Ш перро биография. Шарль Перро

Шарль Перро – французский писатель, поэт, литературный критик и автор многих известных сказок. По мотивам его произведений снято множество детских мультипликационных и художественных фильмов.

Вряд ли найдется человек, не слышавший о Золушке или Коте в сапогах, а также других героях его произведений.

Предлагаем вам познакомиться с особенностями выдающегося сказочника, навсегда вошедшего в историю детской литературы. Кстати, .

Итак, перед вами краткая биография Шарля Перро .

Биография Шарля Перро

Шарль Перро родился 12 января в 1628 г. в . Он рос в многодетной интеллигентной семье и был последним из 6 детей у своих родителей. Интересен факт, что у Шарля был брат близнец, который умер через несколько месяцев после рождения.

Отец Шарля, Пьер, работал парламентским судьей, а мать Пакетт Леклеркуже, занималась воспитанием детей и ухаживала за хозяйством.

Стоит заметить, что она была образованной и мудрой женщиной. Именно мать с ранних лет обучала детей грамоте и прививала им любовь к книгам.

Детство и юность

Когда Шарлю Перро исполнилось 8 лет, его отправили учиться в колледж Бовэ. Вскоре, у него начали возникать проблемы с учителями, с которыми он часто спорил, отстаивая свою точку зрения.

В результате Шарль бросил колледж и решил самостоятельно изучать . Таким образом ему удалось выучить греческий и латинский языки, а также перечитать множество классической .

В 1651 г. юноша получил диплом юриста, после чего какое-то время проработал адвокатом. Однако правовые дела не очень интересовали Перро, поэтому он решил сменить род деятельности.

В итоге он начал работать у своего брата Клода, который был архитектором. Впоследствии будущий писатель станет членом французской Академии наук и примет участие в строительстве Луврского дворца.

После этого Шарль Перро 10 лет работал приказчиком у своего брата Пьера, который был сборщиком налогов. Параллельно с этим Шарль продолжал читать , с жадностью поглощая новые знания.

Благодаря этому о Шарле начали говорить, как о мудром и образованном человеке. Вскоре на него обратил внимание Жан-Батист Кольбер, работавший министром финансов у Людовика 14.

Именно он помог Перро занять пост секретаря. Одновременно с этим, будущий писатель являлся советником Кольбера по вопросам культуры.

Позже карьера Шарля Перро начала стремительно расти вверх. Он стал членом Комитета литераторов, отвечал за производство гобеленов и принимал активное участие в постройке Версаля и Лувра.

В 1671 г. в биографии Шарля Перро произошло знаковое событие. Он был избран членом Академии . На тот период он являлся одним из самых известных людей в стране с довольно солидным состоянием.

Произведения Шарля Перро

Свои первые произведения Перро начал писать еще во время учебы. Позже он совместно с братом Клодом сочинил сказку «Война ворон против аиста». Интересен факт, что он сотрудничал не только с Клодом, но и с другим братом – Пьером.

Вместе с ними Шарлю удалось создать «Сборник избранных произведений», в котором помимо сказок были еще и пьесы. Параллельно с этим Шарль Перро сочинял стихи, многие из которых посвящал друзьям и чиновникам.


Портрет Шарля Перро в мантии члена Французской академии в возрасте 66 лет

Когда у него умерла жена, писатель впал в глубокую депрессию. Он часто размышлял о смысле жизни и стал очень набожным человеком. В этот период биографии, на фоне личных потрясений он создал две поэмы: «Святой Павел» и «Адам и Сотворение мира».

Однако вскоре Шарль начал терять интерес в глазах короля. В связи с этим он посвятил монарху несколько произведений, среди которых были «Век Людовика Великого» и «Ода на взятие Филсбурга». Но это уже не помогло ему восстановить прежнюю значимость при королевском дворе.

Сказки Шарля Перро

Спустя какое-то время Перро увлекся сочинением сказок, которые тогда были невероятно популярными. В 1696 г. была опубликована сказка «Спящая красавица», а также ряд других произведений. Его творчество вызвало большой интерес, как у простых читателей, так и у представителей элиты.

