" Этапы творчества А. Пушкина"

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ПУШКИНСКОГО ПЕРИОДА

С появлением на свет "Руслана и Людмилы" молодое поколение признало Пушкина своим поэтом, восторгаясь той свободой творчества, которую он как бы противопоставлял искусственным приёмам теоретиков поэзии. Отдав дань подражания "властителю дум" своего времени, Байрону, Пушкин в дальнейших произведениях представляет образцы русского самобытного творчества не только по форме, но и по художественно-правдивому изображению русской природы, идей, чувств, настроений русского общества.
В его "Борисе Годунове" мы имеем неподражаемый образец исторической драмы. "Полтава" служит образцом исторической национальной поэмы. Как ни разрабатывалась до Пушкина повесть, однако, и этот вид поэзии получил впервые современное нам значение в повести Пушкина "Капитанская дочка". Но особенное значение для характеристики современного Пушкину общества имеет первый русский роман - "Евгений Онегин". В нём впервые в лице Онегина появился тип "лишнего человека", который имеет и дальнейшую генеалогию в последующей русской литературе; в нём же впервые получила художественное воплощение русская женщина в идеальном образе Татьяны. Поставив на недосягаемую дотоле высоту звание поэта, Пушкин вместе с тем имел склонность смотреть на поэзию, как на "искусство для искусства". Эпическое, спокойное созерцание внешнего мира ставилось им основой поэтического творчества.
Страстная и порывистая натура Лермонтова , не уступая Пушкину в силе поэтического таланта, не могла удовлетвориться такими задачами творчества. Являясь продолжателем Пушкина, Лермонтов вносил в поэзию больше сознательности, больше критического отношения к действительности. Социальные мотивы поэзии Лермонтова, вытекавшие из личной неудовлетворённости автора русской жизнью, отражали байроновское разочарование глубже, чем это мы видим в произведениях Пушкина.
В то время как "лишний человек" Пушкина, Онегин, хандрит в бездеятельности, не сознавая последней, Печорин Лермонтова уже вполне понимает и высказывает причины своей непригодности. Произведения Пушкина и Лермонтова положили основание новой реальной школе. К ней уже при жизни Пушкина примкнули многие писатели, всё глубже захватывавшие народную жизнь и тем всё более расширявшие смысл и значение литературы, доводя её до высоты важной общественной силы. В то время как Грибоедов, Пушкин и Лермонтов в поэзии отражали настроение значительного меньшинства общества - русской интеллигенции, Кольцов и Гоголь выдвигают в своих произведениях те классы русского общества, которые до сих пор или вовсе игнорировались художественной литературой, или служили второстепенным аксессуаром в ней. Простой народ, провинциальная бюрократия, захолустное барство - вот материал, над которым оперирует художественное творчество Кольцова и Гоголя. Не отдельные "герои", стоящие выше толпы, а сама толпа, - вот цель, куда направляются теперь взоры писателей.
Песни Кольцова, самого из среды народа, отразили все тяжёлые думы последнего, всю его нищету, невежество наряду со страстными порывами к добру, правде, свету знания. Кроткая, унылая, вся проникнутая религиозным благочестием натура русского крестьянина стоит живой перед нами в "думах" Кольцова.
Гоголь выставил "на всенародные очи" мрачную сторону русской жизни, воплотив её в бессмертных типах "Ревизора" и "Мёртвых душ". Пороки русской администрации - взяточничество, невежество, самоуправство, - исторически сложившиеся недостатки провинциального барства никогда ещё не были осмеяны с такой силой и правдой, как в этих знаменитых произведениях. Выдающаяся особенность русской литературы, - сатирическое направление достигло в произведениях Гоголя своего апогея. Уже в самых первых произведениях Гоголя ("Вечера на хуторе", "Старосветские помещики", "Тарас Бульба"), полных поэтического, спокойного созерцания украинской народной жизни, пробивается та особенность поэтического гения Гоголя, которая в последующих его произведениях составляет основной колорит - это "юмор".
С развитием художественной литературы росла и критическая мысль. Критике нужно было разобраться в глубоких идеях, воплощением которых являлись "Евгений Онегин", "Полтава", "Борис Годунов", "Ревизор", "Мёртвые души" и др. Марлинский (Бестужев) и Н. Полевой положили начало романтической критике. Не имея широкой научной основы, они не могли, однако, в достаточно определённой форме наметить новые основы критики. Нужна была общая философская точка зрения, исходя из которой можно было бы определить законы и задачи искусства. Несколько молодых людей, являясь продолжателями научной, общественной и политической мысли александровских времён, увлечённые философией Шеллинга, образовали кружок, имеющий своей задачей выработку философского мировоззрения и применение его к формам русской жизни. Выдающимися деятелями кружка были В. Одоевский , И. Киреевский , Шевырёв , Надеждин . Исходя из положения философии Шеллинга, что каждая национальность является носительницей известной идеи, в кружке ставился вопрос о народной идее, которую должна выработать Россия. Надеждин , положивший начало критике, основанной на философских обобщениях, не находя идейного содержания во всей романтической литературе, в том числе и у Пушкина, выдвигал Гоголя, как истинного представителя реальной школы. Взгляды Надеждина на русскую литературу воспринял

