Станционный смотритель аргумент. Проблема взаимоотношений егэ аргументы

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Отношения родителей (отцов) и детей – аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал
  • Аргументы

    И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

    Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

    А.С. Грибоедов “Горе от ума”. Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

    А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

    А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

    К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

    Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

    Л.Н. Толстой “Война и мир”. В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

    А.Н. Островский “Гроза”. В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

    А. Алексин “Раздел имущества”. Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

    Проблема человеческих взаимоотношений

    Как и многие люди, любящие своих родных, Наташа Ростова испытывала искреннюю семейную привязанность ко всем родственникам, была доброжелательна и заботлива.

    Для графини Ростовой Наташа была не только любимой, младшей дочерью, но и близкой подругой. Наташа прислушивалась к материнскому мнению, делилась с ней своими переживаниями и мыслями.

    В семье Ростовых заметна атмосфера любви, заботы, взаимопонимания, теплоты, дружелюбия, искренности.

    Человеческие взаимоотношения в романе добрые и светлые, жизнерадостные. Такие герои, как Пьер Безухов, Андрей Болконский, во многом способны признавать свои ошибки, стремятся стать лучше в духовном и нравственном плане.

    Отношения Элен с другими персонажами – лицемерные, пустые и холодные. В семье Курагиных отсутствует взаимопонимание, душевность и искренность. Элен фальшива по отношению к Пьеру Безухову, ее брак с ним – хитрый расчет, не более.

    Княжна Марья относится к своему отцу с благоговением, не смеет осуждать его. Она жертвует собой и своим семейным счастьем, отказывается выходить замуж, только после смерти князя устраивает личную жизнь.

    Наташа Ростова и княжна Марья нашли взаимопонимание после ранения князя Андрея. Совместная забота о нем сблизила девушек.

    Взаимоотношения и любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова – большая награда для последнего, так как в первом браке с Элен он был глубоко несчастлив.

    Андрей Болконский понимает, что не уделял жене должного внимания только после ее смерти, считает, что жизнь его кончена. Лишь Наташа Ростова, жизнерадостная и милая девочка, вносит в его жизнь новые впечатления.

    Война и мир

    Лев Николаевич Толстой

    Пьер Безухов и Наташа Ростова обретают любовь и понимание, создают свою счастливую семью. Образ Наташи Ростовой – верной супруги и заботливой матери не только очень мил, но и любим писателем.

    Мастер сочинений — научит вас писать, поможет найти нужную тему и подготовит к ЕГЭ по русскому языку. На его страницах вы найдете только необходимый материал для 6-11 классов, в нашем каталоге более 10 000 готовых сочинений на любую тему, а в приложении более 45 000.

    Сайт “Мастер сочинений” заменит вам десятки сайтов, а мобильное приложение сделает возможности портала доступными в любом месте.

    Сочинение на тему «Проблемы взаимопонимания и взаимоотношения между людьми»

    «Только тогда станешь человеком, когда поймешь другого человека». А.Н. Радищев.

    Радищев поднимает проблему понимания людьми друг друга. Эта проблема актуальная на нынешний день, ведь каждый день мы контактируем друг с другом, с другими людьми, и, если мы их понимаем, то наша беседа имеет позитивный оттенок, а если не понимаем, то беседа может уйти в тупик.

    Смысл высказывания состоит в том, что люди, не понимающие других, не желающие воспринимает мнение других людей, не умеющие слушать других, не умеющие сочувствовать другим – не могут считаться гуманными, высоконравственными людьми.

    Очень часто люди не могут подавить свою гордость, не любят слушать мнения других и единственно верным считают лишь собственное мнение. Из-за неумения понимать друг друга возникаю ссоры и конфликты. Способность выслушать других людей, способность посочувствовать другим, способность проникнуться идеями других и их мыслями является большой ценностью. Понимание других людей очень хорошее качество, которое нужно каждому человеку, чтобы находить с другими людьми общий язык и приходить к компромиссу.

    Например, в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой произведения, Печорин, является человеком, учитывающим лишь собственные интересы и не понимающим других людей. Вспомним, как он не понимал чувства Беллы и использовал её, как личную игрушку, а потом, когда Белла наскучила Печорину, он от неё отказался. Все мы видим трагический финал этого произведения – вот к чему приводит эгоистическое отношение к другим.

    Еще одним примером может служить случай из мифологии. Например, основатели Рима Ромул и Рем. Они хотели вместе основать новую колонию. Но из-за непонимания друг друга и разногласий произошло то, что Ромулубил собственного брата Рема, в насмешку перепрыгнувшего стену, которую строил Ромул.

    Итак, нужно понимать других, чтобы развивать себя как гуманную личность.

    Проблема взаимоотношений егэ аргументы

    Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

    2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

    3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

    Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

    4. А.Н. Островский «Гроза»

    Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

    5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    «Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

    6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

    7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

    8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

    В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

    9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

    10. Б. Васильев «Завтра была война»

    В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

    Читаемое в разделе:

  • Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • 1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как.

    «>Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ

    1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в.

    1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу.

    1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её.

    1. М.А. Шолохов «Алёшкино сердце» Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой.

    Ранее опубликованные в разделе:

  • Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • 1. С. Каледин «Смиренное кладбище» Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из могильщиков, виртуоз в своём.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме влияния учителя на воспитание ученика.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме разрушающего влияния денег на человека.

    «>Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
    Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ

    1. И.А. Гончаров «Обломов» Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок.

    Новые материалы раздела:

    • Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
    • 1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена.

      1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был.

      Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме бездуховности современного общества.

      Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения человека и власти.

      Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»

      Отцы и дети

      Проблема непонимания между разными поколениями раскрыта в классическом произведении «Отцы и дети». Чувство отчужденности к своим родителям и старшим Кирсановым не покидает Евгения Базарова. Он признается, что любит их, однако огорчает своим отношением.

      Детство. Отрочество. Юность

      По мере взросления Николенька Иртенев познает мир и его несовершенство. Он видит непонимание старших, но и сам временами обижает их. Это показано в главах «Наталья Савишна», «Классы».

      Телеграмма

      Константин Георгиевич Паустовский

      Настя живет в Ленинграде, где у нее много важных дел. Когда она получает телеграмму о болезни матери, то «неотложные» дела мешают ей сразу отправиться домой. Осознав, к каким последствиям может привести ее промедление, она приезжает в деревню, но уже слишком поздно: мать умерла.

      Тарас Бульба

      Николай Васильевич Гоголь

      В повести «Тарас Бульба» русского классика Н. В. Гоголя показаны взаимоотношения между Тарасом и его сыновьями, а также любовь матери к Андрию и Остапу.

      Анатолий Георгиевич Алексин

      Героиня рассказа Оленька – очень талантливая девочка, но родители избаловали ее. Эгоизм девочки, подкрепленный слепой родительской любовью, породил в ней ощущение своей исключительности. Она отказывается понимать переживания и чувства своих родных и друзей, чем вызывает тяжелую болезнь матери.

      Лишь когда Остап и Андрий пройдут проверку боем, их воспитание можно считать завершенным. Так считал Остап Бульба, который ценил товарищество больше всего на свете, даже больше кровных уз. Однако, когда Андрий оказался предателем, Остап не смог простить и убил его своими руками. Второй сын, Остап, стал отдушиной для Тараса, поскольку проявил мужество не только в бою, но и во время казни.

      Питер и Венди совершают чудовищное преступление: убивают своих родителей. Однако это произошло неслучайно. Они стали такими в результате неправильного воспитания, когда их чрезмерно баловали и потакали каждой прихоти.

      Начало формы

      Фазиль Абдулович Искандер

      Георгий Андреевич, герой рассказа, понимает, что родительский авторитет завоевывается не угрозами и приказами, а тяжелым трудом и демонстрацией сыну, что его отец достоин уважения.

      Нескучный сад

      Андрей Владимирович Амлинский

      Влияние родителей на детей можно проследить на примере взаимоотношений трех поколений семьи Ковалевских. В романе «Нескучный сад» и сын, и отец стремятся к духовному общению друг с другом. По мнению автора, родители непременно должны понимать и сопереживать своим детям. Иначе нельзя миновать отчуждения детей от семьи, школы и общества в целом. Недоверие и непонимание рождают драматизм в отношениях родных людей.

      Капитанская дочка

      Александр Сергеевич Пушкин

      Даже в самые трудные минуты наставления отца помогали Петру Гриневу оставаться верным долгу и честным человеком.

      Мертвые души

      Отец Чичикова научал его «копить копейку». В результате он всю жизнь посвятил себя деньгам, став бессовестным человеком.

      Стихотворение Весна

      Михаил Васильевич Исаковский

      М. Исаковский в стихотворении «Весна» описывает непосредственность детей, их наивный восторг и медлительные думы стариков о прожитой жизни.

      Повесть «Станционный смотритель» раскрывает проблему взаимоотношений родителей и детей. Самсон Вырин без памяти любит дочь и находит в ней свое счастье. Пока она рядом, в доме чисто, тепло и уютно. Однако картины с изображением библейской истории блудного сына не зря намекали на скорый конец отцовского благоденствия. Самсон остается один и теряет смысл своего существования. Когда блудная дочь возвращается, уже поздно: отец умер.

      В произведении «Воробей» Тургенева птица героически бросается в бой против собаки, стремясь защитить свое потомство.

      Безумная Евдокия

      Отец и мать настолько избаловали Оленьку, героиню рассказа, что та стала убежденной эгоисткой, уверенной в собственной исключительности. Она не хочет сопереживать своим друзьям и родным. Черствость Оли приводит к тому, что ее мать тяжело заболевает.

      По мнению Тараса Бульбы, только познание боевой премудрости может завершить воспитание Андрия и Остапа. Только после этого, мечтал он, сыновья смогут стать его достойными наследниками. Но Андрий стал предателем, что заставило Тараса убить его. Лишь Остап сохранил уважение отца, проявив мужество в бою и перед лицом смерти во время казни. Тарас ценил товарищество выше родственных уз.

      Рэй Брэдбери

      Питер и Венди пошли на чудовищное бесчеловечное преступление: убили родителей. Автор считает, что этот поступок стал результатом неправильного воспитания, из-за которого они стали слишком избалованными.

      Георгий Андреевич видит, что родительский авторитет нужно завоевывать, а не добывать путем угроз и приказов. Нужно уметь доказать сыну, что его отец достоин уважения.

      Автор показывает влияние родителей на своих детей на примере трех поколений, выросших в семье Ковалевских. Сын находит ответы на мучившие вопросы у отца. Но и отец стремится к духовному общению с сыном. По убеждению писателя, взрослые обязательно должны понимать своих детей и сопереживать им. Иначе это приведет к отчуждению в семье, школе, а затем и в обществе. Непонимание и недоверие влекут за собой драматизм и напряжение в отношениях между людьми.

      Благодаря наставлениям отца Петр Гринев остается честным и верным долгу даже в самые напряженные моменты.

      Как и советовал отец, Чичиков посвятил всю свою жизнь тому, чтобы «копить копейку». Это превратило его в бесстыдного человека.

      И.С.Тургенев в романе затрагивает проблему нигилизма в российском обществе 60-х г.г. XIX века. Базаров – носитель новой философской идеи – нигилизма. Согласно этой теории, необходимо кардинальное изменение общественного устройства и мировоззрения. Евгений старается доказать, что искусство и эмоции тормозят прогресс и только мешают развитию науки. Он против духовных и материальных ценностей. Окружающие не разделяют взглядов Базарова, он наталкивается на стену непонимания и нежелания что-либо менять в жизни. Противоречия возникают и в самом главном герое: он понимает, что ошибался в отрицании (сам испытывает чувство любви к Анне Одинцовой, рассматривает картину).

      Иван Сергеевич Тургенев

      И.С.Тургенев обращается к теме дружбы и показывает, что дружба невозможна без общности интересов и взаимоуважения. У Базарова, кроме Аркадия Кирсанова, нет друзей. Однако Евгений не дорожит этой дружбой. Он высокомерно и иронично посмеивается над высказываниями Аркадия. Кирсанов же, напротив, восхищается своим другом. Базаров – сильная личность, и Аркадий, дорожа приятельскими отношениями, во всем подчиняется ему. Их взаимоотношения сложно назвать дружбой: между молодыми людьми нет взаимопонимания. И.С.Тургенев подчеркивает противоположность своих героев. Базаров постоянно работает, проводит опыты, читает научную литературу. Аркадий ничем серьезным не занимается, любит уют и покой («нежная душа, размазня» ? говорит о нем Базаров). Контраст заметен в манере одеваться и в поведении.

      Писатель продолжает создавать образы галереи «лишних людей» (Чацкий, Онегин, Печорин). Базаров не находит взаимопонимания в обществе и не может самореализоваться в жизни. Он сосредоточен на себе и равнодушен к проблемам и чувствам окружающих людей. Находясь в разладе с самим собой, Базаров пытается развеять душевную пустоту происшествиями и событиями, которые оборачиваются трагедией для всех. Говоря о нигилизме, как о возможности подготовить площадку для создания нового, герой не имеет четкого представления о том, что конкретно будет построено на расчищенном от старых «предрассудков» месте. Его представления о новом мире развенчиваются, когда герой испытывает настоящее чувство любви, когда понимает, что его научные опыты не смогут остановить эпидемию. Он ощущает себя «лишним человеком». Базаров умирает неслучайно: он не представляет, как дальше жить.

      Взаимоотношение отцов и детей рассматривается с нескольких точек зрения. Автор это делает на примере трех семей: Ростовых, Курагиных и Болконских. Каждая из семей – это своя идеология и догма поведения.

      На примере семья Ростовых показано теплое отношение и любовь к детям, причем, противостояния между родителями и детьми в идеологическом плане не возникает. Авторитет матери настолько силен, что сын Николай так и не решается пойти против нее и жениться на княжне Марье Болконской, а не на его любимой Соне.

      Семья Курагиных – это образец корыстной и финансово ненасытной семьи, где все воспитания родителей строится на обучении выгоде и правильному устройству в мире. Автор на примере детей Курагиных, Анатоля и Элен, показывает читателям, что происходит с людьми, которые живут лишь с желанием наживы.

      Болконские – семья, где повелевает отец. Он воспитывает всех в строгости и морали. Марья Болконская вырастает набожной и всепонимающей девушкой, любящей и почитающей отца. Андрей Болконский – сын, который является образцовым в понимании автора. Его отец, который некогда не сходился с ним во взглядах, все же нашел путь к сердцу сына и привел его к христианской идее.

      Тема отцов и детей раскрывается и на примере семей Безуховых, Николая Ростова и даже сына Андрея. Семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова – это образец нравственной любви к детям и уважения друг к другу.

      Отношение отцов и детей в рассказе «Цифры» показано на примере маленького Жени и всей его семьи: мамы, бабушки и дяди. Произведения написано от лица последнего, который вспоминает один эпизод из своей жизни.

      Произведение по-разному воспринимает ребенок и взрослый. Все потому, что рассказ пронизан эмоциями: яркими детскими и скрупулезно-методичными взрослыми. Отношения показаны на примере одной ситуации: любознательный мальчик желает познавать мир, тянется к изучению цифр, а дядя не имеет времени в данный момент заниматься с ним

      Детская радость ребенка в предвкушении события обучения перерастает в баловство, потому что дети плохо улавливают эмоциональную границу. Непонимание со стороны взрослых проявляется в том, что ни бабушка, ни мама, ни, тем более, дядя не понимают его поведения и начинают его ругать

      Сергей Трофимович Алексеев

      Одна из идей, которой руководствуются взрослые, – отсутствие баловства в воспитании, проявляется в том, что дядя все же под властью гнева хватает мальчика и выставляет за двери

      О том, что не все потеряно, и мир детей и взрослых можно объединить в единое целое, говорит тот факт, что бабушка, как самый мудрый из членов семьи, все же нашла подход к малышу и убедила его в том, что с дядей надо помириться.

