Святые отцы о грехе малакии. Избавиться от чувства вины

О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.

"Борьба гладиаторов с дикими зверями". Иллюстрация из книги Д. Роуза "Популярная история Рима". 1886 год

Естественная святость

— Святые отцы говорили, что блаженны не те, кто воскрешают мертвых, а те, кто видят свои грехи. Почему?
— Всякое чудо совершается Богом. Чудо совсем необязательно свидетельствует о высоте жизни того, кто об этом чуде молился. Бывает, что чудо происходит по вере того, кто о нем просит, или потому, что оно очень нужно кому-то неведомому нам. А вот если человек видит свои грехи, это точно означает, что его душа достигла высокого состояния. Это обретение духовного зрения, может быть, какое-то внезапное озарение, прозрение, дарованное Богом вдруг по каким-то причинам, а может быть, результат долгой духовной работы, духовного роста, очищения сердца. Последнее — особенно редкое и драгоценное достижение. Именно об этом сказано: «Человек, сподобившийся видеть свои грехи, выше того, кто сподобился видеть ангелов».

— Есть такое мнение, что пороки — это продолжение естественных потребностей человека. Как увидеть момент, когда они переходят из одного в другое?
— У святых отцов-подвижников, которые на собственном опыте изучили науку духовного возрастания и оставили нам свои наблюдения, есть учение о страстях. В этом учении говорится о том, что страсти не присущи созданной Богом природе человека, а есть порождение первородного греха, т. е. греха непослушания и отхода от Бога, который совершен первыми людьми, Адамом и Евой — первым родом человеческим. В их грехопадении первозданная природа человека исказилась. И вот этой искаженной природе — как ее назвать, естественной или противоестественной? — стали свойственны страсти. Если обозначить точку отсчета там, где начинается история падшего человечества, то можно сказать, что для падшего человека грех является естественным состоянием в том же смысле, как для всякого рожденного человека состояние болезни является естественным. С этой позиции легко оправдать любой грех, можно сказать, что все естественно. Такая тенденция теперь распространяется на Западе, да и нам ее навязывают. То, что раньше называли блудом, теперь называют нормой. Раньше считали содомский грех противоестественным извращением, а теперь называют просто нетрадиционной, но вполне допустимой, тоже естественной ориентацией. Примеров такой «легализации» греха теперь можно привести сколько угодно. Логики здесь, однако, нет. Ведь, если болезнь считать естественным, т. е. нормальным состоянием, то каким тогда придется считать состояние здоровья — сверхъестественным, выходящим за пределы нормы? Тогда спрашивается, зачем лечить больных, кто это будет делать? Кто тогда может требовать здорового образа жизни, развития медицины и т. п.?

Христианское учение логично, оно утверждает жизнь, а «узаконивание» греха проистекает из неверия — безбожия и несет с собой смерть.

— Получив от рождения искаженную грехом природу, человек уже не может освободиться от своей «падшести». В чем же тогда его вина?
— Это было бы справедливо, если бы Богочеловек Иисус Христос не пришел на землю в человеческом естестве, чтобы исцелить, освободить от греховного плена и дать возможность каждому падшему человеку свободно избрать спасительный путь приобщения к победе Христовой над грехом и вечной смертью. Это приобщение совершается в Церкви, и каждый человек может сделать этот свободный выбор. Представьте себе пленника, прикованного к дереву и не могущего порвать свои узы. Но он может закричать изо всей силы и призвать на помощь идущего вдалеке свободного человека — и тогда будет спасен. Если он не поверит («все равно он меня не услышит») или испугается («а вдруг мои враги услышат, как я кричу, и вовсе меня убьют»), то останется в плену. Будучи пленником, он остается свободен настолько, чтобы быть способным избрать спасение. Отказавшись от спасительной возможности, он сам уже повторяет грех Адама и Евы и становится лично виновным.

— В чем разница между страстью и грехом?
— Страсть — это состояние плена, когда человек одержим. Это — зависимость. Очевидным примером такой одержимости являются наркомания, алкоголизм. Подобным образом действует любая страсть. А грех — это то, что под влиянием этой зависимости человек совершает. Например, наркоман торгует наркотиками, употребляет их, пьяница напивается пьяным.

— Как практически можно отследить, когда ты еще просто вкусно ешь, а когда это уже страсть чревоугодия?
— Это как раз относится к умению видеть свои грехи. Мне рассказали одну историю про недавно почившего коптского патриарха Шенуду. Когда он был в Америке, его пригласили на трапезу. Патриарх Шенуда сел за стол, а его сопровождающий достал красивую деревянную коробочку, в ней оказались сушеные финики. Коробочку эту он поставил перед патриархом. На столе было вино, всем наполнили бокалы. Патриарх Шенуда попросил налить ему воды и в эту воду капнул несколько капель вина. В то время как все угощались, он съел два-три сушеных финика и запил этой водой с вином. В ответ на удивленные вопросы окружающих его спутник сказал, что он всегда так ест. Мы знаем о святых, которые ели один ломоть хлеба в неделю. Преподобный Серафим два года питался только травой снытью и водой, больше ничем. Потребности человека в еде очень невелики, но обычно нами движет страсть чревоугодия.

Неуместный формализм

— Как на исповеди избежать юридизма в понимании того, что есть грех?
— Сам юридический подход является следствием греха. Когда в сердце человека нет любви к Богу и к людям и он не боится быть злым, приходится законом ограждать его жизнь от гибели, а общество — от него. Есть грехи, которые хотя и вредят жизни человека с Богом, но все же не выводят его за ограду Церкви. Если мы к этим грешкам начнем применять каноны: не помолился сегодня — вот тебе епитимия, съел лишнего за ужином — вот тебе по канонам такого-то Собора такая-то епитимия, — это будет, конечно, совершенно неуместный юридизм. Типичным проявлением формализма является довольно распространенное явление, когда на исповеди человек произносит какую-то заученную формулу, потому что не умеет увидеть свой грех, а необходимость исповеди перед причастием понимает как какую-то магию. Избежать этого можно, поняв, что Богу никакие формулы не нужны. «Сыне, дай Мне сердце твое», — говорит Бог человеку. Это значит, что Богу от согрешившего человека нужно только сердечное раскаяние и решимость больше не грешить.

— Необходимо ли чувство сокрушения каждый раз, когда исповедуешься?
— Исповедь — всего лишь некоторая составляющая покаяния, но еще не само покаяние. Можно прийти на исповедь, рассказать все о своих грехах и не покаяться. На исповедь часто приходят люди, охотно открывающие свою душу, обнажающие свои греховные дела и навыки. Например, человек говорит: «Я опять напился, я опять дебоширил, я опять бил и оскорблял близких». Отвечаешь: «Но ты ведь уже говорил об этом две недели назад, и ничего не изменилось. Обещай, что ты больше не выпьешь ни одной рюмки». А он начинает торговаться: «Ну немножко-то можно?» — «Нет, совсем нельзя. Увидел бутылку и беги бегом!» — «Ну, мне надо подумать». И все продолжается по-прежнему, т. к. решимости покончить с грехом у человека нет. Таинство покаяния предполагает несколько этапов. Прежде всего — осознание своей греховности. Но это только начало. Далее необходимо сожаление о том, что согрешил. Если человек сожалеет, он должен захотеть выйти из этого состояния. Когда он приходит и говорит о своем грехе вслух на исповеди с сердечным сокрушением, священник читает над ним разрешительную молитву. Бог прощает грехи, а священник ему об этом говорит. Дальше есть замечательный обычай — целовать Крест и Евангелие. Большинство делает это автоматически, не думая о том, что это значит, а ведь раньше, когда свидетеля приводили в суд, он должен был целовать Крест и Евангелие в знак того, что будет говорить правду. Такую же присягу верности перед Крестом и Евангелием давали воины при вступлении в армию. Какое обещание дает тот, кто исповедуется? Обещание быть правдивым и верным, и больше так не грешить. Таким образом, покаяние включает в себя осознание греха, сокрушение, желание преодолеть это свое греховное состояние и получить прощение, а главное — твердую решимость больше не возвращаться к этому греху.

Главная страсть

— Насколько человек должен входить в исследование своих грехов?
— Если покаянная работа в душе заменяется бездейственным самоанализом, то есть копанием в своем гное, но при этом человек ничего не делает, чтобы исцелиться, то это прелесть. Это вредно и даже смертельно опасно. Такое самокопание не есть духовная жизнь. Святые отцы говорили, что человек, желающий духовного возрастания, должен понять, какая страсть в данный момент сильнее всего разделяет его с Богом, и именно с этой страстью начать бороться. Например, чревоугодие. Значит, нужно сосредоточиться прежде всего на борьбе с этой страстью. А когда ее победишь, тогда смотри, какая следующая страсть вылезла на первое место. Это похоже на то, как сражаются на войне.

— Как же найти в себе эту главную страсть?
— У каждого человека есть совесть, она и подскажет. Совесть — это голос Божий в душе человека. Если человек слушает голос своей совести и поступает в соответствии с тем, что он слышит, то этот голос будет звучать все более ясно и будет направлять его.

— Что делать, если человек давно в Церкви, часто и подробно исповедуется, но не видит за собой грехов? В чем ему каяться?
— Этому человеку нужно от всего сердца читать молитву святого Ефрема Сирина: «Боже, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего». Если человек не видит своих грехов, это очень дурной знак, это значит, что его душа в тяжелом состоянии. Великие святые чем ближе подходили к смерти, чем совершеннее становились, тем больше ужасались своим грехам. Известно, как преподобный Сисой Великий, когда умирал, плакал, и ученики его спрашивали: «Авва, что же ты плачешь? Ты же всю свою жизнь каялся, ты очистился, ты готов!» А он отвечал им: «Не знаю, положил ли я начало покаянию?» — хотя прожил всю жизнь в пустыне. Это подобно тому, как если на телегу, облепленную грязью, кинуть еще одну лопату такой же грязи, никто не заметит. А вот если на белоснежную скатерть поставить маленькую чернильную точку, то она режет глаз. Так и в душе. Когда она очищается, человек лучше видит свои грехи. Если человек действительно живет духовной жизнью, то чем больше он ходит в церковь, чем больше он молится и трудится над собой, тем сильнее он переживает каждое свое неправильное слово, каждый свой взгляд и осознает это как грех.

— Что делать, если грехи все время одинаковые? Вроде бы стараешься исправляться, а ничего не меняется?
— Это значит, что плохо стараешься. Господу ведь угодно, чтобы мы исправлялись, поэтому Он всегда нам помогает в этом, если мы по-настоящему хотим исправиться. А если человек не исправляется и все у него одно и то же, значит, он просто говорит о покаянии, а на самом деле у него такой цели нет. Он пребывает в состоянии самообмана, что на языке аскетики называется прелестью.

— Дайте, пожалуйста, практический совет, как все-таки научиться видеть свои грехи?
— Нужно прежде всего об этом молиться. Но есть еще очень хороший способ. Можно спросить: «Ты гордый?», человек скажет: «Нет, я не гордый. Не замечал в себе такого греха». Или спросить: «У тебя есть блудная страсть?», а он отвечает: «Я не блудник, ничего такого плохого не делаю». Его ответы говорят о том, что он свои грехи не видит. Но каждой страсти, каждому греху соответствуют противоположные добродетели. При этом чем больше человек грешит, тем меньше у него добродетели. Поэтому если спросить: «Ты смиренный?», то на это каждый скажет: «Нет, все-таки у меня смирения нет». А раз нет смирения, значит, есть гордость. Или на вопрос «Ты целомудренный?», он скажет: «Ну какой же я целомудренный?..» Значит, блудная страсть в нем действует. Проверять себя можно не по грехам, а по добродетелям.

— Но ведь если так себя проверять, все грехи в себе найдешь!
— Вот и хорошо. Увидишь таким способом и какой грех сильнее, какой больше мучает. И легче будет исправляться!

Несомненно, 21 век является временем вседозволенности, но истинные христиане борются с пагубным влиянием окружающего мира и соблюдают заветы из Библии, несмотря на косые взгляды.

Интимные отношения вне брака греховны, еще страшнее супружеская измена. Рукоблудие - процесс, о котором известно лишь одному человеку, это не наносит вреда другим и не разрушает супружеские отношения. Тогда почему христианство считает рукоблудие грехом любодействия, необходимо разобраться.

Почему рукоблудие является грехом

Рукоблудие идентично по определению с понятием малакии. Значение слова пришло из Библии. В православии считается тяжелым грехом, одной из разновидностей блуда. Малакия вызвана блудным разжением , стремлением к получению удовольствия. Этот грех является противоестественным, так как происходит без контакта с противоположным полом. Православие одобряет только половой контакт между законными супругами.

Церковь считает, что человек занимающийся мастурбацией, является рабом своей похоти, зависимым от блудных желаний. Страсть одолевает его и он неспособен ее контролировать. Тогда все разумное больше не является приоритетом для рукоблудного сына. Православие называет малакию извращением, потому что отношений с другим полом не происходит. Сама библия утверждает, что блудники, совершившие прелюбодеяние , а также малакии не наследуют Царства Божьего.

Мастурбируя, человек производит осквернение своей души, разума и тела. И даже мысли о подобном уже являются грехом. Грех, на название которого повлиял библейский персонаж Онан, является одним из самых страшных плотских грехов, отбирающих право на вечную жизнь.

Малакия у женщин и детей

О женщинах-рукоблудках в библии не упоминается, но это не значит, что Отец Небесный не считает женскую мастурбацию грехом. Нет никакой разницы, кто совершил этот поступок. Рукоблудие у женщин в православии осуждаются не меньше , чем у мужчин, потому что перед Богом все равны. Это значит, что рукоблудница также должна покаяться и стремиться к чистоте помыслов и действий.

С детьми все обстоит несколько иначе. Мастурбация у мальчиков и девочек по большей части происходит из-за незнания, невысказанных вопросов, а также зуда в области гениталий, слишком тесной одежды, физического наказания и пр.

Чтобы оградить ребенка от пагубного пристрастия, нужно:

Церковное наказание

Сейчас церковь не устраивает епитимью за блуд. Но существуют определенные методы. Чтобы очиститься от греха, человек должен совершить определенные аскезы. Например, в течение 40 дней совершать по 100 поклонов, а также поститься, чтобы искупить свою вину .

Нельзя опускать руки, справиться с соблазном возможно. Чтобы искоренить в себе греховные помыслы было легче, можно обратиться к советам:

Самоудовлетворение - это смертный грех, которого не должно быть в жизни верующего человека. Только желание избавится от греховности, идущее от чистого сердца, сможет стать основой обретения духовной чистоты. А церковь никогда не оставит кающегося человека и окажет всю возможную помощь.

Современный мир отличается вседозволенностью, но ведь и раньше человечество не отличилось невинностью. Проблема XXI века в том, что он принес людям глобальность и публичность. Сегодня можно без проблем найти сцены насилия, пропаганду гомосексуализма и эротические картинки в Сети.

Грешить сегодня стало очень просто и священство озабочено тем, насколько распространяется похоть среди людей, которая ведет к рукоблудию и прелюбодейству . И если негативные последствия прелюбодейства понятны всем, то некоторые христиане искренне недоумевают, чем плохо самоудовлетворение?

Что такое грех рукоблудия

Грех рукоблудия в православии считается тяжелым и отождествлен с малакией, причем оба понятия легко находятся в Библии, где они указаны, как разновидность прелюбодеяния.

Библия о грехе рукоблудия

В корне этого богопротивного действия лежит похоть - желание удовлетворить свою плоть не важно какими средствами. Секс - это священное таинство, которое происходить только (!) между законными супругами, которых благословила Церковь . А мастурбация является признаком того, что человек не может обуздать свое тело и живет по его законам и стремлениям.

О телесных отношениях:

Человек, стремясь удовлетворить свою похоть, ублажает себя самостоятельно, используя для этого вспомогательные эротические материалы, которые сегодня в обилии находятся в Сети.

Важно! Церковь считает малакию извращением, наравне с гомосексуализмом, поскольку половой акт проходит без участия другого пола. Мастурбация оскверняет тело человека, его душу и дух.

Негативные последствия этого процесса проявляются в:

Мужчина, который мастурбирует, теряет интерес к жене или к возможному браку, ведь он получает удовлетворение и самостоятельно. Он начинает похотливо смотреть на других женщин, проводить много времени за чтением эротических журналов и просмотром видео. Это не только негативно сказывается на его отношениях с женским полом, это развращает его все более и более, и может привести к совершению греха прелюбодеяния.

Важно! Писание говорит, что прелюбодеи Царства Божьего не наследуют.

Малакия у женщин и детей

Примеров в Писании женщин, которые бы ублажали себя самостоятельно нет, но это не значит, что их не было или что им это позволено делать. Как известно, нет греха, который можно было бы делать мужчинам или женщинам.

Грех запрещен для человека, независимо от его пола, поэтому женское рукоблудие осуждается не меньше мужского. Перед Богом равны все, и наказание за рукоблудие и похоть понесут все в равной мере. Женщины, которые оступились, должны так, как и мужчины, покаяться , исповедаться и стремиться к чистым помыслам.

А вот вопрос детской мастурбации имеет отличия. Подростки часто совершают это действие, сами не осознавая, что они делают. Гормональные перепады, половое созревание, тесная одежда или невысказанные вопросы приводят к изучению своего тела и рукоблудию. Ругать за это ребенка или публично его наказывать не следует. С ним необходимо спокойно и уединенно поговорить, он, скорее всего, и без публичности испытает стыд.

Роль родителя здесь - выяснить причину такого поведения и решить ее, помочь справиться ребенку с пагубным желанием.

Как помочь подростку

Чего не стоит делать:

  • наказывать;
  • публично стыдить;
  • устраивать допросы и осмотры.
  • покупать свободную одежду;
  • следить за регулярностью гигиенических процедур;
  • разговаривать и отвечать на все вопросы;
  • гулять на свежем воздухе вместе.
Совет! Если взрослые идут на поводу у своей похоти, ребенок, чаще всего, идет на поводу непонятного желания и незнания. Следует просто ему все спокойно объяснить и помочь преодолеть это.

Что говорит Священное Писание

История рукоблудия описана в Бытие, когда мужчина по имени Онан был вынужден возлежать с женой своего умершего брата. По тогдашнему закону вдова умершего брата передавалась младшему брату, чтобы он мог возлежать с ней и родить ребенка, который носил бы имя старшего брата. Таким образом, род мужчины продолжался.

Но Онан не желал выполнять это и в процессе полового акта «..изливал семя свое на землю» (Быт.38:9). От него и пошло название этого процесса - онанизм. Далее пишется, что это было зло перед лицом Бога и Он умертвил Онана. Таким образом, Писание четко дает понять, как относиться Господь к данному процессу.

Кроме истории с родоначальником онанизма, можно привести в пример и другие места из Писания, которое приравнивает мастурбацию к прелюбодеянию:

  1. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии … - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10);
  2. «Бегайте блуда; … Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, … прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 18-20).

В летописях средних веков можно найти повествования об епитимьях за самоудовлетворение. Следует еще раз подчеркнуть, что желание секса не является греховным. Секс - это таинство любви между мужем и женой, которое предопределил Господь, но тайное самоудовлетворение является лишь похотью и ничем более.

Как избавиться

После того, как человек осознает неправильность своих поступков, к нему приходить желание избавиться от них.

Как просить прощения у Бога

Важно осознать суть проблемы и ее последствия. Причин может быть несколько:

  • отсутствие сексуальных отношений с супругом или неудовлетворенность от них;
  • желание повторить полученное единожды удовольствие;
  • не хватает ярких эмоций;
  • страх быть отвергнутой/отвергнутым из-за недостатка опыта;
  • страх одиночества.

Поняв истинную причину, будет легче справиться проблемой. План же по избавлению выглядит так:

  1. Удалить все соблазны от себя.
  2. Молиться ежедневно , особенно во время близости искушения.
  3. Удалить все эротические материалы или уничтожить их.
  4. Отказаться от просмотра телевизора в позднее время или пользования Сети.
  5. Не оставаться одному в позднее время.
  6. Ограничивать употребление алкоголя.
  7. Не принимать ванну слишком долго и не рассматривать свое обнаженное тело.
  8. Свидания проводить в людных местах.
  9. Регулярно поститься за этот грех и исповедоваться.
  10. Найти друга или священника, которому можно позвонить в момент искушения.

Что способствует избавлению? Занятие мыслей чем-то другим. Могут помочь следующие советы:

  1. Больше движения - занятия спортом позволяют снять напряжение с тела и высвободить лишнюю энергию. Более того, регулярная усталость поможет быстрее засыпать и е проводить время бездумно. Полезно будет купить абонемент в спортзал, больше гулять на свежем воздухе, заняться активными занятиями;
  2. Творческие занятия - они приносят положительные эмоции и лишают человека лишнего свободного времени. Создание чего-то прекрасно помогает занять мысли и освободить их от похотливых замыслов.

Интересно о православии:

Церковные наказания

Сегодня в Церковном уставе нет положения об епитимьи за грех блуда. Однако человек, который совершил это действие, должен очистить от греха.

Для этого существует определенный процесс:

  1. Покаяться перед Господом и перед своим духовником.
  2. Совершать 100 поклонов в течение 40 дней.
  3. Исповедаться.
  4. Причаститься.

После важно избавиться от всего, что может вызвать соблазн: выбросить журналы и книги, заблокировать сайты, отключить телеканалы. Не допускать двусмысленных взглядов или прикосновений. Нужно исповедоваться еженедельно перед священником. Это поможет не только держать себя под контролем, но и осознавать происходящее.

Священники советуют начинать борьбу с этим грехом с молитвы и поста. Изучать Слово Божие, проводить время в общении с Творцом - это лучше всего помогает избавиться от греховных мыслей. Господь очищает нас и освящает, поэтому в первую очередь нужно идти к Нему.

В моменты соблазна всегда надо начинать молиться, освящать себя крестным знамением и делать поклоны. Можно позвонить духовнику и исповедаться в похотливых мыслях. Регулярно посещать храм и исповедь, причащаться.

Важно! Господь дает силы побороть грех, следует лишь обратиться к Нему за помощью.

Видео о грехе рукоблудия. Ответ священника Максима Каскуна

Аноним: Я хочу попросить Вас о помощи. Долгое время, с детства, я согрешаю грехом малакии (онанизма, рукоблудия), ещё и пристрастился к разной эротике и порнографии, которую искал в журналах, а впоследствии в интернете. Понимал, что это грех, раскаивался, стремился к тому, чтобы не грешить, но опять срывался. И так постоянно.
Однажды, в интернете, нашел спецкурс для тех, кто зависит от порнографии и онанизма. Начинал проходить этот курс, но бросил, не закончив, и опять впадал в грех.
И сейчас, вот снова решил проходить его. Посмотрите ссылку, что вы скажете об этом курсе?

О.Серафим: По моим понятиям этот курс является заменой телесного сладострастия на душевное. Точно так же излечивают многих наркоманов от наркомании. Ощущения, которые приносит душевное сладострастие, намного сильнее ощущений, исходящих от телесного сладострастия. И поэтому, человек легко из одного страстного состояния ­­переходит в другое, более сильнейшее. А если еще и бесы наведут сладострастные ощущения, то большинство сразу же воспринимают это за действия Благодати. И таким образом, заходят в духовную прелесть. Таковых блудные бесы не трогают. А они воспринимают это за дар непорочности от Бога. В итоге, иллюзия, бесовский обман.

Это называется незаконный путь освобождения от страсти. Ибо цель должна быть не освобождения от такой-то страсти, а спасение души. А оно может совершиться, – только через освобождение от страсти, на законном основании.

Свобода от страсти, совершаемая и достигнутая не на законном основании, – это иллюзия и самообман, замена одной страсти на другую, сильнейшую. В реальности – это состояние погибели, воспринимаемое людьми за свободу от страстей, по причине духовной прелести и слепоты.

Законно-проходимая борьба с любой страстью должна приводить человека к опытному познанию и ощущению своей немощи. Ибо, как сказал Господь, «сила Моя», т.е. действие Божией благодати, связующее страсть, «совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Но если этого нет, то такая борьба порождает самомнение и дух само-уверенности. Отсюда, таковое избавление от страстей будет совершаться на основании духа самости и, таким образом, будет приводить человека к духу само-утверждения, т.е. к духовной прелести и самообольщению.

Наша борьба, сама по себе, без помощи Божией, бессильна. Она только показывает наше желание – не грешить. И если это желание, в этой борьбе, соединяется с ощущением своей немощи (ощущение бессилия самому победить страсть), с духом сокрушенным и смиренным, растворенным чувством упования и надежды только на одну милость Божию, то этот настрой духа и привлекает к нам, в душу, спасительную Благодать. Только такое избавление от страсти является спасительным для души.

Но в наше время некуда убежать от соблазнов. Ибо они повсюду. Конечно в местах более отдаленных, от скопления народа и от различных центров, их в меньшей степени, но они все равно есть.

И потому, «живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость, и превращается в мягчайшую воду: так сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особенно постоянному, расслабляется и изменяется» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).

Поэтому, в тех жизненных условиях, в которых мы оказались, – при современной жизни, с ее содомо-гоморскими соблазнами. В том положении и условиях, которых небывало никогда, для того, чтобы не растлеваться, – самый лучший вариант это жениться. Ибо похоть естественна человеку, и удалить ее из себя, просто так, человек не может. «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами; ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества» (Лествица сл.15, п.24).

Поэтому, в своем желании, в конечном итоге, ты должен иметь намерение о том, чтобы жениться. И просить Бога об этом. И при этом, вести борьбу со своею страстью, повергая свою немощь пред Богом, прося у Него помощи. И тогда Господь будет видеть, что ты хочешь жениться, по причине ощущения и сознания своей немощи, а не просто само-уверенно пребываешь посреди мира, с его содомо-гоморскими соблазнами. И тогда за сознание и ощущение своей немощи, за смирение, по твоим к Нему просьбам и прошениям, Господь может подавать тебе облегчение в брани и борьбе.

Другие же, по причине того, что у них отсутствует опытное ощущение и познание своей немощи, – по причине одержимости духом самоуверенности и самонадеянности, самомнением, духом самости и гордыни, – идут по пути незаконного подвизания и избавления от страстей, путем ложного аскетизма. Таких, бесы не трогают: «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица, сл.26, п.62).– Это, по духу, получаются бесовские подвижники, прикрывающиеся одеждами истины, прикрывающиеся христианской, православной терминологией. Это и есть новозаветные фарисеи, сидящие на духе самости и гордыни, из среды которых, по пророчествам Св.Отцов, и должен выйти антихрист.

Мои понятия и мнения вы можете так же прочитать вот и .

Аноним: Я одержим страстью рукоблудия (онанизма), а так же грешу постоянно зрением. Я прослушал и прочитал Ваши беседы, на эту тему, и хочу освободиться от этой страсти. Но у меня ничего не получается.
Два года назад у меня была мысль о том, чтобы стать монахом, и я хотел уйти в монастырь, думая, что таким образом, избавлюсь от страсти. Но после ваших бесед, и всего того, что я прочитал, а так же видя, что творится вокруг, то пришел к выводу, что мне надо жениться. Но при этом одолевает помысел: сначала избавься от рукоблудия, а потом женись. Как мне быть?

О.Серафим: Причина того, что человек не может одолеть эту страсть, это есть навык, привычка. А главное, дух самомнения, само-уверенности и гордыни. Ибо Бог попускает эти падения, для того, чтобы смирить наше самомнение и высокоумие. Чтобы сокрушить наш самоуверенный и самонадеянный дух. Надо начать познавать свою немощь в этой борьбе и всякий раз, как только возникает желание, то падать перед Богом, внешне или в душе, и вопить к нему о помощи, пока не пройдет желание. И так всякий раз. А так же, утром или вечером, просить Бога об избавлении от этой страсти. А если пал, то не замедлять в этом душевном состоянии, а тут же возгревать чувство сокрушения, доводить себя до решимости и воодушевления вновь на борьбу. И, повергая свою немощь пред Богом, просить у Него помощи, чтобы он не оставил в этой брани.

Человек должен находиться в состоянии борьбы со своими страстями. Через эту брань и падения, посреди соблазнов, он должен не оправдания для своего грехопадения искать, ссылаясь на обстоятельства, а приходить к познанию своей немощи, и теплее и горячее припадать к Богу, взывая к Нему о помощи.

А особенно в те моменты, когда восстает страсть, надо повергать свою немощь пред Богом и усиленно, с чувством упования и надежды, вопиять к Нему о помощи. Для этого можно куда-то уединиться в эти моменты, чтобы припасть на колени и просить Бога и вопить к Нему, пока страстное желание не пройдет. А если некуда удалиться, то стараться делать то же самое внутри, в чувствах и ощущениях, стараясь обращать их к Богу. Для этого достаточно обращать чувства, дух к Богу, жаждая от Него избавления. В этом деле, главное: чувства и жаждание духа, обращенные к Богу.

Надо просто учиться вести брань, борьбу, повергая свою немощь пред Господом, имея в намерении: вступить в брак, по причине сознания своей немощи, пред лицом соблазнов. Господь же, видя твое намерение, – и что в нем присутствует ощущение своей немощи, смиренный настрой духа, и стремление к сохранению верности, своей будущей супруге, – будет тебе, в этой борьбе, помогать.

Ибо в таком случае, ты будешь ограждать себя смирением: 1). По причине сознания своей немощи, перед лицом соблазнов, - намерением вступить в брак. 2). В моменты искушений повергать свою немощь пред Господом, вопия к Нему о помощи, - ради сохранения верности, своей будущей супруге.

А как говорит Св.Писание, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Об этом и сказал Господь, что «сила Моя», т.е. действие Божией благодати, связующее страсть, «совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Наставление, в тот момент, когда восстает страсть:

Если не будешь отдаваться страстному желанию и чувству, то в результате этого будет возникать скорбь от неудовлетворенного страстного желания. Но, надо не бежать от этой скорби, а принимать ее, как заслуженную за грехи. – Когда страсть неудовлетворяется, то по причине своего неудовлетворения она и производит скорбь. Мы же должны, в этот момент, благодарить Бога за скорбь, с радостью ее принимать, как врачевство, очищающее душу от страстного состояния. В этом и будет состоять смирение души перед Промыслом Божиим и вхождение ее в русло воли Божией, по настрою духа, в данный момент, в конкретных обстоятельствах. Ибо только смиренным Бог подает избавляющую Благодать: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

А помысел не надо слушать, так как брак и дан, не только для деторождения, но и для погашения похоти:
«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: «но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор. 7:2). Не сказал: для деторождения. И затем «будьте вместе» (1Кор. 7:5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? «чтобы не искушал», говорит, «вас сатана». И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1Кор. 7:9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его. Он есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеяние. Посему не охуждай брака; он приносит большую пользу, не дозволяя членам Христовым сделаться членами блудницы, не попуская святому храму быть оскверненным и нечистым. Он есть добро, потому что укрепляет и исправляет готового пасть» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Итак, во-первых, по этой причине – у вступивших в брак больше спокойствия; а, во-вторых, потому, что если у них когда-нибудь высоко поднимется пламень (страсти), то последующее совокупление скоро погашает его» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

Итак, как говорит свт.Иоанн Златоуст: «Брак дан», не только для «для деторождения», но «еще более для погашения естественного пламени» . Ибо когда «высоко поднимется пламень (страсти), то последующее совокупление», с законною супругою, «скоро погашает его» (Книга о девстве).

Аноним: Каково ваше учение по отношению к педерастам?
И могут ли педерасты спастись от суда Господа Бога?

О.Серафим: Вот наше учение по данному вопросу: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют » (1Кор.6:9). Мы веруем так, как говорит ап.Павел.

Малакии – это онанисты. Мужеложники – это педерасты. Сюда же относятся и педофилы, – деторастлители. Апостол Павел не упоминает о деторастлителях по той причине, что такой грех встречался, в их времена, очень крайне редко. Деторастление, из всех этих грехов, самый тяжкий, и требует большего наказания.

Так равноап.царь Константин ввел смертную казнь за мужеложество и изнасилование. Но таких наказаний за эти грехи было очень мало. Это и свидетельствовало о том, что в том обществе таких грехов было мало. Грехи деторастления в том обществе были немыслимы. И мы за то, чтобы за особо тяжкие грехи, такие как деторастление, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, была введена смертная казнь или очень длительный срок лишения свободы. И если бы по телевизору показали, несколько раз, смертную казнь за эти грехи, то сразу бы упала планка преступности, по этим грехам. И на будущее, многих других спасли бы от этих грехов. А если за все это безнаказанность, то это никогда не искоренится. Тем более, что их сажают, и тут же выпускают. Все, что делает современное правосудие и власть, то это только содействует распространению этих грехов.
По идее их всех надо лечить идеологически и душевно. Но для этого надо, чтобы общество полностью изменилось и законы стали работать. Но пока что этого ничего нет.

А если человек встает на путь покаяния и исправления в этих грехах, оставляет грех и не возвращается уже к нему, то Бог прощает ему те грехи, в которых человек искренно, чистосердечно, от всей души кается и ненавидит этот грех. В таких случаях, нужно ему помогать встать на путь исправления (но это уже отдельная тема). Кое-что об этом есть

Строка поиска: рукоблудие

Найдено записей : 23

Здравствуйте, батюшка! Помогите, пожалуйста, разобраться в моей ситуации! 7 лет я принимала антидепрессанты в связи с наличием депрессии и навязчивых мыслей. В мае этого года узнала, что беременна, и прием лекарств пришлось прекратить. Но когда я бросила принимать лекарства, я превратилась в настоящего зверя! Я стала агрессивной по отношению к маме, бабушке, мужу. Я могла пожелать им зла, смерти, ударить, вела ужасный образ жизни. Никуда не хотелось идти, появились навязчивые ужасные мысли на ребенка. В общем, если все увидеть, что я делала - это просто кошмар и ужас! Хотела выпить таблеток, выпрыгнуть с окна, ко мне приходил ужасные богохульные помыслы, занималась рукоблудием с развращенными фантазиями, кричала, била посуду, била маму, бабушку, мужа. В итоге я попала в психиатрическую больницу, где мне стали делать уколы, и я успокоилась. Сейчас я выписалась из больницы и понимаю ужас всего, что я натворила! Я не хочу этого ребенка, я не хочу жить! Пробовала молиться - идут мысли, что Господь не простит.

