Пахмутова александра биография год рождения дети. Биография пахмутовой

Николай Добронравов сумел плотно вплести в свою биографию и карьеру, и личную жизнь, объединившись в тандеме с Александрой Пахмутовой, но поэт так и не получил главного счастья – возможности воспитывать детей. Причины такого поворота событий навсегда останутся тайной. Единственное наследие артиста, которое останется в истории – его стихи, многие из которых прославились на весь СССР.

https://youtu.be/a1X0tDibb_g

Детство и становление в творчестве

Николай Николаевич Добронравов родился в Ленинграде – 22 ноября 1928. В начале Великой Отечественной войны, когда город был подвержен наступлению немцев, его вместе с остальными детьми отправили в Нижний Новгород. А затем вместе с родителями Николай переехал в Малаховку в 1942, где окончил среднюю школу с отличием, получив золотую медаль. Несмотря на то, что будущему поэту-песеннику пророчили другую жизнь, он не захотел сворачивать с пути, намеченного еще в школьные годы.

Первым учебным заведением, где Николай Николаевич получил высшее образование, стала школа-студия МХАТ при Московском государственном театре им. Горького. Но, желая быть не только артистом, выступающим на сцене с стихами и песнями собственного сочинения, но и педагогом, Добронравов решил получить второе высшее.

Николай Добронравов в молодости

Следующим местом, где обучался известный в будущем артист, стал Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина, который он закончил за два года, в 1952.

Известность Добронравов получил еще в студенческие годы. Переживший страшную войну, унесшую жизни миллионов, Николай старался передать потомкам духовную атмосферу военных лет. В своих песнях он отображал не только чувства мужчин, ушедших на войну, но и боль матерей, не дождавшихся возвращения своих сыновей.

Он передавал отчаянную отвагу народа, жившего в осаде и терпящего лишения и голод ради свободы своей страны, тот невероятный героизм, который был проявлен не только мужчинами, но и женщинами, воспитывавших своих детей в городах, куда не дотянулись лапы немецко-фашистских захватчиков.

Театральная и литературная деятельность

Николай Добронравов – не только поэт, чья увлекательная биография, личная жизнь и дети постоянно на слуху у любителей музыки, но и известный в театральной среде артист. С начала 50-х годов известный поэт-песенник решил попробовать себя в новой роли. Поступив на службу при Московском театре юного зрителя (ТЮЗ), он начал принимать активное участие в театральной жизни. Николай Добронравов выступал в ведущих постановках известных сценаристов на протяжении десяти лет. Его талант привлекал внимание зрителей и критиков, которые по достоинству оценили многогранность выдающегося артиста.


Николай Добронравов: фото

Известный в современном мире деятель культуры, многократно награжденный за свои труды, он привлек внимание таких же известных в сфере музыки композиторов и поэтов. Долгое время Николай Добронравов, чья биография, личная жизнь и дети интересуют поклонников, работал в соавторстве с гениальным Сергеем Гребенниковым. Вместе они создали необыкновенно чувственные композиции.

Время, когда Добронравов работал в соавторстве с Гребенниковым – это период, посвященный литературному творчеству. Вместе артисты писали сказки на тематику нового года, создавали гениальные и увлекательные инсценировки. Огромным вложением в театральный мир союза двух талантливых людей было создание оригинальных пьес для детского и музыкального радиовещания.


С Муслимом Магомаевым

Немаловажную роль для развития культурной жизни подрастающего поколения два гения песен и литературы вложили в кукольный театр, написав ряд пьес, которые показывали не только в заведениях Москвы и советского Санкт-Петербурга, но и в других городах СССР.

В современных театрах Российской Федерации до сих пор идут спектакли, написанные в соавторском союзе Добронравова и Гребенникова.

Становление как поэта

В середине 60-х, Николай Николаевич решил уйти из театра, решив воплощать свои идеи в области литературы. В 1970 Добронравова приняли в Союз писателей СССР, где он смог реализовать свой творческий потенциал в полном объеме. Активно работая в области культуры и литературы, артист стал известным и узнаваемым автором.

Его поэтические сборники, воспевающие идеологию СССР и советской жизни, стали издаваться крупными тиражами в ведущих типографиях страны. Столичные издательства опубликовали несколько его поэтических сборников, таких как «Созвездие Гагарина», «Таежные костры», «Вечная тревога» и еще несколько книг.

М. Добронравов известный поэт

У поэта-песенника появилось множество поклонников на территории СССР, которые с нетерпением ждали новых сборников. Каждый тираж, выходящий под фамилией Добронравов, раскупался с невероятной скоростью. И даже теперь, в современной России, книги со стихотворениями Николая Николаевича пользуются большой популярностью. Литературный деятель продолжает публиковать новые сборники, высказывая широкой публики свои идеи и мысли, мечты и видение современной России.

Музыкальная семья

Биография Николая Добронравова неизменно переплетается с его музой, женой и соавтором его музыкальных произведений – Александрой Пахмутовой, которая подарила ему счастливую личную жизнь, но для которой под запретом слово «дети».

Они познакомились на радиостанции, где Николай Добронравов выступал в роли поэта-песенника, а талантливая композитор была приглашена, чтобы написать мелодию к его произведениям.


Николай Добронравов и Александра Пахмутова

Встретившись, молодые люди поняли, что живут на одной волне, которая зовется музыка. Вместе они создали около четырехсот музыкальных произведений, известны не только в РФ, но и в других странах мира.

Очень часто поклонники артиста интересуются, почему Николай Добронравов, чья удивительная биография и личная жизнь тесно переплетены друг с другом, так никогда и не стал отцом, а дети, которые были в планах у супругов, не родились. Артист улыбается, и в его глазах отображается грусть, и старается уйти от ответа, которого у него нет. А тот, который имеется, должен остаться тайной для обширной публики поклонников артиста.

Возможно, отсутствие в жизни артистов детей, стало причиной того, что они всецело погрузились в творчество. В своих песнях, написанных вместе с супругой, поэт-песенник Николай Добронравов отобразил все то хорошее и доброе, что дал ему советский союз. Он передал не только военный дух Великой Отечественной войны, но и атмосферу таких эпохальных событий в истории современной РФ, как полет Юрия Гагарина в космос и проведение олимпиады в Сочи.

Изменял жене с музыкой

За свои таланты и умение чувствовать Родину, облекая любовь в слова, поэт-песенник Николай Добронравов был удостоен звания «Лауреат государственной премии» в 1982. При советском союзе артист получил множество наград и достойных званий, став известным на всю могущую и огромную СССР.

Немаловажную роль в творчестве Добронравова сыграл композитор Микаэл Леонович Таривердиев, вместе с которым артист создал множество песен и романсов.


У Добронравова и Пахмутовой нет своих детей

Также Николай Николаевич работал с такими мэтрами музыки, как композитор Аркадий Островский, азербайджанский эстрадный певец и композитор Полад Бюльбюль-оглы и многими другими известными деятелями музыкального искусства.

  1. «Надежда» впервые была исполнена артистом ТЮЗа Юрием Пузыревым. Спустя месяц песня зазвучала на всех радиостанциях СССР гениальным Иосифом Кобзоном. «Надежда», в исполнении Анны Герман транслировалась на всех радиостанциях СССР с 1973 и приобрела огромную популярность среди советской молодежи. Позже ее стала исполнять Эдита Пьеха, вышедшая на сцену с песней-талисманом космонавтов. Ведь каждый раз, отправляясь в космос, его исследователи слушали «Надежду», веря, что это принесет им удачу и поспособствует благополучному возвращению домой.
  2. «Беловежская пуща» осуществила мечты директора заповедника в Белоруссии в 1975. Он давно мечтал о том, что какой-нибудь восторженный красотой природы поэт, напишет про известный на весь СССР заповедник песню. В дальнейшем она появилась в репертуаре Бэллы , а также ансамбля «Песняры», став одной из популярных песен в Белоруссии.
  3. «Трус не играет в хоккей» не единственная спортивная песня. Впервые ее исполнил Эдуард Хиль в 1968. Затем она появилась в репертуаре многих известных в музыкальной среде исполнителей. Популярный в те времена вид спорта привлек внимание к песне поклонников хоккея. Когда СССР выигрывала матч с другими странами мира, она обязательно звучала на трибунах огромного зала.
  4. «До свидания, Москва», вышедшая в 1980, была заказана для Олимпиады за несколько месяцев до открытия Игр при подготовке к их проведению в Лос-Анджелесе. Но к тому моменту, как песня была практически закончена под названием «До свидания, Москва – здравствуй, Лос-Анджелес!», во внешнем мире разразилось страшное событие, перечеркнувшее все планы СССР. Началась война на территории Афганистана и поездка спортсменов советского союза в Америку отменилась. Поэтому Добронравов и Пахмутова написали песню-прощание с Олимпиадой, которая звучала в дни открытия и закрытия олимпийских игр.
  5. «Орлята учатся летать» была написана для лагеря «Орленок», где побывало множество счастливых ребятишек. С 1965 песня стала гимном детей, отдыхающих в прекрасном месте. Она отображала мечты и надежды подрастающего поколения. Под нее в лагере поднимали флаг и проводили традиционные марши. Вместе с этой песней в «Орленке» звучала песня «Звездопад», которую Пахмутова и Добронравов подарили лагерю.

Николай Добронравов сегодня

Дети в биографии Николая Добронравова и Александры Пахмутовой всегда стояли на первом месте, и были непрерывно связаны с их личной жизнью и биографией. Но своих, родных и любимых детей у семейной пары так и не появилось.

Поклонники творчества музыкальной пары предполагают, что причиной этому послужило бесплодие одного из супругов.

https://youtu.be/cUXFejJk5Lk

Имена композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова так давно и прочно связаны друг с другом, что сложно предположить, будто когда-то могло быть иначе. Семейному дуэту Пахмутова — Добронравов уже более 50 лет. Но — честное слово! — глядишь на них, и кажется, будто только что познакомились: глаза влюбленные.

Она – изящная, живая, со вспыхивающими то и дело глазами, разговаривая о музыке, все время вспархивает к роялю, и тот послушно отвечает ей то модненьким хитом, то фрагментом симфонии Шостаковича, смотря о чем идет разговор. И становится абсолютно ясно: они с инструментом одно целое, оторви ее от клавиш, и она умрет, как умирают от недостатка воздуха.

Он – галантный, бесконечно интеллигентный, по ходу разговора на безупречном литературном языке без малейшего употребления сленговых или просто невыразительных словечек в подтверждение своих мыслей постоянно цитирует наизусть поэтов Золотого, Серебряного и советского века. Он напоен словом как водой, из которой, как известно, человек состоит на 80 процентов.

Она при всем своем обаянии строгая, внутренне абсолютно логически выстроенная, без малейшей небрежности, как ее собственный Концерт для трубы с симфоническим оркестром. Он несколько мягче и романтичнее.

Им обоим не скрыть, как любят они друг друга: уважительно, трепетно, но в то же время чувственно. Смотришь и веришь: да, она действительно его «мелодия», а он – ее «нежность». Да по-другому и не может быть, если она – Александра Пахмутова, а он – Николай Добронравов.

Они встретились весной 1956-го, а уже в августе поженились. Познакомились на Всесоюзном радио, в 9-й студии детского вещания. В ту пору Николай Николаевич работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа.

— 6 августа, в день нашей свадьбы, была жуткая жара, — вспоминает Пахмутова. — Но как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались. Помню, пока ждала в очереди, прочитала все услуги, которые оказывает загс: рождение, брак, развод, смерть… Жутко стало. (Смеется.)

Расписала нас милая женщина в маленькой комнатке. Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сами сшили мне костюм — красивый, розовый. А вечером мы уехали в Абхазию.

— Уехали потому, что жить в Москве нам еще тогда было негде, — объясняет Николай Добронравов. — И медовый месяц провели там у моей тети Даши в Армянском ущелье. Это было счастливое время! А самое прекрасное, что первую свою ночь мы с Алечкой провели в лунных дорожках этого теплого прекрасного Черного моря.

— Какого-то особого рецепта семейного счастья у нас нет, — говорит Пахмутова. — Мы просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам.

А Николай Добронравов, говоря о своих чувствах к Алечке, всегда вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении».
- Подводя итоги, продолжите одним словом фразу: наша семья … (Александра Николаевна смеется.)

Нетрадиционная! Но в хорошем смысле этого слова. А то я как-то пошутила, давно, сказала: «У нас нетрадиционная семья, потому что мы живем нормальной семейной жизнью». А на днях еду в такси, и вдруг шофер протягивает мне одно «желтое» издание, которое у него лежало среди газет. Смотрю, на обложке моя фотография и подписано - Александра Пахмутова: «Я - нетрадиционной ориентации». Правда, далее в статье они привели мою фразу полностью и даже написали много хорошего, но зачем надо было на обложку выносить такой заголовок?

Поэтому мы с Николаем Николаевичем можем сказать только одно: наша семья нетрадиционная - у нас в жизни все именно так, как надо и должно быть, поэтому мы вместе прожили более пятидесяти лет и до сих пор не развелись…


В 1943 году девочка была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории, которую окончила в 1948 году.

В 1953 году она окончила Московскую Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, где занималась у композитора профессора Виссариона Шебалина, в 1956 году — аспирантуру.

Работая в разных жанрах, Александра Пахмутова завоевала особую популярность как автор песен. В общей сложности на счету композитора около 400 песен, среди них "Песня о тревожной молодости" (1958), "Геологи" (1959), "Старый клен" (1961), "Орлята учатся летать" (1965), "Нежность" (1966), "Трус не играет в хоккей" (1968), "Мелодия" (1973), "Надежда" (1974), "Беловежская Пуща" (1975), "Как молоды мы были" (1976), "Команда молодости нашей" (1979), "До свиданья, Москва" (1980) и другие.

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой — Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Роберт Рождественский и другие. Большинство песен были написаны Пахмутовой в творческом союзе с ее мужем Николаем Добронравовым — известным российским поэтом-песенником.

Ее песни исполняли и исполняют такие именитые артисты, как Анна Герман, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Тамара Гвердцители и многие другие.

Также песни Пахмутовой Ансамбля Александрова, Хора имени Пятницкого, ансамблей "Песняры", "Самоцветы", "Надежда", "Верасы", "Сябры", "Пламя", группы Стаса Намина и др.

В День славянской письменности и культуры, на Красной площади в Москве прозвучала новая песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова "Наш букварь".

Александра Пахмутова написала произведения для симфонического оркестра "Русская сюита", "Концерт для трубы с оркестром", увертюру "Юность", "Оду на зажжение огня", музыку для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita. Композитором созданы сочинения кантатно-ораториального жанра "Василий Теркин", "Прекрасная, как молодость, страна", кантаты для детского хора и симфонического оркестра "Красные следопыты".

На музыку Пахмутовой в 1970-е годах в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет "Озаренность".

Александрой Пахмутовой написана музыка к нескольким десяткам фильмов. Среди них такие популярные киноленты, как "Девчата" (1961), "Три тополя на Плющихе" (1967), "Рожденная революцией" (1974-1977).

В 2005 году к 60-летию Победы была написана музыка к документальному сериалу "Великая Победа" режиссера Виктор Лисакович.

Пахмутова выпустила несколько десятков авторских грампластинок. Среди них компакт-диск "Как молоды мы были" (1995), диск "Зарево любви" (1996), сборник песен "Звездопад" (2001), а также сборник песен для детского хора на стихи Сергея Есенина "Земля моя златая" (2001).

Активная творческая деятельность композитора успешно сочеталась с общественной . В 1968-1991 годах она занимала должность секретаря правления Союза композиторов СССР, а в 1973-1995 годах — секретаря правления Союза композиторов России.

В 1969-1973 годах была депутатом Моссовета, в 1980-1990 годах — депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В течение многих лет Пахмутова была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более 20 лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни "Красная гвоздика".

Александра Пахмутова — народная артистка СССР (1984), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), премии Ленинского комсомола (1967), премии Союзного государства России и Белоруссии (2004).

Награждена двумя орденами Ленина (1979, 1990), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1971), орденом Дружбы народов (1986), российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III (2014), II (1999) и I (2009) степеней , белорусским (2000), орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (2008).

Пахмутова получила Премию Центрального федерального округа в области литературы и искусства.

Она является обладателем премии "Овация" (2001), премии "Российский Национальный Олимп" (2004).

Именем композитора назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova.

В 1976 году именем Александры Пахмутовой была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета №1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами.

С 1956 года Александра Пахмутова замужем за поэтом Николаем Добронравовым.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Однажды Аля Пахмутова, которой только-только исполнилось три года, пошла вместе с мамой Марией Андреевной в кинотеатр. Фильм был музыкальный, с большим количеством песен и красивых мелодий. Придя домой, мама ушла на кухню, а дочка осталась в комнате, где на самом видном месте стояло пианино. Мария Андреевна готовила обед, как вдруг услышала, что кто-то наигрывает, и достаточно точно и чисто, мелодии из только что просмотренного фильма. Играть могла только Аля, но ведь ей всего три года и никто её до этого музыке не учил! Мария Андреевна вошла в комнату и увидела стоящую у пианино дочку. Она положила на стул стопку книг, подсадила девочку к пианино и долго с удивлением слушала её игру. Позже с Алей стал заниматься отец, рабочий бекетовского лесозавода и одновременно неплохой музыкант-любитель. Когда Александре исполнилось четыре года, она написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». Так начиналась карьера Александры Пахмутовой - одного из самых успешных и знаменитых советских композиторов, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии, автора более 400 песен и трёх десятков симфонических произведений.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. С первых же лет жизни музыка стала её судьбой. Проблемы выбора жизненного пути у Али не было - в шесть лет девочка поступила в Сталинградскую музыкальную школу, в которой училась до начала Великой Отечественной войны. «Когда говорят пушки - музы молчат» - в осаждённом фашистами и подвергавшемся ежедневным разрушительным бомбардировкам Сталинграде о занятиях музыкой не могло быть и речи. Занятия пришлось прервать, а вскоре семья Пахмутовых была эвакуирована в Казахстан.

Как же всё-таки везёт людям, которые с самого детства знают, чем они будут заниматься, и могут сказать себе: «Это - моё, и ничто, никакие трудности не заставят меня свернуть с этого пути!». Александру Пахмутову можно смело причислить к таким людям. Война ещё продолжалась, а она уже ехала в Москву продолжать учёбу. Летом 1943 года Аля была зачислена в Центральную музыкальную школу для одарённых детей (ныне - музыкальная школа при Московской консерватории). После её окончания в 1948 году Александра поступила в Московскую государственную консерваторию, в класс к известному композитору и прекрасному педагогу профессору Виссариону Яковлевичу Шебалину. В 1953 году Пахмутова успешно окончила консерваторию и поступила в аспирантуру. Через три года Александра защитила диссертацию по теме «Партитура оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила“».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон, - сказала однажды Александра Николаевна. - Но талант ещё не гарант. Как будет воплощён замысел песни, как будет развиваться её тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - всё это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ». Действительно, чтобы добиться успеха, композитору нужен талант. Это условие обязательное, однако отнюдь не гарантирующее признания. В Советском Союзе существовали тысячи музыкальных школ, ежегодно они выпускали тысячи юных музыкантов, в том числе и будущих композиторов. Многие из них были действительно талантливы, но только единицы добивались настоящего успеха, становились лауреатами всевозможных конкурсов и премий. Но не в званиях дело.

Александра Пахмутова - явление уникальное. Расхожий, конечно, штамп, но иначе не скажешь, факт остаётся фактом - такие, как Пахмутова, рождаются раз в сто лет, а то и вовсе лишь однажды. «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолёты», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Знаете, каким он парнем был», «Ненаглядный мой», «Старый клён», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «И вновь продолжается бой», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были» - эти песни Александры Пахмутовой знала и пела вся страна.

Стихи к музыке Александры Пахмутовой писали многие известные поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Сергей Гребенников, Римма Казакова. И всё-таки трудно себе представить её музыку без стихов Николая Добронравова. Говорят, что без поэта Добронравова не было бы композитора Пахмутовой, и наоборот. С этим можно поспорить, однако они настолько гармонично подходили друг другу, что очень быстро сложился один из самых удачных в СССР творческих союзов, который вскоре стал и союзом семейным. Интересно, что Пахмутова и Добронравов, при всей своей известности и популярности, всегда относились к прессе и журналистам, скажем так, с осторожностью. Александра Николаевна и Николай Николаевич, вообще-то, не очень-то балуют журналистов, а что касается личной жизни - то в этом вопросе соблюдается строгое табу.

Их судьбы во многом схожи. Оба появились на свет в ноябре (Николай Николаевич родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде), обоим в детстве пришлось узнать, что такое война и эвакуация. Но если Александра Пахмутова буквально с трёх лет начала заниматься музыкой и это стало делом всей её жизни, то Николай Добронравов свой путь и предназначение нашёл не сразу. Окончив в 1942 году школу, Николай поступил сначала в Московский городской учительский институт, а затем в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. После окончания школы-студии Николай Добронравов работал актёром в Московском театре юного зрителя. Здесь он познакомился с актёром Сергеем Гребенниковым, вместе с которым написал несколько новогодних сказок, поставленных во Дворцах пионеров и клубах Москвы. Вначале для актёров это было своеобразным развлечением, но вскоре Николай и Сергей начали профессионально заниматься литературной деятельностью. Для редакции музыкального и детского вещания Всесоюзного радио авторы написали несколько пьес и инсценировок, в кукольных театрах страны были поставлены пьесы «Колосок - волшебные усики» и «Тайна старшего брата».

В середине 60-х годов Николай Добронравов заканчивает актёрскую карьеру. В это время в Московском театре юного зрителя с успехом идёт написанная им вместе с С. Гребенниковым пьеса «Загорается маяк» (в 1962 году она была издана в издательстве «Молодая гвардия»), а в Куйбышевском театре оперы и балета ставится опера по либретто Добронравова и Гребенникова «Иван Шадрин». В 1970 году Н. Добронравов становится членом Союза писателей СССР. Из печати выходят его повести «Отчаливай, отчаливай!», «Скоро каникулы», «Третий не лишний», поэтические сборники «Созвездие Гагарина», «Стихи и песни», «Таёжные костры», «Вечная тревога», «Стихотворения». Но безусловно, исключительное место в творчестве Николая Добронравова занимает песня. Стихи, положенные на музыку, - это стержень жизни поэта, «и нету жизни без судьбы, и без судьбы - нет песни», - написал он в песне «Пластинка памяти моей».

Творчество Александры Пахмутовой и Николая Добронравова настолько разнопланово, что их песни пели такие непохожие по стилю и манере исполнения певцы, как Л. Зыкина, С. Лемешев, Г. Отс, М. Магомаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Градский, Т. Гвердцители, Юлиан, Н. Мордюкова, Л. Сенчина, П. Дементьев, М. Боярский, Бисер Киров.

Конечно, для поколения «шестидесятников», детей оттепели, глотнувших воздух свободы, комсомольско-партийная лирика Пахмутовой и Добронравова - это символ «совка», которым партийные идеологи пытались заменить западную музыку. Да, «Битлз» в СССР официально так и не появился, зато песни Пахмутовой и Добронравова звучали всюду - на телевидении, радио, пионерских линейках, правительственных концертах. Но ведь, кроме того, их песни пел народ, а не это ли является показателем любви и признания? А песню «До свиданья, Москва!», прощальный гимн Московской Олимпиады-80, знал весь мир, и не просто знал, а плакал, когда под эту мелодию в московское небо улетал олимпийский Мишка.

Власть награждала Александру Пахмутову званиями и премиями (Александра Николаевна - народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда), но та же власть долго отказывала композитору в получении нормальной квартиры. Бывало, запрещали некоторые песни. Самый хрестоматийный и абсурдный пример - «Песня о Ленине», написанная для хорового исполнения. Недовольство вызвала строчка «…Ильич прощается с Москвой…». На прослушивании Пахмутовой и Добронравову объяснили, что Ильич с Москвой прощаться не может, поскольку он навсегда в ней. «Песню ветеранов Первого Белорусского фронта» запретили из-за того, что упоминались Жуков и Рокоссовский, но не было ни слова о Брежневе, «главном герое Великой Отечественной войны» в застойные времена. В музыке песни «И вновь продолжается бой» усмотрели роковые мотивы, из-за чего у худсовета возникли серьёзные нарекания, и только ценой неимоверных усилий песню удалось отстоять. Всё это, конечно, не доставляло радости, однако Александра Николаевна всегда относилась к подобным вещам философски. «Не сегодня, так значит, завтра выйдет, - говорила она в одном из интервью, - глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть ещё столько всего сочинить. Я ведь и сегодня от невостребованности не страдаю. Нужно стараться жить в ритме молодёжи».

А жить и творить в молодёжном ритме ох как не просто, хотя Александра Пахмутова и привыкла к смене эпох. Начинала она писать музыку ещё при Сталине, затем была оттепель, брежневские времена, перестройка. Настало время перемен, изменились отношения между композиторами, поэтами и артистами, музыкальный мир стал жить по коммерческим правилам. Сейчас никого не удивляет, что за песню, тем более хорошую, нужно платить, и платить много. Но Александра Пахмутова и Николай Добронравов остались верны своим принципам. «Мы никогда не продавали песни и никогда не будем этого делать, - сказала недавно Александра Николаевна в интервью газете „Вечерний Минск“. - Да и как вы себе это представляете? Мы встречаемся с певцом, обсуждаем песню, пробуем так и этак, пьём кофе, разговариваем. А потом я говорю: „Теперь давай плати“? Это невозможно».

Конечно, сейчас песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова всё реже появляются в теле- и радиоэфире, их творчество, как говорят в современной музыкальной «тусовке», перешло в разряд «неформата». Но это не пугает авторов, Александра Николаевна и Николай Николаевич, как всегда, с оптимизмом смотрят в будущее. Их часто спрашивают о творческих планах и о том, чем они занимаются. «Чем же ещё заниматься композитору и поэту? Конечно, пишем песни», - отвечает Александра Пахмутова. А сидящий, как обычно, рядом Николай Добронравов добавляет: «И будем этим заниматься, пока живы…».

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

От Петра I до Александра III «Пожаловали мы сею саблею…» Впервые стал Петр I награждать холодным оружием офицеров регулярных частей русской армии. В Артиллерийском музее Петербурга хранится палаш с надписью на клинке: «За Полтаву. Лета 1709». Одним из первых золотую шпагу с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Словарь современных цитат автора

ДОБРОНРАВОВ В древности любили давать имена, которые указывали бы на характер человека и его нравственные достоинства. Вот почему в дохристианскую эпоху было так много Добромилов, Добромиров, Доброславов. Женщин звали Добромила, Добромира, Доброслава. Еще раньше

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

ГРЕБЕННИКОВ Сергей Тимофеевич (1920-1988); ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэты-песенники 243 Гайдар шагает впереди.Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэт-песенник 66 Мы хотим всем рекордам / Наши гордые дать имена!«Герои спорта» (1973), муз. А.

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Николай II и Александра Фёдоровна Будущий император Николай II родился в 1868 году в семье Александра III и Марии Фёдоровны. Императрица была дочерью короля Дании Кристиана и в девичестве звалась Дагмарой.Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА Алексеева Марина Анатольевна родилась 16 июля 1957 года во Львове в семье потомственных юристов. Окончила юридический факультет МГУ (1979). Работала преподавателем в Академии МВД, затем заместителем начальника научно-исследовательского и

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Танковые асы: Зиновий Колобанов, Андрей Усов, Николай Никифоров, Николай Роденков, Павел Кисельков 19 августа 1941 г. Памятник З. В. Колобанову в д. ВойсковицыЗиновий Григорьевич Колобанов родился 12 декабря 1912 г. в селе Арефино (ныне - Вачский район Нижегородской области).

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания,

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

ГРЕБЕННИКОВ, Сергей Тимофеевич (1920–1988); ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтыпесенники 808 Гайдар шагает впереди. Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А. Пахмутовой 809 Держись, геолог, крепись, геолог! «Геологи» (1959), муз. А. Пахмутовой 810

Из книги автора

ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтпесенник 294 Мы хотим всем рекордам Наши гордые дать имена! «Герои спорта» (1973), муз. А. Пахмутовой 295 Знаете, каким он парнем был? Назв. и строка песни о Ю. Гагарине (1971), муз. А. Пахмутовой 296 До свиданья, наш ласковый Миша. «До

Из книги автора

Семья Александра III Взаимоотношения в семье Александра III были на редкость гармоничны. Для императорской семьи. Несмотря на некоторые неизбежные сложности в начале супружеской жизни, несмотря на взрывной характер Марии Федоровны, которую прозвали Гневной, это была

Из книги автора

Распорядок дня Александра II Сын Николая I – император Александр II во многом сохранил рабочий график своего отца, но следовал ему без фанатизма. Это был слабый правитель и слабый работник, хотя, конечно, отказать ему в уме было бы неправильно. Однако ему не хватало харизмы

Александра Николаевна Пахмутова — великая женщина, чья удивительная биография вызывает восхищение, ведь в ее жизни творчество и семья переплетаются, но, к сожалению, отсутствуют дети. Она получила признание еще в СССР как композитор, умеющий не только чувствовать музыку, но и передавать душу мелодии. За свои невероятные таланты Александра Николаева получила множество премий и званий.

https://youtu.be/bgOsv2svCO4

В 1968 вошла в состав Союза композиторов СССР, а с 1973 в одноименную организацию России, получив за гениальный талант доступ к новым возможностям. В 1984 получила награду, как Народная артистка СССР, удостоившись государственных премий в 1975 и 1982 годах.

Пахмутова, умеющая брать на фортепьяно аккорды, вызывающие в душе трепетный восторг, работала также кинокомпозитором, пишущим мелодии для популярных фильмов. На данный момент артистка продолжает работать, радуя своих поклонников новыми музыкальными композициями.

Развитие таланта

Родилась Александра Николаевна 9 ноября 1929, и на данный момент артистке исполнилось 88 лет. Родившись в небольшом поселке Бекетовка Нижне-Волжского края при СССР, очень рано проявила талант к музыке. В доме ее родителей Николая Андриановича и Марии Амплеевны Пахмутовых стояло фортепьяно, которым родители пользовались неоднократно.

Поэтому еще в возрасте трех лет маленькая Саша регулярно открывала крышку инструмента, играя мелодии на свой вкус. Звуки, воспроизводимые девочкой на фортепьяно были удивительными.

Александра Пахмутова в детстве

Уже в этом возрасте Саша сочиняла первые мелодии вальса, вызывая восхищение взрослых. А в возрасте пяти лет создала свою первую пьесу для фортепьяно, назвав ее «Петухи поют». Восхищенные талантом дочери родители приняли решение отдать девочку на обучение. Поэтому в возрасте семи лет Александра поступила в музыкальную школу, где училась до 1941. Ее развитие оборвала Великая Отечественная война.

Немецкие захватчики, идущие на Волгоград, проложили маршрут наступления армии через поселок, где родилась и проживала начинающая развивать свой дар Александра. Не желая становиться заложниками оккупантов, родители девочки вместе с другими жителями бежали в Караганду. Там, с начала августа 1942 Саша продолжила обучение в Карагандинском музыкальном училище.

Через год будущая артистка СССР поступила в Центральную школу при Московской государственной консерватории им. П. И. Чехова. Отважную девушку не испугало путешествие через всю страну, на территории которой продолжались военные действия. Твердо решив продолжить обучение и сделать после окончания Великой Отечественной карьеру композитора, Пахмутова отправилась в дальний путь, успев к сроку подачи документов.


Пахмутова в молодости

Ее педагогом стала М. В. Васильева, развившая талант девочки до максимально возможных высот. Под руководством Васильевой Александра поступила в кружок юных композиторов при консерватории. Девочку обучали великие музыканты СССР Виссарион Яковлевич Шебалин и лауреат двух сталинских премий Николай Иванович Пейко. Маленькая ростом (149 см) девушка успешно закончила консерваторию, получив звание магистра за свой невероятный и огромный талант.

С 1948 Александра обучается при консерватории, но уже на отделении композиторов и успешно сдав экзамены, получает диплом с отличием в 1953. Не желая останавливаться на достигнутом, решив, что еще недостаточно хорошо овладела специальностью, остается при консерватории в аспирантуре до 1956 года.

Обретение признания

Еще в годы обучения будущая артистка СССР неустанно трудилась, придумывая музыкальные композиции в разнообразных жанрах. Ее музыку исполняли симфонические оркестры, а в театре игра артистов сопровождалась мелодиями, сотворенными великим умом Александры Николаевны.


Александра Пахмутова в составе делегации

Музыка величайшего композитора СССР звучала в лучших театрах страны, где ставили пьесы и балет. Не чужды были Пахмутовой и песни, которые она писала с огромным удовольствием, сочетая их с душевными текстами.

Талант не остался незамеченным. В 1968, будучи известной и замужней женщиной, Александра Николаевна вступила в единое творческое объединение творческих людей – «Ордена Ленина Союз композиторов СССР». Так артистка не только служила на благо своей страны, но и способствовала развитию музыки. В ее обязанности входило:

  • налаживание связей с прогрессивными зарубежными композиторами;
  • поддержка начинающих музыкальных деятелей в сфере культуры и оказание помощи в закреплении за ними авторских прав на произведения;
  • воспитание талантливой молодежи на социалистической музыке.

Александра Николаевна не представляет свою жизнь без музыки

На протяжении всей службы при союзе композиторов, Александра Пахмутова считала, что ее долгом является найти талантливых детей, которые раскроют свой талант под ее руководством. При должности Александра проработала до 1991, ознаменовавшегося роспуском союза композиторов из-за распада СССР.

В 1976 в честь композитора была названа целая малая планета, которая зарегистрирована астрономами под номером 1889 в США. Олимпийский комитет также оказал Пахмутовой огромную честь. Знаменитая композиция «О спорт — ты мир!» была написана великой женщиной по спецзаказу к международным соревнованиям в Москве в 1980.

Тяжелый период 90-х годов не повлиял на творческую биографию Александры Пахмутовой, для которой семья стояла на одной ступени с карьерой, а дети, взятые «под крыло» требовали дальнейшего обучения и развития в карьере. Поэтому вместе с супругом поэтом-песенником она продолжала выискивать таланты и помогать им начать свой тяжелый, но удивительный творческий путь.


Маленькая женщина при жизни стала Великим композитором

Александра Николаевна Пахмутова продолжает играть на фортепьяно, не представляя своей жизни без музыки. Но делает она это больше для себя, извлекая из инструмента новые мелодии, которые будут услышаны еще несколькими поколениями зрителей. Величайшая женщина нашего времени продолжает вести светскую жизнь, регулярно посещая концерты и театральные спектакли, где звучит ее музыка.

Всегда улыбчивая и радостная Александра Николаевна с радостью делится своим опытом с подрастающим поколением композиторов. А они относятся к ней с должным почтением и восхищаются ее удивительными талантами. Поэтому среди нового поколения артистов, выращенных на музыке Пахмутовой, есть не только отечественные музыканты, но и зарубежные звезды. Талант композитора использовали в своих выступлениях:

  • Иосиф Кобзон;
  • София Ротару;
  • Муслим Магомаев;
  • Людмила Зыкина;
  • Михаил Боярский и многие другие.

Пахмутова стала Лауреатом Государственной премии СССР

Сложно перечислить все коллективы, которые играют музыку Пахмутовой, но особо выделились и запомнились людям: Песняры, Самоцветы, Народный хор Пятницкого, группы С. Намина а также английские музыканты, объединившиеся в Living Sound.

Начало семейной жизни

Александра Николаевна Пахмутова никогда не скрывала свою личную жизнь, и с гордостью делилась подробностями биографии, рассказывая какая у нее удивительная семья, в которой дети – неприкосновенная тема. Со своим супругом артистка познакомилась в возрасте 27 лет на Всесоюзной радиостанции на канале детского вещания.

Николай Николаевич, работающий при Московском театре юного зрителя, читал стихи в программе «Пионерская зорька». Александру же пригласили написать к этим строкам музыкальное сопровождение. Их совместная работа началась с детской песни «Моторная лодочка».

Известный в современном мире поэт-песенник Николай Николаевич Добронравов был всего на год старше своей избранницы. Их связала не только музыка, но и сильные чувства, которые до сих пор вызывают «белую зависть» у коллег по работе.


Благодаря музыке Пахмутова познакомилась со своим мужем — Николаем Добронравовым

Встретившись весной – уже осенью 1956-го молодые люди отправились в ЗАГС, заключив официальный брак. Свадьба состоялась в августе. На улице стояла невероятная жара, которая внезапно сменилась сильным ливнем. Александра Николаевна обрадовалась такой погоде, ведь говорят, что дождь в свадьбу приносит счастье молодоженам.

Еще тогда, выстаивая долгую очередь в отделении ЗАГСа, артистка обратила внимание на список предоставляемой организацией услуг. Именно тогда Александра Пахмутова осознала, что теперь у них с Николаем семья и общая биография, ведь у супругов будут совместные дети, которых зарегистрируют здесь же.


Александра Николаевна и Николай Николаевич — счастливые супруги

А позже, когда-нибудь в далеком будущем в этом здании произойдет регистрация смерти. Такие мысли сильно испугали Александру, и она постаралась поскорее выбросить их из головы. О своих размышлениях она рассказала в интервью много позже, став уже пожилой и очень известной женщиной.

Свадьба прошла скромно и без приглашения гостей. Невеста облачилась не в стандартное белое платье, а в красивый розовый костюм, шили который мама с сестрой. Затем молодожены отправились в романтическое путешествие к берегам Черного моря в Абхазию. Там они гостили у тети Добронравова, которая с радостью предоставила родственникам комнату.

Одна любовь

С первых лет брака Александра и Николай старались находить общий язык, основываясь на взаимные уступки в той или иной ситуации. Они принимали друг друга полностью, с недостатками и достоинствами, не пытаясь внести коррективы в уже сформированную личность второй половинки. Именно таков простой и в тоже время сложный рецепт семейной идиллии музыкальной пары.

На протяжении всей своей семейной жизни Александра и Николай всегда были вместе, представляя собой воплощение единой симфонии. Он – декламирующий стихи и отрывки из сборника советских поэтов. Она – порхающая возле фортепьяно с грацией бабочки. Казалось бы, не существует в мире идиллии, которая могла бы связать двух творческих людей.

Но стоит посмотреть на интеллигентного и галантного Николая и его очаровательно строгую супругу, и понимаешь – вот она настоящая любовь! Именно это невероятное чувство даже спустя 60 лет брака осталось в семье двух творческих людей. И все потому, что супруги всегда смотрели в одном направлении, стремясь не тратить жизнь на пустые ссоры.


Всю свою жизнь супруги писали одно произведение — симфонию семейной жизни

Они везде появляются вместе, представляя собой идеальную семейную пару, для которой до сих пор живы чувства, наполненные нежностью и уважением друг к другу. Ни один поклонник творчества Александры Пахмутовой не может представить ее биографию без семьи, где есть только единственный и неповторимый супруг, но под запретом слово «дети».

Даже теперь, когда уже не стыдно разговаривать об ошибках молодости, строгая артистка старательно избегает больной темы. Поклонники ее творчества предполагают, что причиной отсутствия детей является бесплодие одного из супругов. А возможно, как это часто случается у строящих карьеру людей, артисты слишком поздно задумались о них.

Александра Пахмутова сейчас

Композитор Александра Пахмутова как личность, ее увлекательная биография, дети и семья интересуют не только поклонников, но и учеников. На артистку Российской Федерации равняются молодые, только начавшие свой творческий путь композиторы. Ведь ее достижения – это не только предмет гордости для Александры Николаевны, но повод для восхищения среди подрастающего поколения талантливых и одаренных музыкальным слухом людей.


Ни один творческий вечер А. Пахмутовой не обходится без цветов

Ее с радостью встречают в концертном зале. Пахмутовой дарят цветы и высказывают уважительные слова благодарности те ученики, которым довелось работать под началом такого удивительно строгого, но справедливого педагога.

Александра Николаевна продолжает играть. Для нее музыка – словно глоток воздуха. По заявлению артистки и композитора играть она престанет только тогда, когда перестанет дышать. Сейчас женщина продолжает работать членом Патриаршего совета по культуре, помогая православной церкви в развитии молодежи. Работать в этой должности композитор Пахмутова начала с июля 2010.


Пахмутова удостоена высоких наград

В 2011 на юбилейном фестивале «Царицынской музы» Александра Николаевна удостоилась звания «Человек года». А в 2014 получила Государственную премию РФ за культурную и общественную деятельность. А год спустя Московский государственный университет удостоил прославленного педагога звания почетного профессора.

https://youtu.be/a1X0tDibb_g