      Степень горя ребенка можно понять по фразе, что он говорит сгоряча и с обиды. Он кричит, что не любит дядю. Здесь видна степень трагизма ситуации глазами ребенка

      Неслучайно автор пишет рассказ от имени дяди. Это говорит о том, что отношения между детьми и взрослыми – динамическая система, где участники могут менять свои взгляды и позиции. Самое главное – руководствоваться чувство любви, а не общепринятыми догмами

      Мальчик Женя – это образец любознательной чистой души, которую взрослые ввиду своей жизненной заскорузлости не в состоянии понять. И тем, что примирение все же происходит между дядей и племянником, автор показывает, что взрослых тоже можно изменять. Им можно дать почувствовать неизведанный мир радости и забытых чистых эмоций детства

      Пожалуй, для любого школьника, самая сложная часть в ЕГЭ по русскому языку, это сочинение части С. А уж абзац, который, предположительно, должен содержать в себе аргументы, и вовсе способен довести до истерики. Что писать? Как писать? И главное, какие литературные произведения выбрать? Все не так страшно! На нашем сайте вы найдете аргументы для сочинения части С почти на все темы! Более того, эта страница постоянно обновляется, так как мы выкладываем все новые и новые аргументы! Заглядывайте к нам почаще, и на ЕГЭ по русскому языку вы будете чувствовать себя вполне спокойно и уверенно. Для удобства восприятия мы группируем аргументы в таблицы по темам. Сохраняйте себе нужные таблицы или просто учите их, и тогда вам не понадобится перечитывать кучу литературных произведений, чтобы хорошо написать сочинение в части С. Итак, аргументы!

      ПРОБЛЕМА ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА!

      1) Проблема “лишнего человека” не раз находила отражение в русской литературе. “Лишний человек” — особая конкретная историческая социально-психологическая разновидность более общего типа “странного человека“. “Лишним человеком“ мы можем назвать и главного героя произведения Лермонтова “Герой нашего времени“ Печорина. Личность Печорина в романе шире своего времени, среды, конкретных обстоятельств, предлагаемых ему обществом социальных ролей. Осознание себя, духовно-свободной целостной личностью, ответственной не только за отдельные поступки, но и за выбор жизненной позиции, за осуществление своего “назначения высокого“, и в то же время трагического непонимания своего предназначения делает Печорина “лишним человеком“.

      2) Еще одним героем, которого вполне можно назвать «Лишним человеком, является герой одноименного романа в стихах Евгений Онегин . Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него. Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Именно Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

      ПРОБЛЕМА ТЯЖЕЛОГО ДЕТСТВА!

      1) Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема. Вспомним, например, маленького двенадцатилетнего Ваську из произведения Куприна “В недрах Земли” , который вынужден работать в шахте, которая кажется ему странным и непонятным чудищем. Васька - тоже ребенок с украденным детством. Он вынужден ходить на работу в шахту, хотя ему и непонятны нравы, царящие среди рабочих, а сама работа слишком тяжела для мальчика двенадцати лет.

      2) Не только литературные произведения учат нас ценить то, что у нас есть. Реальные истории о детях, участвующих в военных сражениях Великой Отечественной Войны, известны почти каждому ребенку. Мы помним имена Лени Голикова, Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой. Все они потеряли на войне свое детство, а некоторые и жизнь.

      ПРОБЛЕМА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ЧИНОВНИЧЕСТВА!

      1) Вспомним произведение Н.В. Гоголя “Ревизор” . Узнав о приезде ревизора, чиновники страшно пугаются и пытаются “подготовиться” к его прибытию. Например, попечителю богоугодных заведений советуют одеть больных в чистые колпаки, да и вообще, сделать так, чтобы больных было поменьше. В итоге, все чиновники решают дать принимаемому за ревизора Хлестакову взятку “якобы в долг”. Все это показывает, что уже во времена Николая Васильевича взяточничество и беспредел чиновников являлись достаточно большой проблемой.

      2) В Божественной комедии” Данте в одном из кругов ада в ров, залитый кипящей смолой, черти бросают взяточников. Также черти следят за тем, чтобы взяточники не высовывались из кипящей смолы, а тех, кто высовывается, они бьют крючьями.

      ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ!

      1) “Отцы и дети” И. С. Тургенев. Главный герой романа Евгений Базаров отрицает всякого рода чувства, дружбу, любовь. Он никогда не показывает своего теплого отношения к родителям, которые безумно любят своего сына и восхищаются им. Герой мало общается со своими родителями, после долгой разлуки уезжает, погостив лишь несколько дней…. Только перед смертью Базаров осознает, как сильно он любит их на самом деле.

