«Богатыри»: описание картины. Три богатыря Васнецова – герои былинного эпоса

Великий русский художник Васнецов Виктор Михайлович, чья эпическая картина Три богатыря, известна сегодня во всех странах мира, трудился над своим шедевром около 20 лет. Душу его волновала тема старинных русских былин, подвигов богатырей, стоящих на заставах, стерегущих дозором молодое русское государство. Эта тема, однажды зародившись в уме известного мастера кисти, никогда более не покидала его. Результатом же стало культовая картина Богатыри. Каждому знакомы репродукции этого шедевра русской классической живописи, творчество русского художника изучают в школах, дети пишут сочинение по картине Васнецова три богатыря.

Сочинение онлайн по картине Васнецова 3 былинных богатыря

На известной картине Три русских Богатыря стоят на равнине, открытой всем ветрам. За их спиной пологие холмы, густой лес на склонах, синяя даль отчизны под хмурым сумеречным небом, в котором среди кучевых облаков скапливается и зреет грозовая туча с желто-лиловым брюхом. На картине Васнецова мы видим что в дозоре стоят три главных и самых любимых богатыря русских былин – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. В любой момент они готовы отразить натиск врага, защитить Русь-матушку. Знакомством с каждым из героев я продолжу свой рассказ по картине Три богатыря.

Сочинение по картине Три богатыря Васнецова – герои народных былин

Эта удивительная картина художника Васнецова Виктора Михайловича подобна мосту, перекинутому от героических поколений Древней Руси, олицетворением которых являются 3 богатыря с живописного полотна русского художника — патриота, к нам, русским людям дня сегодняшнего, главной задачей которых является возрождение силы России и свободы русского духа. Богатырь Илья Муромец на крепком вороном коне, помещенный художником в композиционный центр рисунка – самый сильный и мудрый воитель. Из-под руки он вглядывается вдаль – не видать ли силы вражеской? В одной его руке булатная палица, в другой – копье острое.

По правую его руку на белоснежном коне легендарный богатырь Добрыня Никитич. Готовый к бою, он уверенно держит руку на тяжелом мече. По левую руку Ильи Муромца на гнедой лошади Алеша Попович, самый молодой и самый быстрый из витязей, меткий стрелок, чьи стрелы всегда достигают цели. Яркий живописец Виктор Васнецов наделил своих героев исконно русскими характерами, описывая которые, можно составить целый рассказ по картине Три богатыря. Но у каждого героя этого живописного шедевра есть особенная, главная черта. Илья Муромец наделен мудростью, Добрыня Никитич – спокойной уверенностью в своих силах, а юный Алеша Попович – быстрым умом и смекалкой. Эти русские характеры безупречно переданы очень колоритно великим мастером в красивой картине Богатыри.

Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»
Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. "Богатыри".

Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.

Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. "Маска и душа". 1932.
Картина три богатыря Васнецов написал в 1898 году, над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич.
Илья Муромец наш былинный герой он самый сильный и мудрый на черном коне вглядывается в даль из под мускулистой руки, с которой свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое копье наизготове. Слева от Ильи Муромца На белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне сидит Алеша Попович держит в его руках меткий лук, от стрелы которого ни один враг не увернется, его сила кроется в его хитрости и смекалке. Этой велико-русской троице с ним никогда не будет скучно, в часы отдыха он может и на гуслях поиграть. Характеры Трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.
Картина три богатыря самая значительная в творчестве Васнецова, в русской живописи ни один художник не уходил так глубоко. как Васнецов отдавая себя полностью былинно эпическим сюжетам. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.
На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

1881 г. Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»

Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа – «Богатыри» - каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов.

В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят – не притаился ли где враг коварный и не обижают ли где слабого. Это они – три главных героя эпических сказаний - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

В центре изображен Илья Муромец. Могучий и сильный, он осматривает родные просторы, выискивая недруга, которому всегда готов дать отпор. Богатырь силен настолько, что, кажется, не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, висящей на поднесенной ко лбу руке. Недюжинная сила удивительно сочетается в нем с широтой души и добротой открытого людям сердца. Илья Муромец – реальная историческая личность, а сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни. Позднее богатырь стал монахом Киево-Печерской лавры и сейчас его имя можно найти среди всех святых. Васнецов писал Илью Муромца с простого крестьянина Ивана Петрова, человека сильного и высокорослого, доброго и душевного – каким был сам богатырь.

По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Только на нем надет золотой крест. Этим Васнецов напоминает, что его Добрыня связан с легендарным воеводой войска Владимира, князя киевского и крестителя Руси. Богатырь стал для художника воплощением собирательного образа рода Васнецовых: себя, своего отца и дяди. Не случайно исследователи творчества мастера отмечали сходство внешности Добрыни и художника.

Самый младший – Алеша Попович. Храбрый и ловкий стройный юноша может побороть врага силой, хитростью и даже обманом. Прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова. Этот веселый и общительный человек подарил свой озорной нрав молодому богатырю – художник перенес эти черты его характера на картину.

Каждый из богатырей в любой момент готовы отразить нападение врага – Илья Муромец крепко держит копье, Добрыня Никитич – меч, а Алеша Попович уже вложил стрелу в лук. Шлемы на их головах подобны куполам православных церквей и выступают символом правого дела, благословенных подвигов на благо народа.

Кони – под стать всадникам. Огромного воронка Ильи способна удержать лишь металлическая цепь. Мощный и сильный, он дополняет величие образа своего хозяина, которому будет предан до конца. У Добрыни – горделивый, исполненный достоинства конь, тревожным ржанием предупреждающий наездника о возможной опасности. А огненный конь Алеши готов ринуться в бой, кипит молодым задором и энергией.

Неспроста объединили силы былинные герои. Приближается буря. Облака, издалека гонимые порывистым ветром, колышущееся разнотравье, развевающиеся гривы лошадей не сулят ничего доброго. Но защитники здесь, они готовы встреться с врагом.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Национально-романтическая линия русского искусства воплощена в былинных и сказочных образах произведений Виктора Васнецова. Эта тема главенствует в его живописных работах, архитектурных эскизах и декоративно-прикладном творчестве. И если писать "Богатыри" Васнецова, этот факт тоже необходимо упомянуть.

Для Третьяковской галереи Виктор Михайлович - художник особенный, так как именно он придумал всем известный фасад знаменитого музея. Если говорить о былинной теме, которую использовал в своем творчестве Васнецов, "Богатыри" - одна из самых известных его картин. И она достойна особого внимания.

История создания очередного шедевра

Первый традиционный вопрос, который обязательно должен быть раскрыт, если писать сочинение по картине "Богатыри" Васнецова, - это история создания произведения. Замысел этого полотна возник еще в семидесятые годы девятнадцатого столетия. Для Виктора Михайловича образы трех былинных богатырей явились завершением целого цикла произведений, которые он создавал практически на протяжении всей своей жизни.

Двадцать три года он посвятил этому творчеству. Предшествующие картины, которые снискали положительную критику, - это не менее известное полотно "Витязь на распутье" и нежная акварель "Богатырь". И наконец Виктор Михайлович пришел к созданию такого монументального, выразительного и интересного произведения. Что еще необходимо упомянуть тем, кто пишет сочинение по Что необычного в этом полотне и чем оно отличается от других.

Особенности произведения Виктора Михайловича

Образ этого персонажа Виктор Михайлович отчасти написал с реального человека - крестьянина Ивана Петрова. А вот энергию и даже некоторую агрессивность, гордость Васнецов воплотил в образе Добрыни Никитича. На картине он уже даже вытащил наполовину свой меч из ножен. Ну и хитрость - в самом юном герое полотна Алеше Поповиче. Это выражено даже в выборе оружия. У двух старших богатырей оно предназначено именно для ближнего боя. У Алеши, еще очень юного героя, приготовлен лук со стрелами, потому что сойтись с довольно сильным врагом в единоборстве ему еще не под силу.В. М. Васнецов, "Богатыри" которого воплощали мечты людей о воинах-защитниках, создавая образы, смог достаточно интересно их конкретизировать. Каждый из персонажей полотна может представлять ту или иную грань русского В частности, спокойствие, мощь и сила присуща центральному герою - Илье Муромцу, крестьянскому сыну.

Васнецов. "Богатыри": описание дополнительных элементов в произведении

За спинами богатырей Виктор Михайлович создает собирательный образ российской природы с мягко круглящимися холмами, которые поросли еловыми и сосновыми лесами. Здесь же - ковыльные степи и серые камни. И сами богатыри стоят как бы слегка на возвышении. И зритель, глядя на полотно, воспринимает трех персонажей так, будто они защищают не только пространства русской земли, находящиеся за их спинами, но и его самого.

Побывав Париже, Виктор Васнецов понял, что русские художники ничуть не хуже французских, а также осознал необходимость писать на свои, российские темы. Многие и до Васнецова шли к реализму, а уже через него - к национальному. Но Виктор Михайлович был единственным, кто затронул тему былин и сказок. Захотелось ему память народную разбудить. Тогда и принялся за написание своей знаменитой картины В. М. Васнецов. "Богатыри" - это знаменитое полотно, которое он закончил писать в 1898 году.

Как описывают былины русских героев

С раннего детства все знакомы с былинными сказаниями и знают трех богатырей, но их лица в представлении каждого человека непременно связаны с картиной Виктора Михайловича "Богатыри". В образах добрых молодцев художник передал все содержание самих былинных произведений, с которыми был хорошо знаком. Допустим, Алеша Попович был славен известной уловкой и смекалкой, был и у женщин в чести, и у князя известным советником. Именно это и смог передать автор в своем произведении.

Многие современники считали, что Добрыня удался Васнецову меньше всего. Ведь во всех былинах он встречается со словом "млад". А Виктор Михайлович изобразил его гораздо старше. Но не лгут ни былины, ни автор. Добрыня действительно нежный и с доброй душой, но все это приносит ему одни неприятности. И на полотне он оставил свои личные неурядицы позади. Главное сейчас - долг перед Родиной.

Самый мудрый богатырь

И если писать сочинение по картине "Богатыри" Васнецова, необходимо обязательно упомянуть самого мудрого героя - Илью Муромца. Сила его безмерна, но попусту богатырь ее не растрачивает. Он научился терпению и хладнокровию. Не торопится он, долго всматривается в зеленые степи на полотне Виктора Михайловича.

Вот они какие - российские богатыри. Весь характер русского народа представляют они на суд зрителя. Каждый из персонажей индивидуален, но вместе они представляют единое целое, общую силу и мощь, а самое главное - непобедимость.

Для чего вообще необходимо писать сочинение по картине Виктора Михайловича? Прежде всего, это помогает ученикам создавать тексты в определенной форме, собирать материал и систематизировать его. Это учит развивать творческую активность и чувство понимания красоты. Возникает особый интерес к творчеству и живописи. А самое главное, развивается чувство прекрасного и правильное восприятие произведений искусства.

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА
«БОГАТЫРИ». ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Речевое развитие », « Познавательное развитие », « Художественно-эстетическое развитие ».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.

Цели : закреплять умение рассматривать картину (В. М. Васнецов «Богатыри»), слушать рассказывание; учить составлять рассказ по картине; отрабатывать умения пользоваться кистью, смешивать краски.

Целевые ориентиры дошкольного образования : различает жанры литературных произведений; знает структуру и особенности исполнения былины; имеет представление о творчестве художника В. М. Васнецова; знает биографию и название картин В. М. Васнецова; умеет составлять описательный рассказ по картине «Богатыри», употребляя в речи образные выражения, синонимы и антонимы; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, воспевающие красоту русских богатырей и русской природы; самостоятельно выполняет рисунки цветов разными способами; умеет правильно смешивать краски.

Материалы и оборудование : картина В. Васнецова «Богатыри»; гуашь, кисти; листы бумаги; живые цветы (астры, георгины, хризантемы) ; аудиозапись музыки С. В. Рахманинова «Полька».

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

И садился тут Илья да на доброго коня,

Брал с собою доспехи богатырские:

Во-первых, брал палицу булатную,

А еще брал саблю вострую,

А еще брал лук со стрелами,

И поехал он из города из Киева.

Что это за произведение? (Это отрывок из былины.) Что такое былина? Былина – это русская народная песня-сказание о богатырях. О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце.) Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец – это крестьянин из города Мурома, стоял на защите русской земли и т. д.)

Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях.)

2. Рассказ воспитателя по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом,

На тех степях на днепровских

Стояла застава богатырская,

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад,

Что из красна города из Ростова.

Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто изображен на ней? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.) Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трех богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю. Где происходит действие? (В Древней Руси.) Где стоит богатырская застава? (На просторе Руси.) Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она – богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи. Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (Тревоги, торжественности.) Пейзаж прост, он не отвлекает внимания от героев-богатырей. Рассмотрите фигуры богатырей. Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов. В чем богатырская сила? (Ответы детей.) Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл. Центральная фигура – Илья Муромец. Как вы думаете, почему? (Он старше других, самый главный на заставе.) Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь.) Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль.) Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы? (Шлемами.) Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный.) Из какого материала он сделан? (Из железа, меди.) Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой.) Кольчуга – это старинный русский доспех в виде рубашки из металлических колец. Что держит богатырь в левой руке? (Щит.) Для чего он нужен? Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом – кайма. Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье.) А Добрыня Никитич, Алеша Попович? (Мечом, луком со стрелами.) Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны – лук в специальном чехле. Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он? (Вороной, могучий, статный, сильный.) Как можно описать позу коня? (Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает.) Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением.) Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на Илью Муромца? (Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.) Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец? (Нет, на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца.) Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.

Рассмотрите Алешу Поповича. Опишите его лицо. (Густобровый, над губой чернеют усики. Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.) Рассмотрите одежду Алеши Поповича. (Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.) Как вооружен Алеша Попович? (Луком и стрелами.) В одной руке наготове держит лук со стрелами, а в другой, опущенной – плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то задорное.

3. Рисование «Цветочная поляна».

Веселые краски нарисовали ковер-самолет и отправились осматривать свои владения. Как хорошо было лететь всем вместе по разноцветному небу, обгонять пушистые облака! Краскам вдруг опять стало хорошо и весело. Вдруг их внимание привлекли яркие пятна на земле. Что же это могло быть? (Листья, дома, цветы.) Ковер-самолет спустился пониже, и краски увидели удивительную поляну, покрытую огромными цветами, которые уставились в небо своими разноцветными головками. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! Краски подумали: «Нужно остаться на этой поляне и устроить веселый праздник, чтобы всем жителям страны волшебных красок было весело». Так они и сделали. Но злая Клякса покрыла цветочную поляну чернотой и краски не смогли устроить праздник. Давайте мы нарисуем с вами эти цветы, а когда сложим работы вместе, у нас получится волшебная поляна для веселого праздника. Ребята, как вы думаете, что у цветов самое красивое? (Яркие лепестки.) У всех цветов есть серединка и лепестки. Какие цвета мы можем взять для изображения головок цветов? (Любые, кроме зеленого. Он понадобится для изображения листьев.) Обмакните кисточку в воду, отожмите. Выберите свой любимый цвет и в любом месте листа поставьте точку. Это серединка цветка, из нее будут расти лепестки. Точка может быть в центре листа или ближе к любому из краев. Легким движением кисти от центра цветка в стороны рисуем лепестки, стараемся класть мазки так, чтобы цветок получился пушистым. Теперь выберем другой цвет и нарисуем нашим цветам второй ряд лепестков. Опять в центре цветочка ставим точку и от нее в стороны ведем лепестки другого цвета, но чуть короче по длине. Может ли на поляне расти всего один цветок? (Нет.) Остальные цветы дорисуйте самостоятельно, имейте в виду, что мы видим только цветочные головки, что одни из них могут быть большими, а другие – поменьше. Замечательные цветы распустились на наших работах! Только можем ли мы их оставить на белом фоне? (Нет. Получается, что они растут в снегу. Надо добавить зеленый фон.) Но сделать это надо аккуратно, не закрасив нежные лепестки. Лучше всего нам использовать прием примакивания, когда кисточка «прыгает» по бумаге и оставляет отпечатки своих «следов», а не мазки. Какие еще цвета мы можем добавить в зелень травы? (Желтый, тогда получится салатовый, или синий, тогда зелень будет темнее.)

Дети выполняют рисунки самостоятельно.

4. Итог занятия.

Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась большая цветочная поляна. Посмотрите, какие разные у нас распустились цветы, красивые, как в сказке. Какое настроение у вас вызывает наша цветочная поляна?