на выборы.

Своеобразной разновидностью мажоритарной системы относительного большинства при голосовании в один тур являются выборы по двух- и многомандатным округам. Что касается мажоритарной системы относительного большинства при голосовании в один тур в двухмандатном округе (один округ - два депутата), то в нашей стране на федеральном уровне такие выборы встречались всего один раз - в декабре 1993 г. Именно по этой системе избирались депутаты Совета Федерации Федерального Собрания России. Причем специфика этих выборов заключалась в том, что избиратель имел не два голоса как обычно при голосовании в двухмандатном округе1 для выборов двух депутатов, а только один голос, который он в соответствии с п. 3 ст. 3 Положения о выборах подавал сразу за двух кандидатов.

В какой-то степени это напоминало непропорциональную систему непередаваемого голоса, но в данном случае выборы проводились, как прямо указывалось в Положении, на основе мажоритарной системы по двухмандатным округам (п. 2 ст. 3). Это обусловливалось тем, что кандидаты в депутаты Совета Федерации выдвигались в своеобразной связке по два кандидата от каждой группы избирателей или избирательных объединений. Впрочем, в соответствующей статье закреплялось правило «не более двух кандидатов в каждом округе» (п. 1 ст. 20), т.е. можно было выдвинуть и одного, но тогда избиратель мог свой голос отдать только за одного кандидата, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 29 избиратель «ставит крест либо любой иной знак в квадрате напротив фамилий тех кандидатов, за которых он голосует», т.е. квадрат один на двух кандидатов. «Каждый избиратель получил право подачи голоса одновременно за двух кандидатов». Если кандидат шел «без связки», то тогда избиратель мог использовать свой голос, отдав его за этого кандидата, но он уже не мог поставить соответствующий знак в квадрате и за другого или других кандидатов.

Характеризуя мажоритарную систему относительного большинства при голосовании в один тур в многомандатном округе, следует отметить, что такие выборы на государственном уровне в электоральной практике встречаются редко. В основном это выборы в органы местного самоуправления. В России на федеральном уровне они вообще не проводились, но проводятся нередко при выборах в органы местного самоуправления. При этом надо отметить, что введение многомандатности в рамках мажоритарной относительной системы предполагало в какой-то степени преодоление недостатка мажоритарных систем, связанного с тем, что они не стимулируют развитие многопартийности, а многомандатность как бы дает возможность (прямо скажем, иллюзорную) быть представленному в выборном органе и представителям иных, не доминирующих партий.

Смысл мажоритарной системы относительного большинства при голосовании в один тур в многомандатном округе заключается в том, что, допустим, создается шестимандатный округ (шесть депутатов от одного округа) и, естественно, у избирателя шесть голосов. Как распорядится ими избиратель? В принципе так же, как и одним голосом в одномандатном округе, т.е. он отдаст все шесть голосов за кандидатов от партии, которую поддерживает. На что же тогда надеется законодатель? Он надеется, что не все шесть голосов избиратель отдаст «своей» партии, что ей он отдаст 4, 5 голосов, а один или два голоса отдаст лидеру какой-либо другой партии, которая, по его мнению, тоже заслуживает, чтобы быть представленной в выборном органе. Может, в данном случае сыграет роль личность лидера, человека умного, честного, чем-то запомнится программа какой-либо маленькой партии, скажем, экологической или защиты животных. Почему бы не поддержать! Но на практике эта возможность выглядит иллюзорной, и многомандатность в рамках мажоритарной относительной системы не приводит к развитию многопартийности, а также ориентируется на двух-, трехпартийную доминанту.

Правда, здесь возникает вопрос: если многомандатность связана с фактором развития многопартийности, то насколько она оправданна при выборах на местном уровне, где партийные отношения полностью отсутствуют? Естественно, такая характеристика касается условий современной России, поскольку институты многопартийности на местном уровне в электоральной практике западных стран представлены значительно. В России на местном уровне мы наблюдаем, как правило, «партийный» вакуум. Отсутствие партийного фактора на местном уровне в России с лихвой компенсируется местным административным ресурсом при проведении многомандатных выборов, представляющим большие возможности для него в формировании выборного органа приоритетным корпусом депутатов. Облегчается и проведение предвыборной агитации, поскольку ее можно проводить без персонифицированной основы, без «лишних» встреч с избирателями и соответствующих данных им обещаний (без своего рода горизонтального уровня работы с избирателями). Кандидаты, обеспеченные административным ресурсом, всегда будут иметь плюс 10-15 и более процентов голосов над тем уровнем, который «выдаст» дезориентированный по предпочтениям электорат, случайная приоритетность у которых для всей массы многомандатников будет одинаковой, уровновешанной теми же 10-20%. Но процентный запас, набранный кандидатами, обеспеченными административным ресурсом (вертикальный уровень «работы» с ответственными лицами, представляющими социоэкономическую инфраструктуру муниципального образования), всегда окажется выше среднего электорального волеизъявления неориентированных избирателей1.

Не исключаются и другие факторы местной многомандатно- сти, например организационные, материальные, финансовые и др. Допустим, что в этом плане выгоднее иметь шесть избирательных участков, шесть избирательных комиссий (в одномандатных округах) или иметь один избирательный участок и одну избирательную комиссию, но округ сделать шестимандатным ? С точки зрения администрации, конечно, приоритетнее последний вариант. Но насколько это будет способствовать развитию демократических ценностей в местном самоуправлении - вопрос остается открытым.

Что касается мажоритарных систем квалифицированного голосования, то следует отметить, что квалификация, т.е. определенный фиксированный процент голосов, который должен получить кандидат, может быть установлена как на уровне шкалы относительного большинства, так и на уровне абсолютного большинства. Как правило, она устанавливается на уровне абсолютного большинства, т.е. действует в рамках системы абсолютного большинства. Например, в соответствии с п. 10 ст. 77 Избирательного кодекса г. Москвы 2003 г. избранным на должность мэра Москвы на общих выборах признавался кандидат, который получал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании1.

В Италии кандидаты в Сенат по измененной Конституции 1947 г. должны были получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей, что являлось нереальным, так как таким способом избирали в лучшем случае 7 из 315 сенаторов .

В Чили при выборах в Палату депутатов Национального конгресса кандидату для победы требуется получить поддержку 2/3 избирателей, а ранее в Сенат Республики победителю требовалось не менее 65% голосов избирателей. Иногда определенные квалификации выступают дополнительным условием определения победителей. Так, на кантональных выборах во Франции определение победителей происходит по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура. Для победы в первом туре необходимо собрать не только абсолютное большинство проголосовавших, но и не менее четверти зарегистрированных избирателей.

Удивительная квалификация содержится в Федеральном законе о формировании Совета Федерации, которая предполагает утверждение на заседании законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначенного представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Совет Федерации. Так вот, такое утверждение происходит, если 2/3 общего числа депутатов законодательного собрания не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации. То есть здесь мы видим «квалификацию наоборот». Получается приоритет отдается не «за», как это общепринято, а «против». Ведь достаточно было закрепить норму, по которой утвержденным считается кандидатура, одобренная одной третью членов законодательного собрания. Но ведь это в свете других квалификаций, конечно же, мало. Сделать же большую квалификацию для законодателя тоже было рискованно, скажем, получить одобрение 2/3 членов законодательного собрания или хотя бы большинства. Но это, наверное, показалось чревато последствиями неутверждения, поскольку не всякий представитель губернатора набрал бы 50% голосов, не говоря уже о 2/3. А вот норма - если 2/3 общего числа депутатов законодательного собрания не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации - сработает стопроцентно, но тем самым превращается важная процедура в формальную «квалификацию наоборот», по которой не требуется утверждение, а требуется не проголосовать против громадной квалификацией 2/3 + 1 голос. Назначение все равно будет считаться одобренным, если против голосовало даже 2/3 - (минус) 1 от числа депутатов представительного и законодательного собрания субъекта Российской Федерации.

В целом данные системы не получили значительного развития, используются отчасти при формировании первых палат парламентов, выборов президентов в парламентарных системах. В большей части квалификации устанавливаются в процедурных нормах при выборах, при реализации нормативно оформленных инициатив, в законодательном процессе, в процедурах голосования в законодательных органах и выражаются в соотношениях: 1/5, 1/3, 1/2, 2/3, 3/5, 3/4 и т.д.

Мажоритарные системы абсолютного большинства - это результат довольно поздней эволюции семьи мажоритарных систем. Их появление стимулировалось поисками модели в рамках мажоритарной системы, позволившей минимизировать очевидные недостатки мажоритарных относительных систем. В первую очередь речь идет о повышении уровня легитимности избранных депутатов по мажоритарным системам, увеличении их репрезентативности. Поэтому избирательная шкала устанавливалась на уровне 50%, т.е., чтобы стать депутатом, недостаточно было просто победы над ближайшем соперником, а победить с превышением пятидесятипроцентного барьера (50% + 1 голос). Это очень высокая планка. Какими способами предполагалось ее достичь? Рассмотрим их. В литературе обычно выделяют несколько основных разновидностей мажоритарной системы абсолютного большинства. Это многотуровые системы, перебаллотировочные (двухтуровые) и альтернативные. Россий-

ский избиратель знаком больше с перебаллотировочными, или двухтуровыми, системами. Но сперва рассмотрим многотуровые системы, хотя они часто называются также двухтуровыми.

Особенностью этой в общем-то не часто применяемой системы является то, что в любом туре можно выставлять любое количество кандидатов, независимо от количества набранных голосов, если в первом туре никто не набрал 50% голосов. Более того, если кандидат не участвовал в первом туре, он может выставлять кандидатуру во втором туре. Или другой пример: кандидат, участвующий в первом туре, занял последнее место, но это не является основанием для исключения его из списков кандидатов, и он может выставить свою кандидатуру в последующих турах. Выборы проводятся до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет 50% голосов. Конечно, такая система несет в себе опасность, что выборы вообще могут не состояться. Чем больше туров, тем больше растет разочарование избирателя, возрастает процент абсентеизма. Поэтому данная разновидность мажоритарных абсолютных систем применяется редко, частично она фиксировалась на государственных (парламентских) и муниципальных выборах, например во Франции.

В некоторых странах предусмотрена многотуровая процедура избрания президента. Например, в Италии по Конституции 1947 г. президент страны избирается парламентом по системе квалифицированного большинства. «Для победы необходимо большинство в две трети собрания, состоящего из депутатов. После третьего тура, если никто не одержал победу, предусмотрено абсолютное большинство, т.е. 50% плюс один голос. При отсутствии согласия между политическими группировками и фракциями выборы Президента часто требовали очень большого числа туров, например в 1971 г. проведено 23 тура»1. Более часто данная система применяется при выборах в корпоративных и коммунальных структурах. В Российской Федерации эта разновидность мажоритарных систем абсолютного большинства не применяется.

Российскому избирателю больше знакомы перебаллотировочные, или двухтуровые, разновидности мажоритарных абсолютных систем. Они могут быть как одномандатные, так и многомандатные. В России функционировали одномандатные. Перебаллотировочное или исчерпывающее голосование предполагает проведение двух туров, если, конечно, уже в первом туре не определился победитель, т.е. не набрал более 50% голосов избирателей.

В первой разновидности перебаллотировочной системы действует шкала относительного большинства в первом туре и шкала абсолютного большинства во втором туре. То есть в первом туре, если победитель не определен, по шкале относительного большинства отбираются два первых кандидата, и они переводятся во второй тур для проведения повторного голосования уже между ними. Во втором туре победитель определяется уже по шкале абсолютного большинства, он должен набрать 50% + 1 голос.

Данная избирательная система функционировала в России в советское время на основе Конституции СССР 1936 г.1 И несмотря на то что в советское время (1937 - середина 80-х годов XX в.) не было ни одного случая перебаллотировки, поскольку победитель (безальтернативного выбора, в избирательном бюллетене была лишь одна фамилия) с абсолютным результатом около 100% определялся в первом же туре , нормы положения о выборах не исключали альтернативности и перебаллотировки.

Так, например, в соответствии со ст. 102 Положения о выборах кандидат в депутаты Верховного Совета СССР, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. больше половины всех голосов, поданных по округу и признанных действительными, считается избранным. Но если ни один из кандидатов (предполагаемая альтернативность. - Авт.) не получил абсолютного большинства голосов, соответствующая окружная избирательная комиссия объявляет перебаллотировку двух кандидатов (опять предполагаемая альтернативность. - Авт.), получивших наибольшее количество голосов, а также назначает день перебаллотировки не позднее чем в двухнедельный срок по истечении первого тура выборов (ст. 105).

Правда, некоторые исследователи отмечают, что по первому Закону о выборах в СССР1 (1978 г., с. 59) и выборах в РСФСР (1978 г., ст. 56) речь шла не о повторном голосовании, а о повторных выборах со всей процедурой выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты. Аналогичные правила устанавливались и другими законодательными актами о выборах в Советы всех уровней.

Однако мажоритарные системы абсолютного большинства, пе- ребаллотировочные, двухтуровые со шкалой относительного большинства в первом туре и со шкалой абсолютного большинства во втором туре несут в себе значительный риск того, что выборы вообще могут не состояться, поскольку высоко поднята рамка квалификации и набрать во втором туре 50% + 1 голос удается далеко не всем, особенно в условиях реально альтернативных выборов, иногда до трети мест в представительном органе оставались вакантными и требовались повторные выборы. Поэтому законодатель, чтобы сделать второй тур более результативным, избежать факторности несостоявшихся выборов из-за высоко поднятой проходной планки, пошел на изменение правил определения результатов голосования во втором туре, введя в него также шкалу относительного большинства. И несмотря на то что система по-прежнему называлась абсолютной, на самом деле и в первом и во втором турах победитель определялся по шкале относительного большинства при формально абсолютных параметрах системы.

Такая система впервые была применена в нашей стране при выборах народных депутатов СССР в 1989 г., которые баллотировались по мажоритарным и национально-территориальным избирательным округам, не затронув выборы депутатов от общественных организаций, где действовали другие правила1. Так, в соответствии со ст. 60 Закона о выборах народных депутатов СССР , если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в народные депутаты СССР и ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование в избирательном округе проводится не позднее чем в двухнедельный срок. Избранным считается кандидат в народные депутаты СССР, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другим кандидатам. Как видим, и здесь действует шкала относительного большинства. По этой модели проходили и выборы народных депутатов РСФСР в 1990 г.

Сейчас по мажоритарной системе абсолютного большинства, перебаллотировочной, двухтуровой со шкалой относительного большинства в первом туре и со шкалой абсолютного большинства во втором туре, проходят выборы Президента Российской Федерации, в случае если при повторном голосовании баллотируется только один зарегистрированный кандидат. Он в соответствии с законом может считаться избранным, если получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 5 ст. 77). Во всех других случаях действует мажоритарная система абсолютного большинства, перебаллотировочная, двухтуровая со шкалой относительного большинства в первом туре и во втором туре, т.е. избран-

ным при повторном голосовании считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата (п. 4 ст. 77).

По этой системе до 2005 г. избиралось большинство глав администраций субъектов Российской Федерации.

Мажоритарные системы абсолютного большинства, перебалло- тировочные, двухтуровые, являются, как уже отмечалось, более затратными и громоздкими с повторным голосованием. Кроме того, они в значительной степени и аномальные, допускающие несовпадение воли и волеизъявления избирателя во втором туре, когда кандидат, за которого голосовал избиратель, не проходит во второй тур и при голосовании во втором туре данный избиратель, не голосовавший в первом туре за потенциальных победителей, перешедших во второй тур, вынужден голосовать за одного из победителей вопреки своей воле. Конечно, избиратель может проголосовать в этом случае против всех, если такая строка имеется в избирательном бюллетене1, но электоральная практика показывает, что большинство все же голосует вопреки своей воле за одного из кандидатов во втором туре, руководствуясь правилом «меньшего зла».

Кроме того, двухтуровые системы провоцируют самые немыслимые и беспринципные сделки между кандидатами и партиями в период между турами, идет откровенная «торговля» голосами избирателей, которых неудачники первого тура в обращении к «своему» электорату призывают проголосовать за определенную кандидатуру во втором туре. Характерный пример в этом плане выборы Президента РФ в 1996 г. Как известно, победителями первого тура тогда стали Б. Ельцин (35,78% голосов) и Г. Зюганов (32,49% голосов). Для победы во втором туре этих голосов было явно недостаточно. Естественно, в этом случае без голосов электората генерала А. Лебедя (14,73% голосов), занявшего третье место в первом туре, ни один из кандидатов победить не мог. Естественно, с генералом А. Лебедем кандидаты, вышедшие во второй тур, вели переговоры на предмет призыва к своему электорату отдать голоса за одного из кандидатов, вышедших во второй тур. Но ведь в первом туре генерал А. Лебедь как раз и строил свою программу на критике программ кандидатов, вышедших во второй тур. Казалось, компромисс здесь невозможен. Однако после некоторого раздумья генерал А. Лебедь все-таки призвал своих сторонников отдать голоса за

Б. Ельцина. Конечно, не все последовали этому призыву, были и разочаровавшиеся, некоторые оказали поддержку Г. Зюганову. Но это меньшинство, абсолютное большинство сторонников генерала, следуя призыву А. Лебедя, все-таки отдали голоса Б. Ельцину.

Разновидностью мажоритарных систем абсолютного большинства является перебаллотировочная, многотуровая и многомандатная система альтернативного голосования, иногда ее называют системой вынужденной блокировки. Она у нас не применяется (применяется во Франции, Канаде, Австралии и некоторых других странах), но тем не менее характеристика ее дается в различных учебных пособиях. Ее особенность заключается в том, что реально проводится только один тур голосования, а все последующие имитируются самой избирательной комиссией. В избирательном бюллетене при этой системе выборов указывается не только желательный кандидат в депутаты, но избиратель выставляет и второе предпочтение кому-либо из кандидатов. В некоторых разновидностях избиратели выставляют предпочтения и всем кандидатам в порядковом исчислении (1, 2, 3, 4 предпочтения и т.д., суть от этого не меняется). Комиссия начинает работу с подсчета первых предпочтений и в соответствии с ними выстраивает иерархический ряд кандидатов. Победитель определяется по сумме голосов большей, чем сумма всех, вместе взятых, т.е. 50% + 1 голос. Если победитель в первом туре не выявлен, то тогда избирательная комиссия без участия избирателей имитирует второй тур выборов, отсекая от дальнейшего участия последнего кандидата, наименее набравшего голосов, а его вторые голоса (предпочтения) по данным бюллетеням распределяются между остальными кандидатами. Если и второй тур не выявил победителя, проводится третий, т.е. процедура повторяется до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимые 50% голосов. Опыт применения системы показывает, что явные лидеры не могут победить, поскольку они всегда обозначаются первыми предпочтениями, а не вторыми. Вторые предпочтения, как правило, отдают более умеренным, центристам.

Мажоритарная избирательная система - исторически первая и наиболее простая. Применяется, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Она основана на принципе большинства и имеет несколько вариантов применения.

Мажоритарная система относительного большинства - самая простая из существующих и наиболее распространенная, как правило, применяется в одномандатных округах. При ее использовании избранным считается тот кандидат, кто получил наибольшее число голосов. При использовании системы относительного большинства не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании, даже если хотя бы один проголосовал - выборы считают состоявшимися. В случае если выдвинут всего один кандидат на место, он считается избранным автоматически, так как достаточно одного проголосовавшего за него избирателя, даже если таким избирателем будет он сам.

Данная избирательная система обладает рядом преимуществ. Прежде всего, она результативна - каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования. Случаи нерезультативности достаточно редки, если двумя и более кандидатами может быть получено одинаковое число голосов, законодательно разрешений жребий урегулирует данную ситуацию. Во-вторых, является понятной для избирателей, в отличие от смешанных и нетрадиционных систем. В-третьих, данная система экономна, так как нет необходимости проводить повторное голосование в округах. В-четвертых, она позволяет крупным партиям получить «твердое» большинство и сформировать устойчивое правительство. Зорина Ж.О. Избирательная система и ее значение в формировании институтов представительной демократии, Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме в 2001/2002 г., науч. ред. Ю.А. Веденеев, Москва, РЦОИТ при ЦИК РФ, 2002, с. 44. К недостаткам мажоритарной избирательной системы относительного большинства можно отнести ее крайне несправедливое отношение к средним и малым по своему влиянию политическим партиям. Применение мажоритарной системы относительного большинства на национальном уровне может привести к существенному искажению результатов выборов. Также голоса, которые избиратели отдают за не победившего кандидата вообще «пропадают» и не имеют никакого значения. Например, в 1997 году на парламентских выборах в Великобритании партия лейбористов во главе с Тони Блэром получила 64% мандатов - такого большинства еще никто не добивался в истории современного парламентаризма, и при этом за нее проголосовало лишь 44% избирателей. Консерваторы под предводительством Джона Мейджора получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы, которых поддержало 17% избирателей, - всего 7% мест. Кандидаты от других партий набрали 7% голосов и 4% мест. данные предоставлены по запросу сайтом http://ru.wikipedia.org Однако такая система имеет своих сторонников, ее применяют в качестве единственной для проведения выборов 43 государства, в том числе и США.

Мажоритарная система абсолютного (простого) большинства требует для избрания соответственно абсолютного большинства голосов, что означает больше половины общего их числа, как правило, минимум 50% + 1 голос. Однако само исходное общее число может трактоваться трояко: это может быть общее число зарегистрированных избирателей, или общее число поданных голосов, а может и рассматриваться общее число поданных действительных голосов. Поэтому в избирательных законах обязательно должно быть указано, что при проведении выборов по такой системе считается абсолютным большинством. В отличие от рассматриваемой ранее системы относительного большинства, при этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании и если он не будет достигнут, то выборы, соответственно, будут считаться несостоявшимися или недействительными.

Для данной системы характерны свои достоинства и недостатки. Основным ее достоинством является то, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы превышение над меньшинством составляло один голос, то есть она позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на надежное большинство. Однако сохраняются дефекты, присущие системе относительного большинства. Первый дефект мажоритарной системы абсолютного большинства состоит в том, что голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Второй - заключается в том, что она выгодна лишь крупным партиям, а малые партии имеют весьма сомнительные шансы на успех. Наконец, третий - заключается в том, что она нерезультативна. В случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов или несколько кандидатов наберут их одинаковое количество, вопрос о том, какой депутат получит мандат, остается открытым. Для того чтобы избежать таких случаев и сделать систему более результативной, прибегают к различным способам.

Одним из таких способов является проведение второго тура или повторного голосования, при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре, а только двое, которые набрали наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Данный способ называют перебаллотировкой и применяют достаточно часто. Например, на президентских выборах 1986 года в Португалии социалист Марио Соареш набрал в первом туре 25,4% голосов - значительно меньше консерватора Диего Фрейташа ду Амарала, за которого проголосовали 46,3% избирателей. Однако для большинства сторонников других кандидатов М. Соареш был более предпочтительным, чем Фрейташ ду Амарал. В результате чего во втором туре Соареш одержал вверх над своим соперником, получив 51,4% голосов против 48,6%, и стал президентом Португалии. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем, Москва, Полис, лекция №3, электронная версия.

Другой способ преодоления нерезультативности мажоритарной системы абсолютного большинства заключается в проведении альтернативного голосования, которое позволяет обойтись без второго тура выборов, используется долгие годы в Австралии. В данном случае избирателю предлагается выделить в бюллетене, как первое, так и альтернативные предпочтения. Чтобы победить кандидату, нужно получить поддержку абсолютного большинства. Если ни один из кандидатов не стал первым, набрав более чем 50% голосов избирателей, подсчет голосов продолжается, а кандидат с наименьшим количеством первых предпочтений вычеркивается из списка. Полученные им голоса передаются оставшимся кандидатам, выделенным соответствующими избирателями в качестве вторых предпочтений. Как только число полученных кандидатом первых предпочтений плюс число голосов, переданных ему от других кандидатов, превышает половину общего числа бюллетеней, его объявляют победителем. На мой взгляд, данная система помогает реально установить, кого бы выбрало большинство, если принять во внимание все предпочтения, однако, она же может привести к неадекватному распределению мест в законодательных органах, посредством завышенного представительства мелких партийных объединений.

Мажоритарная система квалифицированного большинства считает избранным того кандидата, который получил квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство - это заранее установленное количество голосов, которое превышает абсолютное большинство, то есть больше чем 50% + 1 голос. Так, например, Президент Азербайджана, для того чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 2/3 голосов лиц, участвующих в голосовании. В Чили для избрания в первом туре депутат должен также получить 2/3 голосов. В Италии до реформы 1993 года было установлено, что кандидат в сенаторы, чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей. На практике получить такое количество голосов очень трудно, поскольку голоса избирателей разбиваются между разными кандидатами, поэтому данная система может считаться также весьма нерезультативной и подразумевает проведение нескольких туров голосования.

Для сглаживания недостатков мажоритарной системы некоторые страны используют «переходные» варианты, такие как система ограниченного голоса (вотума) и непередаваемого голоса, и кумулятивного вотума. Суть первой и второй примерно одинакова, и заключается в том, что у избирателя в многомандатном избирательном округе меньше голосов, чем следует избрать от него депутатов. Кумулятивный вотум характеризуется наличием у избирателя стольких голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше, и распределение имеющихся голосов в свободном порядке. Данные системы достаточно редки (Испания применяет ограниченный вотум для избрания сенаторов), но опыт их использования был у многих зарубежных стран.

Рассмотрев мажоритарную избирательную систему и ее разновидности, следует сделать промежуточные выводы. Очевидно, что данная система в целом обладает неотъемлемыми достоинствами, которые заключаются в простоте ее использования как для проводящих выборы органов, так и для участвующего в них населения страны. Также достоинство состоит в непосредственно заложенном принципе большинства, несмотря на разновидность данной системы, избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством избирателей, что позволяет говорить о создании прочного и стабильного государственного органа. На мой взгляд, система идеально подходит для одномандатных избирательных округов. Однако имеются и существенные недостатки, которые зачастую делают систему нерезультативной и не экономной в использовании, как правило, неадекватность полученных результатов проявляется в применении данной системы в многомандатных избирательных округах.

Проведя достаточно подробный анализ в данной главе мажоритарной избирательной системы, были сделаны определенные выводы и отражены ее достоинства и недостатки. Для подведения окончательных итогов и выбора оптимальной избирательной системы в следующей главе будет рассмотрена другая разновидность избирательной системы - пропорциональная.

В науке конституционного права в понятие "избирательная система" вкладывается двоякое содержание: 1) в широком смысле она рассматривается как важнейший элемент политической системы государства. Это весь организм формирования выборных органов государственный власти и органов местного самоуправления. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Она охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов (см. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право); б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс); в) в некоторых странах отзыв выборных лиц; 2) в узком смысле - это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов.

Мажоритарная избирательная система (от фр. "majorite" - большинство) означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа. Причем от каждого округа обычно избирается один депутат (т. е. один округ - один депутат). Иногда от одного округа избирается большее число депутатов. Действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еше в нескольких десятках стран. Практика применения этой избирательной системы показывает, что подобная система способна обеспечить более успешное формирование парламента с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительства.

Недостатком мажоритарной избирательной системы является то, что она заметно сужает возможности на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов меньшинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых вообще остается без парламентского представительства, хотя в совокупности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения.

Типы мажоритарной избирательной системы большинство может быть относительным, абсолютным и квалифицированным, в рамках мажоритарной системы различают три ее разновидности. 1) Мажоритарная система относительного большинства - самый распространенный вид мажоритарной системы. При ее применении избранным считается тот кандидат, который набрал больше голосов, чем его соперники.

Преимущества данной избирательной системы: она всегда результативна - каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования; парламент формируется полностью; нет необходимости проводить второй тур голосования или новые выборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум; понятна избирателям; экономна; позволяет крупным партиям получить "твердое" большинство и сформировать устойчивое правительство. Недостатки системы: 1. Часто депутат избирается меньшинством избирателей 2. "Теряются" голоса, поданные за других кандидатов 3. Искажаются результаты голосования в масштабах всей страны. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) победу на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь 1/10 голосов избирателей. Рассматриваемый тип мажоритарной избирательной системы более приемлем для стран с двухпартийной системой (США, Великобритания и др.).

2) Мажоритарная система абсолютного большинства отличается тем, что: во-первых, для избрания от округа необходимо набрать не простое большинство, а обязательно абсолютное (т. е. 50 % плюс один голос) большинство голосов от принявших участие в голосовании избирателей; во-вторых, если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится второй тур, в котором, как правило, участвуют лишь два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре; в-третьих, победителем (из двух оставшихся кандидатов) во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем соперник; в-четвертых, как правило, предусматривается обязательный кворум: чтобы выборы считались состоявшимися, необходимо участие более половины (т. е. 50 %) избирателей от числа зарегистрированных (реже - 25 % или иное количество). Достоинством указанной избирательной системы является то, что она дает меньше искажений.

3) Мажоритарная система квалифицированного большинства предъявляет крайне высокие требования к количеству голосов, необходимых для избрания. Например, до 1993 г. в Италии, чтобы быть избранным итальянским сенатором, необходимо было получить 65 % (почти 2/3 голосов). Как правило, в демократических странах подобное большинство с 1-го раза получить практически невозможно. Поэтому данная система применяется крайне редко.

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Пензенский филиал)

Кафедра «_________________________»

Направление ________________________________

(Экономика, Менеджмент, Бизнес-информатика)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ______________________________________

____________________________________________________

Тема (вариант)___ _________________________________

_____________________________________________________

Студент______________________________

Курс________ № группы ______________

Личное дело № ________________________

Преподаватель ________________________

(уч. степень, должность, Ф.И.О.)

Пенза – 2013

ТЕМА 7. Избирательная система.

План.

1. Введение.

2. Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки.

3. Пропорциональная избирательная система, её специфика в различных странах. Преимущества и недостатки.

4. Избирательная система в современной России.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Введение.

Данная контрольная работа посвящена избирательным системам, их классификации, особенностям функционирования, а так же достоинствам и недостаткам этих систем. Подробно рассмотрена Российская смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки.

2.1. Понятие и признаки мажоритарной избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite - большинство) - система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты (независимые или выдвинутые от имени партий), получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии. В России мажоритарная система применяется при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).

Признаки мажоритарной избирательной системы:

1. Мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным административно-территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно-территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному-единственному, причем чисто формальному признаку – в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии – тип поселения, этнический состав населения и т.п. – не учитываются. Административно-территориальные округа – это не географическая или административная данность. Они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

Однако возможно использование и многомандатных административно-территориальных округов, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании). Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц.

2. При мажоритарной системе выборы могут быть проведены в два тура (Франция, выборы президента в РФ и др.). В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования нелегитимного органа власти). Если первый тур не определил победителя, то во второй тур выходят два или более кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Победитель определяется по относительному или простому большинству голосов. Несомненное достоинство этой системы, лежит на поверхности, оно в простоте и понятности процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный депутат формально представляет абсолютное большинство избирателей. В то же время, применение такой избирательной модели значительно увеличивает затраты на проведение выборов, как со стороны государства, так и со стороны кандидатов.

По мнению Р. Таагепера и М.С.Шугарта “целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами.

Так, промежуток между первым и вторым туром голосования действительно используется французскими партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.

Однако нетрудно заметить, что даже эта избирательная модель не обеспечивает адекватного отражения политических предпочтений избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората. Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования превращается в выбор “наименьшего из двух зол”, а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции.

3. При мажоритарной избирательной системе возможен вариант - так называемого “кумулятивного” голосования, когда избиратель получает несколько голосов и распределяет их между кандидатами по собственному усмотрению (он может, в частности, “отдать” все свои голоса одному, наиболее предпочтительному для него, кандидату). Эта система применялась пока только для выборов Палаты представителей американского штата Орегон.

2.2. Разновидности мажоритарной избирательной системы.

I. По методике определения победителя существуют три разновидности мажоритарной системы:

1. Система относительного большинства предполагает, что для победы кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любому из его соперников. Для этой разновидности мажоритарной системы число голосов, необходимое для победы, напрямую зависит от числа кандидатов, баллотирующихся в каждом округе. Чем больше кандидатов, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более десятка, то избранным может оказаться тот, за которого подано всего 10% голосов или менее. Соответственно за его соперников проголосовало около 90% избирателей. Получается, что данный кандидат избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством. В этом заключается специфический недостаток этой разновидности мажоритарной избирательной системы.

Достоинством системы относительного большинства является то, что она результативна, поскольку вероятность получения одинакового наибольшего числа голосов крайне мала. Кроме того, обычно не устанавливается минимальный порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися.

Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах, в том числе в США, Великобритании, Индии, Канаде.

2. Система абсолютного большинства предполагает, что для победы на выборах необходимо получить больше половину голосов (минимум 50% + один голос). Достоинство этой разновидности мажоритарной системы заключается в том, что избранным оказывается тот кандидат, которого поддержало действительно большинство проголосовавших. Однако специфический ее недостаток – выборы часто оказываются нерезультативными. Потому что чем больше в округе баллотируется кандидатов, тем меньше вероятность того, что кто-то из них наберет абсолютное большинство голосов. В этом случае проводится второй тур выборов, в котором принимают участие, как правило, два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Хотя, например, во Франции на выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом не менее 12,5 % голосов от числа зарегистрированных в округе избирателей.

Мажоритарная система абсолютного большинства используется, например, на парламентских выборах в Австралии, Франции, на президентских – в Австрии, Бразилии, Португалии, Финляндии, Франции.

3. Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

II. По методам выдвижения кандидатов:

В одних государствах кандидат может самовыдвигаться, в других - только от партии. С одной стороны, самовыдвижение позволяет попасть в парламент популярной личности; с другой - самовыдвиженцы отчитываются только перед избирателями, но могут и примыкать к удобной для них партии.

2.3. Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы.

В целом этот тип избирательной системы имеет ряд достоинств:

1. Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. Препятствует созданию многочисленных партийных фракций в парламенте.

3. Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам.

4. Способствуя победе крупных политических партий, позволяет формировать при парламентских формах правления и полупрезидентских республиках устойчивое правительство.

5. Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Однако у мажоритарной системы есть и определенные недостатки:

1. Значительная часть избирателей может быть не представлена в выборном органе, так как голоса, поданные за потерпевших поражение кандидатов, пропадают. Проиллюстрируем это на условном примере соперничества трех кандидатов, представляющих различные партии, в одном округе:

Как видно, в данном округе победил кандидат В, а немногим менее половины избирателей проголосовало фактически впустую. Если же говорить о системе относительного большинства, то не представленными в выборном органе могут оказаться уже более половины избирателей.

2. Происходит сокращение представительства политических партий во властных структурах. Если вернуться к нашему примеру, то из трех партий лишь одна смогла провести своего кандидата. Особенно невыгодна эта избирательная система для небольших и средних по своему влиянию партий. В острой борьбе за единственный в округе мандат им весьма непросто противостоять крупным партиям, а в масштабах всей страны – составить реальную конкуренцию этим политическим силам.

3. Возникают диспропорции между количеством полученных партиями мандатов и числом проголосовавших за них избирателей. Воспользуемся условным примером, в котором три политические партии – А, В и С – выставили своих кандидатов в трех округах.

Этот пример убедительно показывает, что партия, получавшая в целом по стране больше голосов, чем ее соперники, может в итоге получить меньшее число мест в выборном органе.

4. Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

5. Результат выборов в значительной степени определяется финансовыми возможностями конкретного кандидата, что делает его зависимым от небольшого числа доноров.

2.4. Модификации мажоритарной избирательной системы.

Попытки преодолеть недостатки мажоритарной избирательной системы привели к ее модификациям в некоторых странах мира.

1. Система ординального голосования (система передаваемого голоса) используется для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей. При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.

2. В Японии используется система с одним непередаваемым голосом в многомандатных округах, т.е. при наличии нескольких мандатов избиратель имеет только один голос, который не может передаваться другим кандидатам, а мандаты распределяются в соответствии с рейтингом кандидатов.

3. Интересной представляется система выборов на основе кумулятивного голосования, использующейся при формировании палаты представителей американского штата Орегон, при которой избиратель в многомандатном мажоритарном округе получает соответствующее количество голосов, но распоряжается ими свободно: может распределить свои голоса между несколькими симпатичными ему кандидатами, а может отдать все свои голоса одному из них, наиболее предпочтительному.

4. А еще бывает преференциальная избирательная система. Такая избирательная система применяется в многомандатных округах, где избиратель самостоятельно выводит рейтинг всех кандидатов. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства из всего списка кандидатов, то исключается тот, кто набрал меньше всего первых мест. Эта процедура исключения кандидатов, набравшие наименьшее количество первых мест, может охватывать несколько этапов и продлится до тех пор, пока необходимое количество кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов.

5. Еще одной модификацией мажоритарной избирательной системы является американская система выборов президента. Она характеризуется тем, что избиратели выбирают своего президента не прямо, а через коллегии выборщиков. Кандидатов в члены коллегии выборщиков выдвигают единым списком комитеты политических партий из 50 штатов. Количество коллегии выборщиков равно числу сенаторов и членов палаты представителей конгресса США, выбранных из данного штата. В день президентских выборов избиратели голосуют за членов коллегии выборщиков от той или иной партии. На заключительном этапе коллегии выборщиков отдают свои голоса персонально за кандидатов в президенты и вице-президенты.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27