Явления осени в неживой природе

МБОУ « Софринская СОШ №2»

Пушкинского муниципального района

Московской области

Конспект урока

по окружающему миру во 2 классе

по теме « Неживая природа осенью»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Маркова Виктория Александровна

2015 год

Цель урока : Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

Метапредметные умения (УУД ), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные : формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке : групповая, коллективная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

II . Мотивация .

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Ребята, какому времени года посвящены эти строки? (Осени)

Почему вы так решили?

Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.

III . Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:

облака

осадки

небо

ветер

солнце

вода в

Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени?

Делаются выводы:

А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

2. Работа с демонстрационным материалом.

Презентация «Неживая природа осенью».

После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.

О каких осенних явлениях неживой природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?

1. СОЛНЦЕ

2. НЕБО

Приглядитесь внимательно к небу. Каким оно бывает ранней и поздней осенью? (Летом и ранней осенью бывают кучевые облака, а осенью – чаще тучи).

3. ДОЖДИ

Почему говорят, что «осень плачет»? (Идут дожди)

Но ведь дожди идут и в другое время года. А так говорят только про осень. (Ответы детей)

4. ТУМАН

Мы попрощались с последней капелькой.

Как вы думаете, как капля связана со словами «дождь» и «туман»? (эти явления состоят из воды)

Наблюдали ли вы туман? Какой он?

5. ЗАМОРОЗКИ

Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»

Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)

А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней)

Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)

Иней не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.

6. ВЕТЕР

Летом ветер тёплый, слабый. Осенью дует холодный, порывистый ветер.

7. ЛЕДОСТАВ

Часто осенью идет крупный мокрый снег. Хлопья его падают на остывшую воду реки и не тают. Так и плывут по течению, слипаясь в большие рыхлые комья льда. Через день-другой они смёрзнутся в льдины. Теперь можно полюбоваться осенним ледоходом. Постепенно льдины становятся всё крупнее, толще. Сильный мороз предзимья схватывает, соединяет их. Льдины смыкаются с берегами, движение прекращается: лёд встал. Замёрзла река, кончился ледостав. А с ним кончилась осень.

Дети, почему мы так подробно говорим об изменениях в неживой природе? (Изменения в неживой природе влияют на живую природу.)

Приведите примеры.

IV . Физкультминутка.

Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снов набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся

3. Работа в парах. Работа с иллюстрациями на сравнение.

На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.

4. Групповая работа.

Дети должны ознакомиться с поговорками и пословицами про осень и выбрать:

1-я группа – о ранней осени;

2-я группа – о поздней осени.

Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках):

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Осень - время собирать урожай.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь - пора золотой осени.

Сентябрь - отлётная пора.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.

К октябрю березы оголяются.

Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет ходу.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре зима с осенью борется.

5. Подведение итогов групповой работы.

VI. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный - всё получилось, всё запомнил; желтый - были трудные задания, не всё получалось; красный - я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

VII . Итог

О чем новом вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнили?

О чем задумались?

Что еще хотели бы узнать по этой теме? .

V III . Домашнее задание:

1. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае»;

2. Подготовить загадки про осень для соседа по парте.

Неживая природа осенью900igr.net

Повторение
Что такое температура?
Это ощущение тепла и холода.
Что такое термометр?
Это прибор для измерения температуры.

Какие бывают термометры?
Комнатные
Медицинские
Уличные
Почвенные
Водные

Расскажите об
устройстве термометра.
шкала
Граница между градусами
тепла и холода
Стеклянная трубка,
наполненная
окрашенной жидкостью.

Какое это время года?
Солнце скрыто за тучами.
Идёт мелкий моросящий
дождь. Косяк журавлей,
курлыча, пролетает над
лесом. Порывистый ветер
срывает с деревьев
последние листочки.
Только ели да сосны
радуются своему
зелёному наряду.

Что относится
к неживой природе?
солнце
звёзды
воздух
вода
камни
почва
осадки
горы
облака

Сравним погоду летом и осенью.
летом
осенью
Небо голубое, лишь кое- Небо затянуто облаками,
где небольшие облака.
кажется низким.
Дожди
кратковременные,
тёплые, часто бывают
грозы.
Дожди затяжные,
холодные.
Погода тёплая, много
ясных дней.
Температура воздуха
понизилась, ясных дней
почти нет, постоянно
облачно или пасмурно.

Осенние явления в
неживой природе

Осенью солнце поднимается в
небе уже не так высоко, дни стали
заметно короче, чем были летом.
Поэтому похолодало.

Снега нет, а утром земля, трава и
крыши домов побелели. Это иней.
Значит на улице – заморозки.

Ближе к середине сентября бывает
последняя гроза. Осенние дожди
мелкие, моросящие, затяжные.

Над рекой, озером, прудом всё
чаще зависают густые туманы.

Поздней осенью во всём чувствуется
приближение зимы. На водоёмах
происходит ледостав – реки, озёра,
пруды покрываются льдом.

Осенние явления в
неживой природе – это …
похолодание
первые заморозки
появление инея
последняя гроза
затяжные дожди
густые туманы
первый снег
ледостав

Погода сегодня

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
И. Бунин

Почему листья меняют цвет?
Стр.46
Р.т. Задание 31

Жизнь растений осенью
ЛИСТОПАД

Почему опадают листья?
Стр. 46

Отгадай растение

Проверь себя

Клен
Дуб
Рябина
Береза
Тополь
Рябина
с плодами

какие деревья сбрасывают листву?

Береза
на сайте www.bcm.ru
Клен
Тополь
Ясень
Ель

Почему у хвойных деревьев
нет листопада?
Стр. 47. Государственное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная

школа № 992

Урок – экскурсия

с элементами исследования

по окружающему миру

во 2 «Г» классе

Тема: «В гости к осени. Живая природа осенью».

Учитель: Матузенко Галина Ивановна
30.09.10 г.

Цели урока:


  • Усвоение представлений об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений и навыков работы с таблицей, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.

  • Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса.

  • Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром

III. Формулирование темы и целей урока

– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью)
IV. Повторение и закрепление изученного материала

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)
– Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?
– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура – 50°, а в Арктике – 57°. Где теплее?

V. «Открытие» нового знания

- Каждому ряду выдаётся таблица, которую дети заполняют по ходу урока.

1. Осенние изменения в неживой природе

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования , определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно).

Делается вывод:

По календарю осень наступает первого сентября. Но это календарные сроки. В природе такх чётких сроков нет. Где – то листья опадают раньше, где – то позже, где – то птицы улетают на юг раньше, а где – то позже.

Гипотеза .

Когда же в природе кончается лето и начинается осень?

Это происходит в дни первых заморозков. Заморозками называются лёгкие утренние морозы. Именно после этих заморозков начинается усиленный листопад, прячутся и улетают птицы на юг.

Так как территория нашей страны очень большая, то и заморозки начинаются в разное время. В Московской области они бывают в первой половине сентября. На севере заморозки начнутся чуть раньше, а на юге – к концу сентября.

Осень делят на два периода. Первый – от первых заморозков до конца листопада, второй – от конца листопада до начала зимы.

Какие факты, доказывающие или опровергающие гипотезу, вы услышали?

Летом солнце поднимается высоко в небо, поэтому дни были длинные. Осенью дни, по сравнению с летом, становятся короче. 23 сентября – день осеннего равноденствия. День и ночь равны. Они длятся по 12 часов. После этого дня ночь становится всё длиннее, а день заметно уменьшается. Наступают короткие дни осени: только солнце скрылось – и уже надвигается ночь.

Однажды рано утром вы увидите, что всё кругом покрыто инеем. Этот иней нестоек. Как только появится солнце, он тут же растает.

Гипотеза.

Отличаются ли осенние дожди от летних?


В основном идут моросящие, холодные, затяжные дожди. Стелются над землёй туманы. Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю – и туман исчезает.

Туман, дождь, заморозки – обычные явления для осени.

- Что вы можете сказать?

Но нередко вслед за этим начинается тёплая и сухая солнечная погода – возврат лета. Начинают летать попрятавшиеся на зиму насекомые. Солнце подолгу сверкает на небосклоне. Это – бабье лето. И только то, что света становится всё меньше и меньше, да деревья покрыты разноцветной листвой, напоминает, что на дворе уже осень.

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза,затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все этоосенние явления в неживой природе.

2. Как меняется осенью жизнь растений

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Остановитесь на минуту и прислушайтесь к звукам в парке. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

Гипотеза.

А теперь подумаем, как начинается листопад.

(Дети слушают доклад ученика.)

Гипотеза .

На всех ли деревьях одновременно он начинается?

(Дети слушают доклад ученика.)

Какие факты в подтверждение гипотезы вы услышали?

Гипотеза.

Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?

(Дети слушают доклад ученика.)

Какие факты в подтверждение гипотезы вы услышали?

– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

(Дети читают текст на карточке.)

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Какие факты в подтверждение гипотезы вы услышали?

3. Игра «Отгадай растение»

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

4. Проектные работы детей.

VI. Итог урока

– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах




Осенние явления в неживой природе

Деревья, сбрасывающие листву

Деревья, не сбрасывающие листву

Перелетные птицы

Зимующие птицы

1

Береза

Ель

2

Осина

Сосна

3

Похолодание

Клен

Кедр

4

Заморозки

Дуб

5

Первый снег

Тополь

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

VII. Домашнее задание.

1. Прочитать текст «Неживая природа осенью» (учебник, с. 26-27); ответить на вопросы к тексту (с. 27);
2. Прочитать текст «Из жизни птиц» (с. 28–29); ответить на вопросы к тексту;
3. Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради «Проверим себя».

Урок можно закончить стихотворением Е. Благининой.

Если встанешь на заре-

Крышка в сером серебре…

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если выйдешь поутру-

Галки стынут на ветру…

Вьются над парами

Вслед за тракторами.

Разгуляется денек –

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь на припеке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь
Пахнет горькая полынь,

Тянет медом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь…

Осень все-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.