Шиндиной А.Н.

Конспект урока литературы 10 класс

Тема. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

Но жив талант, бессмертен гений!

Ф.Н.Глинка

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; раскрыть своеобразие пушкинской эпохи.

Задачи:

образовательная: работать над выразительным чтением стихотворений; отра ботать умения и навыки работы над анализом лирического текста.

развивающая: способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему); способствовать развитию выразительного чтения лирических и художественных произведений А.С.Пушкина; способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения.

воспитывающая : воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность; воспитывать и развивать коммуникативную культуру; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

- портрет А.С. Пушкина; книги о его жизни; высказывания его современников о нем; презентация .

План:

    Вступительное слово (0,5 мин.)

    Проверка домашнего задания (8 мин.)

    Повторение изученного (5 мин.)

    Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)

    Итог урока (3мин.)

    Домашнее задание (1мин.)

Литература: Учебник по литературе 10 класс в 2-х ч. Ч. 1 под ред. В.Я. Коровиной М 2011 г.

Г.А. Гуковский «Пушкин и русские романтики» М., 1965

Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Исследования и статьи. – М., 1996

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976

Ход урока

    Организационный момент (1мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Записать число, тему урока и эпиграф.

    Вступительное слово (2 мин.)

Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Почему «вновь»? С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте.

    Проверка домашнего задания (7 мин.)

Рассказать о периодах русской литературы 19 века

I период (1801-1825)

II период (1826-1842) литература 30-х годов

III период (1842-1855)

IV период (1855-1868)

V период (1869-1881)

VI период (1882-1895)

VII период (1895-1904)

Рассказать о основных темах и проблемах литературы 19 века.

    Повторение изученного (7 мин.)

Обсуждение вопросов

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

Каковы главные темы пушкинской лирики?

Какие основные мотивы пронизывают творчество А.С. Пушкина?

    Работа над литературными понятиями (8 мин.)

    Лирика - это род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».

Термин Лирический герой ввел Тынянов применительно к лирике Блока.

    Элегия - (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, , , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

    Фабула - те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

VI . Слово учителя о писателе (8 мин.)

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Великий русский национальный поэт, прозаик, . Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и мощных творческих сил русского народа.

А.С. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. Сергей Львович слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, Расина и других французских драматургов.

Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали по-французски. Его первыми учителями русского языка была бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. Для России это было время патриотического подъема после победы в Отече­ственной войне 1812 г., время свободолюбивых настроений и уст­ремлений.

В лицее Пушкиным написано более 130 произведений. Пер­вое опубликованное стихотворение Пушкина - «К другу-стихотворцу» - было помещено в журнале «Вестник Европы» в 1814 г. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями! русских и французских писателей. Он заимствовал темы, жанры, мотивы, образы, характерные для современной ему литературы. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах Пушкина.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу - в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: светские развлечения и интриги, дружеское общение и любовь, занятия поэзией и споры о политике. Мировоззрение Пушкина формируется в атмо­сфере петербургского вольномыслия: знакомство с П.Я. Чаадаевым, с членами тайного общества «Союз благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участие в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и Вольного общества любителей рос­сийской словесности.

Петербургские впечатления отразились в «потаенной», непубликуемой поэзии: «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаа­даеву» (1818), «Ура! В Россию скачет...» (сатира на Александра I), В этот же период была завершена поэма «Руслан и Людмила», задуманная еще в лицее. Поэма была восторженно принята читателями и критиками. Отдельным изданием поэма вышла осенью 1820 г., когда поэт уже был сослан на юг за свои вольнолюбивые стихотворения.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегии («Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Я пережил свои желанья...»), дружескому посланию, балладе («Песнь о вещем Олеге»).

Главное достижение Пушкина в период южной ссылки - романтические поэмы: «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), «Цыганы» (закончены уже в Михайловском в 1824 г.).

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. В отличие от элегического романтизма 10-х годов XIX в., пушкинская поэзия была проникнута духом бунтарства. В романтических поэмах Пуш­кина очевидно влияние творчества Байрона. Герой пушкинских поэм - гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Замысел романа в стихах «Евгений Онегин», работа над которым началась в мае 1823 г., был новаторским. Пушкин старался преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, искал нового героя-современника, новый стиль.

Пушкиным созданы великолепные образцы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к А. Ризнич, К. Собаньской, Е. Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскры­то из писем Пушкина, содержавших неосторожные выраже­нии. Пушкин был арестован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковско губернии.

В Михайловском поэта ждала настоящая ссылка. От имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Сроки ссылки не были определены. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миро Пушкина связывала интенсивная переписка и дружба с соседями помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм («Я помню чудное мгновенье...», «Сожженное письмо», «Признание»). Поэт создает в Михайловском реалистически произведения: центральные главы «Евгения Онегина» (III -VI), историческую трагедию «Борис Годунов», в которой отражены раз мышления о соотношении истории и личности, народа и власть. Философская глубина трагедии не была оценена современникам Пушкин обогнал свое время.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристам проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языку и темам из родно истории, но и как изучение народной психологии, национально склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственней всего выражаются в фольклоре. Пушки записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. о следствии над участниками восстания, проводившемся новы царем - Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбе опального поэта. В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву дл разговора с царем.

Состоявшийся разговор переменил судьбу Пушкина: он бы возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенность Пушкина, заявившего, что если бы 14 декабря 1825 г. он был в Петербурге, то вышел бы на Сенатскую площадь. Новый царь даже пообещал самолично быть цензором пушкинских произведений. Николай I поразил Пушкина прямотой и готовностью к реформам.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», в которых Пушки призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен»; неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого»; поэма «Полтава изображающая триумф «России молодой»).

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться о своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года». - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам, и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

Естественно, что для сохранения основ государственности и ук­репления центральной власти были необходимы жесткие меры, за­частую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободо­мыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии Его Императорского Величества под управлением шефа жандар­мов А.Х. Бенкендорфа. Распространились и узаконились слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников попа, наполнилась шпионами. В число агентов иногда попадали И люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и до­брых его приятелей томились в каторжных норах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух.

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным Своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журна­лом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но искоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал за­метен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудито­рией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, истинно новаторские произведе­ния, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал сво­им взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, правы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей мал миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Во второй половине 20-х годов XIX в. усиливается интерес Пушкина к философской проблематике. Лирические произведения многообразны в жанровом и стилевом отношении. Это программные стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828 в которых Пушкин размышляет о предназначении поэта и поэзии об отношении поэта и власти, поэта и народа; «Воспоминание, «Да напрасный, дар случайный...», «Анчар» (все - 1828); «Дорожньк жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Жил на свете рыцарь бедный...» (все - 1829).

Болдинская осень 1830 г. - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) Пушкин написал столько сколько создал за предшествующее десятилетие. В сентябре-октябре написаны «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина» В конце октября - начале ноября - цикл философско-психологи ческих «маленьких трагедий». В Болдинскую осень были созданы «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхина» около 30 стихотворений («Элегия», «Бесы», «Заклинание», «Стихи сочиненные ночью во время бессонницы», «Для берегов отчизны дальней...»).

В работе над «Евгением Онегиным» раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности». «Повести Белкина» стало началом нового, «прозаического» периода творчества. Философская линия продолжилась в творчестве 30-х годов XIX в.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискомфорт Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие произведения Пушкина не имели успеха («Борис Годунов» «Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась травля Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф.В. Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Вопреки трудным житейским и литературным обстоятельствам, Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. Размышления о связи трех сил: самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции. Работа над к»Историей Петра» привела Пушкина к времени царствования Екате­рины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте. В то же время он работал над оставшимся незавершенным романом «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре 1833 г. Пушкин добился разрешения на по­рядку в Поволжье и на Урал, в которой он собрал богатый материал о Пугачеве, встречался с очевидцами восстания.

Вторая Болдинская осень - 1833 г. - ознаменована созданием философских произведений: повести «Пиковая дама», сказок «О ры­баке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», лирического шедевра «Осень».

Две важнейшие грани творчества в последние годы жизни Пуш­кина (1834-1836) - философская лирика («Пора, мой друг, пора...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...») и ро­ман «Капитанская дочка» (1836).

Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь «жестокий иск» стало бессмертие поэта. С особой гордостью Пушкин выразил чти мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я па­мятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Обстановка вокруг Пушкина и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 г. состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) 1837 г. Пушкин скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. 11очью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Пе­тербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похо­ронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

VII . Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)

Ребята, обратимся к стихотворениям: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»

Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца - в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Проанализируйте послание «К Чаадаеву» с точки зрения стиля и проследите, как личная тема совмещается с гражданской.

VIII . Итог урока (3 мин.)

Ребята, на следующем уроке мы с вами продолжим разговор о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

В чем же заслуги Пушкина? Заслуги Пушкина грандиозны:

Реформатор всех жанров отечественной литературы

Стоит у истоков поэзии золотого века

Оказал колоссальное влияние на все сферы русского искусства

Центральная фигура русской культуры

Какие жанры господствовали в лирике Пушкина в разные годы лицейского творчества? Чем они характеризуются?

IX . Домашнее задание (1мин.)

Выучить наизусть одно из стихотворений, написанное в период южной ссылки.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

______________ /Логвинов А.В.

«_____» _______________ 2014 г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Литература»

Семестр I, II 2013 / 2014 учебного года

1 курс, дневное отделение

Специальности МТС, СССК, БУ, ИСС, ПКС

Составитель:

Кутырева Анна Игоревна,

преподаватель русского языка

и литературы

Рассмотрен на заседании П(Ц)К №1

общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Протокол №10 от 24. 04.2014 г.

Председатель П(Ц)К №1 _________________ / Никифоров М.М.

Самара, 2014

Конспект лекций по дисциплине «Литература»

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики.

Поэма «Медный всадник»: проблема личности и государства.

Цель урока: раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта.

Методические приемы : рассказ учителя с элементами беседы.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги о его жизни и деятельности, высказывания его современников о нем, альбом фотоснимков «Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Материалы для выставки в школе».

Литература для подготовки урока: Е. И. Высочина: «Образ, бережно хранимый». М.: Просвещение, 1989; Книга-справочник о жизни и творчестве А.С. Пушкина. М., 1974.

Ход урока

I. Рассказ учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его эпохи

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, в Англии - Шекспир, во Франции - Расин, в Германии - Гете, а у нас в России - Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина», - утверждал Н. В. Гоголь.

Так, в чем же секрет очарованности Пушкиным?

После ответов учащиеся на выбор читают любимые строки из поэзии А. С. Пушкина.

Вспомните об эпохе Пушкина, в которой жил и творил поэт.

К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это могло быть связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А. И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года» - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томились в каторжных нарах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух...

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Читательские круги, как известно, многослойны, состоят из представителей разных социальных групп.

Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех, кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам?

(Ученики размышляют о деталях истинного смысла взаимоотношений между поэтом и Николаем I).

II. Беседа с аудиторией:

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина?

Какие главные темы пушкинской лирики?

Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии? (Учащиеся называют, так как эти темы были изучены в 9 классе).

III. Основной мотив лирики А.С. Пушкина – тема поэта и поэзии.

Анализ стихотворения «Пророк»

Словарная работа.

«Пророк» - в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «откровения» библейского пророка Исайи.

«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

«Ангел» - по учению христианской религии - доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона - злого духа), действующего по воле бога.


Похожая информация.



Тема урока:
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А. С. Пушкина.
Цели урока: образовательная:
раскрытие своеобразия пушкинской эпохи, в которой происходило становление поэта; знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта;
развивающая:
развитие учебно-познавательной, общекультурной, ценностно-смысловой, личностной и коммуникативной компетенции;
воспитательная:
воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения.
Тип урока:
изучение нового учебного материала.
Вид урока:
урок-лекция с элементами беседы.
Методы и приемы:
лекционный, репродуктивно-творческий, эвристический.
Межпредметные связи:
история, русский язык.
Внутрипредметные связи:
«Россия в первой и второй половине 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы», «Гаврила Романович Державин. Обзор творчества».
Учебно-методическое

оснащение урока:
учебники, презентация.
Литература:
1. Аленькина С.Н. Русская литература первой половины 19 века. 10 класс: метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2014 2. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1/ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2014 3. Литература. 10 класс. Поурочные планы (по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. XIX век. 10 класс»). – Ч. 1 / Авт.-сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2014 4. Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. – М., 2009
Ход урока:

Организационный момент.
1

II. Изучение нового учебного материала.

1. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

2. Запись эпиграфа к уроку. (Слайд 2)
Следы исчезнут поколений, Но жив поэт, бессмертен гений. Ф. Глинка
3. Сообщение цели урока.
Сегодня мы будем говорить об основных этапах жизненного и творческого пути величайшего русского поэта XIX века А.С.Пушкина, об эпохе, в которой жил и творил поэт, и о его поэтической гениальности.
4. Вступительное слово преподавателя о Пушкине. (Слайд 3)
«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» – сказал В. Г. Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа». Еще при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»
5. Актуализация знаний обучающихся (эвристическая беседа). (Слайд 4)
С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте. - Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин? - Какие произведения поэта вы знаете? - Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему? - В чем секрет очарованности Пушкиным? - Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты…). - Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, тема поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
6.

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина (обучающиеся

записывают основные положения лекции преподавателя). Слайд 5
Родословная поэта. В ней несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных замечательными именами участников важнейших исторических событий в России. В романе «Арап Петра Великого», в стихотворении «Моя родословная», в набросках своей автобиографии и других произведениях поэт часто будет вспоминать о своих предках.
Слайд 6
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Кроме него, в семье были старшая сестра Ольга и два брата.
Слайд 7
Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор, принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры. Вот таким нарисовал детство Пушкина писатель Юрий Тынянов в романе «Пушкин».
А) Детство Пушкина (1799-1811гг.) Слайд 8
2
Сообщение подготовленного обучающегося. Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. У него было два брата и сестра. Братец Лёвушка, малолетка, был любимец. Сестрица Олинька, остроносенькая миловидная и сварливая, жаловалась на братика Сашку тонким голоском. Братец Николинька был болезненный и белесый. Он относился к ним как к стаканам, которые не должно было ронять и за которые ему доставалось. У дома и родителей были разные лица: одно – на людях, при гостях, другое – когда никого не было. И речи были разные: французская и русская. Французская придавала всему цену и достоинство, как будто в доме были в это время гости. Это был тот свет, о котором иногда говорили за столом родители и откуда мать с отцом возвращались иногда по ночам. Когда родители были нежны друг к другу, они говорили между собой по-французски, и только когда ссорились, кричали по-русски. Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее дома, поэзии своего угла, то это оказался совсем не тот дом, в котором он проводил дни детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт связывал свои юношеские воспоминания и годы ссылки. И под окном этого дома сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.
Слайд 9
Арина входила в комнату и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покряхтывая, позёвывая и покачивая головой, рассказывала она о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича, у мельницы, внизу – водяной, девки его видели. Он мастер был аукаться. Была одна девушка, рябая, у Осипа Абрамовича, ходила в лес по бруснику, он с ней аукался и защекотал. Вся душа смехом изошла. Вот вы, батюшка, Александр Сергеевич, не заснёте, и вас защекочет. Ну не леший, так домовой. Он оттуда и прилетел. Вот в трубе тоненько поёт. Спите, мол, Александр Сергеевич, спите, мол, скорее, не то всех по ночам извели – и бабушку, и няньку, и меня, домового вашего Михайловской округи. (Ю. Тынянов «Пушкин») Как знать, может быть именно на основе нянюшкиных сказок и родилось впоследствии стихотворение «Бесы». Нежную любовь к няне Арине Родионовне Пушкин пронёс через всю жизнь.
Б) Учеба Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском

лицее (1811-1817 гг.). Слайд 10
Лекция преподавателя. Детство, однако, слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, для Пушкина стал лицей. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители отдали его учиться в очень престижное учебное заведение – Лицей, который находился в Царском селе. Далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого Ал-дра Ивановича Тургенева, чтобы устроить Пушкина в это учебное заведение, в котором учились дети самых богатых и знатных дворян. В июне 1811 года дядя А.С. Пушкина, поэт Василий Львович привёз своего племянника В Петербург на приёмные экзамены. Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в лицей. 3
19 октября 1811 г. в торжественной обстановке состоялось открытие лицея. Присутствовал сам Александр 1, его семья, министры и высшее духовенство.
Слайд 11
Лицей был задуман как образцовое учебное заведение закрытого типа. Воспитанники проводили в нем безвыходно 6 лет. Образование приравнивалось к университетскому. Что не было характерно для учебных заведений России 18- начала 19 века, так это запрет в Лицее телесных наказаний, а также проживание не в общей казарме, а в отдельной комнатке, которую лицеисты прозвали кельей. Александра Пушкина поселили в комнату № 14 на 4 этаже. Посмотрите, какова обстановка в комнате
. (Слайд

12)
И такими были все комнаты лицеистов. В Лицее было строгое расписание дня. На учение в день отводилось 7 часов. Остальное время посвящалось прогулкам, играм, гимнастике. Лицейская библиотека выписывала всю периодическую печать (это что?). Лицеисты были в курсе общественных и литературных событий. Посмотрите, как много шкафов с книгами и журналами
(Слайд 13).
Оценки лицеистам ставили не в баллах. Профессора давали подробные письменные отзывы. Отдыхали лицеисты в зале, где можно было музицировать, рисовать, читать
(Слайд 14).
А вот некоторые сохранившиеся рисунки
(Слайд 15).
В ухоженных Царскосельских садах было не только красиво. В них было много исторических памятников. На одной из колонн юный Пушкин прочитал высеченное имя своего предка - Ивана Абрамовича Ганнибала. Каждый из лицеистов чувствовал себя сыном своей Родины.
Слайд 16
В 1812 году (что это за событие?) гвардейцы уходили на защиту государя и Отечества мимо Лицея, и лицеисты выбегали из классов, провожали воинов молитвой, обнимали знакомых, плакали. Позднее Пушкин напишет: Вы помните: текла за ратью рать. Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... (“19 октября 1836 года”) Мальчики, жившие много лет уединенно, сдружились меж собой. Особый лицейский дух витал вокруг, лицейская дружба тоже стала особенной. Все годы Пушкин прожил рядом с Иваном Пущиным, Жанно, которому посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный...”. Пройдет много лет, и именно Пущин не побоится навестить в ссылке своего друга. Вот они, закадычные друзья Пушкина: Антон Дельвиг (Тося), Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля), Иван Пущин (Жанно)
(Слайд 17).
В свободное от учебы время лицеисты занимались литературными играми, например, коллективным сочинением сказок: один начинал, второй подхватывал, третий придумывал финал. Каждый учебный год заканчивался экзаменами. Они проходили вот в этом зале
(Слайд

18).
В конце третьего года обучения Пушкин получил задание к экзамену по словесности сочинить и прочитать оду. На экзамене присутствовал метр русской литературы, непревзойденный мастер одического жанра Гавриил Романович Державин. Пушкин очень волновался в присутствии знаменитого поэта, не помня себя, он дочитал стихотворение и убежал. “Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли”,- вспоминал Пушкин
(Слайд 19).
Лицеисты, как и обычные мальчики, любили шумные игры, шутки над товарищами и учителями. Посмотрите карикатуру одного из лицеистов
(Слайд 20).
4
Именно в лицейское время в стихотворениях Пушкина появляются первые женские образы, светлый образ любви. В 1815 году юный поэт влюбился в сестру одного лицеиста - Екатерину Бакунину. В своем дневнике он пишет: “Я счастлив был! ...я был счастлив 5 минут”. Вот ее карандашный портрет
(Слайд 21).
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Лицея. Вот выписки из свидетельства об окончании Лицея Пушкиным
(Слайд 22).

