Редкая профессия - художник-бутафор. «Бутафория» - что это? Где применяется и зачем? Материалы и изготовление

1. Чем вообще занимаются бутафоры?

Бутафоры создают декорации и реквизит. Наша задача - сначала подобрать технологию изготовления (нередко приходится изобретать свою с нуля), а потом непосредственно создать объект. Иногда работу упрощают автоматические станки, но, как правило, это полностью ручная работа. Бутафорские изделия, декорации используют в кино и театре, на разных мероприятиях, в квеструмах, на модных показах, шоу и фотосъемках. Это могут быть элементы костюма или интерьера, даже части инсталляции художников.

Бутафория сцены из фильма о Гарри Поттере

Мои коллеги, например, создавали бутафорию для квеста «Теория полураспада» по культовой игре Half-Life. Как раз тогда они узнали, что вся бутафория, с которой взаимодействует публика, должна быть очень прочной и безопасной, как игрушки для маленьких детей, потому что со способностью к разрушениям человека, который пытается себя развлечь, мало что сравнится.

2. Как можно стать бутафором? Нужно ли образование? А базовые какие-то знания а-ля физика/математика?

Вопрос в том, насколько сложную вещь ты хочешь сделать и сколько ошибок готов встретить в процессе. Имея руки (которые растут откуда надо) и смекалистый ум, можно многого достичь, но в такой комплексной работе главную роль играет практический опыт. Часто бутафорят люди с художественным образованием, но иногда они могут быть вовсе без образования или с инженерным, например.

Если есть желание стать бутафором, проще всего прицепиться к мастеру и обучаться: как подмастерье у кузнеца или ювелира в старину.

Художественный глазомер - хорошая штука. Внезапно может пригодиться, например, сопромат. Физика и математика с геометрией могут прокачаться в процессе: когда, например, надо посчитать, сколько килограммов силикона потребуется для отливки женского торса в форму.

3. Я слышала, что бутафор - это мужская профессия, пришлось ли тебе столкнуться с такими стереотипами и предрассудками?

Существует стереотип, что женщины боятся электроинструментов или не могут работать в тяжелых условиях, быстро устают, жалуются и так далее. На протяжении нескольких лет мы успешно разрушаем эти стереотипы: работаем с электропилами, таскаем 20-килограммовые мешки со шпатлевкой, сверлим, пилим, забиваем гвозди и делаем это по 10, иногда больше 20 часов подряд. Обычно мужчин быстро отпускают предрассудки, и мы становимся дружелюбными коллегами и помогаем друг другу в работе.

4. Были ли случаи, что объект разбивался во время концерта ну или мероприятия?

Не припомню такого. Если бутафория стоит на улице или в ТЦ, где ходят люди, нужны очень хорошие антивандальные покрытия: все будут трогать/ломать. Обычно заказ делается с расчетом на определенные условия и с запасом прочности, поэтому ничего не может просто так разбиться. К тому же бутафорию довольно сложно разбить, она же почти вся из пеноматериала или пластиков.

Разве что один раз на мероприятии под открытым небом поднялся сильный ветер, и сорвало крепления: одна стена декораций упала. Но людей еще не запустили, так что мы просто подняли все и прикрутили покрепче.

5. Куда потом все это девается? Может, аукционы устраивают?

А это уже как кто решит, честно иногда и для меня это загадка. Аукционов мне не встречалось.

6. Делала ли ты международные проекты? Благодаря своей работе в каких интересных необычных местах ты побывала?

Мы пока не выезжали работать за границу, хотя и хотелось бы, зато некоторые из наших работ прямо сейчас собираются переехать, кажется, в Германию.
По России в интересных местах оказываешься часто: на застройке Alfa Future People летом, когда площадка пустая и ночью на огромной сцене только отстраивается свет и звук; зимой в элитном конном клубе за городом, где под потолком красишь серебром железные балки на шатающихся лесах, а потом идешь смотреть на красивых лошадок; на Красной площади в Музее войны на приеме пьешь шампанское и ешь шоколадный десерт в карамельной клетке. Иногда кажется, что живешь как будто в другом мире - и это одна из причин, по которой я люблю свою работу.

7. Какими проектами вашей мастерской ты особенно гордишься?

Конечно, круто было работать на проекте по созданию сцены для фестиваля Alfa Future People, аж 2 года подряд! Так же очень здорово было работать с художником Олегом Доу.

8. А с кем бы ты хотела еще поработать?

Мои заказчики мечты Тим Уолкер и Ридли Скотт. В таких случаях задачи самые интересные, и часто изделия уже не просто бутафория, а произведения искусства. А еще хочется поработать в кино/сериалах в жанре фантастика, фильмах по комиксам, где много интересных задач по декорациям и реквизиту. Готова с радостью намазать силикон на любого актера из вселенной Marvel или Star Trek.

9. А для себя что-то делаешь? Может, сережки на выход? Костюмы на Хэллоуин?

