Дочь любит рассказать про репку. Энциклопедия сказочных героев: "Репка"

Главные герои сказки «Репка» — дружная семья. Глава семьи, дед, однажды посадил на огороде репу. И вырос этот корнеплод таким огромным, что не смог его дед из земли вытащить, когда пришла пора урожай собирать. Позвал он на помощь сначала бабку. Но и вдвоем они не смогли извлечь репку. Затем пришлось звать внучку, потом собаку Жучку, потом кошку. И даже такой большой компании не удалось вытащить репу из земли.

И только когда кошка позвала мышку, дело сдвинулось с места. Совместными усилиями репку удалось вытянуть из гряды.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Репка» состоит в том, что трудные дела надо делать сообща. При решении тяжелых задач даже самая незначительная помощь может иметь решающее значение. Казалось бы, много ли сил у маленькой мышки? Совсем немного, но этой малости хватило, чтобы сдвинуть с места тяжелую репу. Сказка учит дружбе и взаимопомощи, как в семейной жизни, так и в общественных делах.

В сказке мне понравился дед, который сумел вырастить такой большой корнеплод, что его пришлось вытаскивать всей семьей. А еще мне понравились добрые взаимоотношения между персонажами сказки. Ведь в этой сказке кошка совсем не боится собаки, а мышка охотно откликнулась на просьбу кошки помочь в вытягивании репки. Персонажей сказки можно назвать образцом дружной семьи.

Какие пословицы подходят к сказке «Репка»?

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Один в поле не воин.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.


Невероятные повороты и глубина мысли в простых и знакомых с детства формулировках. «Репка», «Теремок» и «Колобок» - философско-религиозные мотивы, мудрость древних славян и то, о чем никто никогда явно не задумывался.

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая..» - и маленькое человеческое создание радостно разводит ручки, чтобы показать, насколько же большая была репка. Русские народные сказки, известные с детства буквально дословно, чаще всего просты, односложны, коротки и даже несколько примитивны. Да оно и правильно – ребенок в курочко-рябовом возрасте еще не готов воспринимать тяжелый образ той же почему-то Мертвой Царевны или следить за всеми свадебными перипетиями Дюймовочки.

Однако, как известно, за каждым куском картона в декорации скрывается сложнейший механизм ее установки. И незамысловатые детские сказки не стали исключением из правила – нашлись те, кто углядел в этих сказочных прибаутках сакраментальный смысл, глубочайшее двойное дно, напрямую связывающее репку и Корни Рода, Колобка и лунный цикл, Медведя и подлинное, темное зло. Архаичные символы и глубоко языческие (или же, наоборот, христианские) мотивы лежат в основе перечисления репки-дедки-бабки-внучки, а из сказок, где фигурирует образ медведя, можно составить антологию абсолютного зла.

«Колобок, от кого ты ушел? – от Ницше»

Сказка про Колобка проста и понятна, её формула идентична большинству сказок: берем деда, берем бабку, добавляем какую-нибудь необычную штуку вроде говорящего кусочка теста - и дальше начинаем приключения. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» и так далее, известный каждому с детства мотив. И только от лисы хитрой Колобок не ушел.

Но так ли всё просто? Нет. Как утверждает Андрей Карпов в своем , это в первую очередь история о нравственном и психологическом выборе личности, о предназначении и открытие возможностей.

Начнем с начала. Вот Колобок, он испечен с заботой и любовью бабкой и остывает на открытом окошке. Открытое окно здесь воспринимается как символ возможностей, различных жизненных дорог. И тут начинается путь Колобка как личности. И путь свой Колобок начинает с бунта против предназначения. Он отказался от своей заготовленной печальной участи быть съеденным, он выбрал другой путь из того открытого окна.

«Предназначение Колобка – послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари - служить своему Творцу. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор?».

После такого волевого решения Колобка можно смело назвать личностью ницшеанской – именно он в своих ранних воззрениях придерживался культа сильной личности, которая может идти по пути нигилизма и индивидуализма.

Но что происходит с Колобком дальше? Ведь его бунт против Создателя не имел цели – Колобок просто катится, куда глаза его глядят. И это, утверждает Карпов, есть прямое отражение сути человеческих решений, ведь многое совершается зачастую исключительно из чувства протеста.

«Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился…». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно - не очень важно, важно – что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было…».

Проводя дальнейшую аналогию с Ницше, можно сказать, что Колобок становится типичным представителем такой идеологии – он упивается культом собственной личности, своим безусловным превосходством, он впадает в крайность индивидуализма, не доверяя никому, кроме самого себя. Старания старухи для него не что иное, как предикат собственной личности – словно бы это только его заслуга.

«Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения собственной личностью. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен».

Обманывая по очереди всех, кто попадается ему на пути, Колобок оказывается наивно окрылен своими успехами. И все-то у него кругом глупые и недальновидные, а он, пользуясь цитатой того же Ницше, один умный в белом пальто стоит красивый. Вернее катится, и это немаловажно: катиться в русском языке можно только вниз, что Колобок и делает в нравственно-моральном плане.

«Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем ненадлежащем месте, про тебя скажут – докатился».

Но вся житейская мудрость заключается даже не в сверхКолобке, а в нарушенном порядке зверей, которые встретились ему. По всем канонам должно быть как: Заяц, Лиса, Волк, Медведь - как самый грозный, злой и сильный. Но Лиса здесь стоит выше Медведя в иерархии, что символизирует простую истину: страшен не тот, кто физически сильнее, а тот, кто духовно опаснее. На хитрого Колобка нашлась еще более хитрая Лиса – и сгинул наш мучной Заратустра.

Репка – основа гуманизма или посылка от дедушки Фрейда?

Еще одна знакомая всем с пеленок сказка – это «Репка», сказка-игра с еще более примитивным сюжетом. Миллион повторов и отчетливая напевность делают ее доступной даже самым несмышленым малышам – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку и так далее.

На деле же, «Репка» по своей глубинной идее способна сравниться с работами деятелей эпохи Просвещения: гуманистические мотивы в ней раскрываются широко и, главное, наглядно. Удивительно, но именно эта сказка выделяется наполненностью христианскими мотивами.

Сам зачин сказки уже заставляет задуматься. Вот дед, вот он посадил репку – хотя, казалось бы, какая репка ему, раз он дед. Не слишком удачный возраст для огородничества. Однако Всевышний вознаградил его труды, и репка выросла «большая-пребольшая». А дальше, собственно, весь сюжет крутится вокруг попыток вытянуть эту самую репку. И с самого зачина уже проглядывается основная идея – никогда не опускать руки.

Сам по себе образ репы, как утверждают исследователи этой сказки, становится символом связи с родом, житейской мудрости, уходящей в землю своими корнями. Отсюда в русском языке появилось выражение «дать по репе» - дать по голове, чтобы вспомнилось всё мудрейшее и важнейшее.

Дед зовет бабку, бабка зовет внучку – и, кстати, именно тут особо дотошные сказители увидели недочет. Отсутствуют Мать и Отец. Однако у христианской трактовки есть ответ на вопрос почему. Из языческой, славянской сказки эти персонажи были убраны в первую очередь ради магического числа 7.

«У христиан семеричная система восприятия, поэтому сказку сократили до 7 элементов - так же, как неделю сократили с 9 до 7 дней (у славян круговая, либо девятеричная система)».

Система образов в этой сказке напоминает построение модели идеального дома. Дед олицетворяет собой мудрость, именно он посадил репку в землю, он стал хранителем Родовой связи. Оно и логично – для славян, как и для христиан впоследствии, старший мужчина был главой семьи, а значит и мудрейшим в своем роде. Далее бабка. Она, конечно же, хранительница домашнего очага, женщина в доме, хозяйка, апостол традиций дома. Как раз они с дедом и становятся основой для дома и семьи. Утраченные в дошедшем до нас варианте образы Отца и Матери олицетворяли защиту и опору и любовь и заботу соответственно – но, так как в христианстве защита есть Церковь, а любовь – Христос, этих персонажей мягко вытеснили.

Таким образом, внучка становится символом потомства, продолжения рода; Жучка – символом богатства, ведь собаку заводили для сохранения достатка в Роду; Кошка олицетворяет покой и уют, а Мышка – благосостояние.

Такая система образов создает идеальную модель семейного быта, по канонам христианской и гуманистской теорий. Помогай ближнему, не опускай руки, не стесняйся просить помощи – и ты будешь вознагражден.

Выводы от специалистов в интернете:

«Сильный и самоуверенный терпит поражение, а слабый и неудачник берёт верх. В противовес грубой реальности сказка встаёт на защиту слабых».

«Хотелось бы отметить что, прежде всего, эта сказка говорит о том, что в любой даже самой безнадёжной ситуации необходимо располагать поддержкой людей. Ведь зачастую мы не в силах самостоятельно справиться с нашими проблемами. Делая шаг вперёд, необходимо осознавать, что у тебя есть поддержка, и твёрдая опора, которая тебя не подведёт в самый не подходящий момент. Сказка учит понимать, что для решения конкретной проблемы необходима единая сила».

Но, порывшись в источниках, можно найти и совершенно противоположную интерпретацию этой сказки. У двойного дна есть еще двойное дно.

Интерпретация в соответствии с идеями Фрейда делает эту сказку не только не детской, но и, пожалуй, излишне откровенной. Русские народные пословицы вроде «Хороша девка, как мытая репка!» позволяют нам утверждать, что Репку можно рассматривать как женский образ дочери Деда. Собственно, это же объясняет отсутствие Матери, но наличие Внучки в ряду персонажей. Соотносясь с наиболее известной работой психолога «Табу и тотем», можно с уверенностью сказать о наличие инцестуального влечения. И всё остальное женское население дома (а оно, действительно, абсолютно женское) препятствует кровосмесительной связи.

И если так, то «Репка» резко переходит из разряда доброго и вечного в разряд вечного, но...

«Теремок» и «Семеро козлят» - по ту сторону реальности?

Эти сказки вполне можно объединить в их культурологическом анализе – по крайней мере, так решил Алексей Корепанов в своей публикации «Сказка – ложь?» (журнал «Порог», №5 , 1998 год).

По мнению Корепанова, в основе обеих сказок лежит не что иное, как ксенопроникновение. Образ волка, как и образ медведя, рассматривается в качестве чуждого землянам образа внеземного разума.

«Аллегорическое повествование о попытке ксенопроникновения на одну из славянских территорий (под ксенопроникновением в данном случае подразумевается проникновение иного, нечеловеческого, разума - из ближнего или дальнего космоса, из параллельных или перпендикулярных миров и т. д.). Волк-пришелец, настойчиво стучащий в избушку к козляткам, пытается навязать автохтонам совершенно иное мировоззрение, совершенно иные моральные ценности, присущие иноцивилизации, но чуждые землянам».

«Теремок» же в данном контексте рассматривается автором и с точки зрения этнической проблемы – для него теремок становится своего рода аллегорией неких межэтнических связей, где сосуществуют в одном доме мышка и кошка, заяц с волком - и никаких вам конфликтов. Но проникновение чужеземца – медведя – нарушает сложившиеся связи и приводит к краху всего строя.

«Не исключено, что речь идет о какой-то территории, на которой с течением времени появлялись все новые и новые этнические группы (можно даже с большой степенью вероятности предположить, что это территория северного Причерноморья). Ксеновторжение (медведь) приводит к разрушению сложившихся между этими этническими группами связей ("затрещал теремок, упал набок и весь развалился"), однако, указанные группы не пострадали и впоследствии прежние связи были восстановлены ("лучше прежнего выстроили")».

Однако, несмотря на восстановленный строй, судьба чужака-медведя осталась неизвестной. Не исключено, что он вернулся в свою параллельную реальность, а может, остался в текущей реальности, таким образом завершив свою попытку ксеновторжения. Об этом данная история умалчивает.

Сказка – ложь, да в ней намёк, всем философам урок

Русские народные сказки, такие простые и примитивные, на деле могут иметь не просто двойное дно, но двойное в степени. Зачастую, если копаться в искрометных смыслах, заложенных в коротеньких прибаутках, то рассказывать такие вещи детям стоит с крайней осторожностью – да и взрослым тоже. Пожалуй, сказки стоит запретить в детских садах и перенести под своды факультетов философии – от греха подальше.


Народные сказки - это нечто уникальное и самобытное. Если вы хотите прикоснуться к культуре того или иного народа, то обязательно почитайте произведения народного творчества. Каждый человек в нашей стране в детстве слушал русские сказки, и на их примерах впитывал в себя русскую культуру и понятия о добре и зле, о том, как надо поступать в жизни. Сказки - это на самом деле кладезь мудрости, даже если они, на первый взгляд, просты и незатейливы, как "Репка".

Сказка "Репка"

Сказку "Репка" в России может наизусть рассказать любой. И не удивительно, ведь среди русских сказок она выделяется своей простотой и краткостью - она занимает всего несколько строчек.

Русская сказка "Репка" - сказка для детей с самого раннего возраста. Ее простой смысл будет понятен даже малышам. Это одна из причин того, что дети ее хорошо запоминают. Однако если рассмотреть подробнее, то становится понятно, что мудрость в ней содержится не только детская.

О чем сказка "Репка"

В сказке "Репка" речь идет о старике, который решил посадить репку. Когда же она созрела, то выяснилось, что она выросла очень большой. По сути, это радость, однако старик сам не смог ее вытащить в одиночку. Ему пришлось позвать на помощь всю семью, сначала бабку, потом внучку, собаку Жучку, кошку, и лишь только когда прибежала мышка, семье все же удалось ее вытянуть.

Отметим, что немало ее вариантов существует в народном творчестве. Например, в одной из версий мышку не звали вытягивать репку. Семья утомилась, пытаясь вытащить овощ, и отправилась спать. Наутро оказалось, что ночью прибегала мышка и съела всю репку.

Сказка имеет циклический характер, ведь в ней каждый раз проговаривается порядок участников сбора урожая с самого начала и до конца.

Когда впервые была опубликована сказка "Репка"

Сказка "Репка" на протяжении веков рассказывалась лишь устно. Когда впервые была опубликована сказка "Репка", то она сразу вошла в сборник русских народных сказок. Первая публикация увидела свет в 1863 году, причем в ней были записаны не только всем известные персонажи, но и ноги, которые также приходили на помощь. Что имели в виду рассказчики под ногами - до конца не ясно.

Самостоятельная книжка "Репка" впервые увидела свет в 1910 году, и с тех пор она часто публикуется как маленькая книжка для детей. После публикации сказки "Репка" стало понятно, что она занимает совсем немного места на бумаге, поэтому обычно к этой сказке прилагается много картинок.

Сказка "Репка" является исконно русской, однако было несколько изданий и за границей, в том числе во Франции и в Израиле.

Разные варианты сказки

На сегодняшний день можно найти множество различных вариантов сказки "Репка": некоторые смешные, некоторые грустные, а иногда и серьезные. Раньше существовало всего 5 ее вариантов, среди которых один - оригинальный, созданный самим народом. Когда впервые была опубликована сказка "Репка", то она была записана в Архангельской губернии. Также широко известны варианты, написанные А.Н. Толстым, и В.И. Далем. Несмотря на то что сказка была записана разными людьми, смысл ее не поменялся, изменился лишь стиль изложения.

Также в разное время создавали свои варианты на тему "Репка" А.П. Чехов, С. Маршак, К. Булычев и прочие известные русские писатели.

Необходимо отметить, что сказка вдохновила не только на создание разных вариантов изложения, но и целого балета, создателем которого стал Д. Хармс.

Смысл сказки

Народная сказка "Репка" несет в себе куда более глубокий смысл, чем просто сбор урожая. Главный ее смысл заключается в том, чтобы показать силу семьи. Человек один не может сделать все, ему необходимы помощники, и в этом случае семья всегда придет на выручку. Тем более что и пожинать плоды труда потом тоже будут все вместе. Если делать все сообща, то будет толк, причем даже самый маленький вклад в общее дело иногда может решить его исход. Эта простая, на первый взгляд, истина почему-то часто забывается в жизни.

Но даже и это еще не весь смысл. Более понятным он становится в том случае, если рассмотреть исторические условия времени записи сказки. Так, это было сделано еще до прихода советской власти, во время правления императора. В те годы в деревнях существовала крепкая крестьянская община, которая выполняла работы вместе. В этой связи можно представить деда как одного из членов общины, который решился сделать все дело один. Похвально, конечно, но только без остальных членов, которые представлены бабкой, внучкой и животными, у него ничего не вышло, и выйти не могло. В общине даже от самого маленького и хилого члена есть польза, если он прикладывает усилия и старается сделать хоть что-то.

Картинки

Как ни странно, даже самая простая сказка может вдохновлять художников, как, например, "Репка". Когда впервые была опубликована сказка "Репка", она еще не содержала в себе картинок, что не удивительно, ведь тогда это был сборник рассказов для взрослых. Однако позже новое дыхание обрела сказка "Репка". Картинки к сказке впервые создала Елизавета Меркуловна Бем, они были опубликованы в 1881 году. Точнее, это были не картинки, а силуэты. В первых изданиях "Репка" представляла собой 8 листов силуэтов, и всего одну страницу с текстом сказки "Репка". Картинки позднее сократили и стали выпускать всю сказку на одном листе. От силуэтов Е.М. Бем отказались лишь в 1946 году. Таким образом, на протяжении более полувека сказка выпускалась только с одними и теми же картинками.

Сегодня рисунки к сказке практически в каждой книге создаются новые, так что у детей и родителей есть выбор. Когда в стране стали снимать мультфильмы, то были сняты и ленты по народной сказке.

Продолжаю тему славянских сказок. В этот раз я расскажу о первоначальном смысле сказки о Репке. В отличии от сказки про Колобка (о которой я рассказывал в прошлый раз) изменения "Репка" претерпела не такие глобальные и смысл который хотели донести до нас предки можно понять и без исходного варианта.

Данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, как вы уже догадались, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

В современном варианте этой сказки, который вы знаете, не хватает ещё двух персонажей, существовавших изначально - Отца и Матери.
Христиане убрали Отца и Мать, по двум причинам (изначально было 9 персонажей,а стало 7):

1 - у христиан семеричная система восприятия, поэтому сказку сократили до 7 элементов, также как неделю сократили с 9 до 7 дней (у славян была круговая, либо девятеричная система).

2 - у христиан защита и опора – Церковь, а любовь и забота – Христос, а у славян защита и опора - Отец, любовь и забота - Мать.

В каждом из девяти персонажей, был свой скрытый образ:

Репка - символизирует достояние и Мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное.
- Дед -символизирует Древнюю Мудрость.
- Бабка - традиции дома, хозяйственность.
- Отец - защита и опора.
- Мать - Любовь и забота.
- Внучка - символизирует потомство.
- Жучка - достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка).
- Кошка - символизирует благостную обстановку в Роду (кошки - гармонизаторы энергии человека).
- Мышка - символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).

У славян изначальный смысл этой сказки заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.
_____________________________________________________________________________________

В следующий раз я расскажу об образе Бабы Яги, и если получится то и расскажу о Кощее бессмертном и о его роли в славянской культуре.