Ласковый май год выпуска. Ласковый май

За пять лет существования в классическом составе «Ласковый май» добился такого успеха, что повторить его до сих пор не удалось никому из представителей российского шоу-бизнеса: собрать подряд 13 аншлагов в «Олимпийском», когда сама с «Рождественскими встречами» давала один за одним максимум десять концертов.

Выступать на стадионах, где заняты не только арена и места на трибунах, но и мачты освещения. Обойти в хит-парадах , и и добиться, чтобы строчки хитов знала вся страна. Творчество легендарной группы – пример филигранного в своей удаче сочетания искренности вложенных эмоций и своевременности появления, когда в стране появился запрос на «евродиско» и простые, близкие каждому песни.

История создания

Летопись знаменитого коллектива начинается в российской глубинке. Разумеется, приглашая в кружок самодеятельности Оренбургской школы-интерната №2 недавно поступившего воспитанника, руководитель объединения, 22-летний Сергей Кузнецов, не предполагал, какой грандиозной истории дает начало его шаг.


Тогда, в 1986 году, у Кузнецова уже были на руках будущие хиты «Ласкового мая»: «Маскарад», «Встречи», «Вечер холодной зимы». Молодой человек, увлеченный музыкой, написал их, пока служил в армии. Вместе с учеником интерната Славой Пономаревым Кузнецов собирался создать группу, но требовался вокалист.

Осенью руководителем учреждения назначили Валентину Тазикенову. До этого работник образования руководила детдомом в поселке Акбулак. За год до перевода в Оренбург она попала в состав комиссии, решавшей судьбу 12-летнего . У мальчика умерла мама, растившая его в одиночку, и некоторое время ребенок бродяжничал. Тазикенова забрала его в Акбулак, а в 1986 году – в Оренбург.


Поначалу распевание слезливых песенок интересовало подростка куда меньше, чем спорт. Свободное время Шатунов проводил на хоккейных тренировках или на футбольном поле. К тому же остальные дети не приняли новичка. Вскоре Шатунов сбегает из учреждения. Убедить его вернуться удается только Кузнецову.

Песни, которые позднее будут петь стадионы, впервые прозвучали на новогодней дискотеке в интернате в декабре 1986 года. Название группы так и не было придумано – оставили рабочую версию «Ласковый май». Словосочетание взято из текста композиции «Лето».


После новогодних каникул музыканты делают черновые записи на самодельной студии, и «включается» сарафанное радио. Спустя семь дней мелодии звучат по всей Оренбургской области. Аудитория, испытывающая потребность в новой музыке, написанной не по партийному заданию, а под влиянием понятных любому человеку чувств сама распространяет материал. Песни Кузнецова переписываются с кассеты на кассету, переходят из дома в дом.

Ажиотаж не проходит даром: в марте 1987 года Кузнецова увольняют. Формальный повод – исполнение Шатуновым на фестивале в честь дня рождения песни о любви. Юра после случившегося вновь покидает интернат. Но осенью руководство учреждения прибегает к помощи Кузнецова для организации праздников и дискотек. Во время каникул композитор записывает минусовую фонограмму, совершенствуя звучание песен, а чуть позже привлекает Шатунова к записи материала на базе Дома творчества.


Кассеты Кузнецов отдает на продажу знакомому, который торгует мелкими товарами на железнодорожном вокзале Оренбурга. Пассажиры поездов дальнего следования прислушиваются к рекомендациям продавца. Железная дорога разносит «Белые розы» во все концы страны.

Одна из этих записей попадает и к 25-летнему . Одержимый мечтой покорить сцену, молодой человек тогда пытался выстроить сотрудничество с Юрием Чернавским, композитором «Миража», Аллы Пугачевой и других звезд первой величины. Тот в 1986 году создает студию популярной музыки «Рекорд» и предлагает энтузиасту Разину подыскать талантливых ребят для записи шлягеров. В этот период будущему продюсеру «Ласкового мая» и попадается творчество представителей оренбургского интерната.


Во второй половине 80-х у советских слушателей под влиянием западной культуры формируется запрос на музыку в стиле «евродиско». За рубежом перемены начинаются еще в 1984 году – с выходом хита и «You’re my heart, you’re my soul». Советская эстрада, проходящая сквозь фильтры худсоветов, не может предложить даже частично приемлемого продукта. Андрей Разин, слушая «Белые розы» и «Седую ночь», если не осознает, то чувствует: в Оренбурге находится настоящее сокровище.

Ему приходится затратить немало сил, чтобы отыскать уволенного Сергея Кузнецова и его вновь удравшего к тетке подопечного. Но обнаружив их, Андрей Разин уговаривает обоих переехать в столицу, и здесь его усилия стремительно вознаграждаются.

Состав

Вскоре после знакомства с Шатуновым и Кузнецовым Разин возвращается в Оренбургский интернат. Продюсер прослушивает воспитанников, чтобы взять дополнительных участников в группу. Так в «Ласковом мае» появляется второй солист Константин Пахомов и бэк-вокалисты Сергей Серков, Игорь Игошин и другие. Часть ребят садятся за инструменты. И уже в сентябре 1988 года, спустя полгода подготовки, коллектив отправляется во всесоюзный тур.


Успех гастролей подталкивает Разина к мысли о создании дублирующего состава. В том же году к микрофону становится он сам. Теперь коллективов «Ласкового мая» два: в одном поет Шатунов, в другом – Пахомов и Разин. Кроме того, создается студия «Ласковый май» для талантливых сирот. Это позволяет Разину создавать бесконечное число коллективов под одним и тем же брендом, пользовавшимся феноменальной популярностью. В разное время приходят вокалисты Антон Токарев, Виктор Куликов, Олег Крестовский и другие.

Документальный фильм «Ласковый май. Лекарство для страны»

Главным условием проведения концерта становится запрет на съемку артистов. Портретов звезд, с которыми можно было бы сравнить внешность приехавших на гастроли исполнителей, нет. В результате, как сообщается в фильме «Ласковый май. Лекарство для страны» (ТВЦ),

«в какой-то момент по стране гастролируют 60 «Ласковых маев» и 30 «Юр Шатуновых».

Далеко не все двойники созданы при поддержке Разина. Однако именно продюсеру коллектива приходится расхлебывать заваренную аферистами кашу, когда в январе 1989 года «Утренняя почта» показывает долгожданный клип «Белые розы». Многие впервые видят Шатунова, несмотря на то, что не раз бывали на концерте «Ласкового мая». Разин становится подозреваемым по уголовному делу о хищении социалистической собственности.

Песня «Белые розы» группы «Ласковый май»

Этот скандал, а также проблемы с криминальными кругами и разногласия в группе приводят к уходу из нее Кузнецова и Пахомова. На место автора музыкального материала Разин приглашает , и тот к началу лета 1989 года создает песни для восьмого альбома артистов.

Всего за пять лет творческой деятельности «Ласкового мая» в его составе побывало 34 участника. При этом 12 артистов выступали в качестве вокалистов или бэк-вокалистов. Но только один исполнитель спровоцировал уходом завершение биографии легендарной команды.


В 1992 году Юрий Шатунов заявил Разину, что намерен начать сольную карьеру. Продюсер пытался уговорить артиста остаться, некоторое время держал у себя его документы, но, в конце концов, сдался. В истории «Ласкового мая» была поставлена точка.

В 2009 на волне популярности ретро Разин попытался возродить ансамбль с собой в роли главного вокалиста. Компанию ему составили бывшие участники группы. Однако к 2013 году гастрольная деятельность новой версии «Ласкового мая» сошла на нет.


«Википедия», по данным на 2018 год, перечисляет 11 умерших участников группы. Вскоре после ухода главного вокалиста скончался Игорь Игошин (барабанщик), а спустя год неподалеку от места проживания Шатунова неизвестный застрелил бывшего клавишника команды Михаила Сухомлинова. В 1996 году разбился в аварии экс-вокалист Юрий Барабаш.

Музыка

Новаторство коллектива заключалось не только в стилистике творчества, но и в его ориентации. Уже во время первых гастролей, осенью 1988 года, стало ясно, что главные поклонники «Ласкового мая» - школьники, пришедшие на концерт без родителей. Простые и эмоциональные тексты Кузнецова кардинально отличались от идеологически выдержанного советского творчества для молодежи, а музыка была так похожа на энергичные западные хиты.

Песня «Седая ночь» группы «Ласковый май»

Непохожесть подчеркивал и скандальный для того времени внешний вид музыкантов: наброшенные на голое тело джинсовки, макияж и безумные прически. Это стоило артистам эфиров на радио и ТВ, но к концу первого тура стало очевидно: они обойдутся и без традиционных инструментов умирающей системы.

В октябре 1988 года на студии «Рекорд» создается первый альбом, предсказуемо названный «Белые розы». До конца года выпускаются еще три альбома. СМИ не могут игнорировать их растущую популярность и ставят в эфир клип на заглавную композицию с дебютного альбома.

Песня «Розовый вечер» группы «Ласковый май»

В следующем году группа выпускает семь альбомов, в том числе «Розовый вечер». Одноименный хит, сочиненный Сергеем Кузнецовым, Константин Пахомов записывает на студии «Рекорд» уже после ухода из группы. Однако имеющий доступ к материалу Разин включает композицию в репертуар Шатунова.

В 1990 году на пяти альбомах издается новый материал. Год спустя проходит тур по американским городам. А в начале 1992 года деятельность группы прекращается.

«Ласковый май» сейчас

В 2009 году вышел художественный фильм, основанный на истории группы. К премьере Разин приурочил попытку возродить коллектив. Сейчас «Ласковый май» не гастролирует. Андрей Разин занимался бизнесом, работает советником мэра Ялты. Женат четвертым браком. В 2017 году произошло трагическое событие – от сердечного приступа .


Юрий Шатунов, после славы решивший получить образование звукорежиссера, занимается сольным творчеством. В 2018 году продолжают выходить его новые песни.

Клипы

  • 1988 - «Тающий снег»
  • 1989 - «Белые розы»
  • 1989 - «Розовый вечер»
  • 1989 - «Лето»
  • 1990 - «Ты просто был»
  • 1991 - «Закрой за мною дверь»
  • 1991 - «Все напрасно»

Дискография

  • 1988 – «Белые розы»
  • 1988 – «Старый лес»
  • 1988 – «Разбитая любовь»
  • 1989 – «8 марта»
  • 1989 – «Розовый вечер»
  • 1989 – «На крыше»
  • 1989 – «Гудбай, беби»
  • 1989 – «Ласковое лето»
  • 1989 – «Сказочный берег»
  • 1989 – «Октябрьский альбом»
  • 1990 – «Глупые снежинки»
  • 1990 – «Машка-матрешка»
  • 1990 – «Озорная девчонка»
  • 1990 – «Возвращайся»
  • 1990 – «Остров на двоих»
  • 1991 – «Закрой за мной дверь»
  • 1992 – «Случайная встреча»

Советская «Фабрика грёз»

В русской и советской литературе есть множество сюжетов, герои которых - беспризорные дети. Почти единственным легальным способом заработка для беспризорника было пение. На рынках и в поездах жалостливыми высокими голосами они распевали песни вроде «Разлуки» или «Чёрного ворона» под писклявую гармонику или аккордеон. Фигура беспризорника стала знаковой в Советском государстве, где с момента его образования, из-за частых социальных потрясений тысячи детей неоднократно выбрасывались на обочину жизни, оставаясь без родителей и близких людей. Такие произведения, как «Республика ШкИД» и «Педагогическая поэма» увековечили сирот в литературе. Традиционно сирые вызывали жалость у русских людей, и каждый старался им подарить хотя бы частичку своего тепла, которым дети были обделены от рождения. Поэтому, когда появился «Ласковый май», советский народ, можно сказать, был уже готов. Готов полюбить группу, где ребята, оставшиеся без пап и мам, пели про белые розы…

В мае 1986-го года на перрон оренбургского вокзала сошёл демобилизованный рядовой войск химзащиты. Два года службы в рядах Советской армии не прошли для Сергея даром: он написал свои первые четыре песни и получил бесценный опыт в войсковом ансамбле «Контакт-730». Но остался и горький осадок – в армии Кузнецов повредил руку, навсегда лишившись возможности играть на гитаре. А ещё приобрёл скверную привычку глушить земные тяготы «зелёным змием»…

Идею собственной группы Сергей вынашивал долго. Ещё до службы, в 1984-м году он создал ансамбль при доме отдыха «Оренбургский», гитаристом в котором стал его сосед Рафаэль Исангулов, кстати один из будущих участников ЛМ. Названия коллектив не имел и вскоре распался, так как Сергея призвали в армию. Уже перед самым призывом он успел поработать руководителем музыкального кружка в оренбургском интернате №2, директор которого выделил 20 тысяч рублей безналом на закупку музыкальных инструментов для будущей группы.

