Жизнь и смерть Господина из Сан-Франциско (по рассказу И.А. Бунина)

Тема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз подводил к выводу, что смерть является неотъемлемой частью жизни, и чаще всего смерть выступает либо как наказание («Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Чаша жизни»), либо как избавление («Деревня», «Братья»). Жизнь же только тогда наполнена и одухотворена, когда в ней есть любовь (цикл «Тёмные аллеи», «Солнечный удар»).
Рассмотрим некоторые из перечисленных произведений писателя.
В 1914 году писатель пишет рассказ «Братья», общий смысл и тональность которого раскрываются эпиграфом: «Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата». Рассказ построен на характерных для Бунина отвлечённых представлениях о братстве людей. Но эта аллегория соотносится с конкретной исторической содержательностью.
Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и «брате» его - богатом английском путешественнике. Жизнь раба -унижение естественности и красоты. Богатые «братья» лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл. Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого «брата» без высокой внутренней цели предстаёт у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому также фатально обречённой, как и жизнь цейлонского рикши.
Гибель мира, преступившего законы человеческого «братства», мира, в котором личность утверждает себя за счёт других, мира, в котором растеряно представление о «смысле бытия», «божественном величие вселенной», предрекает буддийская легенда в финале рассказа: ворон бросился, ослеплённый жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как отнесло её далеко в море, погиб!
Таким образом, в первом случае (юноша-рикша) жизнь ужасна без надежды на счастье, поэтому смерть избавление, во втором -жадность и бессердечность ведут к смерти-наказанию.
1915 год. В самом разгаре первая мировая война. "Говорят Брианы, Милюковы, - пишет И.Бунин, - а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство -сущий пустяк". Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе "Человек из Сан-Франциско".
Сюжет произведения прост. Герой рассказа, богатый американец, имени которого «никто не запомнил», достигнув высокого материального благополучия решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство-смерть героя.
Гроб в трюме - своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход. Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, - житейской мудрости, доброте, духовности. Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: "Плакал, когда писал конец". Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.
Также в этом рассказе показана и ещё одна интересная мысль - жизнь и смерть постоянно рядом, в уходе нет ничего парадоксального или неправильного.
Но не всегда смерть является безжалостным приговором. В рассказе «Деревня» главный герой, старик, воспринимает смерть как заслуженную награду. В цикле «Тёмные аллеи» трагическая развязка закономерна, так как любовь, по мнению Бунина, настоящая и всепрожигающая, неминуемо убивает влюблённых, избавляя их от разочарования. Именно поэтому Бунин лишает своих персонажей возможности перейти в семейное русло. Брак несёт с собой привычку, а привычка рано или поздно убивает любовь.
В повести «Митина любовь» героя преследует романс Рубенштейна на слова Генриха Гейне:
Я из рода бедных Азров, Полюбив, мы умираем.
В. Н. Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина» пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в «Митиной любви» как бы вновь пережил его. Таким образом, любовь является главным качеством жизни - кто любит, тот живёт. Но смерть тоже рядом, она выступает главным мерилом чувств, жизни вообще.
Размышляя о смысле бытия, Бунин пишет рассказ «Чаша жизни». У каждого из героев этого рассказа была молодость, любовь, надежды, что-то живое и прекрасное. Но всё это погибло в эгоистических устремлениях. «Зачем мы живём на свете?» - обращает мастер слова вопрос к каждому из них. Чаша жизни не стала для них чашей бытия. Она оказалась наполненной только мелким, житейским, эгоистичным. И Бунин ужасался жизнью всех, кто не задавался вопросом о смысле жизни.

Любые образовательные работы на заказ

Курсовая

Осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы «продолжиться» в веках. Именно поэтому некое «продление» жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним...

Обостренное чувство смерти в творчестве И.Бунина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Писатель о рано возникшем у него ощущении кратковременности бытия
  • («Жизнь Арсеньева»). Обращение к творчеству как к одной из попыток преодоления смерти
  • 2. Тема смерти как одна из важнейших на протяжении всего творчества Бунина
  • («Захар Воробьев», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»,
  • «Чаша жизни» и др.)
    • 2. 1. «Захар Воробьев»
    • 2. 2. «Сосны»
    • 2. 3. «Легкое дыхание»
  • 3. Любовь и смерть в творчестве Бунина
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Бунина до самой смерти интересовала сущность человеческой жизни, ее хрупкость и изначальная обреченность на смерть, которая всегда по большому счету только случайность, но случайность, фатальная для человека. И вывод, к которому он приходит, можно, вероятно, сформулировать следующим образом: в хаотическом мире, в который приходит человек на очень небольшой отрезок времени, и сама жизнь, которая дается ему, но никому, кроме Бога, по не понятным причинам, и смерть, обрывающая эту жизнь, все оказывается делом случая, и, более того, жизнь, любовь и смерть оказываются взаимосвязанными и взаимообусловленными, порой просто «неразводимыми». Именно этому феномену и посвящена яркая проза писателя.

Осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы «продолжиться» в веках. Именно поэтому некое «продление» жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним и многими, между прошлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. «Блаженные часы проходят и… надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти…» — отмечал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его произведениях.

Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни становится для Бунина чувство любви, в которой он видит единственное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценности жизни — основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. «Все проходит. Все забывается», — говорит герой рассказа «Темные аллеи» Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: «Все проходит, да не все забывается» .

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Бунин , И. Избранная проза . Критика и комментарии / И. Бунин. - М., 1998.- С. 577−588.
  2. Карпов , И. П. Проза Ивана Бунина : кн. для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей / И. П. Карпов. - М., 1999. - С.105−153.
  3. Мескин , В. А. Любовь в прозе И . Бунина: диалог с предшественниками / В. А. Мескин // Русская словесность. - 2005.- № 5. - С. 20−23.
  4. Сухих , И. Художественный мир Бунина / И. Сухих// Звезда. - 2009. -№ 2. - С. 228 - 231.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Первым большим историческим делом, связанным с именем Тредиаковского, была реформа стихосложения (17 341 735). Реформа эта ни в каком прямом отношении не находится к ранним опытам некоторых образованных иностранцев писать русские тонические стихи. Для шведа, датчанина и немца, которого случай забросил в Московское государство, естественно было, когда он узнавал язык, слагать стихи по германской...

Дипломная

Мы имеем у Ахматовой обычно «не самую лирическую эмоцию в ее уединенном выражении, а повествование или запись о том, что произошло. Если не это, то - или обращение к нему (ты), молчаливое присутствие которого создает ощущение диалога, или форму письма» (23, с.17). Чаще Ахматова пользуется обращением ко второму лицу, которое либо ощущается присутствующим, либо мыслится как присутствующее. Многие...

Но как ни пытается эта душа поверить в уже готовый источник спасения - в последнем, самом честном усилии она его не находит: «Постепенно в его сознании происходил слабый свет сомнения и жалости к себе. Он обратился памятью к Розе Люксембург, но увидел только покойную исхудалую женщину в гробу, похожую на измученную роженицу». Роза - мертва, она лишь женщина, и ее тоже надо спасти из могилы...

Контрольная

Во всех трагедиях он соблюдает формальный черты, эстетического канона классицизма: концепция трагедии заключается в пяти актах, в которых наблюдается единство времени, места и действия. Все трагедии Сумарокова написаны каноническим благородным александрийским стихом (шестистопный ямб с парной рифмой). Оосновной чертой осмысленной ориентации писателя на создание национальной жанровой модели это...

В сравнительном литературоведении творчество многих выдающихся писателей XX столетия неоднократно сравнивается с чеховским наследием. В числе этих писателей Э. Хемингуэй и У. Фолкнер, В. Вулф и А. Миллер, Д. Б. Пристли и Т. Уильямс, Гарсия Лорка и И. Вазов, Елин Пелин и У. Сароян, Т. Манн и многие другие. В результате таких исследований выясняется, что Чехов оказал могучее влияние на развитие...

Автор подчеркивает странность и необычность, которая сопровождает вроде бы обычный ход вещей, создает несколькими скупыми красками напряжение «подъехал он к воротам какогото дома, никого не видно; взошел на крыльцо, словно никто и не слышит». И вот кульминация зрелище совершенно необычное даже и для наших дней заяц, пугливое животное, играющий у ног Февронии. Эта деталь сразу придает облику...

Язык располагает специальными средствам усиления изобразительности и выразительности, к которым относятся словесные фигуры. Выдающиеся русские писатели в своих произведениях искусно пользовались всем разнообразием языковых средств для создания словесных образов, будь то пейзаж или портрет, описание обстановки или повествование о событии. Как верно заметил А. И. Куприн, «Русский язык в умелых...

Дипломная

Трудно не согласиться с мнениями многих исследователей, что общие закономерности, периодизация, тенденции функционирования и стратификация русской лексики уже достаточно изучены. Однако практически все исследователи отмечают, что опубликованные в последнее время источники дают разнородный и разнокачественный материал. В историческом аспекте труды исследователей не могут не опираться на данный...

Курсовая

Изменяемость, подвижность языка поддерживается периферийными (преимущественно инновационными и новозаимствованными, реже - устаревшими восстановленными) элементами, которые фиксируют новые явления, реалии окружающей действительности и внутреннего мира людей, обозначают новые понятия. Понятно, что процесс перегруппировки элементов длится в языке беспрерывно: новые и воскрешенные слова постепенно...

Шквал нигилистической критики, обрушенный на роман и его автора со стороны партийных функционеров и политически ангажированных литераторов с момента опубликования книги в итальянском издательстве в 1957 г., впоследствии перерос в искусственное замалчивание, продлившееся 30 лет. К счастью, все это тридцатилетие изучением романа Б. Пастернака, награжденного в 1958 г. Нобелевской премией...

Творчество Бунина пришлось на переломный период в России. Задолго до Первой мировой войны и революции 1917 года, уже в начале века, писатель понимал, что в русской жизни умерло что-то очень важное, едва ли не самое главное. “Распалась великая цепь бытия”, бытия”, надломился какой-то стержень, и жизнь, подлинная, светлая, осмысленная, уходит через эту трещину, а то, что идет ей на смену, есть воплощение несущего гибель всему хаоса, который в русской жизни так долго сдерживался и, наконец, вырвался наружу”. Тема смерти очень сильно и пронзительно

Звучит в бунинской прозе 1905-1915 годов. В ней нет никаких утешений вроде поэзии труда или радостей семейной жизни – быт бесконечно скучен, труд тяжел, люди бесповоротно чужды друг другу и, приходя в эту жизнь, сразу же устремляются к ее концу. Мы рассмотрим два рассказа этого периода, ясно его характеризующие: рассказ “Братья ” и “Господин из Сан-Франциско “.
В рассказе “Братья” бедный цейлонский рикша убивает себя, узнав, что его возлюбленную соблазнил кто-то из “белых”. Другой герой этого рассказа, на первый взгляд полностью противопоставлен первому, – это богатый англичанин, нанявший рикшу. Этот англичанин – хозяин жизни, который “в Японии покупал девочек в месячные жены, в Китае бил палкой по головам беззащитных обезьяноподобных стариков, на Яве и на Цейлоне до предсмертного хрипа загонял рикш”. Но как оказывается, герой страдает не только потому, что мучается печенью: он также несчастен и неуверен в этой жизни, также постоянно чувствует дыхание смерти и также уязвим, как и нищий рикша, покончивший с собой.

Разница между ними заключается только в том, что рикшу уже настигло то, чего еще боится англичанин, но что также однажды настигнет и его самого. Англичанина волнуют хрупкость и абсолютная случайность всего на свете – собственно, и жизнь, и смерть также случайны и возможны, как и все остальное в этом мире. Не случайно он сравнивает жизнь с бурным океаном, на горизонте которого тает лед одинокого судна, чья неизбежная гибель – только вопрос времени. Описываемые события вырастают до символа, а сам рассказ звучит как притча.

Мир – бездна, пучина, трясина, и гибель – лишь вопрос совпадения. Человеческая жизнь совершенно ничтожна по сравнению с миром, а сам человек беспомощен и слаб, независимо от того, что он собой являет с точки зрения социальной иерархии. Так развертывается проблема жизни и смерти в рассказе “Господин из Сан-Франциско” – одном из самых известных рассказов Бунина.

Богатый американец отправляется в путешествие в Италию на роскошном пароходе, но, так и не получив удовольствия от поездки, он внезапно умирает. Его смерть мучительна и безобразна, так что хозяин жизни” начинает вызывать сострадание. Герой отнюдь не являет собой образец духовных добродетелей и высот, но все окружение, независимо от социального положения, оказывается совершенно под стать ему, ничем не лучше его. После его смерти все демонстрируют брезгливое равнодушие к произошедшему, стремясь лишь сохранить разнузданное истерическое веселье. Даже танцующая пара оказывается нанятой за деньги. В мире оказывается все фальшивым и иллюзорным: любовь, богатство, высокое положение. Но отнюдь не иллюзорной и, пожалуй, единственной реальностью в жизни человека оказывается смерть.

Противопоставление смерти и воплощение жизни Бунин видит в любви, но если присмотреться повнимательнее к его рассказам с любви, то оказывается, что любовь, будучи концентрацией жизни, иногда парадоксальным образом сближается со смертью. И во многих рассказах глубокая и сильная любовь заканчивается именно смертью. Это очень хорошо видно на примере рассказа “Дело корнета Елагина ” – самого большого рассказа Бунина 1920-х годов. Герой, влюбленный в актрису, переживает настоящую первую любовь, которая, по словам писателя, “сопровождается драмами, трагедиями. Но совсем никто не думает о том, что как раз в это время переживают люди нечто гораздо более глубокое, сложное, чем волнения, страдания, обычно называемые обожанием милого существа; переживают, сами того не ведая, жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола”.

Эта “первая месса пола”, в понятии Бунина, – явление космического масштаба, так как в человеке происходят изменения, потрясающие все его основы, происходит такая концентрация жизненных сил, которая приближает человека к смерти. И в этом рассказе Бунина как раз и воспроизводится подобная мучительная ситуация. Отношения Елагина и Сосновской очень нестабильны, переходят от крайности к крайности, мятущиеся и неспокойные. Елагин – герой с особо обостренной чувствительностью, и именно поэтому его тянет к истеричной и изломанной актрисе, которую он в финале убивает, не будучи в силах справиться с ревностью по отношению к женщине, являющейся просто воплощением женского естества со всеми его противоречиями и загадками. Герой: не гибнет в финале, но то, что с ним происходит, по сути, равно смерти: память о любви к этой женщине навсегда останется в нем, и он уже обречен скорее на жизнь в прошлом, в воспоминаниях о прошлом, нежели в настоящем, а будущее и вовсе оказывается безразлично ему.

По убеждению Бунина, любовь – это некий высший напряженный момент человеческого бытия, напряженный настолько, что человеческая жизнь фатально сближается со смертью. И эта мысль важна для Бунина с его повышенным, обостренным чувством жизни. Писателя до самой смерти интересовала сущность человеческой жизни, ее хрупкость и изначальная обреченность на смерть, которая всегда по большому счету только случайность, но случайность, фатальная для человека. И вывод, к которому он приходит, можно, вероятно, сформулировать следующим образом: в хаотическом мире, в который приходит человек на очень небольшой отрезок времени, и сама жизнь, которая дается ему, но никому, кроме Бога, по не понятным причинам, и смерть, обрывающая эту жизнь, все оказывается делом случая, и, более того, жизнь, любовь и смерть оказываются взаимосвязанными и взаимообусловленными, порой просто “неразводимыми”. Именно этому феномену и посвящена яркая проза писателя.

Сочинения по темам:

  1. Александр Иванович Куприн – один из лучших русских писателей-реалистов конца девятнадцатого-начала двадцатого веков, писавших о светлых чувствах. Куприн в своих...

Тема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз подводил к выводу, что смерть является неотъемлемой частью жизни. Чаще всего смерть выступает либо как наказание, либо как избавление. Жизнь же только тогда наполнена и одухотворена, когда в ней есть любовь. Рассмотрим некоторые из перечисленных произведений писателя. В 1914 году Бунин пишет рассказ “Братья”, общий смысл и тональность которого раскрываются эпиграфом: “Взгляни на братьев, избивающих друг друга.

хочу говорить о печали. Сутта Нипата”. Рассказ построен на характерных для Бунина отвлеченных представлениях о братстве людей. Но эта аллегория соотносится с конкретной исторической содержательностью.

Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и “брате” его – богатом английском путешественнике. Жизнь раба – унижение естественности и красоты. Богатые “братья” лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл.

Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого “брата” без высокой внутренней цели предстает у Бунина

бессмысленной и призрачной и поэтому также фатально обреченной, как и жизнь цейлонского рикши. Гибель мира, преступившего законы человеческого “братства”, мира, в котором личность утверждает себя за счет других, мира, в котором растеряно представление о “смысле бытия”, “божественном величие вселенной”, предрекает буддийская легенда в финале рассказа. Она повествует о том, что ворон бросился, ослепленный жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как ее отнесло далеко в море, погиб.

Таким образом, в первом случае жизнь ужасна без надежды на счастье, поэтому смерть – избавление, во втором – жадность и бессердечность ведут к смерти-наказанию. 1915 год. В самом разгаре первая мировая война. “Говорят Брианы, Милюковы, – пишет И. Бунин, – а мы ровно ничего не значим.

Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство – сущий пустяк”. Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе “Господин из Сан-Франциско”. Сюжет произведения прост.

Герой рассказа, богатый американец, имени которого “никто не запомнил”, достигнув высокого материального благополучия, решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство – смерть героя. Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу.

Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход. Оказывается, накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, – житейской мудрости, доброте, духовности.

Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: “Плакал, когда писал конец”. Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей. Также в этом рассказе передана и еще одна интересная мысль – жизнь и смерть постоянно рядом, в уходе нет ничего парадоксального или неправильного. Но не всегда смерть является безжалостным приговором. В рассказе “Деревня” главный герой, старик, воспринимает смерть как заслуженную награду.

В цикле “Темные аллеи” трагическая развязка закономерна, так как любовь, по мнению Бунина, настоящая и всепрожигающая, неминуемо убивает влюбленных, избавляя их от разочарования. Именно поэтому Бунин лишает своих персонажей возможности перейти в семейное русло. Брак несет с собой привычку, а привычка рано или поздно убивает любовь.

В повести “Митина любовь” героя преследует романс Рубенштейна на слова Генриха Гейне: Я из рода бедных Азров, Полюбив, мы умираем. В. Н. Муромцева-Бунина в книге “Жизнь Бунина” пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в “Митиной любви” как бы вновь пережил его.

Таким образом, любовь является главным качеством жизни – кто любит, тот живет. Но смерть тоже рядом, она выступает главным мерилом чувств, жизни вообще. Размышляя о смысле бытия, Бунин пишет рассказ “Чаша жизни”. У каждого из героев этого рассказа была молодость, любовь, надежды, что-то живое и прекрасное.

Но все это погибло в эгоистических устремлениях. “Зачем мы живем на свете?” — обращает мастер слова вопрос к каждому из них. Чаша жизни не стала для них чашей бытия. Она оказалась наполненной только мелким, житейским, эгоистичным.

И Бунин ужасался жизнью всех, кто не задавался вопросом о смысле жизни.


Другие работы по этой теме:

  1. Писатели всех времен поднимали извечные темы жизни и смерти. Особенно часто они звучат в творчестве времен кризисов и переходных эпох. В прозе И. А. Бунина...
  2. В творчестве И. А. Бунина жизнь раскрывается во всем ее многообразии, в сплетении темных и светлых сторон. Два начала борются в его произведениях: мрак и...
  3. Рассказ “Легкое дыхание” написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре...
  4. 30-40-е годы – трудные в жизни И.А. Бунина. С одной сто­роны, в 1933 г. Шведская Академия присуждает Бунину Нобелев­скую премию по литературе. При вручении награды...
  5. 1. Краткая биография Бунина. 2. Тема любви в русской литературе. 3. Рассказ “Грамматика любви”. 4. Философия любви в “Солнечном ударе”. 5. Гармония чувств влюбленного в...
  6. По рассказу И. А. Бунина “Чистый понедельник” Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения....

ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ. Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто от­мечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы граждан­ской войны (два сборника - «Чаша жизни» и «Господин из Сан- Франциско»), до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков «вечного счастья». Проти­воречия социальной жизни в этих произведениях отражены в рез­кой контрастности характеров и противопоставлениях основных на­чал бытия. «Его болезненно занимали текучесть времени, старость, смерть…» - подтверждал писатель В. Набоков. В этой связи нельзя не вспомнить о том, как складывалась нелегкая судьба самого Бу­нина. Трагическим рубежом в биографии писателя, повлиявшим не только на его дальнейшую жизнь, но и на мировоззрение, на взгля­ды и идеи, которые, конечно же, нашли свое отражение в творче­стве, стала эмиграция. Бунину пришлось внезапно и навсегда по­кинуть родную русскую землю, к которой он был привязан «любо­вью до боли сердечной». Трагедия жизни отразилась мрачными настроениями в произведениях этого периода, в которых писатель стал все чаще углубляться в философские размышления о смысле жизни и смерти.

Уже в одном из первых рассказов, посвященных расставанию с родными местами («На край света»), Бунин обращается мысленным взором к бесконечной Вселенной: «И только звезды и курганы слу­шали мертвую тишину на степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и дальние дороги…» И бессмысленными становятся все тревоги и хлопоты человека перед лицом вечности, перед ли­цом неизбежной смерти. Но почему так остро встает тема смерти в прозе И. Бунина? Почему с такой щемящей сердце болью говорит он о трагической судьбе народа, оторванного от родной земли? Так тонко чувствовать и остро переживать народную трагедию, без со­мнения, может только человек, который сам всей душой предан ро­дине, жизнь которого может полноценно протекать только в окру­жении родных лесов, полей, рек, озер и тихих деревенских улиц. Да, этот человек на самом деле всем сердцем любит жизнь, и пото­му разрыв с родиной для него равносилен разрыву с жизнью.

«Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, - пишет Бунин в «Жизни Арсеньева». - Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)… Вот к подоб­ным людям принадлежу и я». Писатель говорит от лица своего ге­роя, но на самом Деле - это его собственные мысли, собственные глубокие ощущения. Не случайно «Жизнь Арсеньева» часто отно­сят к автобиографическим произведениям Бунина. Именно это «обо­стренное чувство смерти», основанное на таком же «обостренном чувстве жизни», было характерно для самого автора. Постоянно на­блюдая за необратимо уходящей жизнью, Бунин в то же время пы­тается совместить, соединить существование отдельного человека, отдельную судьбу с «вечностью» и «бесконечностью». Он пытается найти в любой преходящей жизни признаки ее продолжения в ис­торическом развитии, признаки ее бесконечности.

Именно осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писате­ля всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необхо­димо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы «продолжиться» в деках. Именно поэтому некое «продление» жиз­ни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выст­раивании прочных мостиков между одним и многими, между про­шлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. «Блажен­ные часы проходят и… надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти…» - отме­чал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его про­изведениях.

Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни ста­новится для Бунина чувство любви, в которой он видит единствен­ное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценно­сти жизни - основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. «Все проходит. Все забывается», - говорит герой расска­за «Темные аллеи» Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: «Все проходит, да не все забывается».

Нельзя допустить, чтобы все было забыто, - такова твердая по­зиция автора. Не всегда эта позиция была правильно понята крити­ками при жизни писателя.

Бунина откровенно возмущали и расстраивали неверные истол­кования его произведений как «упаднических», «пессимистичес­ких», «безрадостных». Он не был согласен с тем, что его творчество это творчество «увядания», не было в нем той «грусти запусте­ния», о которой часто говорилось в отзывах о его рассказах и повес­тях. Именно как о произведении, «овеянном легкой грустью и ли­рикой увядания и запустения», писали о повести «Деревня». Бу­нин был с этим категорически не согласен: «Это совершено невер­ная характеристика. В действительности в «Деревне» ни грусти, ни лирики нет и в помине, как нет ни увядания, ни запустения». В повести, так же, как и в других произведениях писателя, отражена лишь реальность, а грусть вызвана именно тем, что эта реальности действительная жизнь русской деревни, любимой Буниным ро­дины, - не так радостна, как ему хотелось бы.

Как уже было сказано, жизнь была для писателя неразрывно свя­зана с родиной. И только эту жизнь мог описывать он в своих произ­ведениях. Бунин тосковал по родине. В нем происходил мучитель­ный процесс переоценки ценностей. Тот самый Бунин, который в первые годы после революции решил никогда не возвращаться в Со­ветскую Россию, накануне нападения гитлеровской Германии на его родину в мае 1941 года пишет Н. Д. Телешову: «Очень хочу домой», через несколько дней А. Н. Толстому - о том же. Последний начал хлопотать о разрешении Бунину вернуться, но грянула война… Бу­нин страдал в разлуке с родиной, потому и создается иногда впечат­ление, что он пишет о завершении, окончании этой жизни. Так оно в общем-то и было. Для русского писателя необходимость покинуть родину может быть оправдана лишь благом для отчизны, мечтой о ее свободе и счастье. У Бунина же этого оправдания не было. Именно поэтому и становятся для него основными мотивы конечности бы­тия, философские углубления в проблемы жизни и смерти.

При всей ведущей роли трагических мотивов в разные периоды творчества эта трагичность появляется лишь тогда, когда автор со­знает горечь жизненных тягот, безнадежность потраченных усилий. Тогда же, когда Бунин видит значимость деятельности человека, он приходит к мысли о вечном, в том числе о вечной жизни человече­ства. Творчество И. А. Бунина дорого нам тем, что в его произведе­ниях запечатлена жизнь в ее многообразных проявлениях. Основной тон его поэтического слова о России - грустный: от элегии до край­ней тоски и отчаяния. Тем не менее, в его поэзии и прозе громко звучит хвала всему живому, цветущему, всему человечному - тому, что всегда дорого и свято. Оптимизм Бунина может быть выражен словами героя этюда «Слепой», обиженного жизнью и все же сла­вящего ее: «Я иду, дышу, вижу, чувствую, - я несу в себе жизнь, ее полноту и радость… Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызы­вает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, добро­та, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть».