Описание Ивана Царевича в сказке «Царевна-лягушка. «Иван царевич и серый волк» герои и их характеристика Речь ивана царевича из сказки царевна лягушка

Всем детям без исключения нравятся русские народные сказки. Почему так получается? Потому что они очень добрые и веселые, учат малышей с самого раннего возраста отличать добро от зла, прививают хорошие качества, являются очень поучительными. В русских сказках есть много положительных персонажей, которые противостоят силам зла.

Предлагаем в нашей работе рассмотреть описание Ивана Царевича. Мы выбрали именно этого персонажа в связи с тем, что он чаще всего встречается нам на страницах произведений не только русского народного творчества, но и в произведениях Худякова, Афанасьева и других авторов.

Кто это

Иван Царевич встречается в качестве всеми любимого героя с середины восемнадцатого века. Сказки с этим персонажем многочисленны и писались разными авторами. Конечно же, хочется побольше узнать о нем и разобраться, к какой все же стороне он относится - темной или светлой.

описание Ивана Царевича, каким он был внешне, мало информации можно найти, но вот внутренние качества героя выражены во всей красе.

Подвиги

Как уже говорилось ранее, описание Ивана Царевича везде одинаково. Как правило, он не знает о своих настоящих корнях. Ему это становится известно только по окончании сказки. Его награды:

  • диковинное животное;
  • женитьба на дочери царя;
  • полцарства и так далее.

Ему всегда помогают его верные слуги (щука, Серый Волк, Сивка-Бурка и многие другие персонажи). Все подвиги, описанные в сказках, он выполняет для того, чтобы спасти девушку, которую взял в плен какой-либо злодей. Чаще всего в плане врага Ивана Царевича выступает Кощей.

Описание Ивана Царевича можно представить так: бесстрашный, смышленый и отважный молодой человек. Его образ часто встречается в сказках с таким сюжетом: в царском саду заводится воришка, не абы какой, а сама Жар-птица. Наш герой с братьями отправляется на ее поиски. Пути часто расходятся, но Иван Царевич встречает своего помощника Серого Волка, который помогает ему найти не только птицу, но и невесту. Заканчиваются сказки всегда разоблачением злых братьев и шикарным пиром.

Родословная

Кем же был Иван Царевич? Описание героя сказки относительно родословной представляется следующим образом:

  • сын царя;
  • младший из трех братьев;
  • часто еще до его рождения отец обещает отдать сына Морскому царю ;
  • самый глупый, но добродушный и бескорыстный человек;

Хоть в начале описание Ивана Царевича из сказки невыгодно представляет его на фоне братьев, но благодаря внутренним качествам он выходит из всех ситуаций всегда победителем.

В результате ему достаются такие жены, как Елена Прекрасная, Василиса Премудрая или Марья Моревна. Братья же остаются ни с чем из-за своей озлобленности и трусости.

Иван Царевич как отрицательный персонаж

Встречаются и такие произведения, где наш герой представлен как отрицательный. Например, сказка про Ивана - рыбацкого сына. В ней Иван Царевич предстает нам в образе злого и коварного героя, желающего убить положительных персонажей, завладеть их богатствами и отнять награду.

Финал в таком случае выглядит примерно так: Иван Царевич посрамлен и наказан, но не убит. Тем не менее наш герой запоминается нам с положительной стороны, этот пример - исключение, встречающееся довольно редко.

Сюжет сказок с нашим персонажем практически всегда одинаков, меняются только действующие лица и их имена. Русские народные сказки напоминают детям, что существует на земле не только добро, но и зло. Но добро всегда побеждает.

Мы убедились, что наш герой занимает все же место положительного персонажа в русских сказках. В сердце он навсегда останется молодым, добрым, сильным и отважным молодцем, бескорыстно помогающим людям, попавшим в беду.

Герой русских народных сказок. Обыкновенно проходит через ряд испытаний, решает некую сложную и рискованную задачу, совершает героические деяния. Отцом героя называется царь Берендей, а супругами в разных сказках выступают то , дочь (сказка о ), то Марья Моревна - степная воительница и носительница колдовской силы, то .

История создания

Русские народные сказки об Иване-царевиче обыкновенно строятся по некоему шаблону. У героя есть старшие родственники – изводящие Ивана в начале сказки сестры и братья, над которыми герой превозносится в финале. Царь-отец обещает сына некоему могущественному потустороннему коллеге (морскому или подземному царю) или волшебнику еще до рождения Ивана. Сказочный сюжет может описывать, как герой бежит из владений такого персонажа.

Повзрослевший царевич также отправляется в странствия, чтобы найти некую волшебную вещь или животное (например, Жар-птицу, которая прилетает в сад царя и клюет там молодильные яблоки). По дороге герою встречается животное-помощник (например, серый волк).


Царевич может спасти волшебного коня, и тот остается на службе у героя. Животное-помощник возвращает погибшего героя к жизни или убивает врагов Ивана-царевича (к примеру, злых братьев). Ряд сказочных сюжетов связан также с поисками пропавшей жены, которую у Ивана-царевича похитил злой бессмертный чародей Кощей. Типичная помощница в борьбе с Кощеем - лесная ведьма .

Образ и сюжет

Образ Ивана-царевича в русских народных сказках имеет двойственную характеристику. Как положительный персонаж Иван-царевич предстает в тех сюжетах, где борется со злом и помогает слабым. Сам герой при этом может не знать о том, что он - царский сын, быть потерянным в детстве.

В начале сказки героя преследуют враги, Иван беден. Царское достоинство герой возвращает себе в конце сказки. Как награду за совершенные подвиги, он получает трон, находит потерявших его родителей.


Если герой начинает путь, уже будучи царевичем, то в конце сказки Ивана ждет жена-царевна, половина чужого царства, волшебный конь или волшебный предмет в качестве награды.

В тех сюжетах, где Ивану-царевичу противопоставлен герой «из народа», например, рыбацкий сын, сам царевич становится отрицательным персонажем. Тут Иван-царевич демонстрирует злобу и хитроумие, пытается отнять у положительных героев награду, которую те заслужили, или вовсе погубить их. В финале царевич остается жив, но наказан и посрамлен.

Экранизации

Иван-царевич один раз появился в кино и множество раз - в мультфильмах. Герой появлялся в советских мультфильмах «Царевна Лягушка» (1954 и 1971 годов), и «Василиса Прекрасная» (1977). В киносказке 1985 года выхода «После дождичка в четверг» роль Ивана-царевича играет актер Владислав Толдыков.


В 2011 году вышла первая картина из цикла мультфильмов «Иван-царевич и Серый волк» студии анимационного кино «Мельница». Иван здесь начинает как простой деревенский парень.

Герой мечтает стать пожарным, но случайно оказывается тем «первым встречным», за которого рассерженный Царь-батюшка под горячую руку решает выдать прогневавшую его дочь - царевну Василису. Герои, против воли объявленные женихом и невестой, влюбляются друг в друга, но впереди у них немало испытаний.

Во втором мультфильме цикла Иван-царевич исполняет функции военного министра и плотно занят государственными делами, в то время как жена героя, Василиса, изнывает от безделья.


Герои ссорятся, и, чтобы помирить их, царь и Кот ученый решают устроить шуточное похищение Василисы и привлечь к этому делу бывшего злодея, а ныне циркового артиста . Похищение, однако, быстро перестает быть шуточным...

В третьем мультфильме цикла Царь-батюшка уходит на пенсию, и в Тридевятом царстве за главного остается Иван вместе с Серым волком. Необязательный герой отправляется с Василисой в свадебное путешествие на ковре-самолете, бросив царство на произвол Пугала, которое оживает и устанавливает в царстве собственные порядки...

О том, когда выйдет четвертая часть мультфильма, точной информации пока нет. В мультфильмах анимационной студии «Мельница» рисованного Ивана-царевича озвучивает актер .


В 2013 году на экраны вышел украинский мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», где Иван-царевич отправляется искать Жар-птицу, повинуясь воле отца – царя Берендея. В мультфильме классические элементы русских народных сказок сочетаются с современным юмором и музыкальным сопровождением в жанре рок-музыки.

  • Иван-царевич, как и прочие персонажи русского фольклора, не раз вдохновлял художников. Особенно полюбился персонаж , мастеру фольклорной живописи (картины «Бой Ивана Царевича со Змеем», «Иван-царевич на Сером Волке»). Знаменита также картина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», принадлежащая кисти , художника конца XIX - первой половины ХХ века.
  • В 1975 году студия «Диафильм» выпустила цветной диафильм по сказке «Иван-царевич и серый волк», созданный художником П. Багиным.

  • Имя Ивана-царевича взяла себе как название российская фолк-метал-группа, основанная в 1999 году. Группа работает на стыке тяжелого металла и фольклорно-былинных мотивов. Выпустила три студийных альбома. Знаменитая песня группы - «Живой металл».
  • Среди персонажей писателя-фантаста , создателя цикла книг об , есть некий гражданин по имени Иван Иванович Царевич.

  • Иван-царевич стал персонажем «девочковой» компьютерной игры «Свадьба Василисы». Игра сделана по мотивам мультфильмов студии «Мельница». В игре Василиса выбирает платье и всячески готовится к собственной свадьбе, для которой нужно украсить палаты, испечь торт, разослать приглашения и так далее.
  • В 2012 году издательство «Эгмонт Россия Лтд» выпустило детскую книжку «Иван Царевич и серый волк. В Тридевятом царстве» авторства Сергея Георгиева.

  • Московский театр Содружество актеров Таганки под руководством поставил сказочный спектакль для детей «Иван-Царевич, серый волк и другие» с оригинальными костюмами. К примеру, Кощей в постановке ходит в форме немецкого офицера времен Второй мировой войны.
  • Мастера уральской камнерезной мастерской «Святогор» выпустили в 2012-2015 годах серию ювелирных статуэток необычайно искусной работы из поделочного камня, окаменелого дерева и металла. Статуэтки изображают персонажей русских народных сказок. Среди них есть одна, изображающая Ивана-царевича верхом на сером волке, который несется прочь от погони вместе с похищенной Еленой Прекрасной.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица. И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»
«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»
«Это неправильно! Понаедут, натопчут - не протолкнуться будет!»
«Иван: - Ты зачем притворяешься?
Змей Горыныч: - Чего это я притворяюсь?
Иван: - Ты притворяешься злым, а ты добрый.
Змей Горыныч: - Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

Урок 6. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА

Цели деятельности учителя: развивать речь учащихся, умение обобщать проанализированный материал; раскрыть внутренний мир героя, лучшие черты русского народного характера в сказке.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I . Фронтальная беседа по содержанию сказки.

Учитель. Вспомните, что произошло после того как Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Мы уже знаем, что Василиса Премудрая обладает чудесными качествами характера. Как вы считаете, достоин ли ее Иван-царевич после своего поступка (сжег кожу)?

Сказка «Царевна-лягушка» очень своеобразно делится на две части: I часть - до момента, когда Василиса Премудрая «...обернулась белой лебедью и улетела в окно»; II часть посвящена испытаниям царевича, желающего вернуть жену.

Во второй части действие постепенно набирает скорость, появляются новые герои, возникают новые сюжетные линии, Иван-царевич вынужден принимать самостоятельные решения, действовать по обстоятельствам.

II. Работа над эпизодами.

Чтение, анализ по вопросам:

1. «Сборы царевича на поиски жены».

1) «Долго ли, коротко ли» собирался Иван-царевич на поиски жены?

2) С каким настроением собирается Иван в путь-дорогу?

3) Вспомним, как снарядился Иван-царевич.

(Иван очень быстро собрался на поиски жены. Он чувствует свою вину, понимает неблаговидность своего поступка. Понимает, что ему предстоят сложные, долгие испытания. Он не боится, смел, рвется в дорогу.)

2. Встреча со старичком.

Чтение в лицах.

Вопросы :

1) Почему в сказке появляется старый старичок? Что олицетворяет народ в образе старичка? (Мудрость, опыт жизни.)

2) Какие советы получает Иван от мудреца? Слушает ли наставления царевич, выполняет ли их? (Теперь Иван стал внимательным к замечаниям других: слушая советы старшего, сам набирается жизненного опыта.)

3. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

Чтение в лицах. Вопросы :

1) Почему царевич хотел убить этих животных?

2) Что заставляет его пожалеть их?

3) Назовите ранее не названные свойства души Ивана-царевича.

(Царевич голоден, но животных убивать не стал. Он любит животных. Догадывается, что обещания лесных жителей обязательно сбудутся.)

4. У Кощеева дуба.

Пересказ эпизода, описание дуба зачитывается наизусть.

Вопросы :

1) Зачем в сказке придумана встреча Ивана-царевича с Бабой-Ягой?

2) Добрая Баба-Яга или нет? (Она помогает герою, подсказывает, где найти смерть Кощееву. Баба-Яга в давние-давние времена считалась доброй. Это дух, оберегающий жилище в ночное время они всякого Зла, Лиха, Беды. Селился этот добрый дух в ближних лесах. А ночью, когда в избах потухал свет, Яга выходила из своего лесного укрытия и следила за покоем селения, с наступлением утра она возвращалась к себе. Представления людей с течением времени изменились, и Баба-Яга из доброго духа превратилась в злого.)

3) Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве? Что олицетворяет этот дуб? (Описание дуба являет собой самую большую трудность в пути Ивана-царевича, с которой ему нужно справиться. Поэтому и преодолеть эту преграду ему помогают добрые силы в виде зверей.)

4) Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского народа воплотились в литературном герое?

III. Обобщение.

Итак, перед нами смелый герой, снискавший себе уважение читателя тем, что он решителен, справедлив, добр, умеет признать свою неправоту, борется против Кощея.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Чему она вас научила?

3. Можно ли согласиться с изречением «Добро всегда побеждает зло»?

I V . Заключительное слово учителя.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как герои добиваются добра и справедливости, проходят тяжелые испытания. Герои стремятся соединиться друг с другом, так как ими движет одно из лучших чувств на Земле - любовь.

Домашнее задание: прочитать сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28-38).

Характеристика героев сказки «Иван царевич и серый волк» поможет понять кто олицетворяет добро, а кто зло.

«Иван царевич и серый волк» главные герои

  • Иван-царевич главный герой сказки. Он храбрый, мудрый, сильный
  • Серый волк — храбрый,положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
  • Братья Ивана — негативные персонажи: коварные, завистливые. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство.
  • Елена Прекрасная
  • Царь — отец троих сыновей

Характеристика Ивана царевича из сказки «Иван царевич и серый волк»

    Младший сын Иван караулил на третью ночь. Он боялся даже присесть. Когда его сон начинал одолевать, росой с травы умывался, чтобы не уснуть.

    Он схватил Жар-птицу за хвост, но она улетела, а у него в руке осталось одно золотое перо от хвоста. Узнал, кто ворует яблоки.

    Отправился искать Жарь-птицу – в третью сторону.

    С помощью серого волка нашёл Жар-птицу, поехал домой на златогривом коне с Еленой Прекрасной. Оправдал доверие отца.

Характеристика старшего сына:

    Старший сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл в первую ночь. Сколько ни ходил, никого не уследил, лег на мягкую траву и уснул.