Маргарита

Здравствуйте, Маргарита. Господь не простит, только если мы не будет просить прощения. Просто не будет иметь такой возможности. Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Выполняйте рекомендации лечащего врача. А от меня пожелание - неукоснительно быть на воскресных службах, по возможности, часто причащаться. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Уважаемый священник, скажите, пожалуйста, а почему Церковь не запрещает искусственное оплодотворение, ведь онанизм - это тяжкий грех, в котором нужно каяться. Спаси Вас Господь.

Алексий

Алексий, Церковь не может чего-то запрещать, она только выражает свое отношение к тому или иному аспекту нашей жизни. Человек всегда имеет свободный выбор между грехом и добродетелью. Как именно относится наша Церковь к искусственному оплодотворению в разных его формах, Вы можете прочитать в главе XII п. 4 Основ Социальной Концепции РПЦ по ссылке: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html, причем для искусственного оплодотворения не обязательно применяют рукоблудие.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста в моих вопросах: 1) Как нужно читать вечернее правило? Непосредственно к отходу ко сну, либо его можно прочитать и часов в 19-20 вечера? 2) Можно ли в Великий пост есть горький черный шоколад? 3) Если у меня есть священник, к которому я хожу на исповедь в течение 4 лет, но сейчас я не чувствую от него той духовной помощи, какой бы хотелось - можно мне сменить священника? 4) Рукоблудие - такой же тяжкий грех, как блуд, либо это его разновидность? И за рукоблудие нужно накладывать епитимию? 5) Мне 32 года, и мама переживает, что у меня нет семьи, я не рожаю, потому что я не хочу рожать вне брака. Мама беспокоится, кто будет заботиться обо мне в старости и кто будет потом меня хоронить. Как к этому относиться? О даровании семьи я не молюсь, хотя до 30 лет молилась, сейчас перестала, т.к. считаю, что прежде нужно стремиться к духовному, а остальное приложится, и Господь сам знает, что мне полезно. Я права или нет?

Иулия

Здравствуйте, Иулия. 1. Можно выполнить вечернее правило, в соответствии с его названием, вечером, от начала и до «Достойно есть…», а последующие за этим тропари и молитвы непосредственно перед сном. 2. Если у Вас «зависимость» от сладкого, и Вы ищете «нескоромные» сладости, то нельзя. А если Вы и так все уже исключили и просто надо «подсластить пилюлю», то можно. 3. Вы со священником связаны только доверием, больше ничем. Нет доверия, и связи нет, Вы свободны. Но не факт, что удастся найти такого, который будет приносить духовную пользу. В таком случае, больше следует учиться у святых отцов. Для мирян это, в первую очередь, свт. Иоанн Златоуст, прв. Иоанн Кронштадтский. 4. Да, это блудный грех, но имеющий свои особенности, следовательно, и борьба с ним должна быть особенной. Епитимья - это не наказание за поступок, а упражнение, направленное на выработку навыков борьбы с той страстью, грехи которой и вызвали наложение епитимьи. В данном случае 30 поклонов, или 100 «Отче наш…» не подойдут. Тут требуется дисциплинировать свое воображение, досуг, меньше спать, меньше есть и больше работать физически. Конкретнее выразиться не могу, поскольку Вас не знаю. 5. Правильные у Вас мысли, этого и держитесь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте батюшка! Можете мне помочь в мой проблеме? Я Татьяна, мне 36 лет. В моей душе уныние и отчаяние. У меня врожденная деформация губы и неба, т. е. "заячья губа" и на протяжении жизни испытываю комплекс неполноценности. У меня нет семьи, друзей, по жизни я одна. В храм никогда не ходила, если ходила, то только на Пасху, молитв не читала. Из-за неустроенности в жизни не полагалась на Божью волю, а обращалась к различным "бабкам", но они особо не помогали, а недавно я пошла к одной, и она сказала, что у меня родовое проклятие, нужно снимать.

Я принимала заговоренную еду, участвовала в обрядах, пользовалась заговоренными предметами (мыло, шампунь). И напоследок она мне сказала сходить в церковь исповедаться и причаститься. На исповедь я пришла, но батюшке не сказала что была у "бабки", а исповедала только текущие грехи. После причастия заболела, видимо, причастилась в осуждение. Совесть начала мучить, что не все сказала. И через два месяца рассказала все грехи, даже такие как воровство, рукоблудие. И батюшка наложил епитимью на 2 месяца с отлучением от Причастия (чтение вечерних, утренних молитв, канона покаянного и приходить в храм молиться Богу). Почему так, я искренне все рассказала, а меня еще и наказали. Что мне даст это епитимья? Я молиться не умею. В храме чувствую себя чужой, т. к. Богослужение не понимаю. Насколько батюшка прав в своих действиях? Ведь он меня совсем не знает (лично не общались), не знает причины содеянных мною грехов. И еще, как мне рассчитать день рождения своего Ангела? Я родилась 1 ноября 1976г.. Как я понимаю, это 25 января. И если это так, то я хотела бы исповедаться и причаститься, начать свою жизнь в новом году с чистого листа. Вот незадача… У меня на это время наложена епитимья, до 15 февраля. Как правильно мне поступить, подойти к священнику и попросить о разрешении, но вдруг он откажет, тогда можно пойти в другой храм и к другому священнику? И вообще, епитимью нужно ее снимать через исповедь лично перед священником или она по истечении срока снимается автоматически? Я очень переживаю. Надеюсь на ответ.

Татьяна

Татьяна, епитимию не надо воспринимать, как наказание. Это – некое духовное упражнение, которое поможет Вам более глубоко прочувствовать свой грех, испавить его последствия, более трезвенно подойти к такому таинству, как Таинство причащения. Поэтому постарайтесь не обижаться на священника – он искренне желал Вам блага и сделал это для Вашей духовной пользы. Между прочим, кстати, могу сказать, что в том, что заповедал Вам делать священник, нет ничего сверхъестественного для обычного христианина, так как каждый христианин должен читать утренние и вечерние молитвы, многие читают ежедневно покаянный канон и, естественно, хотя бы раз или два в неделю молятся за церковным богослужением. Поэтому все, что Вам предложено, постарайтесь, пожалуйста, исполнить, а по окончании подойдите к тому же священнику за разрешением епитимии. С ним же Вы можете обсудить вопрос причащения в день памяти св. мученицы Татианы.

игумен Никон (Головко)

Вопрос очень интимного характера: какова степень дозволенного в интимных супружеских отношениях? Так хочется, чтобы всё было правильно даже в этом, чтобы ничем не оскорбить Бога. Как объяснить мужу, что чего-то делать нельзя? И что нельзя? Применим ли для таких - интимных - отношений термин рукоблудие? Подскажите, ну кто-то же должен это знать, помогите!

Елена

А как Вы оскорбите Бога супружескими отношениями в законном браке? Меру допустимого в браке должны определять сами супруги по взаимному согласию, это и называется целомудрием. Но для каждой семьи эта мера дозволенного своя. Очень глубоко и емко об этом сказано в Социальной концепции: "Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания" (http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/kh/) . Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Моему сыну скоро будет 18. Покрестили его еще в младенческом возрасте, но с той целью, чтобы "лечить" грыжу. Некрещеных бабка не принималась лечить. В результате все равно две паховые грыжи были прооперированы. Потом я, сама далекая от церкви, ребенка не водила в храм. Сама заходила лишь изредка. Год назад начала воцерковляться. Сын тоже потянулся в храм, стоит со мной всю службу. Но я не могу уговорить его исповедать свои грехи. Говорит, что грехов много (один из них - рукоблудие), но он пока не уверен, что сможет сразу отказаться от них. А исповедаться, а потом опять грешить - это неправильно. Но ведь так можно никогда не дождаться подходящего времени. Я прошу, когда захочет согрешить, чтобы усерднее молился. Батюшка, посоветуйте, как можно его уговорить исповедаться? Молюсь за него. Может, какую-нибудь книгу почитать? И еще: то, что я его водила к бабками и экстрасенсам, это только мой грех, или ему тоже надо исповедаться в нем? Он ведь был маленький и тогда еще безвольный. Храни Вас Господь!

Надежда

Здравствуйте, Надежда! "Исповедь — ключ от Царства Небесного", сказал один современный афонский подвижник. Нет других средств, кроме исповеди, чтобы избавиться от уже совершенных грехов. В ней же мы черпаем духовные силы, чтобы бороться с грехами и в будущем. Грех - это все, в чем мы разошлись с волей Божией в своих поступках, в словах и в мыслях. "Все мы, человеки, - пишет святитель Игнатий, - находимся больше или меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе". Все мы, следовательно, должны измениться, - покаяться. "Покаяние" в буквальном смысле означает "изменение" души или, точнее, ума. Неверность Богу начинается в мыслях, и каждый наш грех в конечном итоге еще больше извращает наш ум. Но для того Бог и стал Человеком, чтобы спасти и обновить всего человека в каждом из нас — и ум, и душу, и тело. Когда мы каемся, наши усилия соединяются с Божией силой, — мы и сами стараемся быть Ему верными, и просим с полной верой о помощи, и получаем ее. Все решает не то, кем мы были до встречи с Ним. Важнее другое — есть ли в нас покаяние, то есть воля к тому, чтобы дать Богу место действовать в нас.
Исповедь должна быть не только искренней, но и подробной. А для этого нужно все обдумать и вспомнить заранее. Можно взять в помощь книги: "В помощь кающимся" св. Игнатия Брянчанинова, "Накануне исповеди" о. Григория Дьяченко или "Опыт построения исповеди" о. Иоанна (Крестьянкина).
Поскольку Вы рассказали сыну, о том, что водили его к "бабкам" заговаривать грыжу, а это есть колдовство, то было бы неплохо и ему упомянуть об этом на исповеди. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, скажите, пожалуйста, как мне поступить? Моя дочь занимается рукоблудием. Ей 7,5 лет. Делает она это с 3,5 лет. Неврологи поставили ей диагноз: синдром навязчивых движений. И повышенную тревожность. После принятия таблеток все прошло на 3 года. Сейчас, во время адаптации, опять обострение. Я сказала ей, что это грех. Она подходит к исповеди и говорит об этом священнику, не понимая, что это такое. Для нее это просто приятные успокаивающие движения. Психологи считают, что зацикливание на этом нежелательно, а у нас именно зацикливание. Что мне делать? Может быть, сказать ей, что это не является грехом, тогда со временем пройдет?

Елена

Дорогая Елена, для того, чтобы справиться с ситуацией, необходима помощь не только невролога, но и психиатра. Что же до покаяния, то, конечно, лучше всего, чтобы ребенок осознавал грех не как свою ущербность или нечистоту, а как немощь, которую надо перебороть с помощью Божией и, конечно, не без помощи врачей. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Что Вы можете сказать на такие статистические данные: раком "по женски" часто заболевают женщины, у которых нет долго половой жизни, т. к. нарушается баланс гормонов от долгого воздержания (это одна из причин данного заболевания). Как быть одиноким женщинам? Ведь, чтобы не грешить, и жить нормальной здоровой в этом плане жизнью, нужно выйти замуж, но замуж не выйдешь за первого встречного, очень трудно найти себе хорошего мужа. Иногда приходится ждать годами своего суженного, а бывает, его и не дождаться... Страх за здоровье мучает многих женщин. В голове - разногласия. И еще вопросы: на самом ли деле в супружеских отношениях не все позволительно (имеется в виду удовлетворения супруга (ги)? Пользоваться контрацепцией (и какой?) - грех? Если противозачаточные таблетки нельзя пить по здоровью, тогда как быть? Со многими женщинами затрагиваем эти темы и почти все машут на запреты рукой - как тогда жить?

Татьяна

Уважаемая Татьяна! Не стоит слепо доверять тому, что говорят и пишут от имени современных "ученых медиков", а также и доверять тем статистическим данным, которые приводят в подобных публикациях. К сожалению, такого рода "данные" сродни былому "наука доказала, что никакого Бога нет", хотя думающему человеку всегда было очевидно, что никакая наука ничего подобного доказать в принципе не может. Так и в данном случае: если якобы "статистика" покушается на основные библейские нравственные нормы (заповеди Божии), то это, скорей всего, кому-то нужно или, иначе говоря, за этим стоит чья-то неслучайная корысть. Здесь мы не будем пускаться в конспирологические гадания на тему, чьи это именно интересы таким образом озвучиваются (производителей, к примеру контрацептивов или еще какой "мировой закулисы", которая стремиться сеять семена безнравственности в тех или иных народах, чтобы затем эти же нравственно разложившиеся народы легко своему влиянию подчинять), - заметим только, что, если мы считаем себя христианами, то, безусловно, должны заповедям Божиим доверять. И здесь для нас должно быть очевидным, что целомудрие для человека благо, а не зло. Можно сказать ещё и так: от целомудрия самого по себе не болеют и не умирают. А вот от греха, следствий блуда и прелюбодеяний - сколько угодно. Один из святых оптинских старцев сказал так: "Кто целомудрие сохранил, тот всё сохранил". К этому можно добавить, что тот, кто желает жить исключительно блудно, рискует всё потерять. Здоровье - в том числе. Но главное, живущий блудно человек утрачивает внутреннюю целостность, способность мыслить здраво, утрачивает способность осознавать себя и направленность собственной жизни в свете Правды Божией, можно сказать - теряет "ощущение вечности", к которой призван. Всё это я излагаю не в качестве неких общих слов или понятий, которые могут показаться какими-то абстрактными категориями - нет, это точка зрения именно святых отцов, которые жили целомудренно с осознанием и видением вечных судеб человечества и, поэтому считали целомудрие абсолютным благом для всякого человека. Современная же светская этика и нормы поведения в обществе склонны считать блуд одной из главных ценностей для современного человека - причем, начиная ещё с детских, подростковых лет. А ведь это просто вопиющее восстание на Правду Божию! Если открыть современные пособия по "секспросвету", предлагаемые современным же школьникам, даже вполне взрослому и искушенному человеку становится, мягко говоря, не по себе, поскольку данного рода "учебная литература" явно стремятся к тому, чтобы напрочь лишить подростка стыдливости, целомудрия и заставит воспринимать противоположный пол исключительно только как объект для "безопасного" удовлетворения собственных (и не в меру развившихся!) потребностей. Хотя и не хотелось, опять же, впадать в конспирологию, но иначе как покушением на нравственное здоровье нации, это назвать нельзя. К сожалению, всё это уже приносит свои плоды. Так, к сожалению же, заметно, что ваши вопросы, являются следствием именно такого далеко не целомудренного восприятия жизни. Я вовсе не хочу сказать, что в сфере отношений между полами не может быть тех или иных проблем, которые, как правило, могут нуждаться в осознания, анализе, а также - поиске того или иного выхода. Но, повторюсь, для христиан главной отправной точкой в решении этих проблем должны являться заповеди Божии, которые никто не отменял и никакая медицина или наука не может отменить необходимости следования этим заповедям - по крайней мере для тех, кто считает себя верующим человеком. Теперь, как говорится, по существу имеющихся вопросов.
Безусловно, что нормой отношений между полами для христиан является жизнь в законном браке. Так называемый "гражданский брак" с точки зрения христианской является грехом временного блудного сожительства и в этом смысле браком не считается. Естественно, то же касается и так называемых "добрачных связей", которые в собственном смысле являются грехом блуда. Относительно контрацепции можно сказать следующее - вовсе безгрешных способов оной всё же не бывает. Однако следует различать контрацепцию абортирующую и не абортирующую. Последняя является куда меньшим злом, чем абортирующая. Относительно темы, что "позволительно", а что "не позволительно" в супружеских отношениях как таковых, представляется, что, прежде всего, это дело совести самих супругов и пытаться Церкви регламентировать всевозможные интимные детали данных отношений всё же не совсем уместно. Стоит всё же заметить, что любого рода излишества или чрезмерности в плане нравственно-духовном бывают скорее вредны, чем полезны, и супругам-христианам нужно учиться владеет собой, а не пытаться превосходить собственной неумеренностью и невоздержанностью мир природный или животный. Всё, что я здесь вкратце изложил, разумеется, является нравственной рекомендацией для людей, которые желали бы сознательно жить по-христиански. Вероятно, для кого-то эти требования могут показаться чрезмерными, но христианство само по себе есть дело нешуточное, жить по вере во Христа, значит, употреблять усилие по обретению жизни вечной, Царства Небесного - и, стало быть, учиться жить целомудренно. Апостол Павел говорит: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (т.е. грешащие рукоблудием - А.С.), ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор.6:9-11) . Да, как это говорится, реальная жизнь бывает сложней тех или иных схем и часто далека от идеала. Понятно и то, что если порой, иной человек уже успел нагрешить и основательно извалялся в греховной грязи, то и время жизни назад не отыграешь, однако у каждого человека есть возможность обращения к Богу, покаяния и исправления. Хуже, когда человек уже имеет веру, знает о Боге, но почему-то предпочитает жизнь не по заповедями, но по стихиям мира сего и вредить собственной душе. Но ведь недаром в Евангелии Сам Христос говорит: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матф.16:26) . Блудный образ жизни губитель для души и спасения, тогда как жизнь целомудренная, которая может и должна быть таковой в нормально устроенном браке, пусть порой и трудная, в чем-то скорбная, спасительная для вечности. Как этого достичь? Просить у Бога помощи и вразумления во всех житейских обстоятельствах. Не дает Бог супруга или супруги? Смиренно просить об этом, смиряясь с тем естественным ходом событий, какой есть. Если же идти наперекор заповедям Божиим, пытаясь "приобрести весь мир", то, как правило, приобретёшь ещё больше проблем и несчастий. И опыт жизни многих людей свидетельствует об этом. Господи, избавь нас от греха и даруй решимость следовать Твоим евангельским заповедям!
"Сохраняя строгое целомудрие душевное и телесное, чувствуешь в себе мир и полноту жизни духовной и телесной, легкость, жизнерадостность, простоту; а нарушив целомудрие хотя бы одним помыслом и плотским незаконным блудным вожделением, тотчас ощущаешь смятение, тесноту, тяжесть, срамоту и малодушие, уныние; покаявшись от всего сердца, опять чувствуешь мир и дерзновение перед Богом и людьми. Таков нравственный порядок у Бога. Столько поощрений для добродетелей и столько наказаний, вразумлений для зла и лукавства, чтобы уклоняться от него" (Св.праведный Иоанн Кронштадтский . "Христианский смысл жизни").

протоиерей Андрей Спиридонов

Помогите победить рукоблудие. Все перепробовал, надежда на вас.

Николай

Если Вы уже достаточно взрослый человек, то, пожалуй, наиболее радикальным способом было бы жениться. Но если Вы еще подросток, то тут нужно действовать по нескольким направлениям: постарайтесь оградить себя от лишних возбудителей – телевизор, интернет, пошлые разговоры. Старайтесь пресекать свои фантазии, когда они начинают переходить на данную тему (каждый сознает, когда это только начинается), переключайтесь – на чтение Евангелия, физический труд, старайтесь в такие минуты быть на виду у других людей. Сразу победить эту страсть мало у кого получается, но, если Вы понемногу будете учиться отказываться от этого – еще день, и еще день – то со временем Вы почувствуете силы отказаться от этой привычки полностью. Пойдите в храм, исповедуйтесь. Главное – не унывайте: упали – вставайте и идите дальше. И конечно же не забывайте молиться, чтобы Господь помог Вам в этой борьбе с собой.

диакон Илия Кокин

Батюшка, простит ли Господь рукоблудие? Очень унываю.

Нина

Если Вы исповедуете этот грех, то, конечно, простит – и не такое прощает. А вот унывать – это последнее дело, это надолго выбивает из колеи. Так что приободритесь: если упали, то быстрее встаньте, отряхнитесь и идите дальше. С Богом.

диакон Илия Кокин

Уважаемый батюшка! Посоветуйте, что делать. Жила с мужчиной 4 года в незарегистрированном браке. Есть сын - 2,5 года. После рождения ребенка Господь взял меня за руку, я читаю православную литературу, молюсь, собираюсь креститься. Отец ребенка - католик, но совсем далек от веры, живет в блуде и его это устраивает, жениться не хочет категорически. Его не устраивает, что я не ношу мини-юбки, не отращиваю ногти и не крашу их лаком, не обвешиваю себя золотом. Я никогда этого не делала, ведь он же видел это. Теперь он выгоняет меня с ребенком из своего дома. Собираю вещи. Плачу, что не смогла сохранить отца для ребенка, молилась за него, просила у Господа сил, но сил моих больше нет. Посоветуйте, можно ли тут еще что-то сделать? "Муж" ведет извращенный образ жизни. Постоянно смотрит порнографию, занимается рукоблудием, дома много порножурналов, а у нас ведь растет сын! Я много разговаривала с мужем, молилась за него, в храм пойти категорически отказывается, "вся религия" его очень раздражает. Поскольку он нас выгоняет, то я остаюсь одна с ребенком, хочу воспитать сына в православной вере. Нужно ли сохранять такого отца ребенку? Я уже не верю, что он изменится, уже не знаю, что тут можно сделать. Не хочу жить в блуде и боюсь за ребенка, что из него может вырасти. На душе тяжело, что оставила человека в грехе. Но видит Бог, я сделала, что могла. Как же мне теперь успокоится самой?

Наталья

Здравствуйте Наталья! Если вы действительно сделали все, что могли, если все ваши уговоры никак не влияют, если он хочет продолжать только блудить (я так понял вас, что этот грех происходит у него с кем-то еще, хотя само сожительство вне брака тоже есть блуд) и выгоняет Вас из дома, то может ли быть что-то доброе с этим человеком? Сына он развратит такой жизнью. Судя по вашему описанию, я не вижу в таком союзе будущего, да и самого союза-то, по сути, нет. Поэтому, если он, во-первых, не прекратит блуд, откажется регистрировать отношения и изменять свою жизнь, то тут Вам предстоит суровый, но решительный выбор. Надо не откладывая подготовиться к крещению -и Вам, и сыну, и направить все усилия на воцерковление себя и сына, найти храм и священника, к которому будете ходить на исповедь и обязательно причащаться. За отца ребенка надо продолжать молиться, чтобы он одумался и оставил настолько греховную жизнь, быть может, он реально одумается и вернется к Вам, но союз должен быть узаконен перед государством и Богом. Для этого имеет смысл пожить отдельно от него, может, это на него повлияет. Если же нет, то направьте свою жизнь на воспитание сына, молитесь о том, чтобы не было тяжко одной, Господь послал вам действительно достойного верующего богобоязненного мужа и отца ребенку в дальнейшем, если ничего не изменится и отец ребенка не одумается. В Боге вы обрящете "покой душе своей" (Матф.11:28-30) .

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вас, помогите мне. Я хожу в храм не так давно. Ходила редко, исповедовалась и причащалась, но по неведению и ложному стыду утаивала некоторые грехи, а значит, и причащение было мне во осуждение. Прочитав книгу Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), я подготовилась к Генеральной Исповеди! Выбрала будний день, народу в храме было не так много. На исповедь встала последней, чтобы никого не задерживать. Когда подошла моя очередь, в храм вносили усопшего на отпевание. Я подошла к батюшке и начала каяться в содеянном, но он остановил меня, взял листы с записанными грехами и быстро просмотрел, дал некоторые наставления, прочел разрешающую молитву для Причастия. Я уже долго не могу сходить на исповедь, потому что в смятении и растерянности. Принял ли Господь мое покаяние (ведь я сама не озвучила их перед ним в храме, только дома, на домашней молитве? Там были тяжкие грехи, которые я утаивала ранее и честно, думала, что батюшка за них назначит мне епитимью (рукоблудие, причащение во осуждение, блуд до замужества и прелюбодейство, чуть не стала соучастницей в аборте подруги, но Господь помиловал, и она приняла правильное решение). Как мне теперь готовиться к исповеди - за то время, которое прошло от последней этой исповеди или опять готовиться к Генеральной Исповеди? Подскажите мне, пожалуйста. Я не знаю, как поступить! Заранее Вам благодарна. Храни Вас Господь и Матерь Божия!

Елена

Дорогая Елена! Нет сомнения, что Господь принял Ваше покаяние. Священник - не чиновник, без санкции которого вышестоящим чиновникам не передается Ваше заявление. Он просмотрел - и на Страшном суде будет свидетельствовать, что Вы каялись. А покаяние Ваше видел Господь - и когда Вы каялись, и когда готовились к исповеди и писали свой список, и когда подумали, что сделали не то что-то. Поэтому не унывайте, трудитесь, главное - в дальнейшей жизни грехи не повторять. Исповедайтесь теперь в нынешних грехах, а старые - забудьте. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Христос Воскресе, батюшки. Много лет я занимаюсь рукоблудием, часто нет желания отставать от него. Нет силы воли. Пробовал часто поститься до изнеможения, и физические нагрузки, но не помогает. Прошу вашего совета, а больше всего - ваших молитв обо мне. Не знаю, что делать.

Александр

Воистину Воскресе Христос! Александр, в молодом возрасте пост и физические упражнения помогают аскетике, но не могут совершенно избавить от блудной страсти. Гораздо важнее регулярная исповедь и причащение. Найдите корень блудной страсти, зачастую это гордость или осуждение, но этот вопрос лучше обсуждать на исповеди с духовником или неплохо знающим Вас священником. И не отчаивайтесь, ведя непрестанную борьбу со страстью, постепенно сможете с Божией помощью ее побеждать (не полагайтесь исключительно на свои силы), в минуты же сильного искушения оставляйте все и прибегайте к молитве, как к действенному средству призвать на помощь Божию благодать. Храни Господь, я помолюсь о Вас!

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшки, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как быть. Мы с мужем Алексеем повенчаны 10 лет, Милостью Божией. Я хожу в храм, муж нет. Недавно выдал такую фразу: "Мол, я для достижения целей, чтобы я была его женой, со мной повенчался". У нас сейчас 2 сына, Егор и Тимофей. Первому 9 и с ним такая проблема: застала за рукоблудием, что делать? А с мужем непонимание, он говорит это нормально, просто кто-то раньше созревает, кто-то позже. И еще младшему 5 месяцев и когда я все дела по дому переделаю (я медлительная), то читаю молитвы примерно в 2 часа ночи. Муж раздражается, конечно, мужа надо слушаться, а как же помолиться? Если не помолюсь, чувствую себя какой-то предательницей. Верить, значит быть верным в мелочах. Хотя муж недавно сказал Тимошиной крестной: "Что я не против ее молитвы, а тем, что она ночью молится, меня раздражает и отталкивает от этого." В общем, я запуталась, подскажите, пожалуйста. С Уважением, грешная р.б. Варвара

Варвара

Дорогая Варвара!
Как хорошо, что муж Ваш не против молитвы! Только лучше молиться не ночью, а заранее, как-то не за счет общения с супругом. А на ночь незаметно благословить одр и все тут. И еще поработать чуть-чуть над своей медлительностью. Это и будет Вашей верностью Богу в малом, ибо сказал святой апостол Павел: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов!». Ведь, очевидно, без мира в семье, и молитва не будет Вам в радость. Лучше стараться в Вашей ситуации учиться внутренней молитве - это будет куда важнее правила. Что до Егора, то больше общайтесь с ним, объясните ему, что и почему является добром, а что - грехом. Пусть без тени конфликта с мужем, незаметно, просто потому, что Вы больше при детях (не так ли), - Ваше нравственное влияние как человека верующего станет для мальчиков определяющим. И муж этому в свое время только порадуется. В малых же летах дети многое делают совершенно неосознанно. Порой и одного доброжелательного разговора бывает достаточно, чтобы ребенок никогда больше не повторял этого безобразия. Мир Вашему дому!

протоиерей Илия Шапиро

Здравствуйте! Батюшка, я попала в непростую для своей души и совести ситуацию. Дело в том, что в семье, в которой я воспитывалась, почитают и чтут Господа Бога, я крещенная. Поэтому, мне с детства прививались православные ценности, целомудрие в том числе. Когда мне было восемнадцать лет, я действительно была очень чистой девочкой, с чистыми мыслями. А потом я влюбилась. Мой молодой человек стал предлагать вступить с ним в интимные отношения. Не хочу пускаться в грязные подробности, скажу лишь одно, с чисто физиологической точки зрения я осталась девственницей, но вот невинной и целомудренной теперь меня нельзя назвать. Мне ужасно стыдно, гадко от себя самой. Меня мучает чувство вины, кажется что я теперь никогда не буду счастлива, потому что просто не заслуживаю этого. Кроме этого, меня стал одолевать такой грех как рукоблудие. Батюшка, пожалуйста, я понимаю, что возможно не заслужила вашего наставления, так как предала не только прививаемые мне библейские законы, но и свои собственные принципы, совпадающие с ними, но посоветуйте мне, как мне очистить душу, есть ли надежда, что Боженька простит мне мои грехи.

Не стоит отчаиваться! Проблема не в том, что Господь не простит наши грехи - Господь готов простить и прощает любые человеческие согрешения, если с нашей стороны есть покаяние, - проблема в тех греховных навыках, которые нами бывают приобретены и которые нас, фактически, борют, то есть - ведут с нами войну, брань. Это так еще и потому что, одновременно, используя наши греховные склонности, с нами воюет диавол, основной способ воздействия которого на нас и заключается в использовании наших греховных слабостей. В чем дали слабину - в том и получаем удары и язвы от врага рода человеческого. Что же в таком случае делать? Разумеется, будучи людьми верующими, мы не должны сдаваться, утопать в греховных страстях и, тем самым, радовать духов злобы. Нужно бороться, сражаться с грехом и диаволом. Однако, как говорится, на войне как на войне! - легко не бывает, да и одними человеческими силами победы не добьешься: нужна помощь Божия! Последняя подается нам при наличии в нас веры и стремления к Богу - прежде всего, в Таинствах Церкви, в Покаянии и Причащении за Литургии. Поскольку, как Вы говорите, Вы воспитывались в церковной среде, то и обратите на это особое внимание - на испрашивание у Бога целомудрия и сил на борьбу с грехами и страстными навыками вообще.

Чем держать на совести такой груз, не лучше ли пойти к батюшке понимающему, как Вы пишете. Вот я, грешный, и не видал Вас никогда, - а жалко душу, ослабевшую в вере. А батюшка Вас знает и, верю, будет рад, что грешница кается, исправиться хочет. Он и помолится сугубо о Вас, и совет даст как не чужой Вам человек. Нет нам страха, только да не оскорбим Господа малодушием!

протоиерей Илия Шапиро

Здравствуйте батюшка, мне 12 лет, я не могу бросить привычку рукоблудие, даже не привычку, а грех, все говорю Богу - прости, прости, дай шанс, но всю равно не сдержеваюсь, даже обещял и клялся много раз, но не могу исповедоваться, боюсь очень, я со слезами, но нет, мне кажется, что Бог отрекся от меня, и так 2 года, я больше не могу, мне стыдно очень. Как вы думаете он меня простит? я хочу перестать я и перестану.

Павел

Уважаемый Павел, главное осознать, что путь борьбы с грехом рукоблудия, как и с любой страстью, лежит только через Таинство исповеди. Каемся мы Богу, а не священнику, поэтому ложный стыд, встающими между нами и прощением Божиим, нужно отгонять всеми силами своей души. Всеведущий Господь, конечно же, и так знает обо всех наших грехах. На исповеди Ему нужна не пустая информация, а наше личное раскаяние в сделанном и обещание исправляться. Грех снимается с нашей души и нам подается благодатная сила Божия помогающая нам в дальнейшем бороться с нашими грехами. Унывать не нужно. Это будет только радовать бесов, толкающих на грех. Хорошо, что в Вашей душе есть решимость бороться со грехом. Укрепляйте ее и Господь поможет.

иерей Даниил Луговой

Батюшка, мне стыдно задавать такой вопрос своему духовному отцу. А как поступить не знаю. Сейчас мы с мужем переносим очень тяжелый период. Он мне изменяет уже 3 года. Прощения не просит. и жить со мной больше не хочет. Мы уже 3 месяца вместе не спим. Мне как женщине хочется ласки, любви, но я стараюсь бороться со страстью блуда и не смотреть на других мужчин. Можно ли согрешить рукоблудием? или это такой же грех как и блуд. Или все меньший урон душе. но вот нет мочи больше терпеть! Что делать?

Жанна

Уважаемая Жанна, священник никогда не сможет вам сказать, что грешить можно. Молитесь преподобной Марии Египетской, которая смогла победить блудную страсть в себе самой, чтобы Господь укрепил вас. Сходите в храм на исповедь, причаститесь и у вас будут силы бороться с грехом. Семейную же жизнь надо вводить в нормальное русло. Нужно призвать мужа к определенности, ответственности и решимости сделать все-таки выбор.

Сергей

Дай Вам Бог силы воли преодолеть эту привычку. Поскольку речь идет об удовлетворении потребности, которая заложена в самой нашей природе, то и бороться с этой привычкой очень непросто. Прежде всего, не стоит отчаиваться - потребуется некоторое время на борьбу с этой страстью, ее не всегда получается победить за один раз. Прежде всего, продолжайте молиться о помощи Божией в преодолении этой привычки. Потом, старайтесь не давать ей пищи - не смотрите соответствующие фильмы и не посещайте сайты, старайтесь не фантазировать на эту тему, не пускайтесь в пошлые рассуждения на эту тему при общении с друзьями. И наконец, старайтесь, когда почувствуете особенно сильное желание, или побыстрее оказаться в обществе людей, или с молитвой переключиться на что-то другое (только не на телевизор или чтение, а на какую-то активную деятельность). Еще раз повторюсь, не отчаивайтесь, продолжайте молиться и исповедаться в этом, и с Божьей помощью все изменится.

1