Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду

Цель:

Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей.

Предварительная работа

Подготовить: игрушку «Светлячок»

Фоны для творчества

Краски. Кисточки, непроливайку, карандаши, фломастеры, простой карандаш, цветная бумага, самоклеющаяся бумага. Ножницы.

Корзинка для мусора

Ручки, белые листочки, стаканы под ручки

Распечатать, за ламинировать Теремок С кармашками и бумажки для записи

Телевизор, флешка со слайдами. Доски магнитные, магнит.

Буклеты, анкеты

Конверты, письма Подарочная (коробка новогодняя)

К чаю; чайные пары, конфеты, печенья…

Магнитофон ДИСК, Шарики…

Оформление группы

Повестка дня:

1. Экскурсия

2. Сообщение темы и цели собрания.

3. Знакомство с родителями

3.1. Игра с игрушкой «Светлячок»

3.2. Творческое представление семьи (рисунок, аппликация)

3.3. «Вопрос - ответ»

4. Презентация темы «Адаптация детей к детскому саду»

5. Письма «Ожидание»

6. Выступление старшей медсестры Ряшиной Светланы Николаевны

7. Игра «Дружная семья»

8. Выступление заведующей Светланы Викторовны

9. Ответы на вопросы родителей

10. Чаепитие. Фильм о жизни детского сада

11. Итог упражнение «Аплодисменты»

2. Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие - первое родительское собрание в Вашей жизни.

В детском саду Вам и Вашим детям предстоит прожить долгие 5 лет. Станут ли эти годы для Вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми это во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы. Вовремя нашей встречи хочется, что бы состоялось знакомство, которое позже надеюсь перерастёт в дружеские отношения.

Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, с правилами нашего учреждения и обсудить проблему адаптации ребёнка к детскому саду.

Вот об этом мы с вами и поговорим!

3. Для начала давайте познакомимся/

3.1. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Наш детский сад называется «Светлячок», поэтому мы будем знакомиться при помощи нашего символа. Берём в руки фонарик сообщаем, например, я Огнева Оксана Николаевна, воспитатель 1 младшей группы. (Вы сообщаете чья Вы мама или папа, моя семья (нужно прибавить одно прилагательное характеризующее вашу семью) спортивная. Таким образом, передаём светлячка по кругу и знакомимся

3.2. Присаживайтесь на свои места, перед вами лежат (рамки, карандаши, фломастеры, цветная бумага и самоклеющаяся бумага, ножницы). Ваша задача за 5 минут творчески представить свою семью; нарисовать, либо сделать аппликацию при помощи которого вы расскажете о вашей семье немного 1-2 предложения.

3.3. У нас к вам будет одна просьба. У вас будут возникать определённые вопросы, записывайте, пожалуйста, их на листочках и мы постараемся ответить на них в конце нашей встречи. Спасибо.

4. Поступления малыша в детский сад- это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.

Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно . Для этого между нами, должны установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.

Показ Презентации

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.

Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности, определённое поведение. К 2 -3 годам стереотип становится довольно устойчивым. Конечно же вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни. С какими реальными проблемами, возможно придётся столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким

Вопрос к родителям: Кому адаптироваться легче?

Детям. Чьи родители готовили их к посещению сада заранее. За несколько месяцев до этого события (это заключается в том, родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада…)

Детям, физически здоровым, т е не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребёнка напряжены, и можно направить на привыкания к саду, не тратя время на борьбу с болезнью)

Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на обучения всему необходимому)

Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание)

Детям, чей рацион питания приближен к саду.

Призовите на помощь сказку или игру.

Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования. Пока не настанет этот момент.

Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Вот несколько советов.

И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, которым ему легче расстаться.

Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.

У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.

Поступление в сад – это момент отделение мамы от ребёнка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвётся сердце», когда она видит, как переживает её малыш

Поверить, что малыш вовсе не «слабое» создание.

Адаптационная система ребёнка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Парадоксально, но факт хорошо, что кроха плачет. Поверьте, у него настоящее горе. Плач - помощник нервной системы, он не

даёт ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребёнка за нытьё.

Нельзя пугать детским садом

Нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке

Как снять напряжение у ребёнка после детского сада

По выходным играйте с детьми в напольную игру

«Дорога от дома к детскому саду, «Наш дом», «Мамина работа», «Папина работа», «Магазин», «Детский сад».

После посещения детского сада наберите в ванну тёплой воды или включите душ, положите ребёнку игрушки дайте губку. Ничего так не успокаивает. Как звук струящийся воды.

Исключите просмотр вечерних телепередач - это тяжело мерцание экрана.

Неблагоприятно влияет на нервную систему ребёнка.

Прогуляйтесь с ребёнком по территории детского, поинтересуйтесь его переживаниями.

Признаки готовности ребёнка к детскому саду, малыш может остаться без родителей, легко знакомится со сверстниками и взрослыми, проявляет интерес.

Приучайте к режиму дня

Приучайте к навыкам самообслуживания

В первые дни можете побыть с ребёнком

Главное помните, что это ваш малыш. Побольше проводите сейчас с ним времени. И вы убедитесь, что это ваш тот же крохотный человечек, который благодаря вам появился на свет.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого мягкого маминого гнёздышка!

Более подробную информацию вы можете прочесть в наших буклетах

(Раздаём буклеты)

5. А сейчас уважаемые родители предлагаем вам заполнить письма «Ожидание». Напишите, пожалуйста, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка в конце учебного года, какие у вас ожидания от посещения детского сада, оправдаем ли мы ваши надежды. Мы даём вам честное слово, что их не откроем до необходимого момента. Они будут хранится в этом сундучке.

6. Предоставляем слово старшей медицинской сестре детского сада Светлане Николаевне

Уважаемые родители мы приглашаем вас в группу. Спускайтесь пожалуйста на первый этаж

(Собрание продолжаем в 1 младшей группе детского сада)

7. Вот это наша с вами группа «Теремок», пожалуйста, проходите.

Встаньте, в круг

А теперь встаньте в первый ряд родители у кого один ребёнок

Во второй – два ребёнка

В третий - три и более ребёнка

А сейчас посмотрим кого у нас больше девочек или мальчиков

Первая группа - команда девочек

Вторая группа – команда - мальчиков

Возвращаемся в круг

Давайте поиграем в разведчиков. Ваша задача найти себе пару, встретившись с другим человеком глазами и встать вместе.

И я вас попрошу в парах выполнять следующие задания

Встаньте

Плечо к плечу

Нога к ноге

Поменяйтесь парами

Встанье колено к колену

Плечо к плечу

Локоть к локтю

Ладонь к ладони

Взявшись за руки, образовали нечто целое - круг, коллектив.

Мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьёй.

8. Уважаемые родители проходите за столы, и продолжим нашу встречу. Предоставляем слово заведующей детским садом

Светлане Викторовне.

Мы вам раздадимпакет документов:

Заявление о принятии ребёнка в детский сад,

Договор в 2-х экземплярах: 1- остаётся у вас, 2-й прикладывается в личное дело,

Заявление на компенсацию

Документы необходимо заполнить и принести в детский сад, не затягивайте.

9. А сейчас мы откроем сундучок и постараемся ответить на ваши вопросы.

10. Уважаемые родители предлагаем вам посмотреть видеофильм -художественное представление наших воспитанников на районом фестивале детских талантов «Весенняя капель», посвящённое 70- ти летию Кузбасса , во время просмотра фильма предлагаем чашечку чая

11. Итог собрания

Упражнение «Аплодисменты»

Мы с вами сегодня хорошо поработали.

И в завершении я предлагаю посмотрите на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ

И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо

Нравится 13 Плохо 0

Родительское собрание «Малыш в период адаптации»

Цели собрания:

Познакомиться с родителями, создать благоприятный эмоциональный настрой; познакомить родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду;

Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Ход собрания

  1. Приветствие.

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня тема нашего собрания «Улыбка малыша в период адаптации». Это собрание для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.

В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить еще долгих пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребенка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателем, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения.

Мы надеемся, что наше собрание будет не только полезным, но и интересным, где родители могут узнать много нового о самих себе, где мы попытаемся разобраться в проблемах адаптации наших детей к детскому саду.

Прежде всего давайте познакомимся. Предлагаю всем написать свое имя на листочке и прикрепить к одежде, а представиться нужно таким образом: назвать свое имя и слово – эпитет, которое начинается с той же буквы, например, Вера – верная и т.д.

  1. Релаксация.

На фоне легкой музыки звучат слова:

« А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие.

