Основные направления гуманистической психологии. Значение гуманистической психологии

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма, изучавшей внутренний мир, экзистенцию человека.

Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Основные принципы гуманистической психологии заключались в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Представители: Маслоу, Роджерс, Франкл, Олпорт, Фромм (частично).

Гордон Олпорт является одним из основателей гуманистической психологии. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личность и обществом. Утверждая, что «личность – это открытая система», он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Олпорт резко возражал против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и самосовершенствовании.

К важным заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, т.к. является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные – оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течении жизни, в процессе общения с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта является положение об автономности черт. У ребенка еще нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят от ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Так Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения – одну из важнейших для гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он разработал многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета MMPI.

Абрахам Маслоу . Иерархическая теория мотивации. Существует несколько уровней мотивации, каждый надстраивается над предыдущим – пирамида потребностей.

1. основание – витальные потребности (физиологические)

2. потребность в безопасности

3. потребность в опеке (любви и принадлежности)

4. потребность в уважении и самоуважении

5. творчество и самоактуализация

Если 1-ый уровень (низшие потребности – голод, жажда и т.д.) насыщен, то потребность в безопасности – необходимость обезопасить себя от вторжения извне. В каком-то смысле автономность, уединение.

Потребность в опеке – семья, любовь, дружба. Кто-то может поддержать.

Потребность в уважении – карьера, работа обеспечивает.

Эти 4 уровня по принципу редукции потребностей. Это называется потребности типа А.

Гуманистическая психология противопоставляет себя глубинной психологии. В глубинной психологии предмет исследования – больной, страдающий человек – пациент. Такая модель человека.

В гуманистической психологии термин «клиент», равноправный человек. Модель человека – зрелая личность. Маслоу, в отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, считал, что исследовать человеческую природу необходимо, изучая ее лучших представителей. Исследовали выдающихся зрелых личностей, достигших вершин. По биографиям изучал. Смотрел, что обеспечивает вершину развития личности.

Маслоу ввел термин самоактуализация. Самоактуализация – когда все потребности насыщены, может не думать о мнении окружающих, никому ничем не обязан, знает себе цену, поступает так, как считает нужным.

Одно из слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Критики и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении доминирует и определяет поведение человека, несмотря на то что его физиологические потребности остались неудовлетворенными.

Гуманисты взяли у экзистенциализма концепцию «становления». Человек никогда не бывает статичен, он всегда в процессе становления.

Маслоу: личность – единое целое. Протест против бихевиоризма, который имел дело с отдельными проявлениями поведения, а не с индивидуальностью человека. Маслоу – холистичная точка зрения.

Внутренняя природа человека с точки зрения гуманистов внутренне хороша (в отличие от глубинных). Разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, а не врожденными. От природы в человеке есть возможности роста и самосовершенствования. У человека есть способность к творчеству. У всех.

Впоследствии Маслоу отказался от жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. Метамотивация – бытийная мотивация, ведущая к личностному росту.

Маслоу дал 11 основных характеристик самоактуализировавшихся людей: объективное восприятие реальности; полное принятие своей собственной натуры; увлеченность и преданность какому-либо делу; простота и естественность поведения; потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному; интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний (особо радостные и интенсивные переживания); доброжелательное и сочувственное отношение к людям; нонконформизм (сопротивление внешним давлениям); демократический тип личности; творческий подход к жизни; высокий уровень социального интереса.

В теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты.

Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

По Маслоу, общество, окружение, с одной стороны, необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. С другой стороны, общество по самой своей сути не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество стремиться сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает е возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранять равновесие между этими двумя механизмами. Оптимальным является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания.

Цель личностного развития, по Маслоу, - это стремление к росту, самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для личности, Самости. Психоаналитики – психологическая защита – благо для личности, способ избежать невроза. Маслоу – психологическая защита зло, которое останавливает личностный рост.

Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Карла Роджерса . Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет «феноменальным полем» уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать и не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге – к невротизации личности.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Говоря о структуре «Я», Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его «Я». В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, оно выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты деятельности приносят человеку удовлетворение, повышают его статус в глазах других, такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, создают полную конгруэнтность.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий. Однако чаще всего дети не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих Роджерс называл «условием ценности». «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного «Я» человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Человек отказывается от себя, своей самоактуализации. Но при осуществлении деятельности, навязанной другими, человек не может быть полностью успешен. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности связана с боязнью изменить самооценку, которую человек уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что человек вытесняет свои страхи и стремления в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строиться очень ограниченная и ригидная схема мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекватность не осознается, но вызывает напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъектом разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное «Я» и перестроить свое общение с окружающими.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил, что самооценка – это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процессе формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека навстречу опыту. Роджерс подчеркивал значение настоящего, говорил о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации.

Роджерс исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих. Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или в групповой терапии (группы встречи).

Термин «Я-концепция» введен в 50-е гг. в гуманистической психологии. Это понятие означало возврат к классической психологии сознания. Основные идеи заимствованы из работ Джемса. Джемс разделяет 2 понятия личности:

1) Личность как действующий агент (субъект деятельности).

2) Личность как совокупность представлений о себе (эмпирическая личность).

Разделяет термин «Я» (действующий агент) и «Мое» – то, что я знаю о себе, что себе приписываю. Джемс изучал «Мое».

«Мое» состоит из 3-х частей:

1. Знание о себе – когнитивное составляющее

2. Отношение к себе – аффективное составляющее

3. Поведение – поведенческое составляющее

Эти 3 составляющих определяют «Я-концепцию» (образ «Я»). Это феноменалисты. В отечественной психологии более широкий термин – «самосознание».

1. Когнитивная составляющая. 3 части личности по Джемсу, которые определяются как знание о себе:

А. Физическая личность – тело, одежда, дом в широком смысле слова.

Б. Социальная личность – то, как нас воспринимают окружающие. Это определяется нашими социальными ролями. То, чего от нас ожидают, влияет на наше поведение.

В. Духовная личность – «образ Я». Внутренний мир человека, то, что принадлежит сознанию субъекта. Какая я? То, что отвечу. Все, что обеспечивает целостное представление о себе (мысли, чувства, переживания, способности).

2. Самоотношение, самопринятие, самооценка – аффективное составляющее «Я-концепции». С точки зрения конкретного Я все представления о себе могут быть как положительными, так и отрицательными. Не ориентированы на общественные нормы. «Я алкоголик и мне это нравится». Наше отношение к себе связано с тем, какие цели человек ставит и каких он может достичь. Самоуважение является результатом того, как соотносятся успех и притязания.

Карл Роджерс вводит понятие «реального» и «идеального» Я. Идеальное Я – представление о том, каким бы человек хотел быть. Реальное Я – представление человека о том, каков он есть на самом деле. По мнению Роджерса, человек стремиться к постижению собственного Я, к постижению самости, хочет почувствовать подлинное Я.

Подлинное Я может быть тождественным (конгруэнтным) идеальному Я. Конгруэнтность = позитивная Я-концепция, когда идеальное и реальное Я совпадают. Инконгруэнтная Я-концепция – негативная, когда не совпадают.

2. Поведение. Все стремятся к тому, чтобы реальное Я совпадало с идеальным (по Джемсу).

По Роджерсу Я-концепция может быть условно-позитивной и безусловно-позитивной. Условно–позитивная Я-концепция, когда следуем какому-то стандарту, чтобы получить одобрение. Безусловно–позитивная – человек принимает себя как есть.

Проблемы развития личности могут быть, когда внешне успешный человек чувствует условность Я-концепции. Отторжение условно-позитивного Я от своей самости. Выход – безусловное принятие себя. Развитие личности – освобождение от системы психологической защиты (защита не дает человеку проникнуть в глубины своего «Я», пережить свою самость). Добиться этого можно открытостью опыта, т.е. все, что человеку доступно, он должен пережить.

Метод – тренинговые группы (группы встречи). Каждый рассказывает о себе. Остальные принимают его как есть. Или индивидуальная терапия (клиентцентрированная терапия). Роджерс – индирективный метод. Терапевт как зеркало. Повторяет последнюю фразу. Не давит, а принимает человека таким, какой он есть.

Главное – самоактуализация, личностный рост, саморазвитие. Цель психотерапевта – обеспечить условия для саморазвития клиента.

Индирективный метод работает за счет эмпатии. Эмпатия – клиент и терапевт настроены на переживания друг друга.

КЛИЕНТЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ РОДЖЕРСА

В 51-м году Роджерс опубликовал книгу «Клиентцентрированная терапия». Называл модель патронажной. Клиент во многом опирается на терапевта, но выбор поступков, действий всегда остается за клиентом. Терапевт – это садовник, он может создавать только условия для роста и развития. Терапевт только создает условия, не меняет, не переделывает. Модель заботы о клиенте. Самая главная цель – способствовать росту и развитию клиента. Идеал – самоактуализирующаяся личность. Этот процесс запускает терапевт. Потребность в самоактуализации заложена в человеке, но может быть не актуальна. Самоактуализирующаяся личность = здоровая. Роджерс ввел термин «клиент». Это принципиально важный момент. Пациент не несет ответственности, полагается на врача. Результат во многом зависит от опыта, образованности, уровня знаний психоаналитика. У Роджерса центральная фигура – клиент. Терапевт идет вслед за клиентом. У клиента есть право в любой момент выйти из терапии. Клиент запускает психоаналитическое взаимодействие. Клиент изучает свой внутренний мир, а терапевт идет рядом. Позиция «на равных». Терапевт не направляет, не подталкивает. Он фасилитатор – тот, кто поддерживает. Смысл терапии – изменить внутренний мир, но это изменение производит сам клиент.

Роджерс очень широко понимал симптоматику. Не отвечает на вопрос, почему именно такая симптоматика возникла у конкретной личности. Говорит, откуда возникает симптоматика: когда в личности клиента происходит расщепление на «я» и «не я». «Я» осознается, «не я» – то, что не осознается. Расщепление порождает симптоматику. Есть опыт, который человек пережил, накопил. Он может полностью совпадать, быть конгруэнтен Я-концепции. Но Я-концепция может быть опыту не конгруэнтна – происходит расщепление. Идеал «я» – то, каким человек, как он считает, он должен быть. Может произойти раскол – идеал может не совпадать с опытом, Я-концепцией. Есть 3 варианта расщепления. Чем больше 3 вершины совпадают, тем здоровее личность. Чем больше разрывов, тем тяжелее симптоматика.

Я-концепция Я-идеал

У Фрейда терапевт – эталон. У Роджерса для терапевта самое важное – аутентичность (подлинность), соответствие самому себе, не играет роли.

Нужно все усилия направить на то, чтобы уменьшить обусловленность в принятии самого себя. Терапевт принимает клиента безусловно, таким, какой он есть. Побуждает клиента относиться к себе самому безусловно. У клиента уменьшаются тревоги, страхи, защиты снимаются. Клиент начинает раскрываться, ему легче рассказать проблемы. Главное принимать и не осуждать, эмоционально поддерживать.

Главное быть рядом, но не вторгаться в мир клиента. Уважать его решения, ценности, взгляды. Терапевт должен уметь слушать и слышать. Но терапевт имеет право выражать свое мнение. Имеет право ошибаться, он должен сказать об этом клиенту и извиниться. За счет безоценочного отношения клиент не боится показывать эмоции. Терапевт тоже может показывать свои эмоции, положительные и отрицательные: гнев, агрессию и т.д.

У Роджерса не было большого опыта работы с психотиками. Краткосрочная терапия для людей, у которых «я» не разрушено.

Многие положения экзистенциальной теории Виктора Франкла роднят ее с гуманистической психологией. Теория Франкла состоит из трех частей – учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив – ведущей силой развития личности. Смыслы не универсальны, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенной особенностью теории Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояние экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

В центре концепции Франкла находится учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, разработанная Франклом, которая помогает человеку увидеть вест спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей о всеобщем детерминизме, Франкл стремится вывести человека из-под действия биологических законов, которые этот детерминизм постулируют. Франкл вводит понятие о ноэтическом уровне существования человека.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного. Именно в духовном существовании заключены те смыслы и ценности, которые играют опредляющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом, Франкл формирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире.

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что их разработчики впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования. Большее распространение это направление получило в Европе, а не в США, где не так сильны традиции экзистенциализма и феноменологии.

Фромм. Личность - сумма врожденных и приобретенных псих. св-в, характериз. индивида и определяющих его уникальность.В отличии от животных человек лишен изначальной связи с природой- к нас нет мощных инстинктов, позволяющих адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, однако мы можем мыслить, оказавшись в состоянии человеческой дилеммы. С одной стороны она позволяет нам выжить, а с другой - толкает на размышления над вопросами, на которые нет ответов - экзист. дихотомиями. Среди них: 1) жизнь и смерть (мы знаем, что умрем, однако отрицаем это). 2) живя под знаком идеального представления о полной самореализации личности мы никогда не сможем ее достичь 3) мы абсолютно одиноки, но не можем обходиться друг без друга. Экзистенциальные потребности. Здоровый человек отличается от больного тем, что в состоянии найти ответы на экзист. вопросы - ответы, которые в большей степени отвечают его экзистен. потребностям. Наше поведение мотивируется физиологическими потребностями, но их удовлетворение не приводит к решению человеческой дилеммы. Только экзист. потребности могут объединить человека с природой. Среди них: 1) потребность в установлении связей (перешагивание через границы себя, становясь частью чего большего. Подчинение и власть здесь непродуктивны. Только любовь как союз с к-т., вне человека при условии сохранения обособленности и целостности своего Я (4 компонента - забота, уважение, ответственность и знание). 2) потреб. в самоопределнии - желание подняться над пассивным и случайным существованем в целеустремленность и свободу. Созидание и разрушение жизни - два пути. 3) потр. в укоренненности - поиск своих корней и желание в буквальном смысле укорениться в мире и снова почувстввовать его своим домом. Непродуктивное - фиксация (нежелание двигаться далеко за пределы своего безопасного мира, изначально определенного матерью. 4) самоидентичность - осознание себя отдельной сущностью (я- это я и я отвечаю за свои поступки) Непродуктив - принадлежность к группе. 5) система ценностей. Непродуктив - иррациональные цели. Характер - относительно постоянная совокупность стремлений индивида, не явл. инстинктивными, с пом. которых человек соотносит себя с природой или культурой. Люди соотносятся с миром 2-мя путями: ассимиляция (приобретение и использование вещей) и социальзацию (познание себя и других). Непродуктивные типы: рецептивный, эксплуативный, накопительный, рыночный.

6) Отечественная психология . В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности. А.Н.Леонтьев. Параметры (основания) личности: 1. Богатство связей индивида с миром; 2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов образуют относительно самостоятельные единицы жизни; 3. Общий тип строения личности.

Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в которые человек вступает, к действительности, порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения, эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и трансформациях. Двойственная структура личности: 1. Социально-типические проявления личности – это системные социальные качества первого порядка; 2. Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые проявления личности представляют собой специфически преобразованную в процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире.

Выготский: личность есть понятие социальное, и оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в процессе культурного развития. Личность развивается как целое. Только тогда когда личность овладевает определнной формой поведения, то тогда она поднимается на более высокую ступень. Сущность культурного развития - овладение процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого является формирование личности и => развитие ф-ции является производным и обусловленным развитием личности в целом. У новорожденного нет Я и нет личности. Решающим моментом в развитии личности ребенка является осознание своего Я (имя и только потом личное местоимение). Понятие о Я у ребенка развивается из понятия о других. Т.о. понятие о личности - социально отраженное. Только в школьном возрасте впервые появляется устойчивая форма личности, длагодаря формированию внутренней речи. У подростка - открытие Я и оформление личности.

Рубинштейн. При объяснение любых псих. явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через кот. и преломляются все внешние воздействия. История обуславливающая структуру личности вкл. в себя и эвлолюцию живых сущ-в, историю человечества и личную историю. Свойства личности не сводятся к индивидуальным сопосбнстям. Личность тем значительнее, чем в индивидуальном преломлении представленно всеобщее. Дистанция отделяющая историческую личность от обычной определяется не св-вами, а значительностью общ-истор. сил, носителем которых она является. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носиетль этих отношений. Психическое содержание личности не только мотивы сознател. деятельности, оно вкл. в себя многообразие неоснанных тенденций-побуждений. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением собственным телом и произвольнвми движени. Дальше - начало ходьбы. И здесь ребенок начинает понимать, что он реально выделяется из окруж. среды. Другое важное звено - развитие речи.

Ананьев. Структура личности - продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах: онтогенетической эволюции, психофизиологических ф-ций и истории развития человека как субъекта труда.

Характеристика человека как индивида. Возрастно-половые и индивидуально-типические св-ва. Их взаимодействие определяет динамику психофизиологических ф-ций и структуру органических потребностей. Основная ф. развития этих св-в - онтогенетическое развитие, осущ. по филогенетической программе.

Как личности. Исходный момент структурно-динамических св-в личности - ее статус в общ-ве. На основе этого статуса строятся сис-мы: а) обществ. ф-ций-ролей и б) целей и ценностных стремлений. Основная ф. развития личности здесь - жизненный путь человека а общ-ве.

Как субъекта деятельности. Исходные здесь - сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности)

Мясищев. Личность - высшее интегральное понятие. Она характеризуется как система отношений человека к окруж. действительности. Самое главное, что определяет л - ее отношение к людям. Первый компонент характеристики личности образует доминирующие отношения личности. Второй - психический уровень (желания, достижения). Здесь снова соприкасаются психолог. и соц. аспекты, которые полностью не совпадают. Уровень развития и избирательная направленнось характеризуют отношение л. Третий - динамика р-ций л. или то, что назыв. тип ВНД, темпераментом. Четвертый - взаимосвязь основных компонентов, общая структура личности

Гуманистический подход в психологии не теряет актуальности уже больше пятидесяти лет. Вероятно, главная причина этого - особенное восприятие каждой личности как уникальной системы, предоставляющей прекрасные возможности для самореализации. Но обо всем по порядку.

Общая характеристика гуманистической психологии, краткая история ее возникновения и основные представители, а также метод психотерапии, родившийся благодаря этому направлению, - вот главные аспекты нашего сегодняшнего разговора.

Общие сведения

Личность в гуманистической психологии - не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него - самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения - в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: и (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений - необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии - поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул - реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» - основные понятия бихевиоризма. Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять. Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки - подкрепление.

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного. Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление. Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории. Как известно, в классическом движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии. Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей ; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:

  • Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
  • Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
  • Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
  • Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.

Клиент-центрированная терапия

Гуманистическое направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами популярности направления у большого числа людей.

Действительно, специалисты, представители гуманистического направления, в своей работе руководствуются принципом безусловного принятия каждого клиента и сопереживания ему. Если поместить личность в определенные условия, она сможет самостоятельно реализовать заложенный в ней природой потенциал и достигнуть полного выздоровления. Создать эти условия - и есть задача гуманистического психолога.

Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс - вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.

Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек - сам для себя.

Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им .

Что предполагает такая терапия? Как уже отмечалось, гуманистическая психология исходит из того, что человек - существо по природе доброе, а не злое. Однако все его положительные качества становятся видны в особенной атмосфере поддержки и внимания, которая помогает ему раскрыть свою позитивную сущность. Психотерапевт и должен обеспечить такую атмосферу, но помогает клиент себе сам, сам находит ответы и сам принимает решения.

Как проходит сеанс

Сеанс гуманистической психотерапии строится как диалог, и понимающий, не осуждающий и не критикующий собеседник становится главным условием реабилитации человека, которому потребовалась психологическая помощь. Клиент понимает, что может свободно и открыто выражать свои чувства, в результате чего обретает более ясное понимание и самого себя, и окружающего мира, видит пути выхода из личностного кризиса. В идеале у клиента должна сформироваться и закрепиться положительная самооценка, развиться более объективное отношение к окружающим.

Какие принципы, в соответствии с идеями Роджерса, должны лечь в основу работы психотерапевта?

  • Важнее всего безоценочное принятие, при котором терапевт позволяет человеку быть самим собой, эмоционально откликается на то, что говорит клиент, но не дает ему никаких оценок.
  • , то есть способность распознать то, что чувствует клиент, поставить себя на его место.
  • Психотерапевт и клиент - равные участники диалога, и между ними устанавливается прочный психологический контакт.
  • - открытость и непосредственность, честность и искренность, самовыражение без опасений. Такая манера поведения должна быть свойственна как консультанту, так и (спустя некоторое время) консультируемому.

Психотерапия, возникшая на основе гуманистического направления в психологии, до сих пор остается одним из самых популярных и востребованных направлений психологического консультирования. Особенно она показана людям, страдающим от одиночества, ощущающим острую нехватку понимания и сочувствия.

Клиент-центрированный подход помогает при решении как внутренних, так и межличностных проблем. Важная его особенность - человек сам делает вывод о том, достиг ли он желаемой цели, и, соответственно, сам определяет продолжительность лечения. Автор: Евгения Бессонова

Гуманистическое направление в психологии представляет собой одно из основных течений, изучающих здорового, творческого человека. Возникло оно в 50-е годы прошлого столетия, и уже в течение следующих десяти лет данное направление получило свое развитие. В 1964 году впервые состоялась конференция, посвященная вопросам нового психологического направления.

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь - непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Субъективность восприятия

Еще одна из основополагающих концепций гуманистического направления психологии заключается в том, что единственная «реальность», которая доступна конкретной личности, субъективна. Подобный взгляд можно также охарактеризовать в качестве феноменологического. Теоретические конструкты вместе с внешним поведением занимают вторичную позицию по отношению к непосредственному опыту личности, а также неповторимому значению этого опыта для нее. Как писал об этом Маслоу: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

Концепция целостности

Одна из важнейших идей гуманистической психологии заключается в рассмотрении индивида как уникального целого. Уже Маслоу увидел, что психологи в течение очень длительного времени сосредотачивались на подробном анализе отдельных событий в жизни человека, пренебрегая его целостностью. Они изучали деревья, а не весь лес. Фактически теория, которая была впервые разработана Маслоу и развита его последователями, являлась протестом против подобных воззрений, берущих свое начало от бихевиоризма. Принцип целого, которое всегда больше суммы его частей, точно отражается во многих теоретических трудах исследователей данного направления.

Творческое начало в человеке

Гуманистическая психология признает наличие креативной стороны в каждой личности. Возможно, данное положение является одним из наиболее значительных во всем этом направлении. Творчество является наиболее универсальной характеристикой, которая потенциально наличествует в каждом человеке с самого рождения. Однако нередко люди теряют способность творить в результате воздействия внешней среды - в частности, в процессе получения официального образования.

Внутренняя природа человека

Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.

Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа. Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей. Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.

Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки. Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека.

Карл Рэнсом Роджерс

Роджерс является одним из авторов центрального понятия гуманистической психологии - о самоакутализации. Согласно Роджерсу, последнее обозначает врожденную тенденцию к росту и развитию, заложенную в человеке. Все, что требуется для реализации заложенного в человеке потенциала, - это соответствующие условия.

Понятие Роджерса о «Я-концепции»

Фундаментальным элементом структуры личности в гуманистической психологии Роджерса является «Я-концепция», которая формируется при непрестанном взаимодействии человека с окружающим миром. Если между представлением о себе («Я-концепцией»), реальным опытом и идеальным «Я» есть расхождение, личность вводит в действие разнообразные механизмы психологических защит. Проявляются они или в выборочности восприятия, или в искажении опыта. В ряде случаев это приводит к психологической дезадаптации.

Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии. Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками. Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:

  • Ценность творчества (первоочередное значение имеет труд).
  • Переживания (например, любовь).
  • Жизненного отношения (сознательно избираемая и вырабатываемая индивидом позиция, которой он придерживается в критических жизненных обстоятельствах).

В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.

В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке. Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека - это отсутствие смысла жизни. По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни. Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя. Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Тесты и другие методы

Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности - опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом. Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других. Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.

Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:

  • арт-терапия (рисование, музыка, танец);
  • визуализация;
  • восточные техники (медитация, йога);
  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • трансактный анализ;
  • экзистенциальная психотерапия.

Недирективный метод психологического консультирования

Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.

В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.

Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.

Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.

  • Идеи, предложенные Маслоу, были раскритикованы основоположником психоанализа З. Фрейдом.
  • Франкл изобрел понятие «воскресного невроза», которое характеризует подавленное психоэмоциональное состояние, которое человек может испытывать по завершении трудовой недели.
  • Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического направления, в юности планировал стать фермером.
  • К гуманистическому направлению также относится и школа позитивной психологии.
  • В качестве своей философской базы гуманистическая психология опирается на экзистенциализм.
  • Данное направление в психологии выступает против построения психологического знания по принципу естественных наук.

Заключение

Природу человека невозможно определить исчерпывающим образом, ведь одной из ее основных черт является не только то, что именно делает личность, но и то, каким образом она это делает. Человек является не только тем, кто он есть в определенный момент времени. В нем также заложены возможности и шансы на преобразование, надежды, мечты. Люди должны признавать и за собой, и за другими самостоятельно творить собственную жизнь. Любой опыт, даже негативный, при этом является полезным, достойным уважения и признания. Ведь он предохраняет нас от совершения ошибок в будущем.

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;

– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Дым старинного камина (Авторская сказкотерапия) автора Гнездилов Андрей

Сказкотерапия как направление современной практической психологии Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 7. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс Здесь я хотел бы остановиться на двух представителях гуманистического направления А. Маслоу и К. Роджерсе. Это уже наши современники. К. Роджерс, когда в нашей стране начались социальные изменения, в возрасте 84 лет

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

13 ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ИСПАНИИ К началу XVI в. в Испании начался экономический подъем, который был связан с завоеваниями новых колоний и зарождением капиталистических отношений. Происходившие изменения отразились на общественном сознании и

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Кризис психоанализа автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

1.1. Гуманистическое предназначение подростка к будущему как цель социальной адаптации «Всякое дыхание восхвалит Господа». Это библейское выражение говорит о многом. О том, что каждое живое существо, а тем более человек, имеет право на жизнь, и никто не должен у него ее

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации –

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Гуманистическое направление Данное направление изначально формировалось как закономерная реакция на психодинамические и поведенческие виды психотерапии. В последних человек представал либо как объект неких бессознательных, во многом безличностных сил; либо как

Из книги Правила жизни от Зигмунда Фрейда автора Кар Бретт

Часть IV. Экзистенциально-гуманистическое

Оно сложилось, как реакция на психоанализ и бихевиоризм. Акцент делался на самоактуальностисти личности, самоактуализации. Обратилась к конкретному человеку и подчеркивала его уникальность. Это направление было заложено в 1962г. Это не единая школа. В 1962г. было основано в Сан-Франциско общество гуманистической Психологии. Основатели - Шарлотта Бюллер, Дурт Гольдштейн, Роберт Хартман. Штерн – основатель персонологической теории, Джемс – экзистенциальная психология. Президент - Джеймс Бугентал. Он обозначил характерные черты гуманистической психологии:

1. Цель гуманитарной психологии – комплексное описание существования человека как человеческого существа

2. Акцент на человеке как целом

3. Акцент на субъективном аспекте

4. характеристика основных понятий – ценности личности, понятие личности (главные понятия), намерения, цель, принятия решения

5. Исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств

6. Подчеркивание положительного в человеке

7. Акцент на психотерапии. Забота о здоровом человеке.

8. Интерес к трансцентдентальному

9. Отказ от детерминант

10. Гибкость методов и приемов, протест против лабораторных экспериментов, т.к. они неэкологичны. (метод анализа биографии, метод анкеты, метод анализа документов, беседа, интервью, наблюдение)

За субъективность методов

Несвязанность с развитием общества

Вне трудовой деятельности

Гуманистическая психология объединяет логотерапию Франкла, персонологию Штерна и экзистенциальное направление.

Маслоу. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое, а не как набор дифференциальных частей. То, что случается в отдельной части влияет на весь организм. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье («увечная» психология).

А) Концепция иерархии потребностей. Человек – «желающее существо», которое редко достигает состояния полного завершающего удовлетворения.



Все потребности врожденные и они организованы в иерархическую системы приоритетов.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне и т.д.)

Потребности безопасности и защиты (в стабильности, законе и порядке и т.д.)

Потребности принадлежности и любви (отношение привязанности с другими)

Потребности самоуважения (самоуважение – компетентность, уверенность достижения, независимость и свобода и уважение другими – престиж, признание, репутация, статус)

Потребности самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать)

Б) Дефицитарная и бытийная психология. Две глобальные категории мотивов:

Дефицитарные мотивы (Д-мотивы) – цель – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность, секс и т.д.)

Бытийные мотивы (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы) – имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал. Метапатологии – появляются в результате неудовлетворенных метапотребностей – недоверие, цинизм, ненависть, перекладывание ответственности и т.д.

Д-жизнь – стремление удовлетворять существующий дефицит или требование окружения (рутина и однообразие).

Б-жизнь – усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

В) концепция самоактуализации – Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на 3 группы:

Весьма определенных случаев

Весьма вероятных случаев

Потенциальных или возможных случаев

Г) Препятствие к самоактуализации – характеристики самоактуализирующихся людей: принятие себя, других и природу, центрированность на проблеме, общественный интерес и т.д.) Исследование «вершинных переживаний» - моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза у самоактуализированных людей.

Д) Методы исследования самоактуализации – разработка «Опросника личностной ориентации» - опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.

Недостатки концепции:

Мало эмпирических исследований

Недостаточная строгость теоретических формулировок

Много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека

Отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

Роджерс Карл . Феноменологическая теория – поведение человека можно понимать в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, люди способны определить свою судьбу; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, т.е. каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Личность следует изучать в контексте «настоящее-будущее».

Я-концепция . Самость или Я-концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий форм «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Развитие Я-концепции – изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное сущее. Для новорожденного самость не существует. Но вследствие общей дифференциации ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира.

Переживание угрозы и процесс защиты . Угроза существует, когда люди осознают несоответствия между Я-концепцией и каким-то из аспектов актуального переживания. Защита – поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. 2 механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Психические расстройства и психопатологии . Когда переживания совсем не согласуются с Я-структурой, человек испытывает сильную тревогу, которая может сильно изменить повседневный порядок жизни – невротик. Полноценно функционирующий человек – открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое довереие, эмпирическая свобода, креативность. Ему принадлежит идея энкаутер-групп (группы встреч), Q-сортировка – инструмент для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Психология индивидуальности Олпорта. Определение личности . В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»

Концепция черты личности . Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Олпорт предложил восемь основных критериев определения черты.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Типы индивидуальных диспозиций. Генеральные диспозиции = индивидуальные черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнение с другими людьми. 3 вида диспозиций: кардинальные (настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности).

Проприум: развитие самости . Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Короче, это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление + познание самого себя.

Функциональная автономия . Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации. 1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. 2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. 3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. 4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Зрелая личность . Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». 2.Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6.Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.