Презентация на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста. Развитие связной речи у дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Развитие речи детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МБ ДОУ Тацинский детский сад «Радуга» Коломыцева Р. В.

2 слайд

Описание слайда:

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей. Будьте внимательны к своим детям, повсеместно следите за их развитием и при любых задержках или отклонениях обращайтесь к специалистам. Помните: ваша речь – образец для подражания, ведь формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми

3 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей Грамматический строй речи. Фразовая речь. Звукопроизношение. Словарный запас.

4 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 2– 3 лет Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Грамматический строй: Пользуются как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов. Допускают ошибки: -в роде существительных, - числе и падеже; -не всегда употребляют союзы и предлоги;

5 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение: В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Свистящие ([С], [З], [ЗЬ], [Ц]),шипящие ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) и сонорные ([Р], [РЬ], [Л]) он обычно или пропускает или заменяет: [С] → [СЬ], [ФЬ]; [З] → [СЬ], [В]; [Ц] → [ТЬ]; [Ш] → [СЬ], [ТЬ]; [Ж] → [СЬ], [ДЬ]; [Ч] → [ТЬ], [Щ] → [ТЬ], [Р] → [ЛЬ]. Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что у детей 2-х лет уже должна сформироваться фразовая речь. Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями. .

6 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 3 – 4 лет Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка составляет 1900- 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два), прилагательные. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Грамматический строй речи. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (3,4). Постепенно фраза увеличивается Допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении.

7 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение. Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]. Сонорные [р], [р’], [л] заменяют звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал). Фразовая речь. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок»

8 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 4 – 5 лет Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) Грамматический строй: Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети овладевают грамматическими формами: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении.

9 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение: Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Связная речь. Связно рассказывает о событиях из собственной жизни, описывает животных, игрушки, составляет рассказ по картинке или серии картинок, пересказывает знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2-3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

10 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 5– 6 лет Словарный запас. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.(Исключение составляют малознакомые слова). Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Остаются ошибки в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов) и так далее.

11 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение Дети правильно произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы. Может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Ребенок активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.).

12 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 6– 7 лет Словарный запас. К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. Грамматический строй. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам.

13 слайд

Описание слайда:

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Речевое развитие предполагает:

Ø владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

Ø развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Ø развитие речевого творчества;

Ø развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Ø знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Ø формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Василек» Подготовительная группа №3 Автор презентации Воспитатель: Гуляева Л. А.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании речевой деятельности детей Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры

Развитие речи для детей протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно - развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно -образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие связной речи через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники “ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Картотеки по развитию речи


Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон. Второй период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной. Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить "срывы" нервной деятельности.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребнка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребнка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.


Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста: Развитие связной речи «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.» /Ушакова О.С./ Формирование грамматического строя речи обогащение словарного запаса звуковая культура




Использование примов обучения связной речив педагогическом процессе: это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет. это сюжет, развртывающийся во времени и в логической последовательности. это текст, включающий причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку. Описание Повествование Рассуждение


Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы». развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал каждого педагога.


Разминка: 1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: 1.« Печка, печка, спрячь меня!» 2.« Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!» 3.« Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!» 4.« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» 5.«Служил я тебе много, Иван-царевич,- сказал серый волк,- сослужу и эту службу…» 6.« Постой, косой, вот как выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!» 7.« Свет мой, зеркальце, скажи…» 8.« Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся»


3. К какому виду творчества это относится? 1.« Без беды друга не узнаешь» 2.«На дворе трава – на траве дрова» 3.«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» 4.«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по- бежал» 5.«Жил, был в некотором царстве, в некотором государстве…» 6. «Раз-два-три-четыре-пять, Вышел зайчик погулять; Вдруг охотник прибегает, Из ружья в него стреляет… Пиф-паф! ой-ой-ой! Умирает зайчик мой!» 7. -«Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня, Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле: Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной..…» 8. -«Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки»


4 Возрастные особенности развития связной речи детей МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.


СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.


СТАРШИЙ ВОЗРАСТ Формировать умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинам с последовательно развивающимся действием. Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени, несклоняемые существительные.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм поэтического текста. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.


Учить различать жанры литературных произведений, эмоционально передавать содержание небольшого и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.


Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку: 1. За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе - на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. 2. Снова восемь дней проходят; Люди в страхе дни проводят; Петушок кричит опять; Царь скликает третью рать И ведёт её к востоку, - Сам, не зная, быть ли проку. 3. Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. 4. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов.