Идеологический роман преступление и наказание. Полемический замысел романа «Преступление и наказания» Ф

«Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходйт Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, «сверх-человеки» типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - «тварь дрожащая» и «муравейник».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием, Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей «кровь по совести», нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь, Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве, Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизиро-ванный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая«. В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Федор Михайлович Достоевский - писатель глубокой психологической направленности. Его произведения построены на столкновении друг с другом героев, различных взглядов на мир, на свое место в жизни. Их диалоги полны драматического напряжения. Они ведут споры, отстаивая свою точку зрения, не соглашаясь на компромиссы.
В романе «Преступление и наказание» герои ведут интересные психологически обоснованные споры о смысле жизни, вере, месте человека в этом мире, но хочется подробнее остановиться на «поединках» Порфирия Петровича и Раскольникова. Они прекрасно понимают друг друга без слов, а диалоги их представляют скрытую полемику, желание обратить собеседника «в свою веру». Это в большей мере относится к Порфирию Петровичу. А Раскольников напоминает загнанного зверя, которому некуда деться, и он лишь на время оттягивает развязку, хорошо известную обоим. Они слишком умны, чтобы ограничиться внешней стороной этих споров. Из внутреннего монолога Раскольникова мы ясно понимаем, что он тщетно пытается укрыться от следователя, прекрасно видя расставляемые им ловушки. Но то ли психологический настрой Родиона Романовича таков, то ли Порфирий Петрович чрезвычайно умен, но он отлично чувствует подтекст всего произносимого Расколь-никовым. Порфирию Петровичу нужно вывести преступника из равновесия, чтобы
он сознался в содеянном. Раскольников это тоже понимает, объясняя себе действия следователя: «Я в злобе-то и проговорюсь!» Родион Романович находит точное определение поведению следователя, Порфирии Петрович играет с ним «как кошка с мышью». Раскольников в запале почти готов гордо выкрикнуть о своем преступлении, потом смиряет себя, заставляя выслушать собеседника, узнать его планы. Это очень интересный разговор, когда произносятся ничего не значащие фразы, а во внутреннем монологе герой раскрывается до конца. Построение диалога показывает необыкновенное мастерство автора, его умение составить психологическую характеристику героя. Раскольников, как шахматист, старается выстроить не только свои ходы, но и Порфирия Петровича, сердится на свою горячность, пытается все «свалить» на горячечный бред. Он сильный противник, и следователь это знает. Но беда Раскольникова в том, что он молод и опрометчив. Его статья в газете о наполеонизме не проходит мимо внимания Порфирия Петровича. Следователь уверен, что убийца процентщицы - Раскольников, больше некому. Причем преступник не примитивный, а идеологический, доказывающий некую теорию. Пытаясь дознаться правды, Порфирии Петрович открывается Раскольникову: «...пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее,- потому с плеч долой... я вам, вот самим Богом клянусь, так «там» подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная. Всю эту психологию мы совсем уничтожим, все подозрения на вас в ничто обращу, так что ваше преступление вроде помрачения какого-то представится, потому, по совести, оно помрачение и есть...»
Следователь видит Родиона Романовича насквозь. Он уверен, что рано или поздно психика Раскольникова не выдержит: «Сами еще за час знать не будете, что придете с повинною. Я даже вот уверен, что вы "страданье надумаетесь принять"; мне-то на слово теперь не верите, а сами на том остановитесь».
Этот идеологический спор много объясняет в характере Раскольникова. С помощью Порфирия Петровича писатель объясняет скрытые механизмы человеческой психики. Следователь - мастер своего дела, он прекрасно понимает действия и даже намерения преступника, подводя его к раскаянию. Здесь проявился основной постулат писателя: пусть человеку невыносимо больно, но его жизнь будет спасена. С этого начинается возрождение Раскольникова. Он, понимая свою обреченность, постепенно приходит к мысли, что открыть свою душу - значит спастись.
Великий гуманист - Ф. М. Достоевский показывает путь к спасению заблудшей душе.

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - ПЕРВЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН. Летом 1866 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием "Пьяненький". На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера. .Роман печатается по частям в марте-апреле. . Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы. .Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге. Адреса домов, в которых якобы жили персонажи романа, известны: «дом Раскольникова» — Гражданская улица, 19 (на доме установлена памятная стена); «дом Сони Мармеладовой» — канал Грибоедова, 73; «дом старухипроцентщицы» — канал Грибоедова, 104 «До его квартиры оставалось только несколько шагов. Он вошел к себе, как приговоренный к смерти.» (автор о Раскольникове) Фабула романа- «линия жизни» Родиона Раскольникова 2. Преступление 3.Наказание 4. Нераскаянное воскрешение 1. «Некуда идти» Фабула Проблемы, поставленные в романе: Социальные. Бедность героя. Униженное положение Нравственные. Идея Раскольниковареакция на безнравственное устройство мира Философские. Осознание героем того, что убийство не делает его избранным. Приход к вере через нравственные страдания Противоречивость натуры Раскольникова Раскольников воспитан в православной семье, добре и сострадании к унижаемым и оскорбляемым: 1. содержал больного студента и его престарелого отца; 2. спас на пожаре детей; 3. отдал почти последние деньги Мармеладовым; 4. заступился за девушку на бульваре, которую преследовал жирный франт «с какими-то целями» Согласно его идее (Теория Раскольникова), человечество делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». «Право имеющие» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников совершает преднамеренное убийство старухипроцентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. .Родион Романович Раскольников, бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления, и убийство — только первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведёт его к вершине. .Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухипроцентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека «избранным». «Письмо матери его измучило….» .Софья Семёновна Мармеладова, дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка, отчаявшаяся на то, чтобы торговать собой. Несмотря на такой род занятий, она чувствительна, робка и застенчива. Понимает страдания Родиона, находит в нём опору в жизни и силы сделать из него снова человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его другом и опорой. «- Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!» (Раскольников об исповеди Мармеладова) .Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица; «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти». Убита ударом обуха топора Раскольниковым. Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её влиянием и исполняющая её любые приказания. Её простота и честность снискала ей всеобщую любовь. Случайная свидетельница убийства; «вынужденно» убита (зарублена) Раскольниковым. .Мармеладов Семён Захарович, отец Сони Мармеладовой, несчастный, спившийся чиновник в отставке, в моменты отрезвления понимающий всю тяжесть своего положения, проклинает себя за то что вверг свою семью в ужасное положение, винит себя в том что происходит с Сонечкой, говоря что ко всему человек подлец привыкает, попадает под колеса экипажа, и погибает. «- А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куданибудь да пойти!» .Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, преданная своему брату до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата. .Разумихин Дмитрий Прокофьевич, друг Раскольникова, также бывший студент. Отзывчив и открыт, добродушен. Заботится о Раскольникове во время его болезни. После - о Пульхерии и Авдотье Раскольниковых, во время пребывания их в Петербурге. Будущий муж Дуни. Во время судебного процесса над Родионом Раскольниковым отыскивает факты, позволяющие смягчить приговор. «- Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...» (Разумихин о теории) «Двойники» Раскольникова Лужин Лужин человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный. Равенство он понимал по-своему, он хотел стать равным с более сильными. Людей, которых он опередил на жизненном пути, он презирал, хотел над ними властвовать, хотел показать им тяжесть своих ударов. Свидригайлов Свидригайлов пренебрегал всем и каждым. Он считал, что все дозволено, что все поступки весят одинаково, что человеческие действия не подлежат нравственной классификации. Он циничен до крайности и насквозь проникнут теорией безнадежности. При этом он признает бессмысленность своего существования в этом мире Антиподы Раскольникова Соня Мармеладова Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников испытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей». Порфирий Петрович Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с повинной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести. Сны Раскольникова СОН О ЛОШАДИ Намечает канву душевного конфликта, вокруг которого и выстраиваются затем вполне реальные события. Начало сновидения отсылает нас к детству Родиона. Участь несчастного животного предрешена - его забивают насмерть. Избиение беспомощного существа означает бунт против природных ограничений, такие умонастроения назывались богоборческими. Тем самым подразумевалось, что подобный протест направлен против человеческой судьбы в целом. СОН О СТАРУХЕ В данном случае старуха олицетворяет совесть, через которую Родион Раскольников хочет перешагнуть. Однако его внутренняя природа всячески этому сопротивляется. Именно эту проблему демонстрирует сцена с людской толпой в прихожей. С этой минуты в Родионе зарождается чувство виновности, которое, собственно, и делает людей разумными. ВИДЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ЭПИДЕМИИ Фрагмент, описывающий эту галлюцинацию, обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым. Именно в этот момент мы начинаем понимать уродливый характер непомерной человеческой гордыни, следствием которой является неугасаемое желание подчинить своей воле все окружающее. Отсюда - борьба за власть, агрессивность, стяжательство, неразборчивость в средствах, Не случайно в утро воскрешения Раскольникова звучит тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольников, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убийства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как будто все, что потом происходит с Раскольниковым, происходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий говорит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью...», — эта заключительная фраза оставляет финал открытым, давая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

С такими мыслями приступал Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества - к роману "Преступление и наказание". Это одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над нею в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты подавлены, надежды революционеров-демократов на крестьянскую революцию оказались несостоятельными.

"Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? - задавал тогда тревожный вопрос М. Е. Салтыков-Щедрин.- Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются... Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит". Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную Россию социальные противоречия к концу 60-х годов не только не сгладились, но еще более обострились. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительную ситуацию двойного социального кризиса: незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.

В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе проявились первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству XX века. Достоевский одним из первых в мировой литературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор. Вспомним накануне его душевного исцеления: "Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу... Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими... Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали".

Что это за "моровая язва" и о каких "трихинах" идет здесь речь? Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от культурных традиций, преданий и авторитетов, от исторической памяти. Личность выпадала из "экологической" системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от "самоновейшей" науки, от "последних слов" идейной жизни общества. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек "случайного племени", одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной культурной почвы, он оказывался беззащитным перед соблазном власти "недоконченных" идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в "газообразном" обществе пореформенной России. Юноша легко становился их рабом, исступленным их служителем, а идеи обретали в его неокрепшей душе деспотическую силу и овладевали его жизнью и судьбой.

Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Достоевский создал особый - идеологический. По замечанию исследователя К.Ф. Корякина, Достоевский "одержим мыслью о том, что идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах, и что высеиваются они тоже не на бумагу, а в людские души... Достоевский понял, что за внешне привлекательные, математически выверенные (*45) и абсолютно неопровержимые силлогизмы приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой и к тому же не своей, чужой".

В основе драматического конфликта романов Достоевского - борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и мучительная борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский сочетает с исследованием противоречивых политических взглядов и философских теорий, которые это развитие определяют.

Герой Достоевского - не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее. Бросая идеи в души людей, Достоевский испытывает их человечностью. Романы его не только отражают, но и опережают действительность: они проверяют на судьбах героев жизнеспособность тех идей, которые еще не вошли в практику, не стали "материальной силой". Оперируя "недоконченными", "недовоплощенными" идеями, романист забегает вперед, предвосхищает конфликты, которые станут достоянием общественной жизни XX века. То, что казалось современникам писателя "фантастическим", подтверждалось последующими судьбами человечества.

Вот почему Достоевский и по сей день не перестает быть современным писателем как в нашей стране, так и за рубежом.

Идеологический герой романа_____________________________

Цель урока: узнать мрачный «катехизис» Раскольникова;
прочитать и понять его теорию; дать ей оценку.

Ход урока

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
А.С.Пушкин «Е.О.»

Тут дьявол с богом борется, а поле битвы -
сердца людей.
Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»

Достоевский одержим мыслью о том, что
идеи вырастают не в книгах, а в умах и серд-
цах,и что высеиваются они тоже не на бу-
магу, а в людские души Достоевский по -
нял, что за внешне привлекательные, мате-
матически выверенные и абсолютно неопро-
вержимые силлогизмы приходится порой ра-
сплачиваться кровью, кровью большой и к
тому же не своей, чужой.

«Потом я узнал,Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет Потом я ещё узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон Это так!... И я теперь знаю, что кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит! Я догадался тогда,Соня,что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!»
2) Что я прочитала?

(Это мрачный «катехизис» Раскольникова)
«Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом»

3)Катехизис – краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

4)Скажите, мир действительно устроен так? Согласны вы с этим?

/А если бы мир был так устроен, то что бы тогда было?/

5а)Напишите, как, по-вашему, устроен мир людей, какие законы правят людьми.

б)Чтение работ.

6) Итак – герой романа – Раскольников.
Что мы о нём можем сказать, что знаем?

А) Внешность- «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»

/ «Душа Петербурга душа Раскольникова: в ней - то же величие и тот же холод. Герой «дивится своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывает разгадку его». Роман посвящен разгадке тайны Раскольникова Петербурга России. Петербург так же двойствен, как и порожденное им человеческое сознание. С одной стороны царственная Нева, в голубой воде которой отражается золотой купол Исаакиевского собора, «великолепная панорама», «пышная картина»; с другой Сенная площадь с улочками и закоулками, населенными беднотой; мерзость и безобразие. Таков и Раскольников: «Он замечательно хорош собою» , мечтатель, романтик, дух высокий и гордый, благородная и сильная личность. Но у этого «прекрасного человека» есть! своя Сенная, свое грязное подполье «мысль» об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы. Кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное! и лихорадочное его дыхание проникли! в мозг нищего студента и породили в нем! мысль об убийстве.»/ К.Мочульский

Б)Качества: . «Да и что вам сказать?
Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать, и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда впрочем вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то» (Разумихин)

В)Каморка:
« Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»

Г)Фамилия.- Раскольников

(Раскольник – 1)Последователь раскола, старообрядец. 2)Человек, кот. вносит раскол, разлад в какое-нибудь общее дело.)(Сл.Ожегова)

А Раскольников что расколол?

/- Бунтует против человеческой морали.
- Расколол свою душу и сознание/

7) Но главное – это, конечно, Идея Раскольникова, Его Теория.
(Не забываем, у Достоевского герои идей)

Попробуйте воспроизвести по памяти, что помните, как поняли,

В чём суть идеи Раскольникова? (Часть 3, гл5; разговор с Порфирием Петровичем).

8) Читаем и разбираем идею Раскольникова.

А)1. Люди делятся на два разряда: «сверхчеловеки» и толпа.
2.Необыкновенный человек имеет право перешагнуть
3.Разряду «необыкновенных» разрешена вседозволенность, они освобождены от совести, от нравственного закона
4.Разрешает «кровь по совести»
5.Они (необыкновенные) могут разрушить настоящее во имя лучшего будущего
6.Можно пожертвовать жизнью одного, десяти и ста ради великих открытий во благо всего человечества.

/ ???Совместны ли с точки зрения Раскольникова Гений и злодейство?/

9)Что можем сказать Раскольникову? /

Согласны ли вы с тем, что теория Р. «сшита белыми нитками»? Или некоторые аргументы в его объяснении кажутся вам убедительными или, во всяком случае, заслуживающими внимания?/

Ответ Господину Раскольникову.(письменно)

10Чтение работ

11) (К свед. учителя)

1»Обратите внимание на совершенно фашистские идеи, развитые Раскольниковым в «статье», которую он написал: человечество состоит из двух частей – толпы и сверхчеловека. Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он видит сильную личность, правящую толпой, потому что он дерзнул «захватить» власть, как бы ожидающую того, кто осмелится это сделать. Таково быстрое превращение честолюбивого благодетеля человечества в честолюбивого тирана-властолюбца»
(В.Набоков)
2) Раскольников завидует только цельности, безоглядности, несмущающейся жестокости, с которыми Наполеон и ему подобные шли напролом к своей цели.
...
В черновых тетрадях есть наброски реплик, согласно которым Раскольников видел высшее счастье во власти над людьми-пигмеями «для цели». Ссылка на цель может превратиться / в скользкое объяснение, целью оправдывали средства иезуиты, " инквизиторы, позднее фашисты. Однако Раскольников не задумывается над опасностями, таящимися в его объяснении. Он уверен, что его цель добро, что он ломает преграды, отбрасывает предрассудки, откидывает страхи, напущенные во имя непререкаемых ценностей. Лужин кровопийца, Мармеладовы его жертвы. Власть нужна Раскольникову для того, чтобы спасти Катерину Ивановну, Соню, Полечку от Лужина и ему подобных. Раскольников берет на себя решение: «тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне». Он не может перенести, чтобы такие, как Соня, были несчастны, он не может вынести несправедливости.
Раскольников ставит себя над человечеством во имя спасения человечества, он хочет «сгрести» людей «в руки и потом делать им добро».
В. Я- Кирпотин. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. 1974.

3) «Теория «двух разрядов» даже не обоснование преступления. Она уже и есть преступление. Она с самого начала решает, предрешает один вопрос кому жить, кому не жить».
Ю. Корякин. Самообман Раскольникова. 1976

12)Почему Соня отказывается отвечать на вопрос Раскольникова?

(И очень важно, что Раскольников искушает Соню этим вопросом сразу после её оскорбления, унижения. После клеветы на неё. Когда так велик соблазн ответить «сгоряча»).

« Вот мне именно интересно было быузнать, как бы вы разрешили теперь один „вопрос", как говорит Ле-безятников. (Он как будто начинал путаться.) Нет, в самом деле, ясерьезно. Представьте себе, Соня, что вы знали бы все намеренияЛужина заранее, знали бы (то есть наверно), что через них погиблабы совсем Катерина Ивановна, да и дети; вы тоже, в придачу (так,как вы себя ни за что считаете, так в придачу). Полечка также... потому ей та же дорога. Ну-с; так вот: если бы вдруг все это теперь наваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужинули жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? токак бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю.
Соня с беспокойством на него посмотрела: ей что-то особенное
послышалось в этой нетвердой и к чему-то издалека подходящей речи.
Я уже предчувствовала, что вы что-нибудь такое спросите,сказала она, пытливо смотря на него.
·
Хорошо; пусть; но однако, как же бы решить-то?
Зачем вы спрашиваете, чему быть невозможно? с отвра -щением сказала Соня.
Стало быть, лучше Лужину жить и делать мерзости! Вы иэтого решить не осмелились?
Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему выспрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустыевопросы? Как может случиться, чтобы это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому нежить?»

13))Почему кровь «по совести» страшнее официального разрешения проливать кровь?
(по словам Разумихина)

Что это значит «кровь по совести»?(Т. е. по внутреннему закону)

14)Суть преступления в его «метафизическом смысле» -
убийство завета.
«Не убий» - логически недоказуемый завет. (Но в нём вся человечность)

Как вы понимаете этот завет? Почему нельзя «убить»? И что будет, если это становится можно?

14)Смотрим репродукцию картины Кустодиева «Большевик»

Проанализируем эту картину.
-Как связана идея Раскольникова с идеей этой картины?

(Идея ПЕРЕШАГИВАНИЯ. К чему она ведёт?)

Домашнее задание:
«Арифметика Раскольникова» (разговор двух студентов),часть1,гл.4- перечитать;
Опровергает ли жизнь эту «арифметику»?
Перечитать второй разговор с Соней (часть5,гл.4)
Какие мучения испытывает Раскольников после преступления?
Индивид. задание: как Раскольников шёл на преступление? (Его состояние, мысли, воля, авторские комментарии).