Кинта да регалейра португалия. Таинственный замок кинта-да-регалейра

Расскажу сегодня, наверное, о самой интересной и запоминающейся достопримечательности города Синтра, дворцово-парковом комплексе Кинта да Регалейра. Если вы любите бродить по уединенным скверам, забираться на башни и лазить по пещерам, то данное место просто создано для вас!
В своей статье про , я уже писал, что до Кинта да Регалейра можно добраться на автобусе №435 Sintra Estação (Circular) Villa Express . Быстро перекусив на улице возле центрального вокзала Синтры, мы поехали к дворцово-парковому комплексу. Дорога заняла не более 10 минут. Природа Синтры потрясает с самого первого взгляда, вокруг яркая зелень… цветы повсюду, чувство, словно попал в какую-то сказку…

Стоимость прохода в парк, на момент нашего пребывания, составляла 8 евро, если еще заходить в дворец, то цена увеличивается до 12 евро. Из отзывов туристов, я понял, что сам дворец мало интересен и его интерьеры менее красивы, чем во Дворце Пена, а так как после посещения Кинта да Регалейра, мы планировали поехать в ранее упомянутый дворец, то было принято решение ограничиться только осмотром парковой зоной комплекса… Кххмм.. ограничиться, это конечно скромно сказано. В парке вполне можно провести полдня. При покупке билетов вам выдадут специальную карту парка, это очень удобно! Начало осмотра парка начинается с главного дворца.

Дворец Кинта да Регалейра

Сразу бросилось в глаза практически полное отсутствие туристов, а вокруг поют птички… летают бабочки… красота:-). Сам парк многоярусный. Мы сразу же решили подняться по верхней дорожке и вскоре перед нами внизу оказалась часовня…

Вид сверху на часовню

Кстати, хотя на улице было +25 градусов, жары особой не было. Прохладный ветер с атлантического океана давал о себе знать, так что обязательно возьмите с собой теплые вещи, особенно, если в планах посещения на этот же день запланирован Мыс Рока. Немного пройдя дальше часовни, можно запечатлеть сразу и дворец и часовню, а на фоне зелени и голубого неба, выглядит всё просто великолепно!

На самом деле, совсем не хочется выдумывать лишние предложения и описания этого места… хочется просто гулять и…наслаждаться.

Очень классно, что в парке ничего не огорожено… можно ходить, где хочешь… забираться на любую башню, всё это создает непередаваемую атмосферу!

Углубившись немного в лес, просто обалдеваешь от еще большего буйства красок!

Зелень растет прямо на камнях… такое я видел только в Таиланде… а тут вроде не тропики…а всё такое яркое!
Также парк известен своими пещерами некогда величественного, а сейчас таинственного ордена Тамплиеров…

Кто знает, возможно именно на территории парка в пещерах и закопаны сокровища Тамплиеров, которые до сих пор не найдены!

Спустившись вниз можно ощутить на 100%, насколько пещеры были глубоки… делалось это на случаи нападения на дворец врагами, т.к. в них в свое время были различные потайные ходы…

Оказавшись в такой обстановке совсем один, невольно воображаешь из себя героя какого-то исторического фильма…или же компьютерной игры… В детстве, да и сейчас мне очень нравятся компьютерные игры в жанре Quest, а самая любимая серия игр была Broken Sword. Так, этот парк так сильно мне напомнил похождения героев этой игры по различным замкам и раскопкам тамплиеров! Тут тебе и пещеры, и старинные башни… и каменные кубки…

Что-то еще нужно для полного счастья..? Разве что, водопады, да водяные пещеры… 🙂

Все очень удобно сделано для осмотра, но при этом не создается впечатления, что всё это искусственное…

Ходить правда желательно аккуратно… а то мало ли что… 🙂

переходная дорожка через пруд

В парке Кинта да Регалейра можно гулять часами и все равно будет мало…

И везде цветы…цветы…цветы…

Цветы на любой вкус и запас… 🙂

А…и еще размер… 🙂

Из всего дня, проведенного в Синтре мы отщелкали около 200 кадров, а если брать дубли и не удавшиеся снимки, то и того больше.

Дозорная башня парка

В парке течет родниковая вода, которую естественно можно пить, но только осторожно…хаёдная однако… 🙂

Вернулся бы в этот парк и не один раз… уж очень нам там понравилось! И меня честно говоря, немного удивляет такое небольшое количество туристов… место настолько потрясающее, а без коллег по странствиям еще и уединенное…

Оказавшись в Лиссабоне, обязательно посетите дворцово-парковый комплекс Кинта да Регалейра; устройте себе свой квест, хотя бы на несколько часов…

Мое Travelimho однозначно ставит Кинта да Регалейра в списке «маст си» номером 1 для посещения в городе Синтра!

Удачных всем прогулок и приключений! 🙂

Мистическая Кинта да Регалейра - самая загадочная достопримечательность Синтры.

О мистическом саде складывают легенды, и доподлинно неизвестно, сколько лет перевернутой башне. А пока мистики и искусствоведы разносят в пух и прах это место, мы предлагаем вам немного пофантазировать и отправиться в путь по тенистым тропинкам, навстречу саблезубым котам.

Начнем с того, что сама гора Синтра хранит в себе множество тайн и загадок. Она похожа на швейцарский сыр. Говорят, что еще мавры пользовались этой природной особенность и создали целую сеть тоннелей, ведущих далеко за пределы Синтры.

О Кинте да Регалейра известно не так уж много, поскольку до 1997 года поместье находилось в частных руках. И относительно недавно муниципалитет Синтры выкупил его у японской корпорации Aoki .


Возможно, Миллионщику Монтейру, именно так звали магната построившего кинту, и не пришлось строить тоннели, он лишь преобразил имеющиеся. А теперь обо всем по порядку.

История Кинты до Монтейру

Как мы уже сказали, об истории Кинты да Регалейра, до приобретения её эксцентричным владельцем, известно немного. Вот, что нам удалось узнать.

Первые упоминания о месте, где в настоящее время расположен сад и дворец Регалейра относятся к 1697-му году. В записях значится, что José Leite приобрел поместье на окраине городка Синтра.

В 1715 году владельцем этих земель становится Francisco Alberto Guimarães de Castro. Землю он приобретает на городском аукционе, для того, чтобы построить водопроводную сеть, которая бы обеспечивала город водой.

В это время поместье носит имя Quinta do Castro или Quinta da Torre . В последнем названии встречается слово «Torre» - башня. О какой именно башне идет речь неизвестно, но исследователи не исключают, что уже в то время существовала подземная башня.

Шли годы, поместье переходило из рук в руки. Про это время известно лишь то, что в 1830-м году, когда земли принадлежали Manual Bernardo, поместье получило название «Quinta da Regaleirra».

Моника, одна из хранительниц тайн кинты, рассказала нам, что по одной из легенд название пошло от того, что кто-то из знати, когда находился на территории поместья, был очарован видом и воскликнул: поистине царственный вид. Слово «regal» в переводе с латыни означает царственный.


Десять лет спустя владение поместьем переходит дочери богатого торговца из Порту донне Ermelinda Allen . В последствие она получает титул баронессы Регалейра. Интересно, что статуя льва, которую вы встретите во время прогулки по аллее богов в саду Regaleira , сохранилась со времён баронессы.


История современного сада и дворца начинается в 1892-м году, когда поместье покупает богач António Augusto Carvalho Monteiro .

Невозможно и ошибочно говорить о саде и дворце Регалейра без того, чтобы хоть одним глазком взглянуть на не менее загадочную историю этой семьи. Зная историю можно разгадать многие загадки этой кинты.

История семьи Монтейру

Происхождении фамилии «monteiro» относят еще ко временам первого португальского короля. Тогда это была профессия. «Monteiro» занимались тем, что следили за охотничьими угодьями, а «monteiro mor» организовывали королевскую охоту.


Первое упоминание о человеке, носящем такую фамилию, датировано 1096 годом. Rui Monteiro служил monteiro mor при первом короле Португалии дон Afonso Henriques и был известен своим богатством и влиянием при королевском дворе.

Есть и более современные упоминания о семье Монтрейру. В 1816 году в городе Lagos da Beira родился Francisco Augusto Mendes Monteiro . Впоследствии он занимал управляющие должности в муниципалитете и оставил существенный след в истории этого городка.

Интересен тот факт, что на гербе города изображен крест Ордена Тамплиеров, хотя рыцарей этого ордена в тех краях никогда не было, в отличие от Ордена Святого Иоанна (Мальтийских рыцарей).

Исследователи предполагают, что семья Монтейру из Lagos da Beira имела отношение к Тамплиерам, отсюда и возникновение креста Тамплиеров на гербе города.

Однако прямых доказательств этому нет. Только лишь догадки, основанные на том, что почти все здания, к которым имела отношение эта семья имеют знак Тамплиеров.

Перенесемся еще на несколько десятков лет вперед.

Отец еще не появившегося на свет будущего владельца Кинты да Регалейра, Франсишку Монтейру, уезжает из Португалии в Бразилию, где успешно работает клерком, а также удачно женится на богатой Терезе Каролине Алвеш де Карвалю. Приумножает приданное и зарабатывает прозвище Монтейру-Миллионщик, которое после унаследует сын.

Семья решает вернуться в Португалию, в родное имение Монтейру в Lagos da Beira , где тратит огромную сумму на восстановление церковного прихода. Франсишку находится в дружеских отношениях с королем Португалии, и финансирует его проекты по восстановлению различных исторических памятников по всей стране.

Франсишку Монтейру умирает в своем имении неподалеку от Бенфики. Стоит отметить, что и отец, и сын приняли участие в строительстве Лиссабонского Зоопарка, а также входили в его директорат.

Антониу Карвалю Монтейру окончил юридический факультет Университета Куимбры. Ловко приумножил немалое наследство за счет торговли бразильским кофе и драгоценными камнями.

Он был известным коллекционером, и ценителем литературы. Чего только стоит великолепное собрание сочинений Камоэнса, которое считается лучшим в мире.

Антониу был разносторонне развитой личностью, и помимо книг, коллекционировал бабочек, антиквариат, музыкальные инструменты и дорогие аксессуары.

Например, одни из самых сложных механических часов в мире Leroy 01 изготовили по его заказу. На их создание ушло 7 лет. Они соединили в себе 25 усложнений. Корпус полностью изготовлен из золота весом в 228 граммов.

Город Безансон (Франция) приобрел часы у наследников Антониу Монтейру за колоссальную по тем временам сумму – 2 миллиона франков. Сейчас часы можно увидеть в музее Времени (Безансон, Франция).

Монтейру прослыл меценатом и покровителем искусства. Увлекался различными религиозными течениями, мистицизмом, изотерическими науками и алхимией.

Обратите внимание на лабораторию алхимика в Кинта да Регалейра.

Был знатоком оперы и театра. Увлекался философией и мифологией.

Строительство дворца Регалейра и идеального сада

Приближенный к королевскому двору Антониу частенько бывал в летней резиденции короля во дворце Пена. Видимо, красоты природы настолько поразили Монтейру, что он решил построить неподалеку от короля свою резиденцию. Стоит отметить, что к этому времени у Антониу уже был дворец Quintela в Лиссабоне.

Выбор пал на земли баронессы Регалейры, и в 1892-м году он их покупает. На этом месте Монтейру смог реализовать свои мечты и окружить себя таинственными знаками, построить дворец «Философии».

Выбор архитектора - довольная трудная задача. Ведь он должен воплотить в жизнь фантазии эксцентричного миллионера. Эта честь выпала итальянскому художнику и архитектору Луиджи Педру Манини. Известному своими декораторскими работами в театре Ла Скала в Милане и в лиссабонском оперном театре São Carlos . Также, по его проекту построен дворец Бусаку.

В лице Манини, Антониу Монтейру нашёл единомышленника. Две неординарные личности мечтатель и художник, и неограниченные финансовые возможности. Этот тандем, породил сад и дворец которые не оставят равнодушным никого.

Строительство Кинты да Регалейра началось в 1898-м году.

Первой построили конюшню. Недавно это здание полностью отреставрировали, открыли кассу, мультимедийную аудиторию и сувенирную лавку.


Строительство Кинты да Регалейра и благоустройство сада завершилось в 1912 году.

Всего 8 лет Антониу Монтейру прожил в своем идеальном мире. О том, как жил этот богатейший человек почти ничего неизвестно.

Описание дворца Регалейра и сада

Неоготический замок Регалейра с элементами неомануэлино обильно украшен башенками, облеплен горгульями, орлами и другими мифическими существами.

Знатокам символизма будет интересно отыскать в интерьере и отделке дворца символы масонов и тамплиеров. Немного вычурный дворец Регалейра похож на замок из песка, но очень детализированный.

Да, до наших дней мало чего сохранилось от таинственного создателя, но рассматривать барельефы, скульптуры и мозаики можно очень долго. И каждый раз можно будет увидеть новую деталь.

Несмотря на пустоту интерьеров, в этом месте очень довольно уютно. Небольшие по размерам комнаты залиты светом из окон, откуда открываются потрясающие виды на сад.


На цокольном этаже и в полуподвальном помещении дворца располагались комнаты для слуг, кладовая, прачечная и кухня.

На первом этаже - залы, в которых проводили время вместе, а так же принимали гостей.


Охотничий зал, использовался как столовая. Центральным украшением служит камин в стиле неомануэлино.


Венчает камин фигура юноши с гончими.


Сам камин обильно украшен охотничьими сценками. Вспомним историю фамилии Монтейру, о которой мы писали в начале статьи.


Потолок, стены, обрамление окон выполнены в стиле неомануэлино. Манини, досконально изучил этот стиль национальной архитектуры.


В зале хочется рассматривать каждую деталь. Над окнами расположены фигуры животных.


Великолепный пол выполнен из венецианской плитки. Пол поддерживает охотничью тему: олени, охотничьи собаки.


Стоит отметить, что после смерти Антониу Монтейру, его сын Педру довольно быстро промотал отцовское наследство, а дворец с садом продал в 1946-м году некоему Waldemar Jara d’Orey .

Новый владелец внес некоторые изменения в интерьеры дворца и заселился туда со своей семьей. Жаль, что до наших дней не сохранилось фотографий, либо описаний интерьеров дворца, когда в нем жил Монтейру.


В следующем зале нас ждут стены с семейной монограммой, Антониу Монтейру и его жены Perpétua Augusta . В этом зале и последующем потолки выполнены из резного дерева, также с элементами мануэлино.


Особого внимания заслуживает зал Королей, под потолком которого 20 портретов португальских королей и 4-х королев. Карвалю Монтейру был известным монархистом.

После свержения монархии в 1910-м году, он даже хранил королевский трон, в надежде на то, что король вернется. Здесь располагалась бильярдная, о чем свидетельствует люстра.


Конечно, в дворце Регалейра не обойтись без изображений льва, который символизирует мощь и богатство.


На втором этаже были личные комнаты семьи Антониу, а вот на третьем этаже Монтейру хранил свои коллекции музыкальных инструментов, бабочек. Там же располагалась библиотека с богатейшим собранием Камоэнса. И комната алхимика.

В библиотеке с парящим полом. На потолке изображены три женские фигуры, олицетворяющие масонскую благодать:


  • силу (воительница в доспехах и факелом в руках);
  • мудрость (девушка с книгой в руках, во лбу которой светится звезда);
  • красоту (розы в руках у третей девушки).

Сейчас? К сожалению, там темно, стены спрятаны за темными тканями, а окна наглухо закрыты. Книги распроданы наследниками – собрание Камоенса отправилось в Вашингтон, в библиотеку Конгресса. О судьбе оборудования алхимической лаборатории остается только догадываться.

Именно из библиотеки Монтейру попадал в свою алхимическую лабораторию, в которую вход для публики в настоящее время закрыт. Но полюбоваться на неё и мифических существ, расположенных на фасаде здания можно с крыши дворца Регалейра.


Например, фигура орла с женской грудью - это Симург, отсылка к мифологии.


Нам остается лишь включить свое воображение и представить, как все могло бы быть.

А теперь перейдем к прогулкам по самому мистическому саду Португалии.

Каждому посетителю выдают карту с подробной схемой, по которой почти невозможно заблудиться.

Часовня

Напротив дворца Регалейра расположена миниатюрная часовня, со своими секретами… присмотревшись внимательно, в декоре вы обнаружите символы ордена креста, по соседству с символами ордена тамплиеров и масонскими знаками.


Внутри, с правой стороны, если стоять лицом к алтарю, вы заметите небольшой балкон. На это балкон мог выйти и высказаться любой человек, вне зависимости от религии. Это является еще одним косвенным доказательством следов масонской ложи. Ведь в масоны принимали только истинно верующих людей вне зависимости от вероисповедания.

Нижняя часть парка состоит из аллеи богов. Эта часть сада благоустроена. Ровные дорожки и классические скульптуры Фортуны, Орфея, Венеры, Флоры, Цереры, Пана, Диониса, Вулкана и Гермеса.


Чем выше мы начинаем подниматься по саду, тем больше кажется, что здесь маэстро решил отдохнуть на ландшафтном дизайне. Узкие тропинки, густой лес тропических растений.

Но именно так и задумывал Монтейру. Ничего не должно напоминать о том, что все это сделано руками человека. Все тоннели, все гроты, каждый камушек в этом саду на своем месте.

Если вам кажется, что это природа создала такие причудливые гроты, то мы вас разочаруем… Камни для гротов и тоннелей были привезены с побережья. Даже растения в саду Регалейра не случайны, Антониу Монтейру удалось собрать в одном месте все растения, о которых когда-то упоминал в своих произведениях Камоэнс.

Мы не будем вдаваться в подробности, и описывать каждое растение и тропинку. Мы и так затянули рассказ, пытаясь поведать вам всё, что нам удалось выведать интересного про мистическую Кинту да Регалейра. Лучше расскажем вам о самых ярких местах сада, которые вы обязательно должны увидеть.

Gruta do Labirinto

Сеть запутанных подземных тоннелей. Этот лабиринт создан искусственно, там есть лестницы, скамейки, и совсем не попадает дневной свет. Множество тупиков и выходов к озеру.


Совет: Возьмите с собой фонарик и берегите голову.

Fonte da Regaleira

Очень интересное и неоднозначное место.

Ракушка - символ плодородия и изобилия. Вдохновения для этого фонтана Манини нашел в картине Боттичелли «Рождение Венеры».


Здесь мы видим подобие трона для мастера, перед которым есть стол. Напротив фонтан, с именным гербом Монтейру.


Это место своими атрибутами, говорит о том, что здесь могли проходить заседания масонской ложи.

Документальных подтверждений о том, состоял ли Антониу Монтейру в одной из секретных лож - нет, как и нет доказательств обратного. Но выстроить такое пространство мог только человек посвященный.

Incineradora

Эту трубу очень легко пропустить, поскольку она замаскирована под ствол дерева. На самом деле это всего лишь труба печи для сжигания мусора. Что еще раз доказывает, что Монтейру хотел создать иллюзию того, что сад - это творение природы, а не рук человеческих.

Portal dos Guardiães - Портал Хранителей

Симметричная конструкция, по краям которой расположены две башни.


В центре два тритона - защитники подземного мира. Любопытный факт: побережье Синтры называется Costa dos Tritões или побережье тритонов.


Мифические создания держат в своих лапах раковину, которая таит в себе секрет - маленькую ракушку. Эта ракушка притаилась, словно жемчужина и символизирует собой рождение новых знаний.


Во времена Монтеру за этой скульптурой текла вода. Водяная завеса скрывала один из входов, ведущих к колодцу инициации.

Poço iniciático - Колодец инициации

Самым загадочным объектом усадьбы, безусловно, является 30-метровая Перевернутая Башня, в которой, вероятно, проводился один из обрядов посвящения в масоны.

Вход в колодец замаскирован и практически незаметен снаружи, особенно если возле него не толпятся туристы.


Попадая на верхний уровень колодца, необходимо спуститься по спиральной галерее, имеющей девять уровней- путь посвящения, мастерски описанный гением Данте Алигьери.


Испытуемому видимо предлагалось пройти этот путь перерождения. Спуск вниз, как способ обращения к темной стороне себя и самопознанию.

На дне колодца крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду - роза ветров, как компас и помощник в дальнейших действиях.


Итак, спускаясь к центру вселенной по узкой галерее, мы оказываемся перед еле освещенным тоннелем, где необходимо выбрать истинный путь. Как и в жизни, каждый человек сам выбирает свой путь, исходя из жизненного опыта, интуиции и желаний.

Lago da Cascata

Если вы выбрали в разветвленном тоннеле путь истинный, то должны были оказаться именно здесь.


Вода - это первоначало, исходное состояние всего сущего, источник жизни. Последний этап - пройти по воде. Непосильная задача для простого человека. Но и здесь есть своей «секрет», необходимо пройти по камням, которые расположены над водной гладью и не оступиться. Сделать это можно, если начать путь с левой ноги.

Количество воды в источнике изменяется в зависимости от времени года и погоды, иногда камней не видно вовсе и создается ощущение, что действительно идешь по воде.

Вполне возможно, во времена Монтейру эти камни находились под водой всегда. Очень похоже на испытание веры в правильно избранный путь. Не так ли?

Torre da Regaleira

С этой башни открывается прекрасный вид на замок Мавров и королевский дворец Пена и Синтру.

Gruta da Leda

Всем известный древнегреческий миф о Леде и Зевсе, который притворился лебедем, чтобы овладеть прекрасной девушкой.

Что здесь происходило во времена Монтейру неизвестно, однако люстра, которая так впечатляет посетителей - это всего лишь декорация, которая осталась от спектакля.


Полные таинственного смысла скульптуры, скамьи, порталы. Чего только стоит «недостроенная башня», и кто знает, возможно, она на самом деле достроенная и использовалась тоже для какого-нибудь обряда. Гуляя по парку вы то и дело будете натыкаться на гроты, узкие тропинки…

А чтобы подсластить историю про загадочного владельца мистической усадьбы, добавим, что для Монтейру был изготовлен мастер-ключ, который одновременно являлся ключом от Кинты в Синтре, дворца в Лиссабоне, и семейного склепа на кладбище Празереш в Лиссабоне, где в настоящее время покоится мастер.

Вооружитесь и фонариком, отключите гаджеты, и отправляйтесь в мир воплощенной фантазии Антониу Монтейру. И помните, сколько бы раз вы не были во дворцово-парковом комплексе Регалейра, каждое посещение оставит у вас больше вопросов, чем ответов.

5. Синтра: Кинта-да-Регалейра June 10th, 2011

А что, есть ли у меня во френдах масоны? Нет, я понимаю глупый вопрос, какой же масон признается в этом. С другой стороны, изрядно хитрый масон может всем рассказывать про свое масонство, чтобы точно уж никто не заподозрил. Ведь какой же масон признается, что он масон? Все будут числить его простым пустобрехом и фанфароном. К чему эта присказка, а к тому что г-н Монтейру был именно таким хитрым масоном. И даже создал целый масонский сад под носом у короля Португалии в Синтре, вот так вот зашифровался гад. Про этот сад, напичканный на каждом шагу нездоровой мистикой, и будет небольшой отчет.

UPD: Недавно я повторил поездку в Регалейру, свежий рассказ 2016-го года можно почитать по ссылке:

Сначала пара слов и несколько фоток самой Синтры. Городок находится всего в 23 км от Лиссабона. Электрички от вокзала на площади Россио ходят туда каждые двадцать минут. Будьте морально готовы, что в электричке вы будете единственными белыми. Впрочем, португальские негры показались мне в массе своей вполне культурными типами. Ну разве, что поголовно кладут ноги на соседнее сидение.

В самом городе прямо от жд вокзала курсирует специальный туристический автобус № 434. Он делает круг по всем красотам этого города. А достопримечательностей здесь хватит на любую европейскую столицу. Причем дело даже не в их количестве, а в их необычности. За день мы с трудом и галопом успели посетить три из них: дворец Пена, Замок мавров и усадьба Кинта-да-Регалейра.

Итак, первым делом отправились в Кинта-да-Регалейра (Quinta da Regaleira). На автобус решили забить и пошли пешком. С одной стороны посмотрели на саму Синтру, но с другой путь там не такой уж и близкий, так что если мало времени - лучше не повторять наш подвиг.

Вот хорошая и подробная информация, как можно добраться до Кинта-да-Регалейра и других достопримечательностей Синтры:
http://moiport-artlife.blogspot.com/2012/09/blog-post.html

Сразу выложу карту Кинта-да-Регалейра, чтобы было понятно, где чего находится.
Карту усадьбы можно взять сразу на входе или скачать по ссылке:
http://www.regaleira.pt/Docs/FolhetoPTpq.pdf

1. Городская ратуша сразу передала настроение этого места. Такое впечатление, что любой, кто ухватил в Синтре кусочек земли старался отстроить нечто экстравагантное и крышесносящее.

2. А как вам этот ушастый (ну или рогатый) дворец Синтры? Правда на резиденцию португальских монархов времени не хватило, но и снаружи странное средневековое строение вполне доставляет.

3. После Лиссабона такими домишками уже сложно удивить. Но тут они кажутся еще более старыми. Землетрясение, разрушившее Лиссабон, сюда не докатилось.

7. Потратив больше часа на дорогу, с учетом портвейна и сувенирных лавок, добрались таки до Кинты. Хотя повторюсь, сама дорога весьма живописна.

8. Чего только стоят огромные ромашковые (!) деревья. Никогда такого не видел.

9. В начале 1892 г. усадьбу приобрел Антониу Авгушту Карвалью Монтейру. Сей почтенный господин имел погоняло "миллионщик". Разбогатев на бразильском кофе и камнях, он решил на свои миллионы устроить личный Эдем на отдельно взятых 4-х гектарах.

Готический дворец Регалейры.

10. Кроме немерянного состояния Монтейру слыл человеком образованным и высокодуховным. Ну прямо португальский Ходорковский. В круг его интересов входили тамплиеры, розенкрейцеры, алхимия, Кабалла, гностицизм и прочее масонство. В общем, этакий типичный культурный багаж позднеперестроечного интеллигента. Состоял ли Монтейру действительно в масонах доподлинно неизвестно.

11. Так что и свою усадьбу он построил, исходя из подобной философии. Все здесь насыщено таинственными символами и знаками. Увы, все мои познания по этой теме ограничиваются "Маятником Фуко". Поэтому полностью постигнуть замысел создателя было мне не суждено. Но даже профану здесь весьма интересно.

Часовня - стилизация под Мануэлино.

12. По всей усадьбе раскиданы башни. Туристы охотно изображают сценки из диснеевской "Рапунцели". Девушка сидит наверху башни, а ее спутник снимает у подножия заветные кадры для фейсбука. Впрочем, туристов здесь на порядок меньше, чем в главной достопримечательности Синтры дворце Пена. Это еще один большой плюс места.

14. В средневековой еврейской мистике поиск Бога и божественного опыта на законе соответствия. Такая эзотерика стремится найти, с помощью аналогии, символические отношения между божественном и земным, между трансцендентным и имманентным, между видимым и невидимым, между человеком и вселенной. Переход от одного в другое измерение работает через обряд инициации, через ролевые игры и магические ритуалы, в которых неофит получает секрет трансмутации, получает членство в группу единомышленников и получает доступ на более высокий духовный уровень.

Теперь вы понимаете, что эти цветочки здесь НЕ ПРОСТО ТАК.

15. Из Регалейры хорошо просматривается Крепость мавров и Пена. На эту гору мы еще залезем чуть позже.

16. Калы в диком виде тоже раньше не встречал.

17. Ладно, мистика - мистикой, но я уже ранее каялся в своем профанном уровне. Так вот меня больше всего понравилась в усадьбе не вся эта эзотерическая муть, а местные подземелья. На фотке как раз один из входов туда.

18. Часть подземных ходов освещена такими "нитями Ариадны".

19. А часть ходов совершенно темная. Поэтому прихватите фонарик. Мы с Олькой конечно забили на подготовку, и пришлось подсвечивать дорогу вспышкой от фотиков и телефонами.

20. Внезапно, свет в конце туннеля! Так мы добрались до знаменитых колодцев усадьбы. Первым попался, так называемый, недостроенный колодец.

21. Первая фотка с изрядным зумом, на самом деле колодец метров 15 глубиной. Вот эта картинка лучше передает масштаб. Видите меня на самом дне? Опять таки, снято со вспышкой, на самом деле там очень темно. Чувствительным особам может быть не по себе.

22. И самое знаменитое и загадочное место усадьбы - колодец Посвящения. Колодец почти 30 м глубиной, вниз ведут 9 ярусов спиральной лестницы. В общем, девять кругов ада и все такое. Внизу блестит мраморный крест тамплиеров.

23. Вид снизу.

24. На дно колодца Посвящения можно попасть через подземный туннель.

25. А можно забраться и с поверхности. Вход в колодец замаскирован огромными глыбами и закрыт массивной каменной дверью.

26. Второе место после подземелий и колодцев отдаю Аквариуму. Опять-таки вход в него идет через подземелье.

27. Чтобы выбраться из Аквариума надо пересечь воду по каменным следам. Глубина где-то около метра, но совсем не улыбает бултыхнуться туда вместе с камерой. Видите слева просвет в ряске? Это как раз перед нами кто-то искупался, оставив на дне зонтик.

28. Как и все в Кинта-де-Регалейра, следы тоже с загадкой. Чтобы выбраться из подземелья нужно сделать первый шаг именно с левой ноги. Иначе по камням будет неудобно идти, а под конец пути придется весьма стремно прыгать на берег.

29. Подземный лабиринт Grotto выходит к озеру с водопадом. Вот в этом лабиринте меня уже накрыло, и я потерял ориентацию. Так и не сообразил, как я добрался до выхода, причем оказался там же, где и входил.

30. Короче, под конец прогулки по усадьбе крыша начинает ехать. Мы с Олькой стали подкарауливать и пугать туристов в темных подземных туннелях.

32. Срочно наверх к солнцу и цветам, приходить в себя!

33. Гулять тут можно полдня точно, но с ближайшей горы на нас призывно смотрел замок Мавров.

34. Не ожидал от Кинта-да-Регалейра чего-то такого. Пошерудив Винского, я думал, что кроме колодца Посвящения тут особо делать нечего. А на самом деле зависли часа на два, хотя толком не осмотрели и половины. В итоге впечатление оказалось очень сильное. Стоящее место, понравилось.

Более того, Регалейра так отложилась у меня в памяти, что я решил еще вернуться в это место. И осуществил свой план в 2015-м году. Так что можете еще раз прогуляться по Кинта да Регалейре в моем новом рассказе.

Усадьба Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira) это волшебное место полное загадок и глубокого философского смысла. С одной стороны по историческим меркам это почти новостройка, а с другой стороны поместье обустроил человек посвященный в тайны масонства, увлекающийся всеми возможными и невозможными мистическими теориями. В большом парке поместья вы найдете отсылки почти ко всем религиям мира существовавшим ранее и существующим и поныне. Это именно то место, где находится перевернутая башня или колодец Просвещения. Пройдя правильным путем по саду, вы как бы проходите обряд посвящения в великие тайны мироздания, по крайней мере именно таким образом задумывал этот великолепный парк хозяин усадьбы. Сад поместья Кинта да Регалейра это как бы изображение — космоса, вселенной, в идеальном её состоянии — райский сад Эдем.

Дворец усадьбы Кинта да Ригалейра

Остановившимся в Лиссабоне следует проехать до вокзала Росиу, сесть там на электричку, следующую до Синтры. Стоимость проезда 2,90€. Проезд можно оплатить карточкой Viva Vergem (проездной на общественный транспорт Лиссабона) или же купить билет прямо на вокзале в автомате. Рядом с ним обычно дежурят работники вокзала для помощи туристам.

Поместье находится всего в 2 км от центра Синтры, пригорода Лиссабона. Поэтому можно или прогуляться к нему пешком, или сесть на автобус № 435 у вокзала Синтры, или там же можно взять тук-тук. В отличие от замка Пена, Кинта да Регалейра находится у подножия горы поэтому лезть высоко не придется. По дороге вас ждут только довольно пологие холмики.

Усадьба Кинта да Регалейра стоит как бы особняком от остальных дворцов и замков Синтры. Билет в усадьбу можно купить непосредственно по прибытии в кассах. Стоимость билетов 6€ — взрослый, 4€ — льготный с 6 до 17 лет. Билет дает право на проход в парк и все строения в нем расположенные, включая дворец. К билету выдают план парка и дворца, чтобы вы ничего не пропустили.

В кассах поместья Кинта да Регалейра вы можете арендовать аудиогид на русском языке всего за 3€. Описано более 30 точек парка и дворца. У усадьбы Кинта да Регалейра есть свой официальный сайт , отдельный от сайта, посвященного всем остальным дворцам и паркам Синтры и соответственно оптовая скидка на эту усадьбу не распространяется.

Режим работы парка

Режим работы зависит от продолжительности светового дня, поскольку парк не оборудован искусственным освещением.

Ноябрь, декабрь, январь — с 10 до 17-30

Февраль, март,октябрь — с 10 до 18-30

С апреля по сентябрь с 10 до 20-00

Вход в парк закрывается за 30 минут до окончания его работы.

Если вы намереваетесь посетить Синтру, то все организационные вопросы я осветила в отдельной статье — , рекомендую к прочтению.

История создания усадьбы

Интересен тот факт, что поместье носит имя вовсе не своего создателя. Проследить историю земель на которых раскинулась в данный момент усадьба Кинта да Регалейра возможно с 1697 года. Земли периодически переходили от одного хозяина к другому и поместье часто называлось именем очередного владельца.

Только в 1830-х годах поместье получило свое настоящее имя. Говорят, что один из хозяев усадьбы однажды воскликнул: «Поистине царственный вид». Царственный на латыни значит — regal. В какую сторону смотрел тогда этот человек остается загадкой, потому что вид действительно царственный со всех сторон. Посмотришь наверх на гору увидишь венчающий её дворец Пена (хотя впрочем замка Пена еще не существовало, на его месте в то время стоял небольшой монастырь) и замок Мавров, посмотришь вниз увидишь центр Синтры с Национальным дворцом.


Вид из парка усадьбы на замок Мавров и дворец Пена
Вид из усадьбы на Национальный дворец и Синтру

В 1840-х годах поместье приобрел для своей дочери богатый торговец из Порто, в результате дама получила титул баронессы да Ригалейра. Тут есть некоторые неувязки, по одним источникам следует, что дочь торговца из Порто получила титул от имени приобретенной усадьбы, а другие утверждают, что именно фамилия баронессы дала имя поместью. В общем некоторые неясности имеют место быть.

В 1898 году поместье купил очень богатый человек — миллионщик Карвалью Монтейру (1848-1920г.г.). Он был очень образован, происходил из старинного рода, быстрее всего связанного с орденом тамплиеров (кресты тамплиеров украшают многие дома связанные с именем Монтейру), по слухам состоял в масонской ложе (официальных подтверждений тому не найдено). Монтейру не только основательно вложился в строительство дворца и разбивку парка, одновременно с этим он потратил огромные деньги на местный церковный приход, слыл заядлым коллекционером редких книг, замысловатых часов и прочих очень дорогих вещей. Не зря его называли миллионщиком. Именно Монтейру сделал это место таким, каким мы видим его сейчас со всеми многочисленными загадками и символами.

Первоначальное строительство и проектирование в 1898-1900 годах проводил итальянский архитектор Луиджи Манини, строительство всех павильонов парка продолжалось с 1904 по 1911 годы. Усадьба была частным владением вплоть до 1997 года. Т.е. со времен Монтейру там жили разные люди, переделывавшие дом по своему вкусу, а с 1967 года усадьба и вовсе принадлежала одной японской корпорации. Только в 1998 году поместье после небольшой реставрации открыли для посетителей и оно моментально попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, на мой взгляд совсем не зря.

С усадьбой Кинта да Регалейра история такая же, как и с замком Пена — парк в 100 раз превосходит дворец по красоте, замысловатости и очараванью. Поэтому, припоминая наши прежние ошибки осмотр мы начали именно с парка и не пожалели.

Парк усадьбы Кинта да Регалейра

Первым делом попав в парк мы отправились искать таинственный колодец Посвящения — самую главную изюминку этого места. Нужно заметить, что в колодец можно попасть разными методами. Внутри горы проложено множество ходов, которые смогут привести вас на разные ярусы колодца. Вполне возможно, что все эти подземные ходы существовали в горе до разбивки парка, архитектор лишь умело использовал естественные пещеры и полости лишь немного их обработав. Есть мнение, что сама перевернутая башня существовала в этом месте задолго до Карвалью Монтейру, кто её построил остается загадкой.

Колодец по замыслу представляет из себя 9 кругов Ада из Божественной комедии Данте. Глубина колодца 27 метров. Колодец использовали в обрядах посвящения в Таро. Там всё неспроста — количество ступенек, количество промежуточных площадок, всё это что-то символизирует. Данте все очень четко описал, за какие прегрешения мучаются в первом, втором и т.д. круге ада и даже привел имена известных грешников и описал все их мучения, так что читавшие могут спускаясь представлять себе эти образы. Там внизу изображен крест тамплиеров вписанный в герб Монтейру.


Колодец Посвящения

Нашедший правильный выход считается прошедшим все круги ада и очистившимся от своих грехов. Самый нижний ярус расходится в разные стороны многочисленными подземными ходами, лишь некоторые из них подсвечены светодиодной лентой, так что фонарик будет очень кстати. Не все ходы приведут вас к выходу из пещеры, некоторые обрываются просто в водоем. Свет виден, но выйти на него невозможно. Значит душа ещё не достаточно очистилась, нужно еще немного поблуждать в темноте.


Тупиковый выход из колодца Посвящения

Нашедшие правильный путь в лабиринте туннелей попадают на мостик через пруд из камешков и имеют возможность пройти по воде почти как Иисус, временами вода может подниматься до самых вершин камней для пущей реалистичности.


Выход из колодца Посвящения на мостик или на тропинку из камешков

А на мостике вас ждут испытания терпения и договороспособности. Всем хочется там сфотографироваться, нужно терпеливо ждать своей очереди и разминуться на узенькой дорожке с встречным потоком людей, так чтобы никто не угодил в воду.


Выход из колодца Посвящения

Пещеры вокруг колодца Посвящения не единственные в этом парке, там есть еще несколько гротов и даже целый подземный ход.


Вид сверху на выход из колодца Посвящения

Парк украшен множеством загадочных павильонов, смотровых площадок и изящных скамеек. Один из них портал Хранителей — тритоны защитники подземного царства. Там за порталом как раз и прячется подземный колодец Посвящения. А побережье Португалии в окрестностях Синтры называется землей тритонов.


Портал Хранителей
А вот и сами Хранители крупным планом

С террасы небесного мира открывается вид на загадочную башню зиккурат. Башня отсылает нас к шумерской мифологии. Шумеры строили свои башни трехступенчатыми в честь трех свои верховных божеств — бога воздуха, бога воды и бога неба, все было почти как у нас, мы тоже верим в Троицу. Существует и иное толкование смысла зиккуратов, как башни приглашающей богов спуститься с небес, а людей подняться над своими грехами и приблизиться к богу.

Зиккурат
Еще одна башенка напротив зиккурата

К древнегреческой мифологии нас отсылает пещера Леды. Леда удивительнейшая мифологическая женщина — она снесла несколько яиц от самого Зевса, притворившегося лебедем, чтобы овладеть ею. Из яиц вылупилось не то два не то три младенца, ставших впоследствии важными героями древнегреческой мифологии. А люстру в виде звезды Давида в этом зале подвесили намного позже для съемок фильма. Есть версия о том, что легенда с Ледой это такая античная трактовка непорочного зачатия. В общем каждый символ имеет несколько трактовок и о том что хотел сказать автор мы можем лишь догадываться.


Пещера Леды Еще одна башенка, расположенная над гротом Леды

Весь парк засажен диковинными растениями, собранными в одно место из разных уголков планеты. Только растительный мир парка, без всех этих замысловатых садово-парковых сооружений, уже представляет из себя отдельную занимательную экспозицию. Древовидные папортники относятся к древнейшим растениям нашей планеты, они появились каких-то 400 млн. лет назад. Когда-то они господствовали в тропическом поясе земли и были по нашим меркам гигантскими, сейчас же это очень редкие растения совсем небольшие.


Там по центру растут древесные папортники

За забором усадьбы в лесу сфотографировала этот цветок (просунув объектив между решетками). Как жительницу северных широт меня удивляет пышная тропическая растительность, способная радовать цветами в разгар зимы.


Цветок в декабре в лесу

Хозяин поместья хотел оставить многие уголки парка дикими или же обустроить их таким образом, чтобы они казались дикими, что ему и удалось. Парк как бы плавно перетекает в настоящий дикий лес на границах поместья. Если бы не забор то границ и вовсе не было бы видно.

Чисто теоретически я знала, что все наши горшечные растения растут в дикой природе где-то там на далеком юге, но такие густые заросли монстер в естественных условиях меня поразили.


Густые заросли монстер
Еще одно растение, которое в Питере встретишь лишь в горшке на окне

Совсем рядом с дворцом стоит неоготическая часовня. Там внутри цветной мозаикой выложен еще один крест тамплиеров.


Часовня усадьбы Кинта да Ригалейра

Рядом с часовней и дворцом расположено кафе с замечательным видом. Это единственная точка общественного питания на территории парка.

Дворец усадьбы Кинта да Регалейра

Дворец усадьбы совсем не велик. Для осмотра был доступен только первый этаж. Второй этаж и выход на крышу был на ремонте. Говорят на крыше располагалась алхимическая лаборатория Монтейру в восьмиугольной башне. Внешне дом выглядит весьма интересно, как и в дворце Пена тут можно заметить некое смешение стилей, но уже совсем других — неоготика, мануэлино, ничего арабского и мавританского нет и в помине.


Дворец усадьбы

Больше всего впечатлил зал с камином, оформленный в охотничьем стиле, раньше тут была столовая. Как всегда такой декор был выбран для этого зала совсем не спроста. Дело в том, что само слово «Monteiro» (фамилия создателя) означает — хранитель охотничьих угодий. Вполне возможно, что далекие предки Карвалью Монтейру служили как раз хранителями королевских охотничьих угодий.

Дверная ручка

Остальные немногочисленные залы совсем маленькие и гораздо менее впечатляющие, не могу ничего с собой поделать я выросла на тронных залах дворцов Ленинграда и малюсенькие, но тщательно отделанные помещения не способны поразить меня, не хватает душе простора и света, зеркал и позолоты.

Вот и всё, что я хотела вам рассказать про загадочную усадьбу Кинта да Ригалейра. Я упомянула лишь малую толику смыслов, заложенных в детали парка и дворца, если начать вдаваться в подробности, рассматривать все версии и толкования, то про усадьбу можно написать целую книгу, так много там всего заложено.

Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий . Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.

Увидела фотку с обалденным винтовым колодцем и решила раскопать его историю.

Таинственный замок Кинта-да-Регалейра

- Quinta da Regaleira - Кинта-да-Регалейра - самое романтичное место во всей Синтре. Городок Синтра и окружающий ландшафт включены ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Не много на земле найдется мест, где так сочетаются природная красота и красота творений человека.

Владение Кинта-да-Регалейра представляет собой один из самых удивительных памятников горной цепи Синтра. Расположенная за пределами исторического центра города, Кинта-да-Регалейра была построена в период с 1904 по 1910 год, в последние годы существования португальской монархии.

Эта романтическая, полная загадок усадьба, однажды принадлежавшая Виконтессе Регалейры, впоследствии была куплена доктором Антониу Авгушту Карвалью Монтейру (1848-1920). Владелец огромного состояния, умноженного в Бразилии благодаря монополии на торговлю кофе и драгоценными камнями, благодаря которому он получил свое прозвище - Монтейру - Миллионщик, был человеком культурным и высокообразованным. Одаренный духом исследователя, филантроп и известный коллекционер, обладающий огромной частной библиотекой, Карвалью Монтейру, купив усадьбу в Синтре, решил превратить ее в Эдем - райский сад, в центре которого находился бы некий дворец философии. Синтра великолепно подходила для воплощения его замысла. Во-первых, там жили многие представители знати, включая королевскую семью. Во-вторых, только природные условия Синтры позволяли неподалеку от Лиссабона создать задуманный им роскошный многоярусный парк, террасами спускающийся по склонам холма.

Приглашенный итальянский архитектор, художник и сценограф Луиджи Манини, не только по достоинству оценил природу и ландшафт Синтры, но, видимо, разделял философские и эстетические вкусы Карвалью Монтейру, создав ансамбль, в котором переплелись искусство и мистерия... Здание дворца, выдержанного в чисто португальском духе, поистине прекрасно - потемневший от времени и влаги белый камень особенно романтично смотрится на фоне яркой тропической зелени. Манини неплохо изучил особенности стиля мануэлино, включающего обилие резьбы по камню, изображения растений, маленькие витые колонны, дополнив его изваяниями животных и антропоморфных существ, в том числе фигурами фантастических монстров, напоминающих гигантских кроликов, поместив их на крыше дворца.

Парк Регалейры задумывался как Эдем - райский сад. А разбросанные по нему на разных уровнях балконы, бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера имеют свой смысл. Этот сад представляет собой свой микро мир, постройки которого, пещеры, гроты и колодцы с потайными ходами наделяют его таинственностью и загадкой.

Путешествуя по террасам парка можно обнаружить взаимосвязь с мифологией, с мифами об олимпийских богах, с творениями Вергилия, Данте, Камоэнса, христианским учением. Так, египетский домик с мозаичным изображением священного ибиса, символизирует древние культы. Скульптура Леды, держащей в руке голубя, у входа в один из гротов, и Зевса на краю крошечного озерка в облике лебедя, щиплющего ее за ногу, как бы воплощают языческое видение непорочного зачатия. Помимо античных мифов, Карвалью Монтейру был и знатоком поэзии. Переход с одной террасы парка на другую - сродни кругам в "Божественной комедии": ад, чистилище, рай. Вот грот с каменной скамейкой. Он украшен статуей Беатриче, а по краям скамьи, на которой высечено число "515", восседают две гончих... “Пятьсот пятнадцать, вестник Бога...” - это из последней песни "Чистилища". А гончая - символ вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства.

И чтобы все понять в Регалейре, надо прекрасно разбираться в философии, мифологии, поэзии и португальской истории, которым, не без участия сценографа Манини, придана еще и театральность. Но даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно невольно осознаешь, что здесь ничто не появилось случайно или из чисто эстетических соображений, а все выстроено именно в какой-то зависимости. Даже экзотические растения собраны здесь с определенным умыслом: привезенные из Бразилии, они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает португальский поэт Камоэнс.

Вот у склона горы пруд, в который со скал сбегает вода. Посреди него брошены плоские камни - ступая по ним, можно попасть к входу в грот, скрытый изгибом склона и падающей сверху водой. Но не все так просто - камни положены так, что лишь зная, с какой ноги начать по ним шагать, можно добраться до входа...

На одной из террас стоит часовня - творение в стиле неомануэлино. Справа от входа - неприметный проход к потайной винтовой лестнице, ведущей к верхнему ярусу тридцатиметрового колодца, уходящего в недра горы. Спиральная галерея, идущая вокруг него, имеет девять уровней, поддерживаемых резными каменными колоннами. В каждом пролете - пятнадцать ступеней. Эти девять уровней, символизируют девять кругов ада, девять кругов чистилища и девять кругов рая, описанных Данте. Все построено на единстве противоположностей: небо - преисподняя, ад - рай, этот мир и «мир потусторонний», который соседствует с райским садом Карвалью Монтейру. Выложенный на дне колодца огромный крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду - герб Монтейру, "сияющий треугольник"- символ масонства на стене склепа - тоже подтверждение значимости всех этих символов. Этот "Колодец посвящения", самая загадочная из всех диковинок Регалейры. Был ли Карвалью Монтейру масоном или членом какого-то тайного ордена - неизвестно: пока не найдены документы, которые бы подтверждали это. Да и вряд ли это можно будет узнать когда-то наверняка.

Ясно одно - если бы не склонность Карвалью Монтейру к философии и мистике, Регалейра вряд ли бы стала тем удивительным миром знаков и символов, дорог посвящения.

Власти Синтры в 1997 году приобрели Регалейру, чтобы сделать ее музеем. И все же, несмотря на то, что еще в 1995 году усадьба была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, над усадьбой Карвалью Монтейру по-прежнему висит полог тайны.

“Здесь встречаются небеса и земля и сливаются друг с другом в осязаемой реальности, которая царит над Красотой, Архитектурой и Музыкой”.

Проезд: г. Синтра 27км. к северо-западу от Лиссабона.
Из Лиссабона (вокзал Санта-Аполония) электричка (каждые 40мин.) - Sintra, Rua Barbosa do Bocage.
Часы работы: ноябрь-январь - с 10.00 до 17.30, февраль-апрель и октябрь - с 10.00 до 18.30, май-сентябрь - с 10.00 до 20.00.