«Над вечным покоем» Исаака Левитана. Исаак Ильич Левитан

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левитан. Исаак Левитан … Википедия

- (1860 1900), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1873 1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). Участник выставок передвижников (с 1884; с 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала Мир … Художественная энциклопедия

Исаак Ильич (1860, Кибартай, Литва – 1900, Москва), русский живописец и график; выдающийся пейзажист. Родился в семье железнодорожного служащего. В 1870 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у… … Художественная энциклопедия

- (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894).… … Энциклопедический словарь

Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

Книги

  • Исаак Левитан , . С творчеством наших великих живописцев мы знакомимся, как правило, в раннем детстве. Будь то репродукции картин, висящие на стенах детских садов и школ, или уменьшенные их варианты в…
  • Шедевры от А до Я: Выпуск 4 , . С новым проектом издательства "Галерея русской живописи" у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полные тематические подборки…

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и . Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.

Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками. Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии - земля, вода и небо - охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями. И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих - художник создает величественный, монументальный образ природы.

Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом. Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.

Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно. Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.

Год написания картины: 1894.

Размеры картины: 150 x 206 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является заключением драматической трилогии, которую художник создал в начале 1890-х годов. К этой трилогии принято относить картину «У омута» и «Владимиркой». Многие улавливают в картине «Над вечным покоем» не только воспевание вечной красоты природы, но и философское размышление о бренности человеческого бытия. Ветхая деревянная церквушка стоит на пустынном берегу огромного озера под клубящимися свинцово-лиловыми тучами. На заднем плане изображен унылый погост, над которым согнулись под резкими порывами ветра деревья. Вокруг ни души, лишь свет, мерцающий в окне церкви, дает страннику небольшую надежду на спасение. Картина переполнена чувством глубокой тоски, одиночества и бессилия. Художник не случайно определил ракурс отображения образа. Чувствуется точка зрения автора картины, которая устремляет взоры зрителя ввысь наперекор холодным воздушным потокам.

Работа Левитана «Над вечным покоем» по праву является наиболее яркой и значительной в творчестве художника. В своих письмах к П.Третьякову, Левитан писал, что полностью сам воплотился в нее. Своим содержанием и психологическим состоянием она полностью соответствует его настрою. Не случайно один из друзей Левитана назвал эту работу «Реквиемом самому себе». Рождалось это произведение под печальную торжественную музыку Бетховена, а именно, траурный марш из «Героической симфонии».

Левитан считается художником печального пейзажа. Его пейзажи часто вызывают боль и уныние. Многие связывают это с воспоминаниями о далеком и грустном детстве автора, ведь пейзаж всегда печален, когда печален человек. Рассматривать картину Левитана «Над вечным покоем» лучше медленно и вдумчиво. Как и многие другие работы, она не ошеломляет глаз, а наоборот точна и скромна, подобна рассказам Чехова, но чем глубже всматриваешься в нее, тем милее становится глубина и ее пронзительность. Ощутив прелесть дождей, художник создал знаменитые полотна «После дождя» и «Над вечным покоем». Написана картина «Над вечным покоем» была в Тверской губернии, на берегу озера Удомли. В ней поэзия ненастного дождливого дня выражена с большой силой.

Пожалуй, нельзя назвать другого художника кроме Левитана, который мог передать неизмеримые просторы русского ненастья с такой печальной силой. Величие этого ненастья ощущается через покой и торжество.


Над вечным покоем, 1894

Над вечным покоем - одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: "В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".

Над вечным покоем, 1894. Картина Левитана. Шедевры русского пейзажа, фото - Исаак Левитан. Официальный сайт. Жизнь и творчество. Живопись, графика, старые фото. - Над вечным покоем. Высокий мыс, вода, серое озеро, берег, часовня, земля, тоска, мрак, одиночество. Исаак Левитан, картина, шедевр, рисунки, фото, биография.

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

"Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы "злая доля", ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, - чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником - он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком..." »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

"Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи..." »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

"Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог..."

Написал прекрасное полотно "Над вечным покоем" Левитан. Картина, над которой он начал работать летом 1893 года, теперь хранится в Третьяковской галерее. Исаак Ильич жил тогда на Тверской земле среди лесов, рек и озер.

Во время одной из прогулок по окрестностям художник увидел озеро Удомле. На берегу бедный сельский погост, над водой - большая Сильный ветер раскачивал вершины кладбищенской рощи. Именно этот вид рождает у Левитана замысел новой большой картины.

Произведение, говорящее со зрителем

Кисть художника заставляет заговорить пространство пейзажа "Над вечным покоем". Левитан, картина которого была представлена широкому кругу зрителей, надеялся поведать им о самых важных для человека вещах. И когда это произведение появится в 1894 году на выставке передвижников, проницательные критики увидят, что это даже не пейзаж - это картина души человека.

Картину "Над вечным покоем" зрители ценят прежде всего за то, как светятся ее краски. Надо прямо сказать о том, что Исаак Ильич Левитан - художник, сделавший величайшее открытие в русском искусстве. Он заново открыл то, что впоследствии замечательный исследователь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал пейзажным мышлением.

Противопоставление двух миров

Оказывается, на Руси издавна существовала древняя традиция созерцания пространственных образов. Наблюдение за природой, как говорили в старину, "умными очами", то есть умозрением. Или иначе - духовным размышлением о таинственных вещах, окружающих человека. О Боге и душе, о жизни и смерти, о быстротечности земного существования.

При помощи противопоставления торжественной высоты неба и пустынного, почти безжизненного пространства озера создается трагический строй картины, которую написал Исаак Левитан, - "Над вечным покоем". Потому что зритель чувствует здесь присутствие двух миров: времени и вечности. Противостояние простых человеческих забот божественному совершенству.

"Над вечным покоем". Левитан. Описание особенного духовного восприятия

Озеро на полотне выглядит бескрайним, практически как море. А венчающая косогор церковь с крестом на луковичной главке словно уподоблена кораблю. По давней Евангелической традиции глава церкви - Христос, и только он может спасти человека, жизнь которого не что иное, как трудное и опасное путешествие по морю житейскому.

Сентиментальность или уникальный дар

Исаак Ильич Левитан - художник, обладающий уникальным даром духовного восприятия мира. И картина "Над вечным покоем" неоспоримо свидетельствует об этом. Но есть еще одно очень драгоценное свидетельство, которое содержится в мемуарах близко знавшего Исаака Ильича художника Константина Алексеевича Коровина.

В его воспоминаниях описывается, как Левитан мог летом целыми часами лежать на траве и вглядываться в бескрайние небесные просторы. Небо восхищало и вдохновляло его. Это удивительные вспоминания. Потому что на российскую природу, в самом деле, можно смотреть разными глазами, и каждый воспринимает ее по-своему.

Глядя сентиментально, многие люди ощущают на сердце сладкую грусть, и у некоторых это вызывает даже слезы. Также и Константин Алексеевич Коровин, увидев их в глазах Левитана, решил, что Исаак Ильич чересчур сентиментален. Но создатель картины "Над вечным покоем" совершенно иначе смотрел на окружающую природу. Он созерцал российский пейзаж как Божье творение. И не сладкая грусть, а глубокая тоска по чему-то высшему и недостижимому наполняла его. Так смотрят глубоко верующие люди на икону.

Завещание потомкам

Это безгранично талантливый шедевр - "Над вечным покоем"! Левитан, картина которого сегодня занимает одно из почетнейших мест в залах знаменитой Третьяковской галереи, был настоящим великим человеком, гением и Божьим избранником. Все, что он создал, безумно прекрасно, ново и необыкновенно. Зрители, созерцающие его творения, переполняются самыми разными чувствами. Кто-то задумывается о несбывшихся надеждах, другие - о смысле или ничтожности человеческой жизни.

Но самой замечательной вещью, написанной Исааком Ильичом, безусловно, является творение "Над вечным покоем". Самая светлая и радостная картина, которая осталась как завещание для потомков, чтобы они как можно чаще смотрели на небо и восхищались его бескрайними просторами, не забывая о смысле собственного существования.