Что такое героизм аргументы. Роль русской женщины в Великой Отечественной войне

Хоть в этом году роль аргументации, судя по баллам, совсем не так высока, как когда-то, Многомудрый Литрекон все же подготовил подборку аргументов для сочинения на ЕГЭ, взяв наиболее часто попадающиеся проблемы в рамках понятий «война» и «патриотизм».

  1. Б. Полевой, «Повесть о настоящем человеке» . Б. Полевой в своей повести знакомит читателей с настоящим героем — Алексеем Мересьевым, прототипом которого стал лётчик Маресьев. С самых первых строк начинается трудный путь для персонажа, полный нелёгких испытаний и отважных решений. Пилот попадает в аварию, его самолёт сильно поврежден, а в ногах ощущается острая боль. Лютая зима заставляет его колебаться — идти вперёд, искать своих или даже не пытаться сражаться? Маресьев выбирает первое. Он доползает до своей базы на локтях, ступни его впоследствии ампутируют. Но он и после этого не сдал сдаваться. Чтобы помочь своей стране, он учится управлять самолётом на протезах. В конце произведения герой в воздушной схватке подбивает несколько вражеских самолётов, спасает своего товарища. Человек на многое способен, когда им руководит чувство любви к своей родине.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Бородино». В стихотворении Лермонтова «Бородино» отражена отвага русских воинов во время отечественной войны. Дядя рассказывает мальчику о мужественных солдатах того времени. Он восхищается их храбростью, готовностью до смерти стоять, защищая отечество: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою/ За родину свою!» Они сохранили верность своему царю, своему народу. Для них победа превыше всего, поэтому в бою им не страшна даже гибель: «Умремте же под Москвой, как наши братья умирали!» Русских солдат лирический герой с гордостью называет «богатырями». Их бесстрашие, сила воли, любовь к отечеству сломят любого врага. «Могучее, лихое племя» смогло выгнать противника со своей территории, обеспечив тем самым процветающее будущее России.

Женщины на войне

  1. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». Анна Погудко — одна из тех девушек, чью судьбу затронуло кровавое событие двадцатого века — Гражданская война. Неженскую отвагу она проявит и во время войны. В 1917 году героиня, чтобы приносить пользу своей партии, отправляется учиться на пулемётчицу. Во время боя с казаками Анна храбро поднимает винтовку и призывает остальных бежать за ней в атаку. Но такой безумный поступок не был поддержан солдатами. Анна погибла от взрывной пули и необдуманного решения. Но её отвага, готовность совершить подвиг, заслуживают уважения. Своим поступком она доказала, что женщины, как и мужчины, способны на многое ради своего государства, ради достижения общей цели.
  2. Б. Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Отделение девушек-зенитчиц, которое возглавляет Рита Осянина, прибывает в отряд к старшине Васкову. Война затронула семью каждой девушки, но даже горе потери не выбило их из колеи: они сражались за спасение родины. Их группу по роковой случайности отправляют на выполнение опасной операции – им нужно помешать диверсионной группе нацистов прорваться через лес. Пятеро девушек: Лиза, Рита, Женя Бричкина, Соня Гулич, Галя Четвертак мужественном отправились защищать отечество вместе со старшиной. Однако живым останется только один — Федот Евграфыч Васков. Ни одна из его подопечных не выжила во время этой операции. Лиза утонула, переходя через болото, Соня Гурвич вызвалась принести кисет Васкова и наткнулась на двух немцев, которые беспощадно ее застрелили. Испуганная такой новостью, Галя теряет бдительность. Неосторожность девушки заметили немцы. Они убили зенитчицу. В неравном бою с немцами погибают Рита и Женя. Все героини отдали свою жизнь за победу страны, но приблизили победу и внесли свой вклад в нее.

