Тема сочинения Дворянское общество в повести «Дубровский. Тема сочинения Дворянское общество в повести «Дубровский Задачи и методы

июня 19 2015

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих - вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Получая огромные доходы от эксплуатации подвла стных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.

Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирил а Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего - себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.

Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения.

В псарне этой “…более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же. Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение.

А не подчиниться воле деспота и самодура - значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. Дочь свою он “любил до безумия, но обходился

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» . Литературные сочинения!

Актуальность данного исследования в настоящее время обосновывается тем, что мы должны знать историю русского народа. Дворянство - неотъемлемая часть этой истории. Ярче нам понять особенности жизни, характера дворян может русская литература.

Объектом данного исследования является роман «Дубровский» А. С. Пушкина.

Предметом - особенности изображения быта и нравов русского дворянства.

Цель - рассмотреть особенности изображения быта и нравов русского дворянства.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

1. Рассмотреть особенности изображений быта.

2. Рассмотреть особенности изображений нравов.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать полученные результаты школе при изучении литературы или истории.

В заключении мы подводим итоги о проделанной нами исследовательской работе.

Изображение быта и нравов русского дворянства

в романе «Дубровский» А. С. Пушкина

Быт русского дворянства

Говорить о дворянстве и купечестве сложнее, чем о крестьянстве, в силу того обстоятельства, что среди этих сословий существовали собственные классы, и жизнь внутри каждого класса могла сильно отличаться от других. То, что считалось зазорным для представительниц дворянской элиты, было нормой для провинциальных мелкопоместных дворян, и наоборот. Тем не менее, было, конечно же, что-то общее.

Мы представляем себе жизнь русского дворянства по книгам классиков: балы, псовая охота, воспитание гувернёрами-иностранцами, военная служба, собрания и бесконечные приёмы гостей.

В произведениях А. С. Пушкина даётся изображение жизни провинциальных дворян.

Обратим внимание на роман «Дубровский», где представлена жизнь двух соседей-дворян Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова.

Дом Троекурова постоянно полон гостями. Это подтверждают строчки: «Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения». Но надо сказать, что такой образ жизни в большей степени вели придворные дворяне, а жизнь тех, кто занимал низшие ступени на иерархической лестнице дворянства, было не столь помпезным.

Дворяне любили развлекать себя псовой охотой. Не исключением были и богатый Троекуров, и бедный Дубровский. Вот как описывает А. С. Пушкин данное увлечение: «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривалего по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

Обязанность мужчин - военная служба, защита своего государства. На военной службе были и Троекуров, и Дубровский-старший, и Дубровский-младший.

В романе сказано, что Дубровский-старший и Троекуров служили вместе. Вот как этот момент помогает А. С. Пушкину охарактеризовать героев и указать на их взаимоотношения: «Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».

Военное образование получил и главный герой романа - Владимир Дубровский. Он «воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». В этом фрагменте мы видим, что А. С. Пушкин отмечает и ещё одну особенность военной молодёжи - жизнь за счёт родителей, игры в карты, растущие долги.

Дворяне особое внимание уделяли воспитанию и образованию своих детей. Дворяне приглашали в качестве учителей своим детям иностранцев. Домашнее образование было подготовкой к дальнейшей ступени получения знаний.

Об образовании своих детей заботится и Троекуров. А. С. Пушкин отмечает: «Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское». Для получения дальнейшего образования дворянский ребёнок отправлялся в учебное заведение, покидая родной дом в раннем возрасте: «Он [Владимир Дубровский] лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на 8-м году своего возраста - со всем тем он романически был к нему привязан, и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».

Домашнее образование получали не только мальчики, но и девочки. Правда, требования к молодым дворянкам были не такими строгими. Очень часто барышни постигали особенности жизни, читая французские романы. Примером такого воспитания является романтичная Маша Троекурова. Так о её воспитании пишет автор: «Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей 18 века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме Совершенной Поварихи, не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом, совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими».

В романе А. С. Пушкин даёт изображение жизни провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени: домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, военная служба, увлечение дворянами псовой охотой, приёмы гостей.

Нравы русского дворянства

В своих произведениях А.С. Пушкин часто изображает широкие картины нравов русского дворянства.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин поднимает тему так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является помещик Кирилла Петрович Троекуров. Самодурство, жестокость, отсутствие человеческих ценностей. Всё это доказывают изображенные Пушкиным сцены в романе: «Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. Прогладавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!»

В противовес представителям барства дикого, порочащим понятие дворянства, Пушкин изображает старинное дворянство в идеализированных образах Дубровских. Для них такие слова, как честь, достоинство, мораль, любовь и забота — не пустые звуки. Это ярко видно в эпизоде, показывающем чтение Владимиром родительской переписки: «Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам... Между ними попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства, Владимир принялся за них: они писаны были во время Турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги, в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство на счет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался, и позабыл все на свете, погрузись душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время, стенные часы пробили 11».

Из выше сказанного можно сделать вывод, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается не с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство, как своего друга, так и государя.

Заключение

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин изображает жизнь провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени. Мы видим воспитание и образование дворянских детей. Сначала мальчики получают домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, затем покидают родительски дом и отправляются получать знания в учебном заведении. Воспитание и обучение девочек того времени ограничивалось домашним образованием. Обязательна для дворян была военная служба. После завершения службы дворяне увлекаются псовой охотой, устраивают приёмы гостей.

Вот такой быт дворянства описан А. С. Пушкиным. Но не только быт, но и нравы этого сословия представлены в романе «Дубровский».

Автор показывает, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается не с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство, как своего друга, так и государя.

Слайд 2

Проблемный вопрос.

Слайд 3

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Слайд 4

ПЛАН

«Благородные» черты характера. «…Увеселения русского барина!» Неравенство слуг и господ. Защита чести Крестьяне и дворовые.

Слайд 5

Главные черты «благородных» дворян в лице Троекурова и «хорошие» качества Дубровского.

Жестокость. Ненависть Лесть Бесчестность Грубость Своенравие Справедливость Гордость Независимость Деликатность

Слайд 6

Увеселения Барщины

«…Стравливание медвежат с кошками и щенятами.») «В телегу впрягали пару медведей… сжали в нее гостей и пускали их скакать на волю Божью…» «Проголодавшегося медведя запрут в комнате, привязав его веревкою… приведут новичка… втолкнут его к медведю…несчастную жертву оставят наедине с косматым пустынником…» «… Любили охоту, хотя это было одно убийство.» Кровожадность и жестокость «Господ» проявляется в их ужасных развлечениях.

Слайд 7

Неравенство личности в романе.

«… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.» (О Троекурове.) «... Дубровский проучил своих пленников прутьями коими запаслись они же в его же роще, а лошадей отдал в работу приписав к барскому скоту. (О Дубровском – старшем) Дворяне обходились с крестьянами, как с вещами, но некоторые находили такое положение нормальным и кичились богатством господ и их влиянием в обществе.

Слайд 8

ЗАЩИТА ЧЕСТИ

Издевательства над людьми не редко приводили к тому, что человек сам пытался защитить себя, защитить свою честь. «…Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил…» «…Я не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения.» (А.Г.Дубровский) «…Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока вы не вышлете мне псаря Парамошку…Я не шут, а старинный дворянин!» (А.Г.Дубровский)

Слайд 9

Малые люди в романе.

Крестьяне и дворовые, хоть и ниже по положению в обществе, но и они формируют отношения между своими хозяевами, и они же страдают из-за них. «… Кирила Петрович засмеялся, при дерзком замечании своего холопа» «… Дубровский проучил крестьян прутьями.»

«Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»

Выполнил ученик 7 «В»

Бочкарев Илья

Лютикас Наталья Петровна


1.Введение

4. Заключение

5. Список используемой литературы


1.Введение

Общественно-политическая ситуация в России после войны 1812 года может быть охарактеризована как момент, когда основной, решающей силой общества становится дворянство. Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь сближения с народом во время Отечественной войны, выходят на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Но все ли дворяне достойны своего общественного положения?

Анализирует проблему дворянства и великий русский поэт А. С. Пушкин. Он вырабатывает свой, личный взгляд на эту тему, связанный, во многом, с фактами биографии Пушкина и с его отношением к настоящему и будущему России. В стихотворении «Моя родословная» Пушкин иронизирует над новыми русскими дворянами, которые заняли высокие посты в государстве благодаря интригам и дворцовым переворотам.



2.Русское дворянство в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).

Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров.


Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой



Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего - для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем. Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.



Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура:- значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне.


Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать.

Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать - нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян - необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.




Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.



«Повести Белкина» написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдине. Творческий подъем, который писатель обыкновенно чувствовал осенью, сказался в эту осень с особенной силой. В Болдине, по его собственным словам, он «писал, как давно уже не писал».

Кроме целого ряда произведений, Пушкин написал прозой пять повестей, которые издал в 1831 году, озаглавив их: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Писатель хотел скрыть свое авторство, потому что это был первый его опыт в области бытовой прозы.

В «Повестях Белкина» Пушкин расширил круг своих наблюдений. В «Гробовщике» он обрисовал нравы городского мещанства, в «Станционном смотрителе» впервые показал в лице Самсона Вырина униженного человека, мелкого чиновника, жалкая судьба которого вызывает жалость читателя.


Замечательно также в «Повестях Белкина» мастерство рассказа – экономного, быстрого, не задерживающегося на подробностях. Занимательность сюжета, тайны, которые раскрываются только к концу, неожиданные, но глубоко оправданные развязки – все это непрерывно поддерживает интерес читателей и делает повести в высшей степени увлекательными. Так, богатство социального содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы.

В первых двух повестях – «Выстреле» и особенно в «Метели» – изображаются романтические увлечения, свойственные дворянской молодежи. Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая была в начале 20-ых XІX века широко распространенной среди дворянства модой. Участие в дуэлях считалось каким-то геройством, составляло стиль романтического поведения.


Все это и отразилось в «Выстреле», который основан на наблюдениях Пушкина в период его пребывания в ссылке в Кишиневе в начале 20-ых годов.

Марья Гавриловна, героиня повести «Метель», вся во власти «романтических» настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитана. «Романтическое воображение» и толкнуло ее согласиться на бегство из родительского дома и на тайный брак с бедным армейским прапорщиком, за которого богатые родители не хотят выдавать ее замуж.

Чувства Марьи Гавриловны довольно поверхностны. Неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть иронический намек в повести: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».


Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812-1814 годов, которая входит в действие повести. Здесь описывается общий патриотический восторг, охвативший всех русских людей, когда войска со славою возвращались из-за границы: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»

В повести «Гробовщик» мы вступаем из военного и помещичьего мира в среду мелких московских ремесленников и торговцев. В этом маленьком мирке интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что другие гробовщики, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую улицу, перехватят у него богатые похороны.


К покойникам Адриан относится, как к заказчикам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди при жизни. И даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, герой различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.

Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности – это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких ненужных украшений. Всякая мелочь у него характерна – ведет к чему-то, связана со всем прочим. Так, например, простреленные стены в «бедной мазанке», где живет Сильвио, говорят о суровости его нрава, о его времяпрепровождении, о тайной цели, к которой он стремится: «Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные».


И затем при описании отъезда Сильвио, когда наступает момент осуществления того, к чему он готовился целые годы: «Всё его добро было уже уложено; оставались одни голые, простреленные стены».

Пушкин никогда не вдается в подробные объяснения поступков своих героев, но он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих индивидуальных качеств, социальных навыков и других причин. И угадывает безошибочно, так что мы без всяких объяснений, сразу чувствуем живую правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.

«Повести Белкина» были поворотным пунктом в истории русской художественной прозы. За ними последовали другие прозаические произведения Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама»,


«Капитанская дочка», в которых еще правдивее, еще шире и глубже отражалась русская жизнь.

Нет ничего проще написанного, и в то же время нет ничего сложнее пушкинских «Повестей Белкина». Удивительно, но спустя полтора столетия после их написания не умолкают споры о том, что перед нами литературная пародия или добродушный человечный сердечный «мир русской жизни», изображенный под покровом иронии.

Интересно, что чем больше перечитываешь «Повести Белкина», тем сложнее они тебе кажутся. От первоначальной простоты и ясности не остается и следа. Поведение героев, первоначально кажущееся очень логичным, вдруг предстает совершенно лишенным логики и здравого смысла.


(Например, почему Сильвио, всю жизнь мечтавший о мести, щадит графа да еще и говорит о совести? Почему С. Вырин так убивается по дочери, ведь она счастлива?)

Во всех повестях так или иначе звучат вопросы совести и христианской морали. Без понимания основ русской христианской культуры нельзя понять вообще литературу XIX века, тем более пушкинские «Повести Белкина».


А.С. Пушкин - это мы сами. Наша суть.

К Пушкину мы идем всю жизнь. Дороге этой для каждого из нас нет конца. Всякий раз на новой, более взрослой ступени нашей жизни с нами новый Пушкин. Произведения «Дубровский», «Повести Белкина» познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом за светлые идеалы.


А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность - подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти, сдержанность - разгулам.

Когда говоришь, наша земля, наш народ, вместе с этим так и хочется сказать, наш Пушкин. А затем добавить – РОССИЯ! Родину нельзя, как пирог, разрезать на куски и разложить по тарелке – родина это ощущение. Александр Сергеевич Пушкин для каждого россиянина - одно из самых сильных ощущений Родины. Поэтому так бережно относимся мы ко всему, что связано с именем самого любимого русского поэта, поэтому продолжаем по крупицам собирать историю его жизни и перечитывать его бессмертные творения.


5. Список используемой литературы:

1. Учебный справочник школьника.-3-е изд., стереотип. -М. : Дрофа, 2001.-1664с. Авторы: П.И. Алтынов, С.Г. Антоненко, Н.С. Ахметов и др.

2. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве, 2004 г. – Русское слово – Москва. 2004. – 85 стр.

3. Литературный Петербург, Петроград – альбом – Москва. «Советская Россия». 1991 г. – 334 с.

4. Музей-усадьба Болдино./Информационно-справочное издание, 2009 г.

5. Оффенбах П. Все о Пушкине - С-Петербург, Изд.дом А.Громова, 1997 - 317 стр.

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие – менее подробно (князь Верейский), о третьих – вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала

Свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирил а Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего – себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.
Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался – слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “… более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство – не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура – значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная любовь? Почти с уверенностью можно сказать – нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличи – тельные черты этих дворян – необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина – Андрея Гавриловича Дубровского. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково… “, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “… псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского – образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.