>> Урок 4 (Литература 2 класс)
Всем людям от рождения даётся какой-нибудь дар. Одни прекрасно поют. Другие сочиняют музыку или стихи. Третьи умеют своими руками создавать чудеса из дерева , железа, простого листа бумаги.
Приятно радоваться умениям человека. Талантливые мастера способны сделать мир необычным, ярким, интересным.
Каждый человек, если у него есть желание, может развить в себе какое-то умение. Правда, желания для этого недостаточно. Ещё необходимы трудолюбие и терпение.
Именно об этом пишет Евгений Пермяк в сказочных историях «Волшебные краски» и «Пастух и скрипка». Его авторское слово точно и искренне рассказывает о талантах.
1. Прочитай отрывок из сказочной истории.
2. Как ты думаешь, как рисовал мальчик раньше, в детстве? Какие слова подсказывают ответ на этот вопрос? Придумай вместе с ребятами предысторию этого события.
3. Что помогло мальчику стать настоящим художником? Прочитай об этом в тексте.
4. Какие слова этой истории доказывают, что у героя действительно есть талант художника?
5. Если хочешь узнать продолжение этой истории, возьми книгу1 этого автора в библиотеке и прочитай её.
Е. А. Пермяк
Волшебные краски
Как же сделать так, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.
Прошёл год... Прошло два года... Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки - умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, - яркие, нарядные одежды.
Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужаснулся. Наоборот, все радовались и восхищались. «Какие чудесные картины! Какие чудесные краски!» - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.
1 Пермяк Е. А. На все цвета радуги. - М., 1997. - С. 249-253.
Послушай «взрослое» чтение!
1. Послушай отрывок из волшебной истории.
2. Почему столяру удалось сделать живую Скрипку?
3. Что случилось со Скрипкой, когда она попала в руки Осла? Прочитай слова, в которых живая Скрипка изменилась до неузнаваемости.
4. Как помочь Скрипке снова зазвучать волшебной музыкой?
5. Сочини продолжение этой истории и прочитай в классе. Послушай сочинения других ребят.
Е. А. Пермнк
Пастух и Скрипка (отрывок)
Она родилась в мастерской деревенского столяра1, большого любителя музыки. Её красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в неё свою душу, и она от этого стала звучать, как живая.
1 Столяр - рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной деревни.
Слушая её, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Осёл, выбившись в подмастерья1, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой. Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы2 и ослиные рапсодии3, он довёл Скрипку до неузнаваемости. Её тонкие и певучие струны стали похожи на разлохмаченные шнурки. Дека4 оказалась в царапинах и пятнах. Гриф5 из чёрного превратился в серый. Ослабли расша¬танные колки. Он уже играл на ней, как на бала¬лайке, доламывая последнее.
1 Подмастерье - помощник мастера.
2 Галоп - стремительный бальный танец.
3 Рапсодия - музыкальное произведение на темы народных песен.
4 Дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента.
5 Гриф- длинная узкая часть струнных музы¬кальных инструментов, над которой натянуты струны.
Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 1. Каким бывает слово?- 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 144 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта
Разделы: Начальная школа
Класс: 2
Цели:
1. Наблюдение за изменением образа скрипки (внешности, чувств, настроения, поступков).
2. Формировка идей произведения.
3. Раскрыть идею взаимоотношений между героями.
4. Учить выразительному чтению.
5. Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с людьми и выслушать и понять других.
Оборудование:
1. Учебно-методический комплект по системе Эльконина – Давыдова.
2. Сочинения и рисунки учащихся.
3. Запись симфонического оркестра.
4. Карточки с именами героев, с названиями частей скрипки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
- Творчество какого автора изучали на прошлом уроке?
- Назовите произведение? Жанр? Тема? (История скрипки). Героев сказки?
Тема сегодняшнего урока: образ скрипки в сказке Е. Пермяка “Пастух и Скрипка”.
3. Мотивация: для чего? Цели урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать, передавать чувства, настроение автора, героев)
- Для чего это вам надо? (Чтобы правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чтобы с нами было приятно общаться другим людям).
Цели урока (на доске):
4. Образ Скрипки в мастерской Столяра
- Прочитать описание Скрипки.
- Почему получилась такая прекрасная Скрипка? (Большой любитель музыки, вдунул в нее “свою душу”).
- Как понимаете “вдунул свою душу”?
- Как относятся к Скрипке герои? (Столяр, люди, птицы, автор).
- Расскажите о своих впечатлениях, чувствах.
- Какие цвета вы выбрали, чтобы изобразить внешность данной Скрипки, ее чувства, настроение? Почему?
- Попробуйте стать Скрипкой и выразить словами, что она чувствует сейчас.
- Сочинение: “Я Скрипка”.
- Звучит симфонический оркестр. Звуки смычковых инструментов.
Скрипка у Осла
- Почему оказалась у Осла?
- Отношение (Осла, автора) к Скрипке. (Притворился, ужасно, нельзя без слез и обиды, несчастная).
- Как изменилась внешность?
- Выбор цвета. Рисунки. Обоснование выбора цвета.
- Чувства Скрипки. Сочинения “Я скрипка”.
Скрипка на чердаке
- Жива ли еще душа? Докажи. (Переживает каждый звук, вырвались звуки из души, разбудил желание звучать).
- Отношение Пастуха к Скрипке. Скрипки к пастуху. (Чтение отрывков из текста).
- Какой цвет выбрали, чтобы описать чувства Скрипки (цвет надежды).
Выздоровление Скрипки
- Кто помог? (мать, доктор, Пастух).
- Прочитайте, как они к ней относились.
- Поступок Скрипки, отказалась звучать в других руках. Почему? (перестала быть наивной, доверчивой).
5. Формирование идей произведения.
- Почему так меняется образ Скрипки на протяжении сказки (ее внешность, чувства, поступки, звучание).
- Зависит от того, кто рядом, как поступят с тобой, что говорит, какие чувства к тебе испытывают.
- Помощь друзей необходима каждому.
- Понимание других, ценить искусство, красоту души.
- Талантливые люди или грубые, невежи, ленивые могут влиять на формирование личности.
- Мог ли Осел стать музыкантом и ценить искусство? В каком случае?
- Могла ли погибнуть Скрипка? В каком случае?
- Надо ли было бороться за свою жизнь?
- Прочитайте, как сказал об этом автор?
- Что вы хотели бы сказать от имени Скрипки людям? Какими она хочет нас видеть?
“Не будьте грубыми. Трудитесь, чтобы стать мастером своего дела и приносить людям радость. Развивайте свои способности, таланты. Внимательно относитесь друг к другу. Любите друг друга. Будьте добрыми. Уважайте чужой труд….”
Это и есть идеи произведения. Я думаю, мы поняли, что хотел сказать автор, когда сочинял такую сказку.
6. Подведение итогов
- Что нового узнали для себя?
- Чему учились на уроке?
- Что вы хотите сказать людям от имени скрипки?
Выбери модель скрипки того цвета, который соответствует твоему настроению в данный момент (жёлтый, белый, оранжевый, красный, синий, зелёный, сиреневый, коричневый, голубой, малиновый, чёрный)
Пастух и скрипка
Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.
Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.
Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.
Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.
Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.
С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.
Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.
Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.
Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.
Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.
Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:
Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.
Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:
Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.
Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.
Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.
Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.
Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, вдунутой в нее благородным деревенским столяром, знатоком и ценителем Высокой Музыки.
Родимая! Не дай нам пропасть! Что будет с нами, когда Море затопит тебя. Мы не хотим превращаться в рыб и морские растения.
Не буйствуй, глупец! - еще раз предупредила Земля. - Перестань водить дружбу с этим бездомным бродягой Ветром. Расти вглубь, а не вширь. Иначе у тебя не хватит воды и ты обмелеешь, а обмелев - высохнешь.
А Море в ответ на это подняло свою бесчестную мутную волну на родную мать и крикнуло угрожая:
Молчи, старуха! Готовься к своему последнему часу.
Тогда мать Земля распрямила свою грудь. Возвысилась Уральскими горами. Потом она сделала глубокий вздох, и дно Пермского моря поднялось выше его мутных и шумливых волн.
Вскоре Море стекло Печорой, Камой, Вычегдой, Вяткой и другими реками в разные моря. На его месте зазеленели леса, поселились звери и птицы. А много тысяч лет спустя появился человек, построивший деревни, села и города.
Вот что рассказал Говорливый камень, который высится и по сей день на реке Вишере.
Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братьями признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
Уж если, - говорит один брат, - кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковое волокно.
А я, - говорит второй брат, - на стекло похожу. Только его и могу своим братом признать.
А я белому дыму брат, - говорит третий. - Недаром нас одного с другим путают.
А я ни на кого не похож, - сказал четвертый брат. - И некого мне братцем назвать, разве только слезы.
Так и по сей день спорят четыре родных брата: белый Снег, синий Лед, густой Туман да частый Дождь, - друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью величают.
Бывает такое на свете… Не всегда брат брата узнает!
Вечный король
Один надменный король сказал другому королю:
Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют «ваше величество». Какой же ты король?
Увы, - ответил тот, - между тем я король. К тому же я самый известный из всех королей! Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях… Но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая в битвах, я не проливаю ничьей крови. Оказываясь побежденным, я остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в моем флоте всего лишь два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которого нельзя свергнуть. Я единственный из королей, кому революции приносят новую популярность в народе и признание…
Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, не произнося ни единого слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой в окружении свиты на… шахматной доске.
Пастух и скрипка
Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.
Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.
Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.
Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.
Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.
С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.
Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.
Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.
Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.
Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.
Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:
Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.
Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:
Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.
Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.
Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.
Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.
Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Пастух и скрипка
Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.
Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.
Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.
Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.
Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.
С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.
Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.
- Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.
- Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.
- Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.
Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:
- Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.
Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:
- Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.
- Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.
Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.
Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.
Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, вдунутой в нее благородным деревенским столяром, знатоком и ценителем Высокой Музыки.