Истинный и Ложный патриотизм

  1. В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой противопоставляет две категории патриотизма. Это истинный и ложный патриотизм. Так, ко второй «категории» относятся многие герои, которые входят в общество Анны Павловны Шерер. Во время сражений Отечественной войны, когда гибли люди, жертвуя собой ради страны, они вели светские беседы. Их противостояние заключалось лишь в осуждающих разговорах, отказе от французских блюд, от иностранного языка. Они никак помогали этим народу, который сдерживал натиск врага. В то время как другие персонажи — Андрей Болконский, Николай Ростов, Денис Давыдов отважно сражались на поле боя за их жизнь, за свою страну. Истинный патриотизм всегда проявляется в самопожертвовании, в готовности отдать свою жизнь за родину.
  2. Ф.К. Сологуб, «Правда сердца» . В этом небольшом рассказе автор изобразил на примере двух личностей дух истинного и ложного патриотизма. На днях было объявлено о начале войны с Германией. Однако не все люди стремились на фронт. Бубенчиков «слишком любил свою молодую и прекрасную жизнь», а Козовалов мечтал о том, чтобы уехать в более мирную страну. Они стремятся скрыться от собственной обязанности, чтобы лишний раз не рисковать жизнью. На словах они были честными и патриотичными людьми, но на деле оказались инфантильными трусами. Даже герой эстонец проявлял готовность сражаться за Россию. Его речь выражала пламенные порывы защищать русских от немецких захватчиков. Так, порой коренной житель своей страны не стремится спасать своё отечество, в то время как человек другой нации готов спасать ее ценой кровопролития. Настоящая любовь к отечеству проявляется в поступке.

Дети на войне

  1. Н. А. Островский, «Как закалялась сталь» . Герой произведения — Павка Корчагин рано узнал все тяготы революции и Гражданской войны. Но с юных лет он демонстрировал силу своего характера, храбрость и мужество. Его взросление происходит на глазах у читателей. Из мальчика он превращается в настоящего отважного мужчину. Он совершает бесстрашные поступки во время Гражданской войны, участвует в сложном и хлопотном строительстве узкоколейки. Патриотизм к родине, любовь к своей партии заполняет все сердце главного героя. Для него на первом плане стоит процветание страны, а не личное благополучие. Он готов даже отказаться от девушки, чтобы полностью посвящать себя строительству новой жизни. Строительству социализма.
  2. В. П. Катаев, «Сын полка». Ваня Солнцев, плакавший во сне, был замечен разведчиками в небольшом окопчике во время Великой Отечественной войны. Десятилетний мальчик умолял оставить его на фронте, но его постоянно пытались отправить в детский приёмник. Он несколько раз убегал от разведчиков, что вынудило старшину пойти на уступки ребёнку. С ранних лет Ваня показывал силу своего характера, научился быть смелым, принимать серьезные решения. Он был воспитан на фронте, привык к суровой действительности. Любовь к родине вдохновила мальчика на многие полезные и героические поступки. Герой всегда хотел быть полезен солдатам, пытался помочь им любым способом. Каждое действие этого маленького защитника пропитано патриотизмом.

Вопросы, заданные человечеству войной

Предполагаемые темы-проблемы

1. «Победа без победителей».

2. Внутренняя «сохранность» человека на войне.

Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.

4. «Война – страшная необходимость» (Л.Толстой)

Дети и война

Отношение государства к солдату-победителю

Мужество и незаметный героизм солдат на войне

Женщина на войне

Темы

1. Что помогает выжить на войне?

2. Какую роль играют воспоминания о мирной жизни для человека на войне? (Л.Н. Толстой «Война и мир». М. А. Шолохов «Судьба человека; Б. Васильев «А зори здесь тихие…»...)

3. В чем духовные истоки героизма? Что заставляет русского человека в минуты тяжёлых военных испытаний мобилизовать все свои силы на борьбу с врагом?

4. Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? (Л.Н. Толстой «Война и мир»…).

5. Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? (О чести и бесчестии, о долге и предательстве. Нравственный выбор человека на войне). – (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Быков «Сотников»; В. Распутин «Живи и помни»; М. А. Шолохов «Тихий Дон»; «Судьба человека»; К. Воробьев «Это мы, Господи!»...)

6. Каковы нравственные последствия предательства?

7. Можно ли забыть о своём долге в минуту тяжёлых испытаний? (В. Закруткин «Матерь человеческая»)

8 Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны? (Нравственная оценка факта войны).

9. Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?

