Свой человек на небесах. Монахиня Евфимия (Пащенко) Материнская любовь Что вы можете сказать об одержимости

Много историй сложено о великой силе материнской любви. Но бывает, что мы, занятые своими делами и проблемами, слишком поздно узнаем, как горячо и нежно любили нас матери. И поздно каемся, что нанесли любящему материнскому сердцу неисцелимые раны… Но, кто знает, может быть, как поется в песне, «откуда-то сверху», наши матери видят наше запоздалое раскаяние и прощают своих поздно поумневших детей. Ведь материнское сердце умеет любить и прощать так, как никто на земле…

Не так давно в одном городе в центре России жили мать и дочь. Мать звали Татьяной Ивановной, и была она врачом-терапевтом и преподавательницей местного мединститута. А ее единственная дочь, Нина, была студенткой того же самого института. Обе они были некрещеными. Но вот как-то раз Нина с двумя однокурсницами зашла в православный храм. Близилась сессия, которая, как известно, у студентов слывет «периодом горячки» и треволнений. Поэтому Нинины однокурсницы, в надежде на помощь Божию в предстоящей сдаче экзаменов, решили заказать молебен об учащихся. Как раз в это время настоятель храма, отец Димитрий, читал проповедь, которая очень заинтересовала Нину, потому что она еще никогда не слыхала ничего подобного. Подружки Нины давно покинули храм, а она так и осталась в нем до самого конца Литургии. Это, вроде бы, случайное посещение храма определило всю дальнейшую Нинину судьбу - вскоре она крестилась. Разумеется, она сделала это втайне от неверующей матери, опасаясь рассердить ее этим. Духовным отцом Нины стал крестивший ее отец Димитрий.

Нине не удалось надолго сохранить от матери тайну своего крещения. Татьяна Ивановна заподозрила неладное даже не потому, что дочка вдруг перестала носить джинсы и вязаную шапочку с кисточками, сменив их на длинную юбку и платочек. И не потому, что она совсем перестала пользоваться косметикой. К сожалению, Нина, подобно многим молодым новообращенным, совершенно перестала интересоваться учебой, решив, что это отвлекает ее от «единого на потребу». И в то время, как она днями напролет том за томом штудировала Жития Святых и «Добротолюбие», учебники и тетради покрывались все более и более толстым слоем пыли…

Не раз Татьяна Ивановна пыталась уговорить Нину не запускать учебу. Но все было бесполезно. Дочь была занята исключительно спасением собственной души. Чем ближе становился конец учебного года, а вместе с его приближением увеличивалось до астрономических цифр число отработок у Нины, тем более горячими становились стычки между Ниной и ее матерью. Однажды выведенная из себя Татьяна Ивановна, бурно жестикулируя, нечаянно смахнула рукой икону, стоявшую у дочки на столе. Икона упала на пол. И тогда Нина, расценившая поступок матери, как кощунство над святыней, в первый раз в жизни ударила ее…

В дальнейшем мать и дочь становились все более и более чуждыми друг другу, хотя и продолжали сосуществовать в одной квартире, периодически переругиваясь. Свое житье под одной крышей с матерью Нина приравнивала к мученичеству, и считала Татьяну Ивановну основной помехой к своему дальнейшему духовному росту, поскольку именно она возбуждала в своей дочери страсть гнева. При случае Нина любила пожаловаться знакомым и о. Димитрию на жестокость матери. При этом, рассчитывая вызвать у них сострадание, она украшала свои рассказы такими фантастическими подробностями, что слушателям Татьяна Ивановна представлялась этаким Диоклетианом в юбке. Правда, однажды отец Димитрий позволил себе усомниться в правдивости рассказов Нины. Тогда она немедленно порвала со своим духовным отцом и перешла в другой храм, где вскоре стала петь и читать на клиросе, оставив почти что не у дел прежнюю псаломщицу - одинокую старушку-украинку…
В новом храме Нине понравилось еще больше, чем в прежнем, поскольку его настоятель муштровал своих духовных чад епитимиями в виде десятков, а то и сотен земных поклонов, что никому не давало повода усомниться в правильности его духовного руководства. Прихожане, а особенно прихожанки, одетые в черное и повязанные по самые брови темными платочками, с четками на левом запястье, походили не на мирянок, а на послушниц какого-нибудь монастыря. При этом многие из них искренне гордились тем, что по благословению батюшки навсегда изгнали из своих квартир «идола и слугу ада», в просторечии именуемого телевизором, в результате чего получили несомненную уверенность в своем будущем спасении… Впрочем, строгость настоятеля этого храма к своим духовным детям позднее принесла хорошие плоды - многие из них, пройдя в своем приходе начальную школу аскезы, впоследствии ушли в различные монастыри и стали образцовыми монахами и монахинями.

Нину все-таки исключили из института за неуспеваемость. Она так и не пыталась продолжить учебу, посчитав диплом врача вещью, ненужной для жизни вечной. Татьяне Ивановне удалось устроить дочь лаборанткой на одну из кафедр мединститута, где Нина и работала, не проявляя, впрочем, особого рвения к своему делу. Подобно героиням любимых житий святых, Нина знала только три дороги - в храм, на работу и, поздним вечером, домой. Замуж Нина так и не вышла, поскольку ей хотелось непременно стать либо женой священника, любо монахиней, а все остальные варианты ее не устраивали.
За годы своего пребывания в Церкви она прочла очень много духовных книг, и выучила почти наизусть Евангельские тексты, так что в неизбежных в приходской жизни спорах и размолвках доказывала собственную правоту, разя наповал своих противников «мечом глаголов Божиих». Если же человек отказывался признать правоту Нины, то она сразу же зачисляла такого в разряд «язычников и мытарей»… Тем временем Татьяна Ивановна старела и все чаще о чем-то задумывалась.
Иногда Нина находила у нее в сумке брошюрки и листовки, которые ей, по-видимому, вручали на улице сектанты-иеговисты. Нина с бранью отнимала у матери опасные книжки, и, называя ее «сектанткой», на ее глазах рвала их в мелкие клочья и отправляла в помойное ведро. Татьяна Ивановна безропотно молчала.

Страданиям Нины, вынужденной жить под одной крышей с неверующей матерью, пришел конец после того, как Татьяна Ивановна вышла на пенсию и все чаще и чаще стала болеть. Как-то под вечер, когда Нина, вернувшись из церкви, уплетала сваренный для нее матерью постный борщ, Татьяна Ивановна сказала дочери:
- Вот что, Ниночка. Я хочу оформить документы в дом престарелых. Не хочу больше мешать тебе жить. Как ты думаешь, стоит мне это сделать?
Если бы Нина в этот момент заглянула в глаза матери, она бы прочла в них всю боль исстрадавшегося материнского сердца. Но она, не поднимая глаз от тарелки с борщом, буркнула:
- Не знаю. Поступай, как хочешь. Мне все равно.

Вскоре после этого разговора Татьяна Ивановна сумела оформить все необходимые документы и перебралась на житье в находившийся на окраине города дом престарелых, взяв с собой только маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Нина не сочла нужным даже проводить мать. После ее отъезда она даже испытывала радость - ведь получалось, что Сам Господь избавил ее от необходимости дальнейшего житья с нелюбимой матерью. А впоследствии - и от ухода за ней.

После того, как Нина осталась одна, она решила, что теперь-то она сможет устроить собственную судьбу так, как ей давно хотелось. В соседней епархии был женский монастырь со строгим уставом и хорошо налаженной духовной жизнью. Нина не раз ездила туда, и в мечтах представляла себя послушницей именно этой обители. Правда, тамошняя игумения никого не принимала в монастырь без благословения прозорливого старца Алипия из знаменитого Воздвиженского монастыря, находившегося в той же епархии, в городе В. Но Нина была уверена, что уж ее-то старец непременно благословит на поступление в монастырь. А может даже, с учетом ее предыдущих трудов в храме, ее сразу же постригут в рясофор? И как же красиво она будет смотреться в одежде инокини - в черных ряске и клобучке, отороченном мехом, с длинными четками в руке - самая настоящая Христова невеста… С такими-то радужными мечтами Нина и поехала к старцу, купив ему в подарок дорогую греческую икону в серебряной ризе.

К изумлению Нины, добивавшейся личной беседы со старцем, он отказался ее принять. Но она не собиралась сдаваться, и ухитрилась проникнуть к старцу с группой паломников. При виде старца, Нина упала ему в ноги и стала просить благословения поступить в женский монастырь. Но к изумлению Нины, прозорливый старец дал ей строгую отповедь:
- А что же ты со своею матерью сделала? Как же ты говоришь, что любишь Бога, если мать свою ненавидишь? И не мечтай о монастыре - не благословлю!

Нина хотела было возразить старцу, что он просто не представляет, каким чудовищем была ее мать. Но, вероятно, от волнения и досады, она не смогла вымолвить ни слова. Впрочем, когда первое потрясение прошло, Нина решила, что старец Алипий либо не является таким прозорливым, как о нем рассказывают, либо просто ошибся. Ведь бывали же случаи, когда в поступлении в монастырь отказывали даже будущим великим святым…

…Прошло около полугода с того времени, когда мать Нины ушла в дом престарелых. Как-то раз в это время в церкви, где пела Нина, умерла старая псаломщица - украинка. Соседи умершей принесли в храм ее ноты и тетрадки с записями Богослужебных текстов, и настоятель благословил Нине пересмотреть их и отобрать то, что могло бы пригодиться на клиросе. Внимание Нины привлекла одна из тетрадок, в черной клеенчатой обложке. В ней были записаны колядки - русские и украинские, а также различные стихи духовного содержания, которые в народе обычно называют «псальмами». Впрочем, там было одно стихотворение, написанное по-украински, которое представляло собой не «псальму», а скорее, легенду. Сюжет ее выглядел примерно так: некий юноша пообещал своей любимой девушке исполнить любое ее желание. «Тогда принеси мне сердце своей матери», - потребовала жестокая красавица. И обезумевший от любви юноша бестрепетно исполнил ее желание. Но, когда он возвращался к ней, неся в платке страшный дар - материнское сердце, он споткнулся и упал. Видимо, это земля содрогнулась под ногами матереубийцы. И тогда материнское сердце спросило сына: «ты не ушибся, сыночек?»

При чтении этой легенды Нине вдруг вспомнилась мать. Как она? Что с ней? Впрочем, сочтя воспоминание о матери бесовским прилогом, Нина сразу же отразила его цитатой из Евангелия: «…кто Матерь Моя?…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и Матерь». (Мф. 12. 48, 50) И мысли о матери исчезли так же внезапно, как и появились.

Но ночью Нине приснился необычный сон. Будто кто-то ведет ее по прекрасному райскому саду, утопающему в цветах и усаженному плодовыми деревьями. И Нина видит, что посреди этого сада стоит красивый дом, или, скорее, дворец. «Так вот какой дворец Господь приготовил для меня», - подумалось Нине. И тогда ее спутник, словно читая ее мысли, ответил ей: «нет, это дворец для твоей матери». «А что же тогда для меня?» - спросила Нина. Но ее спутник молчал… И тут Нина проснулась…

Виденный сон смутил ее. Как же это Господь после всего того, что ради Него сделала Нина, не приготовил ей соответствующего ее заслугам перед Ним дворца в раю? И за что же такая честь ее матери, неверующей и даже некрещеной? Разумеется, Нина сочла свой сон вражиим наваждением. Но все-таки любопытство взяло верх, и, прихватив с собою кое-каких гостинцев, она отпросилась у настоятеля и поехала в дом престарелых навестить мать, которую не видела уже полгода.

Поскольку Нина не знала номера комнаты, в которой жила ее мать, она решила начать свои поиски с медсестринского поста. Там она застала молоденькую медсестру, раскладывавшую в пластмассовые стаканчики таблетки для больных. К немалому удивлению Нины, на шкафу с медикаментами она заметила небольшую икону Казанской Божией Матери, а на подоконнике - книжку о блаженной Ксении Петербургской с торчащей закладкой. Поздоровавшись с медсестрой, Нина спросила ее, в какой комнате проживает Татьяна Ивановна Матвеева.

А Вы ее навестить приехали? - спросила медсестра. - К сожалению, Вы опоздали. Татьяна Ивановна умерла два месяца назад. Она достала какой-то журнал, и, найдя в нем нужное место, назвала Нине точную дату смерти ее матери. Но, видимо, при этом медсестре вспомнилось что-то значимое для нее, и она продолжала разговор уже сама:
- А Вы ей кто будете? Дочь? Знаете, Нина Николаевна, какая же Вы счастливая! У Вас была замечательная мама. Я у нее не училась, но много хорошего слышала о ней от ее учеников. Ее и здесь все любили. А умирала она тяжело - упала и сломала ногу. Потом пролежни пошли, и я ходила делать ей перевязки. Вы знаете, таких больных я никогда в жизни не видала. Она не плакала, не стонала, и каждый раз благодарила меня. Я никогда не видела, чтобы люди умирали так кротко и мужественно, как Ваша мама. А за два дня до смерти она попросила меня: «Галенька, приведи ко мне батюшку, пусть он меня крестит». Тогда я позвонила нашему отцу Ермогену, и он назавтра приехал и крестил ее. А на другой день она умерла. Если б Вы видели, какое у нее было лицо, светлое и ясное, словно она не умерла, а только заснула… Прямо как у святой.

Изумлению Нины не было передела. Выходит, ее мать перед смертью уверовала и умерла, очистившись Крещением от всех своих прежних грехов. А словоохотливая медсестра все продолжала рассказывать:
- А Вы знаете, она Вас часто вспоминала. И, когда отец Ермоген ее крестил, просила молиться за Вас. Когда она слегла, я предложила ей Вас вызвать. Но она отказалась: не надо, Галенька, зачем Ниночку затруднять. У нее и без того дел полно. Да и виновата я перед нею… И о смерти своей тоже просила не сообщать, чтобы Вы не переживали понапрасну. Я и послушалась, простите…

Вот что узнала Нина о последних днях жизни своей матери. Раздарив медсестре и старушкам из соседних комнат привезенные гостинцы, она отправилась домой пешком, чтобы хоть немного успокоиться. Она брела по безлюдным заснеженным улицам, не разбирая дороги. Но ее удручало вовсе не то, что теперь она лишилась единственного родного человека, а то, что она никак не могла смириться с тем, как же это Бог даровал такое прекрасное место в раю не ей, всю жизнь подвизавшейся ради Него, а ее матери, крестившейся всего лишь за сутки до смерти. И, чем больше она думала об этом, тем больше поднимался в ее душе ропот на Бога: «Господи, почему же ей, а не мне? Как же Ты это допустил? Где же Твоя справедливость?» И тут земля разверзлась под ногами Нины и она рухнула в бездну.

Нет, это было вовсе не чудо. Просто, погрузившись в свои думы, Нина не заметила открытого канализационного люка и упала прямо в зияющую дыру. От неожиданности она не успела ни вскрикнуть, ни помолиться, ни даже испугаться. Не менее неожиданным было то, что ее ноги вдруг уперлись во что-то твердое. Вероятно, это был какой-то ящик, кем-то сброшенный в люк и застрявший в нем. Вслед за тем чьи-то сильные руки ухватили Нину и потащили ее наверх. Дальнейшего она не помнила.
Когда Нина пришла в себя, вокруг нее толпились люди, которые ругали - кто мэрию, кто - воров, стащивших металлическую крышку люка, и удивлялись, как это Нина сумела выбраться наружу без посторонней помощи. Нина машинально заглянула в люк и увидела, как на его дне, глубоко-глубоко, плещется вода и торчит какая-то труба. А вот никакого ящика внутри нет и в помине. И тогда она снова потеряла сознание…

Ее отвезли в больницу, осмотрели, и, не найдя никаких повреждений, отправили домой, посоветовав принять успокоительное лекарство. Оказавшись дома, Нина приняла таблетку, предварительно перекрестив ее и запив святой водой, и вскоре погрузилась в сон. Ей приснилось, что она падает в бездну. И вдруг слышит: «не бойся, доченька», и сильные, теплые руки матери подхватывают ее и несут куда-то вверх. А потом Нина оказывается в том самом саду, который ей приснился вчера. И видит чудесные деревья и цветы. А еще - тот дворец, в котором, как ей сказали, живет ее мать. И рядом с этим дворцом, действительно, стоит ее мама, юная и прекрасная, как на фотографиях из старого альбома.

Ты не ушиблась, доченька? - спрашивает мать Нину.

И тогда Нина поняла, что спасло ее от неминуемой гибели. То были материнская любовь и материнская молитва, которая «и со дна моря поднимает». И Нина зарыдала и принялась целовать ноги матери, орошая их своими запоздалыми покаянными слезами.
И тогда мать, склонившись над нею, стала ласково гладить ее по уже седеющим волосам:

Не плачь, не плачь, доченька… Господь да простит тебя. А я тебе давно все простила. Живи, служи Богу и будь счастлива. Только запомни: «Бог есть любовь…». Если будешь людей любить и жалеть - мы встретимся снова и уже не расстанемся никогда. А этот дом станет и твоим домом.

Монахиня Евфимия (Елена Владимировна Пащенко) родилась 23 апреля 1964 г. в Архангельске в семье врачей. Окончила Архангельский медицинский институт по специальности «лечебное дело». После интернатуры работала терапевтом в Ширшинском доме ветеранов, затем окончила клиническую ординатуру. В настоящее время работает врачом-неврологом в поликлинике № 214 г. Москвы, а также трудится во благо Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского редактором и составителем православных календарей. Крестилась в октябре 1985 г. В ноябре 1993 г. в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре пострижена в рясофор с именем Елены, в ноябре 1996 г., там же - в мантию с именем Евфимии.

С 1990 по 2012 гг. . несла послушание чтеца-певчей в храме Святителя Мартина Исповедника (г. Архангельск), в течение шести лет вела там воскресную школу. В 2000 г. закончила Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ныне ПСТГУ) со степенью «бакалавр религиоведения».

В 1998 году состоялась первая публикация книги, с этого момента началась профессиональная писательская деятельность. В настоящее время произведения монахини Евфимии активно публикуют ведущие церковные и светские издательства России. В 2004 г. получила от ПСТГУ квалификацию «религиовед» по специальности «религиоведение».

В течение пятнадцати лет преподавала на епархиальных православных богословских курсах Историю Церкви, патрологию, сектоведение. Активно занимается миссионерской и научной деятельностью, является автором ряда работ по истории епархии. Неоднократно выступала на радио «Радонеж» и в лекториях книжных выставок как писатель. Продолжая работать врачом в поликлинике № 214 Департамента здравоохранения г. Москвы, с 2011 г. трудится редактором в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского.

Также монахиня Евфимия - автор многочисленных статей и рассказов, публиковавшихся в православной периодике: газетах «Воскресная школа», «Православная Москва», Архангельский Епархиальный Вестник, «Вера» (Эском); журналах «Православная беседа», «Славянка» и др.

Монахиня Евфимия (Пащенко) является плодотворным, разносторонним автором. Ее книги востребованы как у православных читателей, так и ценителей русской словесности, ищущих веру. Среди ее текстов и жития святых, и научные труды, и детская литература, и многие художественные произведения (повести и рассказы).

Монахиня Евфимия является одним из немногих православных писателей, активно сотрудничающих как с церковными издательствами (Издательство Сретенского монастыря, «Смирение», Издательство Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского), так и со светскими издательствами («Олма Медиа Групп», «Эксмо», «АСГ»), в связи с чем ее можно охарактеризовать как одного из выдающихся писателей-миссионеров нашего времени.

За свои труды на благо Русской Православной Церкви монахиня Евфимия награждалась архиерейской и Патриаршей грамотами.

Международный клуб православных литераторов "Омилия" в лице руководителя С.А. Коппел-Ковтуна выдвигает на соискание Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2016 г. монахиню Евфимию (Елену Владимировну Пащенко) автора многих книг (34 издания), написанных в разнообразных жанрах.


Монахиня Евфимия (Пащенко)

СБРОШЕННЫЙ ВЕНЕЦ

сборник рассказов

СБРОШЕННЫЙ ВЕНЕЦ

Когда‑то давно бабушка рассказывала мне сказку про синюю птицу счастья. О том, как двое (сейчас уже не помню точно, детей или взрослых) долго искали ее по всему свету, да так и не нашли. А потом оказалось, что птица счастья жила не где‑то в чужих краях, а в их доме. Только они, гоняясь за своей мечтой, не догадывались, что все это время счастье было рядом… Конечно, это только сказка. Но разве не бывает так, что и мы, подобно ее героям, долгие годы безуспешно ищем свое счастье. Вернее, ищем то, что считаем счастьем. И виним Бога в том, что никак не можем заполучить его. А потом однажды вдруг узнаем, что, потратив жизнь на погоню за выдуманной нами «синей птицей», мы упустили свое настоящее счастье. Почему? Да потому, что лишь глазами веры, смирения и той любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего…» (1 Кор. 13. 4-5) можно увидеть, где находится настоящее счастье, уготованное нам Богом.

В недавние времена в поликлинике одного северного города работали два молодых врача – юноша и девушка. Девушку звали Надей. Хотя она всегда требовала от коллег, чтобы ее называли исключительно Надеждой Георгиевной. Надя была невропатологом, или, как теперь называются врачи этой специальности – неврологом. А юношу звали Степаном Андреевичем, хотя чаще всего коллеги называли его Степой, и он не обижался на это. Степа был участковым педиатром – и прием вел, и на вызова ходил. Несмотря на то, что Степа работал врачом всего лишь год, и коллеги, и родители его маленьких пациентов считали его хорошим специалистом. Потому что был он доктор внимательный, добрый и безотказный. А еще удивительно легко умел находить общий язык с больными детишками, так что даже самые боязливые из них, плачущие уже только при одном виде белого халата, нисколько его не боялись.

Надя со Степой были однокурсниками. Поэтому дружили. Или, скорее, были просто давними приятелями, ничем не обязанными друг другу. По крайней мере, так считала Надя. Потому что Степа был парнем, как говорится, «не ее романа». Он не отличался красотой. Более того, после перенесенной в детстве болезни ходил, подволакивая ноги. Степа был заядлым книгочеем, но не кичился своим умом и знаниями и держался очень скромно. И одет он был тоже очень скромно, пожалуй, даже бедно, потому что со студенческих лет ему пришлось стать кормильцем часто болевшей матери и младшего братишки–школьника, и подрабатывать в больнице - сначала санитаром, потом медбратом. И мобильного телефона и компьютера у Степы тоже не было. С учетом всего этого, Надя считала, что в Степе нет ничего, достойного ее внимания, и держалась с ним достаточно холодно, снисходя до общения с ним, и только.

Однако Степа, судя по всему, смотрел на их дружбу совершенно иными глазами. Он радовался встречам с Надей. После Богослужений (и Надя, и Степа были прихожанами городского собора) он провожал ее до автобусной остановки. На именины, дни рождения и праздники Степа дарил Наде подарки. Но Надю они только раздражали. Ей хотелось совсем не таких подарков. Если бы Степа подарил ей золотое колечко с молитвой, или, на худой конец, хотя бы серебряное, а еще лучше – мобильный телефон или плейер, чтобы слушать церковную музыку, такому подарку она бы порадовалась. А он дарил ей мягкие игрушки, цветы, а то и еще хуже – книги. Степа явно питал слабость к поэзии и дарил Наде томики стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, красиво изданные и почти новенькие с виду. Но она знала, что эти книжки Степа покупал в букинистическом магазине, поскольку новые книги были ему не по карману. Чаще всего Степины подарки она засовывала на антресоли или в кладовку, а то и вовсе выбрасывала, злясь на Степу–недотепу, которому явно не хватало ни ума, ни денег, чтобы подарить ей что‑нибудь получше. Например, однажды на день Ангела Нади он подарил ей сборник лирики русских поэтов Х1Х века. И надо же было случиться, что когда Надя, придя домой, наугад раскрыла подаренную книжку, ей открылось вот такое стихотворение:

Бедный друг! Истомил тебя путь,

Темен взор и венок твой измят,

Так войди же ко мне отдохнуть.

"То, что Бог есть, я знала еще маленькой девочкой, - говорит матушка Евфимия, - он был для меня как родитель - кто-то добрый и в то же время строгий, наблюдающий за мной, за тем, какие поступки я совершаю. И каждый раз после какой-то детской шалости я чувствовала свою вину перед НИМ". Мы разговариваем в ее квартире, в старом доме в центре города. Обстановка "кельи" монахини в миру не совпадает с тем образом, что сложился у меня благодаря книгам и телевизору. Просторная комната, минималистичная, но вполне уютная обстановка - кровать, книжный шкаф, тумбочка с магнитофоном, гора дисков с классикой и духовной музыкой. И иконы. Они занимают целую стену. Это и еще одно - специальный столик для молитвослова, напоминают о том, кто здесь живет.
К разговору со мной матушка Евфимия подошла очень строго и скрупулезно. Как сама призналась, долго что-то набрасывала на бумаге, готовилась. "Не могу отвыкнуть, филологическое образование дает о себе знать", - оправдывалась она.
"Мое детство можно разделить на две части - до ареста отца и после, - продолжает рассказ матушка. - До - это тихий московский дворик, множество друзей, беззаботное счастье, а после...". Что такое репрессии и чем может обернуться советское коммунальное благополучие, тогда узнали многие семьи. И маленькой Свете (так звали матушку Евфимию в ее мирской жизни) мир тогда перестал казаться безоблачным. Возможно, поэтому в юность она вошла достаточно своенравной и независимой особой. Еще студенткой познакомилась с будущим мужем, и вскоре на свет появился сын.
Но семья не смогла жить вместе. Светлану не минула судьба многих женщин - не сложились отношения со свекровью. "Я не умела, не знала, как быть в такой ситуации, и самым лучшим мне показалось отпустить мужа к матери, раз она не давала нам жить вместе. Сейчас я понимаю - это было трагической ошибкой, - размышляет матушка Евфимия. - Нельзя было отталкивать его, несмотря ни на что. У каждого свой крест. Этот - был мой, и я должна была его нести. С креста ведь нельзя сойти, с него только снимают. А я сошла...".
Так и жила молодая семья - редкими встречами. А потом, когда сыну исполнилось уже 13, одна из затянувшихся разлук прервалась известием - муж погиб. Тот момент матушка Евфимия считает переломным в своей жизни: "Стоя на краю могилы, я очень многое осознала, но не пожелаю этого никому. Часто наблюдая, какие ошибки совершают молодые женщины, обращающиеся ко мне за советом, мне так и хочется крикнуть им: вам что, тоже надо у свежевырытой могилы постоять?".
Друзья пытались помочь Светлане выкарабкаться из тяжелейшего душевного кризиса. Неожиданно для нее самой лучшей помощью стало Евангелие, "на всякий случай" подаренное неверующей подругой. "Это удивительная книга, - говорит матушка Евфимия, - я вам это как филолог говорю. Филологам часто приходится анализировать литературные произведения, и я на примере классиков литературы могу вам подробно расписать, как одна тема в произведении перетекает в другую, где проходят эти границы. Но, поверьте мне, в Евангелии нет границ! Читать его - все равно что дышать". Подруга, подарившая книгу, поражалась происходящим в Светлане изменениям. "Тогда она смотрела на меня скептически, а теперь тоже приняла крещение и работает секретарем в одном из московских монастырей". В том самом, в который пришла вслед за набожной подругой. Но первым на тернистый путь воцерковления ступил сын Светланы.

Если ты есть...

Отец Александр - так теперь называет своего сына, настоятеля одного из саратовских храмов, матушка Евфимия. Имя мы изменили, Епископ Саратовский и Вольский не дал благословения на разглашение всех тайн этой необычной семьи.
Путь человека к осознанию веры как неотъемлемой части существования всегда сложен и состоит из множества ощущений и событий. Матушке Евфимии запомнилось одно из таких. "Сын рос очень болезненным мальчиком, - рассказывает монахиня. - Врач считал это следствием его тонкой душевной организации и посоветовал мне неожиданное лекарство - завести собаку. Пришлось согласиться - а куда было деваться? Отец Александр так привязался к псу! Эта овчарка стала для нас настоящим другом и полноценным членом семьи". Но, к сожалению, собаки не меньше чем люди подвержены трагическим случайностям. Однажды, по дороге на прогулку, любимец семьи сунул нос в крысиный яд кем-то оставленный на лестничной площадке. И сразу же слег. Вывод ветеринаров был коротким и безнадежным - мышьяк. Яд вызывает массовые кровотечения. "Внутренности у вашего пса уже превратились в кровавое месиво", - говорили врачи. "В тот момент, - вспоминает матушка Евфимия, - отец Александр впервые обратился к Богу с прямой, искренней просьбой: "Если ты есть, спаси мою собаку!". Так поступают люди, когда жизнь загоняет их к самому краю, и еще дети, не утратившие ощущения прямого общения с Богом. "Объективно - надежды на выздоровление собаки не было, но была неожиданно пришедшая вера, - говорит матушка. - И чудо произошло - пес, вопреки всему, пошел на поправку. После этого отец Александр стал часто посещать церковь, а когда учился в институте, был уже постоянным прихожанином близлежащего храма".
Воцерковление сына Светлана, пересмотревшая многие свои взгляды, воспринимала как естественный ход вещей: "Мы вспоминали, как однажды, когда он был маленьким и спросил меня: "А зачем люди верят в Бога?", я с присущим мне тогда максимализмом ответила: "Так поступают только слабые люди". После всего произошедшего это вызывало у нас только улыбку. Эта "слабость" позволила выжить нам, дала возможность помогать многим нуждающимся в поддержке людям".
И все же решение сына стать монахом, как и для любой матери, оказавшейся на ее месте, стало для Светланы очередным испытанием. "Перед постригом сын сказал мне: не держи меня, отпусти, иначе и тебе, и мне будет трудно. А потом, когда я уже приходила к нему, когда ощутила эту атмосферу, дух монастыря и его братии, я вдруг вспомнила, как отец Александр говорил мне в детстве: "Мама, я хочу, чтобы был такой дом, где бы жили все, кого мы любим". И я поняла - он нашел тот дом, который не могли дать ему я, отец, бабушка из-за наших мелочных ссор и обид".

Вслед за сыном

Вся жизнь матушка Евфимии доказывает: она из породы тех самоотверженных русских матерей, что беззаветно отдаются своим детям. Именно такая всепоглощающая любовь к сыну не дала ужиться со снохой матери ее мужа. Такой могла бы стать и Светлана, но жизнь сложилась иначе. "Вы спрашиваете меня, как я решила стать монахиней? - удивляется матушка Евфимия. - Как можно такое решить? Вся моя жизнь была той дорогой, которая привела меня к постригу. Я просто поняла - иного выхода для меня быть не может". К тому времени жизнь будущей матушки была уже тесно связана с монастырем, куда поступил ее сын: помогала братии - готовила, консервировала, шила. Всегда быть там, где сын, - иной участи она не могла себе просить. А когда решение принять постриг созрело, поехала в Троице-Сергиеву лавру, к братскому духовнику, архимандриту Кириллу (Павлову) за благословением. "Мы поехали вместе с отцом Александром, встали в огромную очередь к одному из священников. Я, пока стояла, все думала, как же мне задать ему вопрос? Но сначала подошел отец Александр, а когда настала моя очередь, священник только улыбнулся - в постриг, в постриг! Вот так все и решилось. Моя жизнь в миру, а не в монастыре была благословлена тогда же...".
Но монашеская жизнь готовила матушке Евфимии свои испытания. "В монастыре, где жил сын, я предложила свою помощь в издательском деле, ведь я филолог, но настоятель сказал мне: идите помогите в трапезной, - рассказывает матушка Евфимия, улыбаясь своей тогдашней горделивости. - Уже потом мне доверили редактировать, писать, а сначала в трапезной поработала". Определенную эволюцию прошло и внутреннее сознание монахини. Вряд ли когда-нибудь становилось предметом исследования психологов, что происходит в душе у человека, решившего уйти из мира и надеть монашескую рясу. Для обретшей внутренний мир матушки Евфимии самым сложным было найти свое место в жизни, понять предназначение своего необычного статуса - монахини в миру. Ведь постриг в русском сознании неразрывно связан с образом аскета, живущего в стенах монастыря, вдали от людей, соблазнов и суеты. "И Бог дал мне знак, показывающий, в чем мое предназначение, - уверена она. - Однажды я поехала в Покровский женский монастырь - душа позвала. Там покоятся мощи святой Матроны - очень любимой и почитаемой москвичами. Когда оказалась там, ко мне стали подходить люди, посетители обители, что-то спрашивать. И вдруг все стало кристально ясно. Я поняла, в чем состоит служение монахини в миру. Позже моим послушанием стала помощь людям - делом, беседой, советом". Пожалуй, единственным человеком, к сердцу которого матушка Евфимия пока так и не смогла найти подход, это ее свекровь. "У каждого свой путь к вере", - отвечает она сама себе на вопрос "Почему?". Теперь этот крест уже не кажется ей таким невыносимым.

Матушка Евфимия всегда старалась быть там, где ее сын. И когда отец Александр был назначен настоятелем храма в Саратове, поехала вместе с ним, не жалея оставить Москву, где родилась и прожила всю жизнь.
И несмотря на то, что наш провинциальный город поначалу казался коренной москвичке неуютным - "очень грязно", - матушка Евфимия на свою жизнь не жалуется: "Вот только ногу этой зимой сломала на гололеде - но это, видно, за мои грехи". Заговорившись со мной, матушка вдруг спохватилась: "Сейчас же братья придут обедать!" - и кинулась на кухню. И тут мы вдруг вспомнили, что совсем забыли поговорить о главной теме - роли женщины в православии. "Напишите так, - предложила матушка, помешивая щи, - самое главное для женщины - это ее семья, многие сейчас об этом забывают. Или хотите, я вам что-нибудь набросаю потом?". Но я не стала заставлять женщину сидеть над бумагой и что-то писать. Нужно ли это?

Краткая биография:

Родилась в г. Архангельске в 1964 г., в семье преподавателей Архангельского мединститута; в 1987 г. закончила Архангельский мединститут (АГМИ, ныне СГМУ), работала терапевтом в доме престарелых, затем, с 2000 г., работает неврологом (в настоящее время - в одной из поликлиник г. Москвы). Жила до 2012 г. - в Архангельске, в настоящее время - в г. Домодедово Московской области.
В 1981 г. закончила курсы рабкоров при редакции областной газеты «Правда Севера». С того же времени публиковалась в областной газете «Северный Комсомолец». Затем, с 1985 г., опубликовала ряд статей и рецензий в журнале «Детская литература», за одну из которых («Путь к былине» (о переложениях древнерусских былин для детей) - удостоена премии). Участник Всесоюзного семинара молодых критиков детской и юношеской литературы (Москва, 1985 г.).
Автор ряда научных работ по геронтологии Европейского Севера России и краеведению.

Номинант Патриаршей литературной премии (2016 г.)

Крестилась в 1985 г., с 1986–2012 г. несла послушание чтеца-певчей в Соломбальском храме Свт. Мартина Исповедника.

Постриг в рясофор - 1993 г., в мантию - в 1996 г. В 2000 г. закончила Свято-Тихоновский Богословский институт (заочно).

  • «Очерки о храмах и монастырях г. Архангельска» (Архангельск, 1998),
  • «Женские монастыри Архангельской губернии» (Архангельск, 1999),
  • «Особенности социальной структуры и социальной деятельности Сурского монастыря» (Архангельск, 2003),
  • «Сказания о святых подвижниках Архангельской земли» (Архангельск, 2002; переиздание - 2009 г.); ранние издания этой книги: «Архангельский Патерик» (2000) и «Новый Архангельский Патерик» (2001), «Под покровом Святителя Николая» (Архангельск, 2005);
  • «Обитель на белом море» (житие Преп. Савватия Соловецкого) (Архангельск, 2008),
  • «Память его да будет незабвенна…» - повесть о Священномученике Иларионе (Троицком) (М., Изд-во Братства Свт. Игнатия Ставропольского, 2011);
  • «Очерки из жизни православных северных женских монастырей сер. ХIХ - нач. ХХ вв. (Архангельск, 2007),
  • сборники рассказов и сказок - «Пепел и Крест» (Архангельск, 2008),
  • «До Последнего Суда» (Архангельск, 2010),
  • «Храм неразрушимый» (М., Изд-во Сретенского монастыря, 2010),
  • «Тайна Владыки Петра» (М., «Смирение», 2011),
  • «Христианами не рождаются» («Смирение», 2013);
  • «Оптинские яблони» - повесть о преподобном Амвросии Оптинском (М., Изд-во сестричества Свт. Игнатия Ставропольского, 2001, переиздания - 2012, 2014, 2017 гг.),
  • «Мальчик с бабушкиной иконы» - повесть о праведном отроке Артемии Веркольском (М., Изд-во сестричества Свт. Игнатия Ставропольского, 2011; переиздание 2014 г.),
  • «Сибирский праведник» - повесть о праведном Феодоре Томском (М., Изд-во сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2011),
  • «Тайна соловецкого послушника» - повесть о преподобном Зосиме Соловецком (М., Изд-во сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2011, с иллюстрациями И. Голуб; переиздание - 2014 г. с иллюстрациями А. Подивилова),
  • «Не в силе Бог, а в правде» - повесть о благоверном князе Александре Невском (М., Изд-во сестричества Свт. Игнатия Ставропольского, 2012),
  • «Патриарх христиан умрет мучеником...» - повесть о Священномученике Григории, Патриархе Константинопольском (Изд-во сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2013);
  • «Рождественская святая» (повесть о святой мученице Евгении) (Изд-во сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2013);
  • «Служитель тайны Рождества Христова» (повесть о праведном Иосифе Обручнике (Издательство сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2013);
  • «Как бычок и ослик встретили родившегося Христа» (Издательство Братства Свт. Игнатия Ставропольского, 2013; переиздания 2015, 2016, 2017, 2019 гг.);
  • «Великий креститель Руси» (повесть о святом равноапостольном князе Владимире) (издетельство сестричестства Свт. Игнатия Ставропольского, 2014);
  • «Архиерейский дар» и «Христианами не рождаются» (Alrasfera-publishing, 2012),
  • сборники рассказов «Возвращение чудотворной» («Олма-Медиа, 2013);
  • «Яблони старца Амвросия и другие непридуманные истории» ((АСТ, 2014) в 2016 г. фондом "Предание" записана аудиокнига "Яблони старца Амвросия" в авторской читке);
  • «Приключения врача или христианами не рождаются» («Олма-Медиа», 2014), переиздание "Воскресение", 2017 г.
  • «История одной монахини» («Олма-Медиа», 2014); «Отвергнутое счастье» («Олма-Медиа», 2014);
  • «Жизнь в дар Младенцу Христу» (повесть о Священномученике Никодиме Белгородском) (Издательство сестричества Свт. Игнатия Ставропольского, 2014).
  • «Драма из приходской жизни» («Олма-Медиа», 2015)
  • «Испытание чудом» («Эксмо», «Воскресение», 2015)
  • «Тайны монастырей. Жизнь в древних женских обителях» («Эксмо», «Воскресение», 2015)
  • "Записки из преисподней. О страстях и искушениях" ("Эксмо", 2016). Переработанное и дополненное издание - "Письма русского Баламута" (АСТ, 2019).
  • "Свой человек на небесах" (АСТ, 2016)
  • Ты прости меня за все. Рассказы о чудесах веры и любви (сборник) ("Ковчег", 2017 г. - опубликованы три рассказа "Рабам земли напомнить о Христе", "Марфа", "Вопреки статистике")
  • "Прости меня, Ксения" ("Рипол", 2019)

Основные источники публикации:
«Омилия», «Славянка», «Православная Беседа», собственный канал на "Ютуб" - "Сказки Евфимии"

Страна: Россия