Космос в художественных произведениях. Полеты в космос в художественной литературе


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Космос в литературе и искусстве «Уста премудрых нам гласят:Там разных множество светов:Несчётны солнца там горят,Народы там и круг веков…»/М.В. Ломоносов/ «Мечта-это не то, что уже существует, но и не то, чего не может быть…» Станислав Лем (12.09. 1921- 27.03.2006гг.) По образованию должен был стать военным врачом, а стал философом, футурологом и писателем – фантастом.Известные произведения: «Солярис», «Человек с Марса», «Астронавты».По роману «Солярис» поставлен одноимённый художественный фильм.Родился и жил в Польше. Аннотация к роману «Солярис» Кельвин попадает на станцию Солярис уже в самый закат интереса к живому Океану Соляриса. На станции к этому времени осталось лишь трое исследователей – Гибарян, Снаут и Сарториус. Однако, прибыв на станцию, Кельвин узнает, что Гибарян покончил жизнь самоубийством, Снаут выглядит маловменяемым и предупреждает Кельвина, что если тот увидит на станции кого-то еще, кроме Снаута и Сарториуса, то пусть держит себя в руках и не считает себя сумасшедшим, Сарториус вообще закрылся в лаборатории и никого не желает видеть.Все это и еще многое другое придется выяснить Кельвину. Но найденные ответы мало прояснят происходящее - скорее приведут к новым более сложным вопросам, которые касаются как разумного Океана Соляриса, так и человека. «Стоит нам только выйти за пределы Солнечной системы, как мы сталкиваемся с космической действительностью совершенно иного порядка …» Артур Кларк (16.12.1917-19.03.2008гг.) Писатель – фантаст, футуролог, учёный, изобретатель.Родился и жил в Англии.Известные произведения: «Космическая одиссея» (4 цикла), «Одиссея времени» (3 цикла), «Город и звёзды», «Пески Марса» и многие др.Предложил идеи создания глобальной связи, прогнозирования погоды из космоса, космического лифта. Отрывок из романа А. Кларка «Пески Марса» «Вы слушаете, Земля? Вы все знаете, что марсианским воздухом дышать нельзя. Он очень разрежен, в нём практически нет кислорода. Порт – Лоуэлл, наш самый большой город, расположен под шестью куполами из прозрачного пластика. Они поддерживаются давлением воздуха изнутри. Этим воздухом мы отлично дышим, хотя он и пожиже, чем ваш…На полянке было 10 существ, слишком занятых едой, чтобы обратить внимание на незваных гостей. Больше всего они напоминали очень толстых кенгуру. Почти шарообразные тела покачивались на длинностопых тонких ножках. Шерсти у них не было, а шкурка странно поблескивала, как полированная кожа. Слабые ручки, на вид чрезвычайно гибкие, находились там же, где и у людей, и заканчивались тоненькой кистью, маленькой, как птичья лапка, тоненькой и беспомощной. Шеи не было и следа …» «Ничто великое в мире не совершается без страсти» Александр Беляев (4.03.1884 - 6.01.1942гг.) По образованию юрист стал писателем – фантастом, основоположником советской фантастики.Известные произведения о космосе: «Звезда Кэц» , «Ариэль».Был лично знаком с К. Э. Циолковским. Отрывок из романа А. Беляева «Звезда КЭЦ» «..Пожалуйте, пожалуйте сюда, - зовёт нас Меллер. – Ну, чем вас потчевать? Передо мной на столе герметически закрытые банки, баллоны, кубы, шары. - Мы вас будем кормить из соски жидкой пищей, манной кашей. С твёрдыми кусками вы не справитесь: вылетят из рук – не поймаете. У нас всё больше вегетарианская пища…Но вот мы приблизились к черте, на которую непосредственно падали световые лучи. Снежинки, увлекаемые ветром, таяли; буран превратился в дождь, который падал не с неба, а налетал сзади; снег на земле быстро таял, становился рыхлым и водянистым. На склонах бугров и лощин уже журчали ручьи…В конце декабря далеко за Полярным кругом – свет, тепло и зелёная трава! Ущипните меня за ухо, чтобы я проснулся! – воскликнул мой приятель…. «Я искал до скончания дней в запылённых, зачитанных книгах сокровенную сказку о ней» Александр Казанцев (2.09.1906 – 13.09.2002гг.) Инженер – механик стал выдающимся писателем – фантастом. Особо популярные произведения: «Фаэты», «Пылающий остров», «Сильнее времени», «Планета бурь», «Иномиры» По роману «Пылающий остров» создан художественный фильм. Отрывок из повести А. Казанцева «Планета бурь» «..Погода на Венере улучшилась. Дул сильный, но ровный ветер. Небо было высокое и красное, по нему перемещалась заря невидимого Солнца. Вокруг ракеты кипела работа. Люди принялись за устройство укреплённого лагеря. Решено было соорудить вокруг корабля прочную изгородь, которая бы защитила «колонистов» от внезапных нападений. Конечно, в первую очередь имелись в виду ящеры, но…кто знает, могли быть и не только ящеры.…Накренив одно крыло выше другого, существо опустилось на поверхность и …сложило крылья, оно откинуло их на спину складками дымчатого плаща. Потом оно тряхнуло головой, и по плащу рассыпались длинные тёмные волосы. ..Конечно, у девушки было точно такое же лицо, как и у найденной скульптуры…» «Чтобы выжить и сохранить свой дом – Солнечную систему, человечеству мало овладеть временем…» Василий Головачёв (21.06.1948г) По специальности инженер – конструктор, стал писателем – фантастом, сценаристом, продюсером.Пишет о сильных и смелых покорителях космоса, о преодолении возможных проблем в космосе, благодаря благородству, мужеству и отвагеПроизведения: «Реликт», «Человек боя», «Схрон» и многие другие.По книге «Смерш» снят фильм «Запрещённая реальность» Отрывок из рассказа «Подача навылет» «… -Боже мой!- прошептала Ангелина, не сводя широко раскрытых глаз с удивительного явления. Лазорин тоже посмотрел назад. Гейзер быстро замерзал, подчиняясь температуре минус 220 градусов по Цельсию, но под давлением подкоркового океана планеты продолжал расти, как гигантское дерево, обвитое вихрями пара и ледяной пыли. Каллисто вибрировал, отчего кора его продолжала трескаться, покрываться волдырями проступающей воды, парить и кипеть….» «Сущность человека - в удивительной способности привыкать ко всему» Аркадий (28.08.1925 - 12.10.1991гг) и Борис (15.04.1933 -19.11.2012гг) Стругацкие Советские писатели – фантасты, соавторы и сценаристы.По многим их произведениям созданы художественные фильмы.Самые известные произведения: «Стажёры». «Путь на Амальтею», «Далёкая Радуга», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Аэлита» и др.По роману «Пикник на обочине» снят фильм «Сталкер» Аннотация к роману «Пикник на обочине» Одно из самых прославленных произведений братьев Стругацких, увлекательная история сталкеров - отчаянно смелых людей, на свой страх и риск снова и снова отправляющихся в место высадки пришельцев - аномальную Зону, полную опасностей и смертельных ловушек...Стругацкие очень часто задают человечеству сложные, трудноразрешимые или даже совсем неразрешимые вопросы. Сколько уже лет мы задаемся вопросом – одни ли мы во вселенной? И какими они будут – пришельцы из иных миров? Более развитыми и более гуманными? Более кровожадными? Какие цели они будут преследовать, идя на контакт с землянами? Захотят поработить или попытаются помочь нам подняться до их уровня развития? Уничтожат нас ненароком или просто поиграют, да и забудут навсегда, найдя себе новые более увлекательные занятия? «Космоскаф медленно плыл в двадцати пяти километрах от средней плоскости Кольца. Впереди исполинским мутно-желтым горбом громоздился водянистый Сатурн. Ниже, вправо и влево, на весь экран тянулось плоское сверкающее поле. Вдали оно заволакивалось зеленоватой дымкой, и казалось, что гигантская планета рассечена пополам» Алексей Леонов Родился 30.05.1934г.Дважды слетал в космос: 1965,1975гг.Первым вышел в открытый космос.Под впечатлением увиденного в космосе начал писать картины о космосе. Картины Алексея Леонова: лётчика - космонавта «Союз – Аполон» Вид из космоса Ютака Кагайя Родился в 1968 году в Саитами. Пишет замечательные картины о Космосе, но не только…С 1996 года пишет картины исключительно при помощи компьютерной техники. Картины Ютака Кагайя (Япония) Фантастические миры Фантастические миры Близнецы Пегас Ютака Кагайя Эти загадочные созвездия… Русские поэты о Вселенной Валерий Брюсов (1873 – 1924гг) Ещё быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет. Там всё, что здесь, в объёме сжатом, но также то, чего здесь нет …»«Я долго шёл, и, выбрав для ночлега Холм ледяной, поставил гибкий шест. В полярной тьме не Сириус, не Вега, - Как знак любви, сверкает Южный Крест…» Русские поэты о Вселенной Александр Блок (1880 – 1921гг.) «О край небес - звезда Омега, Весь в искрах, Сириус цветной. Над головой - немая Вега Из царства сумрака и снега Оледенела над землёй…»«Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, - который раз?...» Русские поэты о Вселенной Иван Бунин (1870 – 1953гг.) «Настала ночь, остыл от звезд песок. Скользя в песке, я шёл за караваном, И Млечный Путь, двоящийся поток, Белел над ним светящимся туманом…»«Тебя зовут божественною, Мира, Царицею в созвездии Кита. Таинственна, как талисманы Пирра, Твоей недолгой жизни красота…» Русские поэты о Вселенной Вероника Тушнова (14.03.1915 – 7.07.1965гг.) «Все было тихо и студеноМерцала инея слюдаНа мир глядела удивленноБольшая синяя звезда…»«К осеннему небу прикован мой взглядАвось я судьбу переспорюА звезды летят и летят, И падают в черное море…» Русские поэты о Вселенной Эдуард Асадов (7.09.1915 - 21.04.2004) «К рассвету все замолкло - Тишина.Медлительная, важная луна,Опутав звезды сетью золотой, Загадочно повисла над водой…»«У моста, поеживаясь спросонок,Две вербы ладошками пьют зарюКрохотный месяц, словно, котенокКарабкаясь, лезет по фонарю…» Эти необыкновенные созвездия … Контрольные вопросы: Назовите известных российских писателей – фантастов.Назовите известных зарубежных писателей - фантастов.Какие фантастические произведения о космосе вы читали?Назовите известных вам художников, которые свои работы посвящали Космосу.Поэзия один из методов выражения восторга Космосом. Назовите поэта, который вас поразил своим стихами.Назовите поэтов, посвятивших космосу свои стихи, но не названных в презентации. Литература 1 Асадов, Э.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2002. -624с.2 Беляев, А.Р. Звезда КЭЦ: Романы и повести. – М.: Эй-Ди-Лтд, 1993.-396с.3 Блок, А.А. Быть светлым меня научи: Избранная лирика 1898-1921гг. /Вступительная статья и составит. А. Черевченко/-Магаданское книжное Издательство, 1980. – 270с. 4 Бунин, И.А. Собрание сочинений в 4-х томах: т. 1. –М.: Правда, 1988.-480с.5 Головачёв, В.В. ВВГ, или власть времён Гармонии: Научно-фантастический романы. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 512с.6 Казанцев, А.П. Сильнее времени: Роман и повесть,- М.: Центрполиграф, 1997. – 489с.Интернет – ресурс7 www.liveininternet.ru (картины А. Леонова)8 www.tekku.ru (картины Ютака Кагайя)


