Биография дягилева сергея павловича. Значение дягилев сергей павлович в краткой биографической энциклопедии Сергей дягилев кратко

Русский художественный и театральный деятель, антрепренер, организатор «Русских сезонов» и труппы «Русский балет Дягилева» в Париже.

С.П. Дягилев родился 19 марта 1872 г. в Перми в Новгородской губернии в родовитой дворянской семье. Его отец был генерал-майором царской армии, увлекался пением. В детстве по настоянию приемной матери (его родная мать умерла при родах) Дягилев учился игре на фортепиано.

В 1890 г. Дягилевы переехали в Петербург. Сергей поступил в Санкт-Петербургский университет на факультет права. Во время учебы он сдружился с А. Бенуа и Л. Бакстом, с которыми он организовал небольшой искусствоведческий кружок. Одновременно с учебой в университете был вольнослушателем в классе пения Петербургской консерватории и брал уроки композиции.

В 1896 г. Дягилев окончил университет с дипломом правоведа.

После сокрушительного провала его первой постановки, Дягилев отказался от карьеры композитора, однако решил посвятить себя искусству в другом качестве. В 1899 г. Дягилев вместе с А. Бенуа учредил элитарный журнал «Мир искусства» и стал его редактором, и одновременно с этим поступил на службу чиновника по особым поручениям в Дирекции Императорских театров (до 1901 г.). Крупная выставка русского искусства, которую он организовал в 1905 г. в Петербурге, еще больше укрепила его репутацию как знатока и ценителя авангарда.

В 1906 г. Дягилев уехал во Францию. Там он организовал ежегодные выступления русских артистов за границей, способствовавшие популяризации русского искусства, которые впоследствии вошли в историю под названием «Русские сезоны». Сначала это были выставки русского искусства, затем «Исторические русские концерты» в помещении парижского театра «Гранд-опера» и спектакли с музыкой русских композиторов. Настоящей сенсацией стала опера Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов» с Ф. Шаляпиным в роли царя Бориса. «Русские сезоны» просуществовали в Париже и Лондоне до 1914 г.

В 1909 г. великий князь Владимир поручил Дягилеву основать Русский балет в Париже. Дягилев собрал творческий коллектив из самых великих деятелей искусства начала XX в., и в 1911-13 гг. на основе «Русских сезонов» он создал труппу «Русский балет Дягилева», в которой работали хореографы М. Фокин и Л. Мясин; композиторы К.Дебюсси, М. Равель и И. Стравинский; художники Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Матисс; танцовщики Русского балета из Мариинского и Большого театров А. Павлова, В. Нижинский, М. Кшесинская, Т. Карсавина.

И. Стравинский вспоминал о Дягилеве: «Он определял тему, выбирал композиторов, художников, хореографов, исполнителей главных ролей. Он руководил репетициями. Каждая постановка своей оригинальностью отражала его личное соучастие».

Лучшие дня

»Русский балет» гастролировал по Европе, Соединенным Штатам и Южной Америке, добиваясь все большего успеха.

В последние годы жизни, несмотря на неизменный успех постановок, Дягилев стал тяготиться балетом, однако чувствовал себя ответственным перед людьми, с которыми он работал, и не мог бросить это дело.

В 1929 г. у Дягилева на отдыхе в Венеции случился удар, сменившийся коматозным состоянием, и 19 августа того же года великого импрессарио не стало.

Итальянский композитор Казелла в своих воспоминаниях свидетельствовал: «Он умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда. Он жил здесь в кредит, не имея возможности оплатить гостиницу». После его смерти не осталось никаких денежных сбережений и он был похоронен на средства богатых французских покровительниц искусства. У его могилы, которая находится рядом с могилой И. Стравинского на острове-кладбище Сен-Мишель, по-прежнему собираются почитатели, которые оставляют там красные розы и изношенные балетные туфли, отдавая дань памяти этому человеку, чьи идеи сыграли такую важную роль в создании современного танца.

Р усские сезоны Сергея Дягилева и особенно его балетная антреприза не только прославили русское искусство за рубежом, но и оказали большое влияние на мировую культуру. «Культура.РФ» вспоминает жизненный и творческий путь выдающегося антрепренера.

