Виды архитектурной композиции. Архитектурная композиция в Architectural Desktop Элементы архитектурной композиции

1. ПОНЯТИЕ О КРАСОТЕ И ВКУСЕ

Человеческое понимание красоты рождено прежде всего трудовой деятельностью, которая первоначально проявлялась в процессе овладения силами природы.

Понимание красоты также старо, как и труд. Оно с незапамятных времен выражалось в стремлении к подлинному совершенству изделий. Человек стремится сделать орудия труда удобными, целесообразными, хорошо управляемыми и приносящими пользу. Именно орудия труда, по всей вероятности, были первыми предметами, которые человек стал совершенствовать.

Таким образом, в процессе труда вырабатывается подлинно человеческая способность творить целесообразно и красиво - по законам красоты. Постепенно совершенствуется содержание и форма древних орудий труда, жилище и предметы быта. Они становятся удобнее и красивее.

На определенной ступени развития человечества в процессе трудовой деятельности и связанным с ней признанием красоты природы возникает эстетический вкус, т.е. способность человека к эстетической оценке явлений.

Вкусу свойствен социальный характер, так как у каждого класса свои художественные идеалы и предпочтения, свое понимание красоты.

С давних пор сформировались стереотипы вкусов условно называемые «аристократическим», «купеческим», «мещанским», которые отражают различий образа жизни, различное мировоззрение.

Главная причина всеобщего признания красоты шедевров искусства- воплощение в них правды жизни, чувств, понятных представителям всех эпох.

2. ФОРМА – ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – КОМПОЗИЦИЯ

Иногда эти три понятия встречаются вместе, речь все время идет о форме, но говорится и о формообразовании, а предмет называется – композиция. Каждое из этих понятий имеет свое значение.

Форма – понятие более широкое, нежели композиция. Камень, поднятый нами на берегу, имеет подчас завораживающе красивую форму, но было бы абсурдно говорить о его композиции. Только в образном смысле это- композиция, «созданная» природой. Формой обладает любой предмет, но только если форма создавалась целенаправленно, осмысленно, можно говорить о его композиции. Таким образом, композиция – есть организованная форма. Композиция – это организованность формы с учетом как функционально- конструктивных и технологических факторов, так и ряда закономерностей, продиктованных требованиями горманизации формы.

Наконец, формообразование – это процесс создания формы.

3. КОМПОЗИЦИЯ – КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Форма любого материального предмета обладает рядом специфических свойств: объемностью, пространственностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весомостью, прочностью, массивностью, плотностью. Эти объективные свойства формы при определенных условиях становятся носителями композиционных закономерностей. Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Слово «композиция» происходит от латинского «compoitio» - соединение, связь.

«Архитектурная композиция» - это решение функциональных задач архитектуры на художественном уровне.

«Архитектурная композиция» определяется как целостная художественная выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям.

Теория архитектурной композиции изучает, исследует общие закономерности формообразования.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Цель архитектурной композиции – достижения единства формы и содержания; единства объемов и пространства, построенное на взаимосвязи и соподчиненности. Достигается это с помощью композиционных средств.

Основными задачами архитектурной композиции являются:

1. Организация объемов и пространств в соответствии с функциональными процессами, экономическими требованиями и местными условиями.

2. Выражения конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно- планировочном решении.

3. Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру. Выражаясь коротко композиция выполняет: 1) функциональную; 2) конструктивную; 3) эстетическую (задачи).

5. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КОМПОЗИЦИИ

Чтобы владеть речью, необходимо выучить слова и грамматику, только тогда мы в состоянии выразить собственную мысль. Человек, который рисует и строит, также должен научится особому языку пластических форм, чтобы уметь выражать свои чувства.

Средствами его языка являются элементы, формы, цвета и законы их построения. Чтобы ясно воплотить свой творческий замысел, он должен понимать эти средства и владеть их выразительностью.

Средства выразительности форм и их комплексов специфичны не только для архитектуры – их использует и другие виды искусства.

Каждое из художественных средств не обладают самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе – они получают смысл только в системе композиции.

Есть качества, обязательные для композиции любого изделия и эти качества обеспечивают своего рода комплексное качество композиции – гармоничную целостность формы.

Гармония формы достигается с помощью особых средств. Они называются – средствами композиции. Это:

Пропорции и пропорциональность;

Масштаб и масштабность;

Контраст;

Нюанс;

Ритм;

Метрический повтор;

Пластика;

Динамика;

Статика;

Цвет; свет;

Равновесие;

Симметрия;

Асимметрия.

6. ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ФОРМЫ

Единство (целостность, гармония) – основное качество любой композиции в любом виде искусства и важнейшее свойство человеческого восприятия. И чтобы визуальные характеристики архитектурных объектов, архитектурной среды в целом отвечали этому свойству восприятия, среда должна обладать признаками целостности.

Наряду с учетом исходных условий важнейшим инструментом должно быть знание закономерностей композиции, выявление и соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокое качество результата.

Независимо от того, является ли субъект восприятия профессионалом или человеком неискушенным, нарушение важнейших закономерностей композиции вызывает у него определенную реакцию - сигнал о нарушении целостности.

Некоторые специалист считают, что существует всего два закона архитектурной гармонии - закон тождества и закон подобия.

Закон тождества – это когда архитектурная гармония может быть воспринята или создана в здании или в ансамбле, где порядок достигнут повторением тех же элементов, форм и пространств.

Закон подобия – это когда архитектурная гармония может быть восприняла или создана в композиции, где порядок достигнут посредством повторения подобных, схожих элементов, форм и пространств.

В то время, как закон тождества символизирует единство и единообразие, закон подобия символизирует единство в разнообразие.

7. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации пространства.

Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой. На чертежах плоскость симметрии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.

Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диагонали.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции заключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией . Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.

Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна.

8. «РИТМ» И «МЕТР» В КОМПОЗИЦИИ

Способность формы к количественному изменению, движению, развитию обуславливает важные объективные основы ее построения. Строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередованием одинаковых элементов – называют метрическим . Строение формы, являющееся следствием ускоренного или замедленного движения, чередования элементов называют ритмическим .

Слово ритм буквально означает - такт, мерность.

Метрический порядок характеризуется повторением в композиции одинаковых форм, элементов, частей и повторением равных интервалов между ними.

Ритмический порядок характеризуется последовательным или более сложным изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других.

Нарастает ощущение монотонности, когда ритмический порядок прост. Чтобы преодолеть эту монотонность правильность ритма нарушают. Метрический и ритмический порядок строится как ряд.

Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента или более сложным, когда он скоординирован с другим и весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов.

Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.д.

Промежутки, через которые определенные элементы повторяются – называются интервалами, а повторяющиеся элементы - акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как пространственный промежуток, гак и архитектурная форма.

Ритм может развиваться как по горизонтали, так и по вертикали.

9. ДИНАМИЧНОСТЬ И СТАТИЧНОСТЬ ФОРМЫ

Важным композиционным средством является направленность, динамизм композиции. В одних случах с ее помощью определяется направление движения, в других - она служит для того, чтобы привлечь внимание к главному.

Расчленение всего предметного мира на движущиеся и неподвижные объекты обусловило формирование различных композиций: статичной и динамичной.

Статичность - подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости устойчивости формы. Структуры, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служат главным средством организации формы статичны.

Динамичность , динамическое действие в архитектурной композиции характеризуется: смелыми формами, мощным конструктивным ритмом, асимметрией.

При анализе статичности или динамичности формы, существуют такие понятия, как тождество, нюанс, контраст.

10. КОНТРАСТ, НЮАНС. ТОЖДЕСТВО В КОМПОЗИЦИИ

Система организации пространства воспринимается нами как чередование качественных градаций. Мы не применяем к ним точных количественных оценок. Это контраст, нюанс, тождество.

Тождество - это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм. Оно является признаком статичности сооружения;

Нюанс - незначительное различие свойств у форм, при котором сходство их выражено сильнее, чем различие. Этот признак характеризует форму, стремящуюся к динамике;

Контраст - резкое различие свойств у форм, т.е. различие - как противопоставление. Контраст - это ярко выраженная динамичность формы.

Контраст подчеркивает свойства формы, делает их более впечатляющими.

Как и все другие формы организации пространственной формы, тождество, нюанс и контраст не могут быть произвольно избранными отношениями. Их выбор определяется пространственной структурой, возникающей на основе функции и конструктивных возможностей. Эти три понятия служат выражением содержания композиции.

11. ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ И МАСШТАБНОСТЬ

В общепринятом смысле под масштабом подразумевается отношение длины изображаемого отрезка на чертеже к длине линии существующей в натуре.

Масштаб может быть выражен числом (1:50, 1:100 и др.) или изображен графически и называется соответственно чи словым или графическим (линейным) масштабом.

Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей.

В этих случаях масштаб не связан со свойствами самого объекта, а играет чисто техническую роль.

Масштабность же - одно из основных качественных свойств архитектурного сооружения и важнейшее средство архитектурной композиции, определяющее такое соотношение размеров частей, членений и деталей сооружения, которое дает гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающей средой.

Если остановиться подробнее на этом, то можно свести суть к следующему:

1. Человек есть мера всех вещей.

2. Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства.

3. Масштаб определяется соотношением частей и целого.

4. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающей средой.

Получив задание на проектирование, архитектор сначала учитывает наз-начение сооружения, выбирает определенный масштаб, величину составляющих частей и членений сооружения по отношению к человеку и окружающей среде.

Масштабная выразительность зависит от знания законов зрительного восприятия. Например, светлая поверхность всегда кажется больше, нежели темная.

Форма одного размера, расположенная на малом поле в окружении малых фигур, кажется больше, той же формы на крупном поле среди крупных фигур. Вертикальные членения кажутся большими, равных им по величине горизонтальных. Как правило, масштаб наружной архитектуры здания, крупнее, чем масштаб интерьера, поскольку внутреннее пространство более ограничено и расчленено. Обычно, чем меньше расчленен объект, тем он кажется крупнее.

Характерными случаями нарушения масштабности являются:

1. Композиционный прием, свойственный большому зданию и примененный к малому сооружению (и наоборот).

2. Несоответствие размеров отдельных частей или деталей сооружения общему масштабному строю.

3. Несоответствие масштаба здания окружающей среде.

12. КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ

Равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы полностью уравновешивают друг друга. Равновесие формы - такое ее состояние при котором все элементы сбалансированы между собой. Но это не означает простого равенства их величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра и таким образом связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением осей и т.д.

Композиционное равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных формах. Симметрию нередко трактуют как синоним равновесия. Но это неверно, т.к. она еще не гарантирует композиционной уравновешенности.

В результате диспропорций частей и целого, их явной несомасштабности даже симметричная форма становится зрительно неуравновешенной. Однако несомненно, что композиционное равновесие симметричной формы достигается значительно более простыми методами, нежели формы асимметричной, так как наличие оси симметрии уже создает пред посылки композиционного равновесия.

13. ПОНЯТИЕ ПРОПОРЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

Пропорции в архитектуре служат средством упорядочения и установления закономерных взаимосвязей между всеми частями сооружения. Пропорция - это соотношение между архитектурным сооружением в целом, и его частями, - между отдельными частями и их элементами. Пропорция (от лат. слова «proportio») - означает соразмерность. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных моментов, определяющих художественную ценность сооружения.

Существует мною теорий пропорций, но для практической работы они могут иметь лишь подобное значение.

Модульная система пропорций известна со времен античности и лежит в основе архитектурных ордеров, где за модуль принят радиус нижнего основания колонны. Можно отметить геометрическую пропорциональную систему (которая также называется иррациональной) и метод "подобия пропорций", разработанный немецким архитектором А.Тиршем в конце XIX в.

Наибольшее распространение получил метод пропорций, называемый "золотым сечением" (приближенные числовые значения этой теории 5:3). Метод этот известен со времен Леонардо да Винчи. Но наиболее полно значение "золотого сечения" было отмечено в конце XIX в.

При выведении пропорциональности этим методом исходят из того, что деление целого на 2 части пропорционально тогда, когда меньшая так относится к большей, как большая - к целому.

Из последних работ, посвященных проблеме пропорций, представляет интерес система "модулор" архитектора Ле Корбюзье.

В ней сделана попытка увязать размеры, выраженные в метрах с размерами человеческой фигуры. Взяв за основу рост человека высотой 183 см и высоту человека с поднятой рукой - 226 см, Ле Корбюзье создал шкалу измерений из двух рядов, расчленив эти размеры в отношениях "золотого сечения" ("красная" и "синяя" шкала).

Принцип этой системы измерений таков, что каждый последующий член "синей" шкалы может быть получен удвоением предыдущего члена "красной" шкалы".

Достоинством этой системы является то, что все числовые величины согласуются с основными параметрами человека. Недостатком "модулора" является дробность величин, которая очень усложняет вычисление. На базе "модулора" Ле Корбюзье построил несколько архитектурных сооружений.

14. ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Ни одна форма не существует вне мира цвета, а цвет вне мира форм.

Цвет может выделить или нейтрализовать отдельные элементы, объединить их в единое целое или, наоборот расчленить. Цветом можно создать дополнительные ритмы, внести декоративный акцент, что облегчает ориентацию в пространстве.

В зависимости от использования того или иного цвета одна и та же форма может восприниматься по-разному. Светлые тона подчеркивают малую весомость, а темные тона утяжеляют массу.

Цвета классифицируются по их психологическому воздействию на человека. Они могут вызывать как положительные эмоции, так и отрицательные. Выбор колорита обычно связан с ориентацией застройки или внутренних помещений.

Ориентированные на север помещения окрашивают в теплые тона: абрикосовый, кремовый, золотистый и т.д. Это отчасти компенсирует недостаток солнечных лучей в помещении и делает его микроклимат более теплым.

Желательно окрашивать в теплые тона также и те помещения, в которые не проникает естественный свет.

Холодные тона - голубой, зеленый, серый - бывают целесообразны при необходимости создания успокаивающего микроклимата, они уменьшают возбуждение, - поэтому их применяют при окраске детских спален в детсаде, яслях, в классных комнатах и др. Специальная инструкция по применению цвета в промышленном интерьере вводит применение цвета в закон для основных видов производства. Так, общими для всех производств являются опознавательные окраски коммуникаций и предупредительные цвета опасных зон и предметов.

В производственных помещениях применяют красно-черную, желто-черную и оранжево-черную окраску. Зоны безопасности выделяются зеленым цветом. Цветом можно достичь различного психологического эффекта. Так, введение красного цвета в интерьер создает впечатление торжественности. Контрастные сочетания цветов действуют возбуждающе, нюансные отношения – успокаивают.

15. ФАКТУРА И ТЕКСТУРА МАТЕРИАЛА

Большое значение в восприятии архитектурных форм имеет характер поверхности т.е.фактура.

Фактура – это строение поверхности природного материала или приданное ему в процессе обработки (рустовка).

Текстура материала – это свойство, раскрывающее ее внутреннее строение (различные породы дерева, камня, мрамора и т.д.). Качество текс-туры усиливается природным цветом материала.

Наряду с использованием естественных материалов, в архитектуре широко используются различного рода красители и искусственные материалы, цвет и окраска которых не относится к материалу. Цветовая гамма красителей является мощным средством усиления художественной выразительности архитектуры.

16. ПОНЯТИЕ О ТЕКТОНИКЕ И ОПС

Подобно любой научной дисциплине теория композиции базируется на категориях, отражающих наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. В композиции такими категориями являются тектоника и объёмно-пространственная структура (ОПС).

Тектоникой в архитектуре называют художественное выражение работы конструкций и материала. Тектоника таким образом влияет на художественный образ здания, выделяя структурные особенности и работу конструктивных элементов. Тектоника – есть зримое отражение работы конструкции и материала в архитектурной форме.

В зависимости от применяемых типов строительных конструкций, различают:

Тектонику стеновых конструкций

2. Стоечно-балочных и каркасных систем

3. Пространственных конструкций, в том числе сводов и куполов.

Эстетически осмысленная взаимосвязь объемного предмета с его внутренним и внешним пространством называется - объемно-пространственной структурой.

17. ТЕКТОНИКА СТОЕЧНО-БАЛОЧНЫХ СИСТЕМ

Стоечно-балочная конструктивная система - одна из самых древних. Как говорит само название, она состоит из вертикально поставленных стоек или столбов и опирающихся на них балок.

С древнейших времен при строительстве зданий в этой конструкции использовались в качестве стройматериалов дерево, кирпич, камень, делающие эту конструкцию устойчивой. Позднее стали применять металл. С конца XIX века стали применять ж/б стоечно-балочные конструкции.

На основе стоечно-балочной системы возникла античная греческая архитектура, которая получила свое законченное художественное выражение. Здесь выработалась та система архитектурных форм, которая получила название ордера (ордер - от латин. слова «ordo» - порядок).

18. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Каменная стоечно-балочная конструкция, сформировавшаяся в Древней Греции и Древнем Риме, и получившая свое законченное художественно-образное выражение, называется архитектурным ордером. Основными элементами ордера являются колонна и архитравное балочное перекрытие, опирающееся на колонну. Большой вклад в теорию архитектурного ордера внесли древние зодчие: Витрувий (1 век н.э.), а также Палладио и Виньола (XVI в.).

В архитектуре античной Греции были выработаны три разновидности архитектурного ордера:

1) дорический;

2) ионический;

3) коринфский.

Позднее в римской архитектуре были дополнительно разработаны - тосканский и вариант коринфского ордера, названный сложным или композитным. И всего архитектурных ордеров стало пять: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный или композитный.

19. СТРУКТУРА ОРДЕРА

Ордер состоит из трех основных частей. Основным элементом ордера являются колонны, которые поддерживают антаблемент.

Основание, на которое опирается колонна называется пьедесталом.

Ордера бывают полные и неполные.

Полным называется - ордер, содержащий колонну, антаблемент и пьедестал.

Неполным ордером называется ордер, имеющий только антаблемент и колонну (пьедестал отсутствует) .

Антаблемент - это верхняя часть архитектурного ордера и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.

Архитрав - является основной несущей частью антаблемента и состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.

Фриз - это среднее членение антаблемента, представляющее собой широкий пояс.

Карниз - верхняя часть антаблемента. Карниз имеет следующие основные части:

1) поддерживающую часть; 2) свешивающуюся часть (слезниковый камень); 3) венчающую часть.

Колонна - имеет 3 основные части: ствол (фуст), капитель и базу.

Ствол (фуст) представляет собой круглый столб, утоняющийся кверху. Утонение идет по слабой выпуклой кривой. Почти во всех ордерах (кроме тосканского); ствол колонны обрабатывается вертикальными углублениями, называемыми каннелюрами; капитель образует переход от вертикального столба к поддерживающей ею горизонтальной балке.

Верхняя часть капители называется абака . Абака представляет собой квадратную плиту которая воспринимает тяжесть балки и антаблемента. Под абакой расположен круглый в плане эхин.

База – это нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.

Пьедестал – подставка под колонной; состоит из трех частей: стул пьедестала, карниз и цоколь.

20. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ (ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛЕЙ)

Детали части ордера называются обломами. Обломы бывают криволинейные или прямолинейные. Иногда они украшаются рельефным орнаментом. К прямолинейным относятся: полка, полочка, плинт. Криволинейные обломы делятся на простые п сложные.

Простые обломы (описанные из одного центра) - это: вал, валик, четвертый вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная). К сложным (имеющие две кривизны, иногда направленные в разные стороны) относятся: прямой и обратный гусек, прямой и обратный каблучок, скоция.

21. ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

Существуют три вида композиции –

Фронтальная (или плоскостная)

2. Объемная

3. Глубинно-пространственная.

Фронтальная композиция - это решение, при котором воспринимается не объем, а плоскость сооружения. Примером может служить улица, на которой стоят примерно однотипные дома, а квартал завершается кинотеатром, универмагом или др. общественным зданием. Если весь строй сооружений, его длина по отношению к ширине застройки намного больше то это носит характер плоскостного восприятия. Фронтальная композиция рассчитана на обозрение с небольшого количества точек.

Объемная композиция - это когда в основе решения лежит всесторонний обзор. Архитектура здания в этом случае, воспринимается, как бы, в условиях трехмерного пространства и требует трактовки фасадов, как элементов объемной формы. Примером могут служить храмы, стоящие посреди площади и обозревающиеся со многих точек. Характер обработки фасадов в этом случае одинаковый и только наличие акцентов на одном из них может выделить главный, на котором расположен вход в здание.

Глубинно-пространственная композиция включает объемные формы, взаимосвязанные с пространством по определенному принципу и образующие единый архитектурный комплекс. Композиции бывают замкнутыми и открытыми.

Замкнутые композиции создают архитектурно изолированное со всех сторон пространство, т.е. в основе его лежит пространство со всех сторон ограниченное зданиями.

Открытые композиции характеризуются не замкнутостью фронта застройки.При открытых композициях площадь может быть застроена только с трех сторон. Открытые композиции могут иметь фронт застройки только с двух сторон. В этом случае композиция носит характер застройки улицы.

22. АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

Все, что составляло городскую среду эпохи рацвета античности, европейского и восточного средневековья, объединялось общим характером средстов и приемов формообразования. Такая устойчивая общность художественных признаков называется стилем.

Система признаков, определяющая стиль, находится в сложной, неявной, но неизбежной зависимости от материальной и духовной деятельности людей. В композиции существуют две важные особенности – это единство стиля и образность формы.

Единство стиля в композиции достигается не только обычными «пластическими средствами». Это зависит также от умения архитектора отразить социальные и экономические отношения в своих произведениях. Единство художественных средств выразительности и творческих методов, которые способствуют единству идеи и содержания, создаёт стиль.

Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции . Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.

В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды.

Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей.

Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем . Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания .

Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем.

Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения.

Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность.

Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.)

Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся.

Архитектурная композиция

Архитектурная композиция. Понятие об основных видах архитектурной композиции. Единство архитектурной композиции.

ЛЕКЦИЯ I

Архитектурная композиция (творение, сочинение) – это система создания проекта и самого объекта архитектуры. Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

Архитектурная композиция – целостная система архитектурных форм, отвечающих функциональным, конструктивно-технологическим и художественным требованиям.

Поэтому архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания (по формуле Витрувия): с одной стороны – удобство и пользу (функциональная задача), с другой – прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей – красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную.

Признаком, отличающим фронтальную композицию , является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.



Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного объёма служило его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а ярусы пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные. Существуют разные схемы композиции интерьера :

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

Глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

Замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

Свободное пространство без строгих границ;

Панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, представляющая собой монумент славы России, победившей Наполеона.

Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-

пространственную .

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам

в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота

горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для

обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и

бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В

архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы,

массивность которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений

их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубиной координате. Такая

композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих

продольно осевое построение. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие

пространство на ряд последовательных планов.



Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания

(интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно

разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.

Существуют разные схемы композиции интерьера :

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере

принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать

различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений

появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные

материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального

и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте

архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным

оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая

определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

Глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

Замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

Свободное пространство без строгих границ;

Панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов : зданий,

выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры;

монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле

городской застройки могут быть центральными.

Билет 4

Архитектурный ансамбль.

Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble - целостность, связность, единство) - по определению

БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты,

набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства».

Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.

Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф

местности (например, церкви, котрые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные

ансамбли включают водоёмы.

Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли,

складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию

так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей

могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но

и скульртуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Площадь Декабристов с фигурой

Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).

Ансамбль Коломенского

до сих пор сохраняет большую силу эстетического воздействия.

Архитектура и пространство - это две основные категории, художественное сочетание которых всегда

разрешалось зодчими как важнейшая и вместе с тем наиболее сложная проблема. От того, насколько

полноценно использовано зодчими окружающее пространство в создании архитектурного образа, зависит

сила и глубина его художественно - эмоционального воздействия.

русского севера, гениально воплощенным в камне. Весь архитектурный слой памятника нацелен "на

деревянное дело"; подобные объемные композиции - почти буквальные прототипы этого храма - стоят

в северных селах, не оставляя сомнения в общности их композиций, одновременно объясняя истоки

национальной самобытности церкви Вознесения. На мощном, крестообразном в плане основании путем

своеобразно выполненных переходов вырастает восьмерик, который завершается шатром, уникальным по

изысканности силуэта. Гармоническая форма шатра прекрасно выражает устремление архитектурных масс

памятника вверх и одновременно создаёт их уравновешенность, придавая композиционному строю храма

необходимое свойство "спокойствия в движении".

Композиция памятника наполнена стремительностью как бы оправдывая посвящение храма Вознесению:

создают это движение композиции, вертикали пилястр, раскреповок, но форма завершающего шатра

придаёт общему построению покой; в достигнутой гармонии противоположностей заключена удивительная

сила эстетического воздействия этого памятника, не оставляющего никого равнодушным.

И ещё одна особенность свойственна этому храму, взметнувшемуся ввысь более чем на 60 метров,

венчающему высокий береговой холм Москвы - реки, - непревзойдённое единство целого: зодчий

лепит архитектурный объём столпа, не разрушая его общей формы кристалла. Своеобразен, например,

художественный приём перехода от основания к восьмерику, выполненный поясом из трёх расположенных

один над другим килевидных кокошников. Приём использования диагональной кривой в переходных

элементах архитектурной композиции распространён в зодчестве многих стран, но здесь мастер

трёхкратным повторением формы кокошника создаёт удивительный рисунок этого перехода, который

снизу представляется слегка выпуклым, упругим, усиливающим впечатление динамики архитектурных

масс. Одновременно такой приём обеспечил неразрывность, слитность объединяемых архитектурных форм

столпа храма. Выше та же форма наклонной, диагональной кривой использована в венце кокошников,

аналогично декорируя переход от восьмерика к шатру.

Основой выразительности храма служит геометрически чистая форма гигантского кристалла, состоящая

из основания, восьмерика и шатра, скомпонованных слитно и неделимо; все вспомогательные

декоративные элементы нигде не нарушают эту основную форму, лишь способствуя впечатлению её

целостности. Есть ещё одна интересная общая закономерность композиции памятника, в значительной

мере способствующая созданию органичности его облика; в построении храма чётко прослеживается

пирамидальность и одновременно с ней постепенное - с высотой - упрощение объёмных архитектурных

форм. Действительно, самый нижний ярус представляет собой обширную, усложнённую в плане аркаду

основания, несущую террасу - гульбище с широко раскинувшимися, ниспадающими лестницами -

входами. Вторым ярусом служит крестообразный в плане ниспадающими лестницами - входами. Вторым

ярусом служит крестообразный в плане объём с многочисленными уступами раскреповок; это достаточно

сложная объёмная форма, однако заметно проще сложного и пространственно развитого нижнего яруса

храма. Третий ярус - восьмерик имеет ещё более простую форму, лишь незначительно обогащённую

выступающими на его гранях пилястрами, а завершающий шатёр выполнен в геометрической форме.

Подобная композиция прекрасно увязывается с землёй, придаёт построению храма убедительную

органичность - естественный рост вверх, а наиболее простые геометрические формы верхних ярусов

прекрасно «читаются» с более отдалённых точек обозрения. Поразительно художественное совершенство

храма Вознесения: можно ещё и ещё раз вникать в сложный язык архитектурной выразительности и

открывать новые и новые закономерности и тонкости мастерства, позволившие этому памятнику занять

достойное место среди шедевров мирового зодчества.

Ансамбль Лувра.

Ансамбль Сиены.

Ансамбль Пизы(колокольня- храм- баптистерий связаны колоннами и цветом).

  • 4. Ордерная система. Архитектурные ордера.
  • 5. Основные требования к зданиям.
  • 6. Единая модульная система, унификация, типизация, стандартизация, нормализация в строительстве
  • 7. Объёмно-планировочные решения зданий
  • 8. Основные типы несущих конструкций зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.
  • 10. Физико-технические основы проектирования зданий и их ограждающих конструкций. Элементы строительной теплотехники. Теплотехнический расчет.
  • 11. Элементы строительной светотехники. Инсоляция. Защита от шума.
  • 14. Инсоляция территории. Проветривание территории застройки. Защита от шума. Благоустройство территорий. Обеспечение обслуживания населения.
  • 15. Основные виды жилых домов и приемы их объемно-планировочного решения. Квартира и жилая секция.
  • 16. Планировочные решения жилых домов
  • 17. Коммуникационные помещения и транспортные устройства в жилых домах.
  • 18. Строительные системы зданий и области их применения.
  • 19. Конструктивные системы зданий.
  • 20. Конструктивные схемы жилых зданий.
  • 21. Принципы проектирования конструкций зданий. Общие положения конструирования. Особенности конструирования зданий из сборных элементов.
  • 22. Основания. Классификация оснований. Грунт и их строительные свойства.
  • 23. Фундаменты. Классификация фундаментов.
  • 24. Конструкции фундаментов. Ленточные фундаменты.
  • 25. Столбчатые фундаменты. Сплошные фундаменты.
  • 26. Свайные фундаменты.
  • 27. Детали устройства фундамента. Фундаменты смежных зданий. Фундаменты на вечномерзлых грунтах.
  • 28. Наружные стены и их элементы. Общие требования. Архитектурно-конструктивные элементы и детали стен. Деформационные швы.
  • 29. Стены из мелкоштучных искусственных и естественных каменных материалов
  • 30. Конструкции деталей и элементов стен из мелких камней.
  • 31. Крупноблочные стены. Стены из крупных бетонных панелей.
  • 32. Деревянные стены.
  • 33. Требования, предъявляемые к перекрытиям. Классификация перекрытий.
  • 34. Перекрытия по деревянным балкам. Перекрытия по стальным балкам.
  • 35. Железобетонные перекрытия. Сборно-монолитные перекрытия.
  • 36. Полы, их типы и конструкции.
  • 37. Виды крыш и требования к ним. Несущие конструкции скатных крыш.
  • 38. Виды кровли и требования к ней.
  • 39. Совмещенные крыши. Эксплуатация крыши. Водоотвод крыш.
  • 40. Виды, классификация и разбивка лестниц.
  • 41. Конструкции лестниц. Внутренние несгораемые лестницы. Стальные пожарные и аварийные лестницы. Деревянные лестницы.
  • 42. Окна. Классификация окон. Элементы оконного заполнения.
  • 43. Двери, их типы и конструкции. Ворота.
  • 44. Балконы, эркеры и лоджии. Типы и их конструктивные решения.
  • 45. Общественные здания. Классификация общественных зданий.
  • 46. Конструктивные схемы общественных зданий. Основные планировочные элементы общественных зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.

    Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-техно­логическим требованиям.

    Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на:

    Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблю­дается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие разме­ров и форм фасадов и интерьеров.

    В инженерных сооруже­ниях взаимо­связи объемной формы и внутреннего пространства часто нет.

    Внутреннее пространство является той основной функциональной сре­дой, для создания которой возводится здание. Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположе­ния помещений функциональному процессу и требованиям художествен­ного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее прост­ранство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами (зал банка); расчлененным прерывистыми ограждениями в виде колонн (под­земный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые здания).

    Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух различных методов. Первый (функциональный) базируется на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой струк­туре, объемная форма может сохранять монолитность или члениться на отдельные части; второй (универсальный) - на создании обобщенной объем­но-пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофунк­ционального использования.

    Виды композиций.

    Любая простая или сложная композиция внешних объемов может быть сведена к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, глубинной, высотной - или их сочетаниям.

    Объёмная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем трем координатам. Присуща зда­ниям цирков, театров, крытых рынков.

    Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высо­те и протяженности здания над размерами по глубинной координате. Прису­щи большинству дворцовых, учебных, жилых и административных зданий.

    Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты соору­жения над его размерами в плане. Присущи высотным административным зданиям, гостиницам, телевизионным, радиобашням.

    Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается раз­витием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно-осевое построе­ние.

    Композиционные средства.

    При разработке композиции внеш­них объемов и интерьеров здания ак­тивно используются такие средства гармонизации архитектурных форм, как симметрия и асимметрия, кон­траст и нюанс, метр и ритм, масштаб и масштабность.

    Симметрия - одинаковое располо­жение равных частей композиции от­носительно оси или плоскости, прохо­дящей через ее центр.

    Построению симметричной объемно-пространственной формы в архи­тектуре способствует также примене­ние конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола).

    Ритм -закономерное чередование одинаковых (однохарактерных) элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по верти­кали и горизонтали либо по обоим направлениям.

    Метр -простейшая форма ритма - точ­ное повторение форм и интервалов между ними.

    Пропорции - закономерные соотношения геометрических размеров зда­ния, его отдельных элементов (проемов, простен­ков и пр.) - имеют существенное значение в построении архитектурной композиции.

    Свойствами архитектурной композиции являются ее масштабность и масштаб. Под масштабностью понимается взаимосвязь членений архи­тектурной формы с габаритами человека, а также с элементами городской застройки и ландшафта.

    Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.

    В архитектурной композиции существенная роль принадлежит текто­нике - художественному выражению работы конструкций и материала. Тектоничной является такая модификация конструктивной формы, которая приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой.