Анатолий мигов. Сфинксы на набережной робеспьера Шемякин жертвам политических репрессий

В котором переосмыслены мотивы знаменитых сфинксов на Университетской набережной . Расположен напротив печально известной тюрьмы «Кресты » на Воскресенской набережной . Автор проекта - Михаил Шемякин .

Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу - изъеденные, обнажившиеся черепа . Между сфинксами на парапете набережной - стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.

Высота сфинксов - 1,40 м, высота плинта - 0,17 м, высота постаментов - 1,60 . [ ]

По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова , Н. Гумилёва , О. Мандельштама , А. Ахматовой , Н. Заболоцкого , Д. Андреева , Д. Лихачёва , И. Бродского , Ю. Галанскова , А. Солженицына , В. Высоцкого , В. Буковского :

  • Все товарищи его заснули, / только он один не спит: / всё он занят отливаньем пули, / что меня с землёю разлучит… / Николай Гумилёв, 1917;
  • … Петербург! У меня ещё есть адреса, / по которым найду мертвецов голоса… / Осип Мандельштам, 1930
  • … Хотелось бы всех поимённо назвать, / Да отняли списки и негде узнать… / И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ… / Затем, что и в смерти блаженной боюсь / Забыть громыхание черных марусь, / Забыть, как постылая хлопала дверь / И выла старуха, как раненый зверь. / И пусть с неподвижных и бронзовых век / Как слёзы, струится подтаявший снег, / И голубь тюремный пусть гулит вдали / И тихо идут по Неве корабли… / Анна Ахматова, 1935-1940;
  • … Вот они и шли в своих бушлатах - / два несчастных русских старика, / вспоминая о родимых хатах / и томясь о них издалека… /…Не нагонит больше их охрана, / не настигнет лагерный конвой, / лишь одни созвездья Магадана / засверкают, став над головой… / Николай Заболоцкий, 1947-1948;
  • … Нет! Не зодчим дворцы / создающим под солнцем и ветром / купола и венцы, / возводя в голубой окоём - / в недрах русской тюрьмы / я тружусь над таинственным метром / до рассветной каймы / в тусклооком окошке моём… / Даниил Андреев, 1956;
  • Я могу повторить то, что сказал раньше: / в правде нет страха. / Правда и страх не совместимы. / Дмитрий Лихачёв, 1987;
  • Прошёл январь за окнами тюрьмы / и я услышал пенье заключённых, звучащее в кирпичном сонме камер: / «Один из наших братьев на свободе». / Ещё ты слышишь пенье заключённых / и топот надзирателей безгласных, / ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно: / «Прощай, январь» / Лицом поворотясь к окну, / ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух, / а я опять задумчиво бреду / с допроса на допрос по коридору / В ту дальнюю страну, где больше нет / ни января, ни февраля, ни марта. / Иосиф Бродский, 1961;
  • … Вы можете выиграть этот бой, но вы / всё равно проиграете эту войну. Войну / за демократию и Россию, войну, / которая уже началась и в которой / справедливость победит неотвратимо… / Юрий Галансков, 1966;
  • … Оттого все, кто глубже черпанул, / полнее изведал - те в могиле уже, не / расскажут. / Главного об этих лагерях - уже никто / никогда не расскажет… / Александр Солженицын;
  • Все взято в трубы, перекрыты краны, / ночами только ноют и скулят, / что надо… надо сыпать соль на раны, / чтоб лучше помнить - пусть они болят! / Владимир Высоцкий;
  • Несчастна страна, где простая честность / воспринимается в лучшем случае как / героизм, в худшем как психическое / расстройство, ибо в такой стране земля / не родит хлеба. Горе тому народу, в / коем иссякло чувство достоинства, ибо / дети его родятся уродами. И если не / найдётся в той стране хоть бы и одного, / чтобы взять на себя общий грех, / никогда уже не вернётся ветер / на круги своя. Владимир Буковский, 1995;
  • Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет. Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых. От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить. Варлам Шаламов, «Колымские рассказы».

На памятнике изображено также факсимиле подписи

Фото: Памятник жертвам политических репрессий

Фото и описание

В апреле 1995 года в Санкт-Петербурге, на набережной Робеспьера, напротив здания печально известной тюрьмы Кресты был открыт монумент, посвященный памяти жертв политических репрессий. Два бронзовых сфинкса, символизирующие известные во всем мире сфинксы на Университетской набережной города, находятся в нескольких метрах напротив друг друга. Их лица разделены по вертикали: с одной стороны, обращенной к жилым кварталам, молодые женские, а со стороны тюрьмы и Невы – истлевшие до костей черепа. Туловища сфинксов так чрезвычайно худы, что через кожу явно проступают кости. Высота скульптур около полутора метров, высота плинта чуть меньше 20 см. Авторы бронзовых изваяний – архитекторы А.А. Васильев и В.Б. Бухаев и скульптор М.М. Шемякин.

Место, выбранное для монументов, символично – тюрьма Кресты в годы политических репрессий стала местом заключения для тысяч ленинградцев. Трагические скульптуры напоминают о том, что все в этом мире эфемерно, и, зачастую, счастье и горе, свобода и заточение, жизнь и смерть бывают близки каждому человеку также, как были они близки некогда миллионам людей, пострадавших и погибших во времена сталинского террора.

Двуликие сфинксы установлены на мраморные постаменты. Между скульптурами – четыре гранитных блока с небольшим проемом, напоминающим зарешеченное окно тюремной камеры. На медных табличках по периметрам постаментов запечатлены строки из произведений поэтов, видных деятелей культуры, прозаиков, так или иначе пострадавших от преследований власти. Здесь есть строки из произведений Николая Гумилёва, Владимира Высоцкого, Анны Ахматовой, Даниила Андреева, Осипа Мандельштама, Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Владимира Буковского, Николая Заболоцкого, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Дмитрия Лихачёва. Есть на памятнике факсимильное изображение подписи Рауля Валленберга.

Для живших в дореволюционной России, а после в Советском Союзе, XX век стал временем тяжких испытаний. Революционные потрясения, гражданская междоусобица и террор, войны, сталинские чистки покалечили судьбы миллионов людей. Черной полосой в истории России отмечены 1937 и 1938 годы, когда по малейшему подозрению, по первому доносу без суда и следствия было арестовано почти 2 миллиона советских граждан, из которых 700 тысяч человек было расстреляно. По усредненным подсчетам, ежедневно в те годы государство уничтожалось около тысячи своих ни в чем не повинных граждан. В последующие годы свободомыслие в СССР преследовалось, но уже не в таких масштабах, однако тысячи человек оказались в числе политических заключенных, а тысячи, после принудительного «лечения», закончили свою жизни в психиатрических клиниках.

В начале 1990-х годов в ряде городов СССР устанавливались памятные знаки, которые со временем заменялись на памятники. Санкт-Петербург был одним из первых в России городов, создавших подобный мемориал. До настоящего времени ведется работа, призванная увековечить память погибших в годы сталинских репрессий. В Волгограде, Тольятти, Уфе, Новосибирске, Барнауле и многих иных городах России, в Украине, Молдавии есть памятники жертвам политических преследований. За годы долгих архивных поисков собраны Книги памяти, в которые внесены имена безвинно пострадавших людей.

Санкт-Петербургский мемориал жертвам репрессий и политических преследований – символ памяти невинноубиенных.

Сколько раз проезжал по левому берегу Невы от Большеохтинского моста к Литейному, видел двух сфинксов на набережной, но ни разу не останавливался. А сегодня был неподалеку, подошел, сделал несколько снимков. Сфинксы работы Михаила Шемякина, установлены в 1995 году - это памятник жертвам политических репрессий.


Одна половина лица у сфинксов женская - смотрит на жилые дома на набережной Робеспьера.


Вторая половина лица - череп - обращена к тюрьме "Кресты" на противоположном берегу Невы.


Это знаменитые "Кресты". С 1868 г. здесь была центральная пересыльная тюрьма, "централ". В Крестах сидели Троцкий, Луначарский, Лев Гумилев, маршал Рокоссовский, актер Георгий Жженов. За все время существования Крестов, здесь было всего три удачных побега. Первый побег из Крестов совершил в 1922 году питерский налетчик Ленька Пантелеев с тремя своими подельниками. Последняя попытка побега была в 1992 году, окончилась она неудачей, погибли три заключенных и один охранник. Уже несколько лет Кресты собираются закрыть и на их месте сделать то ли музей, то ли концептуальную гостиницу с номерами в тюремных камерах.


Рыбак на набережной.


Вид на Литейный мост и Петропавловскую крепость с набережной Робеспьера.

Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г.

В работе над монументом использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. Петр, сидящий в большом бронзовом кресле с подлокотниками, выглядит непривычно и даже загадочно. Исходя из произведений Б.К. Растрелли, Михаил Шемякин создал сложный, противоречивый образ, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории города и страны. В облике скульптурной композиции выражено Шемякинское понимание личности Петра. В его чертах подчеркивается жизненность, неофициальность, психологичность, метафизическая обнаженность. На боковой плоскости постамента имеется авторская надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке»

«В манере великой монументальной скульптуры, величественный Петр Шемякина всепоглощает сам воздух, в котором он обитает, и запечатлевает его в своем сидящем безвременье. В этом вбирании пространства, звук также изъят из его бронзового окружения и упрятан внутрь этого чудесного Петра, в сидящей позе которого обличается знатность и глубокое благородство.» Леонид Баскин 1991 год.

Уникальный памятник, слава о котором распространилась уже по всему миру, за время своего существования превратился в своеобразную диковинку для иностранцев и гостей города. Несмотря на сравнительно небольшой «возраст» памятника вокруг него уже появились городские традиции: петербуржцы и гости города часто касаются бронзовых рук и ног Петра – на счастье. К монументу приходят и молодожены, чтобы возложить цветы его подножию.

Памятник «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы)

Памятник «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы). Санкт-Петербург, Россия 1995г.

Памятник является даром художника М.М. Шемякина своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 г. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица — на половину человеческие, наполовину — сгнившие черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима.

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга». Санкт-Петербург, Россия 1995г.

Материалы: гранит розовый, полированный — архитектурный объем; бронза — накладные рельефы, скульптурная композиция; латунь — накладные текстовые доски. Высота — 500 см. Памятник сооружен в Сампсониевском саду (б. Сад им. Карла Маркса) вблизи Сампсониевского собора, на месте где были два кладбища — православное (первое в Петербурге) и «немецкое» (инородческое).

Гранитная арка памятника, пересеченная крестом, ориентирована на перспективу Сампсониевского собора, напоминая окно (символический образ Петербурга). Перед «окном» с восточной стороны установлен бронзовый стол с расположенными на нем планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом. Рядом поставлен бронзовый стул (образцом служила подлинная голландская мебель XVII в.). На восточной стороне арки сверху укреплен бронзовый медальон с портретом Петра Великого, а на устоях арки - восемь барельефов работы Михаила Шемякина (копии медалей петровского времени, портреты Д. Трезини и Ф.Б. Растрелли, метафизические композиции).

Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы

Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы, установленного перед Дворцом Дожей, Венеция, Италия. 1998 г.

Бронзовая композиция, посвящена знаменитому писателю Джакомо Казанове, двести лет назад умершему вдали от любимой Венеции. Фигура Казановы застыла на венецианском балконе, бережно держа за руку механическую куклу. Роль почетных часовых Истории выполняют шестигрудые сфинксы, расположившиеся по бокам блистательного авантюриста. Каждый из пьедесталов украшен бронзовой маской, развивающей тему театра жизни.

Надгробный памятник С. Крамарову

Надгробный памятник С. Крамарову, Сан-Франциско, 1999г.

В Сан-Франциско (США) на еврейском мемориальном кладбище установлен памятник актеру Савелию Крамарову работы его друга художника Михаила Шемякина: гримерный столик с масками несыгранных им трагических ролей и книгой с названиями его лучших фильмов («Друг мой, Колька», «Неуловимые мстители»,

«Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Большая перемена»). Слева - занавес, справа - портрет Крамарова, который никто не видел раньше - добрая и грустная улыбка человека, смеющегося над виражами собственной судьбы.

Надгробный памятник М.В. Маневичу

Надгробный памятник М.В.Маневичу, Санкт-Петербург, 1999г. (ар-р В.Б.Бухаев)

В Санкт-Петербурге на Литераторских мостках установлен надгробный памятник М.В. Маневичу (вице-губернатор Санкт-Петербурга, 1996-1997 гг.). Скульптор - Михаил Шемякин, архитектор - его постоянный соавтор Вячеслав Бухаев. Среди надгробий высится двухметровый гранитный шар. Он, как погасшая звезда, упавшая на грешную землю, разбивается сам и разбивает плиту, на которую приземлился. Следы пуль и бронзовый медальон с портретом Михаила Маневича уточняют символику.

Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом»

Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом». Университет Хофстра, Хэмпстед, шт. Нью-Йорк, США. 1999г.

Памятник профессору философии и психологии Юккеру, установленный в старинном университете хофстра, основанный голландцами, напротив здания факультета философии. Изображены любимые им мыслителей сократ и платон (платон беседует с бюстом сократа). Платон в монументе сидит за столом и перстом показывает на шар со всевидящим оком. Шар покоится на книге и на бронзовом манускрипте с записью имен знаменитых философов всех времен и народов. Напротив стола, за которым сидит платон, — бронзовая колонна. На нее теперь садятся студенты и как бы вступают в диалог с гениями.

Памятник Петру Великому в Детфорде

Памятник Петру Великому в Детфорде, Лондон, Великобритания. 2001г.

Памятник великому русскому царю, который приезжал в Англию в 1698 году, где он изучал науку кораблестроения.

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых»

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых», Москва, Россия 2001г.

Памятник «Дети – жертвы пороков взрослых» представляет собой аллегорическую скульптурную композицию, символизирующую борьбу со злом и человеческими пороками. Сам Шемякин говорит, что он задумывал свое произведение как символ к борьбе за спасение нынешнего и будущих поколений.

Памятник установлен в сквере на Болотной площади. Композиция представляет собой стоящие полукругом фигуры, олицетворяющие пороки: Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равондушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война, а перед ними в центре расположены скульптуры мальчика и девочки с завязаными глазами.

Памятник «Царская прогулка» в Стрельне

Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне (Санкт-Петербург), Россия. 2003г.

Композиция, установленная на берегу Финского залива, представляет Петра Первого и его супругу Екатерину Первую на прогулке в сопровождении карлика и двух борзых собак. По словам Михаила Шемякина, это первое скульптурное изображение Екатерины, которая раньше в бронзе представлена не была.

Надгробный памятник А.А. Собчаку

Надгробный памятник А.А. Собчаку, Санкт-Петербург, 2003г.

Надгробие решено как кафедра, за которой мы видим профессора в университетской докторской мантии. Работа сделана по просьбе вдовы и, конечно же, из чувства благодарности — ведь именно по инициативе Анатолия Александровича в городе появились мои памятники «Жертвам политических репрессий» и «Первостроителям Петербурга» — Михаил Шемякин.

Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре

Памятник Владимиру Высоцкому, Самара, Россия. 2008г.

Памятник Высоцкому — многофигурная бронзовая композиция. Фигуры композиции символически представляют ключевые темы жизни Владимира Семеновича: любовь к Женщине, противостояние иррациональному разрушающему началу, жажда свободы. Особенно актуальной в наше время представляется фигура надзирателя со связкой ключей на фоне тюремной решетки. Высота памятника - 5 метров, площадь композиции - 25 кв. метров.

Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе

Памятник «Жертвам террора», Владикавказ, Россия 2010г.

Этот памятник Михаил Шемякин подарил республике Северная Осетия (Россия).

«Памятник жертвам террора» посвящен трагедии Беслана (террористы захватили здание школы с учениками и несколько дней держали в нечеловеческих условиях. 186 детей погибло, свыше 800 ранено)

В центре скульптурной композиции — застывшие в немом протесте дети, пытающиеся остановить армию наступающих монстров. А за спинами малышей — колесо судьбы и свиток, запечатлевший всех погибших в результате террористических актов.

20 век стал для нашей страны временем тяжелых испытаний. Войны, революции и террор унесли жизни десятков миллионов людей. 28 апреля 1995 года в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам политических репрессий, созданный скульптором Михаилом Шемякиным и архитекторами Вячеславом Бухаевым и Анатолием Васильевым.

Самые жестокие и массовые убийства в отечественной истории проходили в 1937-1938 годах – во время Большого террора. Тогда по политическим обвинениям было арестовано 1,7 миллионов человек и более 700 тысяч из них расстреляно. В среднем, государство ежедневно убивало тысячу своих граждан, это была самая кровавая компания. С меньшей жестокостью и в меньших масштабах преступления совершались в течение всех 70 лет после Октябрьской революции.

В конце 1980-х и начале 1990-х годов в некоторых городах России были установлены закладные камни, которые в дальнейшем для увековечивания памяти пострадавших должны были быть заменены на памятники. Санкт-Петербург стал одним из первых городов России, где был создан такой памятный мемориал.

Памятник жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге

Место его расположения было выбрано неслучайно - набережная Невы напротив «Крестов», ведь эта тюрьма была знаком того страшного времени. В основе мемориала - один из символов Санкт-Петербурга - скульптуры сфинксов , расположенные напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Одна сторона лица у сфинксов обычная, женская и обращена она к жилым домам, а другая сторона, обращенная к Неве и Крестам, изъеденная до черепа.

Эта страшная деталь и место расположения памятника говорят о драматизме событий, происходивших в период репрессий в Ленинграде, городе интеллектуалов и инакомыслящих, где миллионы жителей попали в тюрьмы. Автор показывает, как близки в то страшное время были жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия.

Туловища сфинксов худые и через их кожу выступают кости, а высокая посадка головы выражает тревогу и обеспокоенность.

На табличках вокруг сфинксов – стихи Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и Николая Заболоцкого, Даниила Андреева и других поэтов, а также высказывания Александра Солженицына и Иосифа Бродского. Между сфинксами на парапете набережной сложены четыре гранитных блока, напоминающих тюремное окно.

Адрес и как добраться

  • Санкт-Петербург, Набережная Робеспьера, напротив тюрьмы Кресты
  • Доехать до станции метро "Чернышевская", выйти на проспект Чернышевского и идти в сторону Невы. Выйдя на Набережную Робеспьера, повернуть направо и идти пять минут

Работа по увековечиванию памяти пострадавших в годы террора ведется более двух десятилетий. Созданы Книги памяти, в которых восстанавливаются имена и сведения о пострадавших. Памятник жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге, представленный в виде сфинксов, символизирует смерть и вечность, тайну и торжество правды над ложью. Имеются памятные обелиски и скульптуры в Барнауле и