Проблемы трудоустройства молодежи в амурской области. Молодежная безработица: проблемы и пути решения

Судя по статистике, шансы найти быстро рабочее место у наших молодых людей высоки: в мае молодежная безработица составила 6,2%. У нас она снижается: еще в феврале было 7,6%. Для сравнения: общемировая цифра больше почти в два раза. И, согласно прогнозам Международной организации труда, доля нетрудоустроенной молодежи на планете будет расти. Отчасти виной тому - структурные изменения в глобальной экономике. В ряде стран, где статистика схожа с нашей, правительства уже разрабатывают госпрограммы, направленные на помощь выпускникам в трудоустройстве. Как дела обстоят у нас?

На Кировщину Владислав Кулакевич приехал трудиться из Гомеля: выпускнику специальности “Музейное дело, охрана историко-культурного наследия” Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины ради работы по распределению пришлось сменить крупный областной город на тихий райцентр. Рабочее место - Жиличский исторический комплекс-музей - и вовсе расположен на территории, где даже телефонная связь ловит с перебоями. Впрочем, на этом минусы заканчиваются. Со всеми бытовыми вопросами Владиславу помогли местные власти:

- Вопрос с жильем решился сразу - мне предоставили место в общежитии местного колледжа. Сейчас, правда, я снимаю квартиру. Приняли меня очень хорошо - я был желанным молодым специалистом. До этого несколько лет музей отправлял заявки, но никто не приезжал.

Отработав два года научным сотрудником, Владислав решил остаться. Сюда же привез жену, свою одногруппницу. Ради переезда она оставила работу в школе, зато теперь супруги работают вместе: Виктория - хранитель фондов, а Владислав получил повышение - уже год он занимает должность директора музея:

- В крупном городе вряд ли у нас получилось бы так же. Переезжать не планируем - зачем? Пока все нравится, будем работать.

Впрочем, не у всех карьера после окончания учебы складывается столь удачно. Минчанин Вячеслав окончил платное отделение факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета три года назад. До сих пор на постоянную работу не устроился:

- Я еще во время прохождения практики понял, что выбранная специальность не моя. После выпуска решил заниматься интернет-маркетингом. Но без опыта устроиться в штат практически невозможно.

Официальное трудоустройство охотно предлагали разве что на неквалифицированные специальности: Вячеслав успел поработать и мерчендайзером, и охранником. Что же касается интернет-маркетинга, новичку готовы были давать разве что пробные заказы. И за редким исключением строились они на устных договоренностях, рассказывает парень:

- Бывало, мне не оплачивали работу. Нередкая история - заплатили меньше, чем оговаривалось изначально.

По данным Международной организации труда, в прошлом году число не имеющих работы молодых людей в мире приблизилось к 71 млн человек. При этом, согласно мировой статистике, 75% работающих молодых женщин и мужчин трудятся на условиях неформальной занятости. А еще, например, в ЕС с молодыми людьми в 43% случаев заключаются временные контракты. В результате стоит задача не только создавать рабочие места для молодежи, но и обеспечить ей качественную и достойную занятость. Академический директор Центра экономических исследований БЕРОК Катерина Борнукова говорит:

- Существует большое количество исследований, которые показывают, что люди, выходящие на рынок труда в период экономической депрессии, в целом менее успешны в карьере, потому что у них был не очень удачный старт. Поэтому важно, чтобы молодые люди могли изначально занять такие рабочие места, где они смогут развивать свои навыки. Тем более это очевидно сегодня, когда пропасть между академическими знаниями и требованиями рынка растет.

В Беларуси среди тех, кому 20-24 года, в мае безработица составила 9%, 25-29 лет - 4,8%. В то время как, согласно данным Исследовательского центра Европарламента, уровень безработицы среди молодежи в Греции - 43%, в Испании - 36%, в Италии - 31,5%. Впрочем, пока в южных регионах Евросоюза цифры бьют рекорды, например, в Германии показатель всего 6,6%. Добиться этого стране удалось, стимулируя частичную занятость и сокращенный рабочий день.

Вопросами занятости молодежи сегодня обеспокоены многие страны. Например, правительство Южной Кореи на решение этих задач выделило из бюджета почти 3,69 млрд долларов: большую часть суммы направят на налоговые льготы при найме в качестве новых постоянных работников в маленькие фирмы. Здесь надеются, что эти меры позволят снизить молодежную безработицу до отметки ниже 8% к 2021-му, в то время как в конце прошлого года она была 9,2%.

У нас одна из ключевых мер в профилактике молодежной безработицы - распределение выпускников, говорит депутат Палаты представителей Валерий Бороденя:

- Как бы ни критиковали распределение, это система государственных гарантий первого рабочего места, и она очень неплохо работает, особенно с учетом того, что наши граждане склонны получать высшее образование, даже когда на самом деле это может быть им не совсем нужно.

Помимо работы, причем, что немаловажно, по специальности, молодые специалисты получают ряд бонусов. Среди них - закрепленный законодательством 31-дневный отдых (педагогам - 45 календарных дней), компенсации в связи с переездом на работу в другую местность и даже денежная помощь. Другой вопрос - как быть с теми, кто направления не получил? Опять же, в плане занятости у нас делается немало: к примеру, зарегистрировавшимся в качестве официальных безработных, помимо вакансий, могут предложить пройти переобучение, оказать помощь в переезде, а также предоставить субсидию на открытие своего дела. Помимо этого, в каждом районе в рамках реализации Декрета № 1 действуют комиссии по трудоустройству, которые активно сотрудничают с нанимателями - здесь тоже можно получить помощь в поиске работы. Есть и другие варианты. Валерий Бороденя рассуждает:

- Мне кажется, мы должны делать ставку на предпринимательские способности юных граждан - молодые люди будут создавать конкурентоспособный бизнес, генерировать инновационные идеи. Показательный факт: большинство сотрудников компаний ПВТ - молодежь. Нам нужно сохранить то хорошее, что уже есть, и развивать новое.

