Тест н носов затейники. "Литературная игра" по произведениям Н

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-2

Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

«ФАНТАЗЁРЫ И ЗАТЕЙНИКИ

НИКОЛАЯ НОСОВА»

Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова

Подготовила:

педагог-библиотекарь

Бобичева Наталья Николаевна

Уровни образования : высшее педагогическое

Класс(ы): 1- 4 классы

Предмет(ы): библиотечное дело, внеклассная работа, литературное чтение

Тип ресурса : методическая разработка

Краткое описание ресурса : Урок-викторина по произведениям Н.Н. Носова.

ЦЕЛЬ : Повторить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова, способствовать расширению кругозора учащихся.

ЗАДАЧИ : 1. Развитие индивидуальных творческих способностей, речи, умения мыслить.

2. Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ней.

3. Расширить представление о художественной литературе.

4. Привитие интереса к дополнительному чтению.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Чтение рассказов Н.Носова, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”, подготовка презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ : Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурсов, компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА:

Педагог-библиотекарь: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. (Книга.)

Мы отправляемся путешествовать по книгам. Книгам писателя, который больше всех писал про обыкновен ных ребят, таких как вы. Кажется, что герои его рассказов - мальчики Коля и Миша, Коська и другие - живут в соседних квартирах и вместе с вами гуляют во дворе, настолько они родные и близкие нам. О них пи сал советский детский писатель Николай Николаевич Носов.

23 ноября этому замечательному писателю исполнилось бы 110 лет. (Слайд 1)

Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова, которые есть у нас в школьной библиотеке.

Книги Николая Николаевича Носова до сих пор относятся к числу самых часто переводимых русских произведений на другие языки. Потому что его произведения излучают любовь к детям, они воплощают реальные обычные картины бытия, которые одухотворены любовью лю дей к детям, наполнены атмосферой доброжелательности, покоя и уверен ности взрослых в завтрашнем дне своих детей. (Слайд 2)

Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.

Рассказ о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Почти 20 лет он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Начало его писательской биографии было необычным: подрастал сын, и Носов сочинял для него и его товарищей небольшие забавные рассказы.

В 1938 году в журнале «Мурзилка» был опубликован его первый рассказ – «Затейники». В 1945 году вышел уже сборник рассказов под названием «Тук – тук-тук», а в 1947 году появился сборник «Ступеньки». Отдельные рассказы и дальше один за другим публиковались в журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник», в газете «Пионерская правда».

Истории Николая Носова завоевали огромную популярность среди читателей.

Герои рассказов писателя обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: строят инкубатор, разводят пчел, работают на огороде, ездят в лес за елкой или варят кашу. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело. (Слайд 4)

Лучшая повесть Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» была опубликована в 1951 году в журнале «Новый мир». Рассказывая о том, как два четвероклассника из отстающих учеников стали отличниками, писатель и не думает давать рецептов хорошей учебы.

В 1954 году вышла повесть «Приключения Незнайки и его друзей». (Слайд 6).

Герои ее – забавные сказочные человечки, «коротышки», ростом с небольшой огурец, но в общем очень напоминающие обыкновенных мальчишек и девчонок. При чтении сказки Носова остается впечатление великолепной, яркой, полной выдумки игры, в которую вместе с детьми играет умный наставник.

В последние годы жизни Николай Носов создал книгу раздумий о том, как растет человек – «Повесть о моем друге Игоре». Уже по названию видно, как уважительно относится писатель к детству, каким вдумчивым педагогом был по отношению к своему собственному внуку. (Слайд 7).

Николай Николаевич Носов умер в Москве 26 июля 1976 года, был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. (Слайд 8).

Николай Николаевич Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщал, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывал о человеческих достоинствах и недостатках.

Проведение викторины:

Педагог-библиотекарь: А сейчас мы проведём викторину по рассказам Николая Николаевича. И назовём мы её «Фантазёры и Затейники».

Для того чтобы отобрать участников викторины проведём небольшой блиц-опрос и узнаем, кто внимательно слушал мой рассказ о жизни писателя и знает героев рассказов Н. Носова.

Блиц-вопросы” (отбор участников викторины)

(за правильный ответ учащиеся получают жетон. Отбираем 6 участников по числу полученных жетонов).

    Назовите Полное имя Носова:
    а) Николай Иванович, б) Нафталин Никифорович, в) Николай Николаевич.

    В какой семье родился Н.Носов?
    а) актёров, б) циркачей, в) писателей.

    Где родился Н.Носов?
    а) в Москве, б) в Киеве, в) в Кемерово.

    Кем был по профессии Н.Носов?
    а) писатель, б) юморист, в ) кинорежиссёр.

    В каком журнале был издан первый рассказ Н.Носова?
    а) «Костер», б) «Мурзилка», в) «Затейник».

    Какой рассказ Носова содержит в названии вид рыбы? («Карасик»)

    Какой зверёк забрался под шляпу в рассказе «Шляпа»? (кот)

    Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)

    В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)

    Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

    На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)

    Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)

    Как Бобка порвал штаны? (Полез через забор, зацепился за гвоздь)

    В каком рассказе герои прокатились на бампере машины? ("Автомобиль")

    Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)

Проведение викторины:

Педагог-библиотекарь: Участники отобраны, мы начинаем нашу викторину. И первый конкурс называется «Бюро находок». Я буду показывать вам картинки предметов, а вы должны сказать из каких рассказов Н.Носова потерялись эти предметы. За каждый правильный ответ, получаете жетон. Кто не наберёт жетонов, нас покидает. И так начинаем.

(Слайды 10-14) 1 конкурс «Бюро находок»

    Шляпа, кот – “Живая шляпа”.

    Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”

    Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей”

    Огурцы, удочка – “Огурцы”

    Кастрюля, крупа – «Мишкина каша»

    Лопата, песок – “На горке”

    Аквариум с рыбкой, кот – «Карасик»

Молодцы! Ребята, которые набрали меньше всего жетонов, нас покидают.

2 конкурс «Эпизод»

Назовите произведение и его героев? (Слайд 15)

    Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)

    Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика? (“Карасик”, Виталик, Сережа)

    Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

    Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)

    Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.

    Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)

Сюжеты закончились. Ребята, которые набрали больше всех жетонов проходят в финал нашей викторины. (Слайд 16)

Финал «Вопросы по рассказам»


Рассказ «Огородники» 1. Где происходит действие рассказ? (В пионерском лагере) 2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)

3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)

4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)

5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало) 6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)

«Мишкина каша» 1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей) 2. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)

3. Чем доставали воду ребята из колодца? (Кружкой)

4. Об этой хозяйственной постройке упоминается в рассказе. Загадка: Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)

«Живая шляпа» 1. Почему рассказ назван "Живая шляпа"?

(Под шляпой сидел котёнок и двигался вместе со шляпой)
2. Что взяли ребята в руки, на случай, если шляпа к ним полезет?

(Клюшку и лыжную палку)
3. Чем швырялись мальчики в шляпу? (Картошкой)
«Заплатка»
1. Почему мама не поставила заплатку?
(Сказала:" Сумел порвать, сумей и зашить!")
2. На что была похожа заплатка, которую в первый раз поставил Бобка?

(на сушёный гриб)
3.Чем обвёл Бобка на штанах вокруг заплатки? (Чернильным карандашом)

4.О чем пожалел Бобка, когда научился пришивать заплатки?
(О том, что не научился пришивать пуговицы)
«Приключения Незнайки»

1. Как назывался город, в котором жили коротышки? (Цветочный)

2. Какие цветы росли вокруг каждого дома коротышек? (Маргаритки, ромашки, одуванчики)

3. Как назывался ручей, на котором стоял город коротышек? (Огурцовая река)

4. Какого роста были коротышки? (Ростом с огурец)

5. Из чего Знайка сделал воздушный шар? (Резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы)

6. Из чего были сделаны парашюты у малышей, когда они прыгали с воздушного шара? (Из одуванчиков)

7. Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (Йодом и косторкой)

8. Чем лечила коротышек Медуница? (Медом)

9. Что делал Незнайка, каждый день слоняясь по городу? (Сочинял разные небылицы и всем рассказывал и постоянно обижал малышек)

10. Как называли малыши малышек? (Воображулями)

11. Как называли малышки малышей? (Забияками)

Педагог-библиотекарь: Молодцы! Так замечательно справились со всеми заданиями. Наше путешествие по книгам Николая Носова закончено. Подведём итоги нашей викторины и определим, кто же оказался самым лучшим знатоком рассказов Николая Носова. (Слайд 17)

(вручение грамот и небольших призов победителям)

Педагог-библиотекарь: Наше мероприятие окончено. Благодарю всех за внимание и участие.

Хочу ещё сказать о том, что книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, обогащают наш ум знаниями, а душу добротой. Помогают преодолевать трудности, учат быть смелыми, вежливыми и умелыми.
Я думаю, что после сегодняшней встречи, вы ещё бережнее теперь будете обращаться с книгой, чаще читать, вдумываясь в содержание.

(ростовская областная детская библиотека) биография,

Картинки

«Внеклассные мероприятия».. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л.Н. Яровая. М., ВАКО 2007 г.

«Педсовет» № 3 1998 г. Мой любимый писатель – Н.Н. Носов.

НОСОВ

Николай Николаевич


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

Разминка

Назовите профессии коротышек


астроном

художник

музыкант

врач

поэт

механик

охотник

учёный

Пончик

Гусля

Растеряйка

Знайка

Стекляшкин

Пулька

Винтик

Шпунтик

Мушка

Цветик

Пилюлькин

Тюбик


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

I тур

Расшифровать ребусы


I команда

II команда


Расшифруйте названия рассказов Н.Н.Носова

I команда

1 2 3 4 5

К А Р А С И К

II команда

1 2 3 4 5 6

Л Е Д Е Н Е Ц


Расшифруйте названия рассказов Н.Н.Носова

I команда

З А М А З К А

II команда

Т Е Л Е Ф О Н


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

II тур

«Загадочный»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

«Заплатка»

2. Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

«Карасик»


3. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

«Бенгальские огни»

4. Льется речка - мы лежим,

лед на речке - мы бежим.

«На горке»


рассказе Носова встречается отгадка

5. Длинный парень у стены, Кости с рёбрами видны, Руки тонкие, как палки, Смотрится смешно и жалко, Все его одеть хотят, И пальто, плащи и куртки Попадают ему в руки.

«Прятки»

6. Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а всё тут как тут.

«Бобик в гостях у Барбоса»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

7. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька.

«Автомобиль»

«Телефон»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

9. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй.

«Метро»

10. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь.

«Про репку»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

«Когда мы смеёмся»

«Огородники»


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

III тур

Откуда эти строки?


«Три

охотника»

  • Под утро мороз ударил. Градусов сорок. Руки-ноги у меня закоченели. Я не удержался на ветке. Бух вниз! Вся волчья стая как набросится на меня!

Что-то как затрещит! «Ну, – думаю, – это кости мои трещат».

А оказывается, это снег подо мной провалился. Я как полечу вниз – и очутился в берлоге.


«На горке»

2. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком.

Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя,

а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

  • Вот теперь, – говорит, – скачусь!» Оттолкнулся ногой и снова – бух

носом! Коньки-то по песку не едут!


«Саша»

3. На другой день сестры подарили ему пистолет и коробку с пистонами.

Пистолет был новенький и блестящий, а пистонов было много: штук

пятьдесят или сто. Стреляй хоть целый день – не перестреляешь.


«Метро»

4. Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз… Ходить совсем не надо, лестница сама возит.


«Леденец»

5. Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол.


«Затейники»

6. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился

дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

  • Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и

никого к себе не пустим, а если серый волк придет, мы его прогоним.


«Шурик у дедушки»

7. Я схватил удочку, а он тоже вцепился в неё и давай отнимать.

Я рассердился – как дёрну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал.

Потом говорит:

  • Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.
  • Вот и целуйся со своей калошей, – говорю я, – а удочку нечего рвать

из рук.


«Телефон»

8. Целый вечер мы звонили и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали – все было слышно.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

IV тур

Четвертый лишний…


«Мишкина каша»

Ребята воду из колодца не поднимали:


«Прятки»

Где не прятался Витя?


«Живая шляпа»

Каким предметом не пугали ребята шляпу?


«Шурик у дедушки»

Какой рыбки не было в банке после рыбалки?

ПЕСКАРЬ

КАРАСЬ

ОКУНЬ


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

V тур

Выбери правильный вариант ответа


«Фантазеры»

Чем Игорь намазал губы своей младшей сестре Ире?


«Тук-тук-тук»

Какие ягоды на крыше клевали вороны?

Калина

Рябина

Облепиха

Черёмуха


«Карасик»

На что променял Виталик карасика?


«Заплатка»

Штаны у Бобки были замечательные. Какие?

джинсовые

спортивные

солдатские

школьные


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VI тур

Поединок капитанов «Пойми меня»


«Пойми меня»

Капитан каждой команды вытягивает карточку с названием одного из произведений Носова.

На листе бумаги он пишет 4 слова, которые ассоциируются у него с этим названием.

Остальные участники команды по очереди за определенный промежуток времени должны назвать слова, которые ассоциируются у них с этим названием.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VII тур

Конкурс кроссвордистов



ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VIII тур

Блицтурнир


  • Кличка собаки, которая принадлежала тете

Наташе в рассказе «Дружок»?

Дианка


2. С каким овощем в рассказе «Заплатка»

сравнивается величина заплаты, которую Бобка

пришил к своим штанам на месте дырки?

С огурцом


3. Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и

Костя, мальчики из рассказа «Замазка»?

В кинотеатр


4. На чем катались мальчики в рассказе «Метро»?

На эскалаторе


6. То, что первым показалось из-под таинственной шляпы,

после того как Вадик попал в неё картофелиной?

Хвост


7. Какого зверя встретил в лесу каждый из трех охотников?

Медведя


8. Что пытались приготовить себе на ужин ребята, когда

у них не вышло сварить кашу в рассказе «Мишкина каша»?

Пожарить пескарей


9. Что было в посылке, которую доставил почтальон

в детский сад в рассказе «Про репку», и от кого она была?

Репка от детей из другого детского сада


10. Кого напугал мальчик в рассказе «Саша» и как

милиционер узнал его имя?

Напугал старушку

Рассказы Николая Носова — остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями, читать их не просто интересно, а сверх интересно. Написанные в послевоенные годы, они до сих пор не потеряли своей актуальности. Герои рассказов – неутомимые выдумщики, фантазёры.

Викторина «Рассказы Николая Носова» содержит 19 вопросов. На все вопросы представлены ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие рассказы Николая Носова вы знаете?
Ответ: «Тук-тук-тук», «Ступеньки», «Мишкина каша», «Дружок», «Карасик», «Клякса», «На горке», «Прятки», «Бенгальские огни»

2. Какие «овощные» рассказы Николая Носова вы знаете?
Ответ: «Огурцы», «Огородники», «Про репку»

3. Как называется рассказ Н.Носова, где в качестве одного из «персонажей» выступает общественный транспорт?
Ответ: «Метро»

4. Назовите рассказы Николая Носова в названии которых присутствуют имена собственные?
Ответ: «Шурик у дедушки», «Саша», «Мишкина каша», «Приключения Толи Клюквина», «Про Гену»

5. Какая песня звучала в телефонной трубке у Мишки? (рассказ «Телефон»)
Ответ: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни-и-и?»

6. За обладание каким предметом боролись герои рассказа Н.Носова «Огородники»?
Ответ: боролись за то, чтобы выиграть знамя

7. Какой номер участка достался главным героям рассказа «Огородники»?
Ответ: участок номер 12

8. Какой прибор, излучающий волны, мешал Феде из рассказа «Федина задача» учить уроки?
Ответ: радио

9. Почему один из рассказов Носова называется «Живая шляпа»?
Ответ: потому чтов этом рассказе шляпа двигалась, как будто живая

10. Какой зверёк забрался под шляпу в рассказе «Шляпа»?
Ответ: кот

11. Как звали собаку у тёти Наташи в рассказе «Дружок»?
Ответ: Дианка

12. Сколько щенков принесла собака Дианка в рассказе «Дружок»?
Ответ: Шесть

13. Какое стихотворение Пушкина про зиму декламировал Мишка в рассказе «Дружок»?
Ответ: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…»

14. Какой рассказ Носова содержит в названии профессию?
Ответ: «Милиционер»

15. Миша из рассказа «Мишкина каша» чрезвычайно активен. Вспомните, какие действия он совершал?
Ответ: «Насыпал в кастрюлю крупы», «Схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «Взял кружку, полез в ведро», «Выхватил сковородку из печки»

16. Сколько лет было героине Ниночке в рассказе «И я помогаю»?
Ответ: Ниночке было пять лет

17. Какой рассказ Носова содержит в названии вид рыбы?
Ответ: «Карасик»

18. Стремятся ли к познанию окружающего мира герои рассказов Н.Носова?
Ответ: да. То они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), или целый день трудились – «строили снежную горку» («На горке»). То изучили строение телефона («Телефон»), то решили сделать каток («Наш каток»).