      2) “Станционный смотритель” А. С. Пушкин. Автор рассказывает нам историю бедного станционного смотрителя, единственной отрадой которого была любимая дочь. Но девушка покидает отца. Он пытается найти ее, хотя бы просто увидеть, но его выгоняют из дома дочери. И лишь после его смерти, когда девушка приезжает навестить отца, она понимает, что натворила.

      ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!

      1) Баллада Жуковского “Людмила” . Основной мыслью баллады Жуковского, написанной в подражание “Леноре” Бюргера, было убеждение в том, что роптать на судьбу — это грех. Людмила, потерявшая жениха, именно ропщет на судьбу, поэтому ее мольба становится услышанной небом. За Людмилой приезжает мертвый жених, который и увозит ее в могилу.

      2) “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. В главе “Фаталист” романа М. Ю. Леромонтова мы также сталкиваемся с вопросами судьбы. Офицеры затеивают спор о том, написана ли судьба человека на небесах. Решить спор вызывается поручик Вулич, который наугад берет со стены оружие, решается выстрелить себе в голову и… допускает осечку! Но Печорин уверен, что видел на его лице печать смерти. И действительно, Вулич погибает в этот же вечер от рук пьяного казака.

      ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА», ОТНОШЕНИЯ СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА К СЛАБОМУ!

      1) «Шинель» Н. В. Гоголя. Проблема “маленького человека” не раз находила отражение в русской литературе. Вспомним главного героя повести “Шинель” Н. В. Гоголя. Акакий Акакиевич — типичный образ “маленького человека”: униженный и бесправный чиновник, всю жизнь проработавший в департаменте, переписывая бумаги. Трагедией для этого героя становится кража новой шинели. Акакий Акакиевич пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. И все, к кому он обращается, считают его проблему незначительной и не стоящей внимания.

      2) «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Другим примером отражения проблемы “маленького человека” является произведение А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. В этом произведении автор рассказывает нам историю Самсона Вырина, единственная дочь которого уезжает с гусаром и оставляет бедного отца. Вырин не может даже увидеть дочь! Он чувствует огромную пропасть между ним, его жизнью и новым положением в обществе его Дуни. Так и не смирившись с предательством дочери, он умирает.

      ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА!

      1) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Эта проблема не раз находила отражение и в русской классической литературе. Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд и его свита искушают москвичей, которые раз за разом делают неправильный выбор, за что и получают свое наказание. Никанор Иванович Босой берет взятку, буфетчик жульничает, Степа Лиходеев развратничает… И, конечно, говоря о нравственном выборе, нельзя не вспомнить о Понтии Пилате, который так и не смог сделать правильный выбор. Ведь он слишком поздно понимает, что «сегодня днем он что – то безвозвратно упустил».

      2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Другим литературным героем, который также не смог сделать выбор по совести, является Евгений Онегин. Герой понимает, что его дуэль с Ленским абсолютно бессмысленна, но все-равно принимает вызов. Почему? А.С. Пушкин дает вполне однозначный ответ: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» То есть для Онегина общественное мнение было важнее, чем жизнь друга. А ведь есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то все закончилось бы хорошо.

      ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА И БЕРЕЖНОГО К НЕЙ ОТНОШЕНИЯ!

      1) Слово о полку Игореве. Природа отражает душевное состояние героев, указывает на опасность, предостерегает князей.

      2) «Война и мир» Л. Н. Толстой. Наташа Ростова восхищается красотой ночного пейзажа в Отрадном, он окрыляет его. А изменения, которые происходят в душе Андрея Болконского, отражаются во внешнем облике дуба, который он видит, отправляясь в Отрадное и обратно. Дуб здесь — символ перемен и новой, лучшей жизни.

      3) «Дед Мазай и Зайцы» Н. А. Некрасов. Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

      Обсуждение закрыто.

      • Талантливые, умные люди тоже бывают одиноки
      • Одиночество убивает человека, особенно если оно вынужденное
      • Причиной одиночества могут быть взгляды человека на окружающий мир
      • Одинокому человеку гораздо сложнее жить, чем тому, у кого есть семья и близкие друзья
      • Одиночество может быть вынужденным: человек становится одиноким в силу ужасных обстоятельств
      • Человеку, у которого нет друзей, тяжело жить в обществе

      Аргументы

      К.Г. Паустовский «Телеграмма». Дочь Настя буквально обрекла Катерину Ивановну, свою мать, на одиночество. Девушка жила насыщенной жизнью в Ленинграде. Она даже не представляла, что может оторваться от работы, чтобы навестить свою старую маму. Настя, получая письма от Катерины Ивановны, была рада и тому, что старушка жива, потому что может писать. Девушка слишком поздно поняла, что она бросила в одиночестве единственного человека, который ее по-настоящему любил — свою маму. Настя получила письмо с просьбой матери приехать, но не восприняла его серьезно. Только после телеграммы о том, что Катерина Ивановна умирает, девушка осознала, какую серьезную ошибку она совершила. Настя винила себя за то, что оставила в одиночестве свою старую мать, которую она должна была ценить больше всего в жизни.

      А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Одиночество Самсона Вырина было вынужденным. Дуня, его дочь, сбежала из дома с офицером Минским, остановившимся на их станции. Желание хотя бы увидеть дочь побудило Самсона Вырина идти пешком в Петербург. Там он получил лишь обещание Минского сделать Дуню счастливой. Он увидел дочь позже, но при виде отца она упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. С тех пор он ничего не слышал о Дуне три года. Самсон Вырин умер в одиночестве, так и не увидев дочь. Дуня вернулась к отцу, которого она обрекла на одиночество, но уже слишком поздно. Она много времени провела на могиле.

      И.С. Тургенев «Отцы и дети». Нигилиста Евгения Базарова тоже можно назвать одиноким. Сначала он общается с Аркадием Кирсановым, но скоро пути молодых людей расходятся. Одиночество Евгения Базарова связано с его взглядом на мир. С мнением этого человека решил бы согласиться далеко не каждый, уж слишком далеки взгляды героя от того, что веками было принято в обществе. Людям сложно смотреть на природу как мастерскую, отрицать почти все, к чему они привыкли. У героя много последователей, но мы понимаем, что никто из них не предан нигилизму по-настоящему. Поэтому одиночество Базарова хоть и закономерно, но в какой-то степени тяжело для него самого.

      М. Шолохов «Судьба человека». Одиноким Андрея Соколова сделала война. Погибла вся его семья: сначала снаряд угодил в его дом, где в это время были дочери и жена, а 9 мая, в самом конце войны, от пули снайпера погиб сын Анатолий. Андрей Соколов остался один, без дома и семьи. Найти силы жить и в какой-то степени скрасить одиночество герою помог Ваня, маленький мальчик, родители которого погибли. Андрей Соколов представился его отцом и забрал ребенка к себе. Так нашли друг друга два одиноких человека, в судьбы которых беспощадно вмешалась война.

      А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены Васильевны Григорьевой не было ни живого мужа, ни детей. Была только воспитанница Кира, к ней привязанная. Матрена была обречена на одиночество. Даже работать она нормально не могла, потому что время от времени страдала по несколько дней от странного недуга. Люди приходили к женщине только тогда, когда им было что-то нужно. Так и часть избы забирали при жизни, не думая о последствиях. Но доброта Матрены не знала границ, редко можно встретить такого человека. Женщина не отказывалась помочь другим, когда ее просили, даже если ей это было не по силам. Только после смерти Матрены Васильевны всем до нее появилось дело: каждый хотел получить какое-то наследство. Поражает эгоизм людей, которые обрекали человека на одиночество при жизни, а после смерти начинали делить имущество.

      Джек Лондон «Мартин Иден». Пока Мартин Иден не был богат и знаменит, никто не верил в его будущее, не говорил хорошо о его начинаниях. Когда герой начинал строить будущее писателя, он был одинок и спасался только любовью Руфи. Скоро и возлюбленная отвернулась от Мартина Идена. Но когда о нем заговорили, когда у него появились деньги, посыпались дружеские приглашения на обеды, с мольбой о прощении вернулась Руфь. Только для Мартина Идена все это уже ничего не значило. Он понимал, что ничуть не изменился с того времени, когда его творчество все еще отвергали. Вся работа к тому времени была уже сделана. Поэтому среди всеобщего внимания Мартин Иден стал еще более одинок, чем прежде. Мир вокруг казался ему отвратительным.

      Д. Киз «Цветы для Элджернона». История Чарли Гордона противоречива. В начале произведения мы видим его слабоумным человеком, объектом насмешек. Позже же Чарли Гордон становится гением, пусть и временно. Но он оказывается еще более одинок, чем прежде. Все считают Чарли слишком умным, эгоистичным, не способным проявлять чувства и эмоции. Интеллектуальные способности человека, возрастающие в геометрической прогрессии, не способствуют общению с людьми. Герой оказывается одиноким. Слабоумному Чарли Гордону гораздо легче жить, чем Чарли Гордону с выдающимся интеллектом. Умственные способности только подталкивают к одиночеству, хотя сначала герою кажется, что с умным человеком люди общаются более охотно. В реальности все оказывается совсем не так.

      • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
      • Советы родителей очень много значат для детей
      • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
      • Не заботиться о своих родителях — значит предать их
      • Не всегда родители несут добро своим детям
      • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
      • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
      • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

      Аргументы

      И.С. Тургенев «Отцы и дети». В данном произведении мы видим самый настоящий . К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» — это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами — людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

      Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

      А.С. Грибоедов «Горе от ума». Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

      А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример — яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

      А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

      К.Г. Паустовский «Телеграмма». Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

      Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

      Л.Н. Толстой «Война и мир». В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин — человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети — люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские — люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

      А.Н. Островский «Гроза». В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.

      А. Алексин «Раздел имущества». Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

      Главным героем рассказа «Юшка» является бедный подручный кузнеца, Ефим. В народе все его зовут просто Юшкой. Этот нестарый еще мужчина из-за чахотки рано превратился в старика. Он был очень худой, слабый руками, почти слепой, но трудился изо всех сил. Ранним утром Юшка уже был в кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. Одет он был всегда он в старые
      штаны и блузу, насквозь прожженные искрами. Родители часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести Юшку из себя. Они толкали старика, смеялись над ним, и радовались, что он ничего не может поделать с обидчиками. Юшка же тоже радовался. Он думал, что дети пристают к нему, потому что любят. Они не могут иначе выразить свою любовь, потому и терзают несчастного старика.
      Взрослые не сильно отличались от детей. Они обзывали Юшку «блажным», «животным». От кротости Юшки они приходили еще в большее ожесточение, часто били его. Однажды после очередного избиения дочь кузнеца Даша в сердцах спросила, зачем вообще Юшка живет на свете. На что тот ответил, что народ его любит, он нужен народу. Даша возразила, что люди избивают Юшку до крови, какая же это любовь. А старик ответил, что народ его любит «без понятия», что «сердце в людях бывает слепое». И вот как-то раз вечером к Юшке прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь. Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом и он умер.
      А через некоторое время появилась молодая девушка, она разыскивала старика. Оказалось, что ее, сироту, Юшка поместил в Москве в семью, потом обучал в школе. Он собирал свое скудное жалованье, отказывая себе даже в чае, лишь бы поднять на ноги сироту. И вот девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить Юшку от его болезни. Но не успела. Прошло много времени. Девушка осталась в городе, где жил Юшка, работала врачом в больнице, всегда всем помогала и никогда не брала денег за лечение. И все называли ее дочерью доброго Юшки.

      Так в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека, сердце их было слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле. Понять, что старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице. Юшка помогал чужому человеку, сироте. Многие ли способны на такой благородный бескорыстный поступок? А Юшка копил свои гроши, чтобы девочка выросла, выучилась, использовала свой шанс в жизни. Пелена с глаз людей спала лишь после его смерти. И вот они уже говорят о нем, как о «добром» Юшке.
      Автор призывает нас не черстветь, не ожесточаться сердцем. Пусть наше сердце «видит» необходимость каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря.