Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик-семицветик

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4

г.Нелидово Тверской обл.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие цветика семицветика

Разработала и провела:

воспитатель

1 квалификационной категории

Сухарева Н.Ю.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)

Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове

Совершенствовать навык составления предложений по схеме

Развивать речь детей

Учить отвечать на вопрос полным предложением

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память

Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются)

А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг

(Дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг. И я твой друг,

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Слайд1.

Воспитатель:

Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Дети:

Да

Воспитатель:

А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»

Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Дети:

Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.

Слайд 2.

Воспитатель:

- Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика - семицветика?

Дети:

Да

Воспитатель:

Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

(Отрывается первый лепесток)

Слайд 3.

Воспитатель:

Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»

(Детям предлагается угадать звуки по их изображению)





Воспитатель:

Какие они?

Дети:

Гласные

Воспитатель:

Дети:

Красным

Воспитатель:

Какие звуки вы еще знаете?

Дети:

Согласные

Воспитатель:

Какие они бывают?

Дети:

Твердые и мягкие

Воспитатель:

Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим

Слайд 4.

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?

Дети: 6 лепестков

Слайд 5.

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:

- Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Дети: Лиса

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

Дети: Кошка

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети: Волк

Воспитатель:

Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.

(на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)


Слайд 6.

Воспитатель:

Сколько лепестков осталось у цветика - семицветика?

Дети: 5

Воспитатель:

Скажем: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 7.

Следующий лепесток - предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».

(детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)

Слайд 8.

Воспитатель:

- Вы выполнили и это задание. Молодцы!

Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 4

Воспитатель:

Слайд 9. (схемы предложений)

Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?

Дети:

Составить предложение по схеме

Дети составляют предложения:

Мальчик читает книгу.

Коля играет с Васей

Оля играет в песочнице.

Машина едет на пожар.

Слайд 10.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 3

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 11.

Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».

Становитесь в круг и будьте очень внимательны!

Собаку укусила пчела. Кто кусался?

Дети: Пчела

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Дети: Ваня

Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?

Дети: мальчик

Света старше Кати. Кто младше?

Дети: Катя

На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?

Дети: сын

Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?

Дети: волк

Слайд 12.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка

Дети: 2

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 13.

Следующий лепесток предлагает более сложное задание:

Прочитайте слово, которое здесь написано:

М А

Ш И

Дети читают:

МАШИНА

Слайд 14.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 1

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 15.

Последний лепесток предлагает машины.

Какие вы видите машины?

Дети:

Грузовые, легковые

Воспитатель:

(каждому ребенку предлагается листок с заданием)

Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую - горизонтальными.


(дети выполняют задания за столами)

Слайд16.

Воспитатель:

Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось

Дети:

Ни одного

Воспитатель:

Это значит, что мы выполнили все задания.

А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

Дети:

Все понравилось

Отгадывать загадки

Рисовать машины

Слайд 17.

Воспитатель:

А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.

Дети:

Появился подарок.

Сюрпризный момент:

(коробка с конфетами)

каждому ребенку конфетка с буквой.

Воспитатель:

А теперь пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.

Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.

Список литературы:

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. -Волгоград: Учитель, 2004

Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. - Москва: Просвещение, 1991

Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. - Москва; Просвещение, 2016

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия Развития, 1998

Катаев В. Цветик - семицветик. Москва: Детская литература, 2016

Образовательные задачи:

1. Продолжать учить детей проводить фонетический разбор заданного слова.

2. Продолжать учить называть место звука в слове обозначать на схеме.

3. Определять первую букву в слове и составить пословицу.

4. Учить решать ребусы, ориентируясь по схемам и значкам.

5. Продолжать учить соотносить звук и букву;

6. Упражнять в умении писать слова печатными буквами.

Развивающие задачи:

1. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

2. Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

3. Вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

4. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навык самостоятельной деятельности;

2. Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

3. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

4. Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие фишки; буквы; указка.

Материал раздаточный: красные, синие фишки; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

Воспитатель:

Туда хожу я каждый день.

Так нужно, даже если лень.

Так нужно для моей семьи.

Там хорошо и там свои.

Я всех уже так долго знаю,

Я с ними ем и сплю, играю.

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый … (ДЕТСКИЙ САД).

Тут играем и поём,

Дружно, весело живём.

Каждый день сюда идём,

Здесь, друзья, второй наш дом.

Ждет с утра он всех ребят

Наш весёлый… (ДЕТСКИЙ САД).

Дети: в детский сад.

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в подготовительную группу детского сада. А вы, знаете, с какой страной можно сравнить детский сад?

Воспитатель: Правильно в детский сад ходят дети, так, значит, нашу страну можно назвать«Страна Детства». А вы, хотите, узнать в какую страну попадают дети после «Страны Детства»?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда нам нужно выполнить правильно различные задания, после каждого выполненного задания на экране будут появляться буквы, и когда все буквы появятся, мы с вами узнаем название этой страны. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: И так первое задание.

Первое задание:«Определи место звука и обозначь на схеме»

Воспитатель. — Ребята, вам нужно определить место звука «Н» в названии каждого предмета и нарисовать синий квадрат в соответствующем месте:в начале, в середине и в конце.

Воспитатель раздает карточки с изображениями и схемами. Дети выполняют задание.

Воспитатель. — Ребята, где нарисовали синий квадрат под изображением барабана?

Дети. — В конце, так как в слове «барабан» звук «Н» слышится в конце.

Воспитатель. — Где нарисовали синий квадрат под изображением ножниц?

Дети. — В начале, так как в слове «ножницы» звук «Н» слышится в начале.

Воспитатель. — Где нарисовали синий квадрат под изображением снеговика?

Дети. — В середине, так как в слове «снеговик» звук «Н» слышится в середине.

Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите на экран. Какая буква появилась? (на экране появляется буква «Л» ).

Второе задание: «Разгадывай пословицу».

Воспитатель. В этом ребусе спрятана пословица. Прочитать ее можно по первым буквам картинок. Вам необходимо определить первые буквы в каждом изображении и вписать эту буквы в клеточки снизу.

Дети выполняют задания.

Воспитатель. Давайте прочитаем то, что у нас получилось.

Дети. Делу – время, а потехе час.

Воспитатель. «О» ). Ребята, давайте, и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка:

«Зима»

Наконец пришла зима.
(Разводят руки в стороны )

Стали белыми дома,
(Складывают руки над головой в виде крыши )

Снег на улице идет,
(Поднимают и медленно опускают руки )

Дворник улицу метет.
(Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо )

Мы катаемся на санках,
(Приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги,
(Убирают руки за спину, поворачиваются кругом )

Ловко бегаем на лыжах
(Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки.
(Выполняют движения, имитирующие метание)

Воспитатель. Хорошо мы отдохнули, молодцы, смотрим на экран, какая буква появилась? (на экране появляется буква «А» ).

Третье задание:«Отгадай загадку»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем отгадать загадку. Для этого на карточках нужно значки заменить буквами и прочитать загадку.

Воспитатель раздает карточки каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите, в таблице сверху написаны буквы, а под ними значки. Каждой букве соответствует определенный значок. А внизу, уже таблица, где изображены одни значки. Вам необходимо соотнести значки с буквами, и вписать их в пустые клеточки.

Дети вписывают буквы в пустые клеточки.

Воспитатель. Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Дети. После осени пришла и сугробы намела.

Воспитатель. Кто это?

Дети. Зима.

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Давайте посмотрим, какая буква появилась (на экране появляется буква «К» ). Правильно, ребята, после осени наступает зима – это самое холодное время года. Часто бывают морозы, идет снег. А какие еще приметы зимы вы знаете?

Дети. Земля покрывается снегом. Становится холоднее. Зимой бывают вьюги, метели, морозы, снегопады. День становится короче, ночи – длиннее. На сером небе – облака и тучи, из которых идёт снег. В холодную погоду снег идёт крупинками и иголочками, а в тёплую – снежинки слепляются в хлопья. Деревья и провода порываются красивым серебристым инеем. Реки замёрзли и покрылись льдом. Подо льдом живут рыбы. Лиственные деревья стоят голые (берёза, клён, а хвойные (ель, сосна) – в зелёных иголочках.Некоторые звери зимой спят (медведи, ежи, насекомые (мухи, осы). Голодные волки стаями бродят по лесу – ищут добычу, охотятся. Птицы перебираются ближе к человеческому жилью, что бы найти себе корм.

Воспитатель. А вы знаете название зимних месяцев?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. А знаете ли вы, как называли эти зимние месяцы в старину?

Дети. Нет.

Воспитатель. А вы хотели бы узнать?

Дети. Да.

Воспитатель. В этом нам поможет следующее задание.

Четвертое задание:

Ребята, на схеме слева вы видите цифру 1 и стрелочку от этой цифры. А на схеме справа цифру 1 и буквы. Поставьте пальчик на эту цифру. Возьмите карандаш. Поставьте его на клеточку с цифрой 1. И проведите линию по буквам точно также как показано на схеме.

Вам нужно перенести эту линию на буквы в том направлении, как это показано слева

Воспитатель. А теперь прочитаем, как же назывались зимние месяцы в старицу.

Дети. Студенец, просинец и бокогрей.

Воспитатель. Как вы думаете, почему народ их так называл?

Дети. Декабрь – студень (Приходит стужа, становится студено, холодно, зимняя стужа). Январь – просинец (Потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись островки синего неба). Февраль – бокогрей. (Солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать. Дни становятся длиннее, дело к весне идет)

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Давайте посмотрим, какая буква появилась (на экране появляется буква «Ш» ).

Ребята, давайте составим из этих букв слово и узнаем название страны, в которую попадают дети, после детского сада.

Дети составляют слово «Школа»

Сколько слогов в этом слове? (Два)

Назовите первый звук? («ш»)

Назовите второй звук? («к»)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой кружочек положите на схему? (синий)

Назовите третий звук? («о»)

Какой он? (гласный, ударный)

Назовите четвертый звук в слове? («л»)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой кружочек положите на схему? (синий)

Назовите пятый звук? («а»)

Какой он? (гласный, ударный)

Какой кружочек положите на схему? (красный)

Сколько букв в слове «школа»? (Пять)

Сколько звуков? (Пять)

А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое школа?

Дети рассказывают стихотворение про школу.

Что такое школа

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый.

Вот что значит «школа»!

Воспитатель:

Родные ребята!

Детский сад был вашим домом -

Светлым, теплым и знакомым!

Промелькнут деньки, и вскоре

Предстоит учиться в школе!

Пускай всё сложится чудесно

И живется интересно!

Желаю хорошо учиться,

И с целым классом подружиться!

Свой детский сад не забывать,

И иногда к нам забегать!

План-конспект НОД по обучению грамоте для подготовительной группы д/с

(целесообразней проводить по подгруппам)
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте).

Тема.Знакомство детей с предложением.

Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.

Программные задачи:
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.

Материалы и оборудование: снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.

Ход НОД:

I часть. Дети сидят полукругом.
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).
- Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.
- Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
- Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
II часть. Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».

Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).
- Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).
- А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)
- В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.
III часть. А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).
Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).
В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).
Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
- Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.
- Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.
IV часть. Физпауза. Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил.
V часть. Проходим за столы.
- Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.
3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.
- Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
- Самостоятельная работа детей . Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.
VI заключительная часть. Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.

МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова»

Детский сад № 2 «Незабудка»

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений

по развитию мелкой моторики руки в старшей группе.

Тема: «Путешествие в лесную школу».

2015г.

Цель: формирование грамматического строя речи и развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понятие слово, слог, предложение;

Упражнять в делении слова на слоги;

Закрепить умение в составлении слов из слогов;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Совершенствовать умения детей в составлении предложений.

Развивающие: развивать внимание, творческую активность детей, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать других детей.

Демонстрационный материал: картинка Мудрой Совы, картина с изображением леса, волшебный сундучок, предметные картинки, массажный мячик, три домика на доске, аудиозапись «Два весёлых гуся».

Раздаточный материал: счётные палочки, шестигранные карандаши, цветные карандаши, смятые трафареты совят.

Ход НОД.

Организационный момент. Воспитатель: - Ребята, давайте познакомимся с нашими гостями и назовем свои имена. Послушайте, как я это сделаю. «Меня зовут Е-ле-на (ударяя ладошкой по бубну три раза). В моем имени три слога». Дети по очереди называют свои имена по слогам и стучат ладошкой по бубну.

Вводная часть. Мне ладони покажите правую и левую!

В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.

Разожмите… рассмотрите.…И скорее мне скажите:

Для чего нужны нам, дети, ловкие ладошки эти?

(дети отвечают)

Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек – нежные, ласковые. И у всех вас – умелые, трудолюбивые.

Мы отправляемся в увлекательное путешествие, и наши руки очень пригодятся. Куда же мы отправимся? Отгадайте загадку:

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло -

Летит спать в дупло.

Правильно ребята, это сова. Это не простая сова, это Мудрая Сова, учительница лесной школы. А вот и школа Мудрой Совы. Но чтобы пройти к ней, нам нужно перейти через мост, который находится в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением леса.

Через мост пройдёт тот, кто ответит на вопрос: «Лес, какой?» (дремучий, густой, красивый, еловый, осенний, лиственный…)

Молодцы, вы справились с заданием, проходим в лесную школу, садимся за столы.

Основная часть.

Ребята, у Мудрой Совы есть волшебный сундучок. Чтобы его открыть, надо всем вместе сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок».

Открывает сундучок. - Да здесь, ребята, задания для вас от Мудрой Совы. Справитесь с ними? Тогда начнем.

Первое задание-загадка: Оно может быть ласковым, может быть грубым

Оно может быть тихим, может быть громким.

Его можно сказать, а можно взять и написать. Что это?

Правильно, это слово. Какие бывают слова? (Длинные и короткие) А как узнать? (Надо измерить).

Упражнение «Измерение слов».

Сейчас проверим, много ли вы знаете слов? Я буду показывать картинки, а вы по очереди называете, что на ней нарисовано и «измеряете» слово с помощью ладошек.

Показ предметных картинок, «измерение» названного слова руками.

А теперь слова будем преобразовывать.

Игра «Назови ласково» с массажным мячиком (катаем между ладоней).

Комок массажный ты поймай,

Да словечко приласкай.

Зима – зимушка, метель – метелица, снег – снежок, лед - ледок, снеговик – снеговичок, ветер – ветерок, санки – саночки, мороз – морозец, комок – комочек…

Второе задание Мудрой Совы: Ответьте на вопрос: Как еще можно измерить слова? (Слогами)

Измерить длиннющее слово - да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать,

Хлопать в ладоши пора начинать!

Игра «Подели слова на слоги» (с помощью хлопков)

Мяч, школа, игра, корова, бабочка, луна, туча, малина, карандаш, кот, дом.… Сколько слогов?

Игровое упражнение «Где какое слово живёт?».

Мудрая Сова просит вас расселить слова по домикам.

Воспитатель показывает предметную картинку, дети делят слово на слоги и определяют, в какой домик его поселить (с одним, двумя или тремя окошками).

А могут ли односложные слова жить в другом домике? Измените слово так, чтобы получилось два, три слога: кот – котик – котенок, дом – домик – домище.

Физминутка: «Спой и покажи». (Аудиозапись песенки «Два веселых гуся»).

Жили у бабуси (Надеваем воображаемый платочек на голову)

Два веселых гуся. (Руки – «гуси» движутся навстречу друг другу, пальцы – в положении «клювиков».)

Один серый, другой белый,

(Раскрываем – закрываем правую ладонь-«клювик», затем – левую ладонь-«клювик».)

Два веселых гуся! (Руки – «гуси» танцуют.)

Мыли гуси лапки

В луже у канавки. («Моем» руки.)

Один серый, другой белый, (По очереди раскрываем ладони – «клювики.)

Спрятались в канавке! (Опускаем обе кисти вниз)

Вот кричит бабуся: (Сложили ладони рупором.)

«Ой, пропали гуси!» (Беремся обеими руками за голову и качаем ею.)

Гуси мои, гуси! (Одновременно раскрываем-закрываем обе ладони.)

Выходили гуси, (Делаем шаг вперед.)

Кланялись бабусе! (Кланяемся, руки протягиваем вперед, опуская кисти рук - «клювики» вниз.)

Один серый, другой белый, (По очереди раскрываем ладони- «клювики».)

Два веселых гуся! (Руки-«гуси» танцуют.)

Третье задание: - Что умеют делать слова? (Строиться в предложения)

Составьте предложения по картине. (Графическое изображение предложений на доске воспитателем и с помощью счетных палочек каждый ребёнок индивидуально на столе)

Игровое упражнение «Продолжи и передай» с массажным мячиком (сжимаем в ладошке поочередно)

Опорные фразы: Мама сшила… Папа привез… Девочка читает… Маша нарисовала… Дети делают… Дует холодный… Птицы улетают… Солнце светит… Мама купила…

Четвёртое задание: Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?»

Мудрая Сова просит вас помочь её совятам. Они попали под дождь, их пёрышки намокли и потеряли цвет. Давайте им поможем.

Воспитатель предлагает разгладить смятые трафареты совят из альбомной бумаги, обвести их и раскрасить.

Но, прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с цветными карандашами.

Игра «Помощники»

Вот помощники мои, Показать карандаши

Их как хочешь, поверти. Крутят, взяв их посередине тремя пальцами

По дороге ровной, гладкой Прокатить по столу вперед, назад

Они скачут как лошадки. Поочерёдно отстукивать карандашами об стол

Скок, скок, Ударить карандашом о карандаш (2р)

Чок, чок. Одновременно карандаши «скачут» вправо, влево

Поскакали Карандаши ударяют по столу одновременно

И молчок. Соединить «шляпки» карандашей

Воспитатель: Молодцы, ребята, Мудрой Сове очень понравилось, как вы выполняли задания, и помогли совятам, и она приглашает вас продолжить обучение в её лесной школе.

Итог. - Вот и закончилось наше путешествие в лесную школу. Вам понравилось? Что было самым интересным для вас? Чему вас научила Мудрая Сова? Спасибо.

Литература:

    Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. О.М. Ельцова. СПб.: издательство «Детство-пресс», 2011.

    Интернет-источники.

НОД для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф" ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф" ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

Дисциплинированности.

Оборудование : С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки - слоги для игры « Собери слоги - получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

Ход НОД.

I. Организационный момент (Положительный настрой на работу).

II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы (петух) картина1.

Б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

2 Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы, Э).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков (Е,Ё, Ю, Я,И)

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР - КОВЬ ) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек - и все без застёжек. (КА - ПУС - ТА ) на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ЛУК ) на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом? Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи - выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово (все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ - КА ТО - МА - ТЫ

ТЫК - ВА О - ГУР - ЦЫ

ПЕР - ЦЫ КА - БАЧ - КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

Из - за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей - человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО - ДИС БО - БЫ.

РЕ - БЫ РЕ -ДИС.

ЧЕС - СОЛЬ ЧЕС - НОК.

ФА - НОК ФА - СОЛЬ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

Как фыркает ёж? Ф - ф -ф.(Иллюстрация).

Как поёт песенки синица? Фью - фью - фью!(Иллюстрация).

Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф" ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3. На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5. Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА ФАР РАФ ФИЛИН - птица

ФО ФОР РОФ ФИАЛКА - цветок

ФУ ФУР РУФ ФОРМА - специальная одежда

ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ - вид рыбы

ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК - цирковая профессия

2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук - ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук - одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза - сосуд для фруктов (стр.64).

Факир - фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма - перегородка из рам (стр.884).

Фонтан - струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус - тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег - атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор - белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета - сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак - род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо - кус - ник во фрак одет,

Фа - кел пре - вра - тил в бу - кет.

Фе - я вы - ско - чит от -ту - да

Фо - кус это и - ли чу - до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?

Факел - короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус - чудо - волшебство).

Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир - маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог:

С какой буквой познакомились? (с буквой Ф).

Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф" ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами .

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось - нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился - красным, кто испытывал трудности в ходе работы - оранжевым.

Какое задание понравилось больше всех?

Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.

Список литературы: