Профессия певца описание, все плюсы и минусы, история и особенности работы. Эстрадный вокал Подробная информация о себе

Профессиональные певцы и вокалисты – каждый индивидуален по-своему.


В прошлой статье – «Хочешь быть первоклассным вокалистом? Будь им!» – я рассказал о пяти основным навыков, которыми должен обладать истинный вокалист. Последним пунктом была индивидуальность. Вот о ней я и хочу поговорить и задеть несколько интересных вопросов, с которыми я столкнулся в своей вокальной практике.

Для начала хочу задать такие вопросы: «Чем отличается вокалист от чтеца [имеется в виду рэп-исполнитель]?» и «Чем отличается певец от вокалиста?». На первый вопрос вы намного быстрее и увереннее ответите, чем на второй. Хотя, по сути, главный ответ будет одинаковым. Певец – это разновидность и более узкая спецификация вокалиста. Это касается и всех вокальных направлений: рэп-исполнитель, рок-солист, джаз-певец, оперный певец и т.д. Вокалист – это тот человек, который исполняет различные вокальные партии (как основные, так и гармонические), включая декламирование, речитатив, вокализ, вокальное аккомпанирование и т.д. Вокалист способен работать в нескольких разных, иногда даже противоположных, музыкальных направлениях, что делает его специалистом более широкого профиля, чем певца.

В своей жизни я встречался как с вокалистами, так и с певцами и певицами. И, могу заверить, вторых намного больше по одной простой причине: вокалисты в основном меломаны, а певцы – любители одного или родственных музыкальных направлений. Как пример, могу привести первую вокалистку моей экс-группы « DizZy » [о группе я упоминал ранее в статьях]. Несмотря на то, что группа работала в основном в направлении рок-музыки, вокалистка уже имела опыт в таких направлениях, как Vocal Trance , Vocal House , Jazz , Blues , Arabic Music , тот же Rock , а также шансон, народные песни и ещё ряд различных направлений, о которых даже не помню и, возможно, не знаю. Она была, действительно, вокалисткой. В противовес ей могу привести большую часть своих друзей из мира музыки, большинство из которых эстрадные певцы. Но также есть рок-солисты, рэп-исполнители, оперные певцы. Отличительная черта: многие музыкальные направления не признают либо не считают достойными их внимания.

У певцов есть свои плюсы и минусы. Певцы работают в определённом направлении, совершенствуя его вокальные элементы. Это делает певцов «базой», но не «прогрессирующим двигателем» этого направления из-за нежелания увидеть музыкальный мир за рамками их представления о нём. Вокалист, в свою очередь, не может быть таковой «базой», но легко может стать началом новому направлению или стилю. Вокалист – это постоянно прогрессирующий элемент. Если вокалист останавливается на определённом направлении и задерживается в нём на долгие годы, он может потерять свой «внутренний двигатель прогресса» и превратится в певца выбранного им направления. В большинстве случаев так и происходит. Однако есть и певцы, которые решаются выйти за рамки своего привычного кругозора и перейти в ряды вокалистов. Грубо говоря, своеобразный вечный и парадоксальный «Инь-Ян».

Как я писал в предыдущей статье, первоклассный вокалист должен быть индивидуален. В принципе, это касается и певцов. Но далее я упускаю певцов по той причине, что, считаю, вокалистом должен стремиться стать каждый певец, и не наоборот.

Итак, об индивидуальности вокалиста. Сразу хочу отметить, не следует путать с таким понятием как «личность» – это два разных понятия! Каждый человек – какая-никакая, но личность. Индивидуальность – это тот, кто выделяется из толпы социальной массы личностей. Говорят, что каждый человек индивидуален. Добавлю, по-своему. Однако в мире музыки не каждый вокалист или музыкант есть индивидуальностью! Опять-таки ссылаясь на предыдущую статью, ярким примером этого было выступление Марии Соломнишвили в отборочном туре украинской версии шоу «Х-фактор».

Что я подразумеваю под индивидуальностью вокалиста? Индивидуальность вокалиста – его отличительная особенность от привычного, стандартного, классического Другими словами – его «изюминка». Хотя, если вокалист индивидуален, правда, не в ту сторону, тогда мне больше нравится о таком вокалисте сказать по-украински: « Він просто має іншу неперевершену родзинку! » [Он просто имеет другую неповторимую изюминку]. А вокалистов с «родзынками» не так уж много, но существуют! К сожалению, встречал. А про певцов с «родзынками» вообще молчу.

В чём заключается эта отличительная особенность? Достаточно малого изменения в привычном видении, чтобы стать индивидуальным. Что касается вокалистов, проще всего выделить свою индивидуальность с помощью неизвестных произведений. Для этого необходимо выделить себя на фоне привычного стандарта общей массы вокалистов. Но, если вы решили показать свою индивидуальность с помощью популярного произведения, то следует морально подготовить себя к жёсткому потоку критики в адрес вашей индивидуальности. Не готовых к этому, может просто напросто смыть с музыкальной арены.

Предположим, вы вокалист, которого пригласили выступить на военно-патриотическом вечере, посвящённому Дню Победы. Вас просят исполнить всем известную песню «Катюша». Задача не из простых, если вы желаете показать свою индивидуальность. Как вы проявите себя в этой работе (ведь, действительно, это уже сложная работа). У вас есть стандартная фонограмма, привычные слова и военная форма – основные условия задачи. Добавим сюда, что когда вы выйдете выступить, от вас ожидают чего-то нового и неимоверного, так как вы популярны и узнаваемы… А здесь – всем знакомая «Катюша», и вроде бы ею удивить вы не можете. Показать себя как рядовой вокалист вы не желаете [три первых навыка, о которых говорилось в предыдущей статье], оставить просто впечатление как-то тоже не по-вашему [четвёртый навык]. Вам необходимо держать свою марку, свою особенность, свою индивидуальность, чтобы не раствориться в огромной массе вокалистов и певцов, которые до вас уже на протяжении более 70 лет исполняют эту песню в разных вариациях. А у вас ещё и привычная фонограмма!

Что в таком случае может стать индивидуальным и выделить вас из этой массы? Больше повезло тем, кому сама природа дала уникальные особенности для вокала, к примеру, уникальный и неповторимый тембр голоса. Сложнее тем, кого природа не наделила такими сверхособеннностями и тяжело выделиться из массы. Здесь уже включаются креативность и творческое мышление, которые и помогут, в прямом смысле этого слова, «сделать» вас индивидуальным. Сюда я включаю особенные жесты, особенную мимику, спецэффекты, элементы постановок, нестандартные решения, импровизации и т.д. При удачном выступлении вы получаете восторженное большинство зрительской массы, при провале – недовольство. И в том, и в том случае – огромный поток критики с различными эмоциональными зарядами. Какой бы случай не был, всегда есть довольные и недовольные стороны – закон жизненного равновесия. Все, о ком говорят, пишут только с хорошей или только с плохой стороны – не могут быть профессионалами! Чем больше различной критики, тем профессиональнее вокалист (в принципе, это касается любой сферы искусства, в том числе музыкантов и ди-джеев).

Поэтому, если вы желаете быть «особенным» - будьте к этому готовы! Для этого вам необходима уверенность, о которой я хочу также поговорить.

Начну, пожалуй, с того, что сегодня слушал один трек любительского характера, который мне напомнил мои первые ошибки не только в плане вокала, музыки и т.д. Это были мои ошибки в плане жизни! Я не был уверен в том, что делал. А это очень и очень плохо! Не буду сейчас мусолить необходимость быть уверенным в жизни – я акцентирую внимание на основной теме статьи: необходимо быть уверенным, когда ты поёшь, уверенным, что тебе необходимо петь, уверенным, что ты способен петь так, как ты этого желаешь.

Мне всегда, казалось, что я не способен петь так, как мне хочется. Но наступил момент, когда уверенность в своих способностях перевесила боязнь чужих мнений, критики, страх ошибиться и прочих неприятных ощущений. Сейчас, когда мне говорят, что я самоуверенный, отвечаю: «Да, я такой!». Главное, чтобы не вышло как в том анекдоте. Небольшое отступление.

Битый час подряд нудно и скучно занимаются сексом хилый мужчинка и роскошная дама. Оба пьяные. Как они до этого дошли – ясная история. Она стоит на карачках (как говорится, раком), а он сзади её лишь бы как, но двигается медленно и периодически. От скукотища и неполучения должного удовольствия дама постепенно засыпает. Полная тишина и лёгкое поскрипывание кровати. Он продолжает что-то пытаться там сделать. Чтобы не уснуть, он закуривает сигарету, малыми порциями втягивая дым в лёгкие. Вдруг незаметно немного пепла от его сигареты падает ей на поясницу. В полудрёме она вскрикивает: «Ай!». В ответ он гордым и уверенным голосом эротично произносит: «Да, я такой!».

Ну, примерно такой анекдот. Одним словом, самоуверенность тоже имеет свою грань и её нужно видеть. Вырабатывается она не сложно, но для неё нужна верная основа, которая не пошатнётся.

На сегодняшний день, я считаю, благодаря этой уверенности мне не приходится тратить много времени на изнурительные репетиции по вокалу. Если я не пел три-четыре месяца подряд, мне достаточно две двухчасовые репетиции и в меру горячий чай, чтобы восстановить должным образом свой вокальный голос, в отличие от большинства, которые месяцами восстанавливаются, пьют сырые яйца и переживают, что не смогут восстановиться. При этом на репетиции не буду себе загружать мозг различными распевками типа «Ма-мо-му-мы-ми», а сразу начну петь любимый мною репертуар, не боясь, что на вокализе или во время импровизации я могу сорвать голос. Здесь также срабатывают первый навык (умение управлять своим голосом) и ещё один момент.

Мне безумно нравятся слова Мастера Шифу из комедийного мультфильма «Панда Кунг-Фу»: «Когда ты сосредотачиваешься и думаешь лишь только о кунг-фу – выходит полный отстой!». Вообще этот мультфильм идеален для приведения примера о значении уверенности в любимом деле – рекомендую. Абсолютно также могу сказать о пении. Чем больше вы задумываетесь о том, как правильно попасть в ноты, как не ошибиться в тексте во время исполнения, как ни сорвать голос во время выступления – получается аналогичная лажа. Я не отрицаю, что каждый вокалист должен знать нотную грамоту и попадать в ноты, не отрицаю, что нужно заучивать текст песни наизусть (наоборот, я даже требую этого). Это всё необходимо – это и есть та основа для уверенности, о которой говорил выше. Но сейчас говорю о другом. Во время выступления (или той же записи) необходимо насквозь прочувствовать то произведение, которое исполняешь, услышать каждый звук, и отдать слушателю всю свою внутреннюю энергию так, как ты желаешь (подчёркиваю – как желаешь ты!), а не так, как хотели бы услышать окружающие. Тебе это должно не просто нравится, ты должен быть уверен в том, что тебе это нравится! Вот и ещё один элемент индивидуальности, который непредсказуем и зависит от множества факторов: твоего внутреннего мира, эмоционального состояния на данный момент, желания и уверенности в себе.

Это всё, о чём я хотел сегодня рассказать и, надеюсь, что донёс своё представление об одном из самых сложных моментов в практике вокалистов (да и не только их). Возможно, некие более мелкие детали были мной упущены, но основные раскрыты и учтены. И, надеюсь, что моя очередная статья поможет тем, кто выбрал путь быть вокалистом или певцом!

И помните, каждый уникален и индивидуален по-своему!

Самым первым музыкальным инвентарем в истории населения земли можно назвать голос. Люди, научившиеся умело работать с ним, получили название певцов. Благодаря литературным произведениям Гомера, Софокла, Эсхила нам известно, что певцы существовали уже в Древней Греции. Постепенно, едва ли не в каждой стране, стали появляться отдельные школы вокального искусства.
К настоящему времени исполнение песен стало частью как массовой, так и элитарной культуры. Различают множество музыкальных жанров: певцы бывают оперными, эстрадными, джазовыми, камерными и т.д.
Иногда одного голоса для достижения успеха певцу бывает недостаточно. Их прославляет его необычное звучание. Так, Мик Джаггер - солист группы « The Rolling Stones» - приобрёл характерный тембр своего голоса благодаря баскетболу, которым увлекался в школе. Врезавшись с большой силой в соперника, он откусил себе кусочек языка. Из-за этого он молчал целую неделю, а когда заговорил, понял, что голос изменился.

Востребованность профессии

В текущее время, профессия Певца считается очень востребованной на рынке труда. Многие фирмы и многие предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах в этой области, потому как отрасль развивается быстро, а специалисты еще только получают образование .

Описание деятельности

Обычно, аудитория становится свидетелем лишь выступления певца. Однако до того как появиться перед зрителями, он много своего времени посвящает сложной, требующей терпения и трудолюбия работе. Она заключается в постоянных тренировках голоса, заучивании песенных текстов. Много усилий затрачивается на овладение правильной дикцией, актёрским мастерством. Нередко певцу приходится осваивать движения хореографических постановок, другими словами на сцене ему необходимо не только лишь петь, да и танцевать.

Певцы находятся под пристальным вниманием поклонников, журналистов, фотографов. Они часто дают интервью, участвуют в съёмках, на пресс-конференциях и автограф-сессиях.

Кто круче?
Выберите профессию,
которая нравится вам больше!

Ваши мнения формируют

Какое необходимо образование

Среднее образование (школа)

Как показывают результаты анкетирования, совсем не или колледже, чтобы стать Певцом . Необходимое обучение Певцы проходят непосредственно при устройстве на работу или на рабочем месте в течение испытательного срока. Для работы Певцом требуется лишь желание, удовлетворительное состояние здоровья и наличие рекомендованных для этой профессии личных качеств.

Трудовые обязанности

Преимущественно физический труд

Как показывают результаты анкетирования, профессия Певца подразумевает преимущественно физический труд. Певец обязан иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.

Особенности карьерного роста

Перед выступлением певец должен многократно отрепетировать каждый свой. Речь идёт не только лишь о самом вокальном исполнении, да и о работе над танцевальными движениями, внешним обликом (хорошая физическая форма, гармоничный с исполняемым репертуаром сценический костюм). Кроме того, данный специалист должен работать в звукозаписывающих студиях, результатом такого труда становятся музыкальные альбомы.

Публичность профессии обязывает певца к периодическим гастрольным разъездам, встречам с представителями прессы, радиостанций, телевидения.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Певцы имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не находится в зависимости от самого человека, просто профессия Певца не имеет схемы карьерного роста.

Характеристика сотрудника

Главными качествами певца являются наличие голоса и музыкального слуха. Стоит учесть, что одного таланта будет недостаточно: важна ещё и регулярная работа над голосом, что требует особого трудолюбия и упорства. Для создания яркого сценического образа и расширения круга поклонников ему понадобятся харизматичность, артистизм и оригинальный стиль исполнения. Ему важно входить в контакт со слушателями (и на сцене, и вне неё), уметь импровизировать. В связи с публичностью профессии певец должен быть общительным, приветливым, располагать к себе людей. Такому специалисту нужна готовность к постоянной физической активности и участию в гастрольных турах.

Кому подходит профессия

По мнению опрошенных, профессия Певца больше подходит женщинам. Очень сложно представить в роли Певца мужчину, хотя, нет таких факторов, которые бы категорически запрещали мужчинам работать Певцом .

В широком смысле - это искусство передачи певческим голосом художественного, образного, идейного содержания музыкального произведения. Вокальное искусство, непосредственно связанное со словом, ярко, доступно отражает замысел композитора, глубину, силу и правду человеческих характеров, выражает мысли, чувства, тонкие ощущения, нюансы эмоций.

История профессии

Прежде, чем человек изобрел музыкальные инструменты, он научился петь. В песне выражал свои чувства, эмоции, которые рождала в нем жизнь,- радость, горе, веселье, печаль, страдание. Постепенно появились музыкальные интонации. За ними закреплялось определенное значение - интонация плача, сигнальные напевы, игровые мотивы, Интонации сплетались в единую линию - рождалась мелодия...

Профессия в современности

Существует пение сольное, ансамблевое, хоровое, пение с аккомпанементом и без него, пение в опере, оперетте, на камерной сцене и эстрадное пение. Я расскажу об одном из многочисленных видов пения, которое близко и понятно мне – эстрадное.

Начну с самого главного. Что же такое пение?

Наиболее понятное и обиходное понятие:пение - это демократический жанр музыкального искусства, доступный каждому и любимый всеми.

В современной эстрадной музыке много направлений - от поп-музыки до музыки в стиле рок или диско. Певец должен чувствовать и различать их особенности, в каждой песне выявлять ее своеобразие. Умный и тонкий выбор концертной программы гарантирует часть успеха у публики. Исполнение ее требует от певца большой музыкальной культуры, особой манеры пения и умения общаться с аудиторией.

Что касается эстрадного репертуара, то он разнообразен и богат. Певец обязан донести до слушателя содержание, раскрыть эмоциональную глубину произведений, заставить сопереживать музыке, откликнуться чувством, сердцем на «событие» песни. Все это должно осуществляться на протяжении краткого времени - ведь произведение редко длится более пяти-восьми минут. В одном концерте певец исполняет около двадцати номеров. Это могут быть песни разного характера, но в любом случае программа должна быть составлена со вкусом, иметь стержень, внутреннее содержание, не быть пестрой, нести в себе идейный и эмоциональный смысл, давать возможность певцу показать свои вокальные данные.

Артист эстрадного вокала должен часто обновлять свой репертуар, чтобы не повторяться и не останавливаться на достигнутом. Эстрадный певец мобилен в освоении репертуара, быстро разучивает произведения, обладает хорошей памятью, владеет современным музыкальным языком.

Выдающиеся люди данной профессии

Прославившихся, завоевавших любовь зрителей певцов очень и очень много.

Некоторые остаются любимыми навсегда, некоторые не надолго. Кого-то любят слушать почти все, а есть песни для избранных. О вкусах не спорят!!!

Известный русский музыкальный критик А. Серов писал о М. И. Глинке , который, кроме композиторского дарования, обладал прекрасным голосом: «В Глинке счастливейшим образом сочетались дары природы, которые необходимы в своей совокупности для истинно изящного пения. Дар хорошего (по крайней мере, довольно красивого, довольно сильного и гибкого) голоса, талант к управлению голосом, умение технически им распоряжаться, и, наконец, в-третьих - высшее художественное понимание музыки, ее духа, средств и целей до самой их глубины, недоступной для организаций менее артистических, высшее совершенство декламации и музыкального исполнения вообще».

Уникальные стороны профессии

Профессиональные занятия вокалом начинаются с 18 лет. К этому возрасту окончательно формируются физиологические данные человека (мужчины или женщины), формируется голос, дыхательный аппарат, мышечная структура. К этому возрасту человек созревает как личность, становится ясным его характер, темперамент, склонности, интеллектуальные возможности.

Прежде всего, голос нужно поставить. Существуют голоса, «поставленные» от природы. Они позволяют без особых приемов добиться всех качеств профессионального звучания. Но, как правило, голос певца требует работы над ним. Великий русский композитор М. И. Глинка писал, что все голо от природы, несовершенно и нуждается в обработке. Поставить голос певцу - овладеть дыханием, научиться согласовывать работу всех частей голосового аппарата (рот, зубы, язык, гортань, дыхательный аппарат и прочее), добиться ровного звучания во всем диапазоне, выявить красоту и неповторимость тембра, развить силу и ловкость мышц, участвующих в процессе пения. Перед певцом ставятся сложные задачи. Он должен уметь изображать звуком ту или иную музыкальную ситуацию, передавать настроение и характер персонажа, создавать роль. Кроме сугубо профессиональных навыков, вокалист, несомненно, должен овладеть музыкальной культурой, то есть приобрести знания в области истории, теории музыки.

Певец эстрадного плана - первый пропагандист современного вокального творчества зарубежных и русских композиторов. Он первый дает жизнь новым сочинениям, от него зависит судьба новой музыки.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Профессия певца считается одной из самых престижных. Успех, популярность, высокие заработки - вот в массовом представлении его атрибуты жизни.

Создавать художественные образы, передавать восторг, отчаяние, теплоту с помощью голоса люди научились давно, а пение, как искусство зародилось, когда возникло стремление выражать чувства в музыкальной линии. Ни один инструмент не может передавать богатство человеческих эмоций, как голос. Что такое вокал, и почему в погоне за идеалом люди порой теряют самое главное - свободу, искренность, легкость исполнения - интересует многих наших современников.

Вокальное исполнение - одно из древнейших способов донести яркие образы народного творчества. В процессе развития певческий феномен сформировал особые музыкальные направления, когда мастерское владение голосом рождало кумиров на эстраде, в опере, фольклоре.

Вокалист должен обладать определенными способностями:

  • правильно воссоздавать звуки различной высоты;
  • владеть чувством ритма;
  • знать нотную грамоту, теоретические основы;
  • уметь координировать слуховой механизм с голосовым аппаратом.

Некоторые навыки вокалисты развивают в процессе обучения, получают знания, необходимые для профессионального воплощения в любом направлении.

Классическое исполнение

По мере того как развивались разные стили, академический вокал, истоки которого начинаются с XVI века, остается базовой основой для всех исполнителей. Чтобы научиться петь хорошо, недостаточно иметь сильный голос.

Что такое академический вокал? Профессионалы знают, что половина успеха зависит от правильного дыхания, а работа заключается в ежедневных тренировках. У педагогов по мастерству есть масса приемов, при помощи которых они добиваются максимального раскрытия гортани. Специальные методики помогают совершенствовать технику для глубокого насыщенного пения.

  1. Умелое использование резонаторов певческого аппарата один из важнейших аспектов вокала. Для большинства вокалистов навыки приходят с накоплением опыта. Способность направлять звук в нужное русло - важное условие для вокалиста.
  2. Владение точкой опоры. Академический певец должен уметь извлекать звуки нижней и верхней позиции. Для этого используются головные, грудные резонаторы.
  3. Развитие образного мышления. Все знают - голос исходит из гортани, но артист должен представлять, что звуки зарождаются в груди, а уж потом вырываются наружу. При исполнении высоких нот репетиторы добиваются легкости звучания, ощущения, что звук, проникая через мягкое нёбо, выходит из темени.

Когда связки максимально открыты, при одинаковой тесситуре становится намного выразительнее. Обладателю уникальной гортани Ф.И. Шаляпину не нужно было «зевать» днями напролет, ходить с ложкой во рту, чтобы раскрыть связки.

Есть мнения, что Лучано Паваротти не использовал никакие точки и позиции, он пел при естественном положении связок, но уникальность его тембра, излучающий тепло голос вряд ли кто-то станет оспаривать. Но даже систематичные тренировки не всем помогают приблизиться к идеалам.

Особенности эстрадного исполнения

Популярное искусство во многом отличается от классического стиля, но далеко не каждый, обладающий красивым голосом, умеет петь современный репертуар. Школа эстрадного искусства основывается на собственных приемах и отличительной манере исполнения.

Когда спрашивают, что такое эстрадный вокал, людям интересно знать, какой смысл отражает это выражение, и чем популярное исполнение отличается от академического творчества. Ступени базовой подготовки вокалисты проходят практически одинаково. Они работают над дыханием, развитием диапазона, умением управлять голосовым механизмом.

Классический стиль обычно воспринимается подготовленными и музыкально образованными людьми. Эстрадный вокал - это открытая манера извлечения и подачи звука, он понятен для большинства слушателей. Светское содержание, простая форма изложения тоже требует от исполнителя определенных навыков. Уроки эстрадного мастерства, как и в других направлениях певческого искусства, начинаются с выполнения определенных упражнений:

  • изучения основ правильного дыхания;
  • извлечения резонаторного звука;
  • освоения певческих позиций.

После подготовительных упражнений начинается работа над и номерами для выступлений. Вначале исполнители испытывают трудности - сложно объединить все моменты. Но регулярные и последовательные занятия позволяют в дальнейшем не задумываться об академических основах - они выполняются механически. Эстрадное исполнение объединяет несколько направлений:

  • выразительный джаз;
  • мелодичные и зажигательные народные песни в современных обработках;
  • бардовские композиции;
  • рок-музыка;
  • поп-музыка.

Это позволяет выходить за рамки культурных, социальных и языковых традиций. Отличия вокального мастерства среди академических исполнителей и эстрадных певцов размыты. Во всех случаях профессиональный артист должен обладать главным богатством - голосом, четкой дикцией, широким диапазоном.

Оттачивая мастерство базовыми упражнениями, ежедневными репетициями, вокалисты выходят на сцену, не концентрируясь на технике исполнения. Публика наслаждается представлением и одаривает певца аплодисментами. Слушатели не задумываются над тем, чего стоило академическому или эстрадному исполнителю его успешное выступление.

Понятие эстрадного вокала, как самостоятельного жанра появилось сравнительно недавно. Этот жанр как таковой возник с появлением городской культуры. В чём особенности эстрадного вокала?

Существует несколько черт эстрадного вокала, которые отличают его от классического или академического вокала или от народного вокала.

Во-первых, говорить о технике эстрадного вокала довольно непросто, ведь в эстрадном вокале нет канонов и жёстких технических рамок, правил постановки голоса. Чего нельзя сказать ни об , ни о . Так всё построено на чётко сформированных техниках и приёмах, которым нужно следовать. Но эстрадный вокал, в свою очередь, является как бы симбиозом разных вокальных жанров: в эстрадном вокале можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя распевки для эстрадного вокала абсолютно ничем не отличаются от распевок классических певцов). Здесь нет никаких ограничений. С одной стороны, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности – ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.

Во-вторых, если в академическом и народной музыке, как мы уже говорили, есть каноны и определённая манера пения, то в эстрадном вокале, исполнитель должен сам найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и свою подачу материала. В этом также заключается сложность. Эстрадный артист должен обнаружить нечто уникальное в своём исполнении, чтобы быть интересным и оригинальным для слушателей.

В-третьих, сама форма произведений для эстрады очень отличается от музыки классической или народной. Эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную. Запоминающаяся форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.

Ещё одним отличием эстрадной музыки является манера пения, которая основана в большей степени на разговорной речи, без выпевания всех слов, как это принято в академическом пении. Здесь находятся очень тонкие грани смешения разных вокальных стилей, которые зачастую являются очень сложными для исполнения с технической точки зрения. Так, например, в оперной технике belcanto нет частых резких скачков и быстрой смены певческих регистров, что можно встретить в эстрадной технике. Для того, чтобы овладеть этой техникой, чтобы переключение регистров было незаметным, нужно так же много заниматься, поэтому не следует считать, что эстрадный вокал это легко.

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, эстрадный вокал как бы уступает по сложности овладения и является более простым технически, так как рассчитан на более доступное для слушателей восприятие, а вместе с тем и простоту, то с другой стороны, эта так называемая простота только кажущаяся, ведь исполнитель точно так же должен уметь владеть своим голосом, как и классический певец, точно так же должен долго учиться и овладевать техникой пения. А как пользоваться своими умениями и талантом – выбор каждого из нас, это дело вкуса.