В) Пушкин в Петербурге (1817-1820 гг.). Слайд 23
Лекция преподавателя. После выпуска из Лицея поэт определился на службу в Коллегию иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи. В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. В эти годы поэтом созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др. Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным.
Александр I:
«Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь». Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. 6 мая 1820 г. Пушкин выехал из Петербурга на юг с назначением на службу в канцелярию генерал-лейтенанта И.Н. Инзова. Это фактически была ссылка.
Г) Южная ссылка (1820-1824 гг.). Слайд 24
Лекция преподавателя. Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.
Д) В селе Михайловском (1824-1826 гг.) Слайд 25
Сообщение подготовленного обучающегося. Горестная жизнь поэта под надзором отца.
Пушкин

Жуковскому
: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».
Пушкин – брату
: «Книг, ради бога, книг».
Пушкин – своим друзьям
: «Чувствую, что… могу творить». В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер». Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин».
Е) Пушкин в Москве (1826-1827 гг.). Слайд 26
Лекция преподавателя. Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным. Во время беседы Николай I задал Пушкину вопрос, где бы он был, окажись в тот момент в Петербурге? Пушкин ответил: «Я был бы с моими друзьями, государь, но Господь меня спас». - Как вы думаете, почему он так сказал? Разве Пушкин был трусом? (Он был верен друзьям, но давно разочаровался в идеях декабристов).
Ж) Годы скитаний (1827-1830 гг.). Слайд 27
5
Лекция преподавателя. Пушкин живёт попеременно то в Москве, то в Петербурге. Доносы на Пушкина и его ближайших друзей продолжаются. Тревожное состояние поэта…
Пушкин в письме А. Х.

Бенкендорфу
: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего». В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
Слайд 28
Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении "Путешествие в Арзрум" (1829). Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».
З) Болдинская осень (1830 г.). Слайды 29 -30
Сообщение подготовленного обучающегося. Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…» Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.
И) В Петербурге (1830-1837 гг.). Слайд 31
Лекция преподавателя. 18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург. У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей
. Слайд 32

Пушкин:
«Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться». Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой. Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).
К) Дуэль и смерть Пушкина Слайд 33
В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Недоброжелатели обвиняли Н. Гончарову в неверности. Чтобы отстоять свою честь и честь жены Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. 27 января 1837 г. на берегу Черной речки (вблизи от Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
(просмотр видеоролика).

Слайд 34
29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало
.

Солнце русской поэзии закатилось", - написал В. Жуковский.

Слайд 35
Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.
III. Заключительный этап.

1. Подведение итогов урока.

Слайд 36
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. 6
В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода. Алифиренко
2. Выставление оценок за урок (с комментариями преподавателя).

3. Сообщение домашнего задания. Слайд 37
 Стр. 115-125; составить хронологическую таблицу по биографии поэта;  подготовить выразительное прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». 7

Слайд 2

Друзья мои, прекрасен наш союз!

наставники Родители: Сергей Львович Надежда Осиповна Няня – АринаРодионовна Дядька – НикитаКозлов Друг семьи – поэт В.А.Жуковский друзья Иван Пущин Антон Дельвиг Вильгельм Кюхельбекер Пётр Чаадаев Павел Нащокин Александр Толстой Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья Святому братству верен я. А.С.Пушкин «Разлука» (1817)

Слайд 3

«Пушкин как человек и как художник – символ русской духовной жизни»

Творчество Пушкина - это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX в. Пушкин не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь, поэзия определяла его судьбу.

Слайд 4

Хронологическая таблица с указанием центральных произведений определенного периода

Детство поэта 1799-1811 Лицейские годы 1811-1817 Жизнь в Петербурге 1817-1820 Южная ссылка 1820-1824 Михайловское 1824-1826 Возвращение из ссылки 1826-1830 Болдинская осень 1830 Петербург 1831-1833 Последние годы, дуэль 1834-1837

Слайд 5

Детство поэта (1799-1811)

  • Слайд 6

    Отец поэта – отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек» , острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного». Мать Пушкина была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений. Любимцем ее был младший сын Лев. В Александре мать раздражало все: упрямство, неповоротливость, его непонятная сложность.

    Слайд 7

    Арина Родионовна. Няня поэта. Именно она была той женщиной, которая дала Александру так недостававшие ему материнскуюлюбовь и ласку. Это она познакомила его с прекрасным миром поэтического народного вымысла. «…Ты, детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила и меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила.» « Наперсница волшебной старины…» (1822)

    Слайд 8

    Лицейские годы (1813 – май 1817)

    Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути. Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. За следующие три года написано свыше 130 произведений. В 1814г. журнал "Вестник Европы" публикует первое стихотворение Пушкина - "К другу стихотворцу". В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает своё стихотворение "Воспоминания в Царском Селе". Пушкин буквально порвался в литературу. Им заинтересовались В.А. Жуковский и К.П. Батюшков. Его "благословил" Г.Г. Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя -В.Л. Пушкин. В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина "надеждой нашей словесности", увидел в нем "будущего гиганта", но подчеркнул, что он пока еще "бродит около чужих идей и картин". Пушкин - гениальный ученик. Он быстро встал вровень с учителями. Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил и хандрил. Его тянуло к вину и женщинам, к бесшабашной вольности дружеских пирушек и пышном мишуре балов, то к книгам, уединению и творчеству.

    Слайд 9

    Петербургский период (июнь 1817 - начало май 1820).

    Слайд 10

    Период южной ссылки (май 1820 - июль 1824).

    После окончания лицея, поступив на государственную службу - и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

    Слайд 11

    Период южной сылки (май 1820 - июль 1824). Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было - ссылка легко могла стать бессрочной. Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться. Пушкин в период южной ссылки - яркий поэт-романтик. Ведущее положение в "южной" лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады ("Песнь о вещем Олеге"). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии "Погасло дневное светило...", "Мне вас не жаль, года весны моей...", "Я пережил свои желанья..." - как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина В мае 1823..Г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин". В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С. Воронцова. Пушкин испытал здесь сильные и памятные любовные увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, могучую страсть к Е.К. Воронцовой. За год с небольшим он нажил себе врага в лице Воронцова. Стараниями Воронова поэт был отправлен в отставку "за дурное поведение" и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

    Слайд 12

    Ссылка в Михайловское (август 1824 - сентябрь 1826).

    В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем. Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Меняется стиль любовной лирики - слово поэта точно Фиксирует психологическую уникальность его переживаний ("К***" ("я помню чудное мгновенье "), "Сожженное письмо", "Под небом голубым страны своей родной...", "Признание Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста - историческая трагедия "Борис Годунов", законченная 7 ноября 1825 г.

    Слайд 13

    Творчество конца 20-ых годов, (сентябрь 1826 - начало сентября 1830).

    Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое - разговор с Николаем 1 в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвратен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Второе событие - приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Прощенный царем, он не склонил "гордой головы" перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды (стихотворения "И.И. Пущину" и "Во глубине сибирских руд..."). Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман "Арап Петра Великого", поэма "Полтава"). "Полтава" (1828) - единственная историческая поэма Пушкина - крупнейшее произведение, написанное во второй половине 1820-х гг.

    Слайд 14

    Вторая половина 1820-х гг. - время создания многих лирических шедевров-отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте в стихотворениях "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828) и «Поэту»). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения "Воспоминание" ("Когда для смертного умолкнет шумный день..."), "Дар напрасный, дар случайный», "Предчувствие", Утопленник", "Анчар" (все - 1828) «Дорожные жалобы". В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, - он жаждал того, чего был лишен с детства. В декабре 1828 года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ. В мае - сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки - на Кавказ. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.

    Слайд 15

    Болдинская осень (1830).

    Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Пушкин создал совершенно разноплановые произведения - и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", написанные в сентябре - октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой "Домик в Коломне" и последними главами "Евгения Онегина". В конце октября - начале ноября одна за другой появились "маленькие трагедии" - цикл философско-психологических "пьес для чтения": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". "Урожайная" Болдинская осень принесла "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Историю села Горюхина". Фон пушкинского "пира воображения" - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Бесы", "Моя родословная","Заклинание", "Герой", "Для берегов отчизны дальней.,.". Окончание «труда многолетнего» - романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг., ведь роман «рос» вместе с автором. В творческом поле «романа в стихах» находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты.

    Слайд 16

    Творчество 1830-х гг. (1831-1836).

    Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал последний акт" драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковам и царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Неблагоприятной для Пушкина были и литературная атмосфера 1830-х гг. В печати началась кампания травли Пушкина. Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг.. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров. Размышления о связи этих трех сил - самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е гг., во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности.

  • Слайд 17

    В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть "Пиковая дама" – вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские "сказки» - «Сказка о рыбаке и рыбке» и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре "Осень" Философская лирика 1834-1836 гг. - стихотворения "Пора мои друг, пора!..», "...Вновь я посетил...", «Когда за городом задумчив, я брожу...» Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, но которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе нерукотворный…» (1836). В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили "последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным "героем" преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке. 29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался, 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, в февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.

    Посмотреть все слайды