Художник иван куликов и вопросы к сюжетам его картин на бытовые сцены. Русские художники

(1875-1941)

Наследие Ивана Куликова несправедливо забыто в истории русского искусства. Ученик Ильи Репина, один из его главных помощников в создании широко известного полотна «Заседание Государственного Совета», талантливый жанрист, превосходный живописец, он был очень популярен и известен в предреволюционные десятилетия и в России, и за рубежом.

В эпоху перемен и грозных событий после семнадцатого года он был оттеснен на обочину художественной жизни, тихо и спокойно жил и работал в древнем Муроме, в котором сейчас открыт Дом-музей художника, а его уникальное собрание произведений является украшением Муромского историко-художественного музея.

Для столичных критиков – что авангардистов, что пролетарских, занятых громкими именами, увлеченных участием в художественной бучу, Иван Куликов значил мало, он не вписывался в одобренные или исподволь проводимые концепции.

Как некое чудо, сохранилось в своей истинно русской красоте и яркости красок его могучее искусство. Ведь еще сам Репин о его картине «У околицы» выразился с восторгом: «Вот прекрасная талантливая вещь! Да, Куликов – большой мастер, ничуть не уступает Серову».

В его творчестве наиболее последовательно сохранялись традиции передвижничества. Муромский крестьянин по рождению, он всем своим душевным устройством был связан с жизнью простых русских людей. Никакие другие темы для Куликова не были значимы и близки.

С самого начала обучения в ВХУ Академии Художеств у И. Репина и В. Маковского Иван Куликов проявил себя как незаурядный портретист и, в первую очередь, жанровый живописец.

Верность народной теме, решаемой в строго реалистическом ключе, Куликов сохранит навсегда – равно как и высокий уровень профессионализма, свободное владение техникой живописи, воспитанное академической школой.

На его картинах мы видим и яркие картины удалых гуляний, и знаменитые муромские базары, и деревенские праздники, и сцены тяжелого крестьянского труда. Особое место в творчестве Ивана Куликова занимают исторические полотна — художник был влюблен в старинный уклад, жизнь боярских теремов подается им как уютная, цветная, праздничная сказка.

На рубеже 1920-1930-х годов художник создал ряд произведений на темы нового советского уклада жизни, которые заряжают своей энергией, молодостью, яркостью красок. При этом столь революционные сюжеты решены с академической точностью и на высочайшем художественном уровне.

Иван Семёнович Куликов родился 1 (13) апреля 1875 года в городе Муром в крестьянской семье. Брал уроки рисования у А.И. Морозова (1891) в Муроме, учился в Рисовальной школе ОПХ (1893-1896) и в ВХУ (1896-1902) в мастерских В.Е. Маковского и И.Е. Репина.

В 1901-1903 вместе С Б.М. Кустодиевым по приглашению Ильи Репина участвовал в создании картины «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (ГРМ).

В 1902 получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу, посетил Германию, Францию, Италию. В 1905 за портрет матери был награжден большой серебряной медалью на Международной художественной выставке в Льеже.

После возвращения из-за границы с 1904 жил в Муроме, выезжая в С.-Петербург и Москву на выставки. В 1915 году Иван Куликов был удостоен звания академика.

Организовал Муромский музей местного края, куда передал коллекцию древнерусского костюма и произведений декоративно-прикладного искусства, а также собственные картины. В Муроме также открыт Дом-музей художника И.С. Куликова.

Куликов Иван Семенович (1875 - 1941 гг.) - российский и советский художник, живописец, педагог, автор произведений, посвященных русскому быту. Родился в селе Афанасово Муромского уезда в семье выходцев из крестьян. Как и его отец, Куликов освоил мастерство маляра и кровельшика, участвовал в строительстве и реставрации многих зданий и церквей Мурома. Еще будучи учеником уездного училища, он увлекся

рисованием, делал копии с иллюстрированных журналов, посещал иконописные мастерские. Первым на художественный талант мальчика обратил внимание преподаватель рисования и черчения уездного училища Н.А.Товцев, который летом 1893 года познакомил Куликова с художником и академиком живописи А.И.Морозовым. В сентябре 1893 года И.С.Куликов впервые посетил Москву, побывал в Третьяковской галерее, Румянцевском музее. В ноябре этого же года он приехал в Петербург, где стал помощником в мастерской А.И.Морозова, изучал под его руководством принципы построения перспективы и композиции, основы работы с цветом. Благодаря протекции А.И.Морозова в январе 1894 года Куликов был принят в школу Общества поощрения художеств, где его педагогами стали Н.И.Макаров, А.Ф.Афанасьев, Э.К.Липгарт. Осенью 1896 года Куликов был зачислен в число 14 вольнослушателей Академии художеств в мастерскую В.Е.Маковского. Однако, как чуткий педагог, В.Е.Маковский, увидев схожесть живописной манеры молодого художника и И.Е.Репина, посоветовал Куликову перейти в мастерскую Ильи Ефимовича. Весной 1898 года благодаря ходатайству Репина Куликова перевели из вольнослушателей в ученики Академии художеств. В конце 1900 года Куликов выполнил ряд иллюстраций к рассказам Максима Горького "Коновалов" и "Двадцать шесть и одна", которые так и не были опубликованы и в настоящее время хранятся в Музее А.М.Горького в Москве. В 1901 - 1902 годах Иван Семенович вместе с Б.Кустодиевым принимал участие в работе над картиной И.Е.Репина "Заседание Государственного совета". Перед Куликовым была поставлена нелегкая задача построения перспективы зала, а также выполнение части портретных зарисовок сановников, присутствовавших на картине. После окончания Академии 1 ноября 1902 года Куликов поселился в Муроме, в небольшом доме, доставшемся ему по наследству. Именно Муромская земля давала ему сюжеты для жанровых картин, воспевающих русский быт, природу и людей. В 1903 - 1905 гг. художник на правах пенсионера Академии художеств отправился за границу, посетил Италию, Францию. Художник приобрел известность сразу после участия в Весенней выставке 1904 г. Последующие 14 лет он не пропустил ни одной Весенней выставки, в общей сложности представив на них 140 своих произведений. Участвовал во многих зарубежных выставках - в Льеже в 1905 г. (получил Большую Серебряную медаль за картину "Портрет матери"), в Мюнхене в 1909 г., в Риме в 1910 и 1912 гг., в Венеции в 1911 и 1914 гг. За картины "В праздничный день" и "С фонарями в саду" Куликов был удостоен премии Куинджи. О высоком авторитете Ивана Семеновича в художественной среде свидетельствует тот факт, что после ухода Репина с должности профессора, он был включен в список кандидатов на должность профессора-руководителя живописной мастерской. Революция и Первая мировая война не оказали значительного влияния на творчество художника. Он по-прежнему обращался к своим любимым темам - сюжетам из русского быта, портретам, ярмаркам и базарам. В начале 1919 года по поручению отдела народного образования Куликов начал заниматься организацией Муромского историко-художественного музея. Помимо отобранных Иваном Семеновичем экспонатов из коллекции графов Уваровых, в собрание музея вошли предметы и из коллекции самого Куликова (картины, древнерусская одежда, обувь, украшения, утварь). По просьбе Куликова в 1918 году в Муроме была открыта художественная школа. Положительное влияние на художественную деятельность И.С.Куликова оказало восстановление деятельности общества имени И.Е.Репина. Если на первой выставке он показал в основном авторские повторы картин прошлых лет ("Ярмарка", "старушка с курами", "Пастух"), то на выставке 1929 года появляются произведения с новыми для Куликова темами - "Физкультурница", "Юнгштурм", "Пионеры". В январе 1935 г. Иван Семенович стал членом Горьковского отделения Союза художников. Несмотря на плохое здоровье, художник продолжал активно заниматься живописью и выставляться. В 1938 г Куликов возглавил группу художников, расписывавших пригородный зал Ярославского вокзала в Москве. Для оформления вокзала Куликов выполнил несколько превосходно написанных натюрмортов с фруктами. В конце 1940 года он начал работу над большим историческим полотном "Выход Нижегородского ополчения в 1612 году", которую, к сожалению, не успел закончить. 15 декабря 1941 года во время перевозки дров с топливного склада И.С.Куликов скончался. В 1947 году в доме, построенном отцом художника, в котором семья Куликова проживала с 1885 года, был открыт мемориальный Дом-музей Ивана Куликова. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, а все экспонаты переданы в Муромский историко-художественный музей.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Куликов Иван Семенович

Иван Семенович Куликов родился 14 апреля 1875 года в деревне Афонасово в крестьянской семье.

Куликов Иван Семенович

После окончания начальной школы Иван Куликов поступил в Муромское уездное училище. Учился он прилежно и переходил из класса в класс с похвальными грамотами. Особенно любил мальчик уроки рисования, которые живо проводил Николай Иванович Товцев.
Летом 1891 года около Мурома поселился академик живописи А.И. Морозов. Живя на хуторе Дедово, Морозов часто писал этюды. Однажды в поле его встретил Куликов. Сначала юноша не мог вымолвить ни слова, так велико было его восхищение мастерством неизвестного ему человека! Потом они разговорились. Александр Иванович пригласил застенчивого парня в свою мастерскую на хуторе Дедово. После этой встречи сын муромского кровельщика загорелся желанием учиться. Он попросил Морозова давать ему уроки.
Вот как об этом говорит в записях сам Куликов:
«Я обратился к академику Морозову, не согласится ли он давать мне уроки частные. К счастью, он согласился. У Морозова много можно было получить указаний в смысле техники живописи, реставрации картин и прочих практических сведений».
А.И. Морозов подготовил Ивана Куликова к поступлению в Петербургскую школу рисования. Занимаясь под руководством художника Э.К. Липгардта, юноша часто заходил в мастерскую своего знаменитого учителя. Он пристально рассматривал наброски и этюды, созданные Морозовым к жанровой картине «Обед на сенокосе».
В 1902 году Иван Куликов написал дипломную работу «В крестьянской избе». Художник изобразил бытовую сцену: семья в шесть человек сидит за утренним столом. Идет торжественное чаепитие из нового тульского самовара. Образы крестьян решены художником с хорошим знанием жизни. Колорит полотна яркий и теплый - характеризует автора, как человека влюбленного в живописную технику.
Итог значительного труда золотая медаль, звание художника и командировка за границу (на казенный счет).
В 1904 году Куликов посетил Париж, Венецию, Флоренцию и Рим. Молодой художник тщательно изучал произведения мировых мастеров. Особенно его волновали шедевры Микеланджело, Тициана и Веласкеса. Полон ярких впечатлений вернулся из-за границы Куликов. Поселился в родном городе на Оке.
Живя в , Куликов не прерывал деловых связей с художниками Петербурга и Москвы. Он вел переписку с товарищами по Академии, посещал мастерские Архипова, Коровина, Горбатова. Несколько раз Иван Семенович был в гостях у великого Репина. Однажды он привез из Финляндии книгу «Воспоминания и письма», подписанную Репиным. Любопытно содержание некоторых писем учителя к своему ученику:
«Недавно я взглянул на ваш этюд девочки... Я залюбовался: это-внушительная вещь. Какая пластика, какая живопись! Какая моделировка! Большой мастер писал этот этюд!».
Так гениальный художник прямо и откровенно выражал свои чувства, не ведая зависти. И это очень характерно для Репина, который, по воспоминаниям современников, никогда не терял юношеского задора и горячего восторга.
В 1912 году Иван Семенович показывает в Петербурге картину «Уголок базара». На первом плане добротно написан крепкий старик. Он держит под узцы рыжеватую лошадь. Чувствуется, прожил трудную жизнь этот крестьянин с умным лицом, обрамленным серебром бороды и усов. Но как еще ладно сидят на eго статной фигуре и поддевка, и картуз! Слева, в стороне, изображена старуха под зонтом, пьющая чай. Вдали кровля лабаза и луковки церквушки... Вся композиция решена энергичным живописным приемом. Молодой художник написал эту картину, находясь под впечатлением могучего творчества Серова.
В 1913 году Куликов заканчивает большое полотно «Гулянье зимой». На переднем плане-четыре девушки и парень с гармошкой в руках. Девушки-в шубках и ярких шалях, парень-в меховой шапке с бархатным верхом. Новую поддевку прикрывает серый армяк, накинутый на плечи. На втором плане-заснеженная деревенская улица.
Невольно вспоминаются записи самого художника: «Все впечатления моего детства были мне милы всегда и послужили позже темам для многих моих картин». Помимо бытовых композиций Иван Семенович создал ряд первоклассных портретов.
В 1915 году по решению Совета Академии художеств Куликов получил звание академика живописи.
После Великого Октября творчество ученика Репина обогащается новыми темами и сюжетами. В центре внимания Куликова находится боевая комсомольская молодежь. Ряд интересных этюдов и картин написал Иван Семенович, живя в Павлове на Оке.
В 1938 году академик живописи оформляет Ярославский вокзал в Москве.
Умер Куликов в суровую военную зиму 1941 года.

В. Фильберт

Союз художников России

Дом музей И.С. Куликова


Дом музей И.С. Куликова (в настоящее время закрыт)
г. Муром, ул. Свердлова, 9

Неотъемлемой частью исторической жизни Мурома является мемориальный дом-музей Ивана Семеновича Куликова. Этот дом таит в себе особые секреты. За его стенами хранятся великие произведения искусства. Дом, в котором сейчас находится музей, был окончательно построен в 1899 г. отцом великого художника. Таким образом, два года назад дому исполнилось 100 лет. За этот немалый срок он ни разу не подвергался серьезным реконструкция.
Когда в 1919 г. открылся Муромский историко-художественный музей, Куликов передал ему свои основные работы, которые и по сей день находятся в экспозиции. На протяжении нескольких лет художник был директором музея. Тем более что в первые пост революционные годы он не был востребован как живописец. Поэтому музей для него в те годы был единственным местом, куда он вкладывал все свои силы и всю свою душу. Большое количество работ Иван Семенович с супругой Елизаветой Аркадьевной хранили у себя дома, берегли их.
15 декабря 1941 г. Иван Семенович Куликов неожиданно умирает, а ровно через 10 дней Исполком Городского Совета принимает постановление об организации мемориального дома-музея. И даже в те тяжелые военные годы необходимость его создания была очевидна. В то время в провинциальных российских городах насчитывалось мене десятка крупных музеев. К тому же даже жители Мурома не знали, что рядом с ними живет всемирно известный художник.




Произведения художника

Итак, в 1941 г. в одной из комнат на первом этаже дома Куликова состоялась первая выставка работ художника. Но, в связи с тем, что наша страна тогда находилась в состоянии войны, музей был открыт лишь в 1947 г.
Сейчас единственным хранителем музея является Николай Андреевич Беспалов заслуженный архитектор России. Нелюбимых экспонатов у него нет: каждый дорог, с каждым связаны особые воспоминания. По словам Николая Беспалова. Он живет сразу в двух веках. Виной тому экспонаты начала 30-го века и современная жизнь музея. У музея есть своя душа. Ей пропитано здесь все: начиная с калитки и заканчивая самым маленьким, неприметным предметом, говорит хранитель музея.
Вся экспозиция музея разделена на две большие части. Первую часть составляют картины. Их около ста: больших и маленьких, ярких и мрачных, загадочных и открытых. В музее собрана коллекция картин, которая отражает определенные вехи в творчестве Куликова.
Одной из первых серьезных работ Ивана Семеновича является портрет его матери, который был написан в 1903 г. А к последней своей работе Выход нижегородского ополчения 1612 г. художник приступил в 1939 г. и работал над ней вплоть до своей кончины. Он собрал огромное количество исторического материала, нарисовал множество эскизов и рисунков, но, к сожалению, картина так и осталась незаконченной.
Вторая часть экспозиции имеет свою собственную историю. Иван Семенович после окончания Художественной Академии и после посещения многих русских музеев, заинтересовался произведениями народного творчества. В конечном итоге, он собрал одну из самых лучших частных коллекций в России. Особо в ней выделяется собрание народных костюмов.
Сейчас в доме-музее насчитывается около 400 наименований произведений русского народного творчества. Некоторые предметы стоят на одном уровне с экспонатами Этнографического музея в Санкт-Петербурге.
Сейчас музей открыт только для коллективных экскурсий, хотя, в последнее время их количество сократилось. Музей живет, живы картины и экспонаты народного быта, жива память и душа художника. Пусть меняются времена и люди, но неизменным остается одно любовь к картинам и уважение перед тем, кто их создавал. А это и есть основная задача музея сохранить и донести до будущих поколений все самое ценное, что оставило прошлое.

Автопортрет

Русский и советский художник, академик императорской Академии живописи, признанный мастер жанровой живописи и портретист.

Художник Иван Семёнович Куликов родился в апреле 1875 года в городе Муроме. Его родители (Семён Логинович Куликов и Александра Семёновна Савинова) приехали в город из деревни Афанасово Муромского уезда в поисках лучшей жизни. Отец будущего художника был специалистом в малярном деле и хорошим кровельщиком, очень скоро создал и возглавил небольшую артель по строительству и ремонту жилых домов, церквей, административных зданий.

В 1893 году Ваня Куликов, по рекомендации своего учителя рисования и черчения, познакомился с художником А.И. Морозовым, который иногда приезжал в Муром на лето. Именно Морозов настоятельно порекомендовал родителям Ивана отправить молодого человека Петербург, в школу Общества поощрения художеств при императорской Академии.

Осенью Иван Куликов едет в столицу и становится помощником и учеником у А.И. Морозова, который готовит ученика к поступлению в школу Общества поощрений художеств.

С 1894 года Иван Семёнович становится учеником Общества поощрения художеств, а два года спустя поступает вольнослушателем в Академию художеств. В 1898 году, по ходатайству И.Е. Репина, Куликов становится полноправным учеником Академии, и принимает активное участие в работе И.Е. Репина и Б.М. Кустодиева над картиной «Заседание Государственного совета», пишет иллюстрации к произведениям Максима Горького.

В 1902 году Иван Семёнович заканчивает Академию и представляет свою конкурсную работу «Чаепитие в крестьянской избе». За эту картину молодой художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку за государственный счет.

С 1903 по 1905 годы Куликов живет и работает в Европе, посещает Италию и Францию.

В 1915 году за серию картин о родном городе Муроме художник куликов был удостоен звания академика.

После революции художник поселился в Муроме, работал в местном музее, с большим энтузиазмом собирал по брошенным усадьбам и домам картины, скульптуру, предметы прикладного искусства, книги, документы. Именно благодаря стараниям Ивана Семёновича Куликова нашей культуре удалось сохранить огромное количество настоящих культурных реликвий.

Умер художник в декабре 1941 года, похоронен на кладбище родного города.

Картины художника Ивана Семёновича Куликова


С праздником (Зарделась) (1911)
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (1909)
В боярском тереме (1906-1907) Сбор невесты (1907)
Зимним вечером (1907) «Возвращение из города (1914) Девушка с туесом (1912)
Муромские монастыри (1914)
Ярмарка в Муроме (1910-1912)
Ярмарка (1910)
Базар с баранками (1910)
Базар в Муроме (1907) Три девицы (1907)
Кормление кур (1907) В праздничный день (1906) Портрет моей матери (1903) Итальянки (1905)
В крестьянской избе (1902)
Портрет Е.Н. Чирикова (1904) Портрет матери (1896) Плотник (Егор Терешкин) (1916) Портрет старообрядца (Старик за чтением) (1911) В русском наряде (1916) «Портрет Андрианова» (1929) «Международный Юношеский день» (1929) Портрет Т.И. Куликовой (1938) Петушиный бой (1938) Павловский кустарь (1937) Юнгштурм (1929) Продавец павловских товаров (собенщик) (1936) Физкультурница (1929)
Семья за столом (1938)

Постоянно расширялся. Если вначале художника удовлетворяли незначительные жанровые сцены из жизни русской деревни, то в период расцвета его творческих сил у него появляются произведения исторического жанра. Одной из его тем становится изображение сцен из жизни бояр. Раскрывая красоту старинного уклада, в значительной мере идеализируя его, Куликов создает радостные по колориту произведения. Из этого цикла произведений характерными для художника являются: «Сбор невесты» (1906), «В зимние дни» (1907), «В боярском тереме» (1912) , «Боярышни в саду» (1913), «В русском наряде» (1916). Куликов в спокойных неторопливых образах теремной жизни заставляет зрителя увидеть жизнь, полную эмоций и страстей. В качестве одного из характерных примеров можно назвать картину «Сбор невесты». Эта картина впервые была показана художником на Весенней выставке в 1907 г. На холсте изображена сцена подготовки к свадьбе. Две красивые девушки провожают свою подругу, а может быть и старшую сестру. Все они живут своей жизнью, своей судьбой, своими надеждами. В центре немного смущенная, счастливая невеста. На ней роскошные старинные одежды. Пожилая женщина примеряет ей серьги. Девушка справа оперлась на спинку стула. Она, кажется, не участвует в этой сцене, погрузившись в свои мечты, задумавшись о своей судьбе. Лицо сидящей слева подруги выражает грусть неотвратимого расставания. Недаром на Весенней выставке это произведение получило вторую премию Общества поощрения художников по историческому жанру.

В боярском тереме

Сбор невесты

В зимние дни

В кокошнике

С праздником (Зарделась)

Нельзя не остановиться на одном из крупных произведений Куликова из этого цикла — картине «Боярышни» («Убор невесты»), находящейся в Ярославском художественном музее. Значительное по своим размерам произведение было экспонировано художником на нескольких выставках, в том числе на Весенней выставке и на выставке в Венеции в 1908 г. Молоденькая красивая девушка в богатых одеждах и кокошнике сидит с ларцом, наполненным драгоценными украшениями. Она спокойна и сосредоточена на какой-то понятной ей одной мысли. Едва скрытая улыбка говорит о том, что она думает о счастье. Окружающие ее подруги осторожно, с любопытством заглядывают в ларец. Молодость и красоту девушек подчеркивает пожилая женщина в простой крестьянской одежде, стоящая рядом. На ее лице грустная улыбка. Эта группа заполняет всю светелку, интерьер которой написан до предела обобщенно. Так же как и в предыдущем произведении, художник создает композицию из пяти действующих лиц с различными характерами и настроением.

Хотите чувствовать себя защищённым? Для вас качественные и надёжные входные двери на сайте http://portes.com.ua/i/cPath/vhodnie-dveri Porte\’s. Широкий выбор дверей на любой вкус от самых известных компаний-производителей.

Боярышни (Убор невесты)

Одним из последних произведений этого цикла является портрет-картина «В русском наряде» (1916). Для этого произведения художнику позировала его жена Елизавета Аркадьевна Соколова. Не исключено, что Елизавета Аркадьевна оказала влияние на создание целого ряда полотен, в которых она «играла» ведущую роль. Она преображалась то в миловидную крестьянку в картине «У околицы», то в современную городскую женщину в картине «Черемуха», а в картине «В русском наряде» изображена русская красавица в дорогих парчовых одеждах, в расшитом жемчугом кокошнике, с ожерельем из драгоценных камней, серьгами. После смерти Ивана Семеновича Елизавета Аркадьевна стала активным пропагандистом творчества своего мужа, она организовала дом-музей, который возглавляла более 30 лет до глубокой старости и в который передала многие произведения художника, являвшиеся семейными реликвиями. Отдав своего рода дань «теремной» теме, которой в эти годы увлекались многие художники, Куликов оставался художником-бытописателем, отражающим в своем творчестве бытовые уклады и жизнь простого народа, жителей деревни и города начала XX века.

В русском наряде

У околицы

Черемуха

Будучи старожилом Мурома, постоянно проживая в нем, Куликов не мог не обратить внимания на одну из характерных черт купеческого города — знаменитые муромские базары и ярмарки. В 1907 г. он впервые создает полотно на эту тему: «Базар в Муроме», выставленное им на Весенней выставке в 1908 г. Как и в большинстве произведений, сюжет до предела прост. В летний солнечный день шумит многоцветная базарная толпа. Она показана настолько обобщенно, что многие лица и фигуры являются фоном, на котором вырисовываются несколько фигур переднего плана. В этом произведении Куликов вновь применил ставший для него излюбленным прием изображения фигур, освещенных против света. Фигуры смотрятся силуэтом либо на фоне узкой полоски неба, либо на фоне освещенного солнцем пейзажа. На зрителя справа движется миловидная девушка в темно-зеленом платье и малиновом платке. Она задумчива и сосредоточенна. Ее движения неторопливы и изящны. Слева размещен чиновник, разглядывающий лежащие на земле старинные книги и вещи, и продающая их старая женщина под освещенным солнцем зонтом.

«Базар в Муроме» («Базар у карусели»), «Базар с баранками», «Мальчики на базаре» — все эти произведения хотя и написаны в разные годы, но написаны как бы в одном стиле, в одном духе. Некоторые женские персонажи можно увидеть в нескольких произведениях Куликова. Таким примером является изображение крестьянки в зеленом платье и малиновом с цветами платке, изображенной на нескольких произведениях. На полотне «В праздничный день» эта крестьянка размещена на переднем плане в центре композиции. В то же время на полотне «Ярмарка в Муроме» она размещена среди ярмарочной толпы.

Являясь знатоком русского национального костюма, Куликов уловил любовь крестьян к ярким кумачовым рубахам и сарафанам, синим и желтым платкам и полушалкам, расписным прялкам, саням и дугам. Умелое применение дополнительных цветов в колористическом строе произведений подчеркивало их оптимистическое и жизнеутверждающее настроение. Степенные старики и старухи, миловидные девушки, веселые парни, крестьяне и мещане — представители основных сословий провинциального торгового городка были героями его полотен. И, как правило, на переднем плане, а иногда и в центре композиции как бы для контраста в празднично одетой толпе художник выделяет темную фигуру нищего с холщовой торбой для подаяний через плечо.

Базар в Муроме

Базар у карусели

Ярмарка в Муроме

Базар с баранками

В жаркий день

Мальчики на базаре

Портрет артиста А.Л.Дурова

Базар у церкви

За два года до начала первой мировой войны Куликов создает социально-заостренное произведение «Рекрутский набор» (1912). Недавно закончившаяся русско-японская война, гибель русских людей, мобилизация многих родных и знакомых из Муромского уезда — все это не могло не произвести впечатления на молодого художника. В картине изображена празднично одетая толпа. В центре композиции здоровые русские парни-новобранцы. Они готовы идти в огонь и в воду. Один из парней — разудалый гармонист. Он растянул меха тальянки, стараясь одновременно и поднять настроение провожающих и заглушить тоску разлуки. Второй — ушел в себя, переживая острую боль расставания с молодой красивой женой, красота которой подчеркивается праздничным нарядом, и стариком отцом. Оба они — и жена и отец — надолго, а может быть и навсегда, остаются без кормильца и любимого человека.

Рекрутский набор

На Весенней выставке 1910 г. Куликовым выставлено несколько произведений, в том числе такие, как «Старинный обряд благословения невесты», «Семья крестьянина», «Нищий», «Рулевой» и другие. Он вновь показывает свое стремление отразить в произведениях крестьянскую жизнь с ее обычаями и обрядами.

В картине «Старинный обряд благословения невесты» художник отразил старинный обряд, который бытовал в крестьянской среде в начале ХХ века. В центре картины на полу, устланном по старинному обычаю соломой, стоит на коленях невеста. Ее лицо, изображенное в профиль, обращено к родителям, отец и мать с хлебом-солью — все по издревле заведенному порядку. Справа на картине изображены близкие родственники: здесь и бабушка, которая, видимо, жалеет свою внучку, и старшая, уже взрослая сестра, очень похожая на мать, и совсем еще девочка-подросток, с интересом смотрящая на происходящую сцену. В склоненной фигуре невесты чувствуется покорность судьбе и молчаливое согласие с волей родителей. На лицах присутствующих нет ни одной улыбки. Все сосредоточенно обращены к невесте и полны к ней сочувствия и жалости. Как и во многие другие произведения, в эту картину Куликов вводит целые плоскости ярких интенсивных тонов, взятых в полную силу. Богатая палитра художника, построенная на гармоничном сочетании красного, синего, розового и фиолетового оттенков, повышает эмоциональное воздействие произведения.

Старинный обряд благославения невесты

Семья лесника

В 1914 г. Куликов создает жанровую картину «Возвращение из города». На фоне уходящего в зимнюю дымку городского пейзажа со старинными муромскими соборами крестьянские парень и девушка возвращаются из города. Их движения плавны и неторопливы. По всей видимости, парень провожает свою молодую жену из города в деревню. Они грустны и сосредоточенны. Миловидная девушка с красивым овалом лица, с печальными и задумчивыми глазами олицетворяет собой нежность и чистоту. Она одета в дубленую, охристого цвета, шубку и покрыта клетчатой шалью. Через ее плечо перекинут короб с городскими гостинцами. Судя по молодцевато завязанному шарфу, по залихватски надетой шапке, модным для городских мещан усикам, в психологии молодого человека произошли существенные изменения. У него появились другие интересы и взгляды. Он успел отвыкнуть от тяжелого крестьянского труда. Несмотря на то, что молодые люди идут вместе, их неуловимые движения, взгляды, выражения лиц подчеркивают назревший конфликт. Возможно, что эти проводы являются последними, и еще мгновение — и молодой человек останется в городе, а девушка с тяжелыми думами и переживаниями возвращается к себе домой в деревню. «Возвращение из города» написано в любимых автором тонах, характерных для первого периода его творчества. Фиолетово-черная одежда парня контрастирует с охристыми и коричневатыми оттенками одежды девушки. Контрастность эта подчеркивается и четким силуэтом фигур на фоне зимнего пейзажа.

Возвращение из города

В октябре 1915 г. И.С.Куликов был удостоен высшего признания: академическим Советом ему присвоено звание академика живописи. Но не только масляной живописью интересен этот художник. Начиная с 1907 г. Куликов принимает участие во многих выставках акварелей Общества русских акварелистов (1907, 1908, 1912, 1914, 1917), галереи Лемерсье (1913) , Общества художников имени И. Е. Репина (1927, 1928, 1929) и других. На этих выставках Куликов выступал в качестве художника, изображающего быт русского крестьянства, создавая в основном акварельные портреты миловидных крестьянок в русской национальной одежде, ярких ситцевых платках, иногда в шалях. Незамысловатые по своей теме сюжеты привлекали любителей изобразительного искусства простотой исполнения, изяществом, тонкостью проработки, душевным отношением художника к деревенским жительницам. Большое количество акварельных работ выполнено Куликовым в послеоктябрьский период.

В настоящее время сохранилось небольшое количество акварельных работ Куликова. Многие акварели приобретались сразу же после выставок, значительная часть из них вывозилась за границу. Замечательна по своему мастерству жанровая акварель «За водой» (1904), хранящаяся в Русском музее. На фоне зимнего деревенского пейзажа изображены две миловидные девицы. Одна из них смотрит на зрителя. Она одета в полушубок, на плече коромысло с ведрами. На голове — полушалок красно-коричневого цвета. Вторая девушка в ярко-красном платке и темной одежде. Обе фигуры девушек освещены слабым утренним зимним солнцем. Вдалеке изображена группа женщин у колодца. Для большинства акварельных произведений характерна простота сюжета, подчеркивающая ту или иную деталь крестьянского быта.

Еще в академические годы Куликов пробовал свои силы в темперной и пастельной техниках. Его работы отличаются мягкостью, нежными цветовыми отношениями, легкостью и воздушностью. К числу лучших произведений относится небольшая работа «Пряха» (1904), находящаяся в фондах дома-музея, портрет неизвестной (1906), портреты девушек (1908 и 1910). Иногда в пастельные работы Куликов вводит уголь. Большого успеха Куликов достиг в портретах, выполненных сангиной в сочетании с углем или итальянским карандашом. Этой техникой Куликов в основном овладел еще в Академии. Уже тогда в академических рисунках с применением сангины Куликов увидел, что при помощи сангины возможна передача теплоты человеческого тела, большой естественности изображения.

Портрет крестьянки

Портрет матери

После 1917 г. Куликов создал галерею портретов современников. Куликов выбирает людей, близких ему по характеру, творческому складу, социальному положению. Почти в каждом портрете он показывает свой мягкий и доброжелательный характер, душевность и человечность. Он видел людей именно такими, каким он был сам. Почти во всех без исключения портретах (кроме одного «Защитника, произносящего речь»), мы не найдем движения, какой-либо экспрессии, излишних жестов. В каждом портрете спокойная поза, выразительное лицо. Женские портреты отмечены сочетанием красоты и нежности. И хотя Куликов не считался большим психологом в портретной живописи, в его работах можно найти глубину характера. Многие художники-портретисты репинской школы оставались верными реалистическому изображению человека с его сложным внутренним миром. Для каждого портрета тех лет характерны не только индивидуальные черты той или иной личности, в каждом портрете создавался образ человека, являвшегося частицей общества.

Значительное количество портретов в два карандаша Куликовым сделано в 1920-е гг. Известны портреты солдат-красноармейцев, участников гражданской войны, а начиная с 1925 г. художник создал большое количество женских портретов. Среди этих портретов едва ли не лучшим является портрет жены художника, выполненный в 1925 г. Изящный профиль, тонкие черты лица, лучистые серые глаза, обнаженные шея и плечо, обрамленные каштановыми волосами и темно-серой меховой накидкой, — все это подчеркивает красоту сорокалетней любимой художником женщины, его спутницы и натурщицы. В этом портрете художник как бы синтезировал образ своей спутницы жизни и, подобно образу матери, он создал обобщенный образ любимой женщины.

В 1930-е годы Куликовым сделано несколько портретов известных муромских врачей: хирурга Н. Н. Печкина, бывшего главного хирурга Боткинской больницы, детского врача А. Г. Младова, портреты многих общественных деятелей города.

Портрет Е.А.Куликовой

Портрет Е.С.Калининой

Портрет хирурга Н.Н.Печкина

Портрет М.О.Меньшикова

Первая мировая война и февральская революция не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на творчество Куликова, если не считать картины «Рекрутский набор», созданной в преддверии войны, и нескольких набросков и этюдов, сделанных художником в дни февральской революции в Муроме, где он был в это время. Находясь в конце февраля 1917 г. в Муроме, Куликов стал свидетелем митингов и демонстраций. В начале ноября 1918 г. руководством города было принято постановление об открытии музея местного края в особняке Н.А.Зворыкина. Особняк, расположенный в центре города, построенный в стиле ампир, был наиболее подходящим для музея. Анфилада помещений второго и третьего этажей была удобна для организации экспозиции. Куликов взялся за работу по организации музея. Являясь знатоком археологии и этнографии, владельцем уникальной коллекции русского национального костюма и декоративно-прикладного искусства, Куликов со своими помощниками создает первую экспозицию музея с 1 500 экспонатами и открывает музей 1 января 1919 г. В музей Куликов отдает наиболее ценные экспонаты из своей коллекции — предметы декоративно-прикладного искусства, древнерусскую одежду, обувь, украшения, свои живописные произведения, которые до сих пор являются основным фондом музея, хотя количество экспонатов и возросло в десяти раз. В экспозицию музея были включены и произведения Куликова, который в качестве художника впервые выступил перед жителями города. По поручению Отдела народного образования в начале 1919 г. Иван Семенович возглавил комиссию по отбору произведений искусства картин, гравюр, скульптур, фарфора, мебели, книг, брошюр, художественных изделий и других коллекций из собрания графини Уваровой для организации общественного музея. Под его руководством разрабатывается положение о подотделе по делам музея и охране памятников искусства и старины.

Осенью 1918 г. Куликов обращается в Отдел народного образования с предложением о необходимости организации в Муроме рисовальной школы. После назначения Куликова руководителем рисовальной школы он со всей страстностью художника отдается воспитанию нового поколения. Он не только проводит практические занятия по рисованию и живописи, передает свои знания о художниках Возрождения, импрессионистах и барбизонцах, передвижниках и учениках И.Е.Репина, но и разрабатывает теоретический курс, в котором он дает основные понятия о живописи и композиции, о цвете и свете, о линии и перспективе, о пропорциях и плоскости. В июле 1919 г. под председательством Куликова состоялось заседание, на котором произошло объединение художников. Одновременно было принято решение о приеме в художественную школу всех желающих учиться в ней.

Не имея возможности принимать участие в художественных выставках Москвы и Ленинграда, в январе 1926 г. Куликовым была организована персональная выставка в Доме работников просвещения, который размещался в бывшем реальном училище. Эта выставка привлекла внимание городской общественности, любителей изобразительного искусства. Занятый организационной работой в музее, на рисовальных курсах и художественной мастерской Куликов не имел возможности творчески работать. Часть времени приходилось уделять и домашнему хозяйству, без которого в эти годы прожить было трудно. Средств к существованию было недостаточно, ему приходилось содержать семью за счет обмена на продукты вещей, иногда уникальных. В 1919 г. у художника родилась дочь.

Таня с бантиками

Таня с кошкой

За роялем

Портрет Т.И.Куликовой

Семья за столом

В 1923 г. в Петрограде организована выставка художников всех направлений за 5 лет (1918-1923), на которой после революции впервые принимает участие Куликов. Эта выставка была одной из первых выставок, в которой могли участвовать мастера различной творческой ориентации. В 1918 г. в Петрограде был создан профессиональный союз художников, в который в 1922 г. вступил Куликов в качестве безработного живописца. В Петрограде он делает попытку получить какие-либо заказы, чтобы обеспечить минимальный прожиточный уровень своей семье. Встречи в Петрограде с товарищами по искусству утвердили его в мысли, что в этот сложный период ему не следует отрываться от родной земли. Оставшаяся в Муроме семья настоятельно требовала возврата домой, так как их материальное положение было самым критическим. Осенью 1923 г. Куликов возвращается в Муром, где и продолжает работать в созданном им музее в качестве научного сотрудника в отделе живописи и старинного русского быта.

Многие художники, особенно портретисты, получили возможность создавать оплачиваемые частными лицами заказы. В эти годы Куликов исполняет большое количество заказных, в основном женских, портретов в два цвета, выполненных сангиной и итальянским карандашом или углем. Минимальными средствами художник добивается большой живописности и портретного сходства. Теплые оттенки сиенского камня в сочетании с холодными тонами карандаша или угля, тонкая прорисовка деталей и украшений создавали иллюзию живописного изображения. К сожалению, сохранилось лишь несколько произведений художника, выполненных им в этой манере. Многие из них находятся в частных собраниях, многие безвозвратно утеряны. Большинству же заказных портретов он не придавал значения. Однако сохранившиеся и известные по выставкам портреты могут быть своеобразной галереей женских образов.

В 1921-1925 гг. для Владимирского и Муромского музеев Куликов делает несколько авторских повторений с дореволюционных произведений: «Гулянье зимой» («Погулянка») (вариант 1914 г.), «Бабушка с курами» (вариант 1907 г.), «У околицы» (вариант 1913 г.) и другие. Продолжая работу в музее, Иван Семенович делает несколько этюдов с Муромских памятников архитектуры, большинство из которых входит в экспозицию музея в качестве своего рода иллюстраций, в том числе делает этюды Богородицкого собора, Николо-Зарядской и Рождественской церквей, торговых рядов. В этих этюдах художник фиксирует архитектурные памятники древнего Мурома, сохранив их образы для потомства. В этюдах найдены точные и характерные черты памятников, которые формировали городскую среду и являлись примером высокого уровня архитектурного творчества муромских зодчих.

Дом в Панфилове

Муромские монастыри

Николо-Зарядская церковь в Муроме

Николо-Набережная церковь в Муроме

Улица старого Мурома

Положительное влияние на творческую активность Куликова оказало восстановление деятельности общества имени И.Е.Репина. В выставке Общества имени И.Е.Репина приняли участие около 100 ведущих художников России. На первой выставке общества Куликов показал 10 графических работ, в основном портреты, выполненные сангиной и углем, акварели. В следующем году на выставку он представил 18 произведений. Однако многие полотна были либо авторскими повторениями произведений дореволюционного периода — «Старушка с курами», «Ярмарка», «Пастух», «Настя», либо несложные по своему сюжетному замыслу небольшие этюды природы и архитектурных пейзажей города: «Площадь крестьянина в Муроме», «Уголок Мурома» и другие. После многолетнего перерыва Куликов вновь возвращается к акварельной технике, которую он считал наиболее трудной в изобразительном искусстве. Впервые Куликов обращается к теме изображения молодежи, которая в последующие годы будет для него одной из важнейших тем в его творческой деятельности. С выставками Общества имени И. Е. Репина Куликов как бы снова обрел силу, включившись в творческую жизнь. Встречи на выставке со своими единомышленниками, творческие дискуссии, ощущение товарищеской взаимопомощи — все это открыло второе дыхание художника и заставило включиться в активную творческую жизнь.

На выставке Общества имени И. Е. Репина в 1929 г. Куликов показал ряд произведений. Среди них «Физкультурница», «Юнгштурм», «Пионеры». В «Физкультурнице» художник изобразил девушку в минуту отдыха. Она одета в белую с черными полосами футболку, подчеркивающую изящные линии фигуры. В руках девушки волейбольный мяч. Полный оптимизма и веры в будущее взгляд подчеркивает ее веселый и общительный характер. Для «Физкультурницы» Куликов выбрал ткачиху Пану Иванову, которая подкупала своей жизнерадостностью и активностью. Она была комсомольским вожаком фабрики, а впоследствии стала секретарем горкома комсомола. В дальнейшем «Физкультурница» много раз репродуцировалась, а в 1939 г. экспонировалась на выставке советского изобразительного искусства в Филадельфии.

Физкультурница

Портрет В.И.Ленина

Одновременно с «Физкультурницей» на выставке Куликовым был показан второй портрет современницы под названием «Юнгштурм». На фоне развевающегося красного знамени с серпом и молотом и едва намеченного силуэта завода изображена задорная молодая девушка-комсомолка в гимнастерке. На смуглом лице девушки веселая улыбка, которая подчеркивает ее общительный характер и женственность. Портрет построен на сочетании контрастных цветов — красного и зеленого, находящихся в том равновесии, которое создает впечатление цельности художественного произведения.

Юнгштурм

Значительный интерес представляют «Старик с газетой» («За чтением») и «Маляр Шамилин». Пожилой крестьянин в меховой ушанке и полушубке с большим вниманием читает газету. Изобразительные средства весьма скупы. Яркий свет падает на фигуру сзади справа, что создает контрастность освещения. Одна часть лица находится в тени. Охристая гамма создает оптимистическое настроение и подчеркивает глубину психологического состояния крестьянина.

За чтением

Маляр М.И.Шамилин

Среди произведений, которые Куликов экспонировал на выставке Общества имени И.Е.Репина, была композиция «Международный юношеский день» (1929). У Ивана Семеновича возникло желание сделать живописное полотно, отражающее одну из сторон жизни молодежи. Произведение насыщено праздничным и радостным настроением, которое подчеркивается ярким светом солнечного дня, развевающимся на ветру знаменем и красными косынками девушек. Для Куликова самым важным был поиск образа современника, и на выставке в 1929 г. он доказал, что нашел этот образ.

Международный юношеский день

Пионервожатый

Создавая галерею портретов современников, Куликов не мог не обратить внимания на труд рабочих. В эти годы Куликов пишет портреты ударников труда Бушуевой и Судакова (оба 1931), а также одного из первых стахановцев города — кузнеца Рудникова (1937).

Рабочий-ударник Судаков

Портрет Бушуевой

Летом 1932 г. республиканским объединением «Росинструмент», куда входили предприятия городов Горьковской области, Мурома, Павлова-на-Оке, Вачи и Ворсмы, Куликов был приглашен для выполнения работ, иллюстрирующих прошлое, настоящее и будущее промышленных предприятий большого района. Как ученый археолог и этнограф Куликов изучает историю бывшего села Павлова, знакомится с его старожилами, делает рисунки старинных домов и улиц, выполняет галерею портретов. Он пытается воссоздать образ старого Павлова. В его записных книжках появляются биографии и воспоминания павловских старожилов о жизни дореволюционного села, о нравах и обычаях: о петушиных боях, о павловских лимонах. Появляются рисунки «Домик кустаря на улице Грязнушка», «Улица Острожная», «Улица Исподняя», названия которых говорят сами о себе. Постепенно возникает галерея портретов павловских старожилов, в основном бывших кустарей, создававших свои произведения прикладного искусства — затейливые замки, многопредметные перочинные ножи, наборы инструментов еще в царское время. Первая задача, поставленная художником, — воссоздание образа старого Павлова, в 1936-1938 годах завершилась созданием нескольких произведений, среди которых наиболее значительными являются «Собенщик» (1936), «Павловский кустарь» (1937), «Кузнец» (1937), «Петушиный бой» (1937), «Ночная скупка» (1938). В 1936 г. в Павлове был открыт Промышленный музей, первая экспозиция которого была создана при активном участии Куликова. Большинство произведений, которые художник делал по заказу «Росинструмента», были переданы в музей.

Павловский кустарь

Ночная скупка

Петушиный бой

В январе 1935 г. был организован Союз художников, и Куликов становится членом Горьковского отделения (ГОССХ) и созданного при нем Товарищества. Несмотря на плохое здоровье, Куликов продолжает заниматься живописью. Ряд лет он увлекается пейзажем и натюрмортом. В пейзаже, правда, ограничивается небольшими этюдами, характеризующими природу древней муромской земли, проявляя себя тонким лириком, знающим законы пленэрной живописи. Просторы окских берегов, синие дали речки Илемны, окраины пригородных деревень Подболотни, Нежиловки, Ямской Слободы, мастерски исполненные Куликовым, насыщены простором и светом, солнцем и воздухом.

Подболотня

На состоявшейся в Горьком выставке пейзажей в 1940 г. Куликов экспонирует более 20 пейзажей, получивших одобрение зрителей и художественной общественности. В 1935 г. он принимает участие в 3-й Горьковской краевой выставке, где выставляет две работы. Значительным событием художественной жизни страны была организация в 1940 г. выставки произведений художников периферии, на которой Куликов выставил несколько портретов, выполненных в графике, и выставки «Художники старшего поколения РСФСР», на которой многие работы Ивана Семеновича пользовались заслуженным успехом. Среди них наибольшее внимание зрителей привлекли «Автопортрет» (1939) и «Семейный портрет» (1938). В «Автопортрете» передан характер мягкий и добрый. Живое лицо пожилого художника подчеркивает его мудрость, какую-то скрытую притягательную силу. Портрет может быть сравним лишь с мастерски написанным портретом матери. С большим мастерством написаны руки художника. За свою жизнь Куликовым написано большое количество автопортретов, каждый из которых может характеризовать определенный этап творчества художника; автопортреты являются тем зеркалом, которое раскрывает глубину миросозерцания художника, глубину его души.

Автопортрет

В 1938 г. Куликов возглавляет группу художников по росписи пригородного зала Ярославского вокзала в Москве, для оформления которого им выполнено несколько превосходно написанных натюрмортов с фруктами. Случайно сохранившийся натюрморт «Персики», находящийся в местном музее, написан в той классической манере, которой владели старые мастера. Превосходно написаны натюрморты «Маки», «Яблоки», «Овощи» и многие другие. Его натюрморты отличаются добросовестностью исполнения, непосредственностью восприятия натуры, оригинальностью. Каждый натюрморт — цветы, фрукты или овощи - написан сочной живописной манерой, пронизан солнцем и воздухом, вызывает чувство радости.

После трагической гибели выдающегося летчика нашего времени В. П. Чкалова Иван Семенович решает воссоздать образ Валерия Павловича. Он собирает фотографии, знакомится с семьей Чкалова, делает этюды квартиры и дачи, где проживал Чкалов, знакомится с одним из соратников В.П.Чкалова летчиком Г.Ф.Байдуковым. Создание образа бесстрашного летчика, покорителя воздушных пространств и одновременно мягкого и любящего отца и мужа было непросто. Куликов пишет портрет В. П. Чкалова. Мощная фигура летчика в гражданском костюме, на лацкане которого высшие награды Родины за беспримерные перелеты через Северный полюс в США. Сосредоточенное лицо в трехчетвертном повороте характеризует Чкалова как целеустремленного волевого человека.

Портрет летчика В.П.Чкалова

Портрет летчика М.М.Матвеева

В конце 1940 г. после выставки «Художники старшего поколения РСФСР» Куликов вновь включился в активную жизнь. Всю зиму он работает над эскизами к большому задуманному им историческому полотну «Выход Нижегородского ополчения в 1612 году». В марте 1941 г. эскиз был закончен. Произведение должно было быть закончено к художественной выставке «Наша Родина» к 25-й годовщине Великого Октября. Для создания исторической правдоподобности Куликов вновь изучает исторические события Смутного времени, оружие, костюмы, нравы, делает многочисленные рисунки в Государственном историческом музее в Москве, в Горьковском и Муромском краеведческих музеях. Сохранившиеся эскизы «Ополчения» создают полное впечатление законченного произведения. По ним можно судить о грандиозном замысле автора. На полотне изображен Дмитрий Пожарский и войско народного ополчения в окружении массы народа, жителей Нижнего Новгорода. В центре композиции князь Пожарский в боевых доспехах на белом коне во главе войска спускается к реке через Ивановские ворота кремля. Слева виднеется широкое Заволжье, откуда двигаются ратные люди, чтобы присоединиться к головному отряду. Остающиеся в городе старики, женщины и дети каждый по-своему переживают событие: одни смотрят на идущих защитников Отечества с завистью, другие переживают разлуку с мужьями и сыновьями.

Эскиз. Выход Нижегородского ополчения в 1612 году

Работа над «Ополчением» совпала с началом Великой Отечественной войны. Не считаясь с возрастом, состоянием здоровья, возникшими бытовыми сложностями, необходимостью ночных дежурств, Куликов продолжал работу над произведением, совершенствуя композиционное решение, цветовой строй, делая натурные этюды. В первые дни войны вместе с другими художниками города он принимает активное участие в оформлении города, рисует плакаты, помогает оформлять госпиталь, передает в него большое количество своих произведении.

Куликов не отличался хорошим здоровьем. Оно резко ухудшилось в связи с начавшейся Отечественной войной, когда на художника легли тяжелые заботы о содержании семьи, об отоплении и освещении дома, ночные дежурства. 15 декабря 1941 г. во время перевозки дров с топливного склада Куликов скончался. Через несколько дней после его кончины исполком городского Совета депутатов трудящихся принимает решение об увековечении памяти художника, его дом преобразовывается в дом-музей, улица, проходящая через бывшую Ярмарочную площадь в Муроме, называется его именем.

В славной плеяде репинских учеников имя Ивана Семеновича Куликова находится среди верных последователей реалистической школы живописи. Ему были чужды различного рода отступления от правды. Благодаря цельности его натуры почти не представляется возможности выделить в его творчестве какие-либо этапы. Он всю свою сознательную жизнь совершенствовал полученные в Академии знания. Он никогда не расставался с карандашом и блокнотом, этюдником и красками. Куликов всегда работал с полной отдачей. Может быть, поэтому его произведения отличаются покоем и умиротворением, нежностью и лиризмом. Герои его спокойны и уравновешенны, без внешних эффектов, но полные внутренних сил и энергии, обаяния и любви. Живописные произведения Куликова насыщены русским национальным духом. Богатая цветовая гамма, мастерство исполнения — все эти качества являются характерными для творчества Куликова.