Понятие политических технологий. Политические технологии: проблемы и перспективы развития

Политическая власть реализует свои интересы (властвование, организация, подчинение) не только через определенные функции, но и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретной исторической обстановки. Термин "политические технологии" трактуется как интеллектуальные комплексы, нормативные акции, действия, направленные либо на человека, либо на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания необходимых качеств, повышающих эффективность политических субъектов.

Структура политических технологий строится на:

  • – анализе цели;
  • – разделении деятельности на отдельные этапы, стадии, операции;
  • – отборе адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от намеченных целей;
  • – решении конкретных политических управленческих задач.

Политические технологии включают в себя:

  • – два основных компонента: универсалистский (характеризуется отсутствием явной зависимости от времени и места реализации стратегии) и конкретно-эвристический (ориентируется на учет и времени, и места);
  • – приемы достижения цели: тактические (немедленного локального кратковременного результата) и стратегические (получение глобального длительного эффекта).

Политические технологии можно охарактеризовать как способы и методы воздействия на индивидов с целью изменения их поведения.

Так как в конечном счете от человека зависит достижение политических целей, то именно индивиды в политическом технологическом процессе являются главным объектом воздействия.

Политические технологии содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов.

Новые политические технологии всегда связаны с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно распространять специальные приемы и процедуры.

Решающее значение для данных технологий – наличие условий их реализации:

  • – элементы структуры политического процесса;
  • – особенности строения и закономерности их функционирования;
  • – возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Все многообразие политических технологических приемов исследователи часто относят к одному из следующих видов:

  • – обновление правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе;
  • – внесение в массовое сознание иных представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений;
  • – приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Среди направлений, в основе которых лежит создание и применение политических технологий, можно выделить следующие: политический менеджмент; политический PR; лоббизм; GR; политическая реклама; политический маркетинг; имиджелогия; политконсалтинг и др. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Политический менеджмент – широкая и постоянно развивающаяся область, охватывающая ряд мероприятий в профессиональном политическом пространстве. Поле включает в себя управление кампанией и консалтингом, рекламное сопровождение создания "продукта" и его транслирование, низовую политику, анализ оппозиции, проблему пропаганды, лоббирования, сбор средств. Политический менеджмент сфокусирован на анализе энергетических ресурсов, тактики и стратегии, используемых участниками организаций, участвующих в политической борьбе. Они сосредоточены на том, как эти участники получают и используют возможность влиять на результаты бизнеса. Мощность менеджера в политическом пространстве во многом зависит от окружающей среды:

  • – состояние экономики;
  • – влияние различных групп, корпораций, союзов и др.;
  • – спрос и предложение на конкретные навыки работников;
  • – наличие государственных законов и т.д.

Одним из наиболее важных вкладов в политический менеджмент стало понимание процесса переговоров в качестве аспекта управления. Основная задача специалистов в области политического маркетинга состоит в способности вести переговоры с различными группами и получать соглашения, необходимые для успешного функционирования политического института (субъекта). Исход переговоров во многом зависит от личностных качеств специалиста.

Политический PR. Главная задача службы по связям с общественностью в органах государственной власти состоит в достижении взаимопонимания между органами государственной власти и гражданами.

В основе концепции политического пиара лежит агитационная, представительная деятельности, управление контекстом. Политический PR представляет сегодня большой интерес, особенно при условии существования в государстве представительной демократии, когда различные конкурирующие интересы могут быть озвучены и услышаны. Политический PR имеет в своем арсенале целый ряд как "жестких", так и "мягких" PR-методов с использованием прямых и косвенных каналов связи. Политический PR способствует активному взаимодействию на различных уровнях между заинтересованными и даже незаинтересованными участниками как политического процесса, так и политического дискурса.

GR-деятельность и лоббизм. Основной задачей работника по связям с правительством является улучшение законодательных и нормативных условий для достижения конкретных целей отдельного субъекта (политического, экономического, социального и т.д.). Достигается это путем:

  • – влияния на законодательную и нормативную деятельность;
  • – проведения лоббирования и массовых кампаний;
  • – участия в различного рода коалициях (национальных, региональных, местных и др.);
  • – ведения форумов;
  • – содействия созданию позитивного отношения к конкретной проблеме (теме).

Основной целью GR-спсциалиста является выстраивание комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами. В его задачи входят: отслеживание возможной опасности со стороны органов власти; своевременное информирование руководства; при необходимости обращение к узким специалистам (лоббистам, политическим консультантам и др.).

Технологии лоббистской деятельности активно развиваются в государствах, в которых допускается и тем более стимулируется участие граждан в политической жизни и признается право индивида влиять па принятие решений на уровне различных государственных структур, представляющих интересы индивида. Основной целью лоббистской деятельности становится получение согласия на принятие политического решения в конкретном органе государственной власти.

Лоббистские организации принимают форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Специалист в области лоббистской деятельности должен быть способен решить любой вопрос в конкретном органе государственной власти при условии наличия опыта взаимодействия с государственными структурами, желательно при этом иметь возможность неформального доступа к политическим персоналиям .

В политической практике демократических стран существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним относятся такие как:

  • – сбор и предоставление информации законодателям;
  • – выступления на слушаниях в комитетах конгресса;
  • – участие в разработке и представление готовых законопроектов;
  • – всевозможные неформальные контакты;
  • – пропагандистские кампании;
  • – финансирование избирательных кампаний;
  • – участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях;
  • – воздействие на законодателя через влиятельных избирателей, а также через распространение в избирательном органе результатов его голосования;
  • – совместное лоббирование несколькими организациями;
  • – воздействие на процесс назначения на государственные должности;
  • – политическая поддержка ведомств;
  • – выступления на слушаниях в регулирующих агентствах.

Политическая реклама в последние время стала неотъемлемой частью стратегии крупных политических субъектов (организаций, партий, личностей). Основным отличием политической рекламы от коммерческой является отсутствие "правил", когда речь идет о содержании и форме политической рекламы.

Политический маркетинг воспринимается не только как политическая реклама, партийно-политические передачи и избирательные речи, но и как позиционирование на избирательном рынке. Существует несколько основных характеристик политического маркетинга :

  • – все избиратели делают свой выбор на основании гипотетических представлений в конкретный день – день голосования;
  • политические партии и кандидаты – сложные нематериальные продукты, которых избиратели не могут разделить, следовательно, они должны принять решение поддержать или нет весь "пакет";
  • – во многих странах трудно сформировать нового и успешного участника политического процесса, в большинстве случаев бренд-лидеры, как правило, остаются прежними.

Некоторые исследователи (М. Скаммелл, Д. Кавана) характеризуют политический маркетинг как деятельность по набору стратегий и инструментов отслеживания и изучения общественного мнения до и во время избирательной кампании, включающую разработку коммуникационной кампании и оценку эффективности. Другие, например П. Марек, концептуализируют политический маркетинг как сложный процесс, результаты более глобальных усилий политика и подчеркивают, что одним из основных средств политического маркетинга является политическая коммуникация. Результатом внедрения маркетинга в политику становится разработка стратегии политической коммуникации – глобальной стратегии проектирования, рационализации и транспортировки современной политической коммуникации .

  • Российский профессиональный портач о лоббизме и GR в России [Электронный ресурс]. URL: lobbying.ru/.
  • Ioannis Kolovos and Phil harris Political Marketing and Political Communication: the relationship revisited [Электронный pecypc|. URL: otago.ourarchive.ac.nz/bitstream/handle/10523/1463/pm-pc.pdf .
  • Maarek P.J. Political marketing and communication. London: John Libbey& Co., 1995.

Термин "технологии" (от греч. "techne" - искусство, мастерство, умение; "logos" - понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин "политические технологии" - один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене "политического человека" в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии - совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии - это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии - это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы - "человеческого ресурса" в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.

