Диафильмы, которые мы смотрели в детстве. Диафильмы – прекрасные воспоминания детства

Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот.

Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве. Давайте вспомним их историю …

Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…

Диафильм - это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film - рулонная фото(кино)плёнка.

Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству.

В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

Диафильм – это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте.

Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы - иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства.

А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования.

Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.

«Вот интересно было бы вот этот проектор запустить, – говорит старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Анна Котомина. – Здесь такой вот ритм – нам очень не хватает этого в современном мире безумных скоростей, вечного информационного перегруза – вот такого медленного чтения».

Анна Котомина, историк, преподаватель мультимедиа технологий, диафильм изучает с научной точки зрения. Собрала коллекцию, в которой более 300 пленок, начиная с 30-х годов. Ее дети с удовольствием смотрят волшебные пленочки. Анна уверена: диафильм как огромный пласт визуальной культуры не умер – просто отошел на второй план. Ее мнение разделяют многие профессионалы.

«Диафильм был в какой-то мере безграничен, – отмечает режиссер, преподаватель факультета анимации и мультимедиа ВГИК Ольга Горностаева. – Как такой вот первоначальный образователь и воспитатель юного зрителя. Картинку можно было остановить, повторить, на надписях можно было учиться читать. Вот это, к сожалению, утраченная культура. Вот это место еще в полной мере ни кем и ничем не заместило».

Прадедушкой диафильма считают волшебный фонарь – Laterna magica, появившийся в Европе еще в XVII веке. Свет – сначала масляный, потом керосиновый и электрический – падал на вручную разрисованные стекла и создавал волшебство ожившей картинки.

С конца XIX века, кроме развлекательно-очаровательной, у диафильма появилась еще и просветительская функция. При поддержке сначала земств, а позже – советского агитпропа – диафильмы освещали буквально все стороны жизни: в доступной форме знакомили народ с классиками литературы, учили правилам личной гигиены, поведения в опасных ситуациях.

В конце 20-х годов производство диафильмов становится массовым. В начале 30-х появляется студия «Диафильм». Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные семейные вечера за просмотром – без диафильма сложно представить счастливое советское детство. Кстати, кроме сказочных, учебных и агитационных были у него и неожиданные – стратегические задачи.

«Производилось огромное количество диафильмов секретного содержания, – рассказывает последний директор студии «Диафильм» Сергей Скрипкин. – То есть, скажем, диафильмы, которые обучали владению оружием, каким-то серьезным приемам проведения обысков. При производстве таких диафильмов обязательно стоял красноармеец с оружием при входе и при выходе, куда никого не пускали, и художники работали прямо там, оставляли свои оригиналы прямо там, там фотографировали и отвозили.

С последним директором «Диафильма» Сергеем Скрипкиным мы разговариваем во дворе лютеранского собора Петра и Павла в Старосадском переулке, где в советское время располагалась Студия. В последнем кадре почти каждой пленки были выходные данные и финальная строчка – конец диафильма. Скрипкин грустно шутит: словосочетание оказалось пророческим. Конец диафильма начался с выселения Студии из здания собора.

«Это произошло настолько быстро и неожиданно, – вспоминает Сергей Скрипкин. – Все стало рушиться мгновенно, производство прекратилось, массово куда-то отправлялись эти диафильмы уже изготовленные. Здесь находились огромные кучи оригиналов диафильмов, в том числе и иногда просто блестяще нарисованных, настоящих шедевров».

В ходе внезапного краха студии часть уникального оборудования фатально пострадала, часть просто исчезла. Усилиями сотрудников удалось сохранить более 20 тысяч авторских эскизов к диафильмам. Ведь на диафильм работали лучше художники своего времени – те же, что делали славу советской мультипликации и детской иллюстрации – Аврутис, Репкин, Мигунов, Шевченко, Савченко. Теперь эти эскизы хранятся в фондах Музея Кино.

«Самые старые диафильмы, которые у нас в коллекции существуют, это “Сказка о царе Салтане” и “Конек-горбунок”», – говорит сотрудник Музея кино Павел Шведов.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм» , выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли» и проч.).

В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

С 60-х - 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).

Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…

Вот и настали времена, когда бытовым видео-проектором или плазменной панелью с диагональю полтора метра уже никого не удивишь. Технологии идут вперед, и уже не за горами полноценное трехмерное телевидение. Тем интереснее вспомнить, какими устройствами разбавлялись серые будни лет эдак 30-40 назад. Да не просто вспомнить, а попробовать скрестить их возможности с возможностями современных цифровых технологий.

Итак, имеется раритетное устройство - проектор диафильмов «Экран» 1977 года выпуска. Проектор полностью рабочий, если бы не одно но: диафильмы на фотопленке за давностью лет настолько потеряли цвет/контрастность и поблекли, что разглядеть что-нибудь на спроецированной картинке очень сложно. Что же делать? Читатели блога DIY уже знают ответ - нужно сделать диафильм самому!

В общем, я придумал, и что самое интересное, проверил, поистине «народный» способ изготовления диафильмов. (Понимаю, понимаю, это мало кому нужно… черт, да это вообще никому не нужно! Но коль я здесь, так уж и быть, продолжу…) Он предельно простой, требует наличия всего лишь бытового компьютера и принтера, материалы есть в продаже в любом городе.

То есть, мы не будем заморачиваться с нанесением диафильма на фотопленку, проявку и фиксацию химическими реагентами. Мы диафильм напечатаем! На обычном лазерном принтере. На обычной прозрачной плёнке Lomond , которая продаться в компьютерных магазинах. Современные разрешения черно-белых лазерных принтеров составляют 1200 dpi, что вполне достаточно чтобы получить 1050×800 точек на стандартном кадре диафильма. Да, диафильм получится черно-белым, но разве это недостаток, если процесс создания - это чистое творчество, близкое к киноискусству и мультипликации? Да-да, мы не будем печатать уже готовые сканы советских диафильмов - мы будем делать свой диафильм абсолютно «с нуля».

Лирическое отступление. Когда я был маленький, я очень любил диафильмы. Процесс просмотра мне всегда напоминал некоторое таинство. Вначале заправляется пленка в проектор, обязательно «вверх ногами». Выключается свет, выравнивается положение картинки на стене, настраивается резкость. Появляется первый кадр, и начинается просмотр. Люди сидят тихо в темноте, только светятся прорези на проекторе и экран. Каждый кадр диафильма выезжает под тихий скрип валика, крутящегося под пальцами оператора. Кто-то вслух читает подписи к кадрам, и когда все рассмотрели, начинается прокрутка к следующему кадру. Пока идет прокрутка, многие находятся в ожидании - что же будет дальше? Процесс неспешный, но очень увлекательный.

Итак, начнём воплощать нашу идею в жизнь. Нам понадобится компьютер, программа векторного рисования, лазерный принтер с разрешением 1200dpi и прозрачная пленка для лазерных принтеров.

Вначале рисуем в векторах диафильм. Для этого нужно знать стандартные размеры кадра (я их замерил на обычном диафильме):
На листе A4 по вертикали помещается 14 кадров. Если диафильм длинее, на том же листе можно сразу печатать несколько столбцов, затем склеивать ацетоном. При рисовании главное сильно не мельчить, и помнить, что конечная картинка будет размером около 1050×800 точек. После рисования нужно отпечатать диафильм на листе белой бумаги, проверить получившиеся размеры, рассмотреть под лупой качество картинки, в общем, подобрать оптимальный режим печати. Когда всё устраивает, финально напечатать на листе прозрачной пленки.

Затем ножницами или острым резаком вырезается напечатанная лента, при необходимости склеивается, и вставляется в проектор. Все! Можно начинать просмотр.

В качестве проверки своей идеи я нарисовал короткий 12-ти кадровый диафильм, напечатал его, и вставил в диапроектор. И был приятно удивлен - пикселизации на увеличенном диапроектором изображении практически невидно, а сама черно-белая картинка похожа на кадры из старинного немого кино. Я почувствовал себя почти Чарли Чаплиным, который, как известно, был не только великим режиссером, но и много экспериментировал с технологией киносъемки.


Краска на плёнке держится крепко, после нескольких просмотров деградации и осыпания картинки не произошло. Плёнка не плавится от лампы внутри диапроектора, так как рассчитана на контакт с разогретым барабаном лазерного принтера.

В общем, эксперимент получился. Но самой большой удачей я считаю то, что мой ребенок прекрасно воспринял черно-белый диафильм, а после просмотра несколько раз показывал, как кот прыгнул за мышкой, и как та убегала.

Немного о диафильме

Диафильм называется «Мышка и сыр». Сюжет построен по канонам дуализма, и пропитан размышлениями о характерах героев. С одной стороны, мышка поступает нехорошо, возжелав чужой сыр. С другой стороны - она храбрая и сметливая особа, сумевшая использовать зло себе во благо. Образ зла в виде кота, служащего невидимому хозяину, не оставит равнодушным ни одного эстетствующего критика.

… Я раздумывал, стоит ли размещать здесь превью диафильма. Вспомнив, что народ лихо размещает комиксы xkcd, решил - а чем десяток кадров диафильма хуже? Снижаем скорость чтения, и неторопливо перематываем, разглядывая совершенство линий в каждом кадре:

Ссылки на исходники диафильма:

Диафильм (вектор) в виде SVG файла: http://rghost.ru/2674015
Диафильм (вектор) в виде XAR файла: http://rghost.ru/2674037
Диафильм (растр) в виде одной PNG картинки, 1200 dpi: http://rghost.ru/2674061
Диафильм (растр) в виде набора PNG-картинок для просмотра на мониторе: http://rghost.ru/2674095

Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот.

Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве. Давайте вспомним их историю …


Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…

Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film — рулонная фото(кино)плёнка.

Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству.

В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм - это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

Диафильм - это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте.

Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

Диапроектор ФД-2

В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства.

А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования.

Волшебный фонарь

Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.


«Вот интересно было бы вот этот проектор запустить, - говорит старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Анна Котомина. - Здесь такой вот ритм - нам очень не хватает этого в современном мире безумных скоростей, вечного информационного перегруза - вот такого медленного чтения».

Анна Котомина, историк, преподаватель мультимедиа технологий, диафильм изучает с научной точки зрения. Собрала коллекцию, в которой более 300 пленок, начиная с 30-х годов. Ее дети с удовольствием смотрят волшебные пленочки. Анна уверена: диафильм как огромный пласт визуальной культуры не умер - просто отошел на второй план. Ее мнение разделяют многие профессионалы.

«Диафильм был в какой-то мере безграничен, - отмечает режиссер, преподаватель факультета анимации и мультимедиа ВГИК Ольга Горностаева. - Как такой вот первоначальный образователь и воспитатель юного зрителя. Картинку можно было остановить, повторить, на надписях можно было учиться читать. Вот это, к сожалению, утраченная культура. Вот это место еще в полной мере ни кем и ничем не заместило».

Прадедушкой диафильма считают волшебный фонарь - Laterna magica, появившийся в Европе еще в XVII веке. Свет - сначала масляный, потом керосиновый и электрический - падал на вручную разрисованные стекла и создавал волшебство ожившей картинки.

С конца XIX века, кроме развлекательно-очаровательной, у диафильма появилась еще и просветительская функция. При поддержке сначала земств, а позже - советского агитпропа - диафильмы освещали буквально все стороны жизни: в доступной форме знакомили народ с классиками литературы, учили правилам личной гигиены, поведения в опасных ситуациях.

В конце 20-х годов производство диафильмов становится массовым. В начале 30-х появляется студия «Диафильм». Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные семейные вечера за просмотром - без диафильма сложно представить счастливое советское детство. Кстати, кроме сказочных, учебных и агитационных были у него и неожиданные - стратегические задачи.

«Производилось огромное количество диафильмов секретного содержания, - рассказывает последний директор студии «Диафильм» Сергей Скрипкин. - То есть, скажем, диафильмы, которые обучали владению оружием, каким-то серьезным приемам проведения обысков. При производстве таких диафильмов обязательно стоял красноармеец с оружием при входе и при выходе, куда никого не пускали, и художники работали прямо там, оставляли свои оригиналы прямо там, там фотографировали и отвозили.

С последним директором «Диафильма» Сергеем Скрипкиным мы разговариваем во дворе лютеранского собора Петра и Павла в Старосадском переулке, где в советское время располагалась Студия. В последнем кадре почти каждой пленки были выходные данные и финальная строчка - конец диафильма. Скрипкин грустно шутит: словосочетание оказалось пророческим. Конец диафильма начался с выселения Студии из здания собора.

«Это произошло настолько быстро и неожиданно, - вспоминает Сергей Скрипкин. - Все стало рушиться мгновенно, производство прекратилось, массово куда-то отправлялись эти диафильмы уже изготовленные. Здесь находились огромные кучи оригиналов диафильмов, в том числе и иногда просто блестяще нарисованных, настоящих шедевров».

В ходе внезапного краха студии часть уникального оборудования фатально пострадала, часть просто исчезла. Усилиями сотрудников удалось сохранить более 20 тысяч авторских эскизов к диафильмам. Ведь на диафильм работали лучше художники своего времени - те же, что делали славу советской мультипликации и детской иллюстрации - Аврутис, Репкин, Мигунов, Шевченко, Савченко. Теперь эти эскизы хранятся в фондах Музея Кино.

«Самые старые диафильмы, которые у нас в коллекции существуют, это “Сказка о царе Салтане” и “Конек-горбунок”», - говорит сотрудник Музея кино Павел Шведов.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм» , выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли» и проч.).

В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

Сейчас существуют оцифрованные диафильмы , которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).

У каждого из нас живут в сердце воспоминания детства. Устав от забот и суеты нынешней, уже взрослой жизни, иногда мы приоткрываем занавес души и мысленно возвращаемся в беззаботные детские будни. В такие минуты, когда охватывает ностальгия по давно ушедшему детству, у каждого человека пробуждаются свои, самые заветные и яркие воспоминания. Многие из нас, кому сейчас за 30 вспоминают тихие и счастливые вечера просмотров диафильмов. Вся семья собиралась вместе. Тихо гудел проектор фильмоскопа, на белой простыне, повешенной на стену, загорался волшебный экран и уже через несколько секунд, появлялся первый кадр... Детский восторг и тихий шепот мамы в темноте — вот что навсегда отложилось в памяти почти каждого ребенка, который рос в СССР.

Что такое диафильм

Что же такое диафильм? Какова его история? Само название слова происходит от греческого «діа», что обозначает переход от начала и до конца, а также от английского слова film — фото (кино) пленка в рулоне. Диафильм — это несколько десятков позитивных изображений (диапозитивов), которые объединены в короткометражный фильм. Диафильм обычно состоял из 20-60 кадров.
Каждый кадр выстроен в определенном порядке. Титры, которыми сопровождалось каждое такое изображение, превращали фильм в иллюстрированный рассказ. В каждом диафильме использовались созданные художниками репродукции рисунков.

Диафильм – это, прежде всего, дружеское общение. Просмотр диафильма похож на совместное чтение иллюстрированных книг. Все кадры передвигались вручную, поэтому диафильм можно было прервать, обсудить с друзьями или близкими какой то сюжет, подойти поближе, чтобы лучше разглядеть.

История возникновения диафильмов

Просматривались диафильмы с помощью фильмоскопа, диапроектора. «Волшебные фонари» — так называли самые первые устройства, возникли еще впервой половине 16 столетья. Одним из первых в союзе был агрегат «ИЗБАЧ», который сконструировал П. Мершинов. В Москве, в 1930 году была создана студия «Диафильм». Эта студия занималась изготовлением, а также тиражированием таких фильмов. Сначала был налажен выпуск черно — белых, а потом и цветных диафильмов. В 1934 году были произведены самые первые детские диафильмы. В студии «Диафильм» вели свою работу, как в качестве авторов, так и консультантов, известные писатели: С. Михалков, А. Толстой, К. Чуковский, В. Бианки, Л. Кассиль, С. Маршак и другие. Участвовали в создании диафильмов такие известные художники, как А. Брей, К. Ротов, Е. Евган, В. Сутеев, В. Радлов и многие другие.

Уже с 50-го года производство диафильмов стало массовым. Около 400-500 наименований диафильмов выпускала студия «Диафильм» за год. Был также начат выпуск уже озвученных диафильмов. К учебным фильмам шел выпуск текста отдельно в виде книжечки. Также звуковое сопровождение записывали на пластинках к граммофону. Благодаря тому, что фильмоскопы были относительно недорогие (5 — 30 руб.) просмотр диафильмов был распространен во многих советских семьях. Цена на сам диафильм без фонограммы составляла 20 — 30 копеек за черно – белый и цветной варианты соответственно.

Выпускались фильмы учебной тематики, литературные произведения и, конечно же, сказки.

Любая советская семья, в которой росли дети, могла как «Незнайка на Луне», «Приключения Мюнхаузена», «Храбрый портной», «Дядя Степа», «Мойдодыр», «Пеппи Длинный чулок», «Малахитовая шкатулка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Дюймовочка», «Бременские музыканты», «Морозко», «Аленький цветочек», «Теремок» и многие другие детские сказки.

В 70-ые годы XX века появились более современные проекторы. Они позволяли вести просмотр и старых диафильмов и современных профессиональных и любительских фильмов.
Сейчас есть оцифрованные диафильмы. Их можно записать на переносной носитель информации или же просто воспроизводить с помощью проектора. Сейчас диафильмы можно смотреть онлайн на специальных сайтах.

Однако даже новые технологии никогда не смогут заменить чудо «волшебного фонаря». Ведь диафильм — это мир сказки и волшебства. Погасить свет в комнате, луч проектора направить на стену и встретиться со своими любимыми персонажами — все это значит, на какое то время забыть о плазменных панелях, многоканальной современной акустике и о домашних кинотеатрах и просто окунуться в свое давно забытое советское прошлое... Прошлое, которое кто-то сейчас зовет словом «ретро».

Действительно, с тех пор, когда был произведен последний советский фильмоскоп, прошло уже 23 года. Но никакая современная техника не сможет вытеснить из сердца воспоминания детской радости от сказки, которую рисовал луч яркого света на белой простыне.

Старый добрый диафильм давно уже перешел в разряд раритета. Сегодня даже многие взрослые не помнят, что такое фильмоскоп, не говоря уже о детях. В наши дни телевизоры, домашние кинотеатры и компьютерные игры смели всех конкурентов в детском досуге, а большинству родителей, к сожалению, проще купить или скачать мультфильмы по мотивам известных сказок, чем прочитать ребенку книгу или посвятить вечер такому чудесному занятию, как просмотр диафильмов.

Я знаю, что многим заголовок к посту покажется слишком громким, а кто-то даже фыркнет мол как это так диафильмами можно заменить телевизор, но я действительно так считаю. Хотя, конечно, необходимо уточнить про возраст. По моему мнению, диафильмы полноценно заменить телевизор могут вплоть до 3-х лет. После этого возраста можно уже совмещать и то и другое, потому как каждая из этих деятельностей приятна сама по себе, просто в более раннем возрасте мультфильмы скорее вредят, чем несут какой-то смысл или тем более обучающий элемент, потому в нашей семье преднамеренно не было телевизора до Мишуткиных 4-х лет, отчего ребенок ни разу не страдал:)

Идея обзавестись диапроектором у меня возникла еще во время беременности. Я не сомневалась, что моему будущему ребенку диафильмы понравятся, ведь весь этот процесс окутан некой магией и ощущением сказки. Чтобы приобрести что-нибудь раритетное, необходимо пойти туда, где подобным добром торгуют. У нас в городе нет блошиных рынков, да и вообще в России они не особо распространены, зато есть прекрасный ресурс Molotok.ru , где каждый желающий может избавиться от своего хлама. Туда-то я и направилась в надежде, что кому-нибудь да не нужен будет фильмоскоп:)

К моему удивлению, сплавить свои старые диапроекторы хотели десятки человек, потому вскоре за совсем недорого я стала обладателем новехонького фильмоскопа «Сказка». Новый потому, что им никто не пользовался, какой-то мужчина распродавал несколько этих фильмоскопов с каких-то старых складов, где они хранились столько лет нетронутыми. Даже инструкция и запасная лампочка были в комплекте! Ну и, конечно, еще несколько десяток баночек с пленками достались в довесок, летя к нам из разных концов страны. Щастье! =)

Еще один вариант обзавестись диапроектором, это поспрашивать у друзей и знакомых. Может у кого сохранились на чердаках или залежались на антресолях. Сегодня еще подобное случается и найти таким способом многим удается, но все чаще и чаще старые, но рабочие, диапроекторы просто выкидываются на мусорку. Обидно! :(

Мой малыш завороженно глядел…

Пытался потрогать «экран»…

И всячески проявлял бурю позитивных эмоций:) Какой же он тут еще маленький, Тигреночек мой =))

Естественно, в начале ему был интересен именно сам процесс. Со временем Мишута стал подробнее и осмысленнее разглядывать картинки, прислушиваться к моему голосу, который рассказывал о разных животных, о заморских странах, о королях и принцессах и многом-многом другом.

Сейчас Мише 4 года и он ни капли не утерял интереса к диафильмам! Наоборот, как мне кажется, он открывает их для себя с новой стороны, потому что буквально каждый вечер у нас заканчивается «натягиванием простыни».

Кстати, хочу заметить, что это именно образное сравнение, т.к. сегодня я использую такую вот прекрасную икеевскую штору Энье , которая нам отлично служит экраном.

Ее можно приобрести разного размера, я купила 140 см х 250 см. Очень удобно прикрепить ее к стене и при необходимости разворачивать. Естественно, использовать ее можно не только для диафильмов, но и для просмотра любых видео через проектор.

Эти же сайты, да и другие проекты, предлагают еще смотреть диафильмы на планшетах или через ноутбук, но это не идет ни в какое сравнение с оригинальным способом, потому даже советовать подобный формат я бы не стала.

Настоящее священнодействие, когда ребенок сам готовит комнату к просмотру, выбирает баночку, выключает свет, ждет, когда пленка будет заряжена, а потом, в темноте и тишине(!), прижавшись к теплой маме или папе, слушает их родной голос и смотрит на волшебный луч, рисующий на стене сказки, крутит колесико диапроектора. Недаром когда-то все это называлось «волшебным фонарем», «туманными картинками». А еще можно смотреть диафильмы в любом месте в доме, например, прямо в постели перед сном. Моя дочь, современный ребенок с сотовым, DVD, компьютером и игровой консолью, с пяти лет с громадным, непередаваемым удовольствием смотрит почти каждый вечер перед сном диафильмы. У нее даже выработался своеобразный ритуал — «покупает» ею же нарисованный билет, занимает «первый ряд» на своем кинодиване, рассаживает перед «сеансом» мягкие игрушки, видя заставку студии вначале, радостно кричит «студия Диафильм!!!».
Кроме того, просмотр диафильмов это ведь еще и прекрасный способ привить ребенку вкус — рисовали лучшие художники Союза; умение излагать мысли — можно остановиться в любом месте и обсудить увиденное; обучить чтению — моя всегда читает первый кадр, а остальное уже читаю я; развить его — сколько за 60 лет было сделано сказок и историй, от Древнего Рима до фантастики и космоса!
Так что покупайте диапроекторы и диафильмы (пока это еще возможно) и дарите своим детям волшебство, тепло и радость взаимного общения, как когда-то его подарили всем нам наши родители, когда деревья были большими и не было видео и интернета.

Даже и добавить что-либо сложно после такого потрясающего отзыва =)

Те, кто считает, что фильмоскоп и диафильмы – прошлый век и ребенок не захочет смотреть их, сильно ошибаются. Вспомните себя маленькими, как вы ждали каждый вечер начала сеанса. Как сильно начинало биться маленькое сердечко, когда мама еще только начинала занавешивать окна и натягивать простыню на стену. С какой готовностью вы приносили сколько угодно книг для того, чтобы использовать их в качестве подставки для фильмоскопа. Как вы стояли у выключателя (даже приносили тяжелый стул, чтобы дотянуться до него) и спрашивали маму каждые десять секунд «Можно выключать свет?».

Будьте уверены, ваши дети будут вести себя точно также. Само осознание того, что несметное количество интересных сказок и историй появляются благодаря тому, что кто-то рядом или сам малыш вертит ручку диапроектора, а родной мамин или папин голос рассказывает текст, придает «вечеру сказки» совершенно неповторимую атмосферу. Ребенок, может еще и не понимает, но точно чувствует, что те, кто в тот момент с ним рядом, его любят. Здесь вам и общение, и развитие мышления и воображения, и возможность для ребенка сделать что-то интересное самому.

А еще, когда я была маленькой, папа показал мне один секрет: можно включить понравившийся кадр, потом подойти к стене с листочком, чтобы картинка с пленки ровно легла на этот лист, и потом обвести рисунок карандашом по контуру, благодаря чему получается картинка один в один с любимым героем сказки! Так я училась рисовать =)

Плюсы диафильмов

Подводя итоги, повторюсь, но все-таки пройдусь кратко по своим выводам.

1. Диафильмы идеальный формат статичных картинок, связанных в единую историю, который подходит именно для маленького ребенка. В то время как быстрая смена видеоряда в мультфильмах наносит вред развитию мозга в раннем возрасте.

2. Это уютные посиделки всей семьей, которые еще больше сближают и без слов наполняют все пространство любовью.

3. Ощущение таинства и волшебства, когда сказка нарисована лучом света на белой простыне. Ребенок пронесет это ощущение через всю жизнь. А это многого стоит! Сегодня слишком все механизированно, лаконично и понятно, а вот простого маленького чуда в повседневности очень не хватает. У меня таких чудес в детстве каждый день было валом =))

4. Диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи ребенка, его эстетического воспитания. Они тренируют образное мышление и фантазию, показывают детям, что техника – это просто и увлекательно, а самое полезное – пробуждают интерес к чтению.

Вы все еще сомневаетесь? Не думаю;)