10. Что обнаруживает противоестественность всего происходящего на войне? (Дети и война. - В.Богомолов «Иван».

Женщина и война – Ю. Бондарев «Вечная женственность»; С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Искусство и война. Красота природы и война…)

11. «Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия?» (В. Захаров) - (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Кондратьев «Сашка»…)

12. В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны? (Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», А.Т. Твардовский «Василий Теркин», К. Симонов. Стихи; Муса Джалиль «Моабитская тетрадь»…)

13. Почему нельзя забывать о прошедшей войне? Как сохранить мир на Земле? (Р. Рождественский «Реквием»; «Б. Васильев «А зори здесь тихие…»; Ю. Даниэль «Говорит Москва»…)



14. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

Темы и комментарии

В чём проявляется стойкость и мужество человека на войне?

Мужество и стойкость на войне проявлялись в силе духа людей, преодолевающих страх смерти во имя победы: девушка-санинструктор умирает, помогая бойцам в блиндаже на передовой, бойцы преодолевают страх смерти перед танковой атакой; живые хоронят мёртвых, не оставляя их брошенными на поле боя, оставляя на дощечках имена погибших товарищей.

Как меняется мироощущение человека на войне?

Люди остро ощущают грань между миром и войной, в годы войны происходит переоценка ценностей: довоенный, мирный уклад жизни людьми воспринимается как истинная ценность. Картины смерти на войне, потеря друзей, ощущение постоянной смертельной опасности меняют человека внутренне, добавляют ощущение страдания, напряжённости и в то же время укрепляют мужество, волю к победе.

Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?

Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе.
Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?

Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества.
Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?
Обелиски с именами погибших - сохранение памяти о военных событиях живущими ныне людьми; но главное - сохранить в душе чувство благодарности к тем, кто трагически погиб, выполняя свой гражданский и человеческий долг в годы войны.
Почему на войне быстрее происходило взросление юношей?
Взросление человека (юноши) – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.
Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Гуманизм, сострадание, верность слову и присяге в условиях военных испытаний.

Литературные аргументы

Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое - Сотников и Рыбак. Рыбак - один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам жизни оказываются бесценными. Его противоположность - Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... - не очень громко сказал Сотников. - Остальное ни при чем. Берите одного меня».
Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».
В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

Повесть "Сотников" - повесть-рассуждение о вечных философских вопросах - цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, - вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством. Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», - пишет автор.

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

Человеческое «можно подавить, но не уничтожить».
Хочу вспомнить произведение В.Закруткина «Матерь человеческая », в котором описываются события Второй Мировой Войны. Оккупировав хутор, в котором жила Мария, главная героиня повести, её сын Васятка и муж Иван, фашисты всё разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло.

Мария -- человек сильный; в труде находит она смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Все это для живых, во имя жизни. И поэтому опускается перед Марией на колени и целует с благодарностью ее маленькую натруженную руку воин -- командир кавалерийского полка.
Нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.

Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.

Книга повествует о женщине Марии, которая смогла сбежать с хутора, прежде чем его сожгли, а всех жителей угнали в Германию. Убегает после того, как на ее глазах вешают ее сына и мужа. Убегает, чтобы сохранить другую жизнь, которую вынашивает под сердцем. Несколько дней она живет где-то неподалеку от хутора, укрываясь листьями кукурузы, а затем приходит к сгоревшему своему дому и поселяется в погребе. За те месяцы, что живет она в погребе и ждет прихода нашей армии, она становится матерью всему живому и...мертвому. Она хоронит девочку Саню, которую застрелили враги, пытается выходить молоденького тяжелораненого 17-летнего солдата-немца и хоронит, не сумев спасти. А затем опять хоронит, но уже нашего молодого политрука... И спасает жизни домашним животным, которые в страхе разбегались, когда горел хутор, а затем пришли к ней, как единственному человеку. Спасает жизни семерым детям, которые прибились к колхозным полям после блужданий и скитаний. А затем дает жизнь тому самому человечку, ради которого и постаралась выжить.

Проблема взросления на войне не раз поднималась в поизведениях русских писателей. Например, в повести В.О. Богомолова "Иван" главный герой - двенадцатилетний мальчик-разведчик, ровесники которого в мирное время лишь играют "в солдатиков", уже награжден медалью "За отвагу". Он бесстрашно сражался против фашизма, выполнял самые опасные задания в тылу врага. За борьбу против захватчиков этот ребенок был безжалостно растрелян немцами.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.

В.Л.Кондратьев «Сашка»

Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.

М.А.Шолохов «Донские рассказы»

М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все.

Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка ». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке.

Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.

Бесчеловечность и бессмысленность войны

Как повлияла гражданская война на судьбы людей?Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, конфликт между красными и белыми всё больше уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей

Проблема Пример
1.Проблема войны. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека » эта проблема раскрывается на образе Андрея Соколова, который был строителем, человеком мирной профессии. На войне он становится одним из бойцов, частью войска. Война перечёркивает жизнь героя, как и жизнь всей страны. В первый момент он растворяется в общей массе. И это временное отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Война для героя, весь путь унижений, испытаний, лагерей – это борьба человека и бесчеловечной машины, которая загубила миллионы невинных жизней.
2. Проблема патриотизма В рассказе М. Шолохова "Судьба человека" получили развитие идеи о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам "за все то, что причинили они Родине", и в то же время – о великой любви к Родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Автор показывает красоту души и силу характера русского человека. Точны слова М. Луконина о том, что русские солдаты готовы возвратиться с войны «лучше с пустым рукавом, чем с пустой душой».
3. Проблема нравственности Война для героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова - это не только бесчеловечная машина, уничтожающая всё живое, против которой нужно бороться за свою жизнь, но и испытание на человеческое достоинство. В лагере он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?». Это и испытание потерей «своего». Попытка бегства оказывается неудачной, так как таким способом из-под власти уйти нельзя. Сцена в комендантской, когда он не стал пить за победу Германии, а сказал о том, что думал, доказывает, что герой – это человек, для которого в этой ситуации высшее благо – смерть. Этот поступок вызывает уважение даже у врага - садиста-коменданта. И сила человеческого духа побеждает! Герой остаётся жив.
4. Проблема чести и достоинства русского солдата Много испытаний, которые он выдерживает, пришлось пройти герою рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрею Соколову. Не предав в комендантской чести русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" – спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну",– говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учёт, ну а сала, сам понимаешь, – только губы помазать. Однако поделили без обиды". Такое нравственное поведение тяжкие годы испытаний достойно уважения.
5. Проблема силы духа. Сила духа помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова, сохранить в себе человеческое достоинство. Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут ещё одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына. Самое большое, что даёт ему судьба, – это увидеть мёртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. Сколько же нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить!
6.Проблема милосердия Проблему милосердия поднимает М. Шолохов и в рассказе «Судьба человека». В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Соколов говорит: "Ночью-то погладишь его сонного, волосёнки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя..." Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нём отца. Не смогла война уничтожить человеческое в человеке, не сломала его.

1) «Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло». (Лаоцзы)

2) «Война - болезнь. Вроде тифа». (Сент-Экзюпери А.)

3) «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, - значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были». (Камю А.)

4) «Самое большое зло, какое может сделать нам враг, это приучить наше сердце к ненависти». (Ф. Ларошфуко)

5) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». (Л.Н.Толстой)

6) «Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска…»

«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и - неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно-оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты». (Л.Н.Толстой)

Аргументация:

1. «Повесть о разорениии Рязани Батыем» (пер. Д.С.Лихачева)

«А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».
Автор «Повести..», описывая поле битвы, воссоздавая перед читателем картину разорения и сожжения русского города, помнит о чувствах своих читателей и выражает увиденное при помощи традиционных формул.
«И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестивого царя Батыя братия его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную».
Смерть в «Повести…» опоэтизирована: люди лежат на земле «опустошенной», «снегом и льдом померзнувшие», они «испили чашу смертную». Помня об историческом времени, мы можем предполагать, насколько безобразными и тяжелыми были раны участников сражения, насколько страшной была картина уничтоженного войсками Батыя города, а в тексте это не передано. Но это не свидетельствует о бессилии произведения искусства в деле воссоздания реальности. Это говорит о мудрости создателя «Повести», о гуманности древнерусской литературы.

2. «Валерик» (М.Ю.Лермонтов)

  • Едва лишь выбрался обоз
  • То было грозное молчанье,
  • Не долго длилося оно,
  • Но в этом странном ожиданье
  • Забилось сердце не одно.
  • Вдруг залп… глядим: лежат рядами,
  • Что нужды? здешние полки
  • Народ испытанный… В штыки,
  • Дружнее! раздалось за нами.
  • Кровь загорелася в груди!
  • Все офицеры впереди…
  • Верхом помчался на завалы
  • Кто не успел спрыгнуть с коня…
  • Ура - и смолкло. - Вон кинжалы,
  • В приклады! - и пошла резня.
  • И два часа в струях потока
  • Бой длился. Резались жестоко
  • Как звери, молча, с грудью грудь,
  • Ручей телами запрудили.
  • Хотел воды я зачерпнуть…
  • (И зной и битва утомили
  • меня), но мутная волна
  • Была тепла, была красна.

М.Ю. Лермонтов, считавший войну разрушением красоты мира, единства человека и природы, точно выражает эту мысль в эпизоде стихотворения «Валерик». Показывая безумие происходящего, Лермонтов уподобляет людей диким зверям и называет битву «резней». Ручей запружен трупами, его воды, отравленные смертью, становятся красными. Всего несколько штрихов – и ужас случившегося передается читателю. Усиливает впечатление эмоциональность монолога героя:

  • Я думал: жалкий человек,
  • Чего он хочет!…небо ясно,
  • Под небом места много всем,
  • Но непрестанно и напрасно
  • Один враждует он – зачем?

3. «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Л.Н. Толстой показывает Бородинское поле после сражения. Для того чтобы выразить отвращение, ужас, боль, страдание от увиденного, Толстой заставляет «заговорить» безмолвную Природу. Дождь, накрапывающий «на убитых, на раненых, и на изнуренных людей», будто бы говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь. Что вы делаете?»

4. «Тихий Дон» (Шолохов М. А.)

Картина поля боя, произошедшего между русскими и немцами во время Первой мировой войны неподалеку от деревни Свинюхи, заставила содрогнуться даже привыкших к ужасам войны казаков. Трупы лежали внакат, в «непристойных и страшных» позах, земля была взрыта, примятая колесами повозки трава напоминает шрамы. В воздухе стоит «сладковатый, тяжкий» запах мертвечины. Казаков поразил вид молодого поручика, который и после смерти продолжал оставаться красивым; они потрясены видом убитого солдата, совсем еще мальчишки, которого настигла вражья пуля. Сокрушаются свидетели этого зрелища, глядя на парнишку: ему, должно быть, не довелось узнать сладости девичьего поцелуя. «Где же их так наворочали?»- спрашивают себя те, кто так же безжалостно расправляется с противником. Видимо, нет предела человеческой жестокости.

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

В этой статье вам предложены проблемы, найденные в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и литературные аргументы к ним. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце страницы.

  1. Подлинный и ложный героизм раскрывается перед нами на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» . Народ несет в себе настоящую любовь к Родине, он грудью ее защищает, умирает за нее в войну, не получая орденов и чинов. Совсем иная картина в высшем свете, который только прикидывается патриотичным, если это модно. Так, князь Василий Курагин ездил и в салон, прославляющий Наполеона, и в салон, выступающий против императора. Также вельможи охотно начинают любить и прославлять отечество, когда это приносит выгоду. Так, Борис Друбецкой пользуется войной ради продвижения в карьере. Именно благодаря народу с его истинным патриотизмом Россия и освободилась от французских захватчиков. А вот ложные его проявления чуть не погубили страну. Как известно, российский император не щадил войска и не хотел оттягивать решающего сражения. Положение спас Кутузов, который с помощью промедления извел французскую армию и сохранил тысячи жизней простых людей.
  2. Героизм проявляется не только на войне. Соне Мармеладовой, героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , пришлось стать проституткой, чтобы помочь семье не умереть от голода. Верующая девушка преступила заповеди и пошла на грех ради мачехи и ее детей. Если бы не она и ее самоотверженность, им бы не выжить. Зато Лужин, кричащий на каждом углу о своей добродетели и великодушии, и выставляющий свои начинания героическими (особенно женитьбу на бесприданнице Дуне Раскольниковой), оказывается жалким эгоистом, который готов идти по головам ради своих целей. Разница в том, что героизм Сони спасает людей, а фальшь Лужина губит их.

Героизм на войне

  1. Герой – это не человек без страха, это тот, кто может преодолеть страх и идти в бой ради своих целей и убеждений. Такой герой описан в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» в образе Андрея Соколова. Это вполне обычный человек, который жил как все. Но когда грянул гром, он стал настоящим героем: вез снаряды под обстрелом, потому что нельзя иначе, ведь свои в опасности; перенес плен и концлагерь, никого не предав; вынес смерть близких, возродившись ради судьбы подобранного им сироты Ваньки. Героизм Андрея в том, что он поставил спасение страны главной задачей своей жизни и ради этого боролся до конца.
  2. Сотников , герой одноименной повести В.Быкова , в начале произведения кажется совсем не героическим. Более того, именно он стал причиной своего плена, вместе с ним пострадал и Рыбак. Однако Сотников пытается искупить свою вину, взять все на себя, спасти случайно попавших под следствие женщину и старика. Зато бравый партизан Рыбак трусит и старается лишь спасти свою шкуру, донося на всех. Предатель выживает, но навсегда покрыт кровью невинных страдальцев. А в нескладном и неудачливом Сотникове открывается настоящий герой, достойный уважения и неугасимой исторической памяти. Таким образом, на войне героизм особенно важен, потому что от его проявления зависят другие жизни.

Цель героизма

  1. Рита Осянина, героиня повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» , потеряла любимого мужа в первые дни войны, оставшись с маленьким сыном. Но молодая женщина не смогла остаться в стороне от всеобщего горя, пошла на фронт, надеясь отомстить за мужа и защитить десятки тысяч детей от врага. Настоящим героизмом было пойти на неравный бой с фашистами. Рита, ее подруга по отделению Женя Комелькова и их начальник старшина Васков выступили против отряда нацистов и готовились к смертному бою, и девушки действительно погибли. Но иначе нельзя, за спиной не просто разъезд, за спиной Родина. Таким образом, они пожертвовали собой, спасая отечество.
  2. Иван Кузьмич Миронов, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , проявил героические качества при обороне Белогородской крепости. Он остается стойким и не колеблется, его поддерживает долг чести, воинская присяга. Когда коменданта захватили бунтовщики, Иван Кузьмич остался верен присяге и не признал Пугачева, хотя это грозило смертью. Воинский долг заставил Миронова пойти на подвиг, несмотря на то, что пришлось заплатить за это жизнью. Он пожертвовал собой, чтобы сохранить верность своим убеждениям.
  3. Нравственный подвиг

    1. Остаться человеком, когда прошел через кровь и пули, крайне сложно. Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова , не только воевал, но и попал в плен, в концлагерь, бежал, а потом потерял всю семью. Именно семья была для героя путеводной звездой, лишившись ее, он махнул рукой на себя. Однако после войны Соколов встретил мальчика-сироту Ваньку, судьбу которого война также искалечила, и герой не прошел мимо, не предоставил государству или другим людям заботится о сироте, Андрей стал отцом для Ваньки, дав себе и ему шанс на обретение нового смысла жизни. То, что он открыл свое сердце для этого мальчика – нравственный подвиг, который дался ему ничуть не проще, чем отвага в бою или выдержка в лагере.
    2. В ходе военных действий иногда забывается, что враг тоже человек и, скорее всего, послан войной на твою Родину необходимостью. Но еще страшнее, когда война гражданская, когда врагом может оказаться и брат, и друг, и односельчанин. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , в новых условиях противостояния власти большевиков и власти казачьих атаманов постоянно колебался. Справедливость звала его на сторону первых, и он воевал за красных. Но в одном бою герой увидел бесчеловечный расстрел пленных, безоружных людей. Эта бессмысленная жестокость отвратила героя от его прошлых воззрений. Окончательно запутавшись между сторонами, он сдается победителю, лишь бы увидеть детей. Он понял, что семья для него важнее собственной жизни, важнее принципов и взглядов, ради нее стоит пойти на риск, сдаться, чтобы дети хотя бы увидели своего отца, вечно пропадавшего в сражениях.
    3. Героизм в любви

