Основная тема сказки пропала совесть. Смешное и трагическое в сказке М

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое соче-тается с трагическим. Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удоб-нее льстить.

В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остер-венели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении. «Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посе-тителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть. Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь...» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.

Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив

ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»

Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.

Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,

Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес

свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с

рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал

пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди

выйдет... Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем

совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут... все

неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распо-ряжаться всем сама».

Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала... — это трагедия и для человека, и для общества!

«Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего!» Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и «всякий швырял ее, как негодную ветошь», удивляясь, «каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие».

Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им. Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая «крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою» . Сознание проснулось в человеке, но «указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть «в тряпице».

Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.

Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге «нищих видимо-невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить «странных людей», сам пальто снял... И удивился: что з.а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила совесть почтой.

И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, «сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы». Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу.

Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»

«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Сказка, не более как сказка,

а между тем высокая трагедия...

И. Крамской

М. Е. Салтыков-Щедрин был писателем разносторонне талантливым. Он писал романы, рассказы, очерки, хроники, статьи. Особенно популярным среди народа сделали Щедрина его сказки.

Сказки имеют подзаголовок «Для детей изрядного возраста», и это говорит о том, что сказочная иносказательная форма выбрана для того, чтобы иметь воз-можность высказывать мысли, которые в другой форме высказывать опасно. При-кидываясь простачком, сатирик говорит о делах совсем не сказочных.

Сказки писались Щедриным в конце жизни и как будто подводили итоги его Многолетнего литературного труда. В них соединялись фантастическое и реальное, комическое и трагическое, гипербола и эзоповский язык.

В сказках писателя есть и свирепые, невежественные правители («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий помещик»), и трудолюбивый народ, покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), и народ, пробуждающийся и ищущий правду («Ворон-челобитчик»).

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Ее выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Писатель широко пользуется приемом иносказания: под видом животных и птиц изображает представителей различных общественных классов и групп. Опираясь на;народную традицию, используя образы и народную речь, наполненную народным юмором, Щедрин создал произведения, цель которых — пробудить народ. Великий сатирик стремился сделать так, чтобы «дети изрядного возраста» перестали быть деть-ми. Необычность сказок писателя в том, что он не предлагает читателям понятные сопоставления, а сталкивает такие стороны жизни человека и животных, которые до него никто не замечал. Иногда просто невозможно понять, о ком идет речь: «Карась — рыба смирная и к идеализму склонная».

Сказка превращалась у Щедрина в политическую сатиру. Каждый образ был направлен против царствующих орлов, прекраснодушных карасей, умеренно-либеральных пискарей.

С грустью и сочувствием говорит писатель о долготерпении народа, о его наивных политических иллюзиях. Он хочет показать, что невозможно мужику ужиться с прожорливыми щуками и медведями на воеводстве, и объяснить угнетенному народу, что тот сам является могучей и грозной силой для отпора царствующим хищникам и борьбы с ними.

К сожалению, в жизни часто побеждает зло, а не добро, и в этом истинная тра-гичность сказки «Карась-идеалист», прочитав которую художник И. Крамской сказал: «Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия». Материал с сайта

Трагическое положение закабаленного, ограбленного и бесправного народа, его каторжный труд, плоды которого достаются «пустоплясам», показаны в сказке «Коняга». Образ Коняги — символ угнетенного, измученного народа, к которому автор относится с величайшим сочувствием. Именно на него возлагает он надежды на новую жизнь: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коня-ге», — уверенно пишет автор.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина вот уже более ста лет несут неумирающие идеи сатиры. Они и сегодня читаются с большим интересом, потому что и сегодня их персонажи живут среди нас.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ сказки пропала совесть салтыков-щедрин
  • особенности сказки пропала совесть
  • пропала совесть анализ
  • сочинение юмор салтыкова щедрина

Цель: осмысление понятия совести как
ответственности за свои поступки на основе
анализа художественного текста

Оборудование: демонстрационный материал
(определения понятия “совесть” из толковых
словарей)

Ход урока

Организационный момент. Введение в текст, тему
урока.

М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам
сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на
котором чудесным образом оказались два генерала,
и одичавший помещик, из имения которого чудесным
образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед
нами совершенно необыкновенная ситуация –
пропала совесть. А что такое совесть, как вы
думаете?

(Ответы учащихся)

Своими словами вы высказали четки определения,
которые есть в словарях (обращаемся к
демонстрационному материалу)
:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка: Совесть – чувство
нравственной ответственности за свое поведение
перед окружающими людьми.

Словарь русского языка/ Под редакцией А.П.
Евгеньевой: Совесть – чувство и сознание
моральной ответственности за свое поведение
перед самим собой и окружающими людьми.

Какое определение вам кажется более полным?
Почему?

(Ответы учащихся)

Итак, совесть пропала, исчезла, человек и
совесть разъединились – что с ними сталось?

Человек без совести – как изменились люди? “Многие
начали чувствовать себя свободнее”
.

Как вы это понимаете? Исчезло человеческое,
люди стали похожи на животных.

А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая
приживалка, обличительница, иго, вопиющее
безобразие.

Люди освободились от совести, и она стала
ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее
никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают,
подбрасывают друг другу.

Комментированное чтение текста.

Итак, начинается путешествие совести. Хотя я
назову другое слово – мытарства. Какое из них
сильнее? Мытарства, т.к. это не просто
путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

У кого побывает совесть? У пропойцы; у
Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального
надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.

чтение фрагмента со слов “И бог знает, долго ли
бы пролежала таким образом бедная изгнанница,
если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец,
позарившийся с пьяных глаз даже на негодную
тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.” до
слов “:прежде, нежели Прохорыч успевает
опомниться, ужасная находка уже лежит у него в
руке.”

Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века?
Что делает совесть с пропойцей? “Пронизала
электрическая струя”, “голова освобождается от
винных паров”, “возвращается сознание
действительности, страх, память, стыд”

Самый ли это страшный порок? Нет, потому что
пропойца отвечает только за себя и губит только
себя.

Чтение по ролям фрагмента со слов “Некоторое
время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами;
потом вдруг весь вспотел.” до слов “Она во
весь дух побежала за ним, и едва успела
поравняться, как сейчас же, с изумительною
ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман
его пальто.”

Какое открытие делает Прохорыч для себя? “Легко
тому человеку, у кого совесть в глазах есть”.

Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч –
облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок
Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.

Чтение фрагмента со слов “Ловец был малый не то
чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил
и запускал лапу довольно свободно.” до слов “-
Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, –
сказала она мужу, воротившись домой.”

С какой буквы написано имя героя: с большой или
с маленькой? Что это – имя или прозвище? Прозвище,
отражающее самую суть человека.

Какой он? “Бесстыжий”, “устремительный”,
“лихоимец порядочный”.

Это без совести. А с совестью в кармане? “Пришел
он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что
там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в
лавках, – всё это не его, а чужое. Никогда прежде
этого с ним не бывало.”

В чем же его порок? Мздоимство,
взяточничество, грех еще более тяжкий.

Чтение фрагмента со слов “Самуил Давыдыч
Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный
всем своим семейством.” до слов “В этот же вечер
он уже совсем позабыл о претерпенных им
страданиях и выдумал такую диковинную операцию
ко всеобщему уязвлению, что на другой день все
так и ахнули, как узнали.”

Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.

Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья,
умный человек, жена, дети – в чем же его порок? Он
расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.

Чтение фрагмента со слов “И долго таким
образом шаталась бедная, изгнанная совесть по
белому свету, и перебывала она у многих тысяч
людей.” до конца

Вернемся к определениям, с которыми мы работали
в начале урока. “Негодной тряпицей” была
совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его
героев?

(Ответы учащихся)

Прочитайте еще одно определение из “Толкового
словаря живого великорусского языка” В.И. Даля:
Совесть – внутреннее сознание добра и зла,
тайник души, чувство, побуждающее к истине и
добру”.

Согласны ли вы с таким определением?

Так где же пристанище совести? Впервые мы
слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? “Отыщи
ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо
мной его сердце чистое и схорони меня в нем!”

Почему именно в сердце дитя?

(Ответы учащихся)

Творческая работа на ассоциации.

Попробуйте материализовать образ совести,
представьте ее в виде какого-то конкретного
предмета или явления.

(Ответы учащихся)

Итоги урока.

Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть
надежды, ибо она для него – хранительница
человеческого в человеке, госпожа будущего
состояния мира.