Мужской и женский тип культуры по хофстеде. «Критерии Хофстеда»: культура имеет значение

Изучению национального характера народа в значительной мере помогают классификации культур, предложенные различными авторами. Одна из них – параметрическая модель Хофстеде.

Голландский социолог Герт Хофстеде один из первых попытался использовать статистические данные для анализа культурных ценностей . В 80-е годы XX в. он, стремясь выявить влияние национальных культур на корпоративную культуру многонациональной компании IВМ, проанализировал результаты опроса ее сотрудников в 40 различных странах. Свои выводы он свел к пяти основным параметрам, определяющим особенности национальных культур.

Индивидуализм - коллективизм. Великобритания, США и Германия, как и многие другие западноевропейские страны, относятся к индивидуалистским культурам, где связи между людьми менее важны. Выполнение поставленной задачи превалирует над личными взаимоотношениями, личные цели важнее групповых. Преданность индивида группе низка, каждый человек входит в несколько групп, переходя из одной в другую по мере своих надобностей и так же легко меняя место работы. Люди не проявляют эмоциональной зависимости от организаций и учреждений. В этих культурах преобладает осознание своего «Я»; предпочтение отдается соревнованию и конкуренции, а не кооперации и сотрудничеству. Ценится право каждого на личную собственность, частное мнение, свою точку зрения.

В коллективистских культурах, к которым помимо латинских и ближневосточных стран относится Россия, люди воспринимают мир и формируют свое отношение к нему сквозь призму группы; ценится преданность организации, друзьям, семье. Коллективизм характеризуется жесткой социальной структурой, которая разделяет «своих» и «чужих». Важны взгляды, цели и потребности группы. Личные взаимоотношения считаются важнее выполнения поставленной задачи. Велика готовность сотрудничества внутри группы. С самого рождения человек является частью большой семьи или клана, который защищает и поддерживает его в обмен на верность и преданность. Преобладает самосознание на уровне «мы». Значимость человека определяется не личными качествами, а местом в социальной иерархии. Индивид эмоционально зависим от организаций и учреждений. Культура подчеркивает принадлежность каждого к организации.

Дистанция власти . На шкале дистанции власти Германия, Великобритания, Австрия, Финляндия, Дания, Норвегия расположены низко, Франция, Россия и многие латиноамериканские и ближневосточные страны - высоко.

Представители культур с высокой дистанцией власти считают, что люди рождаются неравными, у каждого свое место в жизни, обусловленное сложной иерархической структурой общества, и дистанция между различными социальными слоями значительна. Социальная иерархия определяет структуру организаций, для которых характерны централизация власти и бюрократизм. Для таких культур свойственно восприятие власти как наиболее важной части жизни, преклонение перед начальством.

Для культур с малой дистанцированностью от власти характерно построение отношений на основе равенства, уважения к личности. Они считают, что иерархия - это условное закрепление неравенства людей в обществе.

Краткосрочная и долгосрочная ориентация на будущее. Это измерение описывает временной горизонт общества. Культуры, ориентированные на краткосрочный период, ценят традиционные методы, уделяют много времени развитию отношений и в целом рассматривают время как замкнутый круг. Будущее и прошлое для них связано между собой, и то, что не может быть сделано сегодня, может быть сделано завтра. Противоположностью такого подхода является долгосрочная ориентация на будущее, при которой время рассматривается как вектор, а люди склонны смотреть в будущее больше, чем интересоваться настоящим или вспоминать прошлое. Такое общество ориентировано на достижение целей и высоко ценит результаты.

Индекс избегания неопределенности. Этот параметр характеризует реакцию общества на незнакомые ситуации, непредвиденные события и давление перемен.

Культуры, для которых этот индекс высок, менее терпимы к изменениям и стремятся избегать беспокойства, которое несет в себе неизвестность, при помощи установления строгих правил, нормативов и/или законов. Им присущ более высокий уровень беспокойства и стресса в повседневной жизни. К таким культурам относят Россию, Португалию, Грецию, Германию, Перу, Бельгию и Японию.

Общества с низким индексом избегания неопределенности более открыты к изменениям и используют меньше правил и законов, а их обычаи носят менее строгий характер. В таких культурах люди лучше чувствуют себя в незапрограммированных ситуациях, дающих возможность для творческого решения проблем. Они легче воспринимают непредсказуемость жизни, терпимо относятся ко всему необычному, высоко ценят личную инициативу, гибкость в принятии решений, готовность идти на риск. К этой категории относится население Швеции, Дании, Норвегии, США, Ирландии, Финляндии, Нидерландов.

Культуры с мужским и женским началом. Этот параметр характеризует уровень важности традиционно мужских ценностей, таких как напористость, амбиции, стремление к власти и материализм, и традиционно женских ценностей, таких как человеческие отношения, для культуры.

Культуры с более выраженным «мужским» типом (маскулинные) обычно характеризуются более четкими различиями между полами и склонны к соперничеству, достижению целей и материального благополучия. Культуры с мужским началом, характерные, например, для США, Ирландии, Филиппин, Греции, стран Южной Африки, Австрии, Японии, Италии

Культуры с женским началом (фемининные), присущие России, Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Нидерландам, ценят заботу и внимание. Человек и мир вокруг него являются ценностью. В обществе проповедуется социальное равенство полов, сочувствие неудачникам. [персикова]

Глава 2. Сопоставительный анализ пословиц и поговорок в русском, английском и немецком языках как показателей культурных категорий

Список пословиц и поговорок в русском, английском и немецком языках как показателей культурных категорий

Индивидуализм – коллективизм

Русские пословицы и поговорки:

Индивидуализм:

Одна ласточка весны не делает.

Каждый сверчок знай свой шесток.

После меня (нас) - хоть потоп.

Чужое горе - двойная радость

У семи нянек - дитя без глазу.

Дружба дружбой, а табачок врозь.

Бойся друга как врага.

Коллективизм:

Где два дурака дерутся, там третий смотрит.

С кем поведешься – от того и наберешься.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Свяжись с дураком – сам дурак будешь.

Подле пчелки – в меду, подле жучка – в навозе.

Дружба созидает, вражда разрушает.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Семьей и горох молотят.

Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью.

В одиночку не одолеешь и кочку, а артелью и через гору впору.

Где руки и охота, там спорная работа.

Берись дружно, не будет грузно/тяжело.

У одного с трудом, у двух со смехом.

Где двое работают, там и песня слышна.

Относись к другим так же, как хочешь, чтобы отнеслись к тебе.

Как аукнется - так и откликнется

Друзья познаются в беде.

Один в поле не воин.

Английские пословицы и поговорки:

Индивидуализм:

A broken friendship may be soldered, but will never be sound.

Laugh and the world laughs with you, weep and, you weep alone.

A hedge between keeps friendship green.

No longer pipe, no longer dance.

Friends are all right when they don"t interfere with your career.

Коллективизм:

All the world loves a lover

Do unto others as you would have them do unto you

A friend in need is a friend indeed

No man is an island

One man no man

A friend"s frown is better than a foe"s smile.

A man is known by the company he keeps.

A friend is never known till needed.

Lend your money and lose your friend.

The best mirror is an old friend.

Books and friends should be few but good.

The only unsinkable ship is friendSHIP.

Для многих актуален вопрос "Жить, чтобы работать, или работать, чтобы жить?". Однако ответ на него складывается под влиянием культуры той страны, где мы выросли. Более того, он лежит в области мужественности и женственности, понимание которых так различают те или иные культуры. Как и многие другие параметры национальной культуры, "мужественность и женственность" должен быть учтён в кросскультурном бизнесе.

Параметр национальной культуры "Мужественность" нидерландский социолог Хофстеде определяет как степень домирирования в обществе таких ценностей как успех и настойчивость в преследовании целей. На противоположном полюсе этой характеристики находится "Женственность" как доминирование таких ценностей как взаимоотношения между людьми, забота о других. Эти параметры общества - "Мужественность" и "Женственность" - не следует путать с социальным доминированием мужчин или женщин. Хотя Хофстеде утверждает, что некая зависимость существует, но не линейная.

Параметры "Мужественность" и "Женственность" в странах мира

Посмотрим на результаты "измерения" данного параметра в 2010 году для различных стран, начиная с России. Её показатель 36 пунктов говорит о скорее "женственной культуре" в определении Хофстеде: для русских важен успех, но он не является самоцелью, деньги зарабатываются, чтобы их потратить на себя и близких, для улучшения качества жизни. Самой "мужественной культурой" по Хофстеде является японская культура. Показатель 95 пунктов, то есть почти 100, говорит о напористости, фиксации на достижении целей, преобладании конкуренции над межчеловеческими отношениями. На другом конце скалы находятся шведы с 5 баллами. Нельзя уличить ИКЕЮ в нежелании зарабатывать деньги, но её также нельзя уличить в подстёгивании конкурентной борьбы между сотрудниками или в войне за прибыль любой ценой.

Применение данных в международном бизнесе

Таким образом, мы уже перешли в область интернационального бизнеса. Здесь важны не показатели параметра для каждой страны, а дельта, культурное расстояние между ними. Например, "соседом" России в этом параметре является Испания (42 к 36). Это означает, что в совместном проекте можно ожидать одинаковый уровень целенаправленности, стремлению к деловому успеху. Однако итальянцы (70) или французы (86) могут раздражать российских коллег их "зацикленностью" на быстром и грандиозном успехе. Люботытно, что как раз в этом параметре культуры значительно разнятся между собой Балтийские страны: самой "женственной" из них является Латвия (9), самой "мужественной" Эстония (30), в золотой середине – Литва (19). Но все три показателя – ниже российского (36).

Выводы

Из выделения параметров "Мужественность" и "Женственность" стоит сделать следующие выводы: Во-первых, имеет смысл в самом начале интернациональных проектов договориться о совместных целях, а также об их "пластичности": что оба партнёра намериваются предпринять, если дело не пойдёт гладко, если изменятся рамочные условия, если изменится политика одной из фирм? Насколько тогда цели "растяжимы" во времени и в степени их реализации. Во-вторых, я рекомендую своим клиентам начинать любой проект, даже серию переговоров, со стартового митинга, так называемого Kick-Off, так как вышеперечисленные вопросы сложно задать в лоб во время назначенных переговоров.

Теме такого типа переговоров я собираюсь посвятить одну из будущих статей. Обязательной составляющей такого митинга должна стать возможность неформального общения. Как дельфины сначала долго "судачат" друг с другом, прежде чем пуститься в совместное плаванье, так и будущим партнёрам необходимо познакомиться и "посудачить" друг с другом на отвлечённые темы. И заодно, настроиться на одну волну с области статегических целей, найти общий знаменатель в вопросе о гибкости подцелей, тактики, гибкости плана. Это особенно удачно умеют делать именно женщины, возвращаясь к особенностям мужественной и женственной культуре. поэтому не забудьте включить их в команду интернационального проекта – с самого его начала!

На рис. 6.3 представлена схема моделей организационной культуры, разработанных и предложенных для анализа деловых культур Г. Хофстеде.

Рис. 6.3. Схема моделей организационной культуры Г. Хофстеде

Уровень дистанции власти отмечается на оси абсцисс. Он возрастает по мере движения от нуля вправо. Степень избегания неопределенности или степень формализации отражается на оси ординат.

Каждый из квадрантов схемы моделей получил свое название и имеет отношение к организационной культуре большой группы стран. Верхний левый был назван моделью типа "деревенский рынок" и относится к деловой культуре англосаксонских стран. Нижний левый квадрант относится к культуре германских стран (Германия, Австрия, Швейцария, Венгрия) и называется "хорошо смазанной машиной". Верхний правый квадрант относится к азиатским странам и носит название "семья или племя". Наконец, нижний правый квадрант - "традиционная бюрократическая пирамида людей" - относится к деловым организационным культурам стран Азии.

Характеристики моделей организационных культур представлены ниже.

1. Верхний левый квадрант (низкая формализация или степень избегания неопределенности и низкая дистанция власти), согласно шкале ценностей, в наибольшей степени соответствует англосаксонской культуре. Г. Хофстеде назвал этот тип культуры "деревенским рынком".

Данная модель управления имеет следующие особенности:

  • - децентрализация принятия управленческих решений;
  • - большая самостоятельность сотрудников при принятии решений;
  • - наличие элементов предприимчивости и предпринимательства в организации;
  • - делегирование полномочий;
  • - взаимозаменяемость и взаимопомощь;
  • - координация деятельности через неформальные личные контакты;
  • - оценка деятельности по результатам.
  • 2. Нижний левый квадрант Г. Хофстеде назвал "хорошо смазанной машиной". Это тип культуры, в наибольшей степени соответствующий германской модели управления. Здесь все по максимуму централизовано (высокая степень избегания неопределенности). Однако дистанция власти относительно низкая.
  • - децентрализованный процесс принятия управленческих решений;
  • - все решения должны быть структурированы и детально продуманы;
  • - управление организовано по функциям;
  • - проекты разбиты на этапы, имеет место контроль за каждым из этапов;
  • - контроль осуществляется снизу доверху;
  • - наиболее важным считается профессионализм сотрудников и их специализация;
  • - большая свобода действий, степень которой определяется профессионализмом сотрудника;
  • - командная работа высшего эшелона управления;
  • - использование бенчмаркинга (лучшего опыта компаний в отрасли и своей компании);
  • - координация деятельности через четко установленные процедуры и правила;
  • - жесткий контроль за показателями эффективности и издержками производства.
  • 3. Верхний правый квадрант - "семья или племя". Здесь дистанция власти и иерархичность весьма высоки, но степень избегания неопределенности (степень формализации) находится на уровне 50% по шкале ценностей и ниже. В связи с этим отношения здесь носят личностно ориентированный характер. Решения принимаются согласно ситуации. Правила и исключения также определяются уровнем межличностных отношений и ситуацией (контекстом).

Данная модель культуры в наибольшей степени типична для азиатских стран и африканских культур. Именно здесь находится Сингапур, экономические наработки которого в области сочетания рынка и регулирования с таким интересом изучают российские правительственные эксперты в последние годы.

К этой модели относятся многие страны Азии (Гонконг, Индонезия, Индия, Пакистан, Непал, Малайзия, Филиппины, Вьетнам и др.) и Африки (Эфиопия, Танзания, Кения, Замбия, Гана, Нигерия, Сьерра Леоне и др.).

Эта модель управления имеет следующие особенности:

  • - централизация управленческих решений;
  • - патерналистский стиль управления;
  • - коллективистские традиции и подходы к организации работы;
  • - важнейшее условие карьерного роста - лояльность к компании и руководителям;
  • - важность личных контактов и связей;
  • - важность социальной ответственности бизнеса;
  • - общий (групповой) контроль над деятельностью индивида.
  • 4. Нижний правый квадрант характеризуется одновременно высокой дистанцией власти и высокой степенью избегания неопределенности. Эту модель организационной культуры Г. Хофстеде назвал "традиционной бюрократической пирамидой людей". Она характерна для Латинской Америки (Мексика, Аргентина, Венесуэла, Перу, Чили, Уругвай и др.), южных и романских государств Европы (Греция, Турция, Кипр, Франция, Бельгия, Испания, Португалия, Италия и др.), отчасти Азии и арабских стран.

Недалеко от границы с правым верхним квадрантом ("семья или племя"), но, тем не менее, в рассматриваемой группе, располагается группа азиатских и арабских стран: Тайвань, Таиланд, Япония, Корея, Иран, Ирак, Египет, Кувейт, Ливан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (далее ОАЭ) и др.

Данная модель управления имеет следующие особенности: высокая степень централизации принятия управленческих решений;

  • - низкая степень делегирования задач и функций;
  • - координация деятельности осуществляется сверху вниз;
  • - высокий уровень специализации;
  • - бюрократия;
  • - большое количество аналитических материалов;
  • - высокая пирамида власти;
  • - несмотря на высокую степень формализации имеет место большая роль личных неформальных связей;
  • - авралы и героизм как часть организации работы;
  • - большая важность статуса и должностей;
  • - жесткая система контроля.
(1928-10-03 ) (90 лет)

Герт (Герард Хендрик) Хофстеде (нидерл. Geert (Gerard Hendrik) Hofstede ; род. 3 октября (1928-10-03 ) , Харлем , Нидерланды) - нидерландский социолог , предложивший совокупность показателей, определяющих культурные характеристики различных народов на основе исследований, проведённых в 1960-е-70-е годы.

Работы Герта Хофстеде

Показатели, как правило, оцениваются от 0 до 100 баллов (иногда встречаются показатели, выходящие за эти рамки).

Исследования были опубликованы в двух работах Хофстеде - «Последствия культуры» (1980) и «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трёх регионах» (1983). Для исследования применялся анкетный опрос работников компании «IBM » в различных странах. Всего в опросе приняли участие 116 тысяч человек. Ответы оценивались по пятибалльной шкале, затем вычислялась средняя оценка. На основе средней величины по каждому показателю вычислялся свой индекс: из средней величины вычиталось число 3, полученный результат умножался на 25 и к нему добавлялось число 50, то есть ответы переводились из пятибалльной шкалы в стобалльную. Данные по СССР были вычислены не по стандартному методу, а на основе косвенных измерений. Позже список стран был расширен до 70.

Оценка производилась по пяти параметрам:

  1. Дистанцированность от власти - восприятие власти, степень, с которой наделённые относительно меньшей властью члены общества, института или организации ожидают и допускают неравномерность распределения власти; для культур с большой дистанцированностью от власти (арабские страны, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Россия) характерно восприятие власти как наиболее важной части жизни, преклонение перед начальством; для культур с малой дистанцированностью от власти (Австрия, Дания, США, Германия) характерно построение отношений на основе равенства, уважения к личности.
  2. Обособленность (индивидуализм) - как противоположность сплочённости (коллективизму) - тяготение к личностным целям, осознание себя как «я», защита частных интересов, связи между отдельными личностями, не обремененными сильными обязательствами действовать совместно (США); для коллективистской культуры (Латинская Америка) присущи групповые цели, осознание себя как «мы», поддержание отношений, норм.
  3. Напористость - нацеленность на достижение результата любой ценой; страны с большим значением этого показателя относят к «мужскому типу» (Япония, Италия, Австрия, Мексика, Филиппины), для них характерны такие качества как соперничество, уверенность в себе, целеустремлённость, приверженность материальным ценностям; страны с низким значением (Дания, Норвегия, Швеция) - к «женскому типу», для них характерны почитание взаимоотношений, культурных ценностей, забота о качестве жизни.
  4. Избегание неопределённости (неприятие неопределённости) - степень восприятия и реагирования на незнакомые ситуации; для стран с большим значением показателя избегания неопределённости типично недопущение неопределённых, неясных ситуаций, стремление к установлению чётких правил поведения, доверие традициям и устоям, склонность к внутригрупповому согласию, нетерпимость по отношению к людям с иной жизненной позицией, образом мышления; для стран с низким показателем избегания неопределённости характерно проявление личной инициативы, приемлемость риска, спокойное принятие разногласий, иных точек зрения.
  5. Стратегическое мышление (краткосрочная или долгосрочная ориентация на будущее) - ориентированность на решение стратегических, долгосрочных целей, желание заглядывать в будущее; опрос по данному показателю проводился в 1980-е годы в сотрудничестве с Майклом Бондом среди студентов из 23 стран; для культур с большими значениями этого параметра (Юго-Восточная Азия) характерны расчётливость, упорство в достижении целей, стойкость, для культур с малым значением (Европа) - приверженность традициям, выполнение социальных обязательств.
  6. Допущение (или индульгенция) по сути является мерой счастья; степень удовлетворяются простых радостей жизни; общества с высокими показателями допущения определяется как «позволяющие относительно свободное удовлетворение основных и естественных человеческих желаний, связанных с наслаждением жизнью и получением удовольствий. Низкие показатели по данному параметру характеризуют «общества, которые контролирует удовлетворение потребностей и регулирует его с помощью строгих социальных норм"; "допускающие" общества осознают собственный контроль над своей жизнью и эмоциями; "сдержанные" общества полагают, что на их жизнь и эмоции оказывают влияние другие факторы.

Г. Хофстеде родился 3 октября 1928 г. в Харлеме, Нидерланды. Герт Хофстеде имеет степень магистра по технологии машиностроения и доктора философии по социальной психологии. Его профессиональная биография связана как с промышленностью, так и с академической сферой.

Уолл Стрит Джорнал в мае 2008 года включил Геерта Хофстеде в двадцатку наиболее влиятельных интеллектуалов в сфере бизнеса. Хофстеде выступал с лекциями в Гонконге, на Гавайях, в Австралии и Новой Зеландии. Он является почётным доктором семи европейских университетов, членом Академии менеджмента и Академии международного бизнеса в США, почётным членом Международной ассоциации кросс-культурной психологии.

Его называют "отцом" этнометрии - направлении этносоциальных исследований, в котором анализируются ментальные характеристики различных этнических групп с использованием формализованных (математических) методов. Он первым начал собирать количественные базы данных; разработанная им методика и сейчас наиболее популярна.

В 1965 году Хофстеде основал научно-исследовательский отдел IBM (который он возглавлял до 1971 года). В период с 1967 по 1973 года, он провел большое исследование особенностей национальных ценностей и различий между странами по всему миру. Он сравнил ответы на один и тот же опрос 117 тысяч сотрудников IBM из разных стран. Вначале он сосредоточил свои исследования на 40 крупнейших странах, а затем расширил список до 50 стран и 3 регионов (в то время, вероятно, это была международная база данных с самой большой выборкой). Ответы оценивались по пятибалльной шкале, затем вычислялась средняя оценка. На основе средней величины по каждому показателю вычислялся свой индекс: из средней величины вычиталось число 3, полученный результат умножался на 25 и к нему добавлялось число 50, то есть ответы переводились из пятибалльной шкалы в стобалльную. Данные по СССР были вычислены не по стандартному методу, а на основе косвенных статистических данных. Позже список стран был расширен до 70. Теория была одной из первых количественных теорий, которые могут быть использованы для объяснения наблюдаемых различий между культурами.

Этот первоначальный анализ выявил систематические различия в культурах разных национальностей, которые были классифицированы по четырём основным параметрам: дистанция от власти (PDI), индивидуализм (IDV), избегание неопределенности (UAI) и ориентация (MAS), которые описаны ниже. Как Хофстеде объясняет на своем академическом сайте, эти измерения рассматривают «четыре антропологические проблемные области, с которыми различные общества работают по-разному: способы борьбы с неравенством, способы справиться с неопределённостью, отношения индивида с её или его основной группой, и эмоциональные последствия у родившихся девочкой или мальчиком».


Исследования были опубликованы в двух работах Хофстеде - «Последствия культуры» (1980) и «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трёх регионах» (1983). В 1984 году он опубликовал книгу «Значение культуры», которая сочетает в себе статистический анализ из обзорного исследования с его личным опытом.

Для того, чтобы подтвердить предварительные результаты исследования IBM и распространить их на различные популяции, в период с 1990 по 2002 годы было успешно проведено шесть последующих кросс-национальных исследований. Они охватывали от 14 до 28 стран, среди опрашиваемых были пилоты коммерческих авиалиний, студенты, руководители государственных служб, потребители «рынка» и представители «элиты». Объединённые исследования установили оценочные значения по четырём измерениям в общей сложности в 76 странах и регионах.

В 1991 году Майкл Харрис Бонд (англ. Michael Harris Bond) и его коллеги провели исследование среди студентов в 23 странах, используя инструмент, разработанный вместе с китайскими работниками и менеджерами. Результаты этого исследования показали Хофстеде, что необходимо добавить новое пятое измерение к модели: долгосрочная ориентация (LTO), первоначально названная «конфуцианский динамизм». С учетом новых исследований Хофстед разработал новый вариант своей методологии - "Модуль исследования ценностей 1994" (Value Survey Module 1994 - VSM 94), краткую анкету из 20 основных вопросов (по четыре на каждый из пяти культурных показателей). Именно она в основном использовалась последователями Хофстеда. Совсем недавно появилась новая версия методики - "Модуль исследования ценностей 2008" (VSM 08).

В 2010 году в обследование были включены 93 страны - благодаря тому, что Майкл Минков (англ. Michael Minkov) использовал методику Хофстеде в рамках World Values Survey. В ходе исследований были уточнены некоторые из первоначальных значений и проведено различие между данными по странам и индивидуальными данными. Это исследование также помогло Хофстеде идентифицировать шестое последнее измерение - допущение.

В Хофстедовой методике рассчитывались индексы пяти ментальных ценностей:

· индивидуализм;

· дистанция власти;

· избегание неопределенности;

· маскулинность;

· долгосрочная ориентация (первоначально этот показатель называли "конфуцианским динамизмом").

Каждая из исследованных по Хофстедовой методике страна получает числовые оценки по этим пяти измерениям, которые варьируются обычно в интервале от 0 до 100. В таблице показаны Хофстедовы индексы по некоторым странам; общее число стран, изученных по его методике, сейчас составляет порядка 60.

Индивидуализм (IDV) - это показатель того, что предпочитают люди - заботиться только о себе и собственных семьях, либо объединяться в некие группы, которые несут ответственность за человека в обмен на его лояльность группе.

Для того, чтобы выявить данный показатель Хофстеде проводил опрос с помощью следующих вопросов:

Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее важны, чем групповые, а связи между отдельными личностями не обременены жесткими обязательствами действовать совместно. (Hofstede G. Culture"s Consequences: International Differences in Work-Related Values. L.: Beverly Hills, 1980)

Ячейкой индивидуалистических культур выступает нуклеарная семья, в которой детей приучают быть самостоятельными, полагаться на свои силы. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными. Здесь люди проявляют изначальную заинтересованность в сплоченных группах. Лояльность к группе - одна из важнейших ценностей; прямое противостояние не приветствуется, так как нарушает общую гармонию.

Дистанция власти (PDI - Power Distance), или дистанция по отношению к власти, - это параметр, описывающий готовность людей принимать неравномерность распределения власти в институтах и организациях.

МАЛАЯ ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ БОЛЬШАЯ ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ
Неравенство в обществе должно быть минимизировано Неравенство в обществе поощряется
Нет зависимости людей, необладающих властью от людей, обладающих властью Люди, обладающие меньшей властью должны быть зависимы в высокой степени от людей, обладающих властью
Родители рассматривают детей как партнеров Учителя обучают детей послушанию
Дети не играют роли в обеспечении безопасности старости родителей Дети – источник обеспечения безопасности старости родителей.
Учителя ожидают от учеников в классе инициативы Учителя берут инициативу в свои руки
Качество обучения зависит от коммуникации учитель – ученик и от совершенства учеников Качество обучения зависит от совершенства учителя
Политика обучения фокусируется на средних школах Политика обучения фокусируется на университетах

As the aphorism goes, “Power

tends to corruption, and absolute

power corrupts absolutely.”

В культурах с высокой дистанцией власти власть рассматривается как наиболее важная часть жизни. Акцент делается на принудительную власть, а подчиненные и руководители находятся на двух разных ее полюсах, что воспринимается как естественный порядок вещей. Соответственно в обществе принято демонстрировать уважение и проявлять послушание в отношениях с вышестоящими на иерархической лестнице. Критика, конфронтация и неподчинение не поощряются. В культурах с низкой дистанцией власти преобладает мнение, что основная определяющая власти - это ее компетентность. Следовательно, и отношения между членами сообщества строятся на уважении к личности и равенстве, а неравенство в отношениях "начальник-подчиненный" не будет одобряться. Здесь каждый может свободно высказывать свое мнение вне зависимости от того, является ли оно критическим или нет и совпадает ли оно с мнением власть предержащих. Результатом таких довольно близких взаимоотношений становится меньшая формализованность взаимосвязей.

Избегание неопределенности (UAI - Uncertainty Avoidance) - показатель того, насколько люди терпимы к неопределенным ситуациям, пытаются уклониться от них посредством выработки четких правил, веря в абсолютную истину и отказываясь терпеть девиантное поведение.

Представители культур с высоким уровнем избегания неопределенности ориентируются на четкие правила. Они отличаются потребностью к формализованным указаниям и нормам поведения, высоким уровнем тревожности, лихорадочностью в работе или "авральностью", склонностью к внутригрупповому согласию, а также низкой толерантностью к людям или группам с отличающимися идеями или поведением. Эти культуры больше сопротивляются любым изменениям и мало склонны к риску. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности,напротив, принято толерантное отношение к ситуациям неопределенности. Люди в сложных ситуациях импровизируют и проявляют инициативу, характеризуются большей склонностью к риску. В странах с такой культурой наблюдается негативное отношение к введению строго формализованных правил, поэтому они устанавливаются только в случае большой необходимости. В целом люди здесь считают, что они способны решать проблемы и без детальных формальных правил. Будущее потенциально несет в себе много неопределенностей. Для того чтобы избавиться от страха, люди создают условия, которые обеспечивают им большую защищенность и стабильность (например, технологии помогают управлять природой, правила и законы определяют поведение человека в обществе, а религия – это способ контроля над будущим, которое определяют высшие, сверхъестественные силы).

Чувство неопределенности не является исключительно личной характеристикой человека, частично оно разделяется и другими членами общества. Степень, в которой люди стараются справиться с неизвестными аспектами будущего, определяется культурой. Некоторые общества настраивают своих членов на принятие неопределенности, другие – на попытки их контролировать. Как следствие, стиль поведения человека в одном обществе может оказаться неприемлемым в другом.

Исследования, проведенные различными учеными, показали, что существуют косвенные показатели степени избегания неопределенности в стране. Например, статистика самоубийств (чем выше степень избегания неопределенности, тем выше показатель смертности); среднее потребление калорий в день (чувство беспокойства вызывает стресс и человек начинает больше есть); количество психических заболеваний (из-за низкого уровня беспокойства человек впадает в уныние и скуку); употребление кофеина (кофе и чай оказывают стимулирующее действие, поэтому их больше употребляют в странах с низким уровнем избегания неопределенности); или скорость вождения (в странах с низким уровнем избегания неопределенности люди не испытывают срочности и неотложности сделать что-то, поэтому и ездят довольно медленно).

В культурах с высоким уровнем неопределенности люди отличаются эмоциональностью, агрессивностью и активным образом жизни (примером служит бешеный темп жизни американцев, которые постоянно куда-то торопятся, всегда чем-то занимаются). Представители культуры с низким уровнем неопределенности характеризуются спокойствием, терпимостью, беззаботностью, а также медлительностью и относительной ленью (например, Ямайка, где время течет медленно, и где можно никуда не торопиться).

К станам с низкой степенью избегания неопределенности относятся Великобритания, Дания, Скандинавские страны (кроме Финляндии). К странам с высокой степенью – Германия, Бельгия, Япония, латиноамериканские страны.

Рассмотрим, как культура влияет на формирование системы ценностей человека в странах с сильной и слабой степенью избегания неопределенности через такие социальные институты как семья, школа и работа.

Первое, чему учат ребенка в семье, это уметь различать, что такое хорошо, и что такое плохо. В зависимости от культуры различается понимание о правильности и неправильности. В странах с сильным уровнем избегания неопределенности четко известно, что хорошо и что плохо, что опасно, а что не опасно, что можно, а что нельзя. Закрепление правил и процедур способствует снижению неясность и непредсказуемости. Все, что отличается от установленных норм – опасно, потому что создает неопределенность. Жесткое разграничение на плохое и хорошее также переносится и на людей. Именно в семьях зарождается чувство расизма. Детей учат тому, что существуют люди определенной категории, которые опасны, и их надо избегать. Человек чувствует себя защищено, если он знает, что его окружают только «хорошие» люди, которые не причинят ему вреда. С самого раннего возраста ребенка чувствует потребность в формализованных указаниях и нормах поведения.

Совсем иное поведение наблюдается в странах со слабой степенью избегания неопределенности. Занятия не структурированы, т. е. учитель приходит на занятия без прописанного плана работы (конечно, он готовится к урокам, продумывает ход занятия, но не рассчитывает, сколько времени уйдет на ознакомление с новой темой, сколько на ее обсуждение и на выдачу домашнего задания). На уроках идет диалог между преподавателем и учениками, некоторые вопросы рассматриваются более подробно в зависимости от заинтересованности учащихся. Студентам нравится выполнять разнообразное домашнее задание. Родителей пытаются вовлечь в процесс обучения своих детей: учителя интересуются, какие у них есть предложения и идеи, обсуждают, как лучше воспитать ребенка.

Считается нормальным, если учитель скажет: «Я не знаю ответа на вопрос», потому что его задача не знать все, а помочь студенту в процессе обучения, направить его. Можно не соглашаться с мнением учителя и спорить с ним. Правильных ответов на вопрос может быть несколько, приветствуется оригинальность.

Потребность в формализованных указаниях и стремление максимально устранить двусмысленные ситуации в культурах с сильной степенью избегания неопределенности продолжается и на рабочем месте. Потребность в правилах и законах психологическая – с самого детства люди привыкли жить в структурированном обществе. Как работники, так и руководители действуют согласно инструкциям и правилам. Инструкции пишутся практически на всё, это помогает контролировать рабочий процесс, следить за структурой организации, что позволяет предугадывать будущие события, максимально избегать неопределенные ситуации. Немцы, например, ненавидят недоразумения, а любят содержательность, детальность и ясность. «Подробно ознакомившись с правилами и процедурами, принятыми в немецких организациях, вы и сами должны отдавать твердые и недвусмысленные распоряжения. Если вы хотите, чтобы нèчто было написано черными, а не синими чернилами, вам следует сказать об этом прямо» .

«Стремление упорядочить все и вся пронизывает все стороны немецкой жизни, является источником большинства их национальных достоинств и недостатков. Иностранные журналисты делятся «страшными» историями из повседневной жизни немцев: один был постоянно порицаем хозяйкой за нежелание развешивать постиранное белье по порядку и размеру, делая это совершенно хаотично; другого терроризировали соседи за нестриженый газон, попытки же подстричь его приводили к новым жалобам, так как делать это в выходные оказалось запрещено. В Германии издается специальный дорожный справочник пробок, подробно описывающий, где и в какое время их надо ожидать. Вот только пробки далеко не всегда поддаются упорядочиванию, иногда возникая стихийно, и это страшно раздражает немцев. Эти «несанкционируемые» пробки даже получили особое название – «пробки ниоткуда», и на изучение этого феномена выделены большие государственные субсидии» .

Потребность в соблюдении законов и инструкций иногда способствует возникновению бессмысленных и противоречивых ситуаций. Так, например, «В Йемене суд приговорил покойного главного редактора оппозиционной газеты к 80 плетям. Как сообщает РИА «Новости», дело было возбуждено в 1997 году по иску крупного религиозного деятеля, который обвинил газету «Аш-Шура» – орган оппозиционного Союза народных сил в диффамации – распространении порочащих сведений.

Тогда, четыре года назад, главный редактор Абдалла Саид был приговорен к выплате штрафа и 80 плетям, а выпуск газеты приостановлен на полгода. Учитывая возможный общественный резонанс, Саид сам вызвался явиться на порку, однако выполнение приговора было отложено. Год спустя Саид ушел с поста главного редактора, а в следующем году скончался. Однако это не помешало суду поручить Генпрокуратуре выполнить решение четырехлетней давности именно сейчас» .

Для немца закон также выше здравого смысла. «Английский журналист однажды в 2 часа ночи стал свидетелем несчастного случая: переходившего совершенно пустую дорогу пешехода сбила внезапно появившаяся машина. После того как пострадавшего увезли в больницу, слегка потрясенный происшедшим журналист поинтересовался, что же теперь будет. Немецкий полицейский ответил: «Ничего особенного, если выживет, заплатит штраф 50 марок, он ведь переходил дорогу в неположенном месте» .

В странах со слабой степенью избегания неопределенности формальные инструкции сводятся к минимуму. Многие, например, потрясены тем, как дисциплинированно и аккуратно стоят в очереди на автобусы или в магазины британцы. На самом деле, в Великобритании не существует никаких инструкций, указывающих как надо себя вести в очередях, поведение британцев основано на общественной привычке. В странах со слабой степенью избегания неопределенности правила устанавливаются только в том случае, когда без них нельзя обойтись. Интересено, что, хотя в обществе с низким индексом избегания неопределенности законы пишутся только в крайних случаях, к ним относятся с большим уважением, чем в обществе с высоким индексом избегания неопределенности.

Спокойное поведение представителей культуры со слабой степенью избегания неопределенности отражается на процессе работы. Люди работают спокойно и систематично. Ими движет скорее не внутренняя мотивация к действию, а необходимость, поэтому в управлении иногда необходимо давление. Это не значит, что работники ленивые и их необходимо заставлять работать. Персонал ответственно подходит к выполнению поставленных задач и к достижению целей компании. Но чувство уверенности в завтрашнем дне и спокойное отношение к неопределенностям создают атмосферу расслабленности. Представители культуры с низким уровнем избегания неопределенности не следят за временем, любят расслабиться и отдохнуть. Человек живет сегодняшним днем и не обеспокоен тем, что будет завтра. Аккуратности и пунктуальности можно научиться, но такое поведение не естественно для представителей данного типа культуры.

В обществе с высоким индексом избегания неопределенности люди много работают, потому что заботятся о будущем. Трудолюбие персонала способствует высокой производительности компании. Японцы, например, полностью отдаются работе и стремятся к достижению целей компании. Чем больше свободного времени, тем больше неопределенности, поэтому люди постоянно заняты каким-нибудь делом. Каждая секунда на счету, ведь время – это деньги. Потребность в правилах способствует аккуратному и пунктуальному поведению рабочих, скрупулезности в выполнении порученных заданий, высокому уровню дисциплины. А, следовательно, облегченны формы контроля за рабочим процессом. Люди стараются выстроить хорошие отношения со своими коллегами, так как это создает чувство защищенности и безопасности.

Хофстеде провел исследование и проанализировал, на что ориентируются топ менеджеры в разных странах при управлении компанией. Оказалось, что в странах со слабой степенью избегания неопределенности (например, Великобритания) менеджеры в основном занимаются стратегическим управлением и не уделяют должного внимания повседневным задачам. Самое главное для них – определить основные задачи. А в странах с сильной степенью избегания неопределенности (например, Франции и Германии) менеджеры, наоборот, нацелены на повседневное оперативное управление, руководители концентрируются на частных вопросах и деталях, они должны знать все мелочи. Это обусловлено тем, что стратегическое управление связано с неопределенностью, с риском и требует большей ответственности, чем оперативное управление.

Хофстеде разделяет инновационные культуры (которые создают новые идеи) и реализовывающие культуры (которые обеспечивают выполнение этих идей). К первому типу относятся страны со слабой степенью избегания неопределенности, ко второму – страны с сильной степенью избегания неопределенности. Это разделение обусловлено тем, что, хотя в странах с низким индексом избегания неопределенности поощряют нововведения и инновационные идеи, здесь труднее полноценно внедрить эти идеи. Для этого необходимы такие черты характера, как детальность, точность, размеренность, что скорее присуще странам с высоким индексом избегания неопределенности. «В Великобритании (слабый индексом избегания неопределенности) больше нобелевских лауреатов, но Япония (сильный индексом избегания неопределенности) выпускает больше продуктов на мировой рынок» . Это обусловлено тем, что японцы восприимчивы к новым идеям и ориентированы на быстрое их внедрение. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы, массово скупают патенты и лицензии. Инновация – основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.

В табл. 39 представлены основные различия между странами с сильной и слабой степенью избегания неопределенности в отношении семьи, школы и работы.

В зависимости от того, к какому типу культуры принадлежит страна, население по-разному относится к работе государственной власти. Чем меньше степень избегания неопределенности, тем больше люди доверяют властям. В странах с низким индексом избегания неопределенности граждане уважают правительство и верят, что могут повлиять на политические решения посредством проведения митингов или протестов.

В странах с сильной степенью избегания неопределенности люди чаще испытывают негативные чувства по отношению к политикам и не доверяют работе властей. Население страны не верит, что простые люди могут повлиять на политические решения. Более того, принято, что действия властей правильны по определению. Граждане полностью зависят от государства. Поэтому не приветствуется проведение бойкотов, голодовок или демонстраций. Граждане должны носить с собой удостоверение личности, которое они обязаны предъявлять представителям власти для опознания. В обществе сильна потребность в порядке. Законы в таких странах очень тщательно прорабатываются. На все должны существовать правила (как формальные, так и неформальные). Молодым политикам обычно не доверяют. В странах с высоким индексом избегания неопределенности нередко появляются подпольные экстремистские политические партии (так как их официальную деятельность запрещает государство), которые прибегают к терроризму.

В качестве одного из способов ограничения неопределенности служит политическая идеология. В странах с высоким индексом избегания неопределенности сложившаяся политическая идеология не приемлет другие политические взгляды, в странах с низким индексом избегания неопределенности они приемлемы.

Маскулинность (MAS - Masculinity) - это оценка склонности людей к напористости и жесткости, сосредоточенности на материальном успехе в ущерб интересу к другим людям.

Культура считается мужественной, если в обществе половые роли мужчин и женщин четко разделены, т. е. мужчины жесткие, агрессивные, сфокусированы на материальном успехе и победе, а женщины скромные, нежные и сосредоточены на обеспечении качества жизни и морального комфорта в семье.

Женственность – характерная черта общества, в котором различие половых ролей несущественно, т. е. и мужчины, и женщины могут быть в одинаковой мере сосредоточены и на материальном успехе, и на обеспечении качества жизни

Речь идет о том, являются ли наиболее важными "мужские" (типа "настойчивость", "самоуверенность", "успех и конкуренция") или "женские" ("жизненные удобства", "поддержание теплых личных отношений", "забота о слабых", "солидарность", "скромность") ценности. В обществах с повышенным показателем маскулинности социальные роли мужчин и женщин резко различаются. Там считается общепринятой ориентация мужчин на материальный успех и жесткость в занимаемых позициях в противоположность женским ценностям, среди которых главное место занимают скромность и чуткость. В культурах такого типа приветствуются конкурентная борьба, соревновательность и стремление победить. В работе приоритет отдается результату, а награждают по принципу реального вклада в дело. В феминных культурах ролевым различиям между мужской и женской частью населения не придается большого значения. Более того, и те и другие демонстрируют большое сходство в занимаемых позициях и во взглядах. Особое внимание со стороны всех членов общества уделяется скорее духовным, чем материальным ценностям - таким как: поддержание взаимоотношений между людьми, забота о ближних, внимание к человеку. Предпочтительным путем разрешения конфликтов считается поиск компромисса, а награждение за труд происходит по принципу равенства.

Рассмотрим конкретную ситуацию. «Один молодой голландский инженер решил устроиться на работу в американскую компанию. Он с отличием окончил хороший университет, имел трехлетний стаж работы в очень известной голландской фирме, активно участвовал в общественной жизни. Инженер отправил в американскую компанию короткое резюме и был приглашен на интервью. На интервью он вёл себя вежливо и скромно, как, по его мнению, должен вести себя всякий соискатель, и ожидал, что ему будут задавать вопросы, которые должны выяснить уровень его квалификации. К его удивлению, американский менеджер задал ему очень мало вопросов, по поводу его квалификации. Вместо этого он задавал частные производственные вопросы, используя английские специальные термины, которых голландский инженер не знал и, соответственно, не мог понять смысл вопросов. Это были вопросы, которые он мог освоить в течение пары недель, если бы его приняли на работу.

Через полчаса после весьма неприятной беседы американский менеджер сказал: "Извините, но Вы нам не подходите"» .

Почему американский менеджер отказал голландскому инженеру. Дело в том, что американцы и голландцы имеют примерно одинаковые показатели индекса дистанции власти и индекса индивидуализма, но они отличаются по индексу мужественности. В системе ценностей деловой культуры Америки (где преобладают мужественные начала) считается важным показывать себя во всей красе. Поэтому в резюме они всегда подчеркивают свои выдающиеся способности, указывая все возможные премии, награды и членства в различных объединениях. На интервью американцы ведут себя самоуверенно. Американские менеджеры знают, что надо критически оценивать значение информации, которая написана в резюме и которую они слышат во время интервью.

В Нидерландах, где преобладает женственная культура, считается, что надо вести себя скромно, без пафоса. Голландцы обычно пишут скромные и небольшие резюме, чтобы не показаться хвастунами. Они рассчитывают, что смогут показать уровень своих знаний во время интервью, отвечая на вопросы. Из-за разности систем ценностей голландцев и американцев произошло межкультурное недопонимание. Голландский инженер не смог доказать американцу собственную ценность, поэтому не был принят на работу. Для того, чтобы избежать недопонимания и конфликтов, повысить эффективность управления, необходимо учитывать культурные особенности поведения людей в разных странах.

Рассмотрим, как формируется система ценностей в мужественных и женственных культурах на трех основных этапах «коллективного программирования» сознания: в семье, школе, на работе. Именно в семье начинает формироваться мировоззрение человека. В каждой культуре существуют свои традиции воспитания детей. Ребенку внушаются культурные стереотипы мужественности и женственности, принятые в обществе. Большое влияние на ребенка оказывает то, как распределены роли мужа и жены в семье. Поведение родителей влияет на формирование определенной системы ценностей ребенка, на установление различий между ролями мальчиков и девочек в обществе.

В мужественных странах принято разграничивать роли родителей. Муж – кормилец семьи, он строгий и редко показывает свои чувства. Жена должна вести себя покорно, поддерживать дома уют и гармоничные отношения. Она обращает внимание на чувства, проявляет нежность и сожаление. В такой модели отношений, мальчики растут самостоятельными и напористыми, они не должны плакать, но могут драться, чтобы показать силу и отстоять свою позицию. Девочки добрые и заботливые, они очень чувственные и нуждаются в защите. Сын помогает отцу, а дочь – матери.

В женственных странах нет четкого разделения ролей родителей. Они оба заботятся и о качестве жизни, и о взаимоотношениях в семье. Поэтому сын может спросить у матери совета, как правильно забить гвоздь, а дочь может подойти к отцу, и рассказать ему о своих трудностях, рассчитывая на поддержку и понимание.

Следует учитывать, что на отношения родителей и детей также влияет и дистанция власти, и уровень индивидуализма. Поэтому не исключена возможность того, что в женственной культуре будет присутствовать неравенство между полами, а в мужественной отец будет более чувственным, а мать более строгой.

Общие ценности, свойственные определенному полу, закладываются в самом раннем возрасте. Исследования Хофстида показывают, что в мужественных культурах детей учат честолюбию, соперничеству, амбициозности. Человек должен стремиться стать лучшим, добиваться успеха благодаря собственным усилиям. Примером того, как в мужественных культурах восхищаются сильными людьми, являются герои голливудских фильмов (например, «Бэтмен», «Рембо», «супермен» и т. д.).

В женственных культурах учат скромности и послушанию, дети помогают родителям. Человек должен поддерживать гармоничные отношения с окружающими, следовать моральным и этическим нормам поведения. Даже в кинематографе принято симпатизировать побежденным и антигероям, а не восхвалять героев-одиночек, проявляющих невероятную отвагу в борьбе за правду и свои интересы (например, в России обычно симпатизируют Остапу Бендеру – главному персонажу произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», а в современном обществе довольно популярен бандит Саша Белый из сериала «Бригада»).

В школе продолжается формирование системы ценностей ребенка. В странах с мужественной культурой ценятся лидеры, лучшие ученики. Если ты не преуспел, не выделился из толпы, то это равносильно катастрофе («В странах с большим уровнем мужественности, например, в Японии и Германии, газеты ежегодно публикуют отчет о студентах, покончивших жизнь самоубийством из-за того, что они провалились на экзаменах» ). В школе в основном преподают женщины, а в университете – мужчины. Учителя ценят за мастерство и академические знания.

В странах с женственной культурой ученики не хотят выделяться, лучше быть как все. Совершенно нормально быть неуспевающим в школе. Студенты не стремятся к достижению высоких результатов, потому что это не самое важное, чему надо научиться в школе. Главное – научиться адаптироваться к обществу, поддерживать хорошие отношения в коллективе. Поэтому и учителя ценятся за социальные качества и дружелюбие. А мужчины наравне с женщинами могут преподавать в младших классах школы.

Тип культуры влияет на то, какие специальности выбирают юноши и девушки, поступая в университет. В мужественных странах специальности разделяются в зависимости от того, какой тип поведения свойственен определенному полу. Например, педагогику в основном выбирают женщины (потому что это специальность, требующая умения общаться с детьми), право и инженерное дело выбирают мужчины (так как это специальности, требующие жесткости и технических навыков). Будущую профессию студенты выбирают в зависимости от размера будущего дохода или, по крайней мере, видимой пользы. В женственных странах социальные роли мужчин и женщин не разнятся. На одних и тех же специальностях учится примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Выбор будущей профессии определяет не стремление к деньгам, а заинтересованность в определенном предмете.

Хофстид выделяет следующие аспекты, которые наиболее важны для представителей мужественных и женственных культур при выборе работы .

Для мужественных культур:

1. Заработок. Люди стремятся к работе с высокой зарплатой.

2. Осознание своих заслуг при выполнении определенной работы.

3. Возможность профессионального роста, выполнения более сложной работы.

4. Стремление к работе, которая даст чувство самореализации.

Для женственных культур:

1. Наличие хороших отношений с начальником.

2. Работа в дружном коллективе.

3. Важно жить в хорошем районе.

4. Уверенность в том, что вы не потеряете работу.

В мужественном обществе человек «живет, чтобы работать». Люди предпочитают работать в больших организациях. На работе приветствуются такие качества, как стремление к карьерному росту, соревновательность, напористость, самоуверенность, амбициозность. Каждый стремится добиться результатов и получить справедливое вознаграждение. Из-за внутренней борьбы за лидерство человек работает в условиях жесткой конкурентной среды.

В женственном обществе принято «работать, чтобы жить». Поощряется скромность в самооценке. Не приветствуется хвастовство и громогласность. В женственных культурах работа должна предоставлять больше возможностей для общения и оказания взаимопомощи. Для эффективной работы важна хорошая атмосфера в коллективе. Человек сконцентрирован на гармоничной семейной жизни, а не на материальном успехе (гораздо важнее провести время с семьей, чем сидеть допоздна на работе). В женственных странах люди предпочитают работать в небольших компаниях.

В зависимости от типа культуры, различают способы разрешения конфликтов. В странах с мужественной культурой, конфликты принято решать в споре, в борьбе: «пусть победит сильнейший». В странах с женственной культурой не принято выделять победителей и проигравших. Типичным методом разрешения конфликтов является проведение переговоров и принятие компромиссного решения.

Конкретная ситуация. «Российско-американское мебельное предприятие было создано на базе советской мебельной фабрики. Оно смогло вписаться в экономику переходного периода. Мебель пользовалась спросом, и ее сбыт приносил прибыль. Однако по мере роста конкуренции на мебельном рынке прибыльность предприятия стала падать. По решению акционеров на должность финансового директора (ФД) был назначен американский менеджер. Между ним и российским генеральным директором (ГД) произошел следующий диалог:

ФД: Старший инженер предприятия г-н Петров не справляется со своими функциями. Я предлагаю его уволить и взять на его место более молодого, грамотного и энергичного человека.

ГД: Иван Петрович Петров отработал на нашей фабрике почти 40 лет. Он считает наше предприятие своим вторым домом и предан ему. Его любят люди. Кроме того, он кристально честный человек. Конечно, он немолод и ему трудно идти в ногу со временем…

ФД: Агентство по рекрутменту уже предложило мне молодого кандидата. Он неудовлетворен условиями работы у нашего конкурента и готов, если мы заплатим ему больше, прийти к нам. Я навел справки – он очень грамотный и инициативный. За полтора года его работы у наших конкурентов объем продаж вырос почти на 30%.

ГД: Мне это не очень нравится. Во-первых, как можно просто так уволить старейшего работника. Это же конфликт. Кроме того, он старается. Просто у него не все получается. Давайте подумаем, как ему помочь. А в отношении Вашего кандидата: человек, который бежит за длинным рублем на другое предприятие, убежит и от нас. Зачем нам человек, на которого нельзя положиться?

ФД: Послушайте, но из-за того, что г-н Петров не справляется, наши акционеры теряют прибыль. Я уверен, что назначение на пост старшего инженера молодого и грамотного человека, с которым я встречался, принесет пользу фабрике, и будет соответствовать интересам акционеров» .

В деловой культуре российского руководителя преобладает женственность, а в культуре американского менеджера – мужественность. Первый не любит создавать конфликтные ситуации, поэтому против увольнения. Для него важнее сохранить гармоничные отношения со своими работниками, чем получить материальную выгоду. Российский управляющий эмоционально привязан к своему подчиненному. Целью деятельности американского менеджера является увеличение объема продаж и повышение прибыли. Ему важна продуктивность работника, а не его преданность компании. А так как г-н Петров не справляется со своими функциями, то его место должен занять более способный, лучший работник.

От типа культуры зависит способ принятия руководителем решений. В мужественной культуре менеджер решения принимает единолично, обращая внимание на факты. В женственных культурах менеджер действует более интуитивно. Для принятия решений ему необходимо посоветоваться, собрать совещание, комиссию.

Женственные и мужественные страны преуспевают в разных отраслях промышленности. Мужественные культуры преуспевают в производстве, особенно массовом, так как работают быстро и эффективно. Женственные культуры имеют преимущество в тех отраслях, где есть ориентация на людей: сфера услуг (например, туризм), производство, ориентированное на индивидуальные желания потребителя, а также переработка природных материалов.

Долгосрочная ориентация (LTO - Long Term Orientation) - показатель того, насколько общество проявляет прагматизм и стратегически ориентируется на будущее, в противоположность традиционализму и краткосрочной (тактической) ориентации.

В обществах с сильной долгосрочной ориентацией люди признают важность настойчивости, статусного принципа взаимоотношений, бережливости и чувства стыда. Все эти ценности способствуют предпринимательской активности. Так, упорство и настойчивость - это ключ к любой предпринимательской деятельности, гармоничная и устойчивая иерархия облегчает исполнение ролевых обязанностей, бережливость способствует накоплению капитала, который затем можно снова инвестировать в дело, и, наконец, чувство стыда заставляет людей быть более чувствительными к социальным контактам и стремиться выполнять взятые на себя обязательства. Низкий показатель конфуцианского динамизма, или краткосрочная ориентация,наоборот, тормозит предпринимательство. Стремление к устойчивости и стабильности при превышении определенной нормы препятствует инициативе, рискованности и гибкости, которые так необходимы предпринимателю в условиях постоянно меняющегося рынка. "Спасение лица", чрезмерное уважение традиций напрямую взаимосвязано с неприятием всякого рода новшеств. А взаимный обмен подарками, поздравлениями и покровительством - это ритуал, который больше внимания уделяет безукоризненности манер, чем выполнению поставленных задач.

Ценностные показатели по некоторым странам мира