Определение социальной направленности личности. Направленность личности: три главных вектора жизни

Социальное направление внеурочной деятельности.

Пояснительная записка.

Социальное направление внеурочной работы понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия такие как:

    самоуправление в классе;

    социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле,

акции, организованной взрослым);

    коллективно-творческое дело;

    социальный проект.

В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.

Еще одна отличительная черта социальной направленности детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы - интерната, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Социальная направленность создаст "ситуацию успеха", помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".

Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития детей в условиях школы – интерната. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.

Социальное направление также затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей,

Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.

Особое значение имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Таковы основные особенности социальной направленности внеурочной деятельности детей, развивающихся в условиях школы – интерната.

Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни.

Задачи:

1 класс

2 - 3 классы

4 - 5 класс

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

использование речевых средств общения для решения различных коммуникативных задач;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

укрепление доверия к другим людям

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач

формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение понятных для партнёра высказываний; формулирование вопросов;

воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;

адекватное использование нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;

использование адекватных средств общения для взаимодействия с партнером

формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его

аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

Уровни результатов социального направления.

Первый уровень (1 класс)

Второй уровень (2-3 классы)

Третий уровень (4 – 5 классы)

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Школьник ценит общественную жизнь

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом.

В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности акима, санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
Со второго класса , когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

Социальная проба:

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать, передавать те законы, по которым живет взрослый мир (различные соц. роли, межличностные отношения). И эта передача происходит всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

    Дает установку на развитие потенциала всех детей

    Ориентирует на социальное «закаливание» детей

    Уравнивает баланс между интеллектуальным и социальным становлением личности, предотвращает дисгармонию личностного развития

    Предусматривает конкретные действия – шаги ребенка как первичной стратегии социального поведения «Теория малых дел»

    Активизирует социальный опыт, формирует витагенный опыт младшего школьника, вырабатывает иммунитет на социальную приемлемую обществом практику

    Развивает открытую педагогическую систему диагностики ученика: диагностика предназначена для обсуждения всеми субъектами образования как приглашение к разговору и сотрудничеству.

Цели:

выявление склонностей, способностей и интересов к тем или иным видам деятельности;

создание благоприятных условий для становления самостоятельности и развития способности к самоорганизации.

Критерий – внешние показатели личностных проявлений и взаимодействий с внеучебной средой как результат способности проектировать свою жизнедеятельность.

Уровень

Описание

Обучающийся инфантилен, не проявляет интереса, явных достижений, демонстрирует единичные результаты, пробы носят случайный характер

Обучающийся самостоятельно или с незначительным вмешательством взрослых формирует ближайшие и отдаленные цели, осуществляет рефлексию, пытается реализовывать свои задатки, но явной демонстрации личной идентификации не происходит

Обучающий демонстрирует способность владеть большей частью критериев и открыто демонстрирует свои задатки и витагенный опыт, самостоятелен в своих выборах, имеет широкий спектр социальных практик, выступает инициатором дела, видит перспективу и идет к намеченным целям

Коллективно-творческое дело.

В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

Цели КТД: развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов; создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.

Задачи:

2 - 3 классы

4 – 5 классы

Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах.

Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения друг с другом.

Реализовать и развить свои способности;

Выявление потенциала лидеров.

Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки.

Проявить организаторские умения;

Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.

Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.

Приобрести навыки проектирования;

Формировать способности к рефлексии (анализу)

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик недисциплинирован и безответственен в деятельности.

стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.

стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в деятельности.

Социальный проект

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

Цель – создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся; создание условий для формирования и приобретения исследова­тельских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствую­щих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

уточнить, сделать более четкими и осознанными представления о явлениях социальной сферы жизни,

формировать целостный, обобщенный "образ мира";

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве,

развивать критическое и творческое мышление.

Критерии

1класс

2класс

3класс

4класс

5класс

Уметь делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности;

Уметь проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат

Уметь решать интересные проблемы

Находить способ решения проблемы, которая носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

умение работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда

Модель выпускника младшего школьника.

Качества, способствующие становлению младшего школьника:

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Приложение 1

по тематике соц.направленности

Тематика по социальной направленности

Название тем по датам

1класс

2класс

3класс

4класс

5класс

Сентябрь

Само

управление

Дежурства на месяц.

Организация работы в классе Выбор администрации класса,

составление графика дежурства в классе

Организация собрания по самоуправлению дежурства, в классе, в столовой.

Администрация

класса Выбор

администрации класса.

Назначение министров

и распределение

обязанностей

Организация работы в школе Составление графика дежурство в

классе, в столовой, в коридоре

2 Соц.проба

Акция «Помоги учителю» Встреча с учителем биологии Экскурсия на пришкольный участок Сбор семян цветов,

Акция «Помоги учителю» Сбор семян цветов, сушка, упаковка,

хранение

Акция «Помоги учителю» Работа на пришкольном участке Посильная помощь учителю биологии

Акция «Помоги учителю» «Береги зеленые насаждения» Уход за комнатными растениями в

классе и в школе

Акция «Помоги учителю» Уборка пришкольного участка

3 КТД

Знакомство с оригами Изготовление пакетиков для сбора семян

Изготовление упаковочного материала

для хранения семян цветов

Изготовление папки-гербария «Мои

любимые цветы»

Цветочная выставка

«Бал цветов»

«Цветочный праздник»

4 Соц.проект

Конкурс рисунков «Учительница первая моя»,

Подготовка номеров к поздравлению

Конкурс рисунков «Учительница первая моя», Подготовка номеров к поздравлению

Подготовка к празднованию Дня учителя.

Подготовка к празднованию Дня учителя (концертная программа, встречи с ветеранами педагогического труда)

октябрь

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

«Порядок в классе, порядок в коридоре.» закрепление обязанностей каждого члена коллектива.

«Порядок в классе, порядок в коридоре.» Организация дежурства в классе, в коридоре, в столовой.

«Научился сам – научи другого»

организация перемен с

первоклассниками

«Научился сам – научи другого»

организация перемен с

первоклассниками

2 Соц.проба

Акция «Откуда хлеб на стол пришёл?» Экскурсия на хлебопекарню

Акция «Как хлеб на стол пришёл?»

Собрание историй о зерне.

Акция «Как хлеб на стол пришёл?

От А до Я» Составление презентации с использованием собранной истории 3классниками.

Мероприятие, посвященное хлебу.

3 КТД

Конкурсы рисунков «Моя малая родина в будущем», «Край, в котором я живу»

Выставка поделок из природного материала

Конкурс фотографий «Край, в котором я живу, природа в объективе».

4 Соц.проект

«Друзья и враги леса»

«О маленьких ранах» (правила поведения на природе)

«Друзья и враги леса»

«О больших ранах, которые наносят природе люди» создание газеты.

«О больших ранах, которые наносят природе люди» создание презентации

Конкурс рисунков «Природа в опасности»

ноябрь

Каникулы.

2 Соц.проба

«Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками)

«Чем мы обязаны взрослым»

Мероприятие

«Чем мы обязаны взрослым»

Мероприятие

«Неразлучные друзья – взрослые и дети». Мероприятие

3 КТД

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Конкурс рисунков «Моя семья»

4 Соц.проект

Акция «Здоровый образ жизни» мой распорядок дня дома.

Акция «Здоровый образ жизни» полезные и вредные продукты.

Акция «Здоровый образ жизни» «Витамины» Изготовление газеты

Акция «Здоровый образ жизни» составление викторины для малышей.

Акция «Здоровый образ жизни» мероприятие для малышей.

декабрь

1 Самоуправление

«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе.

Подведение итогов по самоуправлению в классе: организации дежурств в классе, столовой.

Газета «Как я выполнял обязанности в жизни класса.

Диспут «Мои идеи по работе дежурства по школе, в классе»

2 Соц.проба

«Новогоднее настроение» посещение театров, просмотр новогодних представлений

«Новогоднее настроение»

(оформление кабинета)

«Новогоднее настроение»

(оформление кабинета, коридора школы)

«Новогоднее настроение»

Новогодние игрушки для малышей – сирот.

3 КТД

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

4 Соц.проект

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Акция Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

январь

2 Соц.проба

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

3 КТД

«Моя школьная жизнь» подбор фотографий

«Моя школьная жизнь»

подбор фотографий.

«Моя школьная жизнь» Изготовление газеты.

«Моя школьная жизнь» Изготовление фотоальбома

«Наша школьная жизнь в будущем. использование презентаций.

4 Соц.проект

Путешествие

«По городу мастеров».

посещение выставок, музеев

Путешествие

«По городу мастеров».

посещение выставок, музеев

Путешествие

«По городу мастеров».

Встреча с интересными людьми.

Путешествие

«По городу мастеров».

Знакомство с историей мастерства в нашем крае.

Путешествие

«По городу мастеров».

Собирание информации мастерства нашего города..

февраль

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

Продолжение работы по дежурству в классе, школе, столовой.

Продолжение работы в классе.

Санитарный рейд к первоклассникам «мои тетрадки и книжки в порядке.

Рейд во 2 класс «Мои тетрадки и книжки в порядке»

2 Соц.проба

«Берегу школу»

Составление правил сбережения школьного имущества

«Берегу школу»

Мое отношение к школьному имуществу.

«Берегу школу»

Как продлить жизнь мебели. Свод правил.

«Берегу школу»

Газета – молния о нарушителях гос.имущества

«Берегу школу»

Активная помощь плотнику, девочки – салфетки для кабинета СБО,

3 КТД

4 Соц.проект

«Защитники отечества» встреча с героями отечества

Игра «Зарница» встреча с героями отечества

Игра «Зарница» встреча с героями отечества

март

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

2 Соц.проба

Как я помогаю дома близким?

Нужна ли помощь твоим близким от тебя? Обсуждение.

Мои обязанности дома. Анкетирование.

Хороший ли я помощник по дому? Диспут.

Хороший ли я хозяин в своем доме? Обсуждение.

3 КТД

С днем весны.

Изготовление газеты, выставка рисунков,

Изготовление газеты, выставка рисунков,

Изготовление газеты с использованием фотографий.

Приготовление презентации для малышей о весне.

4 Соц.проект

Акция «День матери» подбор стихов. Чаепитие с мамами.

Акция «День матери» Профессии наших мам Встреча с мамами разных профессий

Акция «День матери» «Мамы разные нужны - мамы разные важны» Встреча с мамами разных профессий

Акция «День матери» Поэтический вечер для мам.

Акция «День матери» Праздник. Активное участие.

апрель

1 Самоуправление

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

2 Соц.проба

Акция «Мой ш Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

Акция «Мой ш Экологическая экспедиция кольный двор самый чистый»

Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

3 КТД

Конкурс рисунков о космосе.

Конкурс рисунков о космосе.

Картина – аппликация из пластилина.

Газета о космосе.

Подготовка мероприятия ко дню космонавтики для малышей.

4 Соц.проект

Встреча с инспектором по ПДД

Акция «СветофорДорожные знаки»

Акция «Светофор. Дорожные знаки»

Акция «Светофор. Дорожные знаки» составление свода правил по ПДД

Акция «Светофор Дорожные знаки» составление викторины по ПДД для малышей.

Акция «Светофор. Дорожные знаки»

Мероприятие для малышей.

1 Самоуправление

Утренник

«Вот мы на год стали взрослее»

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса.

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса. Интересные моменты с использованием фото.

«Зажги свою свечу» Праздник прощание с начальной школой

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса.

Использование коллажа.

2 Соц.проба

Экскурсия в музей боевой славы.

Поделки на память для участников ВОВ.

Встреча с ветеранами Вов.

Возложение цветов к памятникам ВОВ

Поздравление ветеранов Вов.

3 КТД

Конкурс рисунков ко дню рождения города, подбор стихов и песен.

Конкурс рисунков ко дню рождения города подбор стихов и песен.

Газета «Успехи нашего города» ко дню рождения города

Презентация «Мой город», с использованием подборки поэзии младшими классами..

Конкурс фотографий «Город, в котором я живу».

Соц.проект

Акция «История моего города» Посещение музея

Акция «История моего города» посещение исторических мест.

Акция «История моего города» знакомство с выдающимися людьми.

Акция «История моего города»

Сбор информации. Презентация памятники истории

Акция «История моего города» мероприятие для малышей.

Важной задачей, решаемой в процессе индивидуального, индивидуально-коррекционного развития детей с особыми образовательными потребностями является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это должен быть направлен комплекс всех проводимых в нем мероприятий социально-адаптационного характера. Среди таких мер особую роль играет создание средовых условий, в которых ребенок мог бы постепенно втягиваться в естественные социальные отношения с другими людьми, сверстниками и взрослыми. Адаптация ребенка к социальной микросреде является важнейшим фактором его социализации.

Часто дети находятся в таком состоянии, что на начальном этапе индивидуально-коррекционной работы по развитию их познавательных процессов личности требуется перестройка всех представлений и отношений с окружающими людьми. Данный факт является результатом неправильного начального воспитания в семье и представляет дополнительную трудность для специалистов коррекционной работы. Переучивать всегда сложнее, чем учить, особенно, если ребенок имеет отклонения в развитии.

Важнейшими средствами социализации, социальной адаптации ребенка выступают его взаимодействие, совместная деятельность, общение с другими людьми. Они в значительной степени помогают ему усваивать естественный социальный опыт среды жизнедеятельности этого ребенка.