  1. Утром, когда царь спросил его, видел ли он кого-нибудь, он сказал, что всю ночь не спал, глаз не смыкал, но никого не видел. Он обманул своего отца.
  2. Отправился искать Жар-птицу – в одну сторону. Он хочет славы только для себя.
  3. Сговорился со средним братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Характеристика среднего сына:

    Средний сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл во вторую ночь. Он тоже проспал.

Иван-царевич - младший из трёх сыновей Царя Тридевятого царства. Но именно на его долю выпали самые серьёзные испытания на пути к простому человеческому счастью. В отличие от старших братьев ему пришлось заслужить право быть со своей возлюбленной, проявив для этого качества смиренного и милосердного, но одновременно мужественного и целеустремлённого человека. Таким представлен главный герой русской народной сказки «Царевна-лягушка», который по воле отца и судьбы берёт в жёны болотную жительницу.

Характеристика героя

По ходу повествования в разнообразных ситуациях мы наблюдаем совершенно разные черты характера и личности Царевича Ивана. Он послушно и безоговорочно исполняет отцовский наказ и выпускает из лука судьбоносную стрелу, которая должна привести его к невесте. А увидев суженую в образе лягушки, несмотря на отчаяние, смиренно привозит её в свой дом в качестве жены. И своим отношением к ней показывает, что им движет не только покорство судьбе, но и добрая душа, пожалевшая несчастное существо.

Он терпеливо сносит насмешки старших братьев, а когда его квакушка начинает одерживать одну за другой победы в конкурентной борьбе с их жёнами, вдохновляется и начинает доверять спутнице своей жизни, чувствует себя более уверенным рядом с ней.

В роковой момент превращения лягушки в красавицу-царевну Иван решительно намерен покончить с несправедливостью в своей жизни. Нетерпеливость, безрассудство, спонтанность и эгоизм движут им в момент, когда, не разобравшись в ситуации, он сжигает заколдованную лягушачью шкурку. Но в дальнейшем, без раздумий пустившись в путь для спасения любимой, герой демонстрирует лучшие свои черты: смелость, отвагу и готовность к самопожертвованию.

(Уже взрослый и помудревший герой Иван-Царевич )

Но даже на этом пути он остаётся добрым и милосердным человеком, когда, несмотря на голод, дарит жизнь беззащитным животным. С почтением относится к старику, которого встретил в лесу, проявляет твёрдое спокойствие в общении с Бабой-Ягой. Все эти качества в итоге обеспечивают ему всеобщую поддержку в достижении цели и полную победу в борьбе за свою любовь.

Таким образом мы видим, как спокойный и послушный молодой человек в критической ситуации преображается в настоящего героя, который, однако, несмотря на все напасти, не очерствел душой и готов проявить сочувствие не только к болотной лягушке, но и к огромному лесному зверю. Он стремится к своей цели несмотря на препятствия и опасности, и нет такой силы, которая заставила бы его свернуть с выбранного пути.

Образ в сказках

Каждая народная сказка несёт в себе глубокую мораль и «Царевна-лягушка» не исключение. На примерах сказочных героев, их характерных черт и поступков воспитывались целые поколения детей. С малых лет они впитывали понимание того, что жертвенность, послушание, доброта и уважение к старшим - черты положительных персонажей, которых все любят и оказывают им помощь в сложных ситуациях. А пройдя с честью тяжёлые испытания, человек непременно получит заслуженную награду.

Иван-царевич в этой и многих других русских народных сказках именно таков. Он олицетворяет собой собирательный образ простого русского человека: терпеливого, безропотного, сострадающего чужому горю, но в моменты, когда нужно вступить в борьбу со злом - непреклонного, сильного духом, способного на истинный героизм и самопожертвование. Он вершит справедливость и одерживает безоговорочную победу над всеми, кто встаёт на пути к его целям. А эти цели непременно основаны на доброте, любви к ближнему и вере в светлое будущее.