Цель политических технологий - оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

Формы политических технологий

В целом политические технологии выступают в двух формах:

  • 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт;
  • 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Виды политических технологий

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

  • 1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);
  • 2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.
  • 3) приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Манипуляции (от франц. manipulation) в дословном переводе - это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования - "рациональная" и "психологическая". Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, "психологической" модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые "провоцируются" специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применения. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов - иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об "американской исключительности").

Миф - это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: "Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах". Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях нестабильности и неопределенности в обществе классические политические технологии ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и "социальную озабоченность". право политический манипуляция

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия - образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

  • · уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;
  • · использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);
  • · использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс);
  • · информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);
  • · наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист", "фашист" и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, "лингвистические ловушки" - это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод " лингвистической депривации", состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина - нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация - целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. "Мы - рабы слов", - сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.

Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

Понятие политических технологий

Любые задачи, которые люди ставят перед собой в политике, как правило, решаются ими самыми разнообразными способами. От избираемых людьми способов деятельности, от того, как они достигают тех или иных целей, неизбежно меняется содержание политических процессов, их внутренние и внешние зависимости, набор взаимодействующих акторов и другие их признаки.

Более того, в зависимости от этих способов решения задач могут изменяться не какие-то отдельные параметры явлений, но и сама сущность конкретных политических процессов. Например, выборы депутатов могут происходить на основе честного соперничества кандидатов, рационального оспаривания ими программ своих оппонентов, открытого обращения к избирателям со своим видением целей политического развития общества и т.д. И в этом смысле электоральный процесс будет целиком и полностью соответствовать своему функциональному назначению. Но там, где в массовом порядке используются подкуп или запугивание избирателей, применяется административное давление властей, нарушается закон и попираются права граждан на свободное выражение ими своих предпочтений, избирательная кампания может превратиться из выборов обществом своих представителей в произвольное формирование органов власти теми политическими кругами, которые контролируют экономические, административные, информационные и другие важнейшие общественные ресурсы. Иначе говоря, такие «выборы» не порождают политическую власть в обществе, а воспроизводят авторитарные и диктаторские режимы правления.

Одним словом, от того, какие методы деятельности будут избраны субъектами для решения той или иной политической проблемы, как при этом будут взаимодействовать те или иные структуры и институты власти, будет непосредственно зависеть сущность и содержание любых политических процессов. Поэтому рассмотрение последних через призму способов деятельности позволяет говорить об особом - технологическом уровне анализа политики. В центре исследования политики на этом уровне оказываются те или иные способы, техники, процедуры и методы деятельности политических субъектов, при помощи которых осуществляется государственное управление, принимаются политические решения, согласовываются интересы и урегулируются конфликты, устанавливаются коммуникации и осуществляются другие политические процессы.

В целом можно сказать, что политические технологии представляют собой совокупность применяемых субъектами знаний и способов деятельности, направленных на оптимальную и эффективную реализацию стоящих перед ними конкретных целей в сфере политической власти. Применительно к условиям политической конкуренции рыночного типа, где существенно повышается зависимость методов и приемов деятельности от места и времени их применения, совокупность политических технологий составляет главное содержание политического маркетинга.

Функционально политические технологии неразрывно связаны с интересами субъектов, которые собственно и задают им цели по использованию властных ресурсов, стабилизации или дестабилизации политических отношений в том или ином государстве, организации избирательных кампаний, информационному обеспечению принятия решений, согласованию позиций при выработке государственных программ и т.д. Если говорить обобщенно, то наиболее общей причиной формирования и применения политических технологий является потребность человека в более рациональном, экономичном и эффективном способе реализации конкретных целей в политическом пространстве. В целом такая идущая от субъекта мотивация имеет весьма позитивные последствия для общества и государства. Ибо рациональный, а потому и более предсказуемый характер деятельности, политического поведения индивидуальных и групповых акторов создает дополнительные предпосылки для упорядочивания и институализации политических процессов, дает возможность применять экономичные и ресурсосберегающие способы управления государством и обществом, усиливать контроль и управляемость политических процессов, способствовать более эффективной политической социализации граждан, а следовательно, в конечном счете - оптимизировать взаимоотношения власти и общества, снижать политические риски в развитии государства.

Но и памятуя о такой в целом весьма позитивной направленности политических технологий, следует иметь в виду, что они распространяются не только на конвенциональные (легальные), но и на неконвенциональные процессы применения политической власти и соответствующие типы распределения государственных ресурсов. В силу этого технологии предполагают и использование приемов и процедур, которые могут противоречить политическим нормам и традициям общества и даже быть запрещены законом. Поэтому в пространстве власти могут присутствовать не только конструктивные с точки зрения политических интересов общества способы влияния на власть, но и техники, нарушающие нормы политической этики («черный пиар», дезинформация, манипулирование, провокации и пр.) и даже методы противоправной борьбы за государственную власть (террор, заговоры и т.д.).

Учебные вопросы

  • 1. Сущность и содержание политических технологий.
  • 2. Политический менеджмент: структура и виды.
  • 3. Политический PR.
  • 4. Технологии принятия политического решения.

Он ничего не знает, а думает, что знает все: ему на роду написано быть политиком.

Б. Шоу

Содержание политики выражается, с одной стороны, в проблемах, которые решают субъекты политики, в первую очередь государственные органы, политические партии, а с другой - в механизмах принятия политических решений и воздействия на политический процесс. Именно вторая сторона касается технологического решения конкретных проблем и является объектом прикладной политологии, разрабатывающей технологии управления политическими процессами.

Сущность и содержание политических технологий

Политические технологии - это совокупность правил, процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс, обеспечивающих конкретному субъекту оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач. Специфика политической технологии в том, что она алгоритмизирует по строго определенным правилам деятельность в сфере политики, т. е. сводит ее к системе действий, совершаемых в интересах выполнения поставленной политической задачи.

В современных условиях власть, политические идеи, организации, политики выступают в качестве политического товара, предлагаемого гражданам. Политические технологии направлены на эффективность рыночного продвижения политического товара. В этой связи вполне оправдано их второе название - “политический маркетинг” . Его появление связывают с фактом, когда в США после Второй мировой войны кандидаты в президенты начали прибегать к услугам рекламных агентств для организации своей предвыборной кампании.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды.

Структуру политических технологий образуют три основных элемента, каждый из которых, в свою очередь, имеет сложное строение. Первый элемент - технологическое знание, сочетающее научно-прикладное знание политических проблем с их оценкой. Его содержание складывается из знаний и позиций следующих субъектов политических технологий: технолога, анализирующего политические события и процессы; заказчика, определяющего конкретные цели; исполнителя, непосредственно решающего задачу оптимального применения соответствующих процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс. Второй элемент - процедуры, приемы, методики воздействия. В них находят свое отражение те конкретные умения и навыки осуществления целенаправленных действий, которыми обладают субъекты политических технологий. Третий элемент - техническое и ресурсное обеспечение. Оно включает финансовые, технические и другие средства, которые могут быть использованы в процессе применения конкретных технологических приемов (“раскручивания” кандидата, формирования соответствующего имиджа и т. д.), а также кадровые структуры и их резервы.

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

Как правило, современные политические технологии имеют ряд этапов: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Они включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности особо выделяются технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; паблик рилейшнз; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др.

Таким образом, в природе не существует абстрактных, пригодных на все случаи жизни политических технологий. Каждая из них, с одной стороны, конкретна и уникальна, поскольку призвана обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов. С другой стороны, она многопланова по своему содержанию и характеру, многоаспектна по условиям осуществления, составу исполнителей, видам политической деятельности и решаемым проблемам.