Культ чистого искусства

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей

Отзывы художественной критики оказались более чем благоприятными, а для большинства парижан русская живопись стала настоящим открытием. Автор биографии импресарио, писательница Наталия Чернышова-Мельник, в книге «Дягилев» цитирует рецензии парижской прессы: «Но могли ли мы подозревать о существовании величавого поэта - несчастного Врубеля?.. Вот Коровин, Петровичев, Рерих, Юон - пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью Серов и Кустодиев - глубокие и значительные портретисты; вот Анисфельд и Рылов - пейзажисты очень ценные…»

Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Леон Бакст и Коко Шанель. Швейцария. 1915. Фотография: persons-info.com

«Русские сезоны» в Севилье. 1916. Фотография: diletant.media

За кулисами «Русских Балетов». 1916. Фотография: diletant.media

Первый европейский успех Дягилева только раззадорил, и он взялся за музыку. В 1907 году он организовал серию из пяти «Исторических русских концертов», которые прошли на сцене парижской Гранд-опера. Дягилев тщательно подошел к отбору репертуара: со сцены звучали произведения Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского , Александра Бородина , Александра Скрябина . Как и в случае с выставкой 1906 года, Дягилев ответственно подошел и к сопроводительным материалам: печатные программки концертов рассказывали короткие биографии русских композиторов. Концерты были так же успешны, как и первая русская выставка, и именно выступление с партией князя Игоря в «Исторических русских концертах» прославило Федора Шаляпина . Из композиторов парижская публика особенно тепло приняла Мусоргского, на которого с этого времени во Франции пошла большая мода.

Убедившись, что русская музыка вызывает у европейцев живейший интерес, для третьего Русского сезона 1908 года Дягилев выбрал оперу «Борис Годунов» Мусоргского. Готовясь к постановке, импресарио лично изучил авторский клавир, заметив, что в постановке оперы под редакцией Римского-Корсакова были удалены две сцены, важные, как он посчитал, для общей драматургии. В Париже Дягилев представил оперу в новой редакции, которую с тех пор используют многие современные постановщики. Дягилев вообще не стеснялся адаптировать исходный материал, подстраиваясь под публику, зрительские привычки которой отлично знал. Поэтому, например, в его «Годунове» финальной стала сцена смерти Бориса - для усиления драматического эффекта. То же касалось и хронометража спектаклей: Дягилев считал, что они не должны длиться дольше трех с половиной часов, а смену декораций и порядок мизансцен он рассчитывал вплоть до секунд. Успех парижской версии «Бориса Годунова» только подтвердил авторитет Дягилева и как режиссера.

Русский балет Дягилева

Пабло Пикассо работает над оформлением балета Сергея Дягилева «Парад». 1917. Фотография: commons.wikimedia.org

Мастерская Ковент-Гарден. Сергей Дягилев, Владимир Полунин и Пабло Пикассо, автор эскизов балета «Треуголка». Лондон. 1919. Фотография: stil-gizni.com

У самолета Людмила Шоллар, Алисия Никитина, Серж Лифарь, Вальтер Нувель, Сергей Григорьев, Любовь Чернышева, Ольга Хохлова, Александрина Трусевич, Пауло и Пабло Пикассо. 1920-е. Фотография: commons.wikimedia.org

Идея привезти за границу балет появилась у импресарио в 1907 году. Тогда в Мариинском театре он увидел постановку Михаила Фокина «Павильон Армиды», балет на музыку Николая Черепнина с декорациями Александра Бенуа. В то время в среде молодых танцовщиков и хореографов наметилась определенная оппозиция по отношению к классическим традициям, которые, как говорил Дягилев, «ревниво оберегал» Мариус Петипа . «Тогда я задумался о новых коротеньких балетах , - писал Дягилев позже в своих воспоминаниях, - Которые были бы самодовлеющими явлениями искусства и в которых три фактора балета - музыка, рисунок и хореография - были бы слиты значительно теснее, чем это наблюдалось до сих пор» . С этими мыслями он и приступил к подготовке четвертого Русского сезона, гастроли которого были запланированы на 1909 год.

В конце 1908 года импресарио подписал контракты с ведущими артистами балета из Петербурга и Москвы: Анной Павловой , Тамарой Карсавиной , Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским, Идой Рубинштейн , Верой Каралли и другими. Кроме балета, в программе четвертого Русского сезона появились оперные спектакли: Дягилев пригласил выступить Федора Шаляпина, Лидию Липковскую, Елизавету Петренко и Дмитрия Смирнова. При финансовой поддержке своей подруги, известной светской дамы Миси Серт, Дягилев арендовал старый парижский театр «Шатле». Интерьер театра специально для премьеры русских спектаклей переделали, чтобы увеличить площадь сцены.

В Париж труппа Дягилева прибыла в конце апреля 1909 года. В репертуаре нового Сезона были заявлены балеты «Павильон Армиды», «Клеопатра» и «Сильфиды», а также «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Репетиции проходили в напряженной обстановке: под стук молотков и визг пил во время реконструкции «Шатле». Михаил Фокин, главный хореограф постановок, не раз устраивал по этому поводу скандалы. Премьера четвертого Русского сезона состоялась 19 мая 1909 года. Большинство зрителей и критиков не оценили новаторскую хореографию балетов, но все были в восторге от декораций и костюмов Льва Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха, а также - от танцовщиков, особенно от Анны Павловой и Тамары Карсавиной.