Катерина Борнукова считает, что в вопросе борьбы с молодежной безработицей особое внимание следует уделить профилактическим мерам. Прежде всего налаживать связи между учреждениями образования и работодателями:

- Каждый факультет должен понимать, кого он выпускает, какие требования к работнику на рынке труда. Хотя ограничиваться этим нельзя: образование, прежде всего университетское, должно быть академичным, давать больше, чем того требует рынок труда, поскольку рынок труда изменчив. Но на Западе представители крупных компаний как минимум имеют право высказать ректорам университетов свое мнение о том, какие сотрудники им необходимы. Еще один немаловажный пункт - студенческая практика. Она должна быть не для галочки. Тогда молодой человек к окончанию вуза успевает попробовать свои силы на стажировках в 2-3 крупных компаниях. Даже если он не останется работать в одной из них, у него уже будет некоторый опыт работы.


Безработные в соответствии с рекомендациями МОТ - лица в возрасте 15-74 лет, которые в обследуемую неделю не имели работы (занятия, приносящего доход), но занимались ее поиском в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, и были готовы приступить в течение двух недель после. Учащиеся, студенты, пенсионеры учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Причины безработицы молодежи

В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой - реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить

образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Современный рынок труда характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в экономике страны сохраняется достаточно высокий процент безработицы, с другой - все более ощущается нехватка квалифицированных рабочих рук. Именно поэтому для обеспечения высокого темпа роста экономики проблеме улучшения качества трудовых ресурсов уделяется большое внимание. Немаловажную роль в выполнении этой задачи предстоит играть молодежи.

Уровень образованности населения в целом растет, причем достаточно быстро: резко увеличилось количество людей, получающих высшее образование, защищающих кандидатские, докторские диссертации. Однако профессиональных рабочих готовится очень мало. Фактически их нехватка уже превращается в ощутимый ограничитель экономического роста. Такое развитие событий аналитики связывают с тем, что подготовка кадров зачастую ведется без учета реальных потребностей работодателей. В настоящее время до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной специальности, а следовательно приобрести и повысить опыт работы.

Исследование, проведенное, в развитых странах показывают, что получение первой работы еще в школе или сразу по окончании, как правило, сильно влияет на перспективы занятости молодых людей. Положительный эффект «первая работа» со временем, по-видимому, ослабевает, но полностью не исчезает.

Отрицательные последствия безработицы на молодых людях сказываются не так сильно, как на взрослом населении, тем не менее, для них это определенный этап жизни, поэтому проблема заслуживает серьезного внимания. Молодежная безработица часто является причиной асоциального образа жизни, связанного с девеантным поведением.

Трудности, с которыми сталкиваются молодые люди в начале профессионального пути, за частую проистекают из - нестыковки между их нуждами и устремлениями, с одной стороны, и тем, что общество предлагает и требует от них - с другой. Для того чтобы разрешить это противоречие, молодежи следует создавать условия для самореализации, давать возможность вносить вклад в развитие общества. Результаты успешной адаптации молодежи на рынке труда зависят как от экономической ситуации и политики, проводимой государством, так и от усилий самих молодых людей, от их планирования собственной судьбы.

Среди проблем, стоящих пред современной молодежью, проблема трудоустройства занимает одно из первых мест. Государственная молодежная политика сегодня ориентирована на маргинальную часть молодежи, чтобы она хоть как-то выживала, не бунтовала. Это задача конъюнктурная, тактическая. И между тем ставка на молодежь - задача стратегическая, ибо сама молодежь - это стратегический ресурс нации.

Сегодня многие исследователи, особенно те, которые концентрируют свое внимание на проблемах молодежи в трудовой сфере, к этой категории относят молодых людей в возрасте 16-29 лет. Представляется, что в сегодняшних условиях необходимо снизить нижний предел молодежного возраста. Возраст является основным признаком при определении количества трудовых ресурсов на рынке труда. На сегодня начало трудовой деятельности - острая социальная проблема. В связи с большим отсевом учащихся из школ, незаинтересованностью в полном среднем образовании многие подростки оказываются «потерянными» в социальном отношении. 13-14-летние юноши и девушки не учатся, но и не имеют право работать. Вполне очевидно, что в этом плане требуется корректировка законодательства, надо, чтобы объективная реальность - снижение возраста вступления в трудовую жизнь получило правовое подтверждение.

Следует отметить, что в других странах нижний предел молодежного возраста нередко меньше 16. Он, как правило, коррелирует с началом трудовой жизни. К примеру, в США трудовая жизнь начинается в соответствии с законодательством с 14 лет, поэтому ученые относятся к молодежи юношей и девушек этого возраста.

В работах многих отечественных исследователей среди молодежи так же выделяются различные ее группы по критерию возраста. Это, безусловно, позволяет более объективно проанализировать проблемы молодого поколения на рынке труда. Социально-экономические проблемы, деловая активность, социальное самочувствие юноши 18-20-летнего возраста зачастую принципиально отличаются от аналогичных характеристик молодого мужчины в возрасте 22-25 лет, не говоря уже о поколении, приближающимся к среднему возрасту. Становление молодых рабочих, а так же представителей ряда профессий в сфере предпринимательства, делового администрирования (секретарь, менеджер по продаже и т.п.) зачастую заканчивается в 25 лет.

Анализируя проблемы молодежи на рынке труда по критерию возраста, целесообразно выделить 3 ее основные группы: до 20 лет, 20-25 лет, 26-29 лет. При изучении проблем юношей и девушек раннего возраста можно выделить в первой группе 3 подгруппы: до совершеннолетия; в период окончания школы (16-18 лет); первые годы после получения (основной массой молодежи) среднего образования, когда начинается послешкольное образование, делаются первые трудовые шаги. Что касается возрастных групп молодежи, то, руководствуясь вышесказанным, к молодежи следует относить молодых людей в возрасте 14-29 лет. Целесообразность определения верхней границы молодежи на уровне 29 лет подтверждается и тем, что, по данных ученых Института сравнительных исследований трудовых отношений, «медианное значение возраста, в котором осуществлено трудоустройство на последнюю работу, - 29 лет».

Молодежь - это большая внутренне дифференцированная общественная группа в возрасте от 14 до 29 лет, занимающая особое место в социально-экономической подсистеме общества, определяемая социальными и психологическими чертами молодых людей, их экономическим положением и социальным статусом, уровнем образования и профессиональной подготовки

Рынок труда как наиболее сложная составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Товаром на рынке труда является рабочая сила, на нем, как и на любом рынке, есть предложение, спрос, цена товара.

В литературе и на практике бытует мнение, что проблемы в трудоустройстве молодёжи объясняются её низкой конкурентоспособностью на рынке труда, обусловленной в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдаётся квалифицированным работникам. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии.

Причины высокого уровня безработицы юношей и девушек - в их меньшей конкурентоспособности, неподготовленности к экономическим отношениям, несоответствии профессиональной подготовки потребностям рынка, низкой мотивации к труду. Это утверждение справедливо только частично, по отношению только к той части молодёжи, которая обладает явным недостатком профессиональных знаний и практически не имеет навыков в работе. Если последние имеются, пусть и не в сопоставимой с более взрослыми степени, работодатели предпочитают молодых претендентов на свободное место.

Данные исследований, проведённых Научным центром социальных технологий АТ и СО при участии автора, свидетельствует, что и предпринимательском секторе отдают предпочтение молодым. Об этом говорят и наши наблюдения, беседы с работодателями и безработными. Следует подчеркнуть, что речь не только о фирмах, где идёт поиск знающих языки, компьютер и т.п. Тут явное преимущество имеет молодёжь.

У молодёжи преимущества и в сфере вторичной занятости. По данным учёных Института сравнительных исследований трудовых отношений, «дополнительную работу чаще имеют представители наиболее конкурентоспособных групп на ранке труда - мужчины, работники молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего».

Это вполне объяснимо. Освоение человеком такой стратегии поведения, как дополнительная работа, является следствием адаптационных (социокультурных) возможностей работника. Эта стратегия становится нормативно - приемлемой для личности, когда входит в систему её норм и ценностей. Именно эта социальная особенность характерна для молодого возраста.

Таким образом, нельзя говорить о низкой конкурентоспособности на рынке труда молодёжи в целом, требуется дифференцированный анализ различных групп молодёжи. В ряде регионов очень большая конкуренция в поиске работы. Значительная часть молодёжи при вхождении на рынок труда испытывает трудности, которые не знало предыдущее поколение. Не являются исключением и те, кто имеет высокий уровень образования, соответствующую профессиональную подготовку. Невостребованность молодых специалистов на рынке труда отрицательно сказывается, прежде всего, в области использования и подготовки работников инженерно - технического профиля. Экономисты, юристы, менеджеры, бухгалтеры (столь необходимые специалисты для рыночной экономики) никогда не заменят инженеров, технологов, конструкторов, строителей, агрономов, обеспечивающих производственный процесс реальной экономики. По мере выхода из кризиса общественное производство все больше будет в них нуждаться. На государственном и региональном уровнях необходимо разработать прогноз потребности в специалистах для различных сфер экономики и их подготовки в учебных заведениях. Должно быть обеспечено оптимальное соотношение в подготовке специалистов для различных сфер экономики и их подготовки в учебных заведениях. Должно быть обеспечено оптимальное соотношение в подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

К сожалению, только за последнее десятилетие по стране по стране закрыто 400 ПТУ. Зато увеличилось число техникумов. Открыто более тысячи колледжей, где обучают четыре года и выпускают бакалавров. Если в Советском Союзе рабочие кадры готовились в основном для промышленности, то сегодня профобразование постепенно переориентируется на сферу услуг. Но и это происходит очень медленно: среди тех, кто занят в сфере услуг, профессиональную подготовку имеют не более трех процентов.

По мнению специалистов, следует говорить не низкой конкурентноспособ - ности молодежи на рынке труда, а о том что молодежь на рынке труда - и вообще в социально-экономическом аспекте - является одной из наиболее уязвимых специальных групп. Положение усугубляется тем, что большинство молодых людей не знают о своих правах, имеют весьма слабые представления о том, кто и каким образом может и должен их защищать.

В сложившихся социально-экономических условиях молодежь испытывает особые трудности в трудоустройстве. Отсутствие требуемого работодателем стажа и опыта работы у молодых людей резко снижает их конкурентноспособость на рынке труда. Ежегодно значительная часть выпускников пополняет ряды армии безработных.

По мнению некоторых исследователей рынка труда, наши вузы заранее готовят безработных, особенно если учесть что большинство юношей и девушек практически не готовы к смене профессии. Положение усугубляется тем, что молодые люди, не могут показать работодателю активность желание работать, проявить личную инициативу.

Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

  • Фролова Светлана Александровна , студент
  • Российский Государственный профессионально-педагогический университет
  • Сайфидинов Бурхонидин , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА

В данной статье рассматривается такое понятие, как безработица, ее значение для самоопределения молодого специалиста. В статье представлены основные причины молодежной безработицы и ее связь с экономическими и политическими проблемами нашего государства. Так же представлены актуальные пути решения данной проблемы.

  • Совершенствование условий стимулирования природоохранной деятельности предприятия
  • Эффективность информационных технологий в ведении малого бизнеса

Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида. Работа также задает некоторый «социальный фон» жизни людей.

Актуальность данной темы заключается в том, что молодые люди - будущее нашей страны, и от стартовых возможностей их деятельности зависит интеллектуальный потенциал страны.

Огромное значение имеет правильно или нет сделан профессиональный выбор молодым человеком вчерашним выпускником школы, так как не всегда сразу и правильно каждый человек может самоопределиться, какой вид деятельности ему интересен.. Современный рынок труда достаточно разнообразен и может представить большое количество разнообразных профессий, не как в советское время, но в то же время люди, а особенно молодежь поставлены в более жесткие рамки, т.к. современная ситуация развития в нашей стране диктует свои условия.

Появляется противоречие: с стороны одной стороны есть профессионально обученные специалисты, желающие найти работу и реализовать свой интеллектуальный потенциал, с другой стороны - невостребованность их работодателями, и, как следствие, возникновение безработицы.

Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу. Это одна из самых важных социальных проблем.

Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.

Поэтому молодежь является маловостребованной групп на рынке труда в силу разных причин.

В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет.

Условно можно выделить три группы молодежи:

  1. Молодежь 16-18 лет (учащиеся школ или первых курсов профессиональных образовательных учреждений). Многие представители данной категории стремятся к получению работы, как правило, временной (краткосрочной), или к получению работы с сокращенным и удобным для них графиком.
  2. Молодежь 18-23(24) лет. Это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Данная категория так же не имеет достаточно навыков и профессионального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
  3. Молодежь 24-29 лет. Молодые люди, в основном, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но недостаточно большой. Они знают, что им интересно, зачастую имеют семью, и поэтому имеют высокие требования и амбиции к желаемой работе, что так же делает их конкурентоспособными на рынке труда, по сравнению с более опытными работниками.

Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Например отмена распределения выпускников учебных заведений, как гарантия занятости по специальности, что ставит молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющим опыт работы, где выпускник должен быть уметь доказать наличие у себя соответствующих знаний, умений и способностей, свою компетентность.
Меняется престижность профессий у молодежи. Раньше на первых местах были педагоги и научные работники, врачи и ученые. Позднее популярными стали профессии предпринимателя, коммерсанта, экономиста, менеджера, юриста.

В настоящее время степень участия молодежи на рынке труда зависит от политики, проводимой в сфере образования, от политики кадров на предприятиях, от степени развитости систем социального обеспечения, экономической конъюктуры. А что же лежит в основе молодежной безработицы?

Работа - та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи ее сегодняшнее материальное благосостояние. Увеличение численности безработных среди молодых людей, невостребованность их на рынке труда обуславливается рядом объективных причин.

Причины появления молодежной безработицы связаны:

  • с ростом общей численности безработных;
  • с банкротством значительной части государственных и частных предприятий;
  • с тем фактором, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства,
  • отсутствием у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства;
  • недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью в старших классах школы;
  • увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий (иностранные граждане) и падение престижа рабочих профессий;
  • слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих специалистов.
  • невостребованность молодых людей на рынке труда связана с тем, что значительная часть безработной молодежи стремится получить работу, соответствующую своей подготовке и высоко оплачиваемую, но не получает таковой, то есть по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы.

Безработным молодым людям, имеющим рабочие специальности, может быть предложена работа в первый же день обращения, тогда как трудоустройство молодежи, имеющей высшее и средне специальное образование, представляет большую сложность. На процесс трудоустройства молодых людей отрицательно сказывается низкая стоимость рабочей силы по многим профессиям, требующимся на рынке труда, например, плотник, газосварщик, водитель, продавец, сторож. В связи с ростом цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу.(1)

Сегодня большая часть подростков и молодежи - будущих соискателей на рынке труда - психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Так как в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. Отсюда однобокий взгляд молодежи на новые экономические условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!» встречается постоянно. Реклама типа «Вот бы так научится хорошо работать!» отсутствует. В конечном счете, у молодежи создается иллюзия легкого получения благ - минуя общественно-значимую деятельность.

Таким образом, причины молодежной безработицы состоят не только в социально-экономическом положении страны, но и в деформации в ценностных ориентациях молодежи, к ее психологической неготовности, неправильной мотивации (не стимулирующие молодежь к творческой активности и инициативности к новым формам самоутверждения в труде) .

Из всего вышесказанного можно предложить следующие пути решения молодежной безработицы:

Для студентов:

  1. Молодежи, вступающей на биржу труда, не следует завышать свои требования и претендовать на престижные профессии, не рассматривая при этом другие, которые могут дать хорошие стартовые возможности.
  2. Начинать работать на 3-4 курсе учебы в ВУЗе, чтобы к моменту выпуска из образовательного учреждения имелся опыт работы. Это так же помогает избавиться от завышенных ожиданий.
  3. Работать официально. Зачастую молодежь официально не имеет опыта работы потому, что работала, не трудоустраиваясь официально.
  4. Четко представлять, что им интересно, и анализировать, что необходимо рынку труда данного региона.
  5. Активная позиция. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.

Для государства:

  1. Необходимо обеспечить больше практики в образовательных учреждениях. Образование слишком сосредоточено на теории. Вузам быстро реагировать на современные требования.
  2. Партнерство вузов и работодателей.
  3. Государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.

Для работодателей:

  1. Отправлять новых работников на курсы повышения квалификации, тем самым доводя работника до необходимого для себя уровня.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что данная проблема была всегда актуальна, так как связана с реальными проблемами каждого социально активного человека, пытающего встать на путь профессионального самоопределения. Хорошо, если данная тема заинтересует студентов вуза до возникшей проблемы трудоустройства, что поможет ему избежать проблем и выбрать профессию по своим интересам, а в дальнейшем и быть реализованным в ней.

Список литературы

  1. Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости молодежи./Социс. № 2.2004 г.
  2. http://soc-work.ru/article/814

Исследуя проблему институционализации молодёжной политики невозможно не затронуть вопрос основных проблем молодёжи, решение которых является одной из основных задач молодёжной политики государства. Однако, прежде чем перейти непосредственно у определению основных проблем современной молодёжи, надо определить что же молодёжь представляет собой.

Также, стоит отметить, что молодёжь всегда была одной из наименее защищённых социальных групп общества. Это обусловлено тем, что представители данной социальной группы во многом находятся в определённой зависимости от чего либо. Наиболее молодые представители молодёжи ещё не достигли возраста, в котором закон ещё не позволяет иметь работы, или, полный рабочий день, что в свою очередь сказывается на материальном состоянии представителей молодёжи, делая их зависимыми от заработка семьи, или, в отсутствие таковой, от органов опеки. Также, молодёжь зависима от института образования, так как для получения высокооплачиваемой работы, требуется хотя бы среднее образование. Получающие же высшее образование, в большинстве своём, не имеют возможности устроится на высокооплачиваемую работу, что так же делает их зависимыми от семьи. Исходя из этого, можно сделать вывод, что молодёжь, имеющая проблемы с заработком и зависимая от институтов образования и семьи, представляет собой наиболее ущемлённую в правах социальную группу.

Наиболее актуальной проблемой молодёжи является проблемой трудоустройства, так как она затрагивает большую часть представителей молодёжи. Рынок труда молодёжи является чрезмерно насыщенным в силу того, что каждый год школы и университеты выпускают огромное количество молодых людей, нуждающихся в трудоустройстве. Однако, из-за низкой квалификации и отсутствия опыта, работодатели слабо заинтересованы в приёме на работу выпускников, не смотря на то, что молодёжь наиболее приспособлена к постоянной смене вида деятельности и обладает наибольшим потенциальном профессионального роста, что провоцирует проблему безработицы среди молодёжи.

Представители молодёжи в возрасте 14-18 лет, как уже говорилось, не имеют права получить работу с полным рабочим днём, а следовательно полным окладом. на данный момент более 80% молодых людей заработали свои первые деньги до достижения совершеннолетия. На первый взгляд ранняя трудовая деятельность должна формировать у молодых людей установку на труд и самостоятельность, однако так же это несёт в себе риск того, что работа повлияет на образовательный процесс, что не позволит получить должное образование, что означает низкий уровень квалификации. Однако, с учётом возраста данной группы, проблема безработицы не является для неё особенно острой, в отсутствии экстренных обстоятельств, вынуждающих молодых людей к трудоустройству.

Более актуальной эта проблема является для второй группы, то есть для молодых людей в возрасте 18-25 лет. Данная группа состоит в основном из молодых людей заканчивающих, или закончивших высшие учебные заведения, а так же отслуживших в армии. Представители этой группы стремятся трудоустроиться на постоянной основе в первый раз, не имея должной степени квалификации, ни рекомендаций, ни реального опыта, что делает их наименее конкурентоспособными. Более половины выпускников не могут устроиться на работу по специальности, что негативно влияет на дальнейшее профессиональное становление человека и определение жизненного пути.

Представители третьей группы, то есть молодые люди в возрасте 25-30 лет, обладают большей конкурентоспособностью, чем представители второй, в силу наличия рабочего опыта, а так же определённые представления о своём жизненном пути. Однако, не смотря на более высокую конкурентоспособность, проблема трудоустройства для представителей данной группы является наиболее актуальной, так как у большинства людей в этом возрасте уже есть семья, а так же высокие требования к месту работы. Затянувшаяся безработица для представителей этой группы может сказаться серьёзными социальными и психологическими проблемами, такими как: распад семьи, криминальная деятельность, алкоголизм и др.

Таким образом, можно увидеть, что основной причиной проблемы занятости среди молодёжи является низкая конкурентоспособность данной социальной группы. Подобная ситуация сложилась в результате резкого перехода на рыночную экономику, которая привела к полной отмене распределения выпускников на рабочие места. Исправиться ситуацию может лишь полный пересмотр аспектов экономической и социальной политики государства, связанных с этой проблемой, что может произойти при внесении данной проблемы в стратегию государственной молодёжной политики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Дискриминация молодежи на рынке труда

Социальные последствия безработицы

Заключение

молодежь безработица рынок труд

Введение

Социология--одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. 11 Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: «Инфра. М-Норма» 1998г. С. 256 На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения разбивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающийся за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком случае было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников - в заработной плате. 11 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 126

Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности.

Безработица: причины возникновения, сущность и виды

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление не только экономической жизни. В нашей стране безработица официально была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных росло очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

В наши дни безработица становится всё более распространённым элементом жизни современного общества, оказывающим влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остаётся в центре внимания и населения, и научной общности.

Весьма важно учитывать социальные аспекты. Ведь безработица влияет не только на материальное состояние членов общества, но и влияет, например, на здоровье общества. Так в книге Бреева А. «Безработица в современной России», которую я использовала при работе над курсовой, приведены статистические данные, подтверждающие это утверждение. Число больных психическими расстройствами и расстройствами поведения растёт вместе с числом безработных. Борьбу с безработицей усложняет и тот факт, что многие безработные являются незарегистрированными. Только двойственный подход к её изучению позволит наиболее полно раскрыть содержание безработицы, её роль и значение.

В настоящее время безработицу изучают как острую проблему современного общества, которая «разбивает» общество и экономику страны. Ищут новые решения этой проблемы, но как выяснилось, для нормального функционирования экономики определённый уровень безработицы должен существовать.

Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка.

Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными.

Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели:

Уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда;

Продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии;

Но вернемся к причинам этого сложного явления, которыми экономисты различных направлений считают различные факторы: мальтузианцы видят причины безработицы в избытке народонаселения, т. е. рабочие слишком быстро и легкомысленно размножаются; широко распространенная сегодня технологическая теория перекладывает вину на технический прогресс, т.к. каждое техническое нововведение выталкивает рабочих с производства; у кейнсианцев безработица обусловлена недостатком эффективного (совокупного) спроса на товары и факторы производства; монетарист Ф.Хайек полагает, что это явление порождается "отклонением равновесных цен и заработков от стабильного рынка и стабильных цен", от этого отклонения возникает экономически не обоснованное размещение трудовых ресурсов, что ведет к дисбалансу спроса и предложения труда; марксистская теория исходит из того, что причиной "относительного перенаселения" является рост органического строения капитала в процессе его накопления, в следствие чего относительно сокращается спрос капитала на рабочую силу, причем это свойственно только капиталистическому способу производства.

Нет сомнения, что все эти теории правильно отмечают с различных позиций причинную обусловленность безработицы. Обобщив их, мы сможем получить объективное единое определение: образование безработицы обусловлено недостатком совокупного рыночного спроса на товары и факторы производства, с учетом роста органического строения капитала. Роль технического прогресса учитывается здесь в повышении органического строения капитала, а теории Ф.Хайека и Т.Мальтус вошли в это определение через изменение совокупного спроса.

Виды безработицы представлены 2 группами, которые в свою очередь охватывают многочисленные ее разновидности:

1. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса и обусловленных ими потребностей производства. К ней относятся:

- институциональная безработица , которая порождается механизмами, институтами рыночной системы и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (чрезмерные выплаты по линии социального бюджета, ведущие к смещению предпочтений трудоспособного населения в сторону праздности; введение гарантируемого минимума зарплаты, повышение налогов, ведущее к сокращению объемов доходов работников, порождают инертность рабочей силы; отсутствие информации о свободных рабочих местах; отставание рынка труда от потребностей производства в изменении структуры профессии, в уровне квалификации и т.д.)

- фрикционная (текучая) безработица , которая связана с поисками или ожиданием работы.

- добровольная безработица включает часть трудоспособного населения, которое по тем или иным причинам не хочет работать.

2. Вынужденная безработица возникает тогда, когда текучая безработица превышает естественную норму. Существует немало ее разновидностей:

- технологическая безработица возникает в связи с внедрением малолюдной и безлюдной технологий, основанных на электронной техники. Сочетается с высоким уровнем доходов занятых. В современных условиях ведет к безработице среди специалистов, работающих на компьютерах первых поколений, а также быстрому росту надомной занятости, так как персональные компьютеры легко включаются в коммуникационные системы.

- структурная безработица идет рука об руку с технологической. Часть активной рабочей силы высвобождается в результате масштабных структурных преобразований экономики, "умирание" одних отраслей, закрытие предприятий, сокращение объема производства старой продукции и развитие новых отраслей. Эта безработица протекает особенно болезненно, так как означает не просто потерю мест, а необходимость изменения образа жизни и своей профессии.

- региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-экономических, психологических факторов, а поэтому непреодолимо только с помощью средств экономики.

- скрытая безработица . Временная безработица принимает иногда скрытые формы: это работники, которые трудятся неполный рабочий день, рабочую неделю; безработные, потерявшие право на пособия и незарегистрированные на бирже; в странах с деформированным рынком большинство работников трудятся неэффективно, не в полную меру своих реальных возможностей, так как не имеют стимулов к труду или им несвоевременно поставляется сырье, материалы и т.д. Уровень этого вида безработицы достигает порой 50 %.

Безработица способна принимать различные формы, причем различные экономические школы дают им разную классификацию:

1. По Марксу - формы относительного перенаселения - это текучая, скрытая и застойная безработица. Текучее перенаселение образуют безработные, которые появляются в процессе внутриотраслевого и межотраслевого перемещения рабочей силы. Скрытым перенаселением охвачены мелкие производители: крестьяне, ремесленники, торговцы. Их безработное состояние скрыто частичной занятостью в собственном хозяйстве. Застойное перенаселение образуют крайне нерегулярно занятые работники, перебивающиеся случайными заработками.

2. Экономисты Запада различают фрикционную, структурную и циклическую безработицы. Фрикционную некоторые экономисты (К. Макконнели), называют "поисковой безработицей". Ее составляют рабочие, которые уволились и ищут работу более производительную и высокооплачиваемую. Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, что вызвано внедрением в производство новых технологий и появлением новых отраслей и производств, с чем связано изменение структуры потребительского спроса, а это в свою очередь сопровождается перемещением рабочей силы из одних сфер, отраслей и производств в другие. Именно процесс перемещения и является состоянием безработицы. Циклическая же - ее форма связана с кризисным сокращением производства и, следовательно, с массовым увольнением рабочих. В период оживления и подъема происходит рассасывание циклической безработицы.

Марксистская классификация безработицы делает акцент на "относительное перенаселение" как таковое, как совокупность безработных, независимо от того, зарегистрированы они на биржах труда или нет. А авторы учебников по "Экономиксу" подходят к численности и структуре безработицы более прагматически: зафиксированы безработные в государственной службе занятости или нет. Поэтому официальные данные о безработице и ее реальная величина не будут совпадать, так как в официальную статистику не включены скрытая безработица и безработные, которые по различным причинам не зарегистрировались в службе занятости.

Если продолжить классификацию безработицы, то кроме вышеперечисленных видов и форм различают постоянную (длительную) и временную безработицу. И хотя официального разделения между ними нет, но судя по литературе и сложившейся практике, например в США продолжительность пребывания в состоянии безработицы в течение 15 и более недель можно считать длительной. Это самая опасная и чреватая последствиями (социальной напряженностью, дисквалификацией и психическими расстройствами безработного) форма безработицы. Поэтому во всех странах правительства, их службы занятости в первую очередь обеспечивают работой такого рода безработных; стремятся всемерно сократить их численность, если нельзя вообще предотвратить эту форму безработицы.

Молодежная безработица --общемировая проблема. По данным Евростата, юноши и девушки моложе 25 лет составляют 18% безработных в Германии, 19% в соседних Латвии и Литве, 25% во Франции и 26% в США. В России доля молодежи среди безработных --почти 29%.

Федеральное агентство по делам молодежи надеется исправить ситуацию с помощью программы профессиональной ориентации, которая позволит российским старшеклассникам и студентам выбрать пользующуюся спросом специальность. Сейчас, полагает агентство, молодежь часто не может найти работу или трудится по другой специальности не только вследствие экономических неурядиц, но и из-за устаревшей системы профориентации и перекосов отечественной высшей школы.

Проблема действительно есть. По данным совместного исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Росстата, из 28 500 россиян, имеющих высшее образование, по специальности или близкой к указанной в дипломе профессии работает лишь половина выпускников. Для сравнения: в Швеции не по специальности трудятся менее 20% выпускников вузов, в США и Франции -- четверть.

Вопрос -- какой будет программа профориентации и насколько ее реализация поможет. Пока претензии ее разработчиков к российским вузам похожи на филиппику министра образования Андрея Фурсенко, который заявил в феврале 2009 г., что экономисты, юристы, педагоги -- это специальности, которые не обеспечивают нормальных рабочих мест, «это дорога в никуда». В агентстве по делам молодежи считают, что три четверти студентов -- это гуманитарии и лишь четверть получает техническое образование. Однако ситуация в глазах экспертов отличается от представлений чиновников. Обладатели дипломов инженеров, по данным исследования ВШЭ и Росстата, составляют 30% выпускников, 9% -- это медики, еще 5% получают специальности, связанные с сельским хозяйством. Педагоги, юристы, экономисты и обществоведы в общей сложности составляют 49%.

Авторы программы утверждают, что возвращения к советскому добровольно-принудительному набору (когда юношей и девушек без учета их индивидуальных способностей и психологических особенностей старались отправить учиться профессиям, которые требовались плановой экономике) не будет. Если сотрудники центров профориентации действительно будут внимательно изучать личность каждого обратившегося, помогут ему понять себя и деликатно порекомендуют специальность, польза от программы будет.

Однако помощь снимет лишь небольшую часть барьеров перед юношами и девушками на рынке труда. Молодежь идет на экономические и юридические специальности не только из соображений престижа. По данным исследования, по специальности работают 60% юристов, 58% обществоведов и педагогов и 78,8% медиков. Напротив, среди обладателей нужных, по мнению чиновников, специальностей инженеров и агрономов по специальности трудятся лишь 36% и 22% выпускников. При этом почти 30% инженеров и 40% специалистов сельского хозяйства работают там, где не требуется высшего образования.

Российская высшая школа в последние годы больше выполняет роль инструмента социализации, чем социального лифта. И если гуманитарные специальности позволяют студентам овладеть широким спектром навыков, необходимых для разных видов работы, то узкоспециализированные инженерные дают слишком узкий набор компетенций. Чтобы облегчить выпускникам поиск работы, необходимо расширить границы профессий и специальностей в системе профессионального образования и увеличить явно недостаточное сейчас число преподавателей, способных обучить студентов современным навыкам.

Безработица среди молодежи как проблема молодежи

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

К углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

Снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

Усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

1. Во-первых , государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

Пересмотреть и доработать законодательную базу;

Откорректировать политику в области трудоустройства;

Найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

Разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

2. Во-вторых , органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

Способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

Следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

Формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

Обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

Стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

3. В-третьих , необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:

Выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - "Планирование профессиональной карьеры");

Выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

Вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные "просветы" в "темных туннелях рядов безработных". Как говориться - в единстве наша сила.

Дискриминация молодежи на рынке труда

Дискриминация молодых людей на рынке труда - это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов - молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.

Но если у людей равные способности и квалификация, они выполняют одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение или по-разному продвигаются по служебной лестнице, то можно говорить о дискриминации. Особенно она заметна, когда функционирование рынка труда регулярно воспроизводит различия в положении определенных групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке труда, например женщин или национальных меньшинств не может быть объяснено предположением о худших в среднем индивидуальных склонностях женщин по сравнению с мужчинами или худших в среднем способностях работников из национальных меньшинств по сравнению с работниками основной национальности. В таком случае у людей из этих групп неравные возможности на рынке труда по сравнению с другими работниками, что и означает дискриминацию.

Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для нашей страны, несомненно актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.

Дискриминация - это неравные возможности, например, в найме на работу или оплате при прочих равных условиях. Но в реальности равных условий практически не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут быть результатом предшествующей дискриминации. Например, дискриминация в продвижении по службе может быть вызвана профессиональной различной подготовкой, что в свою очередь вызвано неравенством возможностей при получении образования. С другой стороны, неравные возможности, например, у женщин и мужчин в сфере труда могут отражать особенности их специализации и положения, обусловленные неэкономическими причинами (культурными, политическими, этическими, социальными). Таким образом, - дискриминация - очень сложное явление, на него воздействует много причин, что затрудняет разработку политики, направленной на ее преодоление, и вызывает необходимость тщательных исследований.

Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда.

1)Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы) происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют. Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения.

2)Дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Обратная сторона этого вида дискриминации- концентрация дискриминируемых групп на работах, для которых у них слишком высокая квалификация.

3)Дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.

4)Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. 11 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 186

Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации.

Оказавшись в результате рыночных реформ наименее защищенной частью трудовых коллективов, молодежь страдает от различных форм социальной дискриминации: незаконные увольнения, штрафы, использование неоплачиваемого труда молодежи, особенно младших возрастных групп, в период продолжительного испытательного срока, без твердых гарантий предоставления им впоследствии постоянной работы, принимают по отношению к молодым работникам массовый характер. Более половины молодежи заняты неквалифицированным трудом, у многих выполняемая работа так или иначе связана с криминалом, производится в неблагоприятных, зачастую опасных психофизиологических условиях, без четкого ограничения рабочего времени.

По данным опросов экспертов в сфере молодежной проблематики требования КЗОТа по отношению к молодежи нарушаются систематически, особенно в частном секторе 11 Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183 - 199:

Тип предприятия

Характер выполнения

КЗОТа

Затруднились ответить

В основном

Частично

Не выполняют

Госпредприятия

Акционерные

Частные

Смешанные

Реформированная сфера труда не принесла молодым россиянам ожидаемой свободы в профессиональном самоопределении. Они попали в новую зависимость на этот раз от работодателей и акционеров, чья деятельность не ограничена развитыми механизмами социальной защиты. В этих условиях более половины опрошенной молодежи не способны защитить свои права.

Социальные последствия безработицы

Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время 11 См.: Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34; Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.76-81; Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.17-26 документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют «низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности» 22 Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.20 .

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. «Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы» 11 Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.20 . Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест 22 Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78 . Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Легко убедиться, что многие молодые люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится. Об этом говорят данные исследования, проведенного в Москве и Санкт-Петербурге среди молодежи в 1999 году:

· Молодые люди, при поиске работы рассчитывают на:

· личные связи - 42,9%;

· государственную службу занятости - 16,5%;

· обращение к работодателю - 16,1%.

· объявления - 11,1%;

· организацию собственного дела - 7,3%;

· коммерческую службу занятости - 6,1%; 11 Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 187

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Многие выбирают взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, либо обращение на прямую к работодателю, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

В учебнике «Социология молодежи» делаются следующие выводы о последствиях безработицы в России:

1. Работа для человека продолжает оставаться одной из главных ценностей и социальных реальностей. Посредством работы осуществляются социальное взаимодействие и процесс социализации человека.

2. Сформированная у человека система трудовых мотиваций определяет поведение человека в момент потери работы.

3. Система мотивов труда определяет требования безработных к ожидаемому месту работы. Вероятно, происходит некоторая трансформация данной системы.

4. Страх перед безработицей не сводится к страху остаться без материальных средств; кроме экономического безработица имеет и социальный «портрет». Наблюдается:

Рост психологических и психических расстройств,

Снижение адаптивных свойств человека,

Ухудшение здоровья,

Изменение взаимоотношений с окружающими и близкими людьми. 11 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 192 - 193

Решение проблемы занятости молодежи

1. . Меры, направленные на снижение уровня безработицы

В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть те меры по снижению уровня безработицы среди молодежи, которые приведены в главе, посвященной положению молодежи на рынке труда, учебника «Социология молодежи»: «Тенденции к повышению безработицы может быть противопоставлен комплекс мер следующего характера:

I. Экономические меры:

Развитие малого и среднего бизнеса;

Организация общественных работ;

Внедрение гибкого графика работы; дифференцированный подход к трудоустройству слабозащищенных слоев населения, в число которых входит и молодежь.

II. Меры, предусматривающие реорганизацию системы образования:

Улучшение системы переподготовки и переквалификации кадров;

Совершенствование системы непрерывного образования;

Соответствие качественной подготовки специалистов структуре занятости населения.

III. Меры, предусматривающие совершенствование работы службы занятости:

Повышение оперативности и информативности работы служб занятости;

Согласованность в работе с коммерческими структурами; проведение систематических социологических исследований, необходимых для выяснения процессов, которые не могут быть достаточно изучены методами статистики, что позволит скорректировать политику занятости; психологические службы.

Взвешенная политика в отношении молодежи, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к требованиям жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда. Изменения в ценностных трудовых ориентациях показывают необходимость формирования нового механизма мотивации, который бы стимулировал творческую активность и инициативу молодежи и новые формы самоутверждения в труде. Но такой механизм, стимулирующий внутреннюю мотивацию и терминальное отношение к труду, может быть создан только на уровне общества в целом, при условии экономической и политической стабильности и отношении к человеку не как производительной силе, а как к субъекту духовной и хозяйственной жизнедеятельности с учетом особенностей российской истории и культуры». 11 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 198

Успешность перехода России к рыночным отношениям во многом будет определяться особенностями взаимодействия экономической и политической сфер, их взаимосвязью. Анализ показывает, что в реформаторской реальности обнажились многообразные противоречия. Успешное их устранение зависит во многом от осознания возросшей роли политических решений.

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи.

2. Правовое регулирование молодежной политики

Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Молодежь не имеет достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики:

«Целью таких законов является установление правовых основ государственной молодежной политики в регионах. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как-то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернаторов и ведомственные акты.

Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно-методического и других его видов» 11 Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 64 .

3. Работа комитета по делам молодежи

История работы КДМ такова: «на первом этапе до 1993 года происходило институциональное становление молодежных комитетов и отделов под эгидой властных структур. Процесс шел неравномерно, зачастую ситуация на местах опережала ситуацию в целом по стране. На втором этапе, в 1993 - 1995 годах, в рамках КДМ и при их материально-финансовой поддержке началось воссоздание и упрочнение инфраструктуры государственной молодежной политики. Появились различные молодежные социальные службы - биржи труда, подростковые клубы, центры досуга, социально-психологические учреждения адаптации и реабилитации, информационные пункты. С 1995 года начался третий этап, он характеризуется более здравым подходом к государственной молодежной политике, выделением приоритетов. Одновременно происходит оптимизация организационной и функциональной структуры КДМ» 11 Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы с молодежью»// Социс 1997г. №10 С.88

В современных условия деятельность комитетов по делам молодежи очень важна, он должна качественно обновляться и усложняться. Молодежная политика осуществляется в динамически меняющейся обстановке. В переходные периоды, подобные современному, объективно на первый план выступают трудности повседневные, трудности выживания. В той степени, в какой удается их преодолевать, правомерно говорить об эффективности работы управленцев, менеджеров комитета по делам молодежи - от высшего до среднего и низшего звена. В статье «Кадровый потенциал работы с молодежью» авторы говорят о том, что «лишь перспективная, инновационная стратегия способна преодолеть кризисную ситуацию и повысить успехи взаимодействия с молодежью. Очень многое зависит от тех людей, которые работают с молодежью, поэтому важным является грамотный подбор и расстановка кадров. Предлагается следующая методика оценки кадрового потенциала КДМ. Она включает в себя: социологическое выявление потенциальных работников, то есть мотивов и установок людей. Социометрический анализ позволяет конкретно оценить те или иные качества работников - особенно потенциальных кандидатов в руководители. Так же необходимо использовать методы психодиагностики и организационный анализ, который предусматривает выделение типа структуры данной организации». 22 Там же См. С. 88 - 89

Изучение мотивационной основы профессиональной деятельности работников комитета по делам молодежи выводит исследование кадрового потенциала на уровень прикладных управленческих решений и способно оптимизировать как работу уже существующих комитетов, так и подбор кадров в государственные органы подобного типа.

4. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости

Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи - содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи;

Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду включает в себя:

«оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;

развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.

Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней.

Содействие трудовой занятости молодежи предполагает:

Поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи;

Формирование постоянных рабочих мест;

Создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи;

Создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков).

Существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды),общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих. мест (при временной занятости подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела проблему положения современной российской молодежи в сфере труди и занятости, и привела некоторые меры, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения. Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

В заключении я бы хотела привести те меры, которая предлагает Лещинская Г. в статье «Молодежный рынок труда», возможно они в чемто повторят все сказанное выше, но мне они кажутся наиболее актульными в области решение проблемы занятости молодежи: «намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:

Создания малых производств, способных более полно занять молодежный и женский труд;

Организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него;

Создания более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости подростков.

Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом.

Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий)» 11 Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 68 .

Список используемой литературы

1. Зубок Ю.А. «Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект» //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183 - 199.

...

Подобные документы

    Характеристика молодежи как социально-демографической группы. Сущность проблемы молодежной занятости. Социально-правовая защищенность молодежи на рынке труда. Правовое регулирование молодежной политики. Социальные последствия безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Сущность понятия занятости и безработицы, ее роль в экономике. Виды и причины возникновения безработицы, социально-экономические последствия и методы борьбы с ними. Особенности безработицы в регионах России. Ситуация на рынке труда в Тверской области.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Причины возникновения, сущность и виды безработицы среди молодежи. Анализ положения на российском рынке труда. Комплексный подход к решению увеличения занятости молодых людей. Проблемы трудоустройства выпускников, дисбаланс спроса и предложения.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Понятие и сущность рынка труда. Особенности занятости и безработицы. Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации. Работа региональных органов занятости по обеспечению занятости населения. Совершенствование социальной поддержки молодежи.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Молодежь как объект социологического исследования проблем безработицы. Особенности безработицы среди молодежи в РФ. Социальные индикаторы и особенности молодежного рынка труда. Пути и условия снижения безработицы в молодежной среде российского общества.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Безработица как социально-экономическое явление в современной экономике. Понятие, сущность, виды безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Особенности формирования российского рынка труда. Общероссийский классификатор занятий.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2009

    В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынка труда Республики Беларусь, а также рассмотрены пути повышения занятости молодежи и сокращения ее безработицы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Понятие и показатели занятости и безработицы. Социально-экономическая сущность и виды безработицы. Особенности рынка труда и безработицы в Узбекистане. Трудовая миграция в кризисный период. Специфика социальной политики и социальной защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2010

    Особенности молодежи, как объекта и субъекта государственной политики. Социальный портрет современной молодежи. Характеристика основных направлений государственной молодежной политики. Обобщение регионального опыта профилактики безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2010

    Сущность и основные направления государственной молодежной политики в области занятости. Анализ безработицы среди молодежи в Ростовской области, содействие ее экономической самостоятельности, занятости и предпринимательству, рекомендации по улучшению.