Кто будет следующим премьер министром. Юмор и скандалы

Политолог Александр Шпунт - о том, какие кандидаты на пост премьер-министра России в 2018 году наиболее вероятны и какую до лжность создадут для Дмитрия Медведева

Забрать себе

Е сть общее экспертное мнение, что после выборов (будем исходить из того, что главным кандидатом и победителем на них станет Владимир Путин, если к нам не прилетят инопланетяне и не установят диктатуру рептилоидов) правительство получит нового премьера. Но не потому, что премьер не справился со своими задачами, по крайней мере с точки зрения Путина, и уже тем более не потому, что Медведев непопулярен — по недавним опросам , у премьера второй электоральный рейтинг в стране, в случае если Путин не идет на выборы. То есть он — единственная альтернатива, которую население видит как главу государства.

Таким образом, мнение о том, что премьера поменяют, не связано ни с его работой, ни с его политическим авторитетом. Просто в условиях, когда Путин находится у власти пятый срок — включая премьерский, — из политических соображений было решено провести другие масштабные обновления. Это в первую очередь состав губернаторов: напоминаю, что за год их сменилось 20, то есть каждый четвертый губернатор был отправлен в отставку. Во вторую очередь — изменения в кабинете министров.

Прежде всего это происходит потому, что изменяются курс и политическая повестка. Если предыдущий президентский срок главным образом прошел в борьбе с внешними угрозами и экономическими вызовами, связанными с падением цен на нефть и так далее, то следующий срок будет строиться вокруг перспектив развития России.

Логичной фигурой, которая могла бы возглавить судебную власть в стране, может стать Дмитрий Медведев

Так что сам факт обсуждения кандидатуры нового премьера абсолютно неудивителен. Не удивительны и те три фигуры, которые Bloomberg: Сергей Собянин, Эльвира Набиуллина и Денис Мантуров. Кстати, существуют разные списки, и только Собянин переходит из одного в другой из раза в раз. Остальные фигуры в списках меняются. Мантурова, например, раньше кандидатом в премьеры не называл никто. Набиуллину называли пару раз. Сам я не хотел бы давать прогноз, кто из этого списка наиболее вероятный кандидат, но еще раз обращаю внимание на популярность Собянина среди составителей таких списков. Впрочем, это совершенно не означает, что он гарантированно станет премьером.

Очень давно идет подготовка к созданию в России особой должности — председатель Высшего судебного присутствия. Суды — единственная ветвь власти, у которой нет единственного главы. Формально председатели Верховного, Арбитражного и Конституционного судов равны. Многие обыватели вообще считают, что Конституционный суд, как Верховный суд в Америке, главнее остальных. Но по Конституции это не так. Он имеет власть только в области трактовки законности и соответствия ее Конституции.

Потому и появилась идея создать Высшее судебное присутствие, которое объединяло бы все три суда. И логичной фигурой, которая могла бы возглавить судебную власть в стране, может стать Дмитрий Медведев. Он юрист, и у него есть опыт премьерства и президентства. Это мне кажется наиболее вероятным решением карьерного движения Медведева, если он продолжит политическую деятельность.

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, экономист:

Подчеркну слова "мне кажется". Я не собираюсь делать вид, что это - научный прогноз и что я особо осведомлен. Доказательств у меня нет. Легко могу ошибиться. Мое предположение - не более чем интеллектуальное упражнение. Давайте поупражняемся вместе, если любопытно.

Турчак - сын одного из старых питерских знакомых Путина. "Хозяин страны" стал делать ему карьеру еще в 2009 году, когда назначил 33-летнего Турчака губернатором. Это был один из самых молодых губернаторов России.

За 8 лет его проверили на умение формировать команду и держать удар. А больше ничего и не нужно.

Сегодня Турчака вернули на федеральный уровень, сделав секретарем Генсовета Единой России. С такого крупного поста федерального значения запросто можно назначать премьером. Фрадкова с Зубковым в свое время вообще бог знает откуда выкапывали.

Если Путин после 2024 года для сохранения власти захочет менять конституцию в сторону парламентской республики, где он будет бесконечным премьером, как Меркель в Германии, то ему уже сегодня понадобится усилить (хотя бы внешне) партийный характер правительства. Поэтому глава партии власти возглавит его.

По возрасту Турчак идеально вписывается в общую линию на омоложение кадров. Глава кремлевской администрации Антон Вайно лишь на 3 года его старше. Одно поколение.

То, что на Турчаке, возможно, висит криминал, не мешает, а даже помогает. Я не знаю и не собираюсь сейчас выяснять, виноват ли он в чем-то. Но если есть проблемы, то иметь премьера, висящего на крючке, для Путина лучше всего. Не будет оспаривать лидерство у стареющего шефа. Путин ведь всегда назначает таких премьеров, которые по разным причинам не могут быть ему серьезными конкурентами.

Да и фамилия у Турчака не лучшая для того, чтобы стать вместо Путина отцом нации.

В общем, карманный премьер, который должен выполнить определенные поручения хозяина. А "башни Кремля", боровшиеся за то, чтоб съесть Медведева, останутся с носом. Нормальная логика автократа - тасовать "преемников", так чтоб никто реально к нему не приблизился.

И не надо мне говорить про развал Псковской области и про неспособность Турчака поднять экономику. Задачи поднимать ее давно уже не стоит. Правительство для другого существует.

Впервые: https://www.facebook.com/dtravin61

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Нынешний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не сможет возглавить правительство «четвертого срока» Владимира Путина из-за высокого антирейтинга – лидер государства не станет рисковать поддержкой народного большинства. Такое мнение в интервью РИА «Новый День» высказал директор Института актуальной экономики, лидер общественно-политического движения «Новая Россия» Никита Исаев .

По его мнению, состав нового кабинета министров частично будет зависеть от результатов на выборах кандидата от партии КПРФ Павла Грудинина .

«Формирование (нового) кабинета министров, в первую очередь, будет определяться фигурой будущего председателя правительства. Формирование нынешнего правительства, я имею ввиду блок, не относящийся напрямую к президенту – силовой, международные отношения и так далее, – происходило в рамках кадрового решения именно председателя правительства. Если Медведев остается, тогда, я думаю, что серьезных изменений не будет», – сказал Исаев.

С его точки зрения, если Медведев снова возглавит правительство, возможные «точечные изменения» в результате «боев между башнями Кремля».

«Мы видим жестокие бои по медицине, куда активно хочет вернуться Голикова (Татьяна Голикова – председатель Счетной палаты РФ) со своим влиянием. Видим атаки на «Роскосмос» по линии группы Рогозина (Дмитрий Рогозин – вице-премьер РФ). Здесь и министерство промышленности и торговли. Видим атаки по линии образования. Возможны точечные изменения», – считает Исаев.

Однако, по его мнению, сейчас есть серьезные основания полагать, что после выборов Медведев все-таки покинет свой пост. «У него слишком невысокий уровень доверия среди населения. А для Путина в новом цикле это будет, на мой взгляд, важно. Крымский консенсус определенным образом исчерпан, ситуация в международной повестке не столь однозначная, чтобы доносить ее до общества в качестве победы. Лояльность общества для Путина будет иметь важное значение», – подчеркнул Исаев.

По его оценке, Медведев во многом «забрал на себя высокий антирейтинг» в связи с «экономическими провалами» последних шести лет.

«С этим антирейтингом ему сложно будет оставаться на этой позиции. Но думаю, что в политической системе он останется и, возможно, будет претендовать на роль преемника Путина. Я не думаю, что это будет называться тандемом, но то, что он будет одним из потенциальных преемников и основных акторов в транзите власти – очевидно», – отметил Исаев.

По его мнению, новое правительство возглавит «свежая фигура с меньшим антирейтингом».

«В связи с этим я думаю, что правительство все-таки претерпит определенные изменения. Будет меньше медведевских ставленников, я имею ввиду таких, как Дворкович (Аркадий Дворкович – вице-премьер), нелепый Абызов (Михаил Абызов – министр РФ) с нелепым функционалом про открытое правительство, которое так и непонятно, чем занимается», – сказал он.

Среди других кандидатов «на вылет» из правительства политолог назвал вице-премьера Ольгу Голодец , которая курирует социальную сферу, министра культуры Владимира Мединского и министра строительства и ЖКХ Михаила Меня .

«Мединский слишком одиозно отработал этот срок. Министр строительства Мень, скорее всего, тоже закончит свою работу и вернется куда-нибудь на региональные позиции – губернатора или полномочного представителя президента», – считает Исаев.

«Останутся те, кто сработался с Путиным, поскольку мы полагаем, что президентом станет Путин. Думаю, что это может быть Силуанов (Антон Силуанов – министр финансов), Орешкин (Максим Орешкин – министр экономического развития), хотя я считаю, что его назначение было ошибочным. Не исключаю, что Шувалов (Игорь Шувалов – первый вице-премьер) может остаться, к сожалению. Возможно возвращение Кудрина (Алексей Кудрин – экс-министр финансов) определенным образом», – предположил Исаев.

Кроме этого он обратил внимание, что на формирование правительства наверняка будет влиять результат Грудинина на президентских выборах.

«Здесь будет иметь значение уровень протестных настроений. От этого можно будет понять, какие-то позиции будут переданы оппозиционной составляющей, например, министерство сельского хозяйства. Уверен, что Ткачева (Александр Ткачев – министр сельского хозяйства) в новом правительстве не будет», – сказал Исаев.

Он считает, что кадровый состав «силового блока правительства» может до последнего момента остаться загадкой. «Это слишком закрытая кулуарная система, здесь векторы принятия решений иные, нежели лежащие на поверхности», – подчеркнул Исаев.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 09.02.18

© 2018, РИА «Новый День»

Весной 2018 года в России пройдут президентские выборы. Следом за назначением нового главы государства последуют замены и в министерских креслах. Кто же займет должность премьер-министра России весной 2018?

Эксперты считают, что в случае победы Владимира Путина Дмитрий Медведев останется на своей должности, чтобы сохранить текущее положение вещей. При этом возможным остается вариант полного обновления министров.

Для продолжения текущего курса государства, по мнению политологов, будущему президенту также можно назначить на пост премьер-министра вице-премьера Игоря Шувалова, первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко или помощника президента Андрея Белоусова. Некоторые же эксперты смело заявляют, что новый премьер не будет принадлежать к числу работников «старого» аппарата.

Кто будет премьер-министром России в 2018: выбор главы правительства зависит от президента

Компания Bloomberg, ссылаясь на некоторых чиновников, заявляет, что прекрасным претендентом на должность премьера при президенте Путине является Максим Орешкин, нынешний министр экономического развития. Также, прессой замечено сотрудничество Владимира Путина с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым.

Одной из версий общества стал вариант о назначении премьер-министром России женщины. СМИ утверждают, что на эту роль прекрасно подойдет спикер Совета России Валентина Матвиенко, председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина, или глава Счетной Палаты Татьяна Голикова.

Также в сети обсуждается вариант полной ликвидации должности премьер-министра будущим главой государства. Таким образом, президент сможет напрямую управлять кабинетом министров.

Вариант внедрения черт парламентской республики в Российской Федерации тоже имеет право на существование и рассматривается как один из потенциальных. При таком развитии событий правительство будет формироваться большинством депутатов в парламенте.

Кто будет премьер-министром России в 2018: вариант развития событий повлияет на судьбу государства

Татьяна Становая, руководитель аналитического отдела Центра политических технологий, заявляет, что Владимир Путин, как потенциальный претендент на победу в президентской гонке, имеет несколько вариантов развития событий. Он может оставить на посту Дмитрия Медведева, назначить премьера-реформатора, премьера-дирижиста или технического премьера. Дирижист, по мнению эксперта, будет поддерживать жесткое урегулирование экономической сферы. В то время как технический глава правительства будет занимать свою должность исключительно номинально.

Технический премьер оказывается главным конкурентом системных либералов и условной «партии роста», готовых включиться в президентскую гонку через борьбу за представительство своих идей в программе Путина или электоральный результат своего кандидата, если он будет выставлен.

В любом случае, жителям России сперва предстоит выбрать главу государства, а уж потом следить за изменениями в правительстве.

Никто не знает, как в России будет устроена власть после президентских выборов 2018 года. Но в предвыборную пору возникают классические сюжеты российской политики: отставка премьер-министра Дмитрия Медведева и «выборы» преемника президента Владимира Путина.

Путин - и президент, и премьер

Председателя правительства «не уберегли» еще в марте, когда Медведев по причине болезни не пришел на совещание главы государства с кабинетом министров. Тогда политологи спешили связать его отсутствие с грядущей отставкой, поводом для которой в числе прочего мог послужить фильм-расследование оппозиционера Алексея Навального «Он вам не Димон». Но обошлось, премьер оправился от гриппа и, как выяснилось, «политическим» он не был.

Однако в первых числах всегда тревожного для России августа появилась другая версия, основанная исключительно на слухах - о предстоящей административной реформе и переподчинении правительства напрямую президенту. В конце же месяца, обошедшегося без серьезных потрясений, наблюдатели отметили одно, на первый взгляд, странное совещание президента и сотрудников его администрации с экономическим блоком правительства (Шуваловым, Козаком, Орешкиным и Силуановым). Со стороны правительства за протокол никто не отвечал, а о Медведеве, кажется, никто и не вспомнил - он официально пребывает в отпуске.

И снова же появились предположения, что после переизбрания в 2018 году Путин возглавит кабинет министров как президент или объединит аппараты правительства и президента ради «мобилизации управляемости» и лишения сугубо технического премьера политической самостоятельности. «Новым» формат встречи Путина с кабмином мог показаться исключительно с бюрократическо-протокольной точки зрения. Тем не менее, публике была явлена четкая картинка: Путин берет на себя «бразды правления» и устраивает совещание с членами правительства, тогда как Медведев в очередной раз не держит руку на пульсе.

Но это не более чем умелое манипулирование общественным мнением - посмотрите, Путин зашел в кабину пилота и взял штурвал в свои руки. Шоу для тех, кто готов поверить, что теперь все будет в порядке, поскольку все проблемы нынешнего срока шли от правительства. При этом, однако, остается за скобками, что правительство в России - главный распорядитель федерального бюджета, лишенный в данный момент многих полномочий, которые у него «откусили» различные отраслевые советы при президенте, а также доступа к теневому бюджету (средствам того же «Роснефтегаза», у которого кабмин не может стребовать дивиденды от «Роснефти» и «Газпрома»).

Другими словами, Путин, назначающий вице-премьеров и утверждающий министров, и без особых реформ госуправления довольно жестко ограничивает работу правительства. И продуктивнее без текущего премьера оно вряд ли станет - тут вопрос к способности результативно работать самого Путина, а вернее - его ближнего круга.

Политбюро вместо правительства

Говорят, после того как Путин посидел в кресле премьер-министра, ему очень нравится работать в «ручном режиме», а перед публикой представать в образе «раба на галерах». Однако дело даже не в личных пристрастиях и предпочтениях, а в том, что практики управления и решения вопросов премьера Путина 2008-2012 годов весь его третий срок (2012-2018) входили в острые противоречия с интересами условной группы Медведева - коалиции, сформировавшейся в период его недолгого президентства. Поскольку конкуренция центров силы верхами воспринимается как ненужная конфликтность, полное устранение бюрократического противовеса и привидение госуправления к условностям премьерства Путина для президента может быть приемлемым развитием событий.

Переселение правительства в Кремль определенно снизит внутриэлитную конфликтность, а ближний круг президента получит возможность выйти из полутени и при должностях занять просторы чиновничьих кабинетов. Неформальные связи могут быть формализованы, но именно это, в конечном счете, может лишить конструкцию путинского правительства эффективности - слишком разные практики решения вопросов у членов правительства и его друзей. Когда все сводится к одному центру силы, он рискует потерять какую бы то ни было эффективность. Более того, слияние личных связей, пресловутого ближнего круга президента, и института госуправления станет еще одной ступенью длинной лестницы постепенной деградации российского государства.

Интересно и то, что, согласно новой редакции антироссийских санкций США, американские контролирующие органы должны будут к марту 2018 года представить первый доклад о деньгах путинского окружения и их перемещениях по миру. Тщательно скрытое в очередной раз станет явным, как в 2014 году страна вдруг узнала про Ротенбергов, Ковальчуков и Тимченко, которые, оказывается, через госзаказы, госфинансы и экспортные каналы национальных ресурсов контролируют внушительную долю отечественной экономики. Деловые издания писали об этом давно, но политизировать вопрос удалось лишь с подачи Вашингтона.

Старые преемники и новый фаворит

В такой обстановке нервы сдают у всех: в течение одной недели вышло два рейтинга расстановки политических фигур на шахматной доске под названием «российская власть».

В одном из них - пятом ежегодном докладе «Политбюро 2.0» компании «Минченко консалтинг», выдвигаются смелые гипотезы об ослаблении ближнего круга президента, а также утверждается, что самые устойчивые позиции как раз у Медведева. В то же время Путину пророчат сбывшуюся мечту писателя Лимонова - стать «русским аятоллой».

В другом докладе, Фонда «Петербургская политика», представлен топ-10 вероятных преемников Путина, первая тройка которого выглядит так: Медведев, Собянин и Дюмин (губернатор Тульской области). Подобные рейтинги и аналитика ничто иное как политические ставки следующего сезона в отсутствие публичной конкуренции. Строго говоря - это не рейтинги, которые можно замерить и оцифровать, а политологические ощущения и предчувствия. Они могут снизить тревожность, но не снять.

Почему вообще возникают разговоры на эту тему? Во-первых, на дворе предвыборный год и все ждут перемен, если не содержательных, то стилистических. Во-вторых, есть потребность представлять себе контуры завтрашней власти, ее конфигурации, действующих лиц. Так, в качестве реакции на публикацию рейтингов три неназванных федеральных чиновника вбросили в информационное поле новость о том, что фаворитом Путина на самом деле является молодой министр экономики Максим Орешкин. В новостном вакууме августа сообщение прогремело шаром от боулига и сбило выстроенный политологами треугольник кеглей. Частью аудитории оно было воспринято всерьез - Орешкин может прийти на смену Медведеву и стать тем самым преемником, которого все так активно ищут.

Однако страшная тайна этой «новости» и «странного» совещания Путина с правительством без Медведева заключается в том, что Орешкин один из высокопоставленных чиновников, которые уже сегодня несут ответственность за выборы 2018 года. В частности, он «придумывает» и «расписывает» экономический рост и перспективное развитие экономики. К примеру, предложения о повышении производительности труда, которые, возможно, станут частью предвыборной программы Путина. Вместе с ним над переходом к четвертому сроку также работают глава администрации президента Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко, помощник президента Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов. С высокой степенью вероятности они и сформируют предвыборный штаб Путина.

В целом же вся предвыборная политология пока выглядит достойным продолжением кремленологии - науки, которая возникла в США и не далеко ушла от гадания на кофейной гуще: закрытую систему политического управления СССР пытались расшифровывать по косвенным знакам, например, расстановке бюрократической верхушки на мавзолее во время парадов и торжеств. Примерно то же самое происходит сейчас с Медведевым и Орешкиным.

Настоящая же проблема заключается в том, что в России снова сложилась закрытая, непроницаемая и замкнутая на себя система власти. Не удивительно, что все хотят иметь хоть какие-то представления об образе будущего. И, конечно, все подразумевают не инновации и технологии, о которых учителям велено рассказывать школьникам 1 сентября, а совершенно конкретные вопросы, ответы на которые Путин, естественно, не даст.