Эссе «Я – учитель. Педагогическое эссе учителя английского языка

Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность....

Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность. Ведь учитель вносит свой вклад в формирование будущего страны. Какими станут дети через несколько лет, какую специальность они выберут может зависеть и от меня. Ученики часто спрашивают, почему вы стали учителем, а не переводчиком или кем-то другим. Сначала такие вопросы приводили меня в замешательство, но немного подумав и проанализировав свою жизнь, я могу дать чёткий ответ. Выбором профессии я обязана своей учительнице английского языка, которая с пятого класса привила любовь к своему предмету. Я никогда не думала в детстве, кем я хочу стать, но когда пришло время выбирать ВУЗ, у меня не было сомнений: я хотела учить английский. Далеко от дома мне уезжать не хотелось, поэтому я поступила во Владимирский государственный педагоги

Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность. Ведь учитель вносит свой вклад в формирование будущего страны. Какими станут дети через несколько лет, какую специальность они выберут может зависеть и от меня. Ученики часто спрашивают, почему вы стали учителем, а не переводчиком или кем-то другим. Сначала такие вопросы приводили меня в замешательство, но немного подумав и проанализировав свою жизнь, я могу дать чёткий ответ. Выбором профессии я обязана своей учительнице английского языка, которая с пятого класса привила любовь к своему предмету. Я никогда не думала в детстве, кем я хочу стать, но когда пришло время выбирать ВУЗ, у меня не было сомнений: я хотела учить английский. Далеко от дома мне уезжать не хотелось, поэтому я поступила во Владимирский государственный педагогический университет, на факультет иностранных языков. Из нашей студенческой группы, я единственная работаю в школе. Нежелание моих сокурсников связано в первую очередь с тяжёлыми детьми. Чтобы достойно жить многим родителям приходится работать сменами, уезжать на заработки в другие города. Дети предоставлены сами себе, в свободное время погружаются в интернет или смотрят телевизор. Разумеется, берут они оттуда не самую полезную информацию. И получается, что примером подражания становятся любимые герои сериалов, моральные качества которых не всегда являются достойными. На школу ложиться большая ответственность: не смотря ни на что воспитать гармоничной личности, способной реализовать себя в жизни. Моё глубокое убеждения состоит в том, чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А. С. Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”. Лучший способ обучения – это пример, а не наставления. Приходится в какой-то мере переделывать себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. Каждый из нас обладает недостатками,

которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Учитель должен стараться искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков, чтобы не привить их своим ученикам. Мы живём в эпоху перемен. Реформирование системы образования неразрывно связано с изменениями, происходящими в обществе. И это абсолютно правильно. Ученик должен быть готовым к жизни в современном высокотехнологичном мире. «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» - так определяет основную педагогическую цель Федеральный государственный стандарт. Мне бы хотелось сделать акцент на слово «компетентного», то есть знакомого с новейшими открытиями и изобретениями, умеющего пользоваться ими в повседневной жизни, способного проектировать, конструировать, определять способы достижения результата. Учитель школы будущего должен быть интересен своим ученикам, идти в ногу со всем новым, а не вспять, овладевать современными средствами передачи информации, эффективно использовать новые технологии, творчески подходить к вопросу обучения. Я хочу научить детей всему тому, что знаю и умею сама, показать привлекательные стороны английского языка и привить интерес к его изучению.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Шамей Е.А.,

МБОУ «СШ 25» п.Энем

В одном мгновенье видеть Вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Эти строки всегда со мной. Старая записка, времен учебы в университете, аккуратно вложенная в портмоне…

Эти слова говорят о том важном, что составляет основу моего восприятия мира, общения с людьми, стиля работы, основу меня самой. А именно: умение видеть и ценить то хорошее, что у меня есть; умение распознать чудо до того, как оно исчезнет, будет загублено или просто уйдет в прошлое. О чем идет речь? О ясном небе, которое нужно уметь заметить, даже когда не выспался. Многие не могут его видеть. Об улыбке детей, которые так быстро взрослеют. О скромном «Спасибо за урок», и чувствуется – сказано искренне. А как ты рад этой благодарности! Ведь заслужена. Вложил в урок душу! Заметили, прониклись… О радости движения, когда гуляешь или едешь на велосипеде, или делаешь утреннюю зарядку. О радости познания, когда бываешь в новом месте, городе, или же читаешь книгу, смотришь фильм.

Мое отношение к жизни, я думаю, имеет огромное влияние на мою работу в школе. Мы можем рассказывать детям, что нужно быть добрым, спортивным, трудолюбивым, ответственным и при этом забывать проверить контрольные работы, позволять себе кричать на детей, избегать занятий спортом, конкурсов. Дети мудрые создания. Их не обманешь. Поэтому главное в воспитании – не рассказать, как нужно, а самому быть примером для подражания. Особенно это важно в работе классного руководителя.

Кто, как ни классный руководитель, поможет пятикласснику освоиться в новых условиях, понять требования учителей-предметников, побороть усталость, лень, плохое настроение? Кто подскажет, что нужно пользоваться тем временем, которое дано на обучение в школе, и радоваться возможности учиться и общаться друг с другом, со сверстниками и преподавателями. Школьные годы — это счастье! И однажды мы все это понимаем.

Свой урок я начинаю с улыбки и дружелюбного приветствия. Положительный настрой очень важен. Я твердо уверена, что учение должно приносить удовольствие. Увлекательным я стараюсь сделать каждый урок. Иногда это получается. Тогда, например, мы с интересом обсуждаем статью, фильм, презентацию. И не страшно, что иногда ученики выражают свои мысли на ломанном английском, с ошибками, а то и совсем переходят на русский язык. Где-то исправишь, а где-то лучше выслушать до конца. В другой же раз урок получается менее интересным из-за обилия теоретической информации и скучных грамматических упражнений. Что ж, я ставлю себе на заметку и в будущем стараюсь разнообразить такие уроки увлекательными заданиями. Хотя, если признаться честно, получается не всегда. Я учусь и не боюсь признавать свои ошибки и недочеты. Они все мои! Признание ошибки – первый шаг к ее исправлению! Я на верном пути.

Если немного расширить рамки рассматриваемой проблемы и говорить о роли учителя в жизни общества в целом, то я придерживаюсь следующей точки зрения.

Важно, чтобы учитель воспитывал в ребенке не профессионала, а гармоничного человека. Дети, а значит будущие взрослые, граждане своей страны, должны быть счастливы, но счастливы не в лени и праздности, а в активной деятельности и работе над собой. И если школьник не имеет особенных интересов, нужно пробовать привлекать его к участию в классных и школьных мероприятиях. Если ученик отказывается работать на уроке, ленится, то, возможно, стоит попробовать дать ему упрощенные задания или задание игрового типа. И, хотя не всегда его работу можно поощрить хорошей оценкой, на словах перед классом стоит отметить достижение этого ученика.

Умение быть счастливым, умение ставить перед собой цели и достигать их характеризует гармонично развитого человека.

А что же еще важно воспитать в ребенке?

В детстве, отдыхая в лагере, я проходила шуточный психологический тест. Обычный ситуативный тест, где предлагалось высказаться, как бы вы поступили в той или иной ситуации. Ситуация, на первый взгляд, абсолютно не относится к тебе и твоей личности. Я помню, мне предлагалось представить, что я иду по лесу и вижу пень, а в нем гвоздь. Так вот, вопрос был: что вы сделаете? Все мои друзья отвечали, что просто пройдут мимо. И только мне почему-то просто необходимо было его выдернуть. Глупо, конечно. Но, помните: я была ребенком. Это сейчас подобный тест кажется нелепым. Но, так или иначе, результат теста понравился мне. «Небезразличие, — сказала девочка, еще начинающий тогда психолог, — желание все изменить, что бы ни оказалось на твоем пути». И вот спустя много лет оказалось, что именно это качество действительно стало неотъемлемой частью моего характера и, как ни странно, помогает мне чувствовать себя счастливой. Не могу сказать, что желание все изменить к лучшему всегда производит положительный эффект. Так, например, лавочки, покрашенные краской, которая никак не высыхала, мне долго помнил весь мой двор. Но в основном, мои благородные стремления всегда имели благоприятный исход. Как это проявлялось? Поспособствовать установке мусорных контейнеров в поселке, прибрать в подъезде, поднять бумажку в школе, помочь дедушке с тяжелыми пакетами, потерявшемуся ребенку: все это те маленькие ситуации, где мы можем проявить себя с лучшей стороны. И не важно, что в этот именно момент наши ученики нас не видят. Не волнуйтесь. То, что нужно, дети обязательно увидят. Такие уж они! Что же касается школы, вы, учителя, и особенно классные руководители, знаете, сколько в школе возникает ситуаций, когда вы оказываетесь перед выбором: помочь или пройти мимо, попытаться что-то изменить, потратив силы, время, нервы, или оставить все, как есть.

Итак, стремление помогать другим и преображать мир вокруг себя – второе важное качество, которое нужно развивать в ребенке.

Еще одно мое свойство, или даже вернее сказать привычка, — это делать все наилучшим образом. Это не значит, что я делаю любую работу лучше других. Я вообще не привыкла сравнивать себя с другими. Это всего лишь значит, что все, что я делаю, я делаю наилучшим возможным для себя образом. И обязательно с увлечением! Это, кстати, по моему мнению, верный путь к успеху и надежный источник саморазвития. Должна признаться, что учась на факультете иностранных языков, я почему-то не предполагала, что буду работать в школе. Но училась всегда на износ: за все пять лет в моей зачетке не было ни одной четверки. При этом я занималась танцами и успевала общаться с друзьями. Единственное, чего я не успевала, это смотреть телевизор. Попав в школу, именно попав, потому что на момент выпуска из университета у меня уже была двухлетняя дочь, мне просто нужно было устроиться куда-нибудь, я не знала, какой из меня получится учитель. Но и здесь, в школе, еще толком не зная с чего начать, я просто старалась делать свою работу хорошо, внимательно изучала УМК, искала дополнительный материал, видео на английском и немецком языках, мультфильмы, презентации. Затем начала создавать свои. Круг используемых средств для создания материалов к урокам постепенно рос и расширялся. Сегодня для создания ярких, динамичных, запоминающихся уроков и мероприятий я использую программу для видеомонтажа Sony Vegas Pro, иногда Camtasia Studio, фоторедактор Photoshop, Photodex pro для создания презентаций, Notebook Smart Board для создания интерактивных заданий и, наконец, Adobe Dreamweaver для создания вебсайтов и заданий в интернете. Я также сделала простой, но функциональный сайт для нашей школы, где время от времени сама пишу статьи, освещая основные события школьной жизни.

Какую частичку из этого своего опыта я могу передать ученикам? Если вы делаете какую-либо работу, делайте ее хорошо или не делайте совсем. И никогда не нойте! Оглянитесь вокруг. Заинтересуйтесь. Попробуйте разобраться и стать экспертом. Получайте удовольствие! Вы растете, вы развиваетесь, а это и есть полноценная жизнь: быть счастливым от того, что вы есть, от того, что вы помогаете другим, приносите пользу и, в то же время, развиваетесь сами! «Делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь!» (Лев Ландау).

ЭССЕ «Я - учитель»

Найти истинное призвание на самом деле не так уже и сложно - просто нужно заниматься тем, от чего вы получаете удовольствие, создавая что-то ценное для других. Не нужно гнаться за престижем, сам определяй свои цели и стремления, ищите единомышленников и просто наслаждайтесь жизнью.

Я уверена: человек может состояться, достигнуть успехов только в том случае, когда он занимается любимым делом.

Есть профессии, которые обязательно предполагают призвание. И одна из них – профессия учителя . Далеко не самая, мягко выражаясь, высоко оплачиваемая, а потому и не самая престижная. Но ведь нужная! Мало того - самая необходимая профессия. Ведь без учителя не может обходиться ни один человек. Поэтому эта профессия требует от человека полной отдачи, большой ответственности. Более того, от учителя прежде всего зависит будущее молодого поколения.

Очень интересно об этом когда-то сказал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль: "Школьный учитель обладает властью, о которой премьер - министр может только мечтать. Но к этой "власти " нужно относиться с трепетом». Только настоящий педагог может разглядеть и раскрыть талант в каждом ребенке, все лучшее в нем. Ведь учителя есть у всех, они помогли многим достойным людям достичь необычайных высот.

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника

(Вероника Тушнова)

В последние годы, пожалуй, не встретишь ни одного родителя, который посоветовал бы своему сыну или дочери поступить в педагогический институт. Но когда те же родители приводят своих детей в школу, они хотят, чтобы их детей обучали настоящие профессионалы. И такие профессионалы в школе есть. И это несмотря на то, что учительский труд недостаточно оценён в плане материальном. Именно этих учителей мы помним, именно они оказывают на нашу жизнь влияние, о котором мы даже не подозреваем в детстве.

Еще в школе я задалась вопросом, почему определённые уроки ученики посещают с особым удовольствием и интересом. Почему так происходит, что один человек может стать авторитетом, может зажечь желание совершенствоваться и раскрыть потенциал ученика? Скорее всего - любопытство и любознательность и привели меня в профессию.

Мне повезло : у меня были достойные учителя, с которых хотелось брать пример. Мои школьные годы пришлись на "лихие" 90-тые. Такое количество перемен не каждому поколению дано испытать. Перемен не только в жизни, но и в сознании людей, когда рухнули идеалы и устои, считавшиеся святыми для наших родителей. А как же учителя? Им пришлось нелегко. Как объяснить своим ученикам, что не все написанное в учебниках, правда? Мои учителя менялись вместе с нами: рухнула старая школа, мы учились мыслить и развиваться по-новому вместе. Мы спорили, доказывали свои мнения, прислушивались друг к другу. Эти уроки никто не прогуливал, к этим учителям на уроки мы «летели» .

В частности, хотелось бы вспомнить учителя английского языка и истории. Молодой, начинающий, начитанный, интересный учитель с очень необычным подходом к урокам сразу стал самым авторитетным и любимым у детей. На каждом уроке было что-то новое, много дополнительной информации, о которой ни слова не было в учебнике. Средневековая Англия, Франция, бесконечные войны, крестовые походы, великие монархи - как будто оживали на уроке. Потом все плавно переходило на уроки английского языка. Любовь к Великобритании, к языку, к истории и культуре мой учитель привил и нам. К сожалению, в 90-тые не было интернета, такого быстрого и доступного в наши дни. Приходилось ходить по библиотекам, находить различные материалы для проектов на урок английского языка. Это меня увлекло окончательно, хотелось знать больше об этом островном и, казалось бы, не очень большом государстве, понять почему такое влияние оно имело на Европу и почему английский язык такой популярный. Но, не зная языка, невозможно понять и почувствовать нацию. Желание овладеть иностранным языком оказалось первостепенным, определяющим в выборе профессии.

Решение стать учителем сформировалось окончательно во время практики, которую мы проходили в школе. Разные учителя, разные методы обучения, абсолютно разный подход к детям, да и дети тоже разные, Но такие искренние и честные. С ними ты можешь быть самим собой, они больше чувствуют, чем понимают, и детское чутье никогда не подводит. Надо сказать, что уроки английского языка многогранные, так как мы можем обсуждать практически все: семью, дом, животных, кино и книги, а в старших классах - политику, моральные ценности, амбиции и желания.

В моей семье никогда не было учителей . Более того, с детства меня окружали одни врачи. Естественно, родители думали, что медицина и станет моим призванием. Я же считаю: быть целителем души, может быть, даже важнее, чем быть целителем тела.

Почему я учитель ? По моему мнению, учитель – самая нескучная работа в мире. Никогда не знаешь, как дети отреагируют на новое, какие интересные мысли ты от них услышишь. На твоих глазах растет и развивается личность, формируются будущие учёные, художники, артисты... И, возможно, среди них будут великие люди, и в них будет частичка тебя.

Я полагаю, что педагог должен находиться в постоянном поиске. Он обязан быть в курсе всего, что его окружает, чем дышит современное молодое поколение. И только тогда учитель будет интересен своим воспитанникам. Взаимоотношения с учениками не ограничиваются только обучением. Учитель должен быть в курсе всех жизненных проблем своих учеников, вовремя подсказать, прийти на помощь. В этом и заключается талант настоящего педагога. Тонкая, связующая учителя и учеников в единое целое ниточка должна всегда незримо существовать. Дети очень хорошо чувствуют эту связь. И на доброту и любовь откликаются удвоенной душевной привязанностью.

Учитель – это человек, который в нужный момент дает толчок к развитию, это тот, кто пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым.

Все это звучит красиво, интересно в теории, а на практике мы часто слышим: «Не хотят читать! И писать не хотят. Подумать только, все сочинения скачивают из Интернета! Что за поколение! Культура падает, кругозора никакого». Да и сами произносили нечто подобное. А признайтесь: кого винили? Наверняка родителей. Мол, детьми не занимаются. А ещё компьютерные игры. Мол, эти «стрелялки» до добра не доведут. А себя, уважаемые педагоги, виноватыми не считаете? Простите, но я на девяносто процентов уверена, что нет. Уверена, потому что не раз слышала: «Я стараюсь, из сил выбиваюсь, пытаюсь до них донести, а они... Кажется, всё продумаешь, разжуёшь, им только проглотить остаётся – так и этого не хотят!»

Дж. Галифаксу принадлежит следующая формула: «Образование – это то, что остаётся, когда мы уже забыли всё, чему нас учили». Трудно не согласиться. Но, оказывается, результат зависит и от способов преподавания. Так, после лекций в голове наших воспитанников относительно прочно удерживается лишь 5% информации. Если же они сами добывают знания, то 75%. А если немедленно применяют добытое собственным трудом, то 90%.

Поэтому учителю необходимо большое внимание уделять поискам оптимальных форм урока, чтобы достигнуть поставленной цели. Это одновременно и трудно, и интересно.

Что же из этого следует? Я долго думала, пробовала различные методы работы, ходила на уроки более опытных коллег и пришла к выводу, что задача учителя - не «разжёвывать всё», но активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения , создавать детям условия для формирования их творческой активности , при которых они смогут сами добыть знания и тут же их применить , воспитать личность, желающую и способную получать навыки самообразования. Например, придумать и провести урок - мастерскую. Сделать это непросто. Надо перевернуть гору материала, продумать систему заданий, выполняя которые дети и читают, и рисуют, и инсценируют, и придумывают пластические этюды, а ещё спорят и в споре учатся друг друга слушать, уважать чужое мнение, а в результате - находят истину. Среди этих заданий будет и такое, которое поставит юных исследователей в тупик, заставит думать и действовать нестандартно и, в конечном счёте, выведет на качественно новый, более высокий уровень. В педагогике это называется «разрывом». А в конце мастерской ребята обязательно продемонстрируют (обычно с удовольствием и чувством собственного достоинства) то, чему научились: напишут эссе, создадут страничку учебника, сделают доклад, проект или по-новому взглянут на проблему. Неважно. Главное, это будет напряжённейшая работа ума и души. Одним словом, ТВОРЧЕСТВО.

А где же учитель? Его как бы и нет вовсе. Во-первых, он всё придумал и ушёл в тень, а на авансцене главные герои – дети. Во-вторых, он на таком уроке зовётся мастером (обязывает!). Он, конечно, знает больше своих юных «коллег», но всё равно не учит их, а лишь слушает, следит за ходом их мысли и может высказать свою точку зрения. Не более. А ещё выполняет все задания сам, на равных с детьми!

На уроке - мастерской у детей исчезает страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать направление, угодное учителю. И тогда... Тогда рождается желание творить, рождаются прекрасные мысли, рождается свободная личность.

Итак, мастерская? Да, мастерская! Но не только… Я ставлю многоточие. Поиск продолжается.

Не сразу всё удавалось мне. И подход к детям искала, и с заданиями для мастерской чуть ли не до утра вначале сидела, и среди опытных коллег какое-то время себя неуютно чувствовала. Но постепенно у меня стало получаться, потому что верила в своих учеников, старалась научить их самостоятельно добывать знания и делать маленькие открытия на уроках.

Убеждена, что это мое настоящее призвание - быть учителем!


Заречной школы с государственным языком обучения
Шукеновой Жанары Хабибулловны
На тему «Система взглядов на современное состояние образования в государстве, собственное видение перспектив его развития и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя»
Чем человек образованнее,
Тем он полезнее своему отечеству.
А. Грибоедов
Повышение качества и уровня образования в стране является одним из приоритетных направлений в государственной политике и с его стороны данному вопросу уделяется большое внимание. В частности в 2004 году принята «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», в 2010 году Указом Президента принята «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы».
Данные действия со стороны государства приводят к положительным результатам, так согласно экспертным оценкам «Международной Ассоциации по Оцениванию в Образовании» на сегодня в международных рейтингах Казахстан из 177 стран занимает 14 место в мире по уровню грамотности. И это не может не радовать.
Кроме того, все чаще и чаще в СМИ можно услышать, как наши студенты или школьники занимают призовые места на тех или иных олимпиадах, едут учиться зарубеж по программе «Болашак», что в Казахстане проводятся научные конференции, выделяются гранты студентам, открываются новые университеты, школы.
Первичное образование человек получает в школе, потом ближе к выпускным классам он определяется с выбором профессии и поступает в высшее или среднее учебное заведение. И так можно выделить два основных этапа в получении образования — это школа и университет.
Начнем со школы. Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа — это не только здание». Ведь в Казахстане существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего.
В настоящее время у учеников имеются все необходимые условия для получения качественного образования. В частности, хочется отметить нашу Заречную школу с государственным языком обучения, наши классы оснащены необходимым оборудованием, имеются лингафонные кабинеты, электронные библиотеки, нет проблем с литературой. Кроме того, любой школьник с целью повышения знаний по той или иной дисциплине дополнительные материалы может найти в сети Интернет. Хотя вроде совсем недавно в нашей системе образования имелось множество проблем из-за отсутствия литературы, нехватки квалифицированных кадров.
И вот приходит то время, когда мы заканчиваем школу и поступаем в университет. С целью интеграции в мировое образовательное сообщество Казахстан присоединился Болонскому процессу, хотя у данного метода образования имеются много противников, я считаю, что у Болонской системы больше плюсов, одним из которых является то, что подтверждать свой диплом, переезжая из страны в страну, не придется, потому что учебные планы повсюду станут одинаковыми, (как и система оценок и перечень дисциплин) благодаря системе кредитов. Кроме того, введение тестирования как главной экзаменационной формы делает систему более прозрачной и позволяет эффективно бороться с вузовской коррупцией.
Одним из негативных моментов системы образования является то, что после окончания высших или средне специальных заведений не все студенты устраиваются на работу по профессии. Кто-то идет работать продавцом, кто-то охранником и диплом просто пылится на полке. Сегодня это не редкость.
Но я думаю, в скором будущем государство решит и эту проблему.
Что касается меня, выбирая свою профессию, я не задумывалась, кем я хочу стать. Профессия педагога меня привлекала с детства. Ответственности я не боялась, хотелось только побольше узнать о педагогической жизни, о сложном и нужном труде воспитателя, увидеть все изнутри, окунуться в атмосферу черновой, ежедневной педагогической работы.
Для меня работа педагога – это бесконечная цепь загадок и вопросов, на которые нужно давать как можно быстрее и безошибочнее ответ, потому что за каждым вопросом судьба твоего ученика.
Сегодня как молодой педагог я горжусь тем, что начала свою карьеру в период реформ в образовательной системе страны, когда наше государство стремится поднять уровень отечественного образования на мировой уровень, повысить спрос на наших специалистов, интегрироваться в мировое образовательное пространство. Я буду стараться внести свою лепту в развитие образования Казахстана и повышения её уровня, чтоб в дальнейшем система образования в РК считалась одной из передовых в мире и наши специалисты пользовались большим спросом, как профессионалы своего дела.
Я думаю, что учитель – это дирижёр большого оркестра. Под его руководством начинает звучать всё и все. Как это здорово! И поэтому каждый урок становится уникальным, а учитель направляет его в нужное русло.
Но как «зажечь» всех воспитанников на уроке? Логично ответить, что надо самому педагогу гореть, учиться, искать, становиться интересным для учащихся, любить то, что преподаёшь. Именно так я вижу себя — учителя английского языка.
Ведь учитель — это тот человек, который закладывает первые кирпичики в формировании будущей личности. А школа — это фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Профессия педагога очень интересна, но и в то же время крайне щепетильна. Родители доверяют нам самое ценное, самое дорогое – своих детей. А мы должны их воспитать настоящими достойными гражданами Казахстана!

Тарлыкова Ирина Николаевна,

учитель иностранного языка,

МОУ «СОШ №41» г.Саранск

Педагогическое эссе

«Какое счастье-быть полезной людям,

Учить его Величество-Народ!

Нести ему дар мудрости ,и знанья,

И доброты своей сердечной свет-

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет...»

С.Викулов

Какова же моя цель?К какому уровню профессионального идеала,я,учитель иностранного языка,стремлюсь? По моему мнению,именно к такому определению совершенного учителя из стихотворения известного поэта должны стремиться все, кто выбрал профессию учителя иностранного языка делом всей своей жизни.

Как давно это было…С какими учителями я встречалась?Когда-то я тоже была наивной ученицей-хорошисткой и целеустремлённой студенткой-отличницей со своими повседневными заботами и маленькими радостями,потаёнными секретами и неожиданными философскими синергетическими открытиями в таком учебном предмете,как романо-германская филология,как иностранный язык.И рядом всегда находились учителя – внимательные,компетентные,заботливые,готовые простить твои ошибки и обратить внимание на твои даже маленькие успехи.Они не просто учили, они постепенно открывали передо мной огромный мир прошлых эпох и реалии современного мира, в котором я нашла своё место-судьбу. Это они привели меня к пониманию, что уроки,как жизнь в семье, должны быть наполнены ещё,кроме того,и верой-надеждой-любовью, что без этого нет счастья на земле и творческой составляющей вообще.

Какие педагогические заповеди мне жизненно необходимо соблюдать?Понятно,что каждый человек,кто выбирает профессию учителя иностранного языка,берет на себя большую ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать.Недаром великий французский мыслитель Гельвеций заметил,что «требуется гораздо больше ума, чтобы передавать свои идеи, чем чтобы иметь их».

Вместе с тем интеллигентный учитель отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем.Я считаю,что необходимо придерживаться основной нравственно-эстетической профессиональной заповеди, соотносимой с предостережением «Не навреди».Я уверена,например,что может быть и заповедь‘’полюби своего ученика и помоги ему через учение познать самого себя’’.Главное – верить своим воспитанникам, обладать чувством эмпатии -понимать,что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, быть на их стороне, и сама мудрая природа вновь подскажет как вести себя в той или иной проблемной ситуации, как помочь детям,как наполнить добротой каждое мимолётное мгновение.Вот почему:Учитель – это человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, помнит всегда, что каждый ученик –самоутверждающаяся личность со своими особенностями и запросами, победами и горестями.Учитель раскрывает перед воспитанниками притягательную силу всемирных знаний,своего учебного предмета,самого процесса учения. Если учитель всегда поддерживает творческую атмосферу на уроке, сверкающие звёздочки его энтузиазма согревают и зажигают учеников.Он тепло и дружелюбно относится к ученикам, помогает им выработать положительную самооценку.

Каким учителем на уроках иностранного языка я стараюсь быть?Я учитель английского языка.Мои уроки-это разумный креатив,фундаментальная база,многообразие видов учебной и внеурочной деятельности,этопроектная лаборатория,это радость открытия в особой ат­мосфере доброжелательности, уважения, взаимного доверия и сотрудничества. Мои уроки не ограничивают внутреннюю сво­боду учеников,потому что без нее не может быть самодеятельности,самовыражения и самореализации.Есть на уроках и моё определенное законное место,моя позиция-стремле­ние к совершенству профессиональных умений через постоянное самообразование.С каждым своим классом или группой я проживаю новую жизнь, вновь и вновь завоевываю право быть рядом,открывать первую страницу учебника и путешествовать по волшебной стране английского языка,вводить в мир фразовых глаголов и лексических единиц, учить ориентироваться в этом огромном лингвистическом мире, понимать его мелодию и красоту.Проходят школьные годы,я становлюсь,безусловно,мудрее благодаря ученикам.Мы вместе пробираемся по трудным для понимания лабиринтам грамма­тики, как опытные капитаны,уверенно ведем свои кораб­ли знаний, как бла­городный рыцарь Айвенго из средневековой Англии,бесстрашно сражаемся со сложными коммуникативными ситуациями.Я люблю свой предмет за формирование глобального мировоззрения и за особую концентрацию способностей.Но еще больше я люблю детей, которым я нужна, кото­рые верят мне и которых я должна многому научить.А английский язык помогает нам понять друг друга, самих себя и окружающую жизнь.

Какие нравственные качества я стремлюсь воспитать у своих учеников?Хотелось бы, чтобы все мои уроки стали «островком красивых мыслей», на ко­тором я с моими такими разными учениками испытывали бы счастье от общения друг с другом. Но в то же время я понимаю, что мой непосредственный долг - подготовить ребят к вступлению во взрослую жизнь,подчас такую нелегкую и непростую. Я должна научить их не отступать перед трудностями, быть стой­кими, выносливыми, найти свою дорогу и уверенно идти по ней, добиваясь поставленной цели. Но самое главное, чему я должна научить моих ребят, - это всегда, в любой ситуации оставаться настоящими людьми в самом высоком смысле этого слова. Ведь где бы мы не жили, нравственные навигаторы одни - доброта, толерантность, тру­долюбие, честность, справедливость. И мне очень хочет­ся верить в то, что мои ученики не забудут школьных уро­ков нравственности, что ни один из них никогда не со­вершит подлость, не переступит через других во имя собственного благополучия.

Какие качества навсегда стали главными в моей профессиональной деятельности?Главная цель моей работы – помочь детям научится принимать собственные решения, делить с ними ответственность и не осуждать, уважать их мнение, всегда давать ученикам понять, кто каждый из них – успешен, каждый творец и созидатель – вот принцип моей педагогической деятельности.

Привлекая детей к изучению иностранного языка, культуры народов и стран английского языка, важно самой всегда оставаться любознательной и делиться новыми полученной интересной информацией на традиционных страноведческих уроках. Нужно быть актрисой и изобретателем, вдохновлять своих учеников говорить на английском языке, выражать свое мнение, не боясь допустить ошибку, помочь детям испытать чувство радости за себя – вот и сделано еще несколько шагов к овладению иностранным языком.Я очень люблю свою работу, своих учеников. Каждый день, подходя к школе, я предполагаю в себе мудрость, творчество и любовь.

Мудрость позволит соотнести воображаемое и реальность,заглянуть в будущее и увидеть результаты моего труда, найти такие приемы и методы работы с детьми, которые позволят открыть и развить способности каждого ребенка.

Творческий дар и импровизация помогут подготовить новые и необычные проекты и исследовательские работы, которые увлекут моих учеников в процесс познания, расширят их иноязычный кругозор, чтобы более полезными стали наши цели и устремления.

Любовь навеет слова благодарности моим ученикам за отлично и хорошо выполненную работу, подбодрит, воодушевит тех, у кого что-то не получилось.

Какие уроки я извлекла из своего педагогического опыта?Общаясь с учениками уже тридцать лет, я поняла: надо не наступать, а уступать; не захватывать, а отдавать; не кричать, а выслушать; не злиться, а улыбнуться и протянуть руку.Наша жизнь складывается из цепочки таких дипломатических событий. Мы идем по большому жизненному пути и лепить чужую душу – задача не для смертного. А вот помочь душе окрепнуть, обогатиться, вырасти – учитель может. Я искренне верю, что речь учителя вспомнится, прорастет добром и любовью. Быть учителем – это означает не снисходить, а восходить к духовному миру своих учеников. Смотреть на мир их глазами, идти вместе с ними к тайнам непознанного. Идти, освещая им путь и согревая теплом своего сердца. Надо просто любить свою работу. Это и есть суть моей педагогической философии.