Общение – одно из основных условий развития человека. Круг общения ребенка с особыми образовательными потребностями, "особенно заметного", крайне ограничен. Его друзья в основном такие же дети, имеющие особые нужды. Многие из них не могут общаться со своими товарищами без помощи взрослых. В этой ситуации встает вопрос, как создать для ребенка такой круг общения, в котором он был бы желанен, его участие в чем-либо было бы полезным, и, тем самым, детская микросреда способствовала его развитию. Такая проблема решается путем включения ребенка в определенный круг общения в процессе некоторых занятий, детских праздников, специальных встреч и прочего, посредством активизации общения ребенка с родителями, родственниками, соседями в семье, в дошкольных учреждениях специального или общего назначения.

По своей сути медицинское, психологическое и педагогическое направления в совокупности способствуют максимальному и полноценному разностороннему развитию ребенка с особыми образовательными потребностями и его непосредственному окружению в интересах его оптимальной социальной интеграции.

Реализация всего комплекса работы с ребенком, имеющим особые нужды, обеспечивается специальными технологиями, методами, методиками, средствами и приемами, которые могут быть общими для определенной группы детей, особенными, но в применении к конкретному ребенку всегда индивидуализированными. Только такой подход может обеспечить наибольшую результативность работы с ребенком.

Изложенный комплекс мероприятий всегда должен согласовываться, дополняться, работая на конечную цель решения социально-педагогических проблем ребенка, имеющего особые нужды.

При помощи различных механизмов социально-педагогического сопровождения социальный педагог вместе с другими специалистами способствует индивидуально-коррекционному развитию ребенка с особыми образовательными потребностями, снимает различные трудности в его самопроявлении, дисгармонию развития. Одновременно следует учитывать, что упущения в социально-педагогической работе в воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями закладывают негативные тенденции становления его личности. Специалистам в процессе сопровождения приходится заниматься индивидуальным развитием и одновременно коррекцией того, что уже неудачно сформировано в ребенке. Предметом такой коррекции могут быть:

  • – дисгармония развития, нестабильность и ригидность нервной системы, неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками;
  • – высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, трудности общения, неадекватное поведение, низкий социальный статус;
  • – дисгармония мотивов учения, школьная тревожность, низкая учебно-познавательная активность, несформированность основных учебных умений, слабая обучаемость;
  • – нарушенный образ "Я", неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание;
  • – комплекс неполноценности и т.п.

Основными принципами процесса сопровождения являются:

  • безусловное принятие ребенка таким, каков он есть, и ориентация своей деятельности на его индивидуальные особенности и возможности;
  • – уважение к личности ребенка, доверие к нему, что способствует формированию у ребенка доверия, снижению напряжения, созданию обстановки для наиболее полного решения его проблем;
  • – авторитет социального педагога для ребенка;
  • – единство цели, средств и индивидуальных возможностей ребенка и др.

В работе специалистов, особенно на начальном этапе социально-педагогической работы с ребенком, исключительно важно учитывать рекомендации, получившие подтверждение на практике. К таким рекомендациям, которые являются основой успеха работы специалистов, относятся:

  • – наиболее полная диагностика индивидуальности ребенка;
  • – выявление и учет в процессе всей индивидуальной работы с ребенком его интересов, потребностей, мотивов поведения;
  • – позитивное стимулирование, авансирование успеха, акцентуация достижений ребенка в деятельности, порциа- льная позитивная оценка его результатов;
  • – максимальное использование в обучении детей наиболее доходчивых, активных методов и методик, делающих каждого ребенка соучастником процесса познания и позволяющих добиваться поэтапного формирования умственных действий: наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей;
  • – опережающее консультирование детей по трудным вопросам, темам;
  • – щадящая нагрузка в процессе всей индивидуальной и коррекционной работы; особенностью является то, что щадящая нагрузка не освобождает ребенка от труда учиться, развиваться, а должна носить определенную разумность с учетом медицинских рекомендаций, ибо без большого посильного труда ребенка трудно добиться успеха в его развитии, а тем более в коррекции развития;
  • – эмоциональное "поглаживание" ребенка, позитивное побуждение к деятельности и общению, ожидание завтрашней радости;
  • – выборочное игнорирование негативных поступков;
  • – вовлечение семьи в процесс индивидуального развития ребенка, превращение ее в соучастника направленного обучения и воспитания; с этой целью важна последовательность в работе с ребенком, обучение членов семьи методике работы с детьми в домашних условиях, консультирование по методике и т.п.

Систематизация методов, влияющих на ребенка в решении определенных социально-педагогических задач, представлена в табл. 3.

Таблица 3

Наиболее целесообразное использование методов, средств и видов занятий с ребенком в его индивидуальнокоррекционном развитии, воспитании

Методы, средства, виды занятий

Наиболее целесообразное использование в развитии, коррекции развития

Средства искусства: театр, китайская гимнастика, ритмика, танцы и т.п.

Развитие двигательной, познавательной, эмоциональной сфер

Кружковая работа: мягкая игрушка, рукоделия (кройки и шитья), оригами и т.д.

Развитие двигательных возможностей, пространственного восприятия, внимания, творчества

Трудотерапия, трудовая деятельность

Индивидуальное развитие, профориентация, навыки трудовой деятельности

Ролевое научение, коммуникативные игры

Коррекция поведения, развитие позитивного общения

Тематические, подвижные игры

Освоение определенного социального опыта поведения; развитие, коррекция развития активности

Гимнастика, спортивные игры, упражнения, тренировки

Развитие, коррекция двигательной активности

Различные виды учебнокоррекционных занятий

Направленное развитие, коррекция развития

Трудотерапия – широко применяемый универсальный метод в работе по индивидуальному развитию, коррекции развития ребенка с различными отклонениями, нарушениями психики или двигательных функций.

В интересах трудотерапии могут использоваться различные средства. К средствам, получившим апробацию и положительно проявившимся в социально-педагогической работе с детьми, имеющими особые нужды, можно отнести следующие:

  • 1. Пакетирование семян, трав, круп и т.п.
  • 2. Конструирование, строительство из кубиков, специальных материалов.
  • 3. Кулинария. На занятиях по кулинарии дети знакомятся с кухонным оборудованием, работают с ним, изучают сервировку стола и т.д.
  • 4. Работа с бумагой и т.д.

Трудовая деятельность позволяет ребенку более эффективно развиваться и как минимум осваивать элементарное самообслуживание в быту для будущей жизни. Следует подчеркнуть, что на занятиях трудотерапии проводится работа по профориентации детей с особыми образовательными потребностями с целью оказания им помощи в определении возможной ориентации на профессиональную подготовку и дальнейшее трудоустройство. Профориентация ребенка осуществляется по результатам диагностики и проявлений воспитанника в процессе различных видов трудовой деятельности, позволивших наиболее полно проявиться его индивидуальным возможностям.

В процессе трудотерапии детей учат приготовлению пищи, несложному ремонту одежды и обуви, пользованию домашней электро- и радиоаппаратурой, мебелью, посудой и т.д. Целенаправленное использование трудовой деятельности позволяет осуществлять знакомство ребенка с особыми образовательными потребностями, многообразием природных и промышленных материалов и объектов труда: древесиной, металлами, резиной, пластмассой, кожей, бумагой, нитками, тканями, фотоматериалами, глиной, пластилином. На таких занятиях происходит знакомство ребенка с электричеством, водой, теплом и холодом. Дети знакомятся с разнообразием профессий и технологий различных видов труда, одновременно узнавая о названиях различных инструментов, станков и других приспособлений, их назначении, правилах работы с ними.

Трудотерапия осуществляется с учетом возрастного и образовательного уровня ребенка, его психосоматических возможностей, индивидуальных особенностей, тяготений, привычек, интересов. В целях повышения действенности трудотерапии проводится целенаправленная работа с родителями, которых учат, как лучше использовать возможности домашнего хозяйства (самообслуживания – уборка за собой, одевание; уборка комнаты, уход за цветами, выполнение других отдельных поручений по дому) как средства трудовой деятельности в интересах направленного развития ребенка. Родители нередко принимают участие, а иногда присутствуют на занятиях и, видя, как их дети работают, стараются и стремятся поддержать усилия ребенка, радуются его успехам. Педагог дает домашнее задание, которое является информацией и для родителей, чтобы дома они занимались со своими детьми в соответствии с этим заданием. Домашнее задание необходимо для закрепления того, что ребенок узнает на занятиях по трудотерапии.

Дети с особыми образовательными потребностями первый раз приходят на занятия по трудотерапии, не умея выполнять такие простые операции, как держать ножницы в руках, резать, склеивать бумагу. Они часто не знакомы с бытовыми приборами, не умеют готовить, мыть посуду, не знают, как нужно работать с нитками, бумагой, ватой, тканью, глиной, пластилином. Занятия с использованием предметного труда способствуют формированию у ребенка умений и навыков пользоваться тем, что его окружает. Получаемые навыки закрепляются и совершенствуются во время других занятий, а также в ходе приобщения детей к подобному труду в домашних условиях.

Детям с ограниченными возможностями тяжело дается освоение различных навыков, но эти дети ценят то, что сделано своими руками. Ребенку очень нравится, что у него получилось и что это приносит пользу (радость) другим. Конечно, формирование навыков и умений происходит у таких детей медленно и постепенно: им не все доступно по сравнению со здоровыми детьми. Таким детям очень тяжело удержать в памяти какой-то образ предмета, количество операций, действий, необходимых для выполнения деятельности, объем оперативной памяти у них ограничен, нередко нарушены познавательные процессы. Все, связанное с включением воображения, как правило, является для таких детей крайне затруднительным из-за скудного опыта и ограниченного общения. При некоторых состояниях у детей с особыми образовательными потребностями вообще нс формируются воображение и абстрактное мышление, поэтому всякое абстрагирование для них недоступно. Таких детей долгое время приходится учить любому навыку, осваивая одну за другой мелкие операции. Этих детей удается удерживать на определенном виде деятельности именно на интересе, который в какой-то степени их захватил, увлек доступностью и содержанием. Включение в деятельность, в свою очередь, способствует развитию и приобретению детьми соответствующего опыта, отражающегося в их памяти. Следует подчеркнуть, что определенные занятия детей с использованием различных средств труда, основанные на приятных ощущениях, поощрениях, оставляют в памяти жизненно важный след действий, который сохраняется и проявляется в перспективе их жизнедеятельности.

В методическом и исследовательском плане специалисты выделяют для каждого вида деятельности определенные уровни проявления и оценки развития ребенка. Такие уровни помогают педагогу ориентироваться в том, что и как должно проявиться в процессе того или иного вида трудовой деятельности ребенка, и помогают вести учет успехов детей и делать выводы, чтобы потом планировать свою дальнейшую учебно-воспитательную работу с каждым из них.

Практическая деятельность по индивидуальному развитию детей с особыми образовательными потребностями показывает, что она складывается из определенных элементарных операций, последовательность овладения которыми определяется для каждого ребенка с учетом его индивидуальных предрасположенностей. Постепенно переходя от одной операции к другой, последовательно осваивая их, ребенок развивается. При этом он осваивает элементарные действия и готовится к выполнению более сложных. К числу элементарных операций можно отнести следующие:

  • – вырезание из бумаги полосок;
  • – сгибание листа, нескольких листов бумаги, тонкого картона;
  • – приклеивание полосок, вырезанного материала на лист, картон;
  • – отмеривание порции на весах;
  • – отмеривание ложкой в пакет;
  • – засыпка семян, крупы в пакет;
  • – заклеивание конверта, приклеивание цветного материала на лист, картон по рисунку и без него;
  • – подсчет сделанного.

Широкое применение в технологии сопровождения имеют различные тематические и подвижные игры, помогающие направленно решать вопросы, связанные со стимулированием усвоения ребенком, имеющим особые нужды, определенного социального опыта поведения, активизировать его развитие, добиваться направленной коррекции активности. Посредством игр корректируются устойчивость, переключение, распределение и объем внимания.

В специальной литературе можно встретить множество рекомендаций по применению игр в коррекционной работе с детьми. Примером могут послужить группы игр для использования коррекции поведения детей с гиперактивностью (но Ю. С. Шевченко):

  • 1. Подвижные игры, направленные на развитие внимания ребенка: "Повтори за мной", "Слалом-гигант", "Гонка за лидером", "Шапка-невидимка", "Внимание – животные", "Запомни ритм", "Машинка", "Мяч в круге" и др.
  • 2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости: "Скамья запасных", "Восковая скульптура", "Автомобиль", "Живая картина", "Море волнуется", "Замри-отомри".
  • 3. Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности: "Сила честности", "Съедобное-несъедобное", "Черное с белым не носить, “да” и “нет” не говорить", "Подскажи молча", "Продолжи ритм", "Скалолазы", "Угадай мелодию", "Личный подвиг" и др.

Тематические и подвижные игры способствуют развитию определенных функций ребенка. Добившись улучшения в развитии, коррекции развития одних функций переходят к другим играм, способствующим достижению последующих целей. Имеют место игры, которые изначально способствуют развитию нескольких функций ребенка, например внимания и усидчивости, внимания и сдержанности, усидчивости и сдержанности. К таким играм, которые помогут специалисту в коррекции развития нескольких функций, относятся: "Кто ушел?", "Кто, где сидел?", "Узнай голос", "Слепой скульптор" и т.п.

В процессе сопровождения детей, имеющих недостатки в организации движения, направленно используются различные специальные спортивные тренажеры, упражнения, спортивные игры.

Гимнастическая скамейка – это самый удобный снаряд для упражнений в равновесии. Упражнения на ней можно выполнять при различном ее положении – стоящей на полу, приподнятой над полом, перевернутой.

Музыкально-ритмические занятия. Музыка изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.

Гимнастические и акробатические упражнения направлены на развитие гибкости, укрепление мышц, туловища. В качестве упражнений используются: перешагивание через препятствия, совместные действия с партнером, с различными предметами (веревкой, мячом, гимнастической палкой, обручами и т.п.).

Упражнения нередко выполняются с проговариванием, что способствует не только развитию физических, активноволевых возможностей ребенка, но и речи последнего.

Широкое развитие получили специальные занятия, в ходе которых организуется выполнение каждым участником определенной ролевой функции. К ролевым играм, в ходе которых ребенок усваивает определенные социальные роли, относятся "В магазине", "У врача", "В классе", "Дома" и др. В ходе ролевых игр ребенок усваивает социальный опыт поведения, общения с другими детьми, готовит себя к естественным условиям среды.

В индивидуальном развитии детей с особыми образовательными потребностями нередко используются возможности комплексного подхода, который предусматривает привлечение группы специалистов для проведения комплексной диагностики, коллегиальную разработку определенного комплекса педагогических мер и ее практическую реализацию в работе с ребенком. Комплексный подход позволяет по совокупности принимаемых взаимодополняемых мер с наибольшей эффективностью добиваться индивидуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Комплексный подход предусматривает участие различных медицинских специалистов, психологов, педагогов, социальных работников, семьи ребенка и возможности его непосредственного окружения по месту жительства или в образовательном учреждении.

Следует подчеркнуть, что в социально-педагогическом комплексе подразумевается проведение различных видов занятий, обеспечивающих направленное развитие тех или иных функций ребенка, в том числе:

  • – различные виды игр (игротерапия), ставящие своей целью постепенное развитие подвижности ребенка через интерес к некоторым предметам и занятиям, развитие у него коммуникационных возможностей, применение на практике некоторых знаний и навыков, овладение определенным социальным опытом поведения, общения;
  • – трудотерапию с использованием разнообразных средств, направленную на развитие у ребенка мелкой и общей моторики и способствующую расширению у ребенка навыков самообслуживания и полезной трудовой деятельности;
  • – занятия по изобразительному искусству как средство развития у ребенка пластики рук, фантазии, образного мышления;
  • – вырезание и конструирование из бумаги и картона (аппликация) – развитие моторики рук ребенка.

Наряду со специфическими функциями кружковая работа, изобразительное искусство, различные игры, трудотерапия выполняют и комплексные: развитие пластики рук ребенка, мелкой моторики, овладение социальным опытом, самопроявление.

Осуществление индивидуально-коррекционных мероприятий проходит под наблюдением специалистов, что дает им возможность в зависимости от достигаемых результатов корректировать разработанную индивидуальную программу.

При комплексном подходе к социально-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями при совместной работе медицинских работников, социальных педагогов, психологов и родителей ребенка удается добиться желаемого результата. Семья приобретает естественный социальный статус, ребенок – возможность развиваться, воспитываться с учетом индивидуальных особенностей, овладевать профессией, желанием трудиться, быть полезным. У детей вырабатываются трудовые, социальные навыки, навыки самообслуживания для будущей самостоятельной жизни, повышается жизненный кругозор, расширяется социальное пространство. Человек занимает свое социальное пространство, становится приемлемым для социального окружения.

д-р экон. наук, профессор

заслуженный деятель науки РФ

Социальная направленность стратегии деятельности предприятий

Человек и человеческая деятельность в процессе своей эволюции создают социальную среду, превосходящую по своим позитивным контекстам среду экономическую, политическую и правовую. А это означает, что судьбы общественного развития находятся в собственных руках человека, а его разум, профессиональная и общественная деятельность являются определяющими не только в вопросах бытия личности, социальных групп, но будущего общественного развития. Как следствие, в деятельности современных предприятий необходимо переосмысление стратегических принципов их функционирования. Чем это обусловлено?

До недавнего времени как зарубежная, так и отечественная экономическая теория рассматривала предприятие как систему для преобразования ресурсов в продукцию определенного объема, структуры, качества и цены в соответствии с общественным спросом. В контексте переосмысления роли предприятия в обществе происходит осознание институциональной роли предприятия как субъекта концентрации и воспроизводства ресурсов, формирования будущих потребностей и тенденций. Меняется и диверсифицируется понятие эффективности предприятия: встает необходимость рассматривать наряду с технологической и экономической эффективностью его институциональную эффективность как степень реализации институциональной роли предприятия в обществе, что предполагает в каждом конкретном случае стратегического развития предприятий рассматривать и социальную эффективность. Институт предприятия, однако, не исследован до конца, отличается существенной национальной спецификой и тесно связан с другими социально-экономическими институтами - системой налогообложения, социального управления, территориальным развитием и др.

Трудности обобщения этих направлений эффективности развития предприятий обусловлены многочисленными проблемами.

Так, к проблемам прошлого (устаревшие технологии и слабый спрос на инновации, изношенность оборудования, низкая трудовая и производственная дисциплина и др.) добавились новые: снижение качества, комплексности и целенаправленности управления; погоня за краткосрочными целями в ущерб продолжению развития и, как следствие, торможение воспроизводственных процессов; рост социальных напряжений между наемными работниками и собственниками; утеря квалификации кадров; деконсолидация трудовых коллективов и пр. Но это лишь практическая сторона вопроса.

Ситуацию усугубили серьезные трудности в теоретико-методологической базе преобразований. Не вполне применимыми к российской реальности оказались известные в мировой экономической науке варианты теории развития предприятий. В экономике спада, неплатежей, бартера , почти тотального нарушения даже самых слабых контрастных обязательств как внутри предприятий, так и в отношениях между ними, как выяснилось, ни неоклассические, ни институционалистские, ни эволюционные, ни агентские концепции развития предприятий не имеют достаточных оснований для описания и объяснения происходящих процессов. В различных отраслях народного хозяйства объемы производства продукции производственно-технического назначения снизились на 30-90%. В Санкт-Петербурге к началу XXI века продолжали свою деятельность только 14% предприятий промышленности. В условиях 70%-го уровня бартерного обмена, отсутствия адекватного ценного учета обмениваемых товаров повисают в воздухе предположения о максимизации прибыли или выручки от реализации и т. п. стоимостных показателей как целевой установке, лежащей в основе механизма принятия управленческих решений на предприятии. Концепция предприятия как «совокупности контрактов», на которой базируются как институциональная, так и агентская теории развития предприятий также не адекватна российской действительности с широко распространившейся практикой невыплаты зарплат, перевода на неполный рабочий день по инициативе администрации, неплатежей и других явлений подобного типа, превращающих заключение как контрактов, так и устных договоренностей, по существу, в необязательные сделки.

Классическая микроэкономика оперирует предприятиями как простейшими микроорганизмами, чье поведение определяется примитивной реакцией на внешние раздражители (преимущественно ценовые сигналы). Между тем каждое предприятие – это целый мир, заслуживающий детального и многоуровневого изучения. Поэтому и поведение предприятия не носит исключительно реактивного характера, а сами реакции обусловлены не только, а, может быть, и не столько внешними «раздражителями», сколько внутренним состоянием и эволюцией предприятия. Соответственно и рекомендации по формированию и осуществлению экономической политики, построенные на неоклассической базе, не должны приниматься без тщательной сверки всей цепочки аргументации с реалиями российской жизни, например, ростом безработицы , снижением трудового потенциала работников, социальной криминологии общественной жизни.

Вполне объективна оценка ведущих ученых-экономистов, по которой «Вопрос о роли предприятия в современной отечественной экономике, о направленности и характере взаимосвязей между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями, о внутренних механизмах принятия решений на предприятиях остается открытым». «Очередной подъем научно-технического развития начинается в условиях относительно стабильной социальной ситуации». Однако эта стабильность может быть достигнута лишь при условии учета в программах деятельности предприятий социальной эффективности осуществляемых технических, производственных и экономических мер. От решения этого вопроса зависит определение управляемых факторов, влияющих на деятельность предприятий и выработка рекомендаций по реструктуризации предприятий, оздоровлению внутренней структуры и механизмов управления. Привлечение необходимой для решения данного вопроса достаточно объемной и достоверной информации как теоретического, так и эмпирического характера вызывает определенные трудности. Обусловлено это положение так называемой «коммерческой тайной » деятельности предприятий, отсутствием специалистов необходимой квалификации и опыта работы. Уже с начала 90-х годов практически все социологические службы на предприятиях были сокращены. Ошибочна была не оценка места и значимости предприятия, а трактовка его поведения как некой инвариантной схемы, лишь задавленной и искаженной административно-командной системой. В действительности в периоды социально-экономических трансформаций в деятельности предприятий проявляются одновременно три типа черт, элементов поведения: во-первых, черты, сформированные собственным прошлым (дореформенным) опытом, во-вторых, «генетические», то есть запрограммированные заранее особенности восприятия сигналов внешней среды и реагирования на них, в-третьих, новые, усваиваемые по ходу дела, строящиеся на почерпнутых из литературы и обмена профессиональной информацией представлениях о правилах экономического поведения в рыночной экономике.

Результатом деятельности предприятий являются не только материальные блага, но и сущностные черты социального устройства предприятий. Предприятия формируют особенности поведения, которое, в свою очередь, определяет базовые ценности, приоритеты, социальное самочувствие отдельных работников и групп. Это не удивительно, если учесть, что предприятия являются, в сущности, единственными среди экономических образований институтами, самовоспроизводство которых, как и общества в целом, заложено в концепцию их существования, а симбиоз государства и предприятий – единственным способом успешного взаимного существования экономического и социального. В контексте социального приобретают важное значение отношения между управляющей и управляемой подсистемами предприятий, между собственниками, представителями исполнительной дирекции и наемными работниками.

После разрушения административно-командной системы централизованного управления руководители предприятий оказались предоставленными самим себе. В этих условиях в их действиях как представителей юридических лиц возобладали эгоистические мотивы, характерные для физических лиц. Согласно данным обследования, проведенного в 1996 г. Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, из трех вариантов целей руководителей («стабильное функционирование предприятия», «развитие предприятия», «развитие трудового коллектива») первую цель признают 46,2% директоров, вторую – 49,4%, в то время как третью – лишь 2,8%. Соответственно этому взгляду на трудовой фактор как нечто незначимое минимальную оценку получают и проблемы мотивации работников предприятия (стоит напомнить, что именно снижение трудовой мотивации называлось в качестве основного недостатка дореформенной экономической системы). Только 1,6% руководителей считают значимой проблему незаинтересованности работников в хорошей работе. При этом проблема нехватки денежных оборотных средств была отмечена как наиболее значимая 22,7% респондентов, проблемы сбытового характера – 13,4%.

По данным положение усугубляется и тем, что работники предприятий имеют устойчивую позицию в отношении руководящего звена предприятий:

Мешает рациональной деятельности предприятий нестабильная экономическая и политическая обстановка (62,0%), криминальная обстановка (41,5%), взяточничество чиновников (25,0%), невнимание федеральных и местных органов управления к нуждам предприятий (30,5%), протекционизм со стороны федеральных и местных органов управления (29,5%), вмешательство «теневиков» в материально-техническое обеспечение и сбыт произведенной продукции (28,8%).

Руководители предприятий следующим образом оценивают свои профессиональные качества, способствующие рационализации функционирования предприятий:

· организованность – 80,5%;

· дисциплинированность – 93,0%;

· высокая квалификация – 85,5%;

· ответственность – 90,4%;

· умение разбираться в людях – 70,5%;

· знание психологии поведения людей – 64,5%;

· расчетливость – 70,0%;

· умение предвидеть ситуацию – 68,5%;

· уступчивость – 62,0%;

· твердость в отстаивании своих позиций – 75,5%;

· владение экономическими знаниями и опытом экономической работы – 63,5%.

По самооценкам руководителей им не хватает знаний в вопросах кредитования (60,5%), ценообразования (58,0%), финансов и банковского дела (84,0%), компьютерной техники (90,5%).

Перспективы деятельности предприятий руководители видят в:

· восполнении оборотных средств (12,0%);

· закупке современного технологического оборудования (15,0%);

· расширении сферы деятельности (22,0%);

· повышении качества производимой продукции (17,0%);

· оказании помощи малоимущим и социально неблагополучным слоям населения (2,0%);

· развитии социальной сферы (10,0%);

· увеличении доходов персонала предприятия (4,0%);

Объективизация рассмотрения эффективной деятельности предприятий в контексте экономического и социального обусловливает необходимость формирования стратегических целей социального и экономического развития предприятий, столь характерных для начала 70-х годов прошлого века. Однако, в условиях складывающихся к настоящему времени рыночных отношений социально-экономическое развитие приобретает качественно новое содержание, тем более, что каждое из предприятий находится на разных стадиях и этапах своего стратегического становления.

Как показывает практика, рыночная экономика – отнюдь не неизменная система экономических отношений. В настоящее время на ход развития передовых стран рыночной экономики доминирующее влияние оказывают социальные факторы. Их воздействие распространяется на различные сферы экономики, приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности, ценностей, которые ею создаются. Это позволяет говорить «о «социализации» современной экономики, трансформации рыночной экономики в социально-ориентированную рыночную экономику».

«Социальная экономика» является изучением наиболее развитой формы рыночной экономики, в которой рыночная свобода хозяйствования сочетается с принципом социального выравнивания, социальным прогрессом. Цель формирования социальной рыночной экономики сводится к тому, чтобы на основе конкурентного хозяйства соединить свободу и инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным рыночными методами хозяйствования.

Основной проблемой социальной рыночной экономики является исследование противоречия между внутренними законами рынка с его экономической свободой и необходимостью ее ограничения в социальных целях. Теория социальной рыночной экономики изучает формы проявления данного противоречия, определяет возможности их разрешения и, что наиболее важно, выявляет пределы этих возможностей.

Существенным ограничением в соединении экономического и социального в стратегическом развитии предприятий является то, что в отличие от ряда восточноевропейских постсоциалистических стран Россия была наименее подготовлена к такой трансформации.

Так, к 1990 году в структуре народнохозяйственного управления государственная и муниципальная собственность составляла 82,6%, собственность общественных организаций – 0,8%, частная собственность – 8,9%; собственность, смешанная без участия иностранного капитала – 4,0% собственность, смешанная с участием иностранного капитала – 0,1%. Но это лишь один из структурных аспектов ограничения в стратегическом развитии предприятий. Важно установить и содержательный аспект.

Немецкий ученый Х. Ламперт, определяя сущность социальной рыночной экономики, подчеркивает, что эта модель экономики представляет синтез гарантированной государством свободы, экономической свободы и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью.

Термин «социальная экономика» означает, что:

· рыночная экономика ориентирована на решение как экономических, так и социальных целей;

· рыночная экономика ограничивается там, где она неэффективна и может привести к социально нежелательным результатам.

Социальная рыночная экономика функционирует на основе экономического и социального порядков. Экономический порядок – это правила, регулирующие организационное строение экономики, происходящие в ней процессы, а также совокупность институтов, ответственных за управление ею и придание экономике определенной организационной формы. Экономический порядок включает:

· конкурентный порядок; финансовый порядок;

· налоговый порядок;

Социальный порядок – это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами не только общества, но и конкретного предприятия. Социальный порядок охватывает:

· порядок в сфере труда;

Деловые услуги включают финансовые услуги, услуги страхования, услуги по операциям с недвижимостью, услуги маркетинга, лизинга , инжиниринга , аудита, консалтинга и др. Деловые услуги нацелены на создание необходимых предпосылок для ведения производственной, коммерческой и иных видов экономической деятельности в условиях рыночной экономики. Они способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, более рациональному использованию ресурсов, формированию и развитию рыночных структур. Кроме того, они удовлетворяют также ряд интересов населения (услуги страховых компаний, юристов, банков и др.). Но основное функциональное назначение деловых услуг – это обслуживание агентов производства и обращения.

Общественные услуги – услуги органов государственной власти – обеспечивают стабильное и последовательное развитие общества. По мере совершенствования рыночных отношений значение общественных услуг не уменьшается. Растет необходимость в более широком использовании органов государственной власти для ослабления социальных конфликтов в обществе, создания экономических условий, которые способствовали бы формированию и внедрению новых технологий, смягчению негативных последствий современного типа экономического роста.

К социальным услугам относятся услуги образования, здравоохранения, искусства и культуры, социального обеспечения. Социальные услуги направлены на повышение качества жизни населения, укрепления его здоровья, образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализацию свободного времени , прав граждан. В настоящее время в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой данная группа услуг развивается ускоренными темпами.

Учитывая изложенное, можно сформулировать стратегические цели социального и экономического развития предприятий в рыночной экономике: максимально высокий уровень и качество жизни персонала, обеспечиваемый в результате адекватной экономической оценки деятельности работников; социальная обеспеченность жизнедеятельности и жизнеспособности работников в результате формирования программных блоков в стратегии научно-технического и производственно-экономического развития предприятий; рациональное социальное самочувствие работников, связываемое с удовлетворением потребностей и ожиданий в процессе производственной деятельности; создание социально-психологического климата на предприятии и т. д.

Достижение этих целей возможно, когда на предприятии сложились:

· весьма значимая роль государства в обеспечении социальной ориентации стратегии деятельности предприятий.

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики и др.), дополняются социальными целями.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. – М.: Дело Лтд, 1993.; Экономические механизмы / А. Кульман: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1993.; Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ./ВВСМРМ. – М.: Экономика, 1994.; , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992 и т. д.

Современные проблемы России. Путь в XXI век. – М.: Экономика, 1999.

Гуманистические ориентиры России. – М.: ИЭРАН, 2002, с. 253

Современные проблемы России. Путь в XXI век. – М.: Экономика, 1999, с. 403.

Рывкина перемен: Экономическая социология переходной России. – М.: Дело, 2001, с. 277.

Управление персоналом / Под ред. . – СПб.: РАЕН, 2002, с. 118.

Polterovich V. M. Employment and wage decisions in the insider-owned firm: a model. Prepared for the Conference “Transforming Government and Economies in Transition”. New Economic School, September 18-19, 1997

Горшков и лжебанкротство. – СПб.: Политехника, 2000. – 106 с.

Предпринимательство: экономика, управление, государственное регулирование. – СПб.: С.-З. АГС, 1996. – 200 с.

Юрьева экономика. М.: Дрофа. 2004, с. 6.

Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. – М.: 2000. С. 112.

См. подробнее: Потемкин инфраструктура регионов: нормативный подход к преобразованию. – СПб.: ИСЭП РАН, 1996. – 140 с.

Знание социальной направленности личности необходимо человеку при выборе специальности и профессии .

Также, при устройстве на работу направленность личности дает возможность определить работодателю соответствие соискателя конкретной вакансии.

Определения направленности личности

Направленность на взаимодействие ВД есть основания выделить в том случае, если поступки человека определяют его потребность в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с коллегами.

Деловая направленностьНЗ (на дело, задачу) отражает преобладание мотивов, порождаемых деятельностью: увлечение процессом работы, стремление к познанию, овладеванию новыми навыками и умениями.

Личная направленность или на себя НС характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия: стремление к личному первенству и престижу.

На каждый пункт анкеты возможны три ответа А,В,С. Соответствующая буква, где ответ более подходит, вписывается в лист ответа против номера вопроса в столбике «больше всего». Затем выбирается наименее ценный ответ и его буква вносится против номера вопроса в столбик «меньше всего». Оставшаяся буква не записывается.

Вопросы теста социальная направленность личности

1.Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А) одобрения моей работы,

В) Сознания того, что она сделана хорошо,

С) Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я бы хотел быть:

А) тренером, который разрабатывает тактику игры,

В) Известным игроком,

С) Капитаном команды.

3. По-моему лучшим педагогом является тот, кто:

А) Проявляет интерес к обучающимся и к каждому имеет индивидуальный подход,

В) Вызывает интерес к предмету так, что обучающийся с удовольствием углубляет свои знания в этом предмете,

С) Создает в коллективе такую обстановку, при которой никто не боится высказывать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А) Радуются выполненной работе,

В) С удовольствием трудятся в коллективе,

С) Стремятся выполнить свои задания.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были:

А) Отзывчивыми и помогали людям,

В) Верными и преданными мне,

С) Умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А) С кем складываются хорошие отношения,

В) Кто может многого достичь в жизни,

С) На кого всегда можно положиться.

7. Больше всего я не люблю:

А) Когда у меня что-то не получается,

В) Когда портятся отношения с товарищами,

С) Когда меня критикуют.

8. По-моему хуже всего, когда педагог:

А) Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними,

В) Вызывает дух соперничества в коллективе,

С) Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А) Проводить время с друзьями,

В) Ощущение выполненных дел,

С) Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А) Добился успеха в жизни,

В) По-настоящему увлечен своим делом,

С) Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь система образования должна:

А) Научить решать задачи, которые ставит жизнь,

В) Развивать индивидуальные способности учащихся,

С) Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было много свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А) Для общения с друзьями,

В) Для отдыха и развлечений,

С) Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А) Тружусь с людьми, которые мне симпатичны,

В) У меня интересная работа,

С) Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А) Другие меня ценят,

В) Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы,

С) Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А) Рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с моей работой, учебой, спортом, и т.д., в котором мне довелось принимать участие,

В) Написали о моей деятельности,

С) Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Я делаю наибольшие успехи в обучении, если преподаватель:

А) Имеет ко мне индивидуальный подход,

В) Сумеет вызвать у меня интерес к предмету,

С) Устраивает коллективное обсуждение изучаемых проблем

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А) Оскорбление личного достоинства,

В) Неудача при выполнении важного дела,

С) Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А) Успех,

В) Возможность хорошей совместной работы,

С) Здравый, практический ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А) Считают себя хуже других,

В) Часто ссорятся и конфликтуют,

С) Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А) Работаешь над важным для всех делом,

В) Имеешь много друзей,

С) Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По моему мнению, руководитель, прежде всего, должен быть:

А) Доступным для всех,

С) Требовательным.

22. В свободное время я охотно бы прочитал книги:

А) О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми,

В) О жизни знаменитых людей,

С) О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А) Дирижером,

В) Композитором,

С) Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А) Придумать интересный конкурс,

В) Победить в конкурсе,

С) Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важно знать:

А) Что я хочу сделать,

В) Как достичь цели,

С) Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А) Другие были им довольны,

В) Прежде всего выполнить свою задачу,

С) Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27.Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А) В общении с друзьями,

В) Просматривая развлекательные фильмы,

С) Занимаясь своим любимым делом.

Лист ответов на анкету «Направленность личности»

Больше Меньше Больше Меньше
1 15
2 16
3 17
4 18
5 19
6 20
7 21
8 22
9 23
10 24
11 25
12 26
13 27
14

Ключ к тесту социальная направленность личности

НС НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА СЕБЯ :
1А, 2В, 3А, 4А, 5В, 6С, 7А, 8С, 9С, 10С, 11В, 12В, 13С, 14С, 15А, 16В, 17А, 18А, 19А, 20С, 21С, 22С, 23В, 24С, 25В, 27А;

ВД НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ :
1С, 2С, 3С, 4В, 5А, 6А, 7С, 8В, 9А, 10В, 11С, 12А, 13А, 14А, 15С, 16С, 17С, 18С, 19В, 20В, 21А, 22А, 23С, 24А, 25А, 26А, 27В;

НЗ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА ЗАДАЧУ (НА ДЕЛО) :
1В, 2А, 3В, 4С, 5С, 6В, 7В, 8А, 9В, 10А, 11А, 12С, 13В, 14В, 15В, 16А, 17В, 18В, 19С, 20А, 21В, 22В, 23А, 24В, 25С, 26С, 27С.

Обработка материала теста направленность личности
Проводится следующим образом: Если указанная в ключе буква (А, В или С) занесена в рубрику «больше всего», то ей дается два балла по данному типу направленности личности.
Если же она расположена под индексом «меньше всего», то ноль балов.

Затем подсчитывается количество двоек и записывается около букв (НС, ВД, или НЗ) в зависимости от того, какой ключ использовали.

Также подсчитывают количество нулей, и к этой разности добавляют 27.
Следует иметь ввиду, что если количество нулей превышает количество двоек, то разность между ними вычитается из 27.
Общая сумма всех баллов по трем типам направленности личности должна быть равна 81.
В противном случае надо искать ошибку при подсчетах.

Пример:
У работника после подсчета нулей и двоек по всем видам направленности получены следующие результаты: НС — три двойки и одиннадцать нулей; ВД — восемь двоек и пять нулей; НЗ — одиннадцать двоек и шесть нулей.

Приступаем к определению степени выраженности различных типов направленности личности

НС=27-(11-3)=19;
ВД=27+(8-5)=30;
НЗ=27+(11-6)=32 Общая сумма равна 81 (19+30+32)

Результаты расчета показывают доминирование ВД — деловой направленности, при слабом развитии направленности на себя (НС) и достаточном — на взаимодействие (ВД), что указывает на положительный прогноз привлечения этого работника на руководящие должности

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и .

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности , ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения . Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

Формирование направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
  2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
  3. стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
  4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;
  5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
  6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
  7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
  8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель . Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией . Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности

— это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и , выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).

Во всех видах активности человека направленность проявляется в особенностях интересов личности.

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом свойстве, включающем в себя систему побуждений, которая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.

Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.

Рис. 1. Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину):

  • СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;
  • ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;
  • МЦ — мотив цели;
  • МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;
  • Ц- цель;
  • Д — деятельность

Характеристика направленности

В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчества, спортивной деятельности и т.п.

Направленность личности характеризуется:
  • уровнем зрелости — степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;
  • широтой — диапазоном сфер проявления устремлений личности;
  • интенсивностью — силой устремлений личности по реализации поставленных целей;
  • иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).

Еще Ч. Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки человека основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в поведении человека обусловлено общественными нормами. Например, такие врожденные реакции, как переживание чувства страха, стремление к избеганию опасности или самозащите, способные вызвать физиологический аффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться сознанием человека. Кроме того, эти эмоции, как показывают медицинские исследования, можно ослабить или усилить посредством медикаментов, следовательно, они не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики. При этом все специфическое для поведения человека не является врожденным, а все врожденное не носит черт, специфических только для человека. Так, переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит.

Направленность в разных научных подходах к личности выделяется в качестве ведущей характеристики, хотя и толкуется по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), как доминирующее отношение (В.Н. Мясищев), как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).

Как говорилось выше, мотивы могут быть осознанными в большей или меньшей степени и совсем неосознанными. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека, совокупность мотивов, определяющие деятельность и поведение человека.