Представьте себе сейчас галактику вселенной…

Мы видим Вас там потоки звезд, их водопадов неимоверное сияние… И вдруг как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся, серебрившуюся точку… Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды…

  1. Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, холодный блеск которой согревает солнце… Это чудо сделало Вас мамой и папой,… берегите его… и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… Дайте руку ему, свою крепкую руку.
  2. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид, который осилил этот путь.
  3. Ведь только, Вы… - родители… являетесь одновременно сразу и тучами и солнцем для детей… И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя в своей семье… Полюбите своего ребенка… каким б он не был, долгожданным или нет… ведь раз он появился…, раз он есть,… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым».

Спасибо Вам за наше путешествие!

  1. Введение.

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.

Конечно, родители, лучше, чем кто–либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги. … И в один из дней приводят в детский сад, оставляют одного среди незнакомых взрослых, в незнакомой обстановке – это является стрессом для ребенка.

Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем?

Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде?

Привычные родительские тревоги и волнения. Такие же проблемы выступают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.

Упражнения «Орехи»

Всем участникам предлагается выбрать из корзинки по 1 грецкому ореху, внимательно рассмотреть его и положить обратно. Ведущий перемешивает орехи и предлагает участникам отыскать именно свой орех.

Ведущий: «Несмотря на то, что на 1 взгляд все орехи одинаковы, у каждого есть свои неповторимые особенности – так и каждый ребенок неповторим…»

Чтобы каждому малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

  1. «Особенности адаптации».

Так что же такое адаптация?

Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Адаптация», «Адаптационный период». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации.

  1. Адаптация социальная – универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы и результат ее соответствующих изменений.
  2. Адаптация физиологическая – совокупность реакций организма, которые обеспечивают его приспособление к меняющимся условиям среды.
  3. Адаптация психологическая – изменение чувствительности органов чувств в результате длительной стимуляции.
  1. «Уровни адаптации».

Адаптационный период – достаточно сложный в жизни ребенка – дошкольника и может проходить по-разному. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три уровня:

1. В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство.

Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают). Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)

2. Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют. Средний уровень адаптации (20 – 40 дней)

3. При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям. Легкий уровень адаптации (10 – 15 дней)

Родителям предлагаются 3 карточки с описанием уровня адаптации, и предлагаются самим попробовать определить уровень.

Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома, и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателями, может занять себя содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умения играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то, думаем, адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н, М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы.

  1. «Как можно облегчить крохе процесс адаптации?»
  1. Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: « как тебя зовут?», « можно с тобой поиграть?» , и т.п.
  2. Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
  3. Отправляясь в сад напоминайте себе, что вы сами его выбрали, поэтому с ребенком ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнение, то ему передастся напряженное состояние.
  4. Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что Вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.
  5. Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте другим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать (ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т.п.).
  6. Вместе загляните в группу – обычно малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое то время забывает о маме. Подумайте: может Вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
  7. Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.
  8. Забирая малыша не забудьте расспросить воспитателя о поведении эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям!

Приходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительный сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы.

  1. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня.
  2. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит.
  3. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого.
  4. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода.
  5. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.
  1. Притча «Банка жизни»

…На стол ставится стеклянная пустая банка

Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о жизни, что Вы можете сказать об этой банке?

(Она пустая.)

Совершенно верно, - затем из-под стола достается мешок с крупными камнями и укладываются в банку до тех пор, пока они не заполняют ее до самого верха.

А теперь что Вы можете сказать об этой банке?

(Теперь банка полная!)

Достается еще один пакет с горохом, и засыпается в банку. Горох начинает заполнять пространство между камнями:

А теперь?

(Теперь банка полная!!!)

Достается пакет с песком, и засыпается его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

(Ну, теперь-то банка точно полная!)

Тогда достается стакан чая и выливается в банку.

А вот теперь банка полная! Сейчас я буду объяснять Вам, что произошло. Банка – это наша жизнь, камни – это саамы важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох – это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок – это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять Вашу жизнь, закрывая Вам глаза на более важные вещи. А чашечка чая – чтобы, не смотря ни на какие проблемы у Вас всегда оставалось время попить чаю с приятными людьми!

Что понравилось (солнышко) и не понравилось (тучка). Раздача памяток.

Литература:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /Воронеж: Учитель.-2004 – 236с.
  2. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. Образов. Учреждения и семьи /-М.: Просвещение. -2007. 79с.
  3. Теплюк. С. Улыбка малыша в период адаптации /Дошкольное воспитание. -2006. № 3. с. 29 – 35.

Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»

Анкета « Готовность ребенка к поступлению ребенка в детский сад».

Ф.И. ребенка ____________________________________возраст ___________ лет ___________ мес.

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

Бодрое – 3 балла; - раздражительное, неустойчивое – 2 балла; - подавленное 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро (до 10 мин) – 3 балла; -медленно – 2 балла; - неспокойно – 2 балла

3. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?

Дополнительное воздействие – 1 балл; - без воздействия – 3 балла

4. Какова продолжительность сна?

2 часа – 3 балла; - менее 1 часа – 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший – 4 балла; - избирательный – 3 балла; - неустойчивый 2 балла; - плохой 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно 3 балла; - не просится, но бывает сухой – 2 балла; - не просится, и ходит мокрый 1 балл

7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет палец, пустышку или др. 1 балл; - нет – 3 балла

8. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

9. Проявляет ли интерес к действиям взрослого?

Да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла

10. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно – 3 балла; -не всегда – 2 балла; -не играет сам – 1 балл

11. Взаимоотношение со взрослыми:

12. Взаимоотношение с детьми:

Легко идет на контакт – 3 балла; -избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл

13. Отношение к занятиям: внимателен, усидчив, активен:

Да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла

14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть – 3 балла; -не всегда – 2 балла; -нет – 1 балл

15. Есть ли опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко – 3 балла; -тяжело – 1 балл

16. Есть ли аффективная привязанность к какому либо из взрослых?

Есть – 1 балл –нет – 3 балла

Анализ и интерпретация результатов анкетирования:

54-40 баллов – ребенок готов к ДОУ;

39-24 балла – ребенок условно готов к ДОУ;

23-16 баллов – ребенок не готов к поступлению в ДОУ.


Родительское собрание на тему « Возрастные особенности детей раннего возраста . Адаптация детей . Правила посещения детского сада»

Добрый вечер!

Мы рады видеть вас на нашей первой встрече . Сегодня у нас с вами первое родительское собрание . Мы расскажем вам о том, чему мы уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что нам еще предстоит узнать.

Сегодня мы выберем родительский комитет для решения важных вопросов в группе .

Итак, вы привели своих детей в детский сад и у нас с вами одна общая цель сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, познавательным. Следовательно, нам с вами нужно объединить усилия и очень важно наличие взаимопонимания и поддержки.

Сейчас мы вас познакомим с особенностями адаптации .

Выступление воспитателя « Адаптация » .

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Вот изменения, с которыми сталкивается ребенок в детском саду и к которым ему нужно приспособиться :

. четкий режим дня;

. отсутствие родных рядом;

. длительный контакт со сверстниками;

. необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

. резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

. особенности нового пространственно-предметного окружения

Психологи выделяют следующие виды адаптации :

Адаптация биологическая . Ребенок должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.

Адаптация сенсорная заключается в том, что ребенку необходимо привыкнуть к новым звукам (шум в группе , голос воспитателя, детей , к новым тактильным ощущениям (ребенка по-другому обнимают, гладят, к новым зрительным образам (световая и цветовая адаптация ) .

Адаптация социальная - постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды и результат этого процесса - способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Уже в семье ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, с детьми. Сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно изменяются, когда ребенок приходит в ДОУ. Важным аспектом социальной адаптации является принятие ребенком социальной роли - роли воспитанника ДОУ.

Адаптация педагогическая - приспособление ребенка к педагогической среде, в которую он попадает с момента поступления в ДОУ. Это его способность понимать , воспринимать, активно следовать педагогическим воздействиям со стороны воспитателя, родителей , проявлять инициативу в организации своей деятельности в группе . Педагогическая адаптация будет зависеть от того, насколько ребенок понимает и воспринимает требования воспитателя, насколько различаются педагогические требования в семье и в ДОУ.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает :

. преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

. нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

. утрата навыков самообслуживания;

. нарушение сна;

. снижение аппетита;

. регрессия речи;

. изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

. снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации) .

1. Возрастные особенности детей раннего возраста .

До 2-3 лет ребенок не испытывает острой потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в детском саду. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому саду . Нередко боязнь новых людей и ситуаций в д.с. приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них - безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому зачастую ребенок не может быстро адаптироваться к д.с. , поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дома к ребенку зачастую не предъявляют требований к самостоятельности. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью самостоятельно одеваться, раздеваться, пить из кружки, есть ложкой, проситься и ходить на горшок, прибирать со взрослым игрушки и т. д. Если у ребенка не развиты навыки самообслуживания, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

2 . Возрастные особенности детей 3 - 4 лет .

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития , уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка , и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.

Зачастую многие родители не видят изменений которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому :

как не надо себя вести.

. Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

. Не надо говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".

. Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.

В возрасте 3 - 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры , которая становится ведущей в этом возрасте . Дети совершают действия с игрушками и предметами - заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями (мамы, папы, бабушки) . Игры с правилами только начинают формироваться. То, что рисует ребёнок зависит от его представлений о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут использовать цвет.

Под руководством взрослого дети способны вылепить простые предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики .

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия , простейшие её виды доступны детям.

Конструируют они в основном по образцу и только несложные постройки.

Учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается память и внимание , они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

В этом возрасте начинает развиваться воображение , когда одни предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в играх. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. А положение ребёнка во многом определяется мнением взрослого.

Управлять своим поведением ребёнок ещё не может, начинает развиваться самооценка , при этом дети ориентируются на мнение взрослого. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек.

В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ "я" - чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребёнку . Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребё нку : "Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем".

Способы уменьшить стресс ребенка.

. каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления, обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

. В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период , сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы :

1. Возраст ;

2. Состояние здоровья;

3. Уровень развития навыков самообслуживания;

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5. Сформированность предметной и игровой деятельности;

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

Психологи выделяют три степени адаптации : легкая, средняя, тяжелая.

При легкой адаптации наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита. Обычно это проявляется в течении первых двух недель пребывания ребенка в ДОУ.

Адаптация средней тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые нормализуются лишь к концу первого месяца . Ребенок на короткое время теряет вес, нарушается речь, возникают легкие непродолжительные заболевания.

При тяжелой адаптации привыкание идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев. Оно сопровождается частыми повторными заболеваниями, стойким нарушением поведения. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи, психики; у детей отмечается повышенный уровень тревоги.

А сейчас мне хочется познакомить вас с задачами стоящими перед нами в новом 2016- 2017 учебном году. Прежде всего :

Формирование навыков общения

Активация и обогащение словарного запаса,

Развитие моторики, внимания и мышления,

Совершенствование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

У нас с ребятами будут проходить занятия. Все занятия проходят в игровой форме. Дети уже становятся более общительными, начинают учиться играть вместе, делиться игрушками. Игра является ведущей деятельностью на данный период. Мы помогаем формировать умение доброжелательного общения, воспитываем культуру поведения (хорошие манеры, помогаем сформировать чувство сопереживания, сотрудничества.

Достижения детей . За короткое время малыши научились делиться игрушками, говорить «волшебные слова» : пожалуйста, спасибо, объединяться по 2-4 человека для совместных игр, сопереживать, помогать друг другу. Очень радует хороший аппетит всех детей , что говорит об успешном прохождении адаптации . Дневной сон пока у некоторых детей тревожный и короткий, кто-то долго не засыпает. Но к завершению периода адаптации сон и дома , и в саду нормализуется.

А теперь давайте выберем родительский комитет .

Разное.

ПРИМИТЕ НАШИ ПРАВИЛА

Приём детей в группу до 8 часов минут.

Детей приводить опрятными, причёсанными, с носовым платком (подписанным).

Все вещи должны быть подписанными, с вешалками.

В шкафчике всегда должна быть запасная одежда.

Принесённые из дома игрушки могут обратно не вернуться.

Не делайте за детей то, что они могут сделать сами.

Ребёнок должен уметь самостоятельно кушать и проситься на горшок.

Обо всех недомоганиях сообщайте воспитателю

Оплачивать квитанцию до 20 числа каждого месяца.

После отсутствия ребёнка в детском саду по каким-либо причинам, заранее предупредить воспитателя о дне выхода ребёнка в детский сад, для постановки его на питание.

В шкафчике должны быть два подписанных мешочка - для чистого и грязного белья.

Одевать детей соответственно по погоде, если погода не устойчива, то необходимо приносить с собой запасной вариант вещей и вешать их в шкаф.

Родители должны принимать активное участие в жизни группы, детского сада (принимать участие в субботниках, систематически посещать родительские собрания).

Запрещается

Отдавать детей людям в алкогольном и наркотическом опьянении

Отдавать детей несовершеннолетним

Приносить в детский сад опасные предметы

Курить на территории детского сада