Заикание Краткий исторический обзор развития учения. Исторический обзор проблемы заикания

1. История изучения заикания в мировой и отечественной истории

Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи. В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.

2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.

3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.

Таки образом, в конце 19 - начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание - сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

2. Заикание: определение, структура речевого нарушения, симптоматика

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Симптомы: - физически(проявляется не зависимо от желания человека); - Психические(чел может ими управлять); - внешние; - внутренний; -физиологический; - психологичекий; - биологический; социальные.

3. Механизмы речевого нарушения при заикании

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего - артикуляционные судороги, судороги мышц гортани - голосовые (отсюда название «заикание» - спазмы напоминают икоту ). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции

4. Этиология: предрасполагающие причины заикания

Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.

Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.

Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

5. Этиология: неблагоприятные условия, способствующие возникновению заикания

Физическая ослабленность детей.

Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.

Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.

Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.

Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.

Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных причин выделяются:

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями

а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);

б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

6. Этиология: производящие причины заикания.

1) травмы и заболевания ГМ

2)тяжелые соматические заболевания

3)стресс 59%

4)длительные психотравмирующие ситуации 27%

5)перегрузка речи

6)индуцированое заикание

7)переучивание левшей

7. Формы заикания

По типу речевых судорог, возникающих у ребенка, заикание делится на клоническое и тоническое. Также судороги могут быть инспираторными и экспираторными: в зависимости от того – возникают ли они на вдохе или на выдохе. По причине появления, заикание может быть эволюционным и симптоматическим. Эволюционное заикание, в свою очередь, бывает невротическое и неврозоподобное.

Тоническая форма проявляется в длительных паузах в речи, или растягиванием звуков. При этом, наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами.

Клоническая форма проявляется в повторении отдельных звуков, слогов или слов. Клонические и тонические речевые судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося.

По причине появления заикание делится на:

Эволюционное (у детей в возрасте 2-6 лет);

Симптоматическое (возникающее в различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы - черепно-мозговых травмах, эпилепсии и т. п.).

Типы эволюционного заикания:

Невротическое заикание

Причина: возникает после психической травмы в возрасте 2-6 лет.

Проявление: речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрастным срокам, иногда может опережать их. У таких деток чаще отмечаются клонические судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении и в начале речи. Дети волнуются перед речью, отказываются от общения.

Неврозоподобное заикание

Причина: как правило, связано с теми или иными мозговыми нарушениями.

Проявление: дети с такой формой заикания быстро утомляются, истощаются. Они раздражительны, движения их выглядят «разболтанными». В некоторых случаях диагностируется психиатрические симптомы, которые характеризуется трудностями поведения и нарушениями движения.

Заикание возникает в возрасте 3-4 года. Оно не связано с психологической травмой. Чаще возникает во время интенсивного развития фразовой речи. Нарушения постепенно усиливаются. Речь ухудшается при утомлении и после перенесенных заболеваний. Речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Иногда неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Дети с такой формой заикания не очень переживают по поводу своего недуга. Ситуация вокруг и окружение не слишком влияют на выраженность заикания.

8. Физиологические симптомы заикания. Виды судорог

ФС: 1) Судороги; 2) растройства дыхания; 3) непроизвольные движения 4) нарушения общей моторики(координация, повышенная возбужденность, повышенная тормозимость); 5) растройства вегетативной НС

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: "т-ополь" (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений - мышц - клонус: "то-то-тополь".

В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

9. Физиологические симптомы заикания. Судороги в дыхательном и голосовом аппарате.

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся блеющий ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").

Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

10. Физиологичесие симптомы заикания. Судороги в артикуляционном аппарате.

Судороги артикуляционного аппарата Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба.

Лицевые судороги Смыкательная судорога губ является одной из наиболее часто наблюдаемых судорог при заикании. Она характерна уже для ранних этапов развития этого речевого нарушения. Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются, при этом другие лицевые мышцы могут не принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющем полость рта. При смыкательной судороге губ нарушается произнесение губных звуков (п, б, м, в, ф). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным (т, д, к).

Верхнегубная судорога наблюдается редко. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Верхнегубная судорога чаще бывает тонической по типу. При этой судороге произнесение всех губных звуков является практически невозможным. Лицо становится асимметричным, искаженным.

Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. В том случае, если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием,вго. Ротовая щель перекашивается в сторону судорожно сокращенных мышц. Может быть распространение судороги на мышцы носа, век, лба. Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы рта. Заикающийся во время судороги не в состоянии сомкнуть губы, в результате чего расстраивается произнесение соответствующих согласных. Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон рта. Она бывает как тонической, так и клонической.

Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Все мышцы артикуляционного аппарата крайне напряжены. Судорога носит обычно тонический характер и нередко иррадирует и может захватывать мышцы лба, век и всю мускулатуру лица.

Сложная судорога лица. Сложная лицевая судорога, как правило, сопровождает судорогу круговой мышцы рта. По мнению ряда исследователей, она характерна для тяжелого заикания у взрослых.

Язычные судороги Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.

Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а, значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.

Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании назад. Во время судороги происходит смыкание корня языка с небом, в результате чего полностью блокируется прохождение воздушной струи через ротовое отверстие. Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков (г, к, х).

Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. При тонической судороге язык может находиться высунутым из полости рта, а при клонической - периодически выдвигаться вперед и затем с силой втягиваться внутрь. Во время судороги произнесение звуков становится невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения. Если судорога носит не резко выраженный характер, язык может оставаться в полости рта, лишь упираясь в зубы. Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта. Эта судорога охватывает мышцы, связанные с подъязычной костью. Очень редко она носит самостоятельный характер, в основном сочетается с судорогами другой локализации.

Судорога мягкого неба Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Чаще она наблюдается в составе сложной общей генерализованной судороги артикуляционного аппарата. Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам нозализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков. Субъективные ощущения заикающихся выражаются в чувстве неприятного напряжения, сухости в носу. Тяжесть проявления речевых судорог Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.

Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий:

эмоционального состояния заикающегося в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося; от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания; от наличия так называемых “трудных звуков” в словах, составляющих высказывание, т.д.

Заиканием называют нарушение речи, характеризующееся неритмичным, прерывистым течением, ступором, повторениями и пролонгацией звуков, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание связывают с психологической дисфункцией, особенностями строения нервной системы и нарушениями связки мышления с мышцами речевого аппарата.

История возникновения заикания

Первые упоминания о заикании можно отнести к 460 году до н. э., именно тогда Гиппократ впервые описал симптомы заикания. Причины расстройства речи он видел в поражении головного мозга и исходящих от него речевых импульсов.

Существуют и другие описания заикания относящиеся к древним временам, этим недугом страдали египетские фараоны. Данные о заикании как о заболевании и методах его лечения имелись и у ацтеков. Существует также теория о том, что библейский пророк Моисей заикался. Можно предположить, что заикание возникло параллельно с развитием речи у человечества.

Виды заикания

Существует несколько классификаций заикания. Наиболее распространенная разделает заикание на тоническую и клоническую . Тоническая форма характеризуется речевыми паузами и растяжением произношения звуков. Клоническая форма характерна повторением отдельных звуков и слогов.

Разделяют заикание на неврозоподобную и невротическую формы.

  • Неврозоподобное заикание – это неврологическая дисфункция, включающая в себя нарушение артикуляции и моторики, задержка развития речи, дизартрия, патологическое или пограничное нарушение функционирования головного мозга.
  • Невротическое заикание лишено перечисленных выше дисфункций, функционирование мозга и общее развитие соответствует норме. Подобное заикание возникает на фоне стрессовой ситуации, развивается внезапно или же постепенно. Заикание этого типа может пропадать или усиливаться в зависимости от психологического состояния человека. Общие признаки невротического заикания имеют черты невроза, в медицинской практике подобное нарушение называют логоневроз.

Причины возникновения заикания

Принято считать что причины заикания еще до конца не установлены, во всяком случае такой ответ даст любая литература по логопедии. Однако как и прочие виды нарушений, заикание – это генетическая предрасположенность или же механическое повреждение мозга. Поэтому заиканием нельзя заразиться, но можно передать предрасположенность своим потомкам, у которых оно может развиться при определенных условиях. Это может быть сильный однократный испуг, длительная стрессовая ситуация или травма. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет в момент формирования речи. Не менее подвержены подобному риску и подростки от 12 до 16 лет, поскольку этот момент жизни также отличается повышенным эмоциональным состоянием и всевозможными стрессами и психологическими проблемами. У взрослых заикание возникает довольно редко, обычно вследствие серьезных травм, например, контузий.

Каждый заикающийся имеет свои причины возникновения дефекта. Успех лечения заикания напрямую связан с их правильным выявлением. В большинстве случаев возможно 100% избавление от заикания. Однако в некоторых случаях, когда причиной становятся нарушения работы мозга или его повреждение, можно лишь уменьшить проявления заикания.

Тема 1. Заикание. История вопроса

План.


    1. Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании .

    2. Теоре­тические представления и методы коррекции заикания до середи­ны XIX века.

    3. Значение трудов русских ученых И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания в конце XIX - на­чале XX века.

    4. Взгляды Куссмауля, Гепферта и других западноевропейских ученых конца XIX - начала XX века на проблему заи­кания.

    5. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-х годов XX века.

    6. Вклад В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и других ученых в развитие теоретических представлений о заи­кании и в организацию специализированной медико-педагогичес­кой помощи заикающимся детям.

    7. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).

Термин «заикание» (Ьа1ЬиПез) - греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. За­икание как одно из выразительных речевых расстройств известно с древних времен. Первоначально этот недуг называли «баттарисмус», от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего пер­вый слог слова.

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), видимо, принадлежит Гиппократу (460 - 377 до н.э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга как ис­точника речевых импульсов. «баттарисмус», по его мнению, зависел от «чрезвычайной влажности мозга».

Аристотель (384-322 до н.э.) строил свое понимание речеоб-разования, исходя из анатомического строения периферических речевых органов, и патологию речи связывал не с изменениями в головном мозге, а с патологией периферического речевого аппа­рата. Судорожное состояние речевых органов описывали Эций Амидский (527 - 565), Павел Агинский (625 - 690), Гален (130 - 200) и др. Все они приходили к разным выводам о причинах, симптомах и лечении заикания (по И. А. Сикорскому, 1889).

Таким образом, уже в древности в понимании природы заика­ния наметились два направления. Первое исходило от Гиппократа и считало причиной заикания поражения головного мозга; вто­рое, берущее начало от Аристотеля, связывало заикание с пато­логией периферического речевого аппарата. В той или иной форме эти две противоположные точки зрения можно проследить и в последующих подходах к проблеме заикания.

В обзорах литературы, посвященных истории развития уче­ния о заикании (И.А.Сикорский, 1889; В.И.Хмелевский, 1897; М.И.Панкин, 1941), отмечается, что в эпоху средневековья этой проблемой (как и многими другими вопросами науки) практи­чески не занимались и, по существу, специальная литература по этому вопросу до начала XIX в. не имеет большой теоретической и практической ценности. Начиная с XIX столетия, интерес к про­блеме значительно возрос.

Еще в начале прошлого столетия французский врач Итар оп­ределил заикание как задержку речевых органов, при которой могло иметь место развитие спазматического, судорожного состо­яния мышц, или состояние слабости и парезов (тонические и клонические компоненты заикания). Примерно в это же время Вудзен высказал мнение о том, что заикание возникает от недоста­точности центральных реакций на мышечную систему органов речи, и предложил специальные гимнастические упражнения для речевых органов.

В 40-х гг. XIX столетия были проведены первые хирургические операции (Диффенбах, Бонне) с целью лечения заикания - под­резки уздечки языка или вырезания кусочка языка. Первоначаль­ный эффект от вмешательства был положительный, однако после формирования рубца дефект речи восстанавливался, и от этого вида вмешательства вскоре отказались.

Здесь интересно отметить, что временное изменение потока обратной проприоцептивной иннервации со стороны мышц язы­ка способно разрушить всю центральную патологическую струк­туру возбуждения, обусловливающую заикание.

В 80-х гг. основной интерес в проблеме заикания приобретают центральные механизмы, наиболее типичным отражением чего являются работы Куссмауля (1877), Гутцмана(1888). С точки зре­ния этих авторов, при наличии невротической предрасположен­ности в основе заикания лежит недостаточность (врожденная не­полноценность) моторных центров дыхательных, фонационных и артикуляционных мышц, и само заикание расценивалось ими как спастический координационный невроз. Однако в последую­щем подход к заиканию как к результату органического пораже­ния ЦНС не подтвердился патологоанатомическими и гистоло­гическими данными, и были сделаны попытки заменить понятие органической неполноценности понятием неполноценности фун­кционального порядка.

В 1889 г. И.А.Сикорский в монографии «О заикании» дал ши­рокое и всестороннее описание нарушения речи при заикании. Последнее рассматривалось им как результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущей к нарушению согласо­ванности речевых движений и судорогам речевых мышц. Придавая большое значение в развитии заикания психическим факторам, И.А.Сикорский в практике лечения заикания наряду с «гимнас­тикой речи» рекомендовал воздействия психотерапевтического по­рядка. По глубине наблюдений этот труд представляет ценность и в настоящее время.

В 1909 г. в книге «О заикании» Д. Г. Неткачев развивал другую точку зрения: заикание рассматривалось им как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональ­ное расстройство речи, связанное с навязчивыми душевными со­стояниями (чрезмерная эмоциональность и постоянная боязли­вость). Основное внимание в лечении заикания Д. Г. Неткачев уде­лял психотерапии.

Таким образом, постепенно складывалось представление о за­икании как о функциональном заболевании типа невроза.

3. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 - 4 лет.

4. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

5. Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

6. Отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало за­висит от речевой ситуации.

7. Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.

Тема 3. Механизмы заикания


    Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогене­тические механизмы заикания.

  1. Приоритетное направление в ис­следовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Ле­виной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.

  2. Понятие о функциональной системе речедвигательного акта.

  3. Особенности филогенетической и онтогенетической речевой памя­ти.

  4. Роль эмоциогенных структур мозга в формировании речедви­гательной программы.

  5. Онтогенез речедвигательных стереотипов в норме.

  6. Особенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании.

Невротическая форма заикания появляется чаще всего при воз­действии патогенных эмоциогенных воздействий внешней среды. Острая или хроническая психическая травма, переживаемая ре­бенком, находится в непосредственной связи с появлением «рече­вых» судорог. Это свидетельствует о первенствующем значении ги­перактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заи­кания.

Для появления заикания необходима «предрасположенность» (уязвимость) специфических речевых структур к появлению патоло­гических реакций. Такая «предрасположенность» связана главным образом с врожденными особенностями речевых структур мозга. (То, что в заикании большую роль играют генетические факторы, известно давно.)

Резкое опережение развития речи на лексика-грамматическом уров­не и несоответствие этому уровню моторного (артикуляторно-ды-хательного) обеспечения указывают на дизонтогенез речевых меха­низмов у детей с невротической формой заикания.

У части детей, перенесших психический стресс с последую­щим появлением судорожных речевых запинок, защитные (ком­пенсаторные) механизмы центральной нервной системы бывают достаточно сильны и развиты.

Часть детей имеет низкий уровень компенсаторных возможно­стей мозга. В этих случаях быстро формируется патологическая фун­кциональная система речи.

Патологическая функциональная система, т.е. заикание, начи­нает подавлять нормальную функциональную речевую систему, кото­рая до этого развивалась у ребенка, казалось бы, успешно.

Патологически сильное возбуждение в эмоциогенных структу­рах мозга и патологическая система речи нарушают нормальное функционирование нервной системы . Это ведет к дальнейшему развитию и углублению патологического процесса и хронификации заикания.

Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное пове­дение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями и т. п.) ухуд­шает состояние центральной нервной системы, способствует «зак­реплению» патологической функциональной системы речи, ребенок все чаще заикается.

Формирование у заикающихся детей новой патологической си­стемы речи на фоне уже развившейся нормальной функциональ­ной системы речи создает особые условия взаимовлияния и функ­ционирования каждой из них.

Электрофизиологические исследования речевых мышц, дыха­ния и других показателей функциональной системы речи указыва­ют на то, что речедвигательная активность мышц и координаторные взаимоотношения между речевым дыханием и артикуляцией при невротической форме заикания у дошкольников имеют прин­ципиальное сходство с нормой. Эти данные, а также плавная речь в ситуациях эмоционального комфорта свидетельствуют о том, что у заикающихся детей этой клинической группы в функциональ­ной системе речи, помимо патологической, имеется нормальная программа действия.

Однако эти физиологические показатели менее устойчивы, чем в норме, легко нарушаются при усложнении речевой задачи. Такие явления свидетельствуют об отрицательном влиянии патологиче­ской речевой системы на нормальную речевую систему.

Патологическая функциональная речевая система с конечным результатом - заиканием - также испытывает тормозящее влия­ние со стороны нормальной функциональной речевой системы . В периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшения в силу этого патологической активности эмоциогенных структур мозга речь заикающихся становится плавной.

Сосуществование двух речевых систем - патологической и нор­мальной - при невротической форме заикания отчетливо просле­живается даже при тяжелой степени этой речевой патологии. На фоне речи, искаженной речевыми судорогами и патологическим выбором лексических средств, наблюдаются короткие периоды плавной речи в любом возрасте и при любой длительности тече­ния заикания.

У подростков с невротической формой заикания (11 - 12 лет) развивается логофобия, т.е. вторичная невротическая патологиче­ская реакция.

У взрослых заикающихся нередко вторичные очаги патологи­ческого возбуждения, связанные со страхом речи, могут играть роль доминанты, что клинически выражается сильным страхом речи при относительно легкой степени заикания.

Эти особенности взаимоотношений собственно речевой пато­логической системы, нормальной речевой системы и системы па­тологического психологического реагирования во многом объяс­няют значительные трудности реабилитации взрослых заикающихся. Неврозоподобная клиническая форма заикания при схожести судорожных речевых запинок имеет иную клиническую картину. Заикание этой формы появляется у детей в возрастном диапазоне 3 - 4 года. Оно возникает как бы исподволь, без видимой причины и обнаруживается родителями не сразу.

У носителей этой речевой патологии в анамнезе есть признаки аномального протекания пре- или перинатального периода жизни. И в детском, и в зрелом возрасте неврологически и электрофизиологически диагностируются нерезко выраженные резидуальные явления раннего диффузного органического поражения мозга. От­мечается задержка развития моторных функций организма , а так­же их качественные отличия от возрастной нормы: координаторные расстройства, низкий уровень развития чувства ритма и тем­па, гиперкинезы различного типа. Для поведения заикающихся этой группы характерна двигательная расторможенность, у них обнару­живается недостаточность активного внимания, некоторое сниже­ние памяти и т. п.

Речевой онтогенез до появления заикания у детей с неврозопо-добной формой существенно отличается от речевого онтогенеза детей с невротической формой заикания. Это относится как к тем­пу развития речи, так и к ее качественным характеристикам.

Электрофизиологические исследования разных показателей состояния нервной системы выявляют у этой группы заикающихся, помимо диффузных, зональные изменения корковых биоритмов и нарушения в организации мышечной биоэлектрической активно­сти.

Эти данные, а также особенности моторики свидетельствуют о наличии патологической активности подкорковых моторных (стрио-паллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его высших (корковых) отделов. Есть основания полагать, что генератор патологического возбуждения при неврозоподобной форме заикания формируется вследствие органического пораже­ния главным образом подкорковых моторных структур и наруше­ния корковых регулирующих влияний.

Таким образом, сочетание повышенной активности в стриопалли-дарных структурах мозга, особое состояние речевых зон коры больших полушарий и декомпенсация регулирующих механизмов мозга являют­ся основными блоками патогенетических механизмов при неврозопо-добной форме заикания.
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 13 «Патопсихология»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Программа по дисциплине «Практикум по статистической обработке» для специальностей «Специальная дошкольная педагогика и психология»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развития»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно методический комплекс дисциплины
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 19 «Основы психотерапии»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 16 Методы психологической диагностики
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 17 «Психологическое консультирование»

Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления

дипломная работа

1.1 История изучения проблемы заикания и причин его возникновения

История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание известно человечеству столько, сколько существует человеческая речь. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы рассматривали и рассматривают это речевое расстройство. .

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), принадлежит Гиппократу (460 337гг. до н.э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга, как источника речевых импульсов.

Аристотель (384 322 гг. до н.э.) строил свое понимание речеобразования, исходя из анатомического строения речевых органов и патологию речи связывал не с изменением в головном мозге, а с патологией периферического речевого аппарата.

Р. Кён, в своей работе "Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи" (М., 1997. С.15) пишет, что об этом страдании было известно еще в глубокой древности, так как уже во 2-й книге Пятикнижия говорится о Моисее, что он "был тяжел на язык". Подробнее и обстоятельнее рассказ о Захарии, внезапно лишившемся языка и мгновенно возвратившем утраченный дар речи, который мы находим в 1 главе Евангелия Луки. Далее, в сочинениях Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Плутарха и Галена находим примеры расстройства речи, которые, по описанию этих ученых, должны быть признаны за заиканье. Так, например, известно, что греческий оратор Демосфен страдал в молодости каким-то пороком речи, препятствовавшим осуществлению его заветного желания - сделаться публичным оратором, и что он, упражняясь в громкой декламации на берегу моря, при чем набирал полный рот камней, настолько избавился от этого зла, что восхищал впоследствии своим ораторством слушателей. Не менее вескими доказательствами тому, что и в древние времена нарушения речи составляли обычное явление, служат знаменитые римские ораторы и поэты Цицерон, Овидий, Виргилий, Гораций и много других".

Позже, в XVII - XVIII вв. заикание объясняли несовершенством периферического речевого аппарата. Указывались такие несовершенства как отверстия в твердом небе, через которые на язык просачивается слизь и затрудняет речь, углубления в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при движении, неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

Заикание часто связывали с трудностями функционирования органов речевого аппарата, например, судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс), чрезмерно быстрый вдох (Беккерель), спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах), несогласованность процессов мышления и речи (Блюме), несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного аппарата. .

Профессор анатомии Меркель считает, что заикание происходит от несовершенства воли человека, следствие несвободы, несамостоятельности духа по отношению к органам речи, которое ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного аппарата.

В начале XIX в. заикание объясняли нарушениями деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата: с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи; как результат искажения звукопроизношения; органического поражения голосового аппарата или неполноценной работой головного мозга.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. И.А. Сикорский в своей работе "Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей" (М., 2007. С.7) отмечает, что существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах.

Другой чертой характера заикающихся, по мнению И.А. Сикорского, является чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа. И.А. Сикорский пишет: "Эти больные легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собой, но снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами". .

В XX в. сложилось три основных теоретических направления в понимании механизмов заикания.

Представители 1 направления считали, что заикание - это спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. (Г. Гутцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский).

И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль И.А. Сикорский отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

И.А. Сикорский писал: "Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого". . Таким образом И.А. Сикорский, по нашему мнению, очень близко подошел к тому, что потом П.К. Анохин назовет "функциональной системой", т.е. И.А. Сикорский считал заикание нарушением деятельности целой речевой функциональной системы. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.

Ученые, представляющие II направление, характеризовали заикание - как ассоциативное нарушение психологического характера, корни которого чаще всего уходят в детство (Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская).

Зарубежные исследователи середины ХХ века, в частности, Э. Фрешельс, в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании.

Г.Д. Неткачев одним из первых предложил подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения, таким образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие. .

Представители III направления считали, что заикание - это подсознательное проявление, возникшее в результате психических травм и конфликтов с окружающей средой. (А. Адлер, Шнейдер). Сторонники этой теории считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой - возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания. .

Таким образом, в конце XIX - начале XXв. исследователи приходят к выводу, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (И.А. Сикорский). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления - как следствие этих психологических недостатков (Г.Д. Неткачев).

К середине XX столетия механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, в частности, о механизме невроза. В.С. Кочергина отмечает: "Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса". . При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская), другие - как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев).

Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по мнению Р.Е. Левиной, зависят от разных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режима. Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. .

Современными учеными заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е.2-6-летний возраст детей. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать "срыв" речи - заикание. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская) или заиканием развития (М. Совак). .

Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или "вторичного", которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.