Где кроются истоки характера григория мелихова. Григорий мелехов

Шолохов создал целую галерею образов в своем романе «Тихий Дон». Герои романа стали необычайными персонажами мировой литературы.

Самым противоречивым и притягательным героем книги является Григорий Мелехов. В образе героя автор олицетворил индивидуальные черты характера простого человека. Мелехов является самым обычным казаком, который родился в обеспеченной семье. С раннего детства герой живет крестьянской жизнью. В нем присутствует любовь к природе, жалость ко всему живому. Кроме того Григорий очень честен и искренен со всеми. После взросления он влюбляется в Аксинью и навсегда хранит любовь в своем сердце. Аксинья была замужем. Несмотря на ее замужество, Григорий не пытался скрывать свои чувства. Мелехов женился на Наталье и признался ей, что не любит ее.

Герой отличался как хозяйственный, храбрый и работящий парень. Оказавшись в центре войны, молодой казак вел себя как стойкий и смелый боец. Он был умным, бесстрашным и решительным и одновременно самолюбивым. Он всегда поступал по чести и придерживался принципов, которых усвоил в детстве.

Мелехов вступил в ряды красных революционеров. Однако узнав, что революционеры поддерживают насилие и жестокость, Григорий был сильно разочарован. На его глазах красная армия убивала всех безоружных пленных и расстреливала всех казаков, грабила казачьи поселки и насиловала женщин.

Во время сражений герой постоянно видел беспощадность и жестокость белых и красных революционеров. Поэтому классовая ненависть для него казалась бессмысленной. В душе он хотел покоя, любви и простого труда. Григорий не умел разбираться в противоречиях общества. Все происходящее он близко воспринимал к сердцу, и поэтому часто менял лагерь. Герой не умел разбираться в своих мыслях и стал подчиняться воле других людей.

Мелехов не хотел изменять своим принципам и себе и поэтому стал изгоем в лагерях революционеров. Чтобы познать истину, он переметнулся в ряды белых революционеров. Он стал чужим для всех и постоянно испытывал одиночество.

Спустя некоторое время он предпринял попытку сбежать вместе с Аксиньей. Но по дороге с его возлюбленной случилось несчастье, которое привело к ее гибели. Вместе сильного и храброго бойца Григорий превратился в человека, убитого горем, который будет страдать до конца жизни.

К концу произведения Мелехов полностью отказался от оружия и войны. Он вернулся в родные земли, поскольку не смог принять жестокость бренного мира.

Вариант 2

Михаил Шолохов написал интереснейший роман-эпопею Тихий Дон. Простое, жизненное повествование об обычных людях, которым суждено переживать не одни трудности. Жизнь трудна, и это хотел нам продемонстрировать автор Тихого Дона.

Тихий Дон про обычных людей, одним из таких был Григорий Мелехов. Судьба Григория переплетается со многими жизненными событиями. Он тот человек, который ищет всю жизнь правду. Ищет справедливость, честность, он хочет знать ответы на многие жизненные вопросы. Григорий Мелехов противоречивая личность, определённые люди его осуждают, а многие восхваляют, тем не менее он человек, а человек постоянно изменчив.

Ему сложно было справиться с осознанием того, что он убил человека. Никогда он себе и представить не мог, что настанет время, когда ему придётся убивать. Он искал правду, но не находил её ни в окружении белых, ни в окружении красных во время гражданской войны. Таким образом можно сказать, что он не был за определённую сторону, он искал, но так и не нашёл тех, кто был прав по чести...

Ему очень часто не везло в жизни. Он сталкивался с трудностями на пути, но всегда преодолевал их. Было сложно, но он справлялся. Григорий Мелехов ладил со многими, он был в окружении многих его друзей. Лучшим другом Григория можно считать Михаила Кошевого, однако именно его лучший друг убивает родного брата Григория. Разве можно после этого считать Михаила другом?

Но главным переплетением в романе-эпопеи была любовная история Григория Мелехова. Он был свободным человеком и никакая девушка не в силах была его приструнить. Но он пользовался популярностью среди девушек. 2 спутницы по жизни у него были, Аксинья и Наталья. На Наталье заставили жениться родители Григория, однако он мог отказаться, но не стал этого делать. Он утверждал, да и так все знали, что он Наталью не любит. У них всё же было двое детей.

Григорий имел возлюбленную - Аксинью. Именно она являлась вдохновительницей для него. В их отношениях наблюдалась страсть, любовь, обоюдное притяжение. Это были настоящие отношения, однако Григорий всё же не мог определиться с кем ему нужно быть - с женой Натальей или любовницей Аксиньей. Григорий даже принимал роды у Аксиньи. Они работали на поле, будучи Аксинья беременна тоже помогала. Но вдруг начинаются схватки. Он взял её в повозку, направился в село, но не успевал доехать, пришлось принять роды самому.

Григорий Мелехов - противоречивый персонаж, с очень сложной судьбой, но лично у меня он вызывает уважение за то, что он никогда не изменял своим принципам. Он всегда стремился добиться правды и справедливости.

Сочинение Образ и характеристика Мелехова

В одном из самых известных романов Шолохова автор, раскрыв одну из проблем - взаимоотношение личности и народа, с особым художественным мастерством показал трагизм жизненного пути Григория Мелехова. Характер и убеждения героя значительно отличаются от Петра. Писатель, выделяя из семьи Мелеховых, 19-летнего Гришку, показывает его удивительную привлекательность. Внешний вид Григория оттеняет не то, что к какому сословию он принадлежит, а своеобразный характер.

Будучи в юношеском возрасте он был трудолюбивым парнем, тонко чувствующим родную природу. Недюжинные способности, прямота и открытость непрерывно отмечаются Шолоховым. Он выступает против жестокосердия своих сельчан, вступается за Аксинью по причине ужасного обращения с ней супруга, и презрительно относится к поступку Дарьи, которая без зазрения совести убивает Котлярова.

Григорий симпатизирует тем, кто всегда мужественен и сохраняет свое достоинство в самых опасных жизненных ситуациях. Он всегда осуждал трусость и слабодушие и на разных этапах своих исканий держался стойко. Особенно ярко показан патриотизм Григория. Так, он, например, не может видеть присутствие английских войск на Дону и высказывает неодобрительно о них. Вместе с позитивными качествами одаренного человека у него рано обнаружен своевольный характер. Как труженик он тянется к лучшим и новым веяниям, однако, его интерес к собственничеству влечет назад, путает его в выборе правильного пути. Он долго колеблется между двумя политическими лагерями и ищет сам свой путь в революции.

Главный персонаж не может разобраться и в своих личных отношениях. К Наталье его тянет жилка собственника, домашний уют, дети. Аксинья же близка ему своей горячей любовью и вольнолюбием. Данное положение Григория между двумя женщинами объясняется стремлением примирить любовь к Аксинье с семейными традициями. Автор показал на образе Григория черты, характерные для середняков. Он показал его взгляды и настроения, которые выделяли мелкого собственника. Трагизм его судьбы проявлялся в том, что он совсем потерялся в своих исканиях, выступил против исторических событий, против народа, выходцем которого он и был.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Война в романе Тихий дон (гражданская война)

    Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная и общественная деятельность считается, чуть ли не главным фактором, влияющая на работу.

  • Эвелина в повести Слепой музыкант Короленко сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Эвелина Яскульская, представленная писателем в образе молодой девушки, ставшей супругой главного героя рассказа слепого с рождения музыканта Петра Попельского.

  • Анализ произведения Астафьева Царь-рыба

    Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа.

  • Я как и любой ребенок жду всегда лета с нетерпеньем. Летом жизнь летит быстро, но оно запоминается тебе больше всего на свете. Моим самым лучшим днем было то, что я впервые побывала в столичном парке аттракционов

  • Сочинение Образы отцов в романе Отцы и дети Тургенева

    На страницах романа «Отцы и дети» Тургенев старается раскрыть масштабную тему будущего России. Он хотел подчеркнуть значимость преобразований для улучшения жизни народа. Тургенев противопоставил мнения демократичных революционеров

Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький - над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой - над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи “Тихий Дон”.

Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Война и мир”.

Роман-эпопея “Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.

“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: “Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить - надо человечью правду блюсть...”

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: “В бою убить человека - святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!” Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.

Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со “сдержанной тревогой и ожиданием”. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому.

Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании.

Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.

Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, - убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков.

Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение.

Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: “А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли”.

А. Серафимович писал о героях “Тихого Дона”: “...люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге”. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова - художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.

Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени. Мир Григория - народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван.

Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в “Тихом Доне” Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Пылкой, страстной Аксинье, с ее “порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи.

Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи “точеная шея”, “пушистые завитки волос”, “зовущие губы”. У Натальи “гладкий белый лоб”, “большие руки, раздавленные работой”, у Дарьи “насурьмленные дуги бровей”, “вьющаяся походка”.

Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны - в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.

Шолохов - непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.

Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: “Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...”. Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ.

Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение “старого мира” было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.

При вручении Нобелевской премии за роман “Тихий Дон” Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, “чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою”.

Григорий Мелехов – это главный герой романа . Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Он соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.

В начале романа Григорию девятнадцать лет. От деда он получил независимый характер, а от бабки-турчанки – яркую внешность и неуемность натуры. Поначалу все поступки Григория выглядят обычным молодечеством. Так объясняют все окружающие и его связь с замужней Аксиньей. Григорий порывает с ней, женившись на Наталье. Но необычная сила любви, нарушающая все устои, заставляет Мелехова пойти против отца, уйти из дома и жить с Аксиньей в поместье Листницких. Так начинается особый путь героя.

«Мельничьи жернова» войны проходят по его душе. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». После знакомства с большевистской «философией» герой чувствует себя «зрячим». Его возвращение домой в конце первой книги проявляет произошедшие в Григории изменения.

Во второй книге возникает ряд противопоставлений главному герою. Прежде всего, это идеологические противники и сторонники царской власти. У каждого из них, по мысли Шолохова, своя правда. Но офицеры далеки от народа, их превосходство над солдатами мнимое, некоторые из них проявляют себя как трусы.

В начале третьей книги показана гражданская война 1918 года, когда Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра. Но и сейчас он испытывает всю ту же «густую тоску» по мирной жизни. Теперь, вместе с другими казаками, он готов винить большевиков, разделивших народ. Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток Красной армии затопляет» Донскую землю.

Братья Мелеховы возвращаются домой, но и там их настигает классовая вражда. Для новой власти Мелехов - белый офицер, «контра». Большевик Мишка Кошевой, с которым они «корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали», готов зарезать Григория. Герой снова поневоле оказывается во враждебном лагере.

Жестокость становится страшной нормой. Односельчане убивают друг друга. Так, Кошевой убивает старшего брата Григория – Петра. Мелехов – командир полка, и по его приказу совершаются зверские расправы. Но, в то же время, он выпускает заключенных в Вешенской, заливает тоску водкой, просит смерти. Не выдержав, герой снова возвращается домой, «седой наполовину».

Четвертая книга открывает в Мелехове новую черту – формирующуюся способность противостоять «потоку жизни». В нем пробуждается жалость и любовь в противовес беспощадной войне. Несмотря на разгром Добровольческой армии, на свою болезнь (месяц проболел тифом), Григорий «повеселел» и оставил мысль о смерти. Тягой к новому объясняется его вступление в Красную Армию, где он командует эскадроном. Впереди у Григория преследование красными за его «белое» прошлое, смерть Аксиньи. Жизненный путь героя, описываемый в романе, завершается возвращением домой, попыткой начать жизнь с нуля.

В образе Григория Мелехова типизируются черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления социально-политической борьбы, революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории.

Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний. Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям массы казаков. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.

Способность испытывать глубокие чувства – важнейшая характеристика героя. Его возвращение к Аксинье является основой сюжета. Эту любовь не могут заслонить ни война, ни ревность, ни страдания. Это непобедимое чувство, вступающее в противоречие с устоями казацкой морали, находит аналогию только в истории. Оно похоже на любовь деда Прокофия к его жене-турчанке. В связи с этим на чувство Григория к Аксинье ложится отпечаток романтической возвышенности.

В образе Григория Мелехова воплощается авторский замысел. Шолохов стремился показать столкновение истории с личностью, пытающейся на сломе эпох сохранить гуманистические ценности как наследие вековой народной морали. Трагическим пафосом окрашено описание участия Мелехова в общественно-политических событиях и их влияние на его судьбу. Отталкиваясь от исторически достоверной картины событий, автор создает обобщенный образ героя своего времени.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

Урок по литературе по теме:

«Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»

(12 класс)

Л.А. Старовойтова,

учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 4

Артемовский городской округ

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с романом «Тихий Дон». Определить основные черты характера Григория Мелехова, выявить, в чём же заключается трагедия судьбы Григория. Раскрыть роль портрета героя в романе. Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Воспитывать у учащихся: миролюбие, бережное отношение к человеческой жизни, чувство собственного достоинства.

Методические приёмы: в комментированное чтение, беседа по теме, рассказ учителя.

Оборудование урока: фотографии Шолохова, открытки из эпизодов художественных фильмов, иллюстрации к роману «Тихий Дон» (художник Верейский).

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Беседа по вопросам.
  4. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Герой романа Григорий Мелехов – представитель среднего казачетва. Тяжёлый крестьянский труд для него привычное дело. Григорий - храбрый казак, но он ещё честен и совестлив, а также по-настоящему талантлив (становится хорунжием, стоит во главе дивизии). Его жизненный крах обусловлен тем, что сам герой слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.

  1. Проверка домашнего задания .

Каким Григорий Мелехов представлен в начале романа? (беспечный, весёлый, трудолюбивый).

Как раскрывается характер Григория Мелехова во взаимоотношениях с Аксиньей и Натальей в эпизодах I книги?

  1. Беседа по вопросам.

Почему Григорий Мелехов отказывается от правды большевиков?

«Земли у нас – хоть заглонись ею. Вам больше не надо, а то на улицах друг дружку будут резать». В действиях красной армии не видит равенства и справедливости: «Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез: и штаны, и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает». Жалованье говорят, что будет одинаково. «Из хама пан во сто раз хуже!... вылез в люди и сделается от власти пьяный и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке».

Отказываясь от правды большевиков, от правды белых, Григорий Мелехов принимает активное участие в казачьем восстании. Он идёт защищать правду казачью. К чему же приводит этот путь?

В главе XXXVIII Григорий сравнит себя во внутреннем монологе с «зафлаженным на облаве волком», далее Шолохов отмечает в герое «чувство дикого, животного возбуждения» и «звериный инстинкт». И после звучит беспощадная самохарактеристика героя: «Ха! Совесть!... я об ней и думать позабыл!»

Чем заканчивается эпизод рубки матросов?

Что придаёт данному эпизоду особый драматизм?

(Ритм повествования: резкий, отрывочный, неполные предложения делают текст упругим и динамичным. Венчает эпизод резкий контраст поведения Мелехова: азарт атаки неожиданно обрывается тяжким раскаяньем, истерикой – о совести герой не забыл).

Нравственный тупик, он думает: «Ему ли малограмотному казаку властвовать над тысячами жизней и нести за них крестную ответственность. А главное – против кого веду? Против народа…Кто же прав?». Григорий пытается забыться в пьяном разгуле. Совесть толкает Григория на рискованные поступки. Он силой заставляет начальника тюрьмы отдать ключи, где томятся старики, женщины, дети, родные красноармейцев.

Какие сомнения закрадываются в душу Григория при встрече с полковником Георгидзе?

После встречи с полковником Георгидзе Мелехов ощущает, что казачеств – игрушка в руках господ, которые хотят свергнуть советскую власть исключительно в собственных интересах. Мелехов разочарован. Огонёк в жизни – это любовь к Аксиньи, вспыхнувшая с новой страстью.

Какова роль портретных зарисовок в раскрытии духовного мира Григория Мелехова в эпизодах 4-ой книги?

Шолоховский портрет героя при всей его живописности не является лишь изображением внешности, он отличается глубоким психологизмом, причём отражает психологию человека в развитии, отмечая происходившие в нём изменения

Какие изменения произошедшие с героем за 7 лет замечает его сестра Дуняшка?

«Ох, и постарел же ты, братушка!... Серый какой – то стал, как бирюк!»

Какие новые черты накладывает на героя служба в банде Фомина, в «последней войне» Григория?

«Аксинья всмотрелась в него внимательнее и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями её возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она подумала, как должно быть страшен он бывает в бою, на лошади, с обнажённой шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула».

Какой один штрих подводит итог всей горькой, трагической судьбе Григория Мелехова?

«Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном человеке отца…».

Как раскрывается характер Григория Мелехова в эпизодах, связанных с бандой Фомина?

Участие в банде Фомина - не сознательный выбор, а результат безвыходности в той ситуации, в которую его поставила гражданская война. Григорий осознаёт, что дело Фомина проиграно, хочет уйти с Аксиньей на юг. Он в банде отважно ведёт себя в бою, пытается навести порядок в отряде, погрязшем в разврате и мародёрстве и из-за этого вступает в конфликт с Фоминым. Герой одинок. Недаром его сравнивают с бирюком (одиноким волком).

  1. Заключительное слово учителя.

В чём трагедия героя? Роман заканчивается не возмездием над Григорием, а гибелью Аксиньи. И здесь заключена невозможность простого человеческого счастья в эпоху жестоких классовых битв. «Чёрное небо», «чёрный диск солнца», когда померк дневной свет – таким предстаёт мир перед героем после смерти любимой женщины.

Трагедии Григория Мелехова придаётся космический масштаб. Здесь нет однозначной трактовки трагедии героя. Но её истоками в большей степени является неразрешенный конфликт личности и эпохи, конфликт между человеком природным и человеком социальным.

  1. Домашнее задание.

Составить план «Судьба Григория Мелехова».


Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.

Григорий Мелехов – это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория. В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность. Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя…кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.

К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы. Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом. Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».

На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней. Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение. Поэтому можно даже сказать, что Григорий – это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа. А путь Мелехова к правде – это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.

Мелехов – это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.

Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие Быкова Ольга Петровна

Образ Григория Мелехова

В начале романе это восемнадцатилетний парень, веселый, статный, сильный, по-своему зверовато-красивый. Григорий – исключительно цельная личность, чистая натура. Он освещен светом, как бы исходящим из разных источников, – тут и кодекс казачьей чести и славы, и напряженный крестьянский труд, удальство в народных игрищах и гулянках, и сцены рыбной ловли, приобщение к богатому казачьему фольклору, чувство первой любви. Донская жизнь с ее неповторимыми пейзажами, вольнолюбивыми традициями, звонкой и задушевной народной песней – словом, во всей ее поэтической свежести – широко раскрывается перед взором юного Григория. Проникновенно и любовно рисует Шолохов неторопливый, размеренный уклад жизни казаков хутора Татарского с их хозяйственными заботами, нелегким трудом, с почитанием веками сложившихся обычаев и обрядов, с гордостью казаков за свое сословие и уважением к воинской доблести. Григорию глубоко присуши трудолюбие, тонкое восприятие красоты родной донской степи, любовь к народной песне, гуманизм, большая человечность (случайно перерезанный косой в траве птенец долго не дает ему покоя). Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к побежденным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах.

Эволюция образа Мелехова связана с событиями Первой мировой войны и революции. Война несомненно ожесточила сердце Григория, но не смогла задушить его человечность. Бунт героя против только лишь семейно-бытовых уз (уход из дома) дополняется протестом более широкого социального плана. Именно в годы войны в характере героя все более укрепляется чувство независимости, гордости, высокого человеческого достоинства.

Григорий Мелехов как главный герой эпического произведения по ходу сюжета встречается с людьми из всех социальных классов, слоев и групп, выведенных в романе. Наибольшее влияние на него оказывает большевик Гаранжа и донской автономист офицер Изварин. «Куда прислониться?» – один из тех далеко не риторических вопросов, которые задает себе нередко главный герой «Тихого Дона». С красными или с белыми связать судьбу?

В жизни шла борьба за будущий социальный строй, новое еще едва пробивалось, а главным образом совершалось разрушение старого. Все трудности перестройки крестьянского уклада были еще впереди. И, может быть, поэтому у Григория не хватило смелости окончательно порвать с прошлым, хотя главного он в нем не принимал и потому с белыми не остался.

Трагедия Григория отчасти и в том, что он не мог понять всей сложности и трудности установления новых норм жизни: он обобщает сразу все дурные проявления и отбрасывает вместе с ними многое остальное. Это его беда, а не вина, ибо она закономерна для человека, который не в силах сразу и до конца осмыслить трудный путь революции.

Главный герой «Тихого Дона» мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздалось бы мерой его ума, труда и душевного таланта. Вот откуда у него ненависть к людским захребетникам: «У меня к этим белоликим да белоруким жалости не запасено», – говорит Григорий про белогвардейских офицеров. Отсюда же его сочувствие к Котлярову{Коммунист.} и Кошевому, хотя «кровь легла промеж нас». Ведь в глазах Григория именно они олицетворяют, в отличие от «белоликих да белоруких», первый признак подлинной демократии – борьбу с экономическим порабощением, с классовым и сословным неравенством.

Григорий понимает, что он бывшим царским офицерам «чужой от головы до пяток». Как вожак казачьих масс, выдвинутый из гущи народного движения за ум, талант и воинское искусство, Григорий имеет право по-своему судить о лидерах белогвардейского движения. Он не с ними, хотя на крутых поворотах истории отдельные моменты его жизни совпадают с их целями. Это противоречие замечает начальник штаба его дивизии Копылов: «С одной стороны ты – борец за старое, а с другой – какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика». В этих словах выражение той антиномии, которая лежит в основе образа Григория Мелехова.

Григорий Мелехов не только воплощает исторические процессы, затронувшие казачье-крестьянские массы России. Он выступает барометром авторской мысли в сложной структуре романа. Это обстоятельство создает дополнительные трудности при анализе условий, породивших трагические коллизии в эпопее. Ведь не можем же мы свести причины трагедии главного героя романа только к его середнячеству. Решение проблемы где-то на стыке социологических, национально-исторических, психологических факторов. Григорий – это драма гордого и неустанно ищущего ума, это образ правдоискателя, столь характерный для русской литературы.

Григорий совершает ошибки, но он по большому счету мнимо виновен. И все-таки виновен, ибо требует от жизни того, чего она ему еще не может дать. Здесь его и ждет, как и всякого трагического героя, кара, возмездие.

Однако и в финале Шолохов не дает однозначного ответа. Противоречивость образа Мелехова подчеркнута также использованием контрастных тропов. С одной стороны, душа Григория как выжженная черными палами степь, а с другой, – он не утрачивает до конца «очарования человека». Участь его в банде Фомина жалкая, незавидная, но, несмотря ни на что, все такой же несломленной остается его натура, ибо выйти на хутор, бросить в прорубь оружие за два месяца до амнистии – такое может совершить только выстоявшаяся личность.

Читатель прощается с героем «Тихого Дона», унося в своем сознании черный диск солнца и Григория с ребенком на руках, который один после многих утрат, гибели любимых, еще связывал его с миром.

В «Тихом Доне» художник переводит в новое качество те открытия, которые он сделал ранее в «Донских рассказах». Теперь проблема ставится шире: национальный характер и основные закономерности жизни, социальный перелом и судьбы народа, соотношение классового и национального в ходе общественной эволюции. Следовательно, отныне Шолохов оперирует не только такими категориями, как «народ», «общество», «класс», но и, углубляя привычные социологические представления, вводит такие понятия, как «национальная жизнь», «национальная история», «национальный опыт».

Шолохов объективно изучает русский национальный характер в свете конкретно-исторического социального опыта народа на протяжении десятилетий. Писатель отнюдь не увлекается идеализацией национальной специфики, его интересуют особенности национального бытия, определяемого в конечном счете классовым положением, классовыми интересами людей.

Национальный психический склад играет особую роль в социально-историческом процессе, во взаимоотношениях истории и личности. Полнота же раскрытия национальной жизни обеспечивается прежде всего такой емкой формой, как роман, и особенно – роман-эпопея.

В «Тихом Доне» показан величайший социальный кризис в судьбе народа. Величие Шолохова в том, что он изображает жизнь всей нации, прослеживает общенародную судьбу. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы, и отсюда – неизбежность трагических коллизий. Эпосу соответствует герой, синтезировавший в себе коренные противоречия эпохи. Это по плечу характеру, воплотившему общенациональные положительные качества.

(По Л.Ф. Ершову)

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Сталин. Путь к власти автора Емельянов Юрий Васильевич

Глава 35. ПРОТИВ ГРИГОРИЯ ЗИНОВЬЕВА И ЛЬВА КАМЕНЕВА Поражение Троцкого было не только разгромом властолюбивого политика, но и еще одним поражением троцкистов, ожидавших скорого начала мировой революции. В апреле 1925 года XIV партийная конференция поддержала идею Сталина о

Из книги Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие автора Баландин Рудольф Константинович

Глава 36. ПРОТИВ ДВУХ ЛЬВОВ И ГРИГОРИЯ В первые же дни нового 1926 года Сталин активно включился в работу высших органов партии, которая по решению XIV съезда стала именоваться Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), или ВКП(б), и Коминтерна. Одним из первых решений,

Из книги Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность автора Вязигин Андрей Сергеевич

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛИ Говорят, внешность обманчива.Любитель парадоксов Оскар Уайльд вывернул этот афоризм наизнанку: только поверхностные люди не обращают внимания на внешность.Вернадский был цельной, глубокой, многогранной личностью, оригинальным и неутомимым

Из книги Путешествие в будущее и обратно автора Белоцерковский Вадим

Глава IV. Цели и средства Григория VII Взгляд Григория на состояние церкви, обязанности папы и свой долг. – Душевный разлад. – Происхождение светской власти; преимущества и права пап. – Конечная цель. – Безбрачие духовенства как средство. – Борьба и победа. –

Из книги Чингисхан: Покоритель Вселенной автора Груссе Рене

Статья Григория Померанца И еще одна забавно-печальная история. В брошюре «Наши плюралисты» Солженицын в присущей ему манере громит диссидентское демократическое движение, «демдвиж», и применяет прием, которому трудно найти название: не указывая имена цитируемых

Из книги Тот самый Янковский автора Соловьев Сергей Александрович

Из сирийской летописи Григория Абуль Фараджа О законах, постановленных Чингис ХаноМПоелику у монголов не было письменности, Чингис Хан повелел уйгурским грамотеям обучить письму татарских детей. И посему монгольские слова пишут уйгурскими буквами, так же как

Из книги Лирика автора Санников Григорий Александрович

Четыре послания Олегу Янковскому от Григория Горина Олег Янковский так прочно вошел в мою жизнь и фильмы, что я готов о нем рассказывать долго, восторженно и по возможности… в стихах. Впрочем, стихи, ему посвященные, возникали не всегда от избытка восторга. Иногда – от

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

КНИГИ ГРИГОРИЯ САННИКОВА 1. Лирика. - М.: Всерос. ассоц. пролет, писателей, 1921.2. Дни. - Вятка: Кузница, 1921.3. Под грузом: Поэмы и стихи 1919–1922. - М.: Кузница, 1923.4. Лениниада: Фрагм. поэмы. - М.; Л.: ГИЗ, 1925.5. Молодое вино: Стихи. - М.; Л.: ГИЗ, 1927.6. Избранные стихотворения. - М.:

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

Освобождение Мелехова Все минется, одна правда останется…Из анекдотов 1930-х годов. Однажды заведующий Отделом агитации ЦК Алексей Стецкий стал критиковать Шолохова за то, что его главный герой - Мелехов - настоящая контра. Потом сказал:- Ты, Шолохов, не

Из книги Секретные архивы ВЧК-ОГПУ автора Сопельняк Борис Николаевич

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ Интервью Григория Петровича Климова по случаю его 80-летия. - Григорий Петрович, Вы работаете с людьми особого типа, людьми с комплексом власти, уже 50 лет. Что это за люди? Что такое "комплекс власти"? Что такое "комплекс вождя"? В чем заключается суть этой

Из книги Судьба и книги Артема Веселого автора Веселая Заяра Артемовна

РАССТРЕЛ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА Свидетелей того бурного заседания почти не осталось, но их воспоминания сохранились. Одни пишут, что в тот день в Стокгольме гремели громы и сверкали молнии, другие утверждают, что заседание Нобелевского комитета проходило на редкость

Из книги Тайная жизнь Сталина автора Илизаров Борис Семенович

Из книги На территории любви Никиты Михалкова автора Ващилин Николай Николаевич

Из воспоминаний Григория Григорьева Григорий Прокофьевич Григорьев. Автор книги «В старом Киеве» и ряда рассказов. Был репрессирован. После реабилитации преподавал русскую литературу в средней школе. В 1932 году мне попался недавно вышедший том «России, кровью

Из книги Живым не верится, что живы... автора Лазарев Лазарь Ильич

Заключение. О воскрешении Григория Отрепьева в личине Генерального секретаря В истории России лишь однажды случилось так, что на царском троне оказался человек, причастный к духовному сословию. Даже властный митрополит Филарет Романов вынужден был оставить мечту о

Из книги автора

Из книги автора

Пядь отвоеванной земли О прозе Григория Бакланова Есть у Григория Бакланова небольшое, всего в несколько страниц, произведение - «Как я потерял первенство». То ли новелла, то ли зарисовка, - видимо, и автор затруднялся в определении жанра, поставив при первой публикации