Все навыки пригождаются, я постоянно делаю что-то творческое для себя. На Хэллоуин у нас каждый год квартирник с костюмами и декорациями, часто бывают тематические вечеринки в честь дней рождений. Последний вот был про Постапокалипсис. А еще три мои коллеги недавно построили туалет на даче из
остатков тематического стенда.

Бутафоры - род театральных художников, на которых лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций), бутафорские вещи и другие принадлежности: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр.

Бутафор по сути представляет лицо, подготовляющее бутафорию.

Бутафория (итал. buttafuoria) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю).

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий и многих других.

Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте.

Вторая мировая война дала новый толчок развитию бутафорских предметов. Изготавливались муляжи танков, артиллерийских орудий, складов с целью обмана противника, сосредоточив его внимание на бутафорских, а не реальных силах, представляющих какую-либо угрозу.

Муляжи видеокамер применяются в настоящее время там, где существует угроза хулиганства или краж, и при правильной установке понижают вероятность этих правонарушений.

Обязанности бутафора

Изготовление простых бутафорских изделий.

Лепка изделий с неглубоким рельефом из различных материалов по эскизам и готовым шаблонам.

Изготовление гипсовых форм и выклейка из папье-маше и мастики бутафорских изделий с рельефом крупного четкого рисунка с незначительной глубиной.

Лепка объемных бутафорских изделий с орнаментовкой мелкого рисунка по эскизам из различных материалов.

Изготовление гипсовых сложных кусковых форм скульптурных изделий.

Составление колеров из красок.

Отливка моделей из гипса.

Фактуровка деревьев.

Выполнение муляжных работ.

Изготовление цветов из шелка и бархата.

Вычерчивание и изготовление шаблонов.

Бутафор должен знать: способы приготовления мастики; устройство и правила эксплуатации оборудования и приспособлений, применяемых при ручном изготовлении бутафорских изделий; технику изготовления объемных бутафорских изделий с орнаментовкой мелкого рисунка; технологию изготовления имитационных предметов и реставрационных работ; приемы художественной росписи бутафорских изделий; технику и технологию изготовления цветов; способы изготовления шаблонов.

Подать заявку на обучение

Заполнение онлайн анкеты необходимо для поступления на образовательные программы

Пожалуйста, выберите направление обучения:

Portfolio building Foundation Art & Design Foundation Business & Marketing Pre-Foundation Art & Design Introduction to Art & Design Introduction to Marketing Английский язык для поступающих в творческие вузы Summer portfolio building BA (Hons) Fine Art BA (Hons) Product and Industrial Design BA (Hons) Fashion Design BA (Hons) Illustration BA (Hons) Graphic Design BA (Hons) Photography BA (Hons) Interior Architecture & Design BA (Hons) Design Crafts: Textiles Creative Skills Electives: 2D Digital Image-Making Creative Skills Electives: Photography Creative Skills Electives: Moving Image Creative Skills Electives: Printmaking Creative Skills Electives: Creative Coding Creative Skills Electives: Английский язык для дизайнеров и художников BA (Hons) Marketing and Advertising BA (Hons) Marketing with digital communications BA (Hons) Marketing

Современная керамика Публичные выступления и искусство презентации Контент-маркетинг: контент как продукт Service Design: CX & EX Менеджмент в индустрии моды (MBA) Стратегический маркетинг и менеджмент (MBA) Коммуникационная стратегия для продвижения бренда Декорирование интерьера 2D & 3D Motion Design Предметный дизайн Создание детской книги Айдентика и бренд-дизайн Графический дизайн Фотография для новых медиа Fashion-видео Дизайн диджитал-продукта UX/UI дизайн Подготовительный курс для программ ДПО Основы изобразительного искусства Дизайн интерьера. Базовый курс Дизайн общественных интерьеров Современное искусство Сценография Иллюстрация Ювелирный дизайн Ювелирный дизайн. Эксперт Дизайн одежды. Базовый курс Дизайн одежды. Продвинутый курс Стайлинг и имиджмейкинг Маркетинг и бренд-менеджмент Маркетинг. Базовый курс История моды. Часть I: история костюма до XX века История моды. Часть II: Эволюция стиля в XX-XXI вв.

Контент-маркетинг Дизайн жилых интерьеров Иллюстрация Практика и теория современного искусства Бренд-менеджмент и диджитал-коммуникации бренда Разработка новых продуктов и сервисов Искусство презентации Коммуникационная стратегия бренда Декорирование интерьеров Маркетинговая стратегия Дизайн-мышление Айдентика Дизайн мобильных приложений UX & UI: продуктовый дизайн Визуализация данных и основы инфографики Fashion-баинг Поиск творческой профессии Творческая перезагрузка Бренд-дизайн Product ownership Мультимедийный сторителлинг Старт в fashion School of Education. Проектное обучение Партнерство культуры и бизнеса: стратегия, маркетинг, фандрайзинг Предметная фотосъемка

ArtsCool Art and Design ArtsCool Digital Design ArtsCool Creative Start ArtsCool Creative Drawing ArtsCool Fashion and Styling ArtsCool Inginirium Industrial Design ArtsCool First Startup

В театре во время спектакля мы видим различные предметы на сцене. Например, украшения из крупных драгоценных камней, необычную мебель, телефон, зеркало в старинной раме, аппетитные фрукты в красивой вазе, яркую шкатулку и многое другое. Из зала эти предметы кажутся настоящими, но если посмотреть на них вблизи, становится понятно, что это муляж. Такие предметы называются бутафорией. «Бутафория» переводится с итальянского языка как «поддельный» . То есть это подделка, муляж какого-либо предмета, созданный специально для спектакля.

Почему в театре используют бутафорию вместо настоящих вещей? Для этого есть несколько причин:

  1. Дешевизна . Например, в спектакле по сценарию нужно золотое колье из драгоценных камней. Такого себе не может позволить ни один театр. А вот сделать колье из искусственных пластиковых камней, которые будут смотреться не хуже настоящих, можно.
  2. Лёгкость . Бутафорские предметы более лёгкие, чем настоящие. Мебель, посуда, шкатулки, вазы, изготовленные из более лёгких материалов, весят меньше, их удобнее переносить на сцену из реквизиторского цеха и обратно.
  3. Прочность . Бутафория часто создается очень прочной, если нужно, чтобы такая вещь служила не один театральный сезон. Или наоборот, более хрупкой. Например, по сценарию должна разбиться ваза. Её специально изготавливают из таких материалов, чтобы она разбивалась вдребезги без особого труда.
  4. Выразительность . Бутафорские предметы часто более яркие и выразительные, чем настоящие. И это неудивительно, ведь публика смотрит на них издалека, и из любой части зрительного зала должно быть понятно, что это за предмет. Зритель должен верить в реальность всего, что он видит на сцене: в реальность драгоценностей, оружия, мебели.

Почти в каждом театре есть свой бутафорский цех, который делает для спектаклей необходимый реквизит. Работник театра, который изготавливает бутафорию, называется бутафором. Это мастер на все руки. Он изготавливает предметы различных размеров и форм из разных материалов: из бумаги, ткани, картона, мастики, дерева, металла, различных синтетических материалов, красок, лаков. Бутафор — это и ювелир, и скульптор, и плотник, и художник, и закройщик в одном лице. Он может сделать для спектакля абсолютно все, от маленькой шкатулки до танка внушительных размеров.

Задание:

Бутафорам часто приходится изготавливать маски для актёров из разных материалов. Самый простой способ сделать маску - распечатать цветной шаблон, вырезать и привязать резиночки. Скачать шаблоны можно . А еще есть отличные книги с масками на любой вкус, которые тоже нужно вырезать. Например, «Маски для карнавала» или «Веселый карнавал» .

Можно поиграть в бутафоров и попробовать сделать свой собственный маленький замок. Шаблон замка .

Слово «бутафория» появилось в Италии для обозначения предметов реквизита и декораций. В прямом переводе оно «подделка», однако более верным по смыслу синонимом будет «муляж». На сцене есть множество предметов, выглядящих как настоящие, но при этом не являющиеся таковыми.

Зачем нужна бутафория?

Бутафория необходима не только для экономии на реквизите, хотя, конечно, этот аспект имеет важное значение. Бутафорские предметы могут быть значительно более легкими, прочными или, наоборот, хрупкими, чем их реальные прототипы, в зависимости от конкретных требований того или иного спектакля. Например, значительная часть театральной мебели декорируется лишь со стороны, обращенной к зрителю, Кроме того, многие бутафорские предметы обладают излишней выразительностью, из-за чего, как правило, нелепо выглядят вблизи, однако из зрительного зала смотрятся идеально.

Практически в каждом театре есть свой бутафорский цех, обеспечивающий спектакли соответствующим реквизитом. Работники этого цеха буквально являются «мастерами на все руки», ведь от них требуются навыки скульпторов, токарей, рукодельников, плотников, закройщиков, художников, ювелиров. Для изготовления бутафории применяются самые разные материалы: металл, дерево, композитные материалы, различная синтетика. К примеру, один из самых популярных материалов, активно использующийся до сих пор, - обычное папье-маше, то есть, проклеенная бумага.

Не стоит считать, что бутафоры производят «одноразовые вещи». Наоборот, многие предметы реквизита изготавливаются заведомо более прочными, чем их реальные аналоги. Это необходимо, чтобы один и тот же набор реквизита можно было использовать на протяжении всего театрального , а не создавать комплект на каждое представление.

Не только на сцене

До определенного момента бутафорские предметы использовались исключительно для сценических нужд, однако в XX веке им нашли и менее мирное применение. Так, во второй мировой войне стороны активно пользовались бутафорскими копиями военной техники, танков, укреплений. Это делалось для введения в заблуждение разведки противника. Для сбора разведданных применялась авиация, а с высоты нескольких сотен метров принять муляж танка за настоящую боевую машину было нетрудно. В современном мире бутафорию тоже можно встретить не только в театре. Например, пластиковые яблоки в корзинах для фруктов или муляжи видеокамер наблюдения представляют собой пример классической бутафории.