3. Философия космизма .
4. Космизм в архитектуре
5. Космос в литературе и поэзии
6. Космизм в живописи
7. Космическая музыка. Терменвокс
8. "Соприковновение" произведений искусства с космосом
9. Миссия "Вояджера"

Работа
Ученицы 11-б класса ХСШ №133 "Иицей искусств"
Красниковой Александры

г.Харьков, 2013 г.

Вступление:

В переводе с греческого слово "космос" означает "порядок" (в отличие от хаоса). Сейчас это слово употребляют как синоним слова "Вселенная". Это говорит о том, что человечество всё больше убеждается в том, что наш мир гармоничен; существует, подчиняясь строгим и неизменным законам. Мы пытаемся познать эти законы, используя для этого достижения математики, физики, философии… И, надо отметить, уже многого достигли в этой области. Хотя некоторые вещи всё же остаются для нас загадкой…
Но человек - существо любознательное. Во все времена нас очаровывал тот небольшой "кусочек" Космоса, который мы видим с Земли - звёздное небо… Ещё древние люди слагали о космосе мифы, песни; изображали его на рисунках, запечатляли в скульптурах… Кстати, многие древние мифы довольно точно отображают ту информацию об устройстве мира, которой владеют современные учёные (этот факт положен в теорию палеоконтакта Эрика фон Деникена, но об этом позже).
С появлением телескопов люди смогли заглянуть "дальше вглубь". Звёзды, туманности, галактики… Невероятно красивое зрелище…
Как и раньше, человечество отображает свои "косимческие" мысли, чувства и ощущения в произведениях искусства.
" Звезды
ни с кем не помолвлены.
Ни с кем!
А такие красивые!" - писал Гарсиа Лорка.
Наверное, не очень сложно догадаться, какое чувство очарованности, завороженности я испытываю ко всему, что касается Космоса - этого таинственного внеземного мира…
И мне очень хочется отобразить это чувство в своей работе. Хочется донести до читателя всю красоту и гармонию той Вселенной, в которой нам посчастливилось жить. Те знания, которыми я обладаю на данный момент не позволяют мне сделать это, пользуясь математикой и физикой. Поэтому я решила "обратится за помощью" к искусству…
Надеюсь, что смогу достичь поставленной цели.

Ранним утром 17 февраля 1600 года на римской площади Кампо ди Фиори (Площадь Цветов) по решению папской инквизиции был сожжен на костре Джордано Бруно. Католическая церковь, которая тысячи лет душила любое проявление вольнодумства и человеческого ума, праздновала очередную победу, расправившись с человеком, который осмелился бросить вызов догматам веры.

Джордано уничтожили физически. Но ни гонение церковников, ни хмурая тюрьма, где он страдал длинных семь лет, не смогли убить его могущественный дух. Он не отрекся от своих взглядов и, выслушав приговор папского суда, презрительно бросил в лицо инквизиторам: "Наверное, вы с большей боязнью читаете приговор, чем я его слушаю!"

Бруно осудили и казнили за то, что он отстаивал мысль о бесконечности миров, о движении Земли, о сохранении материи. В книге "О бесконечности Вселенной" ученый писал: "Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружат вокруг своих солнц подобно к тому, как наши семь планет кружат вокруг нашего Солнца. На тех мирах есть живые существа".
В своих книгах и антирелигиозных памфлетах Бруно отстаивал идею, что Вселенную объединяют внутренние причинные связи и он не требует творца (бога). Официальная средневековая мысль считала Вселенную конечной, а бесконечность приписывала божеству. Для Бруно же Вселенная была бесконечной, а Земля - такая же планета, как и другие во Вселенной.
Гениальные предвидения Джордано Бруно были подтверждены наукой через три столетия. Сегодня на Кампо ди Фиори в Риме стоит памятник непокоренному Бруно с надписью: "От столетия, которое он предусмотрел, на том месте, где был зажжен костер".

Но был ли Джордано первым в истории человечества, кто высказывал мысли о бесконечности космоса, о других солнцах и землях?

(продолжение в оглавлении выше)

Своими впечатлениями о выставке «Космос завтрашнего дня» делится известный американский художник, ученый, главный редактор журнала «Леонардо» Фрэнк МАЛИНА.

Здесь, на выставке в Баку, оценивая творения моих собратьев – художников-фантастов, беседуя с восторженными, скептически настроенными, потрясенными посетителями, я не раз задавался вопросом: каковы пути и возможности изобразительных искусств в эпоху освоения околоземных просторов? Древняя мечта человека обрести крылья, летать в воздухе осуществилась, как известно, в начале нынешнего века. Естественно, развитие авиации повлияло и на зрительное восприятие художников. Некоторые из них пытались создать на холстах впечатление быстрого движения тел, пользуясь обычными приемами живописи. Другие разрабатывали так называемое «кинетическое» искусство, создающее у зрителя ощущение реального движения во времени. Третьи как бы вводили в свои произведения «авиационные» сюжеты: так рождались пейзажи, напоминающие просторы матушки Земли, наблюдаемые с борта летящего самолета. Но в общем-то я бы не сказал, что искусство эпохи воздухоплавания можно было сравнить – с точки зрения эстетики – с достижениями классической живописи.

Что же нового привнесла (или привнесет) в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и вселенной?

Для большинства из нас первый полет в самолете – переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.

Искусство «космического века» вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов; встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса, – и сразу стало ясно, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого. Именно творчество Алексея Леонова и его соавтора Андрея Соколова навело меня на мысль разнообразить свои творческие приемы. Так, к примеру, я начал вводить в кинетические картины и композиции изображения космических траекторий и орбит, хотя и реальных, но невидимых как для человека, так и для его приборов.

Выход представителя земной цивилизации в космическое пространство можно сравнивать по своему значению с переходом наших предков с дерева на землю. Психологические и философские последствия этого выхода для будущего развития человечества могут быть огромными. Впервые в истории человек получил возможность наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества. Какие полотна будут висеть на стенах космических кораблей, бороздящих эфирные волны? Что увидят наши дети (а может быть, и мы?) в картинной галерее на Луне или на Марсе? Вопросы далеко не праздные. Ибо там, в небе, законы восприятия разительно отличаются от земных.

Представим себя, например, на Луне. Там нет атмосферы и, стало быть, нет рассеяния света. Небо кажется черным, а звезды и планеты видны всегда. Тени тоже совершенно черные. Оценивать расстояние на Луне труднее, чем на Земле, смотреть на Солнце или на отражающие его лучи. полированные поверхности опасно. Очевидно, живописцу здесь легче всего будет создавать гравюры.

Зато возможностям скульптора на Луне позавидуешь! Тут можно без заметных усилий сооружать памятники под стать египетским пирамидам, притом практически вечные! Кинетические объекты, движимые ветром, на Луне невозможны, но энергия солнечного света в вакууме заставит двигаться кинетические скульптуры. Какой они будут формы? В какие цвета окрашены? Засияют ли фосфоресцирующим светом или будут подсвечены изнутри? На эти и другие бесчисленные вопросы ответит недалекое будущее. Но уже теперь я убежден: результаты, полученные на нынешней стадии выхода человека в космос, заслуживают большего внимания со стороны мастеров, работающих в области изобразительного искусства. Выставка «Мир 2000 года» – залог того, что искусство не стоит на месте, что оно вечно в движении, что спектр земных красок раздвигается в космические пределы. Удачи вам и вдохновения собратья-живописцы!

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ксенией Подлипенцевой, искусствоведом, куратором художественных проектов, в рамках фестиваля «Библионочь-2018».

Космос - тема, волновавшая художников в разные эпохи, но, пожалуй, наиболее своеобразно она была представлена в космизме, футуризме и супрематизме.

Космизм - особое явление первой половины XX века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров, создавший план так называемого «общего дела ». Согласно представлениям Фёдорова, человечеству надо объединить все усилия для того, чтобы достигнуть бессмертия и осваивать космос.

Конечно, можно сказать, что идея бессмертия восходит к православной традиции, но есть существенное различие. Прежде всего, в том, что Фёдоров говорил о бессмертии не только души, но и тела. Причём «бессмертные» должны были ещё и озаботиться тем, чтобы оживить всех, кто жил когда-либо ранее. Поскольку подобное рано или поздно привело бы к перенаселению Земли, Фёдоров предполагал, что к тому моменту люди уже достигнут такого уровня знаний, что им будет под силу переселиться на другие планеты, хотя в то время, естественно, никакого технического оснащения для полётов в космос ещё не было.

Помимо Фёдорова, это направление также разрабатывали Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский. А с точки зрения живописи самым известным космистом был Николай Рерих, обращавшийся к жанру философского пейзажа.

Прежде всего, это пейзаж «обобщённый», в нём нет акцентуации на индивидуальных чертах конкретной местности. Не менее важной особенностью является свет: свет на картине не столько явление физического мира, сколько маркер духовного состояния художника. Наконец, на полотнах Рериха всегда выделяется небо: даже горы принимают очертания облаков или напоминают иные небесные объекты.

Люди на полотнах Рериха, как правило, не располагаются в центре, то есть не являются главными героями, хотя и нельзя сказать, что их «задавливает» бесконечное небо: скорее, все элементы картины находятся в гармонии, ведь основная идея творчества художника - это гармония человека и Вселенной.

Пожалуй, высокой оценкой для Рериха можно считать признание Гагарина, который так описал свой полёт в космос:

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Не менее значимым направлением в начале прошлого столетия был футуризм : зародившись в Италии, он наиболее громко заявил о себе в России, став одним из самых радикальных явлений авангарда. Футуризм считал себя провозвестником новой эры, воспевая, однако, не столько будущее, сколько стремительно развивавшееся настоящее заводов и машин.

Будетляне, первая группа писателей-футуристов, не раз в своём творчестве обращались к фантасмагорическим для того времени образам покорения Вселенной. Однако в футуристической живописи космический мотив всё же не являлся ведущим. Самыми яркими примерами здесь можно назвать «Пустоту» Натальи Гончаровой, произведение, написанное в период её увлечения беспредметной живописью, и серию картин «Пространство».

Несмотря на всю агрессивность и самоуверенность футуризма, к началу Первой мировой он начал потихоньку затухать, раскалываясь на разнообразные течения и уступая место другим направлениям искусства.

Супрематизм связывают, прежде всего, с его создателем - Казимиром Малевичем. И конечно же, самая знаменитая картина, ассоциирующаяся с именем этого художника, - «Чёрный квадрат», абсолютно уникальная вещь по количеству существующих интерпретаций. В этом периоде Малевич отказался от предметности, заявив, что живопись должна выражать не предмет, а ощущение художника от предмета. Иными словами, Малевич призывал отказаться от «посредника» формы и писать ощущение.

На картине - чётко очерченный чёрный квадрат, граничащий с белым фоном; необходимо учитывать, что произведение, как правило, экспонируют на белой стене. Представьте мысленно, как белый фон холста сливается с белым фоном окружения, а сам квадрат отдаляется всё дальше и дальше, постепенно превращаясь в чёрную точку… Нет смысла искать в «Чёрном квадрате» особый сюжет или иную картину, якобы спрятанную под слоем краски. По сути, «Чёрный квадрат» - это попытка графически представить бесконечность Вселенной.

Евгений Ковтун, искусствовед

из статьи «“Победа над солнцем” - начало супрематизма»

Супрематический метод состоял в том, что Малевич взглянул на землю как бы извне, внутренняя «духовная» вселенная подсказала ему этот взгляд, и сразу же рухнули незыблемые каноны пространствопостроения. В супрематических станковых работах исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх - низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией.

Главный элемент на картинах Малевича - супремы (от лат. supremus - наивысший), геометрические фигуры, нарисованные в отрыве от земли, отражали идею художника о космическом городе, комплексе, свободно парящем в воздухе, создание которого было бы возможно благодаря будущим научно-техническим достижениям.

Более конкретно разрабатывал космическую тему один из любимых учеников Малевича - Илья Чашник, считавший супрематизм «мироощущением беспредметных, природных и космических сложений». В его самой известной работе «Красный круг на чёрной поверхности» можно угадать планету в бескрайнем космическом пространстве и находящуюся рядом с ней космическую станцию, хотя по-прежнему речь идёт именно о супрематической композиции. Интересно, что эту картину часто можно встретить на обложках книг научной фантастики.

Конечно, перечисленными направлениями космическая тема не ограничивается: чего стоит причудливый «соцфутуризм», рисовавший светлое будущее освоения других планет и контактов с инопланетными существами. И хотя в XXI веке появились новые, небывалые возможности для изучения Вселенной, стоит признать, что в прошлом столетии тема космоса вызывала гораздо больший ажиотаж - по крайней мере, в искусстве.


За 52 года, прошедшие с момента первого полета человека за пределы Земли, космические путешествия и Космос как таковой много раз оказывались в зоне внимания художников. А потому сегодняшний наш обзор коснется самых лучших и интересных примеров влияния космической темы на современное искусство .



Картина Винсента Ванг Гога «Звездная ночь» является одной из самых популярных для всевозможных переделок-пародий. Одну из необычных ее копий создал астрофизик Алекса Харрисона Паркера (Alex Harrison Parker), «нарисовавший» реплику этого известного произведения из космических снимков.




Одним из самых известных деятелей современного уличного искусства является Space Invader, который расклеивает мозаичные изображения персонажей одноименной видеоигры по всему миру в весьма заметных местах. Одна из его работ, кстати, отправилась даже на Международную Космическую Станцию.




В 1960-х годах на волне всемирного восторга от успехов в освоении Космоса со стороны СССР и США, школьный учитель из Замбии набрал отряд из одиннадцати своих соотечественников, чтобы подготовить их к будущим полетам на орбиту. Он одевал афронавтов в специально созданные для этого костюмы, чем-то напоминающие скафандры, гонял по горам и заставлял жить в невыносимых условиях, готовя смельчаков к трудностям. Спустя пятьдесят лет фотохудожница Кристина де Миддел (Christina de Middel) решила восстановить эту ситуацию и создала серию удивительных фотографий, реконструирующих события тех лет.




Согласно одной из теорий, Элвис Пресли не умер, а улетел в Космос, туда, откуда он пришел на Землю. Эта идея и была обыграна в картине, представленной на выставке «Космическая Одиссея 2011» в музее Мыстецкий Арсенал в Киеве. А, вместе с Элвисом, астронавтом стал и комик Эдди Мерфи.






Два года назад Президент США Барак Обама объявил о существенном сокращении финансирования американский космических исследований, что привело к увольнению многих узкоспециализированных специалистов, в том числе, и астронавтов. Вот о реакции последних на эту новость и посвящена серия фотографий Astronaut Suicides, созданная Нилом Дакостой (Neil Dacosta).




Скандальный художник Олег Кулик известен не только своими необычными выходками, граничащими с приступами сумасшествия, но и гиперреалистичными скульптурами, одна из которых показывает летающего в открытом Космосе советского космонавта с надписью СССР на шлеме.



Contact 1 – город космической эпохи из LEGO от Майка Дойла (Mike Doyle)
Скульптор Майк Дойл (Mike Doyle) занимается созданием огромных работ из элементов конструктора LEGO. Новое его произведение, названное автором Contact 1, представляет собой фантастический космический город, будто бы содранный с иллюстраций научной фантастики 60-70-х годов двадцатого века.