После этого Дягилев целиком сосредоточился на балетной антрепризе и существенно обновил репертуар, включив в программу Cезонов «Шехеразаду» на музыку Николая Римского-Корсакова и балет по мотивам русских народных сказок «Жар-птица». Музыку к последнему антрепренер попросил написать Анатолия Лядова, но тот не справился - и заказ перешел к молодому композитору Игорю Стравинскому . С этого момента началось его многолетнее плодотворное сотрудничество с Дягилевым.

Русский балет в Кельне во время европейских гастролей Сергея Дягилева. 1924. Фотография: diletant.media

Жан Кокто и Сергей Дягилев в Париже на премьере «Голубого экспресса». 1924. Фотография: diletant.media

Прошлый успех балетов позволил импресарио представить спектакли нового сезона уже в Гранд-опера; премьера пятых Русских сезонов состоялась в мае 1910 года. Лев Бакст, традиционно участвовавший в создании костюмов и декораций, вспоминал: «Сумасшедший успех «Шехеразады» (весь Париж переоделся по-восточному!)» .

Премьера «Жар-птицы» прошла 25 июня. В переполненном зале Гранд-опера собралась художественная элита Парижа, в том числе Марсель Пруст (Русские сезоны не раз упоминаются на страницах его семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени»). Неординарность видения Дягилева проявилась в знаменитом эпизоде с живыми лошадями, которые должны были появиться на сцене во время спектакля. Игорь Стравинский вспоминал про этот случай: «…Бедные животные вышли, как предполагалось, по очереди, но начали ржать и приплясывать, а одна из них выказала себя скорее критиком, нежели актером, оставив дурно пахнущую визитную карточку… Но эпизод этот был потом забыт в пылу общих оваций по адресу нового балета» . Михаил Фокин объединил в постановке пантомиму, гротеск и классический танец. Все это гармонично сочеталось с декорациями Александра Головина и музыкой Стравинского. «Жар-птица», как отмечал парижский критик Анри Геон, была «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами…»

В 1911 году Сергей Дягилев закрепил постоянное место проведения своего Ballets Russes («Русского балета») - в Монте-Карло. В апреле того года в «Театре Монте-Карло» новые Русские сезоны открылись премьерой балета «Призрак Розы» в постановке Михаила Фокина. В ней публику поразили прыжки Вацлава Нижинского. Позднее в Париже Дягилев представил «Петрушку» на музыку Стравинского, который стал главным хитом этого сезона.

Следующие Русские сезоны, в 1912–1917 годах, в том числе из-за войны в Европе, были не очень удачными для Дягилева. В числе самых обидных провалов была и премьера новаторского балета на музыку Игоря Стравинского «Весна священная», который публика не приняла. Зрители не оценили «варварские танцы» под непривычную языческую бурную музыку. В это же время Дягилев расстался с Нижинским и Фокиным и пригласил в труппу молодого танцовщика и хореографа Леонида Мясина.

Пабло Пикассо . Позднее художники Хуан Миро и Макс Эрнст сделали декорации для балета «Ромео и Джульетта».

1918–1919 годы были отмечены успешными гастролями в Лондоне - труппа провела там целый год. В начале 1920-х годов у Дягилева появились новые танцовщики, приглашенные Брониславой Нижинской Серж Лифарь и Джордж Баланчин. Впоследствии, после смерти Дягилева, они оба стали основоположниками национальных балетных школ: Баланчин - американской, а Лифарь - французской.

Начиная с 1927 года работа в балете все меньше удовлетворяла Дягилева, к тому же он увлекся книгами и стал заядлым коллекционером. Последним громким успехом дягилевской труппы стала постановка Леонида Мясина 1928 года «Аполлон Мусагет» с музыкой Игоря Стравинского и костюмами Коко Шанель.

«Русский балет» успешно проработал вплоть до кончины Дягилева в 1929 году. В своих воспоминаниях Игорь Стравинский, говоря о новых тенденциях в балете ХХ века, отметил: «…возникли ли бы эти тенденции без Дягилева? Не думаю» .

ДЯГИЛЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ

Дягилев, Сергей Павлович - писатель и общественный деятель. Родился в 1872 г. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета, а также петербургскую консерваторию по классу пения. Состоял чиновником особых поручений при директоре Императорских театров и в 1899 - 1900 годах - редактором "Ежегодника Императорских театров". Путешествуя по Западной Европе, Дягилев увлекся новыми течениями в искусстве и задумал создать на родине посвященный им журнал. Осенью 1898 г. он начал издание журнала "Мир Искусства", а в январе 1899 г. устроил первую в Петербурге международную выставку картин нового направления. Редактируя в течение шести лет журнал "Мир Искусства", Дягилев объединил в нем всех наиболее значительных писателей и художников нового направления: его сотрудниками были, с одной стороны, Д. Мережковский, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Минский, В. Соловьев, О. Сологуб, З. Гиппиус, князь А. Урусов; с другой - И. Левитан, В. Серов, М. Врубель, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов, М. Нестеров, К. Коровин, князь П. Трубецкой. Журнал знакомил русскую публику с новейшими иностранными писателями и художниками, помещал статьи Рескина, Мутера, Фуртвенглера, Метерлинка, Гюисманса, Грига, частью специально для "Мира Искусства" написанные; давал отчеты о новых выставках, о новых течениях в театре и музыке. Целые отделы посвящались художникам Западной Европы; журнал знакомил с произведениями А. Беклина, Г. Тома, Пювис де-Шаванна, Э. Манэ, Дегаза, К. Монэ, Дж. Сегантини, Ф. Гойа, А. Бердслей, Уистлера, Ж. Миллэ, Коро и др.; много места отводилось художникам финляндским и польским. Журнал систематически знакомил своих читателей с великими, но основательно забытыми русскими художниками, с памятниками старины Москвы, Петербурга и др. городов; отдельные номера были посвящены знаменитым художникам конца XVIII и начала XIX веков: Д. Левицкому, В. Боровиковскому, А. Иванову, А. Венецианову, К. Брюллову, О. Кипренскому, В. Тропинину; помещались снимки со старинной архитектуры каменной и деревянной; большое место отводилось галереям, общественным и частным: впервые были изданы многие картины и художественные предметы из коллекций князя Юсупова, кн. Тенишевой и пр. В первые годы журнал ярко отражал то возрождение русского стиля, провозвестниками которого были талантливые художники москвичи - С. Малютин, В. и А. Васнецовы, К. Коровин, А. Головин, М. Якуничикова, Е. Поленова; в последние годы больше места отводилось старому Петербургу, изучению его архитектуры, его памятников (много снимков с Инженерного замка, Адмиралтейства и др.). Параллельно с журналом Дягилев издавал отдельные книги по истории русского искусства: "Альбом литографий русских художников" (1900), "И. Левитан" (1901), первый том "Русской живописи в XVIII в.", посвященный произведениям Д. Левицкого (1903), награжден Академией Наук Уваровской премией. Начиная с 1899 г., Дягилев устроил ряд выставок картин художников, примыкавших по направлению к его журналу (выставка "Мира Искусства"). Заинтересовавшись старыми русскими мастерами и наметив издание ряда томов "Русской живописи XVIII в.", Дягилев предпринял устройство огромной выставки русских исторических портретов, осуществленной в 1905 г. в залах Таврического дворца. Для этой выставки Дягилев собрал несколько тысяч портретов русских живописцев, изображавших различных исторических лиц, начиная от эпохи Петра Великого и до последних лет. С особенной полнотой можно было познакомиться с крупными мастерами Екатерининской эпохи, целые залы были отведены Боровиковкому, Левицкому и Рокотову; были и отделы, посвященные иностранным художникам, работавшим в России в ту эпоху: Рослену, Лампи, А. Кауфман, Виже Лебрен и др. В 1906 г. Дягилев при "Salon d"Automne" устроил русскую художественную выставку, собрав более 700 произведений русских художников; начиная со знаменитых современников Петра Великого, Никитина и Матвеева, он показал парижской публике Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Алексеева, Воробьева, Щедриных, Шубина, Кипренского, Тропинина, Брюллова, Ге, Репина и многих лучших участников выставок "Мира Искусства". О выставке много писали лучшие знатоки искусства в Париже; она познакомила заграничную публику с неизвестными ей до тех пор мастерами, как старыми, так и современными. Весной 1907 г. Дягилев устроил в Париже ряд концертов, посвященных русской музыке, начиная от Глинки и кончая Скрябиным. В следующие годы Дягилев поставил в Grand Opera, а потом в театре Chatelet, ряд русских опер: "Бориса Годунова" и "Хованщину" Мусоргского, "Псковитянку" и др., и ряд балетов: "Шехерезаду" Римского-Корсакова, "Клеопатру" Аренского, "Петрушку" Стравинского, "Павильон Армиды" Черепкина и др. Для этих спектаклей декорации писались лучшими современными художниками, а исполнителями выступали выдающиеся артисты. Состоя редактором "Мира Искусства", Дягилев очень много писал в журнале статей и рецензий о театре, искусстве, выставках, книгах. Кроме отдельной монографии о Д. Левицком, упомянем его статьи: "Сложные вопросы", "К постановке Тристана и Изольды", "Иллюстрация к Пушкину", "Художественные критики", "О русских музеях", "Выставки в Германии", "Выставки исторических портретов", "Портретист Шибанов". С. Р-ва.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДЯГИЛЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЯГИЛЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1872-1929) российский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение "Мир искусства", соредактор одноименного журнала. Организатор …
  • ДЯГИЛЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
    Сергей Павлович , русский театральный деятель. В 1896 окончил юридический факультет Петербургского университета (одновременно учился …
  • ДЯГИЛЕВ, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1872-1929), русский деятель театра, балетный импресарио, руководитель знаменитого "Русского балета". Родился в Новгородской губернии 19 марта 1872, в дворянской семье. …
  • ДЯГИЛЕВ в Словаре русских фамилий:
    Фамилия русская, в ее основе — наименование растения дягель или диалектное (псковское и северное) прилагательное дяглый — “сильный, здоровый, крепкий”, …
  • ДЯГИЛЕВ в Лексиконе секса:
    Серг.Павл. (1872-1929), рус. театральный и художественный деятель, устроитель выставок и знаменитых "Русских сезонов" в Париже. Яркий представитель артистической богемы; отличался …
  • ПАВЛОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Надежда Александровна , современная поэтесса. Р. в бывшей Лифляндии в мелкобуржуазной семье. Печатается с 1911 (стих. «Лебедь» в газете «Псковская …
  • ПАВЛОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Андроникович (1884-1966), учёный в области методики естествознания, профессор (1935). Педагогическую деятельность начал в 1907 на Фребелевских педагогических курсах, в …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • ПАВЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЛОВИЧ Ник. (1835-94), болг. живописец и график эпохи нац. возрождения. Один из создателей светского болг. иск-ва. Картины на темы нац. …
  • ПАВЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАВЛ́ОВИЧ Мих. Пав. (наст. имя и фам. Мих. Лаз. Вельтман) (1871-1927), учёный-востоковед. В 1921-23 чл. коллегии Наркомнаца. С 1921 ректор …
  • ДЯГИЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЯГИЛЕВ Сер. Пав. (1872-1929), театр. и худ. деятель. Вместе с А.Н. Бенуа создал худ. объединение "Мир искусства" , соредактор одноим. …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • ПАВЛОВИЧ
    Михаил Павлович (наст. имя и фам. Михаил Лазаревич Вельтман) (1871-1927), российский ученый-востоковед. В 1921-23 член коллегии Наркомнаца. С 1921 ректор …
  • ДЯГИЛЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Павлович (1872-1929) , российский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ПАВЛОВИЧ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Волонтёр Михаил Павлович (псевдоним Вельтмана Михаила Лазаревича) , участник революционного движения в России; учёный-востоковед. Родился в …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-11 Time: 21:10:43 Навигация Википедия=Антон Павлович Чехов Викитека=Антон Павлович Чехов Викисклад=Антон Павлович Чехов = Цитаты и афоризмы = * …
  • ХАБАРОВ ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хабаров Ерофей (Ярофей) Павлович (по прозвищу Святитский) (между 1605 и 1607 , деревня Дмитриево Вологодской губернии …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • СВЕНЦИЦКИЙ ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свенцицкий Валентин Павлович, протоиерей (1882 - 1931) - богослов, философ и духовный писатель. Родился …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Сергей Павлович (1875 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 9 марта, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • ИОАНН (ПАВЛОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Павлович) (род. 1936), митрополит Загребско-Люблянский и всей Италии. Родился 22 октября 1936 года …
  • ЗОЛОТОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Золотов Иван Павлович (1897 - 1937), мученик. Память 26 сентября, в Соборе …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ГЛИВЕНКО ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гливенко Дмитрий Павлович (1879 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АРЕФЬЕВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Арефьев Михаил Павлович (1865 - 1937), мученик. Память 10 ноября, в Соборе …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ
    Константин Павлович - великий князь, второй сын императора Павла Петровича (1779 - 1831). Воспитывался совместно с братом своим, Александром, …
  • КОНДАКОВ НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кондаков Никодим Павлович - выдающийся историк искусства и археолог. Родился в 1844 году. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, …
  • ВАСИЛЬЕВ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ (СИНОЛОГ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Васильев (Василий Павлович) - ученый синолог. Сын мелкого чиновника, Василий Павлович родился в Нижнем Новгороде, в 1818 году. В уездное …
  • СССР. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    справки Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с …
  • ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Сергеевич , советский композитор, пианист и дирижёр, …
  • МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Владимирович [р. 28.2(13.3).1913, Москва], русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), …