Стоит заметить, что многие сказки Шарль Перро не столько придумывал, сколько мастерски обрабатывал , услышанные им в детстве от няни.

Интересен факт, что изначально Шарль Перро подписывал произведения именем своего сына – Перро д’Арманкура. Сам же он предпочитал оставаться в тени.

Впоследствии это сыграет с ним злую шутку. В 20-ом веке ряд биографов посчитают, что многие произведения принадлежат не ему, а его сыну. Однако это не будет подтверждено никакими фактами.

В 1697 г. вышел один из самых популярных сборников Перро «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». В данной книге присутствовали такие сказки, как «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и другие произведения, которые сегодня считаются классикой детской литературы.

Шарль обладал очень легким и простым стилем написания, который был понятен как детям, так и взрослым. Несмотря на это все его произведения имели глубокую мораль. При этом он писал не только для детской аудитории.

Будучи членом Академии наук, Перро возглавлял работу над созданием «Всеобщего словаря французского языка». Этот труд удалось окончить только в 1694 г., через 40 лет после его начала.

Стоит также добавить, что Перро был одним из самых авторитетных критиков в отношении культуры и науки.

Личная жизнь

Шарль Перро не любил выставлять напоказ свою личную жизнь. Известно о том, что он женился только в 44 года на Мари Гюшон, которая была моложе его на 25 лет.

В этом браке у них родилось три мальчика – Шарль-Самюэль, Шарль, Пьер и одна девочка – Франсуаза. В связи с ранней кончиной Мари, их брачный союз просуществовал только 6 лет.

Смерть

В биографии Перро были и печальные эпизоды. По обвинению в убийстве был приговорен к заключению его сын Пьер. Отец сделал все возможное, чтобы помочь вытащить его из тюрьмы, и вскоре добился своей цели.

Однако в 1699 г. Пьер погиб на войне, во время одной из кампаний возглавляемой Людовиком 14.

Это событие стало для писателя настоящим ударом, от которого он не смог оправиться.

Интересен факт, что Шарль Перро был четвёртым после (см. ), и братьев Гримм по издаваемости в зарубежным писателем. Общий тираж 300 его изданий составил 60,798 млн. экземпляров за весь период советской истории.

Если вам понравилась краткая биография Шарля Перро – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Французская литература

Шарль Перро

Биография

Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный.

В ряду сказочников, «легализовавших» сказку в серьезной литературе, самое первое и почетное место отводится французскому писателю Шарлю Перро. Мало кто из наших современников знает, что Перро был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Но всемирную известность и признание потомков принесли ему не его толстые серьезные книги, а прекрасные сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода».

Шарль Перро родился в 1628 году. Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Перро - биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами - случай по тем временам исключительный.

После коллежа Шарль в течение трех лет берет частные уроки права и в конце концов получает диплом юриста.

В двадцать три года он возвращается в Париж и начинает свою карьеру в качестве адвоката. Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную.

Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына - П.Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора.

В основе сказок Перро - известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

Шарля Перро сейчас мы называем его сказочником, а вообще при жизни (он родился в 1628 году, умер в 1703-м).Шарль Перро был известен как поэт и публицист, сановник и академик. Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера.

Когда Кольбером в 1666 году была создана Академия Франции, в числе ее первых членов был брат Шарля, Клод Перро, которому незадолго до этого Шарль помог выиграть конкурс проектов фасада Лувра. Спустя несколько лет Шарь Перро был тоже принят в Академию, и ему поручили возглавить работу над «Всеобщим словарем французского языка».

История его жизни - это и личное, и общественное, и политика, смешанная с литературой, и литература, как бы разделившаяся на то, что прославило Шарля Перро в веках - сказки, и то, что осталось преходящим. Например, Перро стал автором поэмы «Век Людовика Великого», в которой прославил своего короля, но и - работы «Великие люди Франции», объемных «Мемуаров» и прочая, прочая. В 1695 году выходит сборник стихотворных сказок Шарля Перро.

А вот сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» были выпущены под именем сына Шарля Перро Пьера де Арманкура -Перро. Именно сын в 1694 году по совету отца начал записывать народные сказки. Пьер Перро погиб в 1699-м. В мемуарах, написанных за несколько месяцев до смерти (он умер в 1703 году) Шарль Перро ничего не пишет о том, кто был автором сказок или, если быть точнее, литературной записи.

Мемуары эти, впрочем, были опубликованы лишь в 1909 году, а уже через двадцать лет после смерти литература, академика и сказочника, в издании 1724 года книги «Сказки матушки Гусыни» (ставшей, кстати, сразу бестселлером) авторство впервые было приписано одному Шарлю Перро. Словом, в этой биографии немало «белых пятен». Судьба самого сказочника и его волшебных сказок, написанных в соавторстве с сыном Пьером, впервые в России так подробно изложена в книге Сергея Бойко «Шарль Перро».

Перро Шарль (1628-1703) – поэт, детский писатель, академик Французской академии, автор известных научных работ.

Родился в 1628 году. В 8-летнем возрасте юного Шарля отправили учиться в колледж, где он учился на отлично вместе со своими братьями. На протяжении 3-х лет после завершения обучения занимается на частных уроках правоведением и становится дипломированным юристом.

В 23-летнем возрасте приезжает в Париж, где устраивается на работу адвокатом. В это время в светском обществе Франции вошло в моду чтение сказок, оформление их в письменную форму. Но первые сказки Перро были опубликованы под именем П. Дарманкура, его 18-летнего сына, во избежание испортить сказками репутацию серьезного писателя. Популярность при жизни Перро пришла за его поэзию и публицистическую деятельность. Он был известным адвокатом и первым управляющим министра финансов Кольбера.

В 1666 году была учреждена Академия Франции, членом которой стал одним из первых Клод Перро, брат Шарля, за победу в конкурсе проектов фасада Лувра. Победить помог брату Шарль Перро. Через несколько лет писатель также попал в Академию, где он руководил процессом создания «Всеобщего словаря французского языка». Перро прославлял персону короля в поэме «Век Людовика Великого», писал работы «Великие люди Франции», «Мемуары» и др., но мировую популярность получил за создание детских сказок. В 1695 году было выпущено собрание сказок в стихах «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», которое было подписано Пьером де Арманкура-Перро. В основе стихотворений для детей были заложены фольклорные рассказы в авторской обработке, где простонародный язык был преобразован в литературную форму. Только через 20 лет после смерти писателя сборник был переиздан в 1724 году под именем настоящего автора и стал бестселлером тех времен. За рекомендацией Шарля Перро в 1694 году его сын начал записывать сказки французского народа. В 1699 году Пьер Перро погиб.

ТАЙНА ШАРЛЯ ПЕРРО

маститый академик, некогда правая рука могущественного министра финансов Ж.Б. Кольбера - Шарль Перро.

Сейчас мало кто помнит о его поэмах и эпиграммах, о его многотомном труде «О старом и новом», о его службе при дворе Людовика XIV, а вот сказки, которые, как утверждают некоторые исследователи, он даже постеснялся подписать собственным именем, сделали его бессмертным. Благодаря ним он вошел в мировую историю литературы.

Имя Шарля Перро - одно из самых популярных в России имен сказочников наряду с именами Андерсена, братьев Гримм, Гофмана, Карло Коллоди и Астрид Линдгрен.
Общий тираж сказок Перро за последние двести лет только у нас перевалил за десятки миллионов экземпляров. Тем неменее, до сих пор русская публика не знала биографии Шарля Перро.

Эту брешь заполнила прекрасная книга (серия ЖЗЛ) о жизни Шарля Перро (1628-1703), адвоката, академика, поэта и писателя, фаворита легендарного короля-Солнце Людовика XIV, написанная прекрасным лаконичным языком, полная неизвестных в России фактов.