      1. Проявление героизма возможно не только на поле боя, иногда не меньше его требуется в обычной жизни. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» , совершил настоящий подвиг любви, возложив жизнь на ее алтарь. Лишь раз увидев Веру, он жил только ею. Когда муж и брат любимой запретили Желткову даже писать ей, он не смог жить и покончил с собой. Но даже смерть он принял со словами к Вере: «Да светится имя твое». Он совершил этот поступок ради того, чтобы возлюбленная обрела покой. Это – настоящий подвиг ради любви.
      2. Героизм матери отражен в рассказе Л.Улицкой «Дочь Бухары» . Аля, главная героиня, родила дочь Милочку с синдромом Дауна. Женщина посвятила всю жизнь воспитанию дочери с редчайшим тогда диагнозом. Муж оставил ее, приходилось не только ухаживать за дочерью, но и работать медсестрой. А позже мать заболела, не лечилась, а устраивала Милочку получше: работа в мастерской по склейке конвертов, замужество, образование в спецшколе. Сделав все, что можно было, Аля уехала умирать. Героизм матери каждодневный, незаметный, но не менее важный.

Днём и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками - на них иногда переправляли раненых.



Сочинение

В тяжелые военные времена, когда голод и смерть становятся постоянными спутниками, не каждому дано сохранить в себе способность жертвовать собой во благо Родины. В данном тексте В.М. Богомолов предлагает нам задуматься над проблемой героизма.

Обращаясь к этой проблеме, автор приводит в пример историю «героического рейса», который во времена Великой Отечественной войны смог сквозь обстрелы и взрывы доставить боеприпасы на другой берег. Писатель делает акцент на невзрачности «пароходика», перевозящего баржу с коробками, и на невнушительность самого экипажа, состоящего из трех человек. Однако все это было лишь первым впечатлением. Позже В.М. Богомолов указывает нам на несокрушимость «старого волгаря», совершенно не испугавшегося обстрела, и на самопожертвование Ирины и бойцов, которые сквозь дым, огонь и риск в любой момент взлететь на воздух спасали коробки от огня. Автор подводит нас к мысли о невероятной силе духа всего экипажа, готового жертвовать своей жизнью ради сохранения боеприпасов и дальнейшей победы своего Отечества в войне.

Автор считает, что героизм – это чувство долга перед своим народом и своим Отечеством. Бескорыстно защищая Родину во время войны, бойцы движимы именно героизмом, острой потребностью любыми способами помочь своей отчизне.

Я полностью согласна с мнением советского писателя и тоже считаю, что чувство патриотизма, чувство долга перед отечеством способно заставить человека вопреки любым трудностям совершать героические поступки.

Проявление истинного героизма мы можем наблюдать в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе этого произведения лежат реальные факты из биографии летчика-истребителя Алексея Маресьева, который, будучи сбитым в бою над оккупированной территорией, с поврежденными ступнями, но не со сломленным духом, долгое время пробирался сквозь лес и попадает к партизанам. И позже, потеряв обе ноги, герой, движимый желанием как можно больше сделать для своей страны, снова садится за штурвал и пополняет копилку воздушных побед Советского Союза.

Проблема героизма и мужества раскрывается также в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей соколов, потерявший всю свою семью, все же был способен из последних сил отдавать долг родине. Он до последнего был военным шофером, а когда попал в плен, ни на миг не смутился перед Миллером, не испугался смерти и показал ему всю мощь русского характера. Позже Соколов сбежал из плена и, и даже будучи жутко изможденным и истерзанным, по-прежнему был полон готовности жертвовать собой ради победы.

Таким образом, можно сделать вывод, что во всепоглощающих, всеразрушающих условиях войны самый простой человек, наделенный лишь глубоким чувством любви к Родине и искренним желанием помочь, может показать себя истинным героем.