После демобилизации Сергей вернулся в дом отдыха и проработал в нём всё лето. К слову, именно на его территории был тот самый «старый лес», которому он посвятил одну из своих первых песен. Но осенью санаторий закрылся на реконструкцию, и Кузнецов решил вернуться в интернат, где его ждало сразу две новости.

Во-первых, дорогие инструменты за два года пришли в полную негодность. Всё это время на них играли все, кому не лень, почти полностью их доломав. Во-вторых, сменился директор – им стала Валентина Николаевна Тазикенова, переведённая в Оренбург из Акбулакского детского дома.

«Мы взяли его на полставки. Тогда в советское время сложно было это всё делать. Инструменты купили. Ну, ребята знают, что надо покупать, и Кузнецов сам знает. Ну там гитара-бас, гитара-соло… ».

(Валентин Тазикенова)

Вместе с собой Тазикенова забрала из Акбулака несколько старших воспитанников, одним из которых был 18-летний Слава Пономарёв , который после выпуска из детского дома остался работать при нём кочегаром. В Оренбурге Слава получил «повышение» – место руководителя технического кружка. Под его началом интернатские пацаны гоняли на картингах, которые сами же и ремонтировали. Общее увлечение музыкой и техникой сблизило Славу с Кузнецовым, и они вместе занялись восстановлением повреждённого оборудования.

Однако занятия в музыкальном кружке всё никак не начинались. Прослушав с десяток поющих детдомовцев, Сергей так и не нашёл подходящего солиста. На помощь вновь пришёл Слава. Он вспомнил, что в Акбуалкском детском доме был парнишка с необыкновенным музыкальным слухом, которого звали Юра .

Это была ниша, которую нужно было заполнить. И я искал вокалиста, который должен был быть именно таким, потому что детям верят. Детям верят больше…. Не хватало правды, правды в исполнении. Чтобы ему поверили. И вот эти феньки: маленькая хрипотца (потому что Юрка курит и курил с детства) .

А почему именно Шатунов?
- В то время был конец 86-го года и тогда я познакомился со Славой Пономаревым. Просто случайно. Он был из Акбулакского детского дома. Акбулак – это такое селение, район… недалеко от Оренбурга. А он мне говорит – ты знаешь, есть такой пацан, слух обалденный у него. Чумовой просто слух. Я говорю: вези его. Он мне его привозит. Я послушал – ну вроде ничего .

В тот же вечер Слава махнул в Акбулак и привез Шатунова в оренбургский интернат. Услышав как Шатунов поёт, Кузнецов сразу понял – перед ним тот солист, которого он искал! Помимо абсолютного слуха и высокого пронзительного голоса в Юре была неподдельная искренность, которой так не хватало советским эстрадным артистам, звучавшим по радио и с телеэкранов. К тому же даже артисты, считавшиеся «подростковыми кумирами», были ощутимо старше своих фанатов. Юре Шатунову было суждено стать первым поющим тинэйджером, который будет петь для таких же как он подростков, песни на темы, которые их волнуют!


Шатунова оставили в Оренбурге, однако уже на следующее утро он сбежал в город Тюльган, где жила его тётя. Советский интернат место не из приятных – даже самые добрые воспитатели не в состоянии заменить родителей, а ещё там были насмешки и издевательства старших ребят, от которых Юра особенно страдал в Акбулаке. И самое главное – отсутствие даже маленького уголка, в который можно было бы забиться, чтобы хоть немного побыть одному… За пределами интерната люди смотрели на детдомовцев с неприязнью и подозрением, считая их едва ли не уголовниками. Доля правды в этом была – вместе с остальными ребятами Юра довольно часто забирался в соседние дачи, где воспитанники воровали яблоки и всё, что плохо лежало.

В то время музыка ещё не сильно занимала будущую звезду, и скучным репетициям он предпочитал активный отдых: летом – картинг, зимой – хоккей. Иногда он влетал на репетицию с мороза, даже не сняв коньки!

Наступил декабрь. Вместе со своим новым другом Серёжей Серковым Юра с увлечением занимался оформлением дискотеки к предстоящему новогоднему вечеру, часами репетируя песни. На тот момент группа состояла всего из трёх участников: бас-гитариста Славы Пономарёва, клавишника Сергея Кузнецова и солиста – Юры Шатунова.

Первое выступление

И вот мы начали готовить программу, это был конец 86-го, это был декабрь месяц. Сделали мы несколько песен, песни были только мои, потому что я встал перед фактом, чтобы что-то сделать, надо, чтобы было хорошо. Надо не повторяться. Ничего такого старого не искать, а делать что-то новое, своё. И тогда я в шутку сказал: Юра, готовься, через год ты будешь звездой .

Первое выступление Ласкового мая состоялось на интернатской новогодней дискотеке 31 декабря 1986 года. Впрочем, маем он ещё не был. Выбор названия давался не легко, и даже в день выхода на сцену имени у группы ещё не было.

Наступил вечер, и воспитанники стали выносить из зала кресла, освобождая место для танцев. Тем временем, за кулисами разгорелся спор – как же представляться публике? Было озвучено несколько вариантов, наконец Сергей предложил назвать группу «Ласковый май», ухватившись за строчку из песни «Лето»: «Нам кажется длинной зима-зима, но ласковый май вступит в права...».

Сергей Кузнецов вспоминает: «название не понравилось никому. И мне тоже. Решили, что-нибудь придумать другое… А теперь некогда придумывать. На сцену надо… Так и решили оставить…» .

Несмотря на свою «слащавость», название оказалось на редкость удачным – о чём, как не о тёплом мае люди мечтают долгой холодной зимой? Всего через несколько лет слова «Ласковый май» станут одним из символов Перестройки, которая тоже воспринималась как весна после долгой застойной зимы!

