Конспект урока "Строчная буква Й. Слова с буквой Й."

УМК «Перспективная начальная школа»

Цели урока:

Сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ строчной буквы «й», научить писать ее по ал-горитму и соединять с буквами верхнего соединения;

Развивать у учащихся фонематический слух, формировать уме-ние звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму.

Формирование универсальных учебных действий:

Учить планировать свои действия,

Уметь анализировать слова с выделением существенных признаков,

Использовать знаково-символические средства,

Учить общаться друг с другом при работе в парах.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся, тетрадь по письму №2, мягкая игрушка заяц, карточки для оценки записи предложения, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Все буквы мы знали до школы отлично!

Но в школе

Мы с ними знакомимся лично!

Нам букву покажут, а мы представляем,

Что мы эту букву ни капли не знаем.

Где живут буквы, с которыми мы уже познакомились? (В городе Букваринск)

2. Актуализация знаний.

Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)

С какими звуками познакомились? (Гласными и согласными).

Игра «Где живут буквы?». (Поселить согласные и гласные в свои домики).

Посмотрите на доску: назовите эти буквы. (а о у н л э р й м ы).

Какие это буквы? (Гласные и согласные)

Значит, их можно распределить в две группы. Саша возьмет себе гласные и поселит в домик №1, а Наташа - согласные и поселит в домик №2. (Перетаскивают буквы в домик №1 и домик №2.)

Правильно ли ребята выполнили задание? Как вы считаете? По какому признаку вы отбирали буквы?

Отгадайте загадку, кто к нам пришел на урок:

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка)

Появляется игрушка - зайка. Выходит девочка и берет зайку в руки.

3. Формулирование учащимися темы урока.
- Сейчас Олеся нам расскажет стихотворение, а вы скажете, какой звук слышится чаще всего.

Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной.

Отвечает зайка:

Не могу, больной!

Ой-ой-ой, бедный! (Е. Благинина).

Звук [й’].

Этот звук часто прячется в буквах я, ё, ю, е. А какой буквой он обозначается на письме?

Сейчас мы расскажем, что мы узнали про букву й на уроке чтения. (Один ученик рассказывает.)

Согласны вы с Дашей?

Кто прочитает, что здесь написано? За йка

Всё ли вам здесь нравится? Какая буква написана в середине? Правильно ли она написана? А нам надо написать? (Письменную, строчную.)

Умеем ли мы писать письменную букву? (Нет)

Значит, чему мы будем учиться на уроке? Какую главную цель поставим? (Научиться писать строчную букву й, которая нужна для обозначения согласного звука [й’]).

Давайте составим план урока. Как мы будем добиваться нашей цели? Откройте тетрадь по письму на стр.11, рассмотрите задания, которые нам предстоит выполнить. А теперь посмотрите на доску, здесь у меня слова-опоры. Давайте расставим их по порядку.

С чего начнем работать? (С узора.)

Какую работу выполним в конце? (Спишем предложение.)

4. Упражнение в нахождении буквы й в рукописном тексте. Работа в парах.

Прежде, чем учиться писать букву й, давайте поучимся ее находить в рукописном тексте.

Возьмите карточки с текстом. Найдите букву й в тексте и обведите ее, 1 вариант обводит красным фломастером, а 2 вариант - синим.

Й - у лайки есть, у сойки,

У малышки-землеройки.

На хвостах несут с собой

Воробей и козодой.

Теперь поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа. Если найдете букву, которую пропустил ваш товарищ, то обведите ее.

Поменяйтесь снова карточками. Встаньте те ребята, которые не пропустил ни одной буквы й . Кто ошибся, был невнимателен?

Назовите выделенный звук. (Это звук [й’]).

Произнесите звук [й’]. Что происходит при его произношении? (При произношении звука [й’] воздух встречает преграду, слышится голос и шум, произносится мягко).

Охарактеризуйте звук [й’]. (Звук [й’] согласный, звонкий, мягкий).

5. Физминутка. Игра «Запомни, кто, где стоял»

Девочки встают в ряд. Мальчики запоминают, кто, где стоит, и закрывают глаза. Две девочки меняются местами. Мальчики должны сказать, какие девочки поменялись местами. Игру можно повторить с мальчиками.

6. Рисование узора-бордюра. «Листья»

Что у нас первым стоит по плану? На что похож узор?

Что происходит с деревьями осенью? Как называется такое природное явление?

Что вам напоминают длинные прямые линии?

Давайте вспомним правила письма.

Зарядка для пальчиков:

Мама, мама!

Что, что?

Гости едут!

Ну и что?

Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок, чмок!

Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок, чмок!

Нарисуйте узор.

Первый пункт нашего плана выполнен.

7. Формирование зрительного образа буквы в памяти учащихся.

Сравнение малой и большой печатной, строчной и заглавной письмен-
ной букв Й.

Графический анализ, сравнение с другими буквами:

Рассмотрите строчную букву й .

Из каких элементов она состоит? (Маленькая буква й состоит из 3-х элементов: двух наклонных палочек с закруглением внизу и короткой выгнутой линии вверху).

Выберите нужные элементы и закрасьте кружочки рядом с ними красным цветом.

На какие буквы она похожа?

Как получить эту букву из и ? ш ? ц? щ?

Исполнение песни про буквы и и й , которую выучили на уроке чтения.

Объяснение написания буквы й :

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линейки делаем закругление вправо, ведем плавную линию до верхней линейки, пишем вниз прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо. Над буквой пишем короткую выгнутую линию.

Письмо под счет в воздухе, обратной стороной ручки на ладони, в тетради.

Какую задачу мы сейчас выполнили? Что еще нам предстоит сделать?

8. Письмо слогов и слов.

Давайте вспомним, что кричал больной зайка в стихотворении, которое прочитала нам Олеся, когда не хотел играть. (ой-ой) А что еще можно кричать, когда нам больно? (ай)

Чтение слогов, сравнение их написания.

Показ учителем и письмо слогов и слов детьми в тетради.

9. Выполнение логического задания. Задания «Вопросительного знака».

Какой общий элемент есть во всех этих буквах? Напишите его в кружочке.

В каких буквах есть первый элемент?

Где мы видим второй элемент?

Почему некоторые буквы подчеркнуты?

10. Фонетический анализ слов. Характеристика звуков.

Составление слов лай и май из печатных букв. (2 ученика у доски)

Сколько слогов в слове «лай»?

Как ты определил, что один слог? (По количеству гласных звуков)

Какой последний звук в слове «лай»? ([й’])

Дай характеристику звуку [й’].

Проверяем Машу. Сколько слогов в слове «май»?

Как ты узнала?

Какой последний звук в слове «май»? ([й’]).

Что общего в этих словах?

Чем отличаются?

Запись слов в тетради.

11. Физкультминутка.

Если услышите гласный звук, потопайте, если согласный, хлопайте в ладоши.

12. Работа над предложением.

Перед вами слова. А что с ними можно сделать? (Составить предложение). Вот и составьте в парах предложение. Как составите, встаньте и поднимите руки.

Что вам помогло составить предложение? (То, что слово У написано с заглавной буквы).

А какое еще слово пишется с заглавной буквы? (Марина) Почему?

У Марины малина.

Сколько слов в данном предложении?

Какое первое слово? Сколько в нем слогов?

Какое второе слово? Сколько в нем слогов? На какой слог падает ударение?

Какое третье слово? Сколько в нем слогов? На какой слог падает ударение?

Сейчас мы будем списывать предложение. Диктовать нам его будет Ульяна. Слушайте ее внимательно. Не спешите.

Списывание.

А теперь давайте поменяемся тетрадями и проверим работу друг у друга.

Сейчас мы постараемся оценить свою работу и работу соседа. Вначале заполним графу «Знак ошибки».

Неверное написание буквы - х.

Пропуск (замена) буквы - -.

Перестановка/вставка букв(ы) - v.

Пропуск слова - □.

Теперь в графе «Я сам(а) расставьте знаки, если нашли ошибки. Поменяйтесь тетрадями и карточками. Проверьте работу соседа и в графе «Сосед(ка)» тоже расставьте знаки, если найдете ошибки.

13. Рефлексия урока.

Чему вы сегодня учились на уроке?

Достигли ли мы главной цели?

Всё ли у вас получилось?

С каким заданием было всего труднее справляться?

Давайте составим «Коврик настроения».

Фокеева Маргарита Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ им. М.И.Калинина, д. Верхняя Троица, Кашинского района, Тверской области

Чтобы скачать материал или !

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 «А» КЛАССЕ

Учитель : Шилова Елена Владимировна

Тема : «Строчная буква «й».

Цель : создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: обучающиеся получат возможность научиться : алгоритму написания буквы, её соединение с другими буквами;делению слов на слоги.Обучающиеся научатся: правильно писать строчную букву, соединения, слова;правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные : - понимать схемы, приведённые в учебных пособиях;

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из его частей;

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные : умение включаться в совместную работу по сопоставлению языковых объектов; владеть монологической и диалогической формой речи; излагать мысли точно, ясно и просто; соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов. Личностные: сохранение мотивации к учебе; ориентация на понимание причин успеха в практической деятельности; проявление интереса к новому учебному материалу; адекватная позитивная самооценка; умение считаться с мнением другого человека; выполнение основных правила гигиены чтения и письма.

Методы : деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов, поисковый.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения : мультимедийная установка, экран, раздаточный материал для демонстрационной и индивидуальной работы (карточки для звуковых схем, групповые карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационные карточки с фруктами, мягкая проволока).

ПЛАН УРОКА

I Организационный момент

Формирование положительного отношения к учебной деятельности (личностные УУД).

Слайд №1 (Дети читают стихотворение хором)

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

На столе у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Обещаем не лениться,

Не болтать, не веселиться!

II Мотивация к учебной деятельности

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

К какому уроку мы приготовились? (Русский язык.)

Слайд №2.

Что мы делаем на уроках русского языка? (Учимся писать буквы, слова, предложения. Сравниваем звуковые схемы слов. Изучаем правила написания слов и предложений.)

III Актуализация знаний учащихся

Личностные УУД

-проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД

Общеучебные-понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;

Коммуникативные УУД

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формирование собственного мнения.

Для того, чтобы узнать с написанием какой буквы мы сегодня познакомимся, поработаем в парах. Возьмите цветные карточки. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить тем, у кого розовые карточки? (Вставить пропущенные буквы в словах.)

Какое задание нужно выполнить тем, у кого жёлтые карточки? (Вставить пропущенные буквы в предложениях.)

Какое задание нужно выполнить тем, у кого зелёные карточки? (Вставить пропущенные буквы в стихотворении.)

Даётся дифференцированное задание в парах.

Карточка №1 (розового цвета)

Карточка №3 (зелёного цвета)

Проверка.

Проверим тех, кто работал с розовыми карточками. Прочитайте слова по столбикам. Какую букву вставили во всех словах? (Букву «у».)

Как связаны слова в столбиках? (Слова рифмуются.)

Учитель выставляет на доску строчную букву «у».

- Проверим тех, кто работал с жёлтыми карточками. Прочитайте получившиеся предложения. Какую букву вставили во всех предложениях? (Букву «и».)

- Узнали, что за предложения получились? (Названия сказок.)

- Какая буква нам помогла? (Буква «и».)

Учитель выставляет на доску строчную букву «и».

Проверим тех, кто работал с зелёными карточками. Прочитайте вопрос и ответ. Что мы прочитали? (Стихотворение.)

Какую букву вставили? (Букву «й».)

Учитель выставляет на доску строчную букву «й».

IV Целеполагание

Дети усваивают алгоритм написания буквы, подробно перечисляют все элементы, планируют свои действия (регулятивные и познавательные УУД). Дети находят общее и различия, высказывают своё мнение (познавательные и коммуникативные УУД))

На доске буквы: у и й

Как вы думаете, какую букву мы сегодня будем учиться писать? (Букву «й».)

Какова тема нашего урока? (Письмо строчной буквы «й».)

Какие задачи вы предлагаете решить сегодня на уроке? (Выяснить, из каких элементов состоит новая буква, как соединяется с другими буквами, научиться писать с ней слоги и слова.)

Слайд №3.

V Открытие нового знания

1. Создание проблемной ситуации.

Что общего у букв «у», «и», «й»? (Ученик выходит к доске и показывает общий элемент в написании букв)

Какая буква лишняя? (Лишняя буква «й», потому что она обозначает согласный звук, а буквы «и» и «у» обозначают гласные звуки. Лишняя буква «у», так как в её написании есть петля, а у букв «и» и «й» её нет.)

Какая буква спряталась в букве»й»? (Буква «и»)

На доске остаются две буквы: и й

Какой звук обозначаем буквой «и». Дайте ему характеристику. (Буквой «и» обозначаем гласный звук [и]. Он может быть в слове ударный или безударный.)

Какой звук обозначаем буквой «й». Дайте ему характеристику. (Буквой «й» обозначаем согласный звук [й"]. Он звонкий, непарный, всегда мягкий.)

Чем различаются в написании эти буквы? (У буквы «й» есть наверху плавная линия)

2. Графический анализ буквы «й».

Слайд № 4

3. Моделирование буквы из проволоки.

(Работа в парах. Каждый конструирует один элемент. В заключении складывается в паре буква «й».)

Проведите по букве, запомните её написание.

4. Письмо на ладони. (2-3 раза)

5. Работа в «Прописи».

Откроем «Пропись» на стр.24. На верхней строке найдите задание. Что нужно сделать? (Написать по очереди строчные буквы «и» и «й».)

Повторение правил посадки, расположения тетради.

Прописывание первой строки.

Подчеркните самую красивую букву, которая у вас получилась.

VI Гимнастика для глаз.

Слайд № 5-6

VII Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Личностные УУД

-формировать интерес к предмету

Регулятивные УУД

-учить понимать и сохранять учебную задачу

-воспринимать выделенные учителем ориентиры действия

-оценивать совместно с учителем результат своих действий и действия своих одноклассников, вносить соответствующие коррективы

Познавательные УУД

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение

-учить использовать знаково-символические средства

Коммуникативные УУД

-учить воспринимать и осмысливать звучащую роль

-строить понятные высказывания

1. На доске запись: мои - мой

Какое задание вы могли бы предложить? (Разделить слова на слоги и поставить в них ударение. Составить звуковые схемы слов.)

(Задания выполняются по порядку у доски и в тетради. В заключении делается вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов. )

Запись пары слов в «Пропись».

2. Игра «Мои, мой»

(На доске в корзинке картинки: апельсин, банан, апельсины, лимоны, бананы, лимон.

Каждую картинку нужно поставить в нужную группу и составить сочетание слов:

мои мой

бананы банан

апельсины апельсин

лимоны лимон

Какого числа слова 1 столбика? (Множественного числа.)

Какого числа слова 2 столбика? (Единственного числа.)

Какого рода слова, к которым можно подобрать слово мой? (Мужского рода.)

Как назвать слова общим словом? (Фрукты.)

(Выставляется картинка «Фрукты»)

Соотнесите слово «фрукты» к первому и второму столбикам. Что получится? (Мои фрукты. Мой фрукты!)

Получили предложение, побуждающее к действию. Для чего нужно мыть фрукты? Фрукты – это полезно или вредно? (Выслушиваются ответы детей).

3. Художественное чтение стихов о фруктах.

Апельсин.

Апельсин как солнце светит,
Он на блюдечке лежит!
Он о море и о лете,
Всем ребятам говорит!
Ешьте дети апельсин,
Это солнца витамин!
Он лучист и ароматен,
И на вкус весьма приятен!
Апельсина сок хорош,
Когда жарко, его пьёшь!
Бодрость получаешь,
Пьёшь и отдыхаешь!

Банан.

На вкус похож банан немножко
На очень сладкую картошку -
Съешь два плода и сразу сыт,
Банан вмиг голод утолит.

Лимон.

Вы, ребятки, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного кисловатый.

В нем полезных много свойств,
С ним не будет беспокойств.
Если хочешь ты играть,
Давай здоровье защищать!

VIII Физическая минутка

Физические упражнения под музыку (видеоролик)

IX Включение нового знания в систему знаний и повторение

Личностные УУД

-наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные УУД

- принятие и сохранение учебной задачи, соответствующему этапу обучения.

Познавательные УУД

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Логические – установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

- умение задавать вопросы;

Умение контролировать действия партнера.

Работа с текстом в «Прописи».

1. Анализ текста и подготовка к чтению по ролям.

Прочитайте предложения в «Прописи». Кто герои диалога? (Ира, мама.)

2. Чтение по ролям.

3. Выборочное письмо.

Найдите предложение, побуждающее к действию. (Мой, Ира, малину.)

Назовите правила написания этого предложения. (Начало предложения пишется с заглавной буквы. Имя собственное Ира пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.)

Запишите это предложение письменными буквами, соблюдая все правила написания. (Учитель обращает внимание на постановку знаков препинания в середине предложения.)

Проверка.

X Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Личностные УУД

Имеют представление о границах собственного знания и «незнания».

Регулятивные УУД

Оценивание совместно с учителем результат своих действий, внесение соответствующих корректив; осуществление контроля по результату.

Познавательные УУД

Общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление причинно – следственных связей.

Какую букву сегодня научились писать на уроке?

Что понравилось?

Если у вас на уроке всё получилось и вы были успешны, то поднимите руки вверх.

Если урок прошёл хорошо, но были небольшие затруднения, то опустите руки вниз.

Если урок не удался, много было непонятного, то скрестите руки.

А буква «й» дарит вам свою улыбку и просит вас:

УЛЫБАЙТЕСЬ! РАДУЙТЕСЬ! Спасибо за урок!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 п. Клетня Брянской области
Строчная буква й
1 класс
Урок разработала
учитель начальных классов
Исаченкова В. А.
Педстаж 9 лет
Первая квалификационная
категория

2015 г
Строчная буква й.
Класс: 1
Предмет: обучение грамоте
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: научить письму строчной буквы «й».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
­становление положительного отношения к урокам письма;
­овладение элементами способности оценивать свой учебный труд, принимать
оценки одноклассников, учителя;
­осознание себя как индивидуальности и как члена общества с ориентацией на
проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
­организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
работы;
­принимать учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
­планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно­
познавательными, учебно­практическими задачами;
­контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
­оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия:

­осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач
из собственных наблюдений;
­понимать информацию, основную и второстепенную;
­применять для решения задач, под руководством учителя, логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления
причинно­следственных связей, построения рассуждений и выводов;
­наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
­осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
­аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
строить понятные для одноклассников высказывания, задавать вопросы;
­вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых группах, осваивая различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению;
­допускать возможность существования у одноклассников различных точек
зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты:
­ сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание
букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма,
умение различать гласный звук И от согласного Й;
­ способствовать формированию информационной культуры учащихся;
­развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление,
орфографическую зоркость;
­воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению,
любовь к родному языку.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, «Пропись 1 кл. №2»
В.Г.Горецкого, образец написания буквы й,

карточки ­ заготовки для звуковых схем, тема урока, рисунок йога, буквы на
магнитах, элементы буквы й.
Дидактические материалы: презентация, сигнальные карточки жёлтого,
зелёного и красного цветов для самоконтроля детей, цветные карандаши.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

I .Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел сейчас звонок –
Начинается урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Уже звонок нам дал сигнал:
Всем работать час настал.
Дети: Будем внимательны,
А ещё старательны!
II .Актуализация знаний.
(на доске образец строчных букв)
И, Р, Л, Ы, О, Й, Н
­Назовите буквы.
­ На какие группы можно разбить? (Буквы гласных звуков и буквы согласных
звуков)
Ученик выходит к доске и классифицирует буквы.
­К какой группе вы отнесли букву й? (К буквам согласных звуков)
­Дайте характеристику звуку /й/.

III
. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.
­Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость, отгадайте, кто это?
(Это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые
невероятные позы, стоит на голове, складывается пополам и может буквально
завязать все свое тело в узел; он спит на гвоздях, может надолго задерживать
дыхание и пульс;)
­Правильно, это йог. (Вывешивается картинка йога)
­Выполним звуко­буквенный анализ этого слова.(Один ученик у доски)
Дети выполняют в парах на своих местах.
­Назовите первый звук в слове йог.(/Й/)
­Какой буквой на письме обозначается звук /й/.(Буквой й)
­А сможем ли мы записать это слово? Почему? (Мы не знаем, как пишется
буква й)
­Сформулируйте тему урока.(Строчная буква й)
­Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться писать строчную букву й,
слова и предложения с этой буквой)
IV
. Изучение нового материала.
­А чтобы научиться писать строчную букву й, что нам поможет? (Пропись)
­Открываем пропись на с.13
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду ровно, не согнусь,
Низко я не наклонюсь.
Сравнение й и и.
­Давайте сравним, с какой буквой схожа буква й? (С буквой и)
­А чем различны? (Галочка или дужка сверху, буква и гласная буква)

Букву й зовут «и­краткой»
Й как и_в твоей тетрадке.
Чтобы й_не путать с и
Сверху галочку пиши.
Анализ элементов букв.
­Из каких элементов состоит буква й? (Строчная буква й состоит из 3­х
элементов: двух наклонных линий с закруглением внизу и короткой выгнутой
линии.
­У вас на столах зелёные конверты, откройте их и соберите из элементов
букву й.
­Найдите эти элементы и обведите их по контуру и узор в широкой рабочей
строке.
Письмо буквы.
­Слушаем и слышим. (Включается фрагмент написания буквы й)
­ Начинаем писать букву от верхний линии движением руки вниз. Проводим
прямую наклонную линию, которая закругляется вправо возле нижней линии
и ведётся наклонно к верхней линии. Отсюда, не отрывая руки, проводим
снова вниз прямую наклонную с таким же наклоном, как и первую, и
закругляем возле нижней строчной до середины строчки. Над верхней
строчной линией между двумя написанными элементами буквы пишем третий
– короткую выгнутую линию движением вправо. Под счёт: раз­и­два­и­три.
­Пропишите в воздухе под счёт раз­и­два­и­три.
­Найдите верхнюю рабочую строку и пропишите до слова.
­Найдите букву, которая получилась у вас лучше всех.
Физкультминутка
­Я называю слова, если вы слышите в них звук /й/, хлопайте в ладоши, если
нет, садитесь на корточки:
Лиса, лайка, пружина, умывальник, соловей, троллейбус, яблоко, машина,
чай, чайка, Москва, рейка, зайка, дом, йод, йогурт, баю­бай, муравей, шубка.

IV
.Отработка навыка письма изученной буквы.
­Сейчас мы будем писать слово, а какое­я сделаю вам подсказку­в нём один
слог, три буквы, три звука и оно обозначает весенний месяц (Май)
­Найдите это слово и пропишите его в прописи.
Работа над предложением.
­Что написано на следующей рабочей строке?(Предложение)
­Докажите (Первое слово написано с заглавной буквы, в конце
восклицательный знак, слова связаны по смыслу)
­О чём это предложение?
­Для чего нужны дорожные знаки? (Помогать пешеходам и водителям)
­А кем являемся мы? (Пешеходами)
­Что нам помогает переходить дорогу? (Пешеходный переход и светофор)
­Вспомните цвета светофора, какой сигнал подаёт нам светофор, чтобы
переходить дорогу?
­Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения?
­А как вы думаете, наш гость их соблюдает?
­Конечно. Вы люди должны соблюдать правила дорожного движения. А
теперь запишите это предложение.
Не забывайте, смотрю на образец, пишу по образцу.
­Ребята, йог приготовил вам загадку, а отгадав её, узнаете, о чём пойдёт речь
в следующем предложении:
Кинешь в речку­не тонет,
Бьёшь об стенку­не стонет,
Будешь оземь кидать,
Станет кверху летать.(Мяч)
­Прочитайте.

­ Чем отличается оно от первого? (В конце стоит вопросительный знак)
­Как читается? (Вопросительно)
­Давайте ответим на вопрос? (Мяч зелёный)
Ученик работает у доски.
Физкультминутка «Как живёшь?»
Дети встают из­за парт.
­Как живёшь ты?
­Вот так! (показывают большой палец руки)
­Как идёшь?
­Вот так! (дети показывают шаг)
­А бежишь?
­Вот так! (движения при беге)
­Ночью спишь?
­Вот так! (руки под щёку, нагнуть голову)
­Как берёшь?
­Вот так! (ладонь в кулачок)
­А даёшь?
­Вот так! (ладонь раскрыта)
­Как молчишь?
­Вот так! (прикрыть ладонь руками)
­А грозишь
­Вот так! (погрозить соседу пальчиком)
­А теперь я прочту вам предложение. (Читает учитель)А вы подумаете, что я
вам прочла?
(Пословицу)

­ Когда так говорят? (Когда закаляются)
­Чем это предложение отличается от других? (Напечатано)
­Правильно. А мы что должны сделать? (Написать прописными буквами)
­А теперь обозначим гласные буквы.
­Ну, молодцы!
­А сейчас задание для самых любознательных. А кто у нас самый
любознательный?
На магнитах слово зайчик.
Используя порядок цифр, составьте новое слово­чай.
­Найдите в прописи слово зайчик и вместо точек запишите слово чай.
V. Итог урока. Рефлексия.
1.­Оцените себя, кто научился писать строчную букву й?(Поднимают
сигнальную карточку)
2.­Кто научился соединять строчную букву й?
3.­Сможетели вы теперь написать слово йог? Кто хочет, можете дома в
дополнительных тетрадях написать это слово.
4.­А теперь поднимите сигнальную карточку, если у вас всё получилось и не
было затруднений­зелёного цвета, если были некоторые затруднения­жёлтого
цвета, и красного цвета­если вы не научились писать строчную букву й и вам
было трудно.
­Спасибо за урок!

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Педагогическая цель Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Й, й, навыка письма слов с
сочетаниями ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти
Решение учебной задачи
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Основное
содержание темы,
понятия
и термины
Образовательные
ресурсы
Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют
предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации;
списывают с печатного шрифта; определяют признаки предмета; употребляют имена прилагательные в речи для
характеристики предмета; используют вопросительное слово «какой?»; осуществляют замену существительного
личным местоимением он в тексте; разгадывают анаграмму
Проявляют интерес к учебному труду
Регулятивные: формулируют учебную задачу и планируют ее выполнение.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические –
характеризуют предметы.
Коммуникативные: осуществляют учебное сотрудничество
Буквы Й, й; строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; предложение; анаграмма, пословица
1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/1677/download/
2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mentemirova.my1.ru/news/1­0­1

Этапы
урока
Формы,
методы,
методически
е приемы
1
2
I.
Организа
ция
начала
урока
II.
Постанов
ка
учебной
задачи
III.
Усвоение
новых
знаний и
способов
деятельно
сти.
1.
Пальчиков
ая
гимнастик
а
Фронтальная
,
индивидуаль
ная
Фронтальная
. Словесный.
Вступительн
ое слово
учителя
Фронтальная
,
индивидуаль
ная.
Практически
й, словесный.
Упражнение
для развития
мелкой
моторики
С ц е н а р и й у р о к а
Деятельность учителя
осуществляемые
формируемые
Деятельность учащихся
действия
4
умения
5
Вид и форма
контроля
6
3
Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради
«Прописи 4», ручки)
– Сегодня мы научимся писать новую букву.
– Догадайтесь, какая буква «потерялась»,
и прочитайте слова.
сара… ма…ка откро… ловки…
– Сформулируйте тему урока
– Подготовим руку к письму. Выполним
пальчиковую гимнастику «Пять пальцев».
На моей руке пять пальцев.
Они пишут и хватают,
Моют, чистят и строгают.
Они пилят и что­то берут,
В них таскают и ими дают.
Удивительная семья –
Полюбуйтесь, друзья!
Внимательно
слушают, дают
внутреннюю
установку на урок
Индивидуальный
. Проверка
готовности
к уроку
Распознают
в словах новый
звук. Совместно с
учителем
формулируют
учебную задачу
Внимательно
слушают,
выполняют
упражнение в
соответствии с
показом
учителя
Фронтальный.
Устные ответы
Индивидуальный
. Правильное
выполнение
упражнения для
мелкой
моторики
пальцев рук
Приветствуют учителя,
друг друга, проверяют
готовность к уроку,
эмоционально
настраиваются на урок
Слушают, отвечают.
– Письмо буквы й
Показывают
раздвинутые пальцы
обеих рук.
Имитация движений
по тексту.
Показывают
раздвинутые пальцы
обеих рук.

1
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеют, живут дружно –
Ссориться совсем не нужно!
– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой
Хлопают в ладоши
Показывают посадку
за столом при письме,
как правильно держать
ручку
Правильно держат
осанку при
письме, верно
обращаются
с ручкой
– Рассмотрите образец написания буквы й.
– Расскажите, как будет двигаться ваша рука.
– Самостоятельно напишите элементы
и букву й на 1­й строке.
– Чем похожи и чем отличаются й и и?
Чтобы й не путать с и,
Сверху галочку пиши.
– Пропишите элементы буквы й в воздухе
Слушают объяснение
учителя, рассматривают
букву, комментируют
письмо буквы.
Прописывают элементы
в воздухе
Анализируют
образец изучаемой
буквы, обращают
внимание на то,
что буква состоит
из трех элементов
и имеет сходство
с буквой и
Индивидуальный
. Проверка
правильной
посадки при
письме, верного
обращения с
ручкой
Фронтальный.
Наблюдение
учителя
– Прочитайте слово. Напишите его под дик­
товку друга.
– Посмотрите на 2­ю строку. Что вы здесь
увидели?
– Какое это высказывание по цели высказы­
вания?
– Выразительно, с интонацией прочитайте
предложение.
Читают. Отвечают на
вопросы учителя.
Выполняют письмо слов
и предложения
Фронтальный,
парный,
индивидуальный.
Устные ответы,
письмо
Пишут слова
с изученными
буквами под
диктовку.
Обозначают
границы
предложения,
комментируют
его запись.
2. Правила
посадки за
столом во
время
письма
Индивидуаль
ная.
Практически
й
Фронтальная
. Словесный,
наглядно­
демонстраци
онный,
практически
й.
Объяснение
с опорой на
показ
Фронтальная
, парная,
индивиду­
альная.
Практически
й, словесный.
Письмо,
беседа
3.
Знакомств
о с
написание
м строчной
буквы й.
Письмо
буквы
(с. 13)
4. Работа
в
«Прописи

(с. 13).
Письмо
слова
и
предложен
ия

Правильно

1
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
с
комментир
ова­
нием
Физкультм
инутка
Коллективна
я.
Практически
й
– Напишите предложение на свободной строке
с комментированием
ПТИЧЬЯ ЗАРЯДКА
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
В. Берестов
Выполняют движения
по тексту за учителем
5.
Использов
ание
вопросите
льного
слова
«какой?»
Фронтальная
,
индивидуаль
ная.
Словесный,
практически
й. Чтение,
письмо
– Прочитайте предложение на 4­й строке.
– Какое это предложение по цели высказы­
вания?
– Предложение содержит вопрос «какой?».
На этот вопрос отвечают слова, обозначающие
характеристику предмета.
– Из предложенных слов составьте ответ
на вопрос. Замените слово мяч словом он
Читают предложение.
Составляют ответ
на вопрос и записывают
его.
– Он красный. Он
круглый. Он зеленый
IV. За­
крепление
знаний и
способов
деятель­
ности.
1. Ана­
грамма
(с. 13)
Парная,
индивиду­
альная.
Словесный,
практически
й.
Разгадывани
е анаграммы,
письмо
– Прочитайте слово на последней строке.
– Посмотрите на цифры под буквами. Что они
обозначают?
– Составьте новое слово, используя буквы,
под которыми написаны цифры.
– Запишите слово, заменив точки буквами
– Цифры обозначают
порядок букв в новом
слове.
– Чай
интонируют
восклицательное
предложение
Осуществляют
профилактику
утомления,
активно
участвуют в
физкульт­
минутке
Называют
признаки
предмета,
характеризуют
предмет с
помощью
прилагательных.
Заменяют
существительное
личным
местоимением он
Разгадывают
анаграмму,
выполняют
письмо нового
слова. Соблюдают
правила
работы в паре
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений
Фронтальный,
индивидуальный.
Устные ответы,
письмо
Парный,
индивидуальный.
Анаграмма,
письмо

Данные об авторе

Баранова Наталья Анатольевна

Место работы, должность:

МОУ СОШ № 1 г. Беломорска

Республика Карелия

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

1. Закрепить звук [ й "] и букву, которой его обозначают « Й» , « и » ;

2. Научить находить и выделять этот звук в словах, давать его характеристику;

3. Научить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;

4. Формировать фонетический слух;

5. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Краткое описание:

Закрепить написание буквы "й", учить отличать новый звук от других звуков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем. Слайд 1. Урок письма.

2. Актуализация знаний.

Что за странные слова

Заселили все дома. Слайд 2 домики со словами.

Ребята, а вы знаете такие слова?

Что же с ними произошло? (пропала буква)

А что же это за буква? (Й - краткое)

Назовите слова, которые заселили эти дома. (зайка, майка, чайник, сарай, йогурт, змейка)

Какое значение имеет буква Й - краткое в словах? (Важное)

Почему? (Если в слове её нет на своём месте, то слово становится непонятным, теряет свой смысл и значение).

А почему эта буква получило такое название?

А помогут нам в этом наши гости, только вам надо угадать,как их звать. слайд смайлики

Когда пугаемся или чего- то неожиданное видим, то мы говорим? ОЙ!

Когда ушибаемся, падаем, уколемся, то кричим?

АЙ!

Когда нам надо кого-то окликнуть, позвать, то мы кричим?

ЭЙ!

Что можете сказать про имена наших героев?

(Междометия. Выражают чувства, состояние, но не называют их.)

Что общего в названии этих имён? (Буква Й)

Сколько звуков в каждом имени? (2)

Произнесите последний звук.

Какой он - гласный или согласный? Почему? (При произношении звука Й губы раскрыты не широко, между зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба)

Давайте, определим: какой он - твёрдый или мягкий, произнесите ещё раз? (В ушах есть звон, при его произнесении слышится голос и шум. Звук Й произносится мягко)

Делаем вывод!!!

(звук Й - согласный, звонкий, всегда мягкий) .

В словах, где стоит буква « й» мы слышим звук И, но только не поём его, а произносим прерывисто, коротко.

Вместе с вами скажем дружно:

Букву Й краткую запомнить нужно!

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Слайд написание буквы й.

3. Закрепление .

Работа в прописи с. 22.

Чтение, анализ и письмо по строчкам. Письмо по образцу и самостоятельно, с указанием соединения.

Сравните звучание, что скажите.

(Если рядом с гласным звуком звук [й"], гласный произносится коротко, прерывается его звучание.)

4.ФИЗМИНУТКА « Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед - назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

5. Итог - обобщение о букве «й» .

Звук согласный, звонкий, всегда только мягкий;

Рядом с гласным звук [й"] читается вместе, но гласный звук не тянется, а произносится коротко.

По написанию похожа на букву И, только над буквой добавляем запятую Й.

6. Работа с текстом.

Пропись с. 22.

Что необычного в рассказе?

Прочитаем текст, заменяя картинки словами. (Читают по цепочке.)

Кто герой рассказа?

Как его зовут?

Что о нём узнали?

Что ещё надо будет сделать в тексте? (Дописать предложение)

О чём будет предложение?

Придумайте свой конец.

Как называется рассказ?

Как запишем в прописях? (На следующей строчке по середине).

- Как выделим начало рассказа? (Красная строка).