19. Как звали сторожа в рассказе Носова «Тук-тук-тук»?
Ответ: Марья Максимовна

Викторина по рассказам

Н. Носова «Затейники», «Заплатка»

Средняя группа «Ромашка»

Выполнили

Ульянцева Е.Н.

Воронцова Т.Н.

Воспитатели.

Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.

Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа).

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурса (две шляпы, две корзинке маленькие мячики по количеству детей) ноутбук, икт технологии.

Подготовка. Чтение рассказов «На горке», «Затейники», «Живая шляпа», «Заплатка».

Ведущая: — Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир прекрасных произведений Николая Николаевича Носова. Мы читали книги, знакомились с героями рассказов и сегодня мы посмотрим, как вы запомнили.

Ведущая: -У нас сегодня две команды, которые примут участие в викторине. Но не только участники команд будут соревноваться, болельщики команд тоже смогут поучаствовать. Если команда будет затрудняться ответить на вопрос, то на помощь смогут прийти болельщики и заработать для своей команды очки.

С этой книжечкою сразу

Подружились ты и я,

В ней веселые рассказы,

Будто точно по заказу

Для тебя и для меня.

Фантазеры-почемучки!

Ваша жизнь полна вопросов,

И на радость много книжек

Сочинил писатель Носов.

Есть про горку и про кашу,

Про находчивость и про

Телефон, ступеньки, Сашу,

Про заплатку и метро,

Про живую шляпу, кляксу,

Про замазку и каток

И как ехал в чемодане

Пес по имени Дружок.

Как на бампере катались

Дошколята-сорванцы,

Как карасика меняли

И как огород вскопали,

Как калошу прибивали

И как ночью возвращали

Сорванные огурцы.

Ребят, а теперь послушайте загадки они не простые, отгадав их вы узнаете какие рассказы написал Н.Носов.

Мальчики эти деньги копили

Мороженое не ели, в кино не ходили.

И в итоге: что-то купили.

И это что-то, скажу я вам, разобрали вскоре они по частям. («Телефон» ).

  1. Подарили сестры ему пистолет.

Лучше подарка в мире нет.

Довольный Саша во дворе гулял.

Бабахнул из пистолета, старушку напугал. («Саша »).

  1. Хвастался Бобка: «Смотрите, ребята,

Такие штаны носят только солдаты».

Мальчик пальцы колол, сам штаны зашивал,

Когда на заборе о гвоздь их порвал. («Заплатка »).

  1. Другую загадку мою послушай.

Котька рыбу ловил однажды с Павлушей.

Улова не было, но они довольные

Набрали что-то карманы полные.

В чужом огороде они побывали.

Сторож свистел, но они убежали. («Огурцы »).

Вы молодцы отгадали все загадки по рассказам Н. Носова. Я вам предлагаю подробней познакомиться с рассказами «Затейники» и «Заплатка».

У нас есть две команды. Команда «Затейники», и команда «Заплатка».

За каждый правильный ответ вы получаете фишку в конце мы посчитаем у какой команды больше фишек та и победитель.

Вопросы для команды «Затейники »

  1. Какую сказку читали дети?

Три поросенка

Волк и семеро козлят

  1. Из чего сделали домик ребята ?

Из одеяла

Из подушек

  1. Без чего в домике ребят было грустно ?

Без окон

Без дверей

Без подвала

  1. Почему Петя закричал?

Его схватили за ногу

Он ударился об Валю

Домик сломался

  1. 5. Петя предположил, что его испугал

серый волк

бурый медведь

рыжая лиса

  1. 6. Куда убежали дети?

В коридор

  1. Кто на самом деле напугал Петю?

Валя

  1. Кто сломал домик?

Петя

  1. Кто сидел в домике детей?

Никто

  1. После этого дети …

перестали играть

продолжили играть

пошли обедать

Молодцы, ребята вы справились со всеми вопросами по рассказу. А сейчас отвечают на вопросы команда «Заплатка »

  1. Как звали главного героя произведения?

Бобка

  1. Чем хвастался Бобка?

Рубашкой

Штанами

3.Какого цвета были штаны

Голубого

Красного

Зелёного

  1. Что случилось с его штанами?

Порвал

  1. Почему мама не стала зашивать штаны?

Готовила кушать

На работе

Ты порвал, ты и зашивай

  1. Почему Бобка сам решил зашить штаны?

Хотел получить конфету

Хотел пойти в них в школу

Потому что они ему очень нравились

7.Какой заплатка была сначала.

Как помидор

Как апельсин

Как сушёный гриб

8.Мальчик остался доволен своей работой. Что же он сделал?

Полил цветы

Помог маме

Съел конфету

Сам пришил заплатку

9.Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе?

Вот молодец

Хороший мальчик

Плохой мальчик

10.Что Бобка ещё хочет научиться пришивать

Заплатку

Пуговицу

Молодцы все справились с заданиями.

Ребят я предлагаю размяться и вспомнить рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Кто вспомнить про что рассказ (ответы детей). Мы тоже побудем в роли Вовки и Владика. И поиграем в эстафету.

«Попади в цель ».

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют? Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Литературная викторина с ответами по рассказам Н.Носова для учащихся начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 г.о. Самара
Описание материала Данный материал можно использовать учителям начальных классов для подведения итогов по прочтении рассказов Н.Носова на уроках внеклассного чтения. Для проведения внеклассных мероприятий.
Цель Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи Воспитание интереса к художественной литературе, любви к книгам.
Развитие индивидуальных творческих способностей, речи, умения мыслить.
Расширить представление о художественной литературе.
Подготовка Подобрать в домашней или школьной библиотеке сборник рассказов Н.Носова, прочитать рассказы "Заплатка", "Автомобиль", "Бенгальские огни", "Живая шляпа", "Горка", "Леденец" подготовить вопросы по содержанию.

Викторина


Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Н.Носова, читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.
Рассказы Н. Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.
Удивительный Солнечный город!
Как ты, друг, мне поныне дорог!
Как чудесно читали тогда
Книги Носова на ура!
Ах, какая отличная сказка!
Нет, не сказка, а жизни подсказка...
Замечательные деньки
Проводили, где васильки
Будто сказочные деревья...
Как прекрасны детства мгновения!
1.В каком рассказе мы с Мишкой прокатились на бампере машины?


("Автомобиль")
2.Чем похвастался Мишка перед ребятами в рассказе "Бенгальские огни"?


(Бенгальскими огнями)
3.Что добавил Мишка в порошок для изготовления бенгальских огней?


(Серу)
4.Почему огни нужно было спрятать от собаки?
(Она их ела)
5. Что привезли ребята из леса в рассказе "Бенгальские огни"?


(Ёлку)
6. Почему рассказ назван "Живая шляпа"?


(Под шляпой сидел котёнок и двигался вместо со шляпой)
7. Что взяли ребята в руки, на случай, если шляпа к ним полезет?



(Клюшку и лыжную палку)
8. Чем швырялись мальчики в шляпу?
(Картошкой)
9.В каком рассказе ребята Костя и Шурик слепили змею из замазки?
("Замазка")


10.Почему кино не понравилось ребятам?
(Они его не успели посмотреть)
11.Как зовут героя рассказа "Заплатка"?
(Бобка)


12.Как Бобка порвал штаны?


(Полез через забор, зацепился за гвоздь)
13. Почему мама не поставила заплатку?
(Сказала:" Сумел порвать, сумей и зашить!")
14. На что была похожа заплатка, которую в первый раз поставил Бобка?


(на сушёный гриб)
15.Чем обвёл Бобка на штанах вокруг заплатки?
(Чернильным карандашом)


16.О чем пожалел Бобка, когда научился пришивать заплатки?
(О том, что не научился пришивать пуговицы)
17.Где обнаружил Мишка леденец? И в каком рассказе?



(Обнаружил в сахарнице, в рассказе "Леденец")
18.Почему разбилась сахарница?
(Прилипла к рукам и упала)
19. Как объяснил маме Мишка, почему съел леденец?
(Хорошо себя вел)
20.Кто сидел дома, пока все строили горку?
(Котька Чижов)


Что сделал Котька, чтобы не скользить, пока забираешься на горку?
(Посыпал песком)
Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его рассказы и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.