Памятник Ш. Перро в Париже, сад Тюильри.

Вероятно, поставлен здесь не случайно... Когда, во времена Людовика XIV некоторые дворяне хотели закрыть сад Тюильри для всех, кроме короля, Шарль Перро утверждал, что он должен быть открыт для общественности, - и он открыт по сей день.

Необычна история написания этой книги.

Автором биографии стал российский писатель-филолог Сергей Бойко, а вдохновителем, и, по сути, организатором замысла француз, один из самых крупных специалистов по творчеству Перро - Марк Сориано.

Но тут мы вступаем под сень тайны...

Оказывается, в филологической науке до сих пор нет точного ответа на элементарный вопрос: кто написал знаменитые сказки?

Дело в том, что когда книга сказок Матушки Гусыни впервые вышла свет, а случилось это в Париже 28 октября 1696 года, автором книги был обозначен некто Пьер де Арманкур.

фронтиспис книги Перро, изданной в Англии в 1763 году

Впрочем, в Париже быстро узнали правду. Под пышным псевдонимом де Арманкур скрывался не кто иной, как младший и любимый сын Шарля Перро девятнадцатилетний Пьер. Долгое время считалось, что на эту уловку писатель отец пошел лишь для того, чтобы ввести юношу в высший свет, в круг молоденькой принцессы Орлеанской, племянницы короля Людовика-Солнце. Ведь это именно ей была посвящена книга. Но в последствии выяснилось, что юный Перро по совету отца записывал какие-то народные сказки, и есть документальные ссылки на этот факт.

В конце концов, ситуацию окончательно запутал сам Шарль Перро.

А между тем у него были все основания занести эту книжку в реестр побед. Книга сказок имела невиданный успех у парижан 1696 года, каждый день в лавке Клода Барбена продавалось по 20-30, а иногда по 50 книжек в день! Такое - в масштабе одного магазина, - не снилось сегодня, наверное, даже бестселлеру о Гарри Поттере.

В течение года издатель трижды повторял тираж. Это было неслыханно. Сначала Франция, затем вся Европа влюбилась в волшебные истории о Золушке, ее злых сестрах и хрустальной туфельке, перечитывала страшную сказку о рыцаре Синяя борода, убивавшем своих жен, болела за учтивую Красную Шапочку, которую проглотил злой волк. (Только в России переводчики исправили финал сказки, у нас волка убивают дровосеки, а во французском оригинале волк съел и бабушку и внучку).

По сути, сказки Матушки Гусыни стали первой в мире книгой, написанной для детей. До этого книг для детей никто специально не писал...

Необъяснимое молчание Шарля Перро породило на сегодня две основных научных версии об авторстве сказок.

Первая - книгу написал сам Перро, но из принципа решил закрепить славу сказок за любимым сыном. Вторая версия - сказки действительно написал самый младший сын Перро, гениальный юноша Пьер Перро, а писатель отец только лишь литературно обработал сочинения сына.

Судьба самого Пьера сложилась ужасно.

После триумфального успеха книги, он разом вошел в близкий круг принцессы Орлеанской, но на беду, через полгода, в вульгарной уличной драке заколол шпагой своего погодка Гийома Колля, сына некой Мари Фурье вдовы столяра. Убийство простолюдина дворянской шпагой было по тем временам абсолютно аморальным поступком. Ни о какой близости с королевским двором теперь и речи быть не могло. Пьер оказался в тюрьме, а вдова затеяла против виновника многоходовой судебный процесс. Ведь отец убийцы, любимец дворца, президент французской академии Шарль Перро был весьма богат и недавно приобрел старинный замок Розье возле города Труа на берегу Сены. Призвав на помощь все свои связи и деньги, отец еле-еле вызволил сына из тюрьмы и срочно купил ему чин лейтенанта в королевском полку. Пьер оправился на фронт очередной французской баталии, где молниеносно погиб.

Смерть сначала сына, а затем и самого Шарля Перро навсегда унесла тайну авторства в могилу веков. Некоторое время сказки матушки Гусыни по инерции еще выходили под именем Пьера Д Арманкура, но в 1724 году, через 10 лет после смерти писателя, возобладало общее мнение, что сказки все-таки написал Шарль Перро-старший. Под этим именем они и публикуются до сих пор.

На сюжеты сказок Перро созданы оперы "Золушка" Дж. Россини, "Замок герцога Синяя Борода" Б. Бартока, балеты "Спящая красавица" П. И. Чайковского, "Золушка" С. С. Прокофьева и др.

"Влияние Шарля Перро… столь велико, что, если вы сегодня попросите кого-нибудь назвать вам типичную волшебную историю, он, видимо, назовёт вам одну из французских: "Кот в Сапогах", "Золушка" или "Красная Шапочка "". (Дж.Р.Р. Толкиен)

Шарль Перро происходил из состоятельной парижской семьи. Его дед был торговцем в Турине. Его отец Пьер получил прекрасное образование и был адвокатом Парижского парламента. Со своей женой Пакетт Леклерк он познакомился в своем приходе, в церкви Сент-Этьен дю Монт. Пакетт происходила из дворянской семьи и принесла супругу хорошее приданное, в том числе деревушку Вири (сейчас это город Вири-Шатильон), куда семья уезжала в те дни, когда в Париже свирепствовала эпидемия чумы.

Шарль был самым младшим ребенком в семье. У него был брат-близнец Франсуа, который прожил всего шесть месяцев и, таким образом, Шарль стал не шестым, а пятым сыном семьи Перро. Остальные братья прожили по тем временам довольно долгие и насыщенные жизни: Жан — адвокат, Пьер — генеральный сборщик налогов Парижа, Клод — медик и архитектор, автор проекта знаменитой галереи Лувра, Николя — доктор богословия Сорбонны.

Следует отметить, что семья Перро было очень религиозна. Они были близки к янсенизму, поддерживали знакомство с Блезом Паскалем (хотя во многом взгляды Шарля с ним не совпадали), защищали представителей этого направления в суде. А Шарль Перро уже в зрелые годы издал два стихотворных труда на библейские темы: «Сотворение мира и Адам» и «Святой Павел».

Портрет Людовика XIV с семьей

Шарль собирал налоги и писал стихи. В 1653 году они уже появились в печати. К тому же старшие братья ввели его в великосветский салон, посетителями которых были именитые авторы.

Но "... все таланты вас нимало не украсят, коль для того, чтоб ими прогреметь, нет крестной маменьки в запасе".

Такой "крестной маменькой" для Шарля Перро на долгие годы стал могущественный министр финансов Ж.-Б. Кольбер .

Жан-Батист Кольбер - государственный деятель при Людовике XIV, главный интендант финансов, королевских построек, изящных искусств и фабрик. Он работал по 15 часов ежедневно, не обращал внимания на придворный мир, мнения света, ходил пешком к королю...

При нем Шарль занял должность генерального секретаря в Интендантсве королевских построек и наблюдал за работой мастерской гобеленов, и даже сам делал для них рисунки;

Еще одной причиной обращения французского академика к сказкам стал спор «о старом и новом», зачинщиком которого и стал сам Перро. Он выступал против засилия античных образов в литературе и искусстве, опубликованные им сказки должны были стать подтверждением того, что народная мудрость ни в чем не уступает античным книжным образцам. Впрочем, свою подпись под сказками он так никогда и не поставил...

Такова вкратце история Шарля Перро. А что же его сказки?

Первая его стихотворная сказка «Гризельда» выходит в свет в 1691 году и первыми ее слышат члены Французской Академии. Так сказка начинает прокладывать себе дорогу в высший свет. Не куртуазно-галантная история, не любовный анекдот, а сказка в том смысле этого слова, который привыкли вкладывать в него читатели более поздних времен.

«Сказки Матушки Гусыни» появляются четырьмя годами позже, 28 октября 1696 года. Полное название сборника: «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Книга была недорого издана, с простыми иллюстрациями и раскупалась по 20, 30, а иногда и по 50 экземпляров в день. Причиной тому послужило не только то, что эти волшебные истории были хорошо знакомы как простолюдинам, так и дворянам, но и то, что эти сказки были максимально осовременены и отражали не только древние предания, но и современные писателю обычаи и нравы.

Итак, «Спящая красавица». Все мы хорошо помним историю о том, как на крестины юной принцессы пришли три феи, одной из которых не хватило золотого прибора. Интересно, что современные исследователи указывают конкретное место, где могли происходить эти сказочные события. Это - замок Юссе, расположенный на берегу Луары

На этом различия между французским и немецким каноном не заканчиваются. Например, в версии Гримм после злополучного укола принцессы засыпают все жители королевства, в то время, как у Перро король и королева, как и положено ответственным царствующим особам, продолжают бодрствовать, хотя до пробуждения дочери, естественно, не доживают.

К тому же целью месье Шарля была своеобразная раскрутка фольклорных сюжетов в среде знати, поэтому он старательно очищал их от всего грубого и вульгарного, стилизовал под куртуазную литературу и наполнял приметами своего времени. Манеры героев, их одежда и трапезы превосходно отражали дворянство XVII века.

Так, в "Спящей красавице" людоедка требует подавать ей мясо детей неизменно "под соусом Роббер"; принц, разбудивший красавицу, замечает, что одета она старомодно ("воротник у нее стоячий"), а сама разбуженная обращается к принцу тоном томной капризной дамы ("Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать").

Кстати, мало кто помнит, что принц у Перро отнюдь не бросился вульгарно целоваться . Обнаружив принцессу, он "приблизился к ней с трепетом и восхищением и опустился подле нее на колени". Да и после пробуждения наша героиня и ее галантный кавалер не делали ничего предосудительного, а четыре часа говорили о любви, пока не перебудили весь замок

Сами же истоки сюжета "Спящей красавицы" теряются в глубинах Средневековья. Одна из древнейших обработок принадлежит итальянцу Джамбаттисте Базиле, опубликовавшем в 1636 году один из первых (хотя и не столь эпохальных, как "Сказки матушки Гусыни…") сборников сказок "Пентамерон" (видимо, как ответ знаменитому "Декамерону"). Героиню у Базиле зовут Талия.

Начинается сказка достаточно традиционно - со злого проклятия колдуньи и снотворного укола веретена. Правда, далее с принцессой особо не возятся, сажают ее на трон и помещают в заброшенную лесную избушку. Спустя время, как и положено, на избушку натыкается охотящийся чужеземный король, но обнаружив спящую красотку, он ведет себя совсем не куртуазно… По сути в сказке написано - "собрал плоды любви" и... укатил восвояси. Красотка тихо забеременела и спустя положенный срок разродилась двойней. Волшебный "наркоз" оказался настолько силен, что она проснулась не от родов, а лишь тогда, когда малыш по ошибке начал сосать ее палец и отравленный кончик веретена выскочил. А тут и король решил вновь за "плодами любви" наведаться.

Увидев Талию с детьми, он наконец-то… влюбился, и стал проведывать их чаще. А так как наш герой был мужчиной женатым, его жена, заподозрив измену, поймала Талию с детьми и приказала из детишек котлетки мясные для муженька сделать, а любовницу в огонь бросить. Ясное дело, повар детишек пожалел, ягненка подсунул, а в итоге вместо Талии на медленном огне спалили злобную жену. Далее - мораль: "Некоторым всегда везет - даже когда они спят".

Теперь ясно насколько облагородил сказку Шарль Перро. Образ вечно юной девы в летаргическом сне, ожидающей возлюбленного, оказался настолько привлекателен, что постоянно кочевал по литературе в разных обличьях.

Достаточно вспомнить народную сказку "Белоснежка", "Спящую царевну" В. Жуковского, "Мертвую царевну и семь богатырей" А. Пушкина, песню группы НАУТИЛУС "Утро Полины" и многое-многое другое.

Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном".
(А. Пушкин "Сказка о мертвой царевне…")

"…Сонные глаза ждут того, кто войдет и зажжет в них свет, Утро Полины продолжается сто миллиардов лет… И все эти годы я слышу, как колышется грудь, И от ее дыханья в окнах запотело стекло, И мне не жалко того, что так бесконечен мой путь - В ее хрустальной спальне постоянно светло…". (И. Кормильцев "Утро Полины")

Золушка

Знаменитые башмачки в варианте Гримм - золотые. Впрочем, и у Перро они сначала были далеко не хрустальные, а отороченные мехом. Некоторые считают, что этим мехом был знаменитый русский соболь, и в переводах пишут "соболевые башмачки". Однако случилось так, что со временем слово "vair" ("мех для оторочки") по принципу испорченного телефона преобразовалось в "verre" ("стекло"). В результате удобная и мягкая обувь превратилась в изысканные на слух, но совершенно садистские на практике "хрустальные башмачки". Золотые, впрочем, не намного удобнее.

Зато у Гримм значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица здесь испугалась не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Когда же в семью Золушки заявляется гонец с туфельками, вредным сестрам удается-таки их примерить, ради чего одна из них… отрубает себе палец, а вторая - пятку ! Однако обманщиц разоблачают два голубя, напевающих:

"Погляди-ка, посмотри,
А башмачок-то весь в крови…".

На этом злоключения сестер не заканчиваются. Если в куртуазном повествовании Перро Золушка их не только прощает, но и устраивает их личную жизнь ("…выдала замуж за двух знатных придворных"), то у "народников" Гримм расправа над притеснителями героини неизбежна.

"А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры - хотели к ней подольститься и разделить с ней ее счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них еще по глазу"...

Кстати, в последние годы в СМИ кочует информация о том, что самая древняя версия Золушки появилась из-под пера китайского писателя IX века Чуань Ченши. Мол, у него есть и мачеха, и меховые башмачки, и муж-император в награду. Тут и миниатюрная ножка героини (один из китайских канонов женской красоты) как нельзя кстати.

Как бы то ни было, "Золушка" все равно будет неизменно ассоциироваться с Шарлем Перро, как "Белоснежка" - с братьями Гримм. И вот уже более трех веков этот с виду нехитрый сюжет служит источником вдохновения и утешения миллионам женщин планеты Земля. В глубине души каждой из них таится надежда, что они найдут своего "принца", несмотря на все жизненные неприятности.

французский поэт и критик эпохи классицизма

Краткая биография

Карьера

Родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его шести детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Из его братьев Клод Перро был известным архитектором, автором восточного фасада Лувра (1665-1680). Учился в университетском колле́дже Бовэ, который, однако, бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.

Пользовался доверием Жана Кольбера, в 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, Перро в 1663 году назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности. Перро также был генеральным контролером сюринтендатства королевских строений. После смерти своего покровителя (1683) он впал в немилость и потерял выплачивавшуюся ему как литератору пенсию, а в 1695 году лишился и места секретаря.

Творчество

Портрет Шарля Перро в возрасте 66 лет и в мантии члена Французской академии. Гравюра, 1694.
Широко приписываемые братьям Гримм сказки, какими мы их знаем сейчас, «Красная Шапочка », «Спящая красавица » и «Золушка », на самом деле написаны Шарлем Перро около 200 лет назад до их нового переложения. Первым в этом ряду стоит всё-таки сказочник Джамбаттиста Базиле (1566-1632).

Перро был довольно плодовитым литератором (первое его произведение - ироикомическая поэма «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» , 1653), но его художественные произведения, за исключением сказок, вскоре были забыты. В историю литературы он вошёл как главный идеолог движения «новых» в споре о древних и новых. Основные программные тексты Перро - поэма «Век Людовика Великого» (1687) и диалоги «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук» , т. 1-4, 1688-97. Перро считал, что искусство века Людовика намного превзошло античное и должно развиваться и далее; представлению о неизменном идеале он противопоставил идею поступательного прогресса искусства, идущего рука об руку с прогрессом наук и ремёсел. Он отдавал предпочтение прозе перед поэзией и считал, что преемником античного эпоса является роман.

Сказки

Сказка «Господин кот, или Кот в сапогах ». Первое рукописное и иллюстрированное издание сборника «Сказки матушки Гусыни », 1695

В 1697 г. опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал 8 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) - кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Перро. Эта книга широко прославила Перро за пределами литературного круга. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.

«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Х. К. Андерсена). На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». На сюжеты сказок Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др. По мнению французских историков, некоторые персонажи сказок имели реальные прототипы из владельцев замков, в том числе и Уарона.

Вопрос об авторстве

Свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура, видимо, пытаясь уберечь свою уже сложившуюся литературную репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром сказки. Сын Перро, прибавивший к своей фамилии название купленного отцом замка Арманкур, пытался устроиться секретарем к «Мадемуазель» (племяннице короля, принцессе Орлеанской), которой и была посвящена книга.

Признание

Шарль Перро был четвёртым после Х. К. Андерсена, Д. Лондона и братьев Гримм по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1917-1987 годы: общий тираж 300 изданий составил 60,798 млн экземпляров.

Шарль Перро́ родился в Париже в 1628-м году 12 января. Шарль – французский поэт эпохи классицизма, критик, член Французской академии. Более всего Шарль прославился «Сказками матушки Гусыни».

Карьера

Шарль родился в Париже, в семье парламента Пьера Перро. В семье росло семеро детей, Шарль был младшим из всех. Он был рожден вместе с братом-близнецом Франсуа, но к сожалению, он умер через шесть месяцев после рождения. Его старший брат Клод Перро стал архитектором и автором восточной части фасада Лувра. Шарль учился в колледже Бовэ, но не доучился. Затем он приобрел лицезию адвоката, но работал по профессии совсем мало, он поступает клерком к своему брату Клоду.

Шарль пользуется доверием Жана Кольбера, именно он определял внутреннюю политику при дворе Людовика 14-го, касающуюся области искусств. Кольбер устраивает Шарля на работу секретарем в академию изящной словесности. Также Шарль был контролером сюринтендатства по королевским строениям. Затем Кольбер умирает, а Шарль теряет своего покровителя и попадает в опалу, лишается пенсии литератора, а затем и места секретаря. В 1697-м году выходит в свет его сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями».

Они составляют литературную обработку народных сказаний (они были услышаны Шарлем от кормилицы), кроме одной – «Рике-хохолок». Ее Перро сочинил сам. Перро стал известен далеко за пределами литературного круга благодаря этой книге. Перро ввел сказки в жанры высокой литературы.

Сказки сделали литературу более демократичной и оказали существенное влияние на сказочную традицию мирового класса, на сказки Г.Х. Андерсена, братьев Гримм. Впервые сказки выходят на русском языке в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». На сюжеты сказок Шарля были созданы «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Золушка» Дж. Россини, «Золушка» С. С. Прокофьева, балета«Спящая красавица» П. И. Чайковского и др.

Свои издания Перро издавал не под своим именем, а под именем 19-тилетнего сына Перро д’Арманкура, так он пытался уберечь свою репутацию оттого, что когда-то он работал с низким жанром в литературе. Сын Шарля пытался прибавить к своей фамилии название купленного отцом замка Арманкур, затем пытался устроится в качестве секретаря к племяннице короля, принцессе Орлеанской, которой и были посвящены сказки.

В начале 20-го века появилась дискуссия, в ходе которой был поставлен вопрос об авторстве сказок, некоторые пытались доказать, что сказки написал сын Перро. Но традиционная версия об авторстве пользуется большей вероятностью.