Российская ассоциация пролетарских писателей рапп была создана. Союз пролетарско-революционных писателей германии

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) это организация, учрежденная на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей в январе 1925 для объединения представителей пролетарской литературы, развития массового пролетарского литературного движения и критики буржуазных течений. Создание РАПП было связано с укреплением позиций «напостовцев», претендовавших на роль истинных проводников партийной линии в литературе. Однако после резолюции ЦК ВКП(б) от 18 июня 1925 обнаружилось противоречие между ортодоксальным «напостовством» и выработанной на более широкой основе политикой партии, в частности, по вопросу о консолидации сил в литературе и о бережном отношении к попутчикам. На Чрезвычайной Всесоюзной конференции ВАПП в феврале 1926 линия «левых ликвидаторов» (С.Родов, Г.Лелевич, И.Вардин) была признана ошибочной. Произошел раскол РАПП, «напостовское» меньшинство осталось на правах «идейного течения», а большинство, и среди них Л.Авербах (генеральный секретарь ВАПП и РАПП), Д.Фурманов, А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Киршон, А.Селивановский, В.Ермилов и др., объединилось вокруг журнала «На литературном посту» (1926-32) и «РАПП» (1931-32). Лозунгами дня были объявлены учеба, творчество и самокритика.

Прежнее настороженное отношение к наследию сменилось требованием «учебы у классиков». Вместе с тем, РАПП настаивает на исторической неизбежности гегемонии пролетарской литературы, которая познает мир с точки зрения пролетариата и воздействует на читателей в соответствии с задачами рабочего класса. В рапповской платформе преобладало смешение понятий эстетики, социологии, политики. В речи «Долой Шиллера!» на пленуме РАПП (1929) Фадеев объяснял преимущество реалистического метода, его отличие от реализма прошлого и романтизма тем, что пролетарский художник сможет и будет изображать рождение нового в старом, завтрашнего в сегодняшнем, борьбу и победу нового над старым. Вульгарный социологизм руководящих документов сочетался с теорией «живого человека», требованием психологизма, срывания масок с действительности. Одной из сторон деятельности РАПП были творческие дискуссии, посвященные выработке художественной платформы, проблеме метода, стиля, жанров. В них участвовали, наряду с теоретиками, состоявшие в РАПП писатели М.Шолохов, Фадеев, Ф.Панферов, В.Вишневский. Несмотря на то, что рапповцам принадлежал приоритет в выдвижении категории творческого метода, их догматический и политизированный подход привел к отождествлению метода с мировоззрением, а художественного образа - с иллюстрацией идеи. Стремясь превратить РАПП в «литературно-воспитательную организацию», ее лидеры выдвигали лозунг «ударник - центральная фигура литературного движения», требовали «одемьянивания» поэзии, внесения «плехановской ортодоксии» в критику. Важнейшее значение придавалось борьбе с литературными противниками - «Перевалом» и А.Воронским, Лефом, конструктивизмом, .

Политические ярлыки, групповщина и комчванство определяли отношения с другими группировками и ситуацию внутри организации. Против этих тенденций выступили писатели и критики «левой оппозиции» РАПП и последователи В.Переверзева. В 1930 они образовали группу «Литфронт», в которую вошли А.Безыменский, Вишневский, И.Беспалов, Родов, Г.Горбачев, А.Зонин, М.Гельфанд. Неоднородная по составу и взглядам, группа не выдержала полемики с РАПП и распалась к 1931. В этот период РАПП, практически монополизировав литературную жизнь (вступление в нее в феврале 1930 лефовца В.Маяковского и конструктивистов Э.Багрицкого, В.Луговского), перестала соответствовать возложенной на нее ведущей роли. Возникла опасность превращения РАПП «из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости» (О перестройке литературно-художественных организаций: Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. КПСС в резолюциях).

РАПП была ликвидирована , ее руководители (Авербах, А.Н.Афиногенов, Киршон, Фадеев, М.Чумандрин) вошли в число 50 членов организационного комитета создаваемого Союза советских писателей. Почетным председателем был избран М.Горький, председателем - И.Гронский, секретарем -В.Кирпотин. В ходе подготовки к съезду были проведены совещания оргкомитета на квартире Горького. На встрече 26 октября 1932 присутствовали члены Политбюро ВКП(б) во главе с И.В.Сталиным. Обсуждалось ключевое понятие устава Союза писателей - «метод социалистического реализма». В ноябре 1932 Оргкомитет провел совещание критиков, на котором рассматривались проблемы марксистско-ленинской эстетики и определение основного метода советской литературы. Проект устава Союза был опубликован 6 мая 1934. Формально Союз писателей являлся добровольной организацией, объединявшей всех литераторов, стоявших на платформе советской власти и участвовавших в строительстве социалистической культуры. На практике он, подобно РАПП, имел возможность воздействовать не только на творческую, но на политическую, материальную, а порой и частную жизнь писателей. Первый съезд Союза писателей СССР проходил под председательством М. Горького с 17 августа по 1 сентября 1934.

Историческая справка :
Союз писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР.Союз советских писателей (ССП) был создан на основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-общественных организаций», которым были ликвидированы все ранее существовавшие писательские организации, такие как Всероссийский союз писателей (ВСП), Всероссийский союз поэтов, Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП), Литературное объединение Красной Армии и Флота (ЛОКАФ) и др. До 1934 г. работой по организации Союза и подготовкой I съезда писателей занимался Оргкомитет во главе с М.Горьким.В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд, объединивший советских писателей в единый союз и утвердил его устав. На съезде было избрано правление Союза советских писателей, которое в 1934-1936 гг. возглавлял М.Горький.На I съезде был принят устав ССП, в котором сказано, что Союз советских писателей – «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза». Согласно уставу высшим органом союза являлся Всесоюзный съезд писателей. Съезд избирал правление, которое в свою очередь избирало председателя правления, секретариат и бюро секретариата, руководившими делами в период между съездами. Пленум правления созывался не ранее 1 раза в год. При правлении были созданы творческие секции: поэтов (А.А.Сурков), детских писателей (С.Я.Маршак), переводчиков (Д.А.Горбов), критиков и литературоведов (И.М.Беспалов), историко-революционных писателей (К.П.Зличенко), фольклорная секция (Ю.М.Соколов), комиссия оборонной художественной литературы (Д.Либерман) и др. Структура Союза писателей неоднократно изменялась в связи с расширением функций в творческой деятельности.В соответствии с уставом структурными подразделениями ССП были региональные писательские организации: СП союзных и автономных республик, писательские организации краев, областей, городов Москва и Ленинград.В ведении правления СП СССР находились самостоятельные в хозяйственном отношении издательства «Советский писатель» и «Литературная газета», Литературный институт им. М.Горького, Всесоюзное бюро переводчиков художественной литературы, Литературная консультация для начинающих авторов, Центральный Дом литераторов в Москве, Литературный фонд СССР, Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП).После А.М. Горького председателями правления ССП избирались А.Н.Толстой (1936-1938, фактическое руководство до 1941 г. осуществлял генеральный секретарь ССП В.П.Ставский), А.А. Фадеев (1938-1944, 1946-1954; в 1941-1954 гг. также генеральный секретарь ССП), Н.С.Тихонов (1944-1946). В 1953 г. на основании постановления ЦК КПСС от 8 октября 1953 г. «Вопросы Союза советских писателей СССР» произошли значительные сокращения количественного состава секретариата правления и изменения в структуре руководящих органов ССП, в частности была упразднена должность генерального секретаря.К 1954 г. в союзе работали следующие творческие комиссии: по военно-художественной литературе (С.И.Вашенцев), по драматургии (Б.А.Лавренев), по литературам народов СССР (Н.С.Тихонов), по русской литературе республик, краев, областей СССР (В.А.Смирнов), по теории литературы и критике (В.М.Озеров); комиссия и секция по детской литературе (Л.А.Кассиль); иностранная комиссия и секции – московская секция переводчиков литератур народов СССР (П.Г.Антокольский), иностранных переводчиков (М.А.Зенкевич), а также секции народного творчества (И.Н.Розанов), очерка и научно-художественной литературы (Б.Н.Агапов), поэтов (С.П.Щипачев), прозы (К.Г.Паустовский).На II Всесоюзном съезде писателей, состоявшемся в декабре 1954 г., Союз советских писателей был переименован в Союз писателей СССР (СП СССР) и был принят его новый устав. Председателем правления был избран А.А.Сурков, с 1959 г. - К.А.Федин.На основании постановления президиума правления СП СССР от 21 июля 1956 г. в целях упрощения структуры аппарата правления с 16 января 1957 г. число творческих комиссий было сокращено до трех: по русской литературе (Ю.Г.Лаптев), по иностранным литературам (С.В.Михалков), по национальным литературам народов СССР. При секретариате стала действовать группа консультантов по делам издательств и органов печати союза, а также консультантов по вопросам драматургии и кинодраматургии.С 1977 года руководство СП СССР осуществляли первые секретари правления Г.М.Марков (1977-1986), В.В.Карпов (1986-1991), Тимур Пулатов (1991).После распада СССР в 1991 г. СП СССР прекратил свое существование, разделившись на писательские организации бывших союзных республик. Преемниками СП СССР в России являются Союз писателей России и Союз российских писателей.
Иностранная комиссия СП СССР
Иностранная комиссия СП СССР была образована в конце декабря 1935 г. на базе советской секции Международного объединения революционных писателей (МОРП) (1930–1935). МОРП, в свою очередь, было создано на основе Международного бюро революционной литературы (МБРЛ), образованного в 1923 г. писателями Л.Арагоном, И.Бехером, Т.Драйзером, А.Барбюсом, Б.Брехтом. В задачи МБРЛ входили: всестороннее содействие развитию пролетарской литературы, превращение ее в мощное средство воздействия на массы, ускорение «полевения» мелкобуржуазных писателей, привлечение их на сторону пролетариата, руководство национальными секциями и объединение их в международную боевую организацию, борьба с враждебной рабочему классу идеологией. Все эти задачи в полной мере восприняла иностранная комиссия. Ее первый председатель – М.Е.Кольцов, заместитель – М.Я.Аплетин, возглавивший комиссию в последствии. Первое положение, определившее структуру и штаты комиссии, было принято 6 апреля 1936 г.
В 1941–1943 гг. комиссия была эвакуирована в Уфу. В соответствии с требованиями военного времени изменилась ее структура и функции. В дальнейшем они менялись в соответствии с положениями о комиссии 1952 и 1958 гг. По положению, принятому 25 августа 1970 г., основными функциями комиссии являлись: систематическое изучение и обобщение процессов, происходивших в литературах зарубежных стран, реализация ежегодных планов международного сотрудничества, пропаганда советской литературы за рубежом, изучение информационных материалов о зарубежной литературе и литературной жизни, осуществление связи по литературным вопросам с сотрудниками посольств зарубежных стран в Москве. Общее руководство ее деятельностью возлагалось на секретариат правления СП СССР. Повседневная работа комиссии направлялась одним из его секретарей. Структура комиссии: председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, ответственные секретари Совета по международным писательским связям, Советского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки; отделы - литератур социалистических и капиталистических стран; стран Азии и Африки; информации и пропаганды советской литературы; секторы по приему зарубежных писателей, по направлению советских писателей за рубеж.
Консультанты отделов литератур социалистических и капиталистических стран, стран Азии и Африки изучали литературно-общественные процессы страны или группы стран и вели практическую работу по осуществлению литературных связей с ними.
Комиссия работала в тесном контакте с общественными писательскими органами: Советом по международным писательским связям и Советским комитетом по связям с писателями стран Азии и Африки.

Российская ассоциация пролетарских писателей

РАПП – литературное объединение в СССР послереволюционых времен. Образовано в 1925 году на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. Генеральным секретарем РАПП стал Л. Л. Авербах. Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Кир-шон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критик В. В. Ермилов.

Возникновение самостоятельной организации пролетарских писателей было исторически обусловлено необходимостью для пролетариата завоевать руководящую роль на фронте культурного и литературного строительства.

В первый период нэпа и в начале реконструкции народного хозяйства на писательские кадры оказывали давление буржуазные элементы, что находило свое выражение в ряде колебаний писателей вправо. Необходимость в боевой, классово выдержанной организации на литературном и общекультурном фронте была очевидна. РАПП и явилась воинствующей и вместе с тем массовой организацией, живо откликавшейся и активно участвовавшей в целом ряде дискуссий того времени, отстаивавшей принципы пролетарской партийности в вопросах как художественного творчества, так и общего развития культурной революции.

Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925–1932 годы, ранее печатный орган группы «Октябрь»). При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменен на лозунг «учебы у классиков».

Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев.

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения самих рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других.

РАПП представляла собой своеобразную школу воспитания и подготовки кадров пролетарских писателей, которые, имея опыт практического участия в борьбе рабочего класса, были еще слабо подготовлены для специально литературно-художественной деятельности. Вопросам учебы, творческого самоопределения придавалось особое значение в работе организации.

Стремясь к выполнению поставленных партией задач, РАПП не была свободна от ряда грубых литературно-политических ошибок. Групповщина, элементы сектантства и обособления, преувеличенное представление о своей роли, схоластика в постановке ряда лозунгов учебы и творчества, известный отрыв от практики соцстроительства – вот ряд ошибок, которые давали себя знать с той или иной степенью остроты на всем протяжении деятельности РАПП. В последние годы в связи с общими успехами социалистического строительства и вызванного им поворота широких слоев интеллигенции на сторону пролетариата нужда в особой организации пролетарских писателей отпала, тем более что ошибки РАПП являлись серьезной помехой для развития советской литературы. Постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года РАПП ликвидирована.

Этим же постановлением вводилась единая организация – Союз писателей СССР. Многие руководители РАПП (А. А. Фадеев, В. П. Ставский) заняли высокие посты в новом СП, но другие были в конце 1930 годов обвинены в троцкистской деятельности, репрессированы и даже расстреляны (как Л. Л. Авербах и В. П. Киршон). Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.

Из книги Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля автора Синявский Андрей Донатович

Письмо 62 писателей в Президиум XXIII съезда КПСС в Президиум Верховного Совета СССР в Президиум Верховного Совета РСФСР Уважаемые товарищи!Мы, группа писателей Москвы, обращаемся к вам с просьбой разрешить нам взять на поруки недавно осужденных писателей Андрея

Из книги Куда ж нам плыть? автора Стругацкий Аркадий Натанович

СЛОВО ПИСАТЕЛЕЙ Есть идеал - коммунистическое человечество; вот с этих позиций и надо пером вытаскивать из всех щелей сегодняшнюю дрянь. И не удивляться ее шипению, а то и укусам. Ведь если советские фантасты будут искать спокойных бережков над речкой, у общества одним

Из книги И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи автора Бессонов Борис Николаевич

ГЛАВА 3. И. В. Сталин: построение социализма в Советской России - идея ленинская. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций После смерти В. И. Ленина Троцкий, Зиновьев и Каменев начали в партии острую идейно-политическую борьбу. Поводом послужила

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора Крупская Надежда Константиновна

ИДЕАЛЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (РЕЧЬ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЛЕТАРСКИХ КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) Окружающая среда имеет громадное влияние на воспитание человека, поэтому реорганизация общественного строя имеет в деле воспитания громадное значение. Но

Из книги Литературная Газета 6331 (№ 27 2011) автора Литературная Газета

100 000 писателей и один режиссёр Библиосфера 100 000 писателей и один режиссёр СУБЪЕКТИВ Екатерина ГЛУШИК Ежегодно в нашей стране издаётся около 100?тысяч наименований книг. Это только те, что проходят через Книжную палату, получая ISBN. Ещё немалое количество книг выходит, не

Из книги Статьи из журнала «Компания» автора Быков Дмитрий Львович

Страна писателей Еще год назад замечательный филолог Александр Жолковский, у которого есть счастливая возможность приезжать в Россию раз в год и оттого яснее видеть динамику, заметил: «Не иметь собственной книги сегодня так же неприлично, как раньше - не завести

Из книги Газета Завтра 381 (12 2001) автора Завтра Газета

ПРОТЕСТ ПИСАТЕЛЕЙ Empty data received from address [ http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/01/381/16.html ].

Из книги Газета Завтра 382 (13 2001) автора Завтра Газета

Из книги Речь без повода... или Колонки редактора автора Довлатов Сергей

КР БУРЛИТ АССОЦИАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ Бурлит Ассоциация ветеранов. Уже два месяца ее ряды сотрясают невероятные катаклизмы.Статья Марка Поповского вызвала бурю. Обвинения его против Романа Котляра достаточно серьезны. Они затрагивают как финансовые, так и этические стороны

Из книги Очерки. Статьи. Фельетоны. Выступления автора Серафимович Александр Серафимович

РАДИОПЕРЕКЛИЧКА ПИСАТЕЛЕЙ ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Когда загремел мировой взрыв Октябрьской революции, не только социально-экономические твердыни закачались и рухнули, но и в области искусства глубочайшая трещина отделила старое от нового.

Из книги Литературная Газета 6423 (№ 29 2013) автора Литературная Газета

Плагиаторы против писателей Прочитал в "ЛГ" № 20 о гибели в пожаре замечательного русского писателя Олега Михайлова. Задумался о том, что Литфонд становится опасен для писателей, превращаясь в финансового монстра, наживающегося на чужом горе, плагиате и

Из книги ДЕВОЧКА ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ автора Свободин Александр Петрович

Могущественная ассоциация Ассоциация идей - связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое. Словарь иностранных слов Явление ассоциации встречается в нашей жизни на

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Союз писателей Союз писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР. Он создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Этот Союз заменил собой все существовавшие до того организации

Из книги Кровь Донбасса автора Манчук Андрей

К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ С ЕС Сегодня Петр Порошенко подписал экономическую часть договора об ассоциации с Евросоюзом. Попробуем очень коротко описать последствия этого шага для украинской экономики.Экономическая интеграция с ЕС походит в условиях

Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

Из книги Русское крестьянство в зеркале демографии автора Башлачев Вениамин

О лживости советских писателей Необходимо отметить поразительную лживость советских писателей и постановщиков кинофильмов.Возьмите романы и повести о русской деревне. Во всех крестьянские семьи показаны так:- у «бедняка» большая семья с «кучей детей»;- у «кулака» -

8 июля 1926 г. на собрании литературной общественности была образована Карельская ассоциация пролетарских писателей (КАПП) - первая литературная организация Карелии. Важную роль в её становлении сыграла Т. К. Трифонова, работавшая учительницей в школах Тивдии и Петрозаводска. Она была избрана ответственным секретарём КАПП. В состав руководящего бюро вошли Т. Алимов, Я. Э. Виртанен. Председателем был избран народный поэт Карелии Ялмари Эрикович Виртанен. Он возглавлял писательскую организацию более 10 лет.

Первоначально членами ассоциации были 14 литераторов, в том числе Т. Алимов, Я. Э. Виртанен, Л. Хело, Х. К. Тихля, Ф. П. Ивачев. Главной задачей организации было вовлечение в литературное движение «рабочих от станка и крестьян от сохи». В структуре организации были образованы русская, финская и карельская секции. Секретарём русской секции КАПП был избран Станислав Витальевич Колосёнок. Через полгода Карельская ассоциация пролетарских писателей насчитывала уже 29 человек. С июля по декабрь 1926 г. в организации было проведено около 20 литературных субботников, на которых читали и обсуждали произведения писателей-членов ассоциации, а также выступали с докладами.

Произведения литераторов на русском языке публиковались на страницах газеты «Красная Карелия» и журнала «Карело-Мурманский край». В 1928 г. в городе Петрозаводске стал выходить литературно-художественный альманах «Puna-Kantele» («Красное кантеле») на финском языке, который стал общим изданием для финноязычных писателей Ленинграда и Карелии.

В июне 1934 г. на первой Всекарельской конференции советских писателей, в работе которой участвовало 45 литераторов, организация была переименована в региональное отделение Союза писателей СССР «Союз писателей Карелии». Делегатами на первый Всесоюзный съезд писателей конференция избрала Я. Э. Виртанена, Э. Б. Парраса, С. К. Норина и Н. Грибачева.

Во второй половине 1930-х гг. развитию национальной литературы республики был нанесён огромный урон. В Карелии и в Ленинградской области были закрыты финноязычные школы, газеты и журналы. Были арестованы многие работники культуры, просвещения и литературы.

В 1940 г. состоялся 1 съезд писателей Карелии, после которого в карельской литературе появились новые имена - А. Н. Тимонен, Ф. А. Трофимов, В. К. Эрвасти и др.

В Союз писателей вступили и народные сказители М. И. Михеева, Е. И. Хямяляйнен, Ф. И. Быкова, А. М. Пашкова, П. И. Рябинин-Андреев. Они создавали новиныбылины и руны о государственных деятелях, героях войн.

В годы Великой Отечественной войны многие карельские писатели воевали на фронтах, в партизанских отрядах. Их произведения публиковались на страницах фронтовых газет и поднимали дух бойцов.

После Великой Отечественной войны союз возглавляли писатели Ульяс Карлович Викстрем, Николай Григорьевич Лайне (Н. Гиппиев), Пётр Абрамович Мутанен, Яков Васильевич Ругоев, Антти Николаевич Тимонен. В структуре организации были секции поэзии, прозы, критики, перевода. При Союзе работали: Бюро пропаганды художественной литературы, отделение Литературного фонда Союза писателей СССР. Специальная комиссия оказывала регулярную помощь начинающим литераторам, проводились совещания молодых писателей.

Ныне приемник Союза писателей Карелии - Карельское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Его возглавляет народный писатель Карелии Марат Васильевич Тарасов. Основные цели организации: укрепление творческого содружества писателей, активное участие в духовной жизни общества, содействие развитию литератур всех народов, проживающих на территории республики.

Лит.: Дюжев Ю. И. Союзы писателей // Карелия: энциклопедия. В 3 т. Т. 3. Р-Я. Петрозаводск, 2011. С. 131; Колосёнок С. В. 30-е годы // На фронте мирного труда: воспоминания участников социалист. строительства в Карелии, 1920 -1940. Петрозаводск, 1976. С.264-274; Колосёнок С. В. Культура Советской Карелии. Петрозаводск, 1959. Из содерж.: Литература Карелии. С. 51-63; Машин А. Молоко и сливки литературы: 8 июля 1926 г. была создана первая писат. орг. Карелии - Карел. ассоц. пролет. Писателей // Курьер Карелии. 2008. 3 июля. С. 6.

Материал предоставлен Национальной библиотекой Республики Карелия.

Российская ассоциация пролетарских писателей

Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) - литературное объединение в СССР, образованное в 1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП (Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей) в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции.

История

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» – одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые интересы. На «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина , Толстого , Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова , З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал» (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером которой был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого советского «толстого» (т. е. литературного) журнала «Красная новь». «Переваловцы» (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями закончилось разгромом «Перевала». Воронскому пришлось оставить литературную критику и уйти из редакции организованного им журнала. На дискуссии в Комакадемии группа была обвинена в «буржуазном либерализме».