Сергей Дягилев… этот человек не был ни танцовщиком, ни хореографом – и все же его имя неразрывно связано с русским балетом в частности и русским искусством вообще.

Сергей Павлович Дягилев родился в Новгородской губернии в 1872 году. Отец его – дворянин – был офицером, но семья была не чужда искусству: дядя по отцу Иван Павлович был меценатом, основал музыкальный кружок. В Перми, где прошло детство будущего антрепренера, дом Дягилевых называли «пермскими Афинами» – интеллигенция собиралась в нем, чтобы музицировать, разыгрывать спектакли.

Окончив гимназию, 18-летний С. Дягилев отправляется в Санкт-Петербург. Он мечтает стать композитором или певцом и некоторое время учится в консерватории, но параллельно заканчивает юридический факультет университета. В столице он подружился со своим кузеном Дмитрием Философовым, познакомился с его друзьями – , .

В 1898 году – через два года после окончания университета – С. Дягилев и Д. Философов задумали издавать журнал и привлекли к его финансированию меценатов – С. И. Мамонтова и М. К. Тенишеву. Журнал, получивший название «Мир искусства», вышел в следующем году. Этот журнал, печатавшийся на превосходной бумаге елизаветинским шрифтом, с прекрасными художественными репродукциями, знакомил читателей и с отдельными зарубежными и отечественными художниками, и целыми периодами в истории искусства, впоследствии в не стали публиковаться статьи о писателях и композиторах, в 1900 году появился литературный отдел. Одновременно с журналом возникло творческое объединение «Мир искусства», основным художественным принципом которого стало стремление к символизму, признание приоритета эстетического начала в искусстве, призванном выражать личность творца.

Деятельность С. Дягилева не ограничивается изданием журнала. В 1897 году он организовал выставку немецких и английских акварелистов, в 1898 – выставку финских и русских художников, в 1905 году – историко-художественную выставку русских портретов, а в 1906 – выставку русского искусства в Париже.

С 1907 года С. Дягилев очень серьезно занимается представлением русского искусства за рубежом. Выступления русских артистов, организованные им в Париже, были названы «Русскими сезонами». Начинались они с «Исторических русских концертов», где выступали , в 1908 году последовал сезон русской оперы, который особых доходов не принес. Французская публика очень любила балет. С. Дягилев поначалу пренебрегал этим жанром, утверждая, что «никакого содержания и смысла в нем нет», а исполнение его не требует «даже маленьких умственных способностей». Но не учитывать вкусы публики нельзя – и с 1909 года он привозит в Париж балет. Так начались балетные «Русские сезоны», продолжавшиеся до 1913 года.

С. Дягилев обладал поразительным «чутьем на таланты». Именно в его антрепризе впервые «засияли» такие балетные «звезды», как и Нижинские, . Антрепренер смотрел на балет как на синтез искусств, призванный быть проводником новых идей, отсюда проистекало пристальное внимание к оформлению спектаклей. Костюмы и декорации создавали А. Бенуа и Л. Бакст – его соратники по «Миру искусства», а впоследствии С. Дягилев стал привлекать к этому лучших художников того времени – А. Матисса, П. Пикассо.

Не меньшее значение имело сотрудничество С. Дягилева с композиторами-современниками. Благодаря ему появилось немало новых балетов: « », « », « », « » и « » , « », « » и «Стальной скок» , « » , «Легенда об Иосифе» . К музыкальной стороне балета С. Дягилев подходил очень серьезно. Например, в «

Серге́й Па́влович Дя́гилев (31 марта , Селищи , Новгородская губерния - 19 августа , Венеция) - русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства », организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева », антрепренёр .

Биография

На протяжении трёх десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории . В молодости Дягилев тщетно пытался найти своё поприще. Важным моментом в его жизни стала встреча с писателем Львом Толстым , после которой он решил посвятить себя коллекционированию автографов знаменитых современников. В 1896 году он окончил университет, но вместо того чтобы заняться юриспруденцией, начал деятельность в области изобразительного искусства.

Условно деятельность С. П. Дягилева можно разделить на два периода:

  • 1898-1906 годы - жизнь Дягилева в России, когда интересы его были сосредоточены, главным образом, в области изобразительного искусства;
  • 1906-1929 годы - деятельность Дягилева в качестве импресарио за рубежом. Начав с организации выставки в 1906 году, вскоре он сосредоточился на области музыкального театра, в первую очередь, балета .

Деятельность в Петербурге

В 1898 году совместно с художником А. Н. Бенуа стал инициатором создания журнала «Мир искусства », издававшегося С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой ; был его редактором (с 1903 года - совместно с Бенуа), с 1902 года руководил изданием. В 1898-1904 годах также сам писал искусствоведческие статьи; является автором монографии о художнике Д. Г. Левицком (1902).

В этот период организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс в Санкт-Петербурге:

  • 1897 год - выставка британских и немецких акварелистов, знакомившая русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве;
  • Выставка скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств ;
  • 1898 год - выставка русских и финляндских художников в музее Штиглица , которую сами мирискусники считали своим первым выступлением (помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства », Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке других крупнейших представителей молодого искусства - Врубеля , Серова , Левитана);
  • 1905 год - историко-художественная выставка русских портретов XVII-XVIII веков в Таврическом дворце ;
  • 1906 год - выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа , Грабаря , Кузнецова , Малявина , Репина , Серова , Явленского , Рериха и др.

Вместе с Дягилевым в Императорские театры пришли многие современные художники (Ап. М. Васнецов , А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , В. А. Серов , К. А. Коровин , Е. Е. Лансере).

В сезон 1900-1901 годов Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия ». Дягилев привлёк к постановке художников группы «Мир искусства », но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось его увольнением.

Исторические русские концерты. Русские сезоны. Русский балет Дягилева

Сергей Дягилев, 1910 год.

Дягилев постоянно сотрудничал с «открытым» им композитором И. Ф. Стравинским . Стивен Уолш отмечал, что «Дягилев и Стравинский, будто русские герои карикатур: обнимались и вместе выпивали вечером, а днём отчаянно ругались из-за денег и контрактов».

В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства », в частности А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , А. Я. Головин , Н. К. Рерих , Б. И. Анисфельд . «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, также способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Во время войны, начиная с середины 1910-х годов, он в корне изменил стилистику представлений, оставив экзотику, придворную пышность и ориентализм и обратившись к авангарду . Первым спектаклем новой музыкальной формы и хореографии стал балет «Парад » Эрика Сати , скандальная премьера которого прошла в Париже в году. Отойдя от стилистики «Мира искусства», Дягилев начал сотрудничать преимущественно с европейскими художниками; также его постоянными сотрудниками были супруги Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов .

Труппа Дягилева давала сезоны в Париже и в Лондоне, а также гастролировала в Италии, Германии, США. Начиная с зимы 1923 года она репетировала в Монте-Карло , где состоялись первые представления многих премьер. До Первой мировой войны Дягилев был одержим идеей представить свои постановки в России, выступить в Санкт-Петербурге было его мечтой - однако, несмотря на приложенные усилия и многочисленные попытки, по разным причинам ему это не удалось. В начале 1920-х годов при помощи Маяковского , которого он всячески привечал в Берлине и Париже, Дягилев вновь пытался организовать гастроли труппы или хотя бы свою поездку в СССР, однако затем от этой идеи отказался.

Многие современники, художники и поэты, использовали яркие символы, метафоры в передаче восприятия личности С. П. Дягилева: «лучезарное солнце» (В. А. Серов), «Геркулес», «Петр Великий» (А. Н. Бенуа), «орёл, душивший маленьких птичек» (В. Ф. Нижинский), «Жёлтый Дьявол на аренах европейских стран» (А. Л. Волынский), «Нерон в чёрном смокинге над пламенеющим Римом» (А. Белый) , «Монстр» (С. Ю. Судейкин не называл его иначе).

Личная жизнь

Отношения с Мясиным

В 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил в труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной », у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её в нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Он был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв со своим фаворитом и несколько дней никого к себе не подпускал, кроме Нувеля и своих слуг Беппо и Василия. По словам артиста Михаила Семёнова, «Дягилев будто помешался»; «его друзья, опасаясь за его здоровье и даже разум, денно и нощно не выпускали его из виду», - писал Арнольд Хаскелл .

Начиная с 1924 года, Мясин, к тому времени женившийся на Савиной, вновь сотрудничал с Дягилевым, который, по-видимому, совершенно охладел к нему. Согласно свидетельству композитора Дукельского , во время работы над балетом «Зефир и Флора » он говорил ему, что «у Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, – это деньги».

Болезнь и смерть

В 1921 году у Дягилева диагностировали сахарный диабет , однако он почти не соблюдал предписанную диету :520 . Развитию недуга способствовали образ жизни, а также постоянные резкие изменения массы тела. Начиная с 1927 года, у него развился фурункулёз , способный привести к развитию сепсиса , что было смертельно опасно в те времена, когда антибиотики ещё не были известны. Летом 1929 года в Париже врач предписал Дягилеву соблюдать диету и много отдыхать, предупредив, что несоблюдение рекомендаций повлечёт за собой опасные последствия для его здоровья :534 .

Дягилев проигнорировал предписание, отправившись с труппой в Берлин, затем в Кёльн и через Париж - в Лондон, где вновь посетил врача, посоветовавшего ему нанять медсестру, что также не было сделано: за ним ежедневно ухаживал Кохно , делая необходимые процедуры и перевязки. Отправив труппу в отпуск и вернувшись в Париж, он вновь посетил своего лечащего врача, который настаивал на курсе лечения термальными водами в Виши . Вместо этого Дягилев вместе со своим протеже Игорем Маркевичем предпринял «музыкальное» путешествие вдоль Рейна, посетив Баден-Баден (где он обсудил новый балет с Хиндемитом и виделся с Набоковым , позднее написавшим: «Несмотря на его внешний вид, казалось, что у него было хорошее настроение. Он весело рассказывал о своих планах на оставшуюся часть лета и на новый осенний сезон» ), Мюнхен (ради опер Моцарта и Вагнера) и Зальцбург . Оттуда Дягилев послал Корибут-Кубитовичу письмо с настойчивой просьбой приехать к нему в Венецию. Расставшись с Маркевичем в Веве , 7 августа Дягилев отправился в Венецию. На следующий день он въехал в «Гранд-отель де Бан де Мер », куда вечером прибыл Лифарь .

К тому времени у него уже началось заражение крови из-за абсцессов :538 . С 12 августа он больше не вставал с постели, за ним ухаживал Лифарь. Даже будучи больным, Дягилев продолжал строить планы и напевать из Вагнера и Чайковского. 16 августа к нему приехал Кохно, 18-го - посетили Мисиа Серт и Шанель . Получив телеграмму от Корибут-Кубитовича, который не спешил приехать по его вызову, Дягилев заметил: «Ну конечно, Павка запоздает и приедет после моей смерти» . Вечером к нему пришёл священник . Ночью температура у Дягилева поднялась до 41°, он больше не приходил в сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года.

Так как у Дягилева при себе не было средств, похороны оплатили М. Серт и Г. Шанель. После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew ) и эпитафия: «Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений» - фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком) и другая театральная атрибутика. На том же кладбище рядом с могилой Дягилева находится могила композитора Игоря Стравинского , а также поэта Иосифа Бродского , который назвал Дягилева «Гражданином Перми».

Официальной наследницей Дягилева оказалась сестра его отца, Юлия Паренсова-Дягилева, проживавшая в Софии (она отказалась от наследства в пользу Нувеля и Лифаря). 27 августа Нувель организовал панихиду по усопшему в Париже, в соборе Александра Невского .

Видео по теме

Сочинения

  • Сложные вопросы, «Мир искусства», 1899, No 1-2, No 3-4 (в соавторстве с Д. В. Философовым);
  • Русская живопись в XVIII в., т. 1 - Д. Г. Левицкий , СПБ, 1902.

Адреса

В Санкт-Петербурге
  • 1899 - осень 1900 года - доходный дом на Литейном проспекте , 45;
  • осень 1900-1913 гг. - доходный дом Н. И. Хмельницкого, набережная реки Фонтанки , 11.
В Венеции
  • Лидо , Grand Hotel des Bains

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева - Юрия и Валентина - трагичны. Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу; Юрий был отправлен в ссылку (по другим данным, подвергся административной высылке), умер в Ташкенте (по другим данным, в городе Чирчик Ташкентской области) в 1957 году.
  • Старший племянник Сергей Валентинович Дягилев был симфоническим дирижёром. Как и отец, Валентин Павлович, был репрессирован в 1937 году по сфабрикованной политической статье. Провёл 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался 13 августа 1967 года.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев , невропатолог, был вынужден скрывать родство со знаменитым дядей.
  • Правнучатый племянник Сергей Александрович Дягилев - композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.

Память

В Париже

В России

В Перми

В других городах

  • Именем Дягилева назван лицей искусств в Екатеринбурге и школа искусств в Зеленограде, а также теплоход «Сергей Дягилев».
  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории московского сада «Эрмитаж » открылся ночной клуб «Дягилев » (также известный как «Dяgilev proжект»). Его логотипом стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ С. П. Дягилева.

Образ в искусстве

Изобразительное искусство

  • Портрет кисти Валентина Серова (1904).
  • Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Льва Бакста (1905).
  • В бонистике: Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.
  • В филателии:

В кинематографе

  • С. П. Дягилев стал прообразом импресарио Лермонтова в фильме «Красные башмачки » (1948, роль исполнил австрийский актёр Антон Уолбрук).
  • В фильме «Нижинский » (1980, США) роль Дягилева исполнил Алан Бейтс .
  • В фильме «Анна Павлова » («Мосфильм», 1983, режиссёр Эмиль Лотяну) роль Дягилева исполнил Всеволод Ларионов .
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский » (2009) - в фильме, в частности, показаны отношения Дягилева с композитором Стравинским .
  • «Париж Сергея Дягилева» - документальный фильм режиссёра Никиты Тихонова , авторы сценария Виолетта Майниеце и Юлия Тихонова (39 мин.; 2010, Россия).
  • «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» - документальный фильм-интервью с Эдвардом Радзинским , Николаем Цискаридзе ,Александром Васильевым режиссёра Светланы Астрецовой (2017, Россия).
  • В телесериале «Мата Хари » (2017) роль Дягилева исполнил Андрей Тартаков .

В театре

  • Образ Дягилева показан в балете Мориса Бежара «Нижинский - клоун Божий» (1972, театр «Ла Монне ») и в нескольких спектаклях Джона Ноймайера , посвящённых судьбе танцовщика Вацлава Нижинского .

В драматическом театре роли Дягилева исполняли:

Документальные фильмы

  • 2001 - Избранники. Россия век XX, выпуск 28: Сергей Дягилев (реж. Станислав Раздорский, Никита Воронов, Анатолий Васильев)
  • 2002 - Судьба подвижника. Сергей Дягилев (реж. Виктор Спиридонов, Александр Васильев)
  • 2010 - «Париж Сергея Дягилева» - документальный фильм режиссёра