Выступление имело ошеломительный успех. В разговоре с мамой Сергея директриса Тазикенова назвала его «сенсацией» . Если до этого Кузнецова упрекали за то, что он репетирует только с одним воспитанником и пытались навязать интернатский хор, то после этого отстали. Стало очевидно, что группа может принести интернату (а значит и его директору) славу даже на серьёзных конкурсах самодеятельности! К тому же её руководитель не просил у интерната дополнительных средств: всё оборудование для дискотек, радиодетали и инструменты он покупал со своей нищенской, даже по тем временам, зарплаты 70 рублей.

С Нового года, «Ласковый май» выступал на всех интернатских вечерах. На одном из них у Юры произошла ломка голоса. В испуге мальчик бросил микрофон и убежал со сцены. Выйдя за кулисы, Сергей налил ему рюмочку подсолнечного масла, успокоив: ты ещё будешь звездой!

Гудбай, Ленин!

В марте 87-го «Ласковый май» был приглашён на районный смотр художественной самодеятельности. Группа подготовила новые песни: «Тающий снег» и «Лето», тогда же должна была состояться премьера «Метели в чужом городе». Но прозвучать ей было не суждено. Уже на смотре выяснилось, что посвящался он очередной годовщине Ленина, значит и репертуар нужен был соответственный - не диско-шлягеры, а патриотические песни юных пионеров! В зале сидело высокое начальство из горкома Партии, сердца которого «Тающий снег» согреть увы не мог. Не дожидаясь исполнения третьей песни, группу буквально выставили со сцены .

«Думаем, Юра как жахнет и как первое место нам принесёт!... Кошм-а-ар! Поднимает жюри: 3, 2… Я в шоке. Вы понимаете? Это вот… Зал… Мальчишки и девчонки аплодируют стоя, а жюри ставит такие баллы. Я расстроилась. Ну слетели мы, даже призовое место не заняли. Я думаю, ну Кузнецов, я тебе… подожди! Юрка подходит ко мне: да ладно, Валентина Николаевна…» .

После провала Кузнецов был с позором уволен из интерната и перебрался в ДК «Орбита» на Заводской улице, где занялся организацией дискоклуба. На лето Юра уехал к тёте в Тюльган, а 12 сентября Тазикенова попросила Сергея вернуться. Без его песен интернат уже обходиться не мог. Сергей вернулся, но и в доме культуры место за собой сохранил.

Белые розы

«Ласковый май - это олицетворение сиротской страны, которая разваливалась на глазах. Беззащитны шипы… Какой яркий образ! Вот это удивительное по своей философской глубине, идее мысль конечно всю страну уложила ».

«Я иду домой, а в голове почему-то звучит фраза какая-то бессмысленная «белые розы». Ну, что звучит, что за фраза? Пришёл домой, с этой же фразой и лёг спать, уснул. Утром просыпаюсь, завариваю чай крепкий, как всегда, сажусь за инструмент, за пианино, минут за пятнадцать делаю именно… текст. Сначала черновой, потом на чистую написал ».

В конце 87-го года родился главный хит Ласкового мая, его визитная карточка «Белые розы». По словам Кузнецова, он написал песню наутро после дружеской попойки всего за 15 минут .

Но вместо эфемерных мук творчества, «Белые розы» принесли вполне ощутимые физические муки. Во время записи песни Юра Шатунов случайно отхлебнул из бутылки с перекисью водорода (она использовалась для дискотечного дыма), приняв её за воду…

Сессия закончилась кровавой рвотой и вызовом скорой помощи. Голос к мальчику вернулся далеко не сразу, а запись «Белых роз» была отложена на целых два месяца…

Уже в следующем году «розы» станут всесоюзным хитом, породив на эстраде моду на «розовые» песни: «Розовые розы Светке Соколовой» ВИА Весёлые ребята, «Жёлтые розы» от группы Фристайл, «Снег на розах» и «Розы для папы» Игоря Николаева. Кроме того, у самого Ласкового мая будут «Серебряные розы», принадлежащие перу Юрия Гука.

«Белые розы это просто подтекст. О ненужности. То есть, о том, как часто происходит в мире, когда кто-то нужен, он нужен. Им любуются, его берегут, а потом проходит определённое время, и человек становится ненужным, и все его просто выкидывают из жизни. А люди думают про белые розы» .

К теме ненужности Кузнецов будет обращаться не единожды. «Глупые снежинки», выпавшие в тёплом марте; забытые осенью «Цветы лета», замерзающие на клумбах «рано ушедшей осени»; новогодняя красавица-ёлка из песни «Последняя зима» группы Мама... И образ смерти, завуалированный пейзажной лирикой: проливные дожди, смывающие остатки лета, студёная зимняя вьюга, заметающая всё живое, тающий снег, который медленно умирает с наступлением весны…

  • В армии Сергей написал песни: «Маскарад», «Вечер холодной зимы», «Встречи» и «Старый лес».
  • «Ласковый май» - культовая группа перестроечного периода, затмившая по популярности все музыкальные коллективы и исполнителей, когда-либо выступавшие на отечественной поп-сцене. На счету этой группы несколько тысяч концертов, до отказа набитые стадионы и миллионы поклонниц. В 1990-м году согласно переписи при содействии Центрального Телевидения, - группа насчитывала 16 миллионов фанатов. Именно с … Читать всё

    «Ласковый май» - культовая группа перестроечного периода, затмившая по популярности все музыкальные коллективы и исполнителей, когда-либо выступавшие на отечественной поп-сцене. На счету этой группы несколько тысяч концертов, до отказа набитые стадионы и миллионы поклонниц. В 1990-м году согласно переписи при содействии Центрального Телевидения, - группа насчитывала 16 миллионов фанатов. Именно с появлением этого коллектива в стране впервые заговорили о шоу-бизнесе. На сцену вышли не образцовые пионеры с красными галстуками и идейными песнями, а обычные подростки, поющие о любви. До «Ласкового мая» никаких молодёжных концертов не существовало, были лишь детские утренники и дошкольные вечера, где бедные дети вынуждены были стоять «по стойке смирно». Этот коллектив просто взорвал изнутри всю советскую эстраду, на их концертах рыдали, кричали, школьные активистки-отличницы просто сходили с ума, порой вовсю размахивая нижним бельём. У молодёжи, наконец-то появились настоящие кумиры - их ровесники.

    Группа «Ласковый май» образовалась 6 декабря 1986 года в оренбургской школе-интернате № 2. Тогда она состояла всего из двух человек: талантливого поэта и композитора работавшего в то время руководителем музыкального кружка того же интерната Сергея Кузнецова и тринадцатилетнего воспитанника Акбулакского детского дома Юрия Шатунова. Уже к Новому году они сделали музыкальную программу, с которой и выступили всё в той же школе-интернате. А дальше были репетиции, написание нового музыкально материала, участие в смотре художественной самодеятельности детских домов, побеги Шатунова из интерната и снова репетиции. Так прошёл 1987 год. К новогодним праздникам ребята сделали новую программу, а после, 18 февраля они записали голос Шатунова в одном из местных ДК и наложив его на музыкальную фонограмму создали, таким образом, свой первый магнитоальбом. После этого Сергей отдал его за чисто символическую цену в один из музыкальных ларьков на местном железнодорожном вокзале и…

    И тут произошло небывалое, уже через пару месецев весь Союз слушал «Ласковый май».

    Так пришла популярность - группа стала выступать в местных ДК, появилось внимание прессы. Однако, не все были готовы к столь стремительному взлёту местного молодежного коллектива, в частности это не устраивало директора интерната Валентину Николаевну Тазикенову, которая стала всячески «зажимать» группу, мотивируя свои действия заботой о неокрепшей психики Шатунова, который по её мнению был не готов к свалившейся на него популярности. Ведь одно дело интернатский музыкальный коллектив, выступающий на утренниках и дискотеках, которым всегда можно закрыть дыры в культурно-развлекательных мероприятиях роенного масштаба, а другое - группа, привлекающая внимание телевидения и толпы поклонников. Со стороны администрации школы-интерната посыпались обвинения в сторону Кузнецова в эксплуатации ребёнка и краже музыкального оборудования, что привело к увольнению Сергея и возбуждению уголовного дела. Как следствие произошёл фактически распад группы.

    Приблизительно тогда - летом 1988 года в Оренбурге с липовой корочкой работника Министерства Культуры появляется Андрея Разина, на самом деле работающий на московской звукозаписывающей студии «Рекорд». Незадолго до этого Разин совершенно случайно услышал об уже достаточно популярной на тот момент оренбургской группе и в его голове тут же родился план действий. Наведя переполох в «культурных верхах» Оренбуржья Андрей заминает скандалы, связанные с Кузнецов и строго настрого запрещает интернатскому руководству подпускать прессу к Юрию Шатунову, ведь только так, при отсутствии какой-либо информации о группе Разин сумеет влиться в коллектив и осуществить свои замыслы. Далее Андрей Разин уговаривает Кузнецова переехать в Москву для работы на студии, пообещав вскоре перевезти туда же Шатунова. Сергей соглашается и 4 июля 1988 года приезжает в столицу. Однако на деле всё выходит иначе, оказывается, что в Москве с лёгкой руки Разина под фонограмму Юрия Шатунова уже не первый день выступают совершенно посторонние люди называющие себя группой «Ласковый май». Под предлогом зарабатывания начального капитала, Андрей Разин склоняет Кузнецова к участию в «гастролях».

    Видя бездействия Разина в переводе Шатунова в Москву, Сергей сам отправляется в Оренбург и без разрешения интернатского руководства 9 сентября 1988 года привозит Юрия в Москву.

    Исходя из сложившейся ситуации Разин прикладывает все усилия и вскоре официально оформляет Шатунова в Московскую школу-интернат № 24.

    Вскоре коллектив пополняет Сергей Серков (друг Шатунова по интернату) в качестве барабанщика, а 3 января 1989-го года Кузнецов привозит в Москву из Акбулакского детского дома Игоря Игошина и Сашу Прико (клавишные).

    Так же в январе 1989 года в программе «Утренняя почта» проходит премьера клипа «Белые розы», тогда же страна впервые лицезреет главного солиста «Ласкового мая» на экране.

    Чуть позже 11 февраля из Акбулака приезжает музыкант - старый знакомый Сергея Кузнецова, именно благодаря которому, и произошла судьбоносная встреча Сергея Борисовича Кузнецова и Юрия Васильевича Шатунова - Слава Понамарёв.

    Однако «расширение» творческого коллектива на этом не закончилось - позже Разин создал студию «Ласковый май» под флагом оной собрав огромное количество людей и сколотив несколько коллективов, которые от имени группы одновременно выступали в разных городах, зарабатывая по тем временам просто невиданные для эстрадных исполнителей деньги.

    Так же Разин уговаривает Кузнецова записать ему сольный альбом, который впоследствии подаётся под видом «Ласкового мая». Так Разин и переходит из администрации группы в вокалисты.

    В группе к тому времени складывается достаточно нездоровая обстановка - отношения между Сергеем Кузнецовым и Андреем Разиным сильно натянуты. Сергея не устаревало настоящее положение дел, но повлиять на сложившуюся ситуацию каким-либо образом он не мог.

    И Кузнецов покидает коллектив, предварительно в марте 1989 года записав альбом «Взрослые» с новым солистом Александром Прико. В последствии этот альбом, элементарно наложив на фонограмму голос Шатунова, группа «Ласковый май» издаёт от своего имени, что заметно «садит» новый коллектив Кузнецова названный «Мама».

    Два года подряд, в 1990-м и 1991-м во время школьных зимних каникул в Москве в СК «Олимпийский» проходили самые масштабные концерты группы «Ласковый май» - шоу-ревю «Белые розы - белой зимой», которые по своей популярности и количеству проданных билетов затмили знаменитые «Рождественские встречи» Аллы Борисовны Пугачёвой, приглашавшей к себе самых именитых звёзд поп-сцены. Перед этими концертами в фойе продавалась самая первая в истории отечественной эстрады музыкальная газета, издававшаяся самой группой. У «Ласкового мая» появился свой печатный орган с одноимённым названием. Подписаться на газету можно было в любом почтовом отделении страны.

    Вместе с Сергеем Кузнецовым для работы в новой группе из «Ласкового мая» ушли Александр Прико, Игорь Игошин, Слава Пономарёв и чуть позже Сергей Серков.

    Так же к лету 1989 года группу «Ласковый май» оставляет солист Константин Пахомов, работавший с Кузнецовым ещё в Оренбурге в период, когда администрация интерната вела травлю молодого коллектива, пресекая всякие встречи Сергея с Шатуновым. Фактически из основного состава группы остаётся лишь Юрий Шатунов со своим директором Аркадием Кудряшовым и конечно же Андрей Разин, который создав бесчисленное множество клонов знаменитой группы держал в своих руках бразды правления коллективом. Причём для поддержания интереса к коллективу Андрей Александрович выбрал весьма спорные методы, которые в частности в дальнейшем и привели к развалу «Ласкового мая». А именно Разин периодически запускал в прессу новости сомнительного характера, которые зачастую весьма пагубно влияли на саму группу. По признанию Андрея Разина, он полагал, что скандальные статьи регулярно появляющиеся в печати в состоянии удержать группу наплаву. Однако на деле всё выходило иначе, у группы стала складываться весьма скандальная репутация - она обросла массой слухов, лица солистов, которые без конца менялись в коллективе, не успевали запомнить даже самые преданные поклонницы, плюс слава группы работающей только под «фанеру». Всё это привело к полной дискредитации коллектива.

    В итоге в январе 1992 года Юрий Шатунов покидает группу «Ласковый май», а спустя некоторое время Андрей Разин объявляет о роспуске самой группы. Последние события имеют весьма сильный резонанс в обществе, опять же не без содействия самого коллектива. Андрей Разин обвиняет Шатунова в захвате особняка в городе Сочи и угрожает ему призывом в ряды вооружённых сил РФ, тот в свою очередь вещает с экранов телевизоров о том, что Разин похитил у него и не думает отдавать весь творческий материал, трудовую книжку и паспорт.

    Однако со временем страсти утихают и после выпуска нескольких сольных альбомов бывшие коллеги в 1996 году вновь собираются вместе, чтобы поучаствовать в предвыборной кампании Геннадия Зюганова в президенты РФ. Проводится несколько совместных концертов, выпускаются агитки с фотографиями «звёзд» и с завершением предвыборных акций Юрий Шатунов и Андрей Разин опять расстаются для того, чтобы вновь исчезнуть на несколько лет из поля зрения своих фанатов. Андрей занимается политикой в Ставрополье, Юрий некоторое время живёт в Сочи, затем уезжает в Германию, чтобы обучиться профессии звукорежиссёра, при этом изредка давая концерты для местных эмигрантов из Росси.

    Но всё меняется… Меняется с приходом нового тысячелетия. На волне подъёма музыки диско Шатунов делает римэйки старых композиций и с данным материалом в 2002-м году возвращается на Российскую большую сцену. Его песни вновь имеют оглушительный успех, и хотя его популярность нельзя даже близко сравнить с той, что была в эпоху расцвета «Ласкового мая», он вновь собирает залы, его клипы показывают по телевизору, а песни то и дело доносятся из радиоприёмников.

    При этом Юрий Шатунов выступает уже от своего имени, именно его, называя своим сегодняшним брэндом, тем самым, подчёркивая свою непричастность к дурной славе «Ласкового мая». Однако не все так безразличны к раскрученному названию некогда популярной группы, в прессе появляются интервью Андрея Разин, в которых он объявляет то о новом воссоединении группы во главе с Юрием Шатуновым и проведении грандиозных выступлений по образу тех, что были в 90-м и 91-м годах в Москве, то о новом солисте, который займёт насиженное место. Однако в 2002 году в то время пока Разин по своему обыкновению раздаёт несбыточные обещания, бывший композитор «Ласкового мая» Владимир Шурочкин, работавший в группе после ухода Сергея Кузнецова, выпускает с безмолвного согласия оного, его же песни (не свои!) в новой обработке и исполнении двух некому неизвестных ребят и одной девушки отцом которой и является, озаглавив свою работу «Ласковый май NEW 2002».

    После этого со стороны Разина звучат обвинения в незаконном использовании названия группы и угрозы в сторону Шурочкина, тот отвечает ему взаимностью. Они в очередной раз засвечиваются на телевидении. Затем в интернете появляется информация то о срыве Разиным презентации нового альбома группы Шурочкина, то о смене названия оной, то о её выступлениях за границей. В то же время ходят слухи, что по стране опять колесит несколько коллективов называющих себя не иначе как группа «Ласковый май».

    На данный момент можно констатировать - проект Шурочкина не имеет настоящего успеха, его диски распродаются незначительными тиражами. Андрей Разин продолжает заниматься политикой, изредка появляясь в ток-шоу на центральных телеканалах с байками о «Ласковом мае» и исполнением песни «Белые розы». Гениальный поэт и композитор Сергей Кузнецов, хотя и занимается в Оренбурге все эти годы исключительно музыкой, тоже не имеет должного успеха из-за ограниченности финансирования своих проектов. И пожалуй лишь только Шатунов на данный момент имеет сравнительно большую популярность. После выхода альбома «Седая ночь» он выпускает в 2004-м году альбом «Если хочешь…не бойся», представляющий собой компиляцию старых хитов выполненных практически в первозданном звучании и новых композиций тексты, которых опять таки написаны Кузнецовым. Однако данная работа встречается публикой уже более сдержанно.

    Ну вот и всё, что на данный момент можно сказать о коллективе под названием «Ласковый май», если не вдаваться в подробности… Однако ставить точку в истории группы ещё, ой, как рано. Еще не раз в радиоприемниках и телевизорах прозвучит звучное имя культовой группы «Ласковый май», ещё не раз мы услышим бессмертные хиты легендарного коллектива!

    Многие ли помнят, что группу «Ласковый май» основал не известный в то время продюсер «Миража» Андрей Разин? Начало группе положил советский и российский композитор и автор песен Сергей Кузнецов, и произошло это не в Москве, а в Оренбурге.

    Юрий Шатунов

    История популярной группы началась в конце 1986 года в Оренбургской школе-интернат № 2. Именно там музыкальный работник Сергей Кузнецов заметил талантливого парня с потрясающим голосом и предложил ему сотрудничество. Этим счастливчиком оказался 13-летний Юра Шатунов. Коллектив был собран достаточно быстро - оказалось, что среди подростков детских домов много настоящих талантов…

    Юрий Шатунов (44 года)

    Юрий Шатунов

    Основным голосом группы многие по-прежнему называют Юрия Шатунова, несмотря на то что он давно не является участником «Ласкового мая». Мальчик с невероятно миловидной внешностью, напевающий «Белые розы, белые розы», покорил миллионы сердец, которые вместе с ним подпевали слова знаменитой песни. В 1991 году группа распалась. А Юрий уехал в Германию, где получил образование звукорежиссера. Сейчас певец женат и воспитывает сына и дочь. В последние годы Юрий иногда выступает на концертах «Легенды 80-х», а также выпускает сольные композиции: из последних - это «И я под гитару» (2017), «Не молчи» (2018) и другие.

    Сергей Кузнецов (54 года)

    Сергей Кузнецов

    Сергей Кузнецов основал «Ласковый май» в 1986 году (6 декабря). К новогодней дискотеке в Оренбургской школе-интернате № 2 репертуар уже был готов. Сергей является автором знаменитых хитов: «Белые розы», «Розовый вечер», «Седая ночь», «Медленно уходит ночь» и др.

    В марте 1989 года Сергей покинул «Ласковый май» по причине тяжелой моральной обстановки в коллективе. После ухода из группы Сергей продолжил заниматься музыкой, писать песни и даже создал еще несколько музыкальных проектов: «Мама», «Чернильное небо» и др. Сейчас у композитора есть свой сайт, где он публикует информацию о своих проектах.

    Андрей Разин (54 года)

    Андрей Разин

    Состав группы «Ласковый май» 80-х и 90-х годов Андрей отбирал сам. Это был его первый опыт создания большого коллектива, когда несколько составов параллельно давали концерты в разных городах. Правда, такая хитрость с «двойниками» обернулась для Разина скандалом, но и тут он виртуозно вышел из ситуации, объявив себя родственником Горбачева.

    В 2009 году группа «Ласковый май» вновь появилась на сцене в связи с невероятной модой на 80-е. Только теперь состав коллектива - это четыре человека: Андрей Разин, Сергей Серков, Андрей Кучеров и Сергей Ленюк.

    Сейчас группа «Ласковый май» также существует под руководством Разина, но основные выступления - ностальгические корпоративы.

    Юрий Гуров (погиб в 41 год в 2012-м) 1971-2012

    Юрий был одним из вокалистов «Ласкового мая» и занимал эту позицию в течение пяти лет. После ухода из группы Юрий занялся развитием собственного бизнеса.

    В 2012 году 41-летний Юрий Гуров ехал в машине со своим другом и на 197-м километре по направлению Ростов - Ставрополь произошла страшная авария: лобовое столкновение с фурой. В результате аварии и Юрий, и его друг погибли.

    За несколько лет до трагедии Гуров побывал в похожем ДТП: машина, в которой он ехал, столкнулась с грузовиком; тогда погибли три человека, но Юрию удалось выжить.

    Игорь Игошин (погиб в возрасте 19 лет) 1972-1992

    Игорь был бас-гитаристом и барабанщиком «Ласкового мая». Андрей Разин привез его из Акбулакского детского дома в Москву в 1989 году и всегда называл парня настоящим талантом. Игорь выступал с 1989 по 1991 год, а после того как группа распалась, парень ушел служить в армию.

    Название Ласковый май
    Годы 1986 - 1992 2009 - настоящее
    Страны СССР Россия
    Город Оренбург
    Состав: Андрей Разин Сергей Серков Андрей Кучеров Сергей Ленюк Бывшие участники Сергей Кузнецов
    Юрий Шатунов

    «Ласковый май» - культовая популярная музыкальная группа конца 80-х и начала 1990-х годов в СССР, играющая в стиле евродиско. Первая группа, ориентированная на подростков в СССР. Группа приобрела большую популярность в СССР в конце 1980-х годов не только среди подростков, но и среди людей всех возрастов, во многом благодаря тому что её участники были сами подростки из детских домов, и в песнях эксплуатировалась тема сиротства; сыграла свою роль и реклама в прессе (грамотная раскрутка группы Андреем Разиным). Основатель группы Сергей Кузнецов покинул её в 1989 году. В настоящее время группа успешно гастролирует благодаря ностальгии по прошлому, но не в основном составе, солист и руководитель - Андрей Разин. Визитной карточкой группы была песня Белые розы.


    Группа была создана 6 декабря 1986 года в Оренбургской школе-интернате № 2 руководителем музыкального кружка Сергеем Кузнецовым и тринадцатилетним учеником школы Юрием Шатуновым. Первый директор группы «Ласковый май» - Рашид Дайрабаев.

    Солисты: главный солист Юрий Шатунов, Константин Пахомов, Андрей Разин (с 1988 года - руководитель группы), композитор Сергей Кузнецов,музыкальный руководитель (с 1989 года),композитор Владимир Бойко.
    Бывший в то время администратором группы « Мираж » Андрей Разин перевозит группу в Москву, где участники группы «Ласковый май» жили в Московском интернате № 24 (Сколковское шоссе, 6), там же работала студия «Ласковый май».
    предлагая им хорошие деньги за гастроли и бесплатную запись на студии «Рекорд» Ю. Чернавского . Позднее он становится руководителем и солистом студии «Ласковый май».В 1989 году, после ухода Сергея Кузнецова, Андрей Разин приглашает на должность музыкального руководителя студии Ласковый май, основателя группы "Белые Розы", композитора - Владимира Бойко. Все фонограммы были перезаписаны у Игоря Бабенко в одной из аудио-студий «Рекорда». Все аранжировки, за исключением поздних работ, принадлежат Сергею Кузнецову. Сотрудник «Рекорда», звукорежиссёр Анатолий Мешаев, работавший там в то время, оказался непосредственным участником всех созданных хитов «Ласкового мая».


    Первая в Советском Союзе юношеская музыкальная группа, работавшая в стиле «Евро-диско 80-х» и апеллировавшая к молодёжи в возрасте от 13 до 18 лет. Имела небывалую популярность как у юной аудитории страны, так и среди людей разного возраста, но была полностью дезавуирована средствами массовой информации Советского Союза. Вместе с тем обрела и скандальную известность. Благодаря невероятному успеху группы, в 1989 году на пике популярности «Ласкового мая» разнообразные «клоны» группы с названием «Ласковый май» гастролировали одновременно в разных городах. В 1989 году была основана студия, в которой прослушивались одарённые дети. Сам же «Ласковый май» собирал многотысячные стадионы (40-60 тысяч человек) и установил рекорд по количеству концертов в день. Количество достигало восьми концертов за день и более сорока концертов за месяц. Российская эстрада столкнулась с тем, что песни, на первый взгляд простые, не смогли написать многие композиторы и поэты, которые уже давно работали в шоу-бизнесе. Попытки создания новых песен похожих на «Розовый вечер» и «Белые розы» и другие хиты не имели такого успеха, как и копирование самого стиля группы «Ласковый май».


    Вместе с тем «Ласковый май» был группой, оказывавшей огромное влияние на формирование жанра поп-музыки в России.

    Повторить феноменальный успех группы «Ласковый май» пока в нашей стране не удалось никому. По некоторым данным, каждый третий житель России хоть раз, но был на концерте группы. Газета «МК» 25.10.2008

    В 1992 году «Ласковый май» перестал существовать.

    Сразу после ухода из «Ласкового мая» Юра Шатунов успешно начинает свою сольную карьеру.
    В 2009 году на волне нового витка популярности, связанной с модой на 1980-е годы и выходом фильма « Ласковый май », группа «Ласковый Май» снова появилась на сцене в составе: Андрей Разин, Сергей Серков, Андрей Кучеров и Сергей Линюк.


    Состав
    Андрей Разин
    # Сергей Серков
    Андрей Кучеров
    # Сергей Ленюк - барабанщик (бывший муж Леры Кудрявцевой)

    Бывшие участники

    Ниже приведён список в алфавитном порядке.
    Александр Егунов - звукорежиссёр
    # Александр Прико - клавишник
    Алла Гольцева - поэтесса, автор текстов песен в исполнении Разина, Шатунова, Крестовского и др. солистов
    # Анатолий Мешаев - композитор, аранжировщик
    Андрей Гуров - вокалист
    # Антон Токарев - вокалист
    Аркадий Кудряшов - администратор группы
    # Виктор Куликов - вокалист
    Влада Московская - вокал
    # Владимир Бойко - музыкальный руководитель, композитор.Также создал группы:"Белые Розы","Стайер", Бархатный сезон" и др.
    Владимир Хозяенко - звукорежиссёр
    # Олег Андреев - звукорежиссёр
    Евгений Бычков - клавишник
    # Игорь Сафиуллин - саксофон
    Константин Пахомов - вокалист
    # Наталья Грозовская - вокалгруппа "Белые розы"
    Олег Крестовский - вокалист
    # Павел Томов - звукорежиссёр
    Рафаэль Исангулов - вокалист, клавишник
    # Сергей Кузнецов - поэт, композитор, аранжировщик, клавишник
    Сергей Кулагин - клавишник
    # Юрий Шатунов - вокалист

    Покойные участники группы:
    Алексей Бурда - клавишник (1974 - †2012)
    # Арвид Юргайтис - клавишник (1969 - †2005)
    Вячеслав Пономарёв - бас-гитарист (†2007)
    # Евгений Закулаев - Заместитель генерального директора центра творческой группы для одаренных детей-сирот "Ласковый май" (1963 - †2013)
    Игорь Анисимов - клавишник первого состава, работал в 1986-1991 (1973 - †2013)
    # Игорь Игошин - барабанщик, ритм-машинист (1972 - †1992)
    Михаил Сухомлинов - клавишник (1974 - †1993)
    # Рашид Дайрабаев - первый директор группы (1967 - †2013)
    Юрий Барабаш - вокалист (1974 - †1996)
    # Юрий Гуров - вокалист (1971 - †2012)

    Интересные факты

    1 октября 2009 года на экраны вышел художественный фильм «Ласковый май», повествующий о жизни группы.
    В 1980-е годы нашумевшую группу «Ласковый Май» сравнивали даже с Modern Talking(информация выявлена из первого интервью Юрия Шатунова и Андрея Разина).
    Творчество группы «Ласковый Май» оказало влияние на популярную узбекскую поп-рок-группу «Болалар»..
    У группы «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе» был альбом «Музыкальный ринг», в котором пародировался вымышленный выпуск передачи с участием «Водопада» и «Ласкового мая».

    Дискография
    1986-87 - Первый альбом (Кузнецов, соло Ю. Шатунов)
    # 1988 - Белые розы - (Ю. Шатунов)
    1988 - Осень - (Константин Пахомов) + Медленно уходит осень (Юрий Шатунов)
    # 1988 - Немного о себе - (Андрей Разин)
    1988 - Милая мадам - (Суровый февраль, Братья Куликовы)
    # 1989 - 8 марта - (Юрий Шатунов, Андрей Разин и Костя Пахомов)
    1989 - Розовый вечер - (Ю. Шатунов)
    # 1989 - На крыше - (Ю. Шатунов и А. Разин)
    1989 - Гудбай, бэйби! - (В. Шурочкин)
    # 1989 - Ласковое лето - (Костя Пахомов)
    1989 - Сентябрьский альбом - (Братья Куликовы, Андрей Гуров)
    # 1989 - Октябрьский альбом - (А. Разин)
    1989 - Ласковый май - Маскарад
    # 1990 - Глупые снежинки - (Ю. Шатунов)
    1990 - Озорная девчонка - (Олег Крестовский)
    # 1990 - Машка-матрёшка - (В. Шурочкин)
    1990 - Возвращайся - (Братья Гуровы)
    # 1990 - Остров на двоих - (А. Разин)
    1991 - Фатима (Ю. Шатунов и А. Разин)
    # 1992 - Знаешь… - (Ю. Шатунов)
    1992 - Младшая сестрёнка - (Юрий Орлов, Юрий Барабаш, Петлюра)
    # 1998 - И вот тогда приходит кайф - (А.Кучеров)
    2010 - Ласковый май - оригинальные записи 1988 - 1989 гг.