Конгруэнтность: определение понятия. Конгруэнтность - это принятие самого себя целостной личностью

Отсутствие или наличие конгруэнтности в поведении индивида не всегда осознаётся им самим, но почти всегда ощущается окружающими. С конгруэнтными людьми приятно и легко общаться, если они проявляют дружелюбие. Но можно испытать и совершенно противоположное чувство, когда конгруэнтный человек находится в состоянии гнева.

Что такое конгруэнтность

Термин «конгруэнтность», автором которого является Карл Роджерс, с латинского языка переводится как согласованность, соответствие , непротиворечивость. Это такое состояние, при котором слова человека в полной мере совпадают с его действиями. Слова-синонимы конгруэнтности - это аутентичность и подлинность. В каждой науке этот термин имеет своё определённое понятие .

  • Конгруэнтность в психологии - это принятие человеком свои реальных ощущений, проблем и переживаний, их последующее озвучивание без использования психологической защиты. В состоянии конгруэнтности человек свободен, не прячет себя за маской. Даёт возможность себе и другим воспринимать его таким, каким он является на самом деле.
  • В религии конгруэнтность называется состоянием Бога, блаженства, энергии «ци». Иногда для достижения этого состояния используют определённые обряды, мантры и другие действия, которые помогают достичь конгруэнтного состояния.
  • Отдельно характеризуется конгруэнтность и в анатомии. Это абсолютное соответствие форм соприкасающихся суставных поверхностей.
  • Конгруэнтность в математике означает равенство всех углов, фигур, отрезков.

Примеры конгруэнтного и неконгруэнтного общения

Конгруэнтность можно рассматривать не только как факт в психологии, но и как характеристику общения .

Пример конгруэнтного поведения: абсолютная искренность, состояние гармонии и целостности. Человек делает, говорит и чувствует одно и то же . Он никогда не врёт, общается без фальши, искренен и притягателен, всегда может найти общий язык со всеми.

Примером неконгруэнтности является ложь, лесть, ситуации, в которых грустный человек говорит, что ему весело и он чувствует себя радостным, но на самом деле это не так (противоречит сам себе). Неконгруэнтные люди всегда фальшивят , в их словах нет искренности, они действуют на окружающих отталкивающе.

Причины неконгруэнтности

Одной из причин неконгруэнтного поведения является желание казаться лучше для других . Человек пытается произвести впечатление, используя несоответствующие его состоянию действия. Например, повышает интонацию голоса, прилагает лишние усилия. Делать это он может как осознанно, так и неосознанно.

Вторая причина – это желание продемонстрировать высокий статус , которого на самом деле нет. Человеку не нравится его текущий статус и он сопротивляется ему, поэтому ведёт себя неконгруэнтно. Изначально у него получается играть такую роль, но через определённое время уже не выходит. Отсюда возникает внутреннее сопротивление.

Преимущества конгруэнтности

Конгруэнтность даёт индивиду ряд преимуществ:

  • Быть собой, естественным и настоящим
  • Не поддаваться чужому давлению и не ощущать его
  • Испытывать здоровые эмоции
  • Чувствовать себя хорошо и расслабленно
  • Быть притягательным для окружающих людей

Кроме того, конгруэнтное поведение даёт человеку чёткую уверенность в себе, которая достигается за счёт действий, согласованных с эмоциями и мыслями. Это очень важно и будет большим плюсом во многих сферах жизни . Например:

Очень важно в бизнесе уметь вести переговоры с партнёрами. И конгруэнтность предпринимателя станет большим плюсом

  • Публичные выступления

В этом случае это качество очень полезно, ведь главная задача оратора убедить слушателей в чём-то

  • Личная жизнь

Самые крепкие отношения – это те, которые построены на искренности и доверии. И только конгруэнтный человек может достичь этого.

Как достичь конгруэнтности

Чтоб достичь конгруэнтного состояния нужно:

  • быть честным к окружающим людям и к себе в первую очередь
  • общаться с людьми просто, не прилагая для этого ненужных усилий
  • быть максимально естественным настолько, насколько можно это сделать
  • не подстраиваться под чужую манеру разговора и не копировать слова других людей
  • не менять без надобности интонацию в голосе во время разговора
  • принимать своё сиюминутное состояние и не сопротивляться ему
  • показывать своё эмоциональное состояние, давать возможность эмоциям проявляться

Для развития конгруэнтного поведения есть одно хорошее упражнение , которое называется «несопротивление». Для его выполнения нужно отправиться в спокойное место и просто общаться там с людьми. Не сопротивляться ничему и быть полностью собой.

Суть упражнения в том, что чувствуя необходимость сделать то, чего не хочется, вы это все же не делаете. К примеру, вы чувствуете нервозность и привычке хотите скрыть её, но не скрываете, ведь теперь вы делаете и проявляете то, что чувствуете в данный момент времени. Вы позволяете нервозности выходить наружу невербально, то есть через жесты. Польза этого упражнения в том, что теперь человек не в роли кого-либо, а просто настоящий .

Достижение конгруэнтного поведения должно стать целью развития личности. Но в самом процессе развития человек столкнётся с новыми нехарактерными ему формами поведения, с собой новым, несоответствующим себе старому. На первый взгляд, может показаться, что действия, наоборот, неконгруэнтны. Но со временем человек придёт к тому уровню, когда подобные формы поведения станут нормой и конгруэнтность будет достигнута .









   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.

congruens, -ntis - соразмерный, соответствующий) в широком смысле - равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно - содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой.

В психологии - согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле - целостность, самосогласованность личности вообще. Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки .

Иногда в близком к конгруэнтности значении используется понятие аутентичности .

Конгруэнтность или её отсутствие в собственном поведении не всегда осознаётся индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого (сознательно или нет).

Термин конгруэнтности введён Карлом Роджерсом .

Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной».

С конгруэнтным человеком очень приятно общаться, когда он конгруэнтен в своем проявлении дружелюбия, но также можно испытать глубокое чувство страха, когда он конгруэнтен в проявлении гнева, такого человека легко понять.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конгруэнтность (психология)" в других словарях:

    Конгруэнтность - Состояние, в котором слова человека соответствуют его действиям. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения соответствуют друг другу. Состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта. Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от др. греч. μόνος один, единственный) философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и… … Википедия

    Данная статья о философском и религиозном понятиях. В Википедии есть также статья о Единство (значения) Единство (др. греч. μονάς, лат. Unitas) такая взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему… … Википедия

    Эгосинтония психиатрический термин, обозначающий психологическое состояние личности, при котором индивид принимает свои нестандартные качества личности и живет в гармонии с ними. Таким образом, термин «эгосинтония» противопоставляется … Википедия

    Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия

    Общение в семье: детско-родительские отношения - Определение детско родительских отношений (Д. р.о.) очень широкое и трактуется как: а) собственно эмоциональные отношения детей и родителей, б) характер взаимодействия ребенка со взрослым, характер родительского воспитания, как реализация одной… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Конгруэнтность – (лат. congruens, -ntis - соразмерный, соответствующий), в психологии: состояние целостности; поступление правдивой информации; согласованные действия, исходящие вербальным методом и невербальным. Конгруэнтный человек – это искренний человек, не замеченный во лжи. Например, когда мы общаемся, можем заметить соответствие внешнему состоянию внутренней действительности. Это понятие о конгруэнтности было введено Карлом Роджерсом. Как пример неконгруэнтности может выступать притворство или обман. Их путают с лицемерием и двуличием.

Теория конгруэнтности

Человек, который проявляет неконгруэнтность, может даже этого и не осознавать. Это происходит в момент гнева или стресса, или растерянности. Человек, в тот момент, правда так думает. И мы это замечаем, но не уделяем большое внимание, понимаем и прощаем. Но бывает так, что человек специально старается обмануть, надевает какую-либо маску. Тогда мы начинаем по-другому относиться к нему.

Конгруэнтность в общении

С конгруэнтным человеком хочется поддерживать общение, иметь деловые отношения. Мы практически всегда уверены в правдивости его слов. Нас не посещают сомнения по поводу его неискренности. Вспомните свое отношение к маленькому ребёнку.

В общении с подозрительными людьми всегда обращайте внимание на внешние показатели. Довольно часто аферисты выдают себя именно невербальным способом. Сравнивайте с услышанным, и тогда вы будете внимательны и сосредоточены. Вследствие - не обмануты. Принцип конгруэнтности заключается в том, чтобы быть честным, как по отношению к себе, так и к другим. Окружающие люди чувствуют неискренность. Это необходимо понимать. В любой профессии конгруэнтные люди очень ценятся.

Конгруэнтность в коммуникации

Каждый день для усовершенствования себя нам нужно развиваться. Если неряшливый конгруэнтный человек и дальше будет продолжать ссорить у себя в квартире и на улице, то никогда не достигнет успехов. Потому что в каждом поступке мы проявляем себя. Как у нас дома и в семье, так у нас на работе и с друзьями. Старайтесь выработать в себе полезную привычку. И так, одну за одной, вырабатывайте другие, заменив плохие.

Воспитывать себя необходимо для коммуникации. Будьте честны и опрятны. С такими людьми идут на компромисс, они располагают к себе, заинтересовывают.

Быть конгруэнтным не сложно. Все начинается с малого. Если вы хотите добиться этого от окружающих, начните с себя:

Конгруэнтность – это согласованность разных элементов, объектов, компонентов какой-нибудь структуры, их слаженная работа и соответствие друг другу, благодаря которому достигается гармоничная работа и целостность общей структуры. Это определение обобщенное, так оно понимается, если говорить в широком смысле, т.е. его применение в различных сферах деятельности и науках: в общении, психологии, математике, философии, социологии.

Конгруэнтность синоним — это согласованность, совпадение, соответствие, соразмерность, сравнимость.

Понятие конгруэнтности, как термин имеет свои истоки в английском языке, откуда и заимствован соотечественниками для употребления, поскольку аналога этого термина нет. Наибольшую популярность понятие конгруэнтности имеет в психологии. Практическая психология толкует термин конгруэнтности, как слаженное функциональное действие определенных компонентов, характеристик, структур жизни личности, которое обеспечивает общую гармоничную картину действий человек. В таком значении говорится о конгруэнтности вербальной и невербальной информации, обещаний и действий, внутреннего состояния и внешнего поведения, жизненных целей и их исполнения. Конгруэнтность в основном проявляется в согласованности внешнего проявления действий внутренним чувствам.

Конгруэнтность личности определяется ее способностью к осознанию своих ощущений и переживаний и их выражению в поведении с самим собой и с другими. Также конгруэнтность проявляется, когда сходятся оценочные суждения двух человек по отношению к какому-то предмету или объекту.

Что такое конгруэнтность

Термин конгруэнтность, который активно употребляется в различных науках, произошел еще от латинского congruens, которое обозначает совпадающий, пропорциональный, также значит сообразность и соответственность.

Конгруэнтность это в математике термин, который обозначает равенство углов, отрезков, различных фигур.

Конгруэнтность в геометрии это понятие из элементарной науки, его свойства могут быть описанными соответственными аксиомами, отсюда и аксиомы конгруэнтности. Две фигуры являются конгруэнтными, в случае, если хотя б у одной из них есть возможность перейти в другую при помощи движения.

Конгруэнтность в физике понимается, как количественная равноценность качественных равнозначных состояний процесса или явления.

Сходным к конгруэнтности есть понятие аутентичности, которое обозначает подлинность и правдивость, в данном случае правдивость действий в соответствии с его мыслями и установками.

Конгруэнтность личности дает ей возможность делать абсолютно все, говорить, дышать, жить в соответствии с собственными ценностями и правилами. Если человек выглядит умиротворенным внешне и душа у него спокойна, то он конгруэнтен. Также можно легко наблюдать конгруэнтность человека в его разговоре – если то, что он говорит гармонично соотноситься с тем, в какой форме он это говорит. В процессе конгруэнтности происходит безоценочное принятие и осознание личностью своих актуальных чувств, волнений и проблем, которые позже выражаются в разговоре и поведении, способами, которые не влияют травмирующее на других.

Итак, что такое конгруэнтность? Это динамическое состояние человека, когда он свободен и правдоподобен, не чувствует потребности в психологической защите, прятании, надевании масок.

Конгруэнтность наблюдается, когда чувства внутреннего мира точно отражены человеческим сознанием и проявляются в поведении, когда можно воспринимать людей такими, какими они действительно есть.

Конгруэнтность в общении означает особенный режим деятельности фасилитатора. Конгруэнтность расширяет границы понимания между партнерами и делает общение более понятным и ясным, поскольку человек доверяет собеседнику, и ему нет необходимости включать защитную реакцию, он внимательного слушает партнера, не отвлекаясь на защиту себя. Когда человек видит, что к нему относятся с большим доверием и абсолютным пониманием, он сам становится более конгруэнтным и направленным на более открытое общение. В результате такого общения личность может измениться, стать более конгруэнтной, целостной, активной и способной разрешать множество внутренних конфликтов, из-за чего экономится энергия для более раскованного поведения в общении.

Конгруэнтность в общении означает, что даже один собеседник, который им владеет, может поспособствовать намного лучшему взаимопониманию, сближению партнеров, улучшению и оптимизации их общения.

Конгруэнтность в психологов помогает выражать истинные чувства и искренность консультанта по отношению к клиенту. Этот процесс очень важен, потому что клиент будет доверять психологу, а тому легче будет заглянуть в душу клиенту.

Также говорится об обратном чувстве, то есть о не конгруэнтности, ее можно наблюдать, если в человеке чувствуется несоответствие его поступков и истинных мыслей. Ее можно увидеть на лице человека, когда например, ему неприятно что-то делать, но он должен, то его лицо, естественно, радости выражать не будет. Имеют здесь место также проекции одного человека на другого, когда ему кажется, что тот неконгруэнтен, хотя это может быть не так. Можно просто неправильно понять смысл действий и совершенно неправильно интерпретировать его действия.

Нужно также объяснить, откуда берется не конгруэнтность. Поскольку в своем поведении демонстрируют статус, пытаются превзойти собеседника, хотя часто на самом деле, за этими выхваляниями не стоит ровным счетом ничего. Человек, может, какое-то время вести себя подобным образом, даже соответствовать надуманному статусу, но такая игра на долгое время не задерживается. И причина тут в том, что нет у человека никакого высокого статуса, и он это понимает, и ему это не нравится и он сопротивляется этому. Так, появляется внутреннее сопротивление, когда человек сопротивляется истинным, природным чувствам он становится не конгруэнтным.

Примерно в половине двадцатого века разные ученые начали более широкие исследования особенностей социального поведения и так появлялись разные теории, обозначающие поведение человека в социуме.

Среди них теория структурного баланса Хайдера, теория коммуникативных актов Ньюмана, теория Фестингера, теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, которая разрабатывалась совершенно отдельно от других. Осгуд и Танненбаум предложили термин конгруэнтности, как замена понятию баланса у Хайдеровской теории и консонанса у Фестингера.

Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума содержится в том, чтобы достигнуть баланса когнитивной системы воспринимающего субъекта он должен одновременно менять свое отношение к партнеру отношения и к объекту, который имеет значение для них двоих и оцениваться ими обоими.

Теория Осгуда и Танненбаума отличается тем, что в ней делается попытка предугадать изменение аттитюда (отношения), которое происходит в человека под влиянием желания установить согласованность внутри когнитивной системы сразу к двум объектам, если говорить о триаде. Данная теория чаще применяется в массовых коммуникациях, отсюда и пример в данной области. Когда реципиент дает позитивную оценку коммуникатору, который дает позитивную оценку какому-то предмету, который сам реципиент негативно оценивает, тогда в его когнитивной системе возникает не конгруэнтность, поскольку с двух сторон оценки – его собственная и позитивно воспринимаемая оценка коммуникатора, они не совпадают.

Выходом из такой ситуации есть изменение отношения реципиента к личности коммуникатора и к предмету оценивания одновременно. Осгуд и Танненбаум вводят специфические понятия: «ассоциативные утверждения» и «диссоциативные утверждения», для применения их в методике семантического дифференциала, применяемой в изучении социальных стереотипов и, применяемая, потом к теории конгруэнтности.

Теория коммуникативных актов Ньюмана гласит о том, что для личности, которая находится в состоянии дискомфорта, который вызван несогласованностью отношений к партнеру и также к предмету их общей заинтересованности, может быть способом преодоления этого дискомфорта в дисбалансе – улучшение коммуникативных актов между людьми, в процессе которых меняется позиция одного из партнеров и достигается согласованность.

Все эти теории звучат по-разному, но, по сути, объясняют одно и то же. Поэтому можно проследить основоположную идею всех когнитивных теорий. Основная мысль, которую преследуют ученые в своих теориях обозначает то, что когнитивная сторона личности не может быть дисгармоничной, или несбалансированной, если так и есть, то сразу появляется тенденция каким-то способом внести изменения, чтобы исправить это состояние и возобновить внутренний баланс когнитивной системы.

Конгруэнтность это в психологии

В психологии конгруэнтность означает соответствие внешних проявлений внутренним чувствам личности.

Конгруэнтность это в психологии поведение человека, которое выражает его внутреннее эмоциональное состояние и влечения, несет переживания целостности, прилива сильной энергии, ощущения комфорта. Это проявляется невербальными реакциями: согласованности действий и мимики, слов и интонаций, движений и их соответствия к ситуации.

Конгруэнтность в психологии, как термин был введен психологом Карлом Роджерсом в его личностно-ориентированной психотерапии.

Конгруэнтность в трактовке К. Роджерса представляет собой соответствие идеального «Я» человека, и согласованность «Я» и переживания в жизни личности и также описывает ее, как динамическое состояние психолога, структурные элементы психики (установки, чувства, переживания, эмоции) и опыт жизни которого могут свободно и адекватно высвобождаться в отношениях с клиентом. И в отличие от чувства личность переживает, собственные чувства и открывает их, показывая другим абсолютно искренне.

В теории Роджерса конгруэнтность совершенно другая, чем в социологических теориях. Он лично определил термин конгруэнтности, в его трактовке, она представляет собой соответствие личностных переживаний и сознания, также сюда можно добавить и общение, то есть соответствие опыта, сознания вместе с общением, и так можно добавлять эмоции, чувства и другие категории человеческой жизнедеятельности, которые являются важными и могут соотноситься с опытом и сознанием.

Вместе с описанием своей теории Роджерс прилагает также наглядный пример для лучшего ее понимание. Например, человек в споре переживает явное раздражение и , что сразу же сказывается на его поведении и физиологических реакциях. Хотя сам говорит, что он спокоен и просто защищает свою точку зрения. Здесь отчетливо проявляется несоответствие чувств и самоощущений. Также очень простой пример: человек, пришел на вечеринку без компании, ни с кем не познакомился, соответственно ему было скучно весь вечер и он это прекрасно понимал, но прощаясь, с хозяином, говорил, что прекрасно провел время и совершенно не скучал. Это пример конгруэнтности между переживанием и уведомлением. Такая не конгруэнтность очень похожа на ложь. Но совершая такой поступок, человек как бы защищает себя от ненужных реакций.

Если человек очень часто действует подобным образом, говорит об одном, а думает о совершенно другом, то есть очень часто рассогласованный, не конгруэнтный, он ставит себя под угрозу серьезного расстройства в понимании самого себя, своих ощущений, желаний и мыслей, и потребует психотерапевтического воздействия для сохранения целостности. Этому человеку придется заново раскрывать себя, как он есть, обращать внимание на свои чувства и учить, как их распознавать и поступать в соответствии с ними. Полноценная здоровая личность всегда конгруэнтна, это говорит о ее психическом здоровье, адекватности восприятия себя и других людей. Конгруэнтный человек, даже если понимает, что например, его волнуют какие-то чувства по отношению к какому-то объекту, он всегда их покажет, или расскажет о них, если это будет по отношению к человеку, он постарается выйти на контакт и как-то поделится своими чувствами, чтобы разобраться, в чем причина его волнений.

Конгруэнтность должна быть качеством, неотъемлемым для людей в профессии, которые общаются с коллегами или клиентами. Когда учитель конгруэнтный, он открытый в отношениях с учениками. Он такой, каким есть в жизни и на него не влияют никакие факторы, которые делали бы из него рядового учителя, который только видит перед собой задание в том, чтобы сухо дать материал и на этом закончить. Конгруэнтный учитель восхищается успехами учеников, их знаниями, идеями, мыслями, и если ему тоже что-то не нравится в поведении учеников, он сразу скажет им об этом, не будет таить на них злобу, а четко даст понять, что он думает и как им следует себя вести. Он будет холодным, если так ощущает, и позитивным и теплым в отношении, если ему так хочется. Ему нет необходимости врать ученикам, поскольку ложь порождает новую ложь, и не хочет, чтобы они тоже ему лгали и обманывали. Он понимает свои чувства, и действия связанные с ними, ему нет необходимости проектировать их на учеников. Потому что он живой и интересный человек, желающий научить своих учеников быть такими же, а не безличное существо, запрограммированное на помещение знаний в головы ученикам, которые иногда совершенно не поддаются научению.

Такая конгруэнтность в психологии считается очень заманчивой, поскольку, из нее выходит, что человек может вести себя, как ему вздумается, говорить все, что захочется, проявлять холодность, игнорирование, открыто проявлять неприязнь, агрессию, потому что выход этих эмоций наружу, а не сокрытия их в себе, делает из человека психологически здоровую личность. Как бы не так. Если все люди вели себя так, как им хотелось и говорили все, что вздумается – мир был бы сущим хаосом. Но благодаря нормам и правилам социума, ценностной ориентации общества человек становится воспитанным, учится адекватно выражать свои эмоции и сдерживать в себе непозволительные чувства, иногда демонстрирует противоположные чувства, если есть необходимость скрывать истинные. Если личность умеет говорить, так как она думает, но при этом думает, что именно говорить, как правильно сообщить информацию так чтобы это не выходило за социально приемлемые рамки, она является полноценной и здоровой. Но бывают все-таки люди, которые не могут приспосабливаться к правилам общества, их поведение называется , то есть таким, которое отклоняется от норм социума.

Конгруэнтность дает человеку определенные преимущества. Человек, может позволить быть самим собой, быть непринужденным, проектировать самого себя, не позволять другим давить на себя. Конгруэнтный человек имеет здоровую эмоциональную систему, поскольку он дает эмоциям естественный и адекватный выход, благодаря этому человек чувствует себя хорошо, он расслабленный, и не напрягается по пустякам, не тратит энергию на то, чтобы придумать себе оправдания, объяснение своим поступкам. Конгруэнтный человек умеет грамотно, искренне и в нужном свете подать и выражать себя. Каждое действие у такого человека согласованно с его мыслями, эмоциями, переживаниями и жизнью, в которой все идет своим порядком.

Чтобы достичь конгруэнтности, необходимо, главное, быть честным с самим собой, своими переживаниями, эмоциями и искренне проявлять их в отношении к другим. В общении с другими не нужно предлагать чрезмерные усилия, что-то доказывать, лучше тратить эту энергию на улучшения самого себя, на самоусовершенствование. Нужно быть естественным настолько, насколько это, возможно, в рамках позволенного. В общении с другими людьми не нужно думать о тональности своего голоса, и как подстроиться под манеру чужого голоса. Нужно принять свое актуальное состояние полностью, не прятать свои искренние эмоции.