Грамотная русская речь примеры. Формулируйте красивые предложения и описания

Приятный голос, правильная дикция и умение строить красивые предложения — вот основы эффективного общения с людьми. Не секрет, что наш голос влияет на чувства собеседника, а образная и грамотная речь легко доходит до его сознания и убеждает. Поэтому так важно научиться говорить красиво и грамотно, правильно и четко излагая свои мысли.

В повседневной жизни умение красиво разговаривать также придаст вам и поможет легко решать любые проблемы.

Голос человека – это могучий инструмент в становлении межличностных отношений. С помощью него можно творить чудеса: отталкивать или очаровывать, привлекать внимание, взбодрить или усыпить. Как правило, дар красноречия редко кому-то дается от природы, обычно за этим стоит большая работа. По этому если вы хотите красиво говорить, чтобы вас хотели слушать, придется потренироваться.

Ниже будут приведены советы и техники благодаря которым вы сможете избавиться от диалекта, овладеете азами ораторского искусства и научитесь разговаривать красиво и правильно. Для начала попробуйте записать ваш голос на диктофон. Прослушали, как понравилось? Наверно не очень…. Заметны запинания, проглатывание окончаний, ненужные паузы и многие другие неприятные моменты. Теперь понятно, что нужно изменить и над чем поработать для обретения красивой речи. Итак, приступим.

Техника речи

Она разделяется на четыре подраздела:

1. Дыхание
Залогом успешного общения является безупречно поставленное глубокое дыхание диафрагмой. Этому необходимо научиться для того, чтоб снизить давление на речевой аппарат, тогда голос получается глубинным и звучит красиво. Многие дышат поверхностно, при этом голос слабеет, приобретает хриплый оттенок, становится незвучным, быстро устаёт и иногда даже садится.
Когда у вас получится, как следует дышать, у вас на щеках появится здоровый румянец и улучшится общее самочувствие.

2. Дикция
Хорошая дикция – это первое условие красивой речи. Когда вы съедаете окончания или звуки, речь звучит неразборчиво. Это случается по причине вялости и неподвижности губ. Из-за это появляется картавость, шепелявость и сюсюканье. Разговаривать красиво — означает плавно произносить каждое слово, хорошо открывая рот, для четкого произношения. Необходимо научиться не произносить фразы слишком быстро или скороговоркой, так как скорость мышления вашего собеседника может отличаться от вашей, и ему покажется, что вы говорите неразборчиво.

3. Голос
И снова дыхание, ведь это основа звучности голоса. Чтоб поставить голос нужно научиться дышать диафрагмой и понять как правильно использовать резонаторы. Иногда вы замечаете, когда много общаетесь, ваш голос садится, становится сиплым, появляется першение в горле, вам становится тяжело говорить и вы, снижаете тон. Но его можно сделать сильным, звучным, гибким, с широким диапазоном звучания. Но для этого вам необходимо будет совершенствовать свою технику речи, укреплять её и развивать.

4. Орфоэпия
Эта наука изучает законы и правила правильного произношения. Отклонение от правил ведёт к возникновению проблем в общении, слушающий перестаёт понимать, что вы ему говорите и не воспринимает информацию, которую вы желаете донести до него. Уделите орфоэпии немного времени и ваше умение красиво излагать свои мысли, грамотно ставя ударение даже в сложных словах, точно оценят окружающие.

Важно! Прежде, чем приступить к выполнению упражнений по развитию речи, займитесь зарядкой. Физические упражнения улучшают кровообращение, прогревают мышцы, снимают физические и эмоциональные зажимы, расслабляют предплечья, плечи и шею, да и все мышцы, которые влияют на голос.

Упражнения:

  • наклоны головой в разные стороны, вращение головы по кругу;
  • махи и круговые движения руками;
  • поворачиваем и наклоняем тело в разные стороны, рисование кругов бедрами.

После зарядки, нужно лечь на коврик и расслабиться. Представьте красивый пейзаж, ощутите лёгкий ветерок, почувствуйте, как вас согревает солнышко и вы, глубоко вдыхаете свежий воздух.
Теперь вы готовы к занятиям.

Учимся правильно дышать

Если вы хотите общаться красиво и долго, чтобы голос при этом звучал и не срывался — вам просто необходимо научиться включать в процесс звукообразования диафрагму. Она находится в районе солнечного сплетения.
Для начала, потренируйтесь держать осанку, используя упражнение «стена», выполняйте его каждый день по 5 минут в течение нескольких недель. Прижмитесь спиной к стене всем телом от головы до пят. Вдыхайте через нос, выдыхайте ртом. 6 очень глубоких вдохов. На 1,2,3,4 вдыхайте и на 5,6,7.8 выдыхайте. Затем походите по дому с разной скоростью, при этом положение спины должно оставаться неизменным. Чаще говорите себе: « Я смелый и решительный!», на эти слова убеждения ваше тело будет реагировать прямой спиной автоматически.

Упражнения для тренировки дыхания диафрагмой

Умение красиво выражать свои мысли — это только половина успеха. Вы наверняка обращали внимание, что одних людей хочется слушать, а других пусть и очень умных — нет. В чем же тогда дело? Вы будете удивлены, но на самом деле важно ни то что говорит человек, а как он это делает. Приятный тембр, правильное брюшное дыхание и умение произносить фразы с разной интонацией могут превратить даже самый скучный доклад в увлекательное шоу. Ниже даны 3 упражнения, отработав которые, вы станете хозяином своего голоса.

Свеча – тренирует медленный вдох. Представьте, что вы дуете на свечу, если представить трудно, то зажгите настоящую. Внимание сконцентрируйте на животе. Медленно выдыхайте, старайтесь держать огонёк наклоненным.

Упрямая свеча – сделайте глубокий вдох, немного задержите дыхание, а затем резко и с силой начните дуть, стараясь в один вдох вложить несколько таких энергичных выдохов.

Гасим 10 свечей – принцип, как и в предыдущем упражнении, только увеличиваем количество свечей от 3 до 10, расходуя всё меньше воздуха на задувание свеч, а количество вдыхаемого воздуха, оставляя прежним.
Через несколько недель этих упражнений вы заметите, как ваше дыхание диафрагмой стало автоматическим.

Ставим голос

Чтоб ваш голос был объемным и звучал красиво, вам необходимо научиться использовать верхнюю (череп, рот и нос) и нижнюю (грудь) резонаторные системы. Десять раз неглубоко вдохните животом. Короткий вдох и медленный выдох. И можете начинать упражнения.

Стон – не забывайте об осанке. Скажите с сомкнутыми губами звук «М». Произносите его на выдохе, не напрягайтесь. Теперь начните менять положение головы, произнося этот же звук. Постепенно вы начнёте чувствовать вибрацию в верхнем резонаторе. Освоив звук «М», начинайте присоединять другие гласные: о-а-и-ы-у, чтоб они звучали, как «мммм-э-ммм-о-ммм-а-ммм-и-ммм-у-ммм-ы». Когда вами освоена и эта практика, переходите ко слитному произношению разных вариаций этих звуков.


Скороговорки . Произнесение скороговорок — это действительно отличный способ отточить речь и овладеть искусством красиво разговаривать, четко проговаривая каждую буку. Попробуйте произнести фразу: «на мели,.. на мели, на мели,.. на мели, на мели, на мели», растирая при этом лоб. Так же проделываем со словами «мы лениво»- растирая носовой хрящ, «налима ловили»- растирая щёки.

Гудок – прямая осанка, губы трубочкой, на выдохе произносите звук «У». Далее, сочетаете его с другими гласными звуками. Главное не менять положение губ.

Стихи – читайте их вслух и с интонацией, используя средний тон. В конце каждой строки делайте вдох и произносите строку на выдохе. Рекомендую в интернете найти стихотворение «Правила чтения», которое написал А.В. Прянишников. Оно идеально подойдет для правильного выполнения этого упражнения.

Тренируем дикцию

Для начала проделайте разминку с речевым аппаратом. Все эти упражнения выполняйте 5-7 раз.

  • Рот закрываем и расслабляем. Проговорите звук «У» пару раз, вытягивая уууууу. Теперь А, раскрывая медленно рот вертикально, не более, чем на 3 сантиметра.
  • Покажите зубы. Сожмите челюсти и в неестественной улыбке растяните губы.
  • Губы сложите трубочкой, челюсти сомкнуты. Делайте круговые движения губами вверх и вниз, слева на право. Кончиком языка дотрагиваемся до нижнего ряда зубов, рот открываем не шире 3-х см. Теперь поднимите его к верхнему нёбу, после к щекам левой-правой.

Теперь можно заняться артикулярной гимнастикой.

  • Проговорите на одном выдохе гласные, стараясь использовать все мышцы: И-Э-А-О-У-Ы. Постепенно наращивайте скорость произношения и вкладывайте в один выдох несколько связок. После того, как освоите эту связку, начинайте экспериментировать с другими.
  • То же самое проделайте и с гласными звуками, подставляя к ним согласные. Пример: Би, ба, бо…. , би-би…, би-би-би.., бип, бэп…, далее со звуком П, ТД, КГ, ФВ, М, Н, Л, Р. Гбди.., Бдги.., Фтки.., Ми-ми.., Мрли… То же самое проделываете со свистящими и с шипящими звуками С, З, Ж, Ш, Щ: Си-зис.., Зисси.., Зди.., Сти.. и т.д. Соединяя их в группы и совмещая.
    А так же читайте как можно больше скороговорок, они прекрасно помогут вам отработать речевой аппарат.

Орфоэпия

Наука изучающая, совокупность правил нормативного литературного произношения, ударения в словах, красоту и звучание речи, а так же правила артикуляции звуков и фраз. Так как правил в орфоэпии бесчисленное множество, если вы хотите говорить красиво, правильно произнося слова, вам нужно обратиться к соответствующей литературе.

Работаем с речью

Нужно уметь правильно ставить интонацию в своей речи, чтобы этому научиться лучше всего тренироваться на выразительном прочтении вслух художественных текстов, записывая на диктофон. Прослушайте, проанализируйте на сколько правильной она получается, исправьте недочёты и снова прочитайте. То же самое проделайте со статьёй из газеты, технической литературы или любого другого источника. Внесите жизнь и яркость в свой голос — начните говорить правильно!

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами - словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: , интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие - ваша красивая речь - будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом - все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи - чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, - пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное - понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы - это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах - не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот , особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене - всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Пол-светского Киева ходит на курсы ораторского мастерства к Веронике Селегe. Алена Пономаренко взяла несколько уроков - и поняла, чем вызван ажиотаж.

Широко распахиваю рот, жду три секунды, пока расслабятся мышцы, а затем растягиваю губы, чтобы получилась улыбка-оскал. У меня первое занятие в школе ораторского мастерства «Аристотель», на курсе Вероники Селеги, и я делаю упражнение «Открытая пасть», чтобы разогреть мышцы артикуляционного аппарата. Мышц всего 21, и работают они так себе. Во-первых, потому, что в славянской культуре, в отличие от американской, исторически не принято активно артикулировать. Во-вторых, с возрастом мышцы становятся более зажатыми. Это накладывает отпечаток на то, как человек говорит, и, конечно, на то, как его речь воспринимают окружающие.

Вероника уверена, что артикуляционная гимнастика показана всем, а особенно тем, кто часто выступает перед публикой, бывает в эфире или просто хочет звучать красиво и убедительно. Если заглянуть за кулисы любого ток-шоу, говорит она, можно увидеть, как спикеры с будничным видом растягивают мышцы - делают «лошадку», «медузу» (когда нижняя губа с силой прочесывает зубы), кусают язык. «Кстати, если во время выступления пересохло во рту, то можно просто покусать язык - это вызовет мгновенный приток слюны», - говорит она. И это лишь один из сотни лайфхаков, которые мне предстоит узнать в ближайшие несколько дней.

Среди клиентов Вероники - политики, адвокаты и прочие типичные «ораторы»: жены дипломатов, бизнесменов, люди, недавно получившие повышение и так далее. Всем им надо не просто красиво говорить, но и знать этикет, уметь находить темы для разговора и подавать себя, выбирать правильную аудиторию и собеседников, отвечать на неудобные, а подчас и на хамские вопросы, элегантно уходить от ответов. «Публичное выступление, - объясняет Вероника, - это необязательно огромный зал и спикер с микрофоном. Это и рабочее совещание, и презентация своего проекта, и тост на дне рождения, и объяснение детям, что такое хорошо и что такое плохо». Курсы нельзя отнести к категории «развлечения»: это все-таки труд (хотя и очень благодарный) - с домашними заданиями, упражнениями, чтением дополнительной литературы. Всего 16 занятий, а потом люди иногда возвращаются, чтобы усовершенствовать навыки, - например, «выбить» русские звуки из украинской речи.

Здесь я получаю самый ценный совет в жизни по украинскому произношению. Оказывается, чтобы говорить, как телеведущая (или просто киевская интеллигентка в пятом поколении), достаточно правильно произносить «ч» и «щ»: ч - всегда твердая (буквально - «чОрный», «чЫстый»), щ - образована двумя звуками: «ш» и «ч». Как только я попробовала выговорить «ШЧедрый» и «ШЧастя», все изменилось - я поняла, что могу звучать не хуже Екатерины Осадчей. Кстати, ее артикуляция («большой открытый рот») и дикция (предельно четкие звуки) считаются эталонными. И конечно, над ними Осадчей пришлось потрудиться. Главный редактор сайта сайт Наталья Васюра, несколько лет проработавшая шеф-редактором «Светской жизни», говорит, что сценической речью с Осадчей занималась народная артистка Украины Лидия Вовкун.

Занятия построены так, чтобы одновременно с увлекательным процессом самопознания быстро ухватить полезные навыки. Селега считает, что, когда человек знает свою сверхзадачу (например, «общение с прессой»), результат приходит быстро. «С теми, кто просто чувствует, что чего-то не хватает в его выступлениях, мы первым делом анализируем проблемы, затем разрабатываем программу занятий и определяем желаемый результат».

Вероника задает простые сложные вопросы вроде «Когда люди любят вас слушать?» («Когда я хорошо разбираюсь в том, о чем говорю»); «Почему вы делитесь информацией?» («Обожаю делиться хорошим»), «Насколько ваша внешность располагает к общению?» («Наверное, стоило бы быть более миловидной»). Мои ответы Вероника тезисно фиксирует на доске - так ей становится ясно, над чем придется поработать, а что и так в порядке. Вопросы перетекают из одного в другой, периодически всплывают новые детали. Главная моя проблема и есть самая распространенная: спич перед аудиторией. Когда моя голова стремительно пустеет, и вместо отведенных на выступление 30 минут я справляюсь за пять, отбарабанив все одним махом и упустив главное.

Что интересно, просьбы к скоростным спикерам говорить медленнее зачастую бессмысленны. Люди не способны контролировать темп своей речи дольше пары минут. Отлично помогает чтение вслух. Выясняется, что читать в темпе, в котором обычно объясняют какие-то простые вещи, - не так уж и легко. Но еще сложнее - первая скорость, когда паузы надо делать между всеми словами. Мне это удается только со второй попытки. Для этого приходится занять специальную позу: вальяжно сесть, закинув ногу на ногу, и положить руку на спинку кресла. Положение тела помогает говорить совсем иначе - но об этом я узнаю чуть позже, на занятии с телесно ориентированным психотерапевтом. А пока Вероника открывает мне еще один секрет: чтобы замедлить речь и звучать более внушительно, надо четко проговаривать согласные. И побольше читать на первой скорости - именно так и переучивают тех, кто тараторит.

Для четкой, легкой и свободной речи есть еще один лайфхак - как у Элизы Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, когда она тренировалась говорить с полным ртом орехов. Вместо орехов Вероника советует зажать в зубах пробку - чтобы не повредить эмаль. Выбираю одну от шампанского - и приступаю: «пкти, пктэ, пкта, пкто, пкту, пкты» - и другие труднопроизносимые сочетания. Но стоит убрать пробку - и случается волшебство: звуки выскакивают легко, как у диктора. «Это как если бы вы делали упражнения с гантелями, а потом отложили их», - говорит Вероника.

Я узнала секреты внезапных зависаний при выступлении - когда вдруг напрочь забываешь, что хотел сказать. Такого не случится, если дать мозгу передышку и осознанно «выключиться» хотя бы на 2‑3 секунды. Вероника дала мне ключ и к телефонным интервью. Оказывается, когда не видишь собеседника, легко растеряться и забыть главное. Чтобы этого не произошло, надо уйти в тихое помещение и максимально сосредоточиться, иначе не избежать такой ситуации, которая возникла у меня с интервью радио «Аристократам»: я стояла в очереди в «Мыстецкий Арсенал», лил дождь, галдела публика, и я предсказуемо забыла все, о чем хотела рассказать в эфире.

Потом мы играли в ассоциации: Вероника называла слово, а я быстро говорила первое, что приходило на ум. Было страшно брякнуть что-то неприличное, но обошлось. Оказывается, игра нужна была, чтобы выявить атавистические звуки вроде «эээ», «ммм» и «ааа», когда люди тянут и озвучивают паузы (я вошла в число тех редких 10 %, которые этого не делают).

Мы играли и в другую игру, которая помогает расширить словарный запас и активировать пассивный запас. Вероника выдала слово «точка», а мне надо было пристраивать к нему другие, чтобы получались правильные сочетания: «точка пересечения», «точка с запятой», «точка опоры», «жирная точка» и так далее. В таких играх сначала на ум приходят очевидные сочетания, и только потом всплывает словарный резерв. Вероника говорит, что слова, которыми хочется обогатить свою речь, надо немедленно «ставить на язык» - произносить вслух, пусть сначала они будут и не к месту. Именно так интуитивно поступают дети, когда учатся говорить.

Занятие с телесно ориентированным психотерапевтом для меня стало настоящим откровением. Психолог Елена Козелецкая говорит, что люди общаются вербально только на 30 %, а остальные 70 % информации считывают через язык тела. Имеет значение буквально все: как человек сидит, как расправляет плечи, как держит спину. «Наклон позвоночника, - говорит она, - играет большую роль. Стоит чуть наклониться вперед - и все пойдет не так». Оказывается, собеседник может расценить наклон как агрессию или, того хуже, воспринять позу как просящую. Поза интервьюера, при которой тело откинуто назад, может быть истолкована как скучающая и хамская. Зато если так сидит интервьюируемый - например, мужчина-звезда, - это вполне нормально.

Елена наблюдала за мной, а потом, чтобы мне было проще оценить себя со стороны, «отзеркаливала» мои позы, жесты и мимику. Сразу стало ясно, что я веду себя как отличница, которая намерена хорошо поволноваться: сомкнутые колени, прямая спина, закрытые плечи. Психолог посоветовала походить на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп. «Уверенность в теле живет в икроножных мышцах, - объясняет она. - Чувствовать их - значит твердо стоять на ногах». И советует всем, кто волнуется перед ответственной встречей, фотосессией или лекцией, зайти в ванную и немного размяться - это и правда помогает. Есть и еще кое-что. Выясняется, что один из самых важных телесных маркеров - спина. Она должна быть: а) сильной («поскольку несет все ценности») и б) гибкой («чтобы быстро реагировать на изменения вокруг и успешно к ним приспосабливаться»). Потому спину надо тренировать - на тренажерах с небольшим весом, и растягивать - занимаясь йогой или пилатесом.

«Грудной отдел позвоночника, - говорит Елена, - отвечает за то, насколько мы уверены в себе». Грудные мышцы часто называют мышцами Тарзана - это именно в них бьют самцы шимпанзе, когда хотят ошеломить противника. Этот трюк можно повторить - и «включить» уверенность в себе. Чтобы уверенность не выключалась, нужны тренировки. «С унылыми плечами можно годами безуспешно ходить к психотерапевту, - говорит Елена, - но стоит завести новый паттерн - и жизнь пойдет по-другому». Я проверила: если подобрать плечи и удерживать их лопатками, голос звучит крепче и смелее, а значит, произвести впечатление уверенного в себе и напористого человека очень легко.

В школе много времени посвящают не только артикуляции и дикции, но и работе с голосом (есть даже специалист-фониатр), техникам дыхания и правилам подготовки к выступлениям. Один из хороших проверенных рецептов - накануне проговорить свою речь, причем не перед зеркалом, а, например, с коллегами - так всплывут неожиданные нюансы и байки, которые потом оживят спич. Вероника учит отвечать на неудобные вопросы, правильно вести себя перед камерой, журналистами или просто публикой; объясняет, как лучше одеться, чтобы максимально соответствовать обстановке. Советов так много, и все они настолько живые, что я начала следовать им мгновенно. И удивительное дело: первое же интервью после курсов у меня прошло блестяще. Осталось записаться на пилатес.

Что посмотреть и прочесть на тему

«Король говорит!»

Герцог (Колин Ферт) готовится принять трон и занимается с логопедом-экспериментатором (Джеффри Раш), чтобы избавиться от нервного заикания и неуверенности в себе. Селега считает, что это лучший фильм о занятиях риторикой, а еще «он ближе всего к правде об отношениях ученика и преподавателя».

«Общество мертвых поэтов»

Джон Китинг (Робин Уильямс) учит студентов на курсе английской словесности слышать себя и найти свой голос.

Конференции TED

Американский некоммерческий фонд TED (Technology Entertainment Design - технологии, развлечения, дизайн») прославился своими конференциями, на которых выдающиеся ораторы делятся идеями, касающимися науки,бизнеса, технологий и так далее. Лекции доступны онлайн - например, на YouTube можно найти спичи Клинтона и нобелевских лауреатов. «Стоит смотреть выступления по интересующим темам и параллельно анализировать их», - советует Вероника.

Учебник с упражнениями по риторике Хайнца Леммермана

Своеобразная «Википедия» для тех, кто хочет овладеть основами ораторского мастерства.

13 упражнений для легкой речи

Артикуляционная гимнастика занимает всего пять минут, но отлично включает мышцы, и говорить потом очень легко. Если времени мало, достаточно сделать «медузу» и «открытую пасть» - прямо перед эфиром.

1. «Трубочка »: вытянуть губы, а потом растянуть их в улыбке, не размыкая.

2. «Трубочка с зубами »: то же, только с обнажением зубов. Чем шире, тем лучше - это не улыбка, а механический оскал.

3. «Медуза » (см. в тексте): рот стоит открывать пошире.

4. «Верхняя медуза »: то же, только работают верхняя губа и верхние зубы. Бонус: упражнение помогает уменьшить носогубные складки.

5. «Две медузы »: третье и четвертое упражнения выполняются одновременно.

6. «Вращение »: надо вращать языком по часовой стрелке.

7. «Укусы »: покусывать язык - от кончика до корня.

8. «Уколы »: кончиком напряженного языка точечно касаться неба, внутренней стороны щек и губ.

9. L : нужно произносить вслух звук «л», меняя положение кончика языка (то внутрь, то наружу).

10. «Ириска »: язык прилипает к небу, и от натяжения происходит щелчок. Это упражнение помогает активизировать центр языка.

11. «Лошадка »: цокать языком, чтобы активировать его кончик, отвечающий за красивую правильную букву «р».

12. «Орехи »: рот закрыт, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка надо постараться достать до «шестерок» - задних зубов.

13. «Открытая пасть » (см. в тексте).

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.