После шипящих в конце глаголов. Правила написания мягкого знака в конце слова после шипящих

Мягкий знак - одна из тех букв, которые нередко заставляют пишущего испытывать затруднения в выборе правильного варианта написания. Тем более что с ним связано несколько видов орфограмм. Попробуем разобраться с одной из них.

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции :

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак ).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак ).
  • помогает определить грамматические признаки слова (после шипящих на конце слова - грамматический знак ).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной).

Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь . Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему? Потому что мы знаем: только в существительных женского рода 3 склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. А после других букв - не шипящих - он может писаться и в 3-м склонении (степь), и во 2-м (конь). И это объяснимо: после других, парных по твердости - мягкости, согласных мягкий знак обозначает мягкость, а не грамматическую категорию.

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть - в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть - в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется :

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме - то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед -ся или -те: назначьте, испечься, расстанешься .

Мягкий знак не пишется :

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

В русском алфавите есть две удивительные буквы – мягкий знак и твердый знак. Сами они никаких звуков не обозначают. Зато влияют на соседние.

Мягкий знак выполняет в русском языке две важные функции. Он обозначает мягкость предшествующей согласной и употребляется в качестве разделительного знака.

Иногда мягкий знак в слове слышится, но не . И наоборот… Запомнить все правила и исключения трудно, а писать грамотно очень хочется. Оказывается, научиться этому совсем не сложно.

Мягкий знак после шипящих

Не нужен мягкий знак после шипящих второго склонения единственного числа ( , гараж), первого и второго склонения во множественном числе родительном падеже (луж, лыж) и в кратких прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос "каков?". Например: свежий – свеж, похожий – похож. В с согласной ж на конце (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак тоже не используется, но в слове настежь его следует писать.

Мягкий знак не пишется в местоимениях "наш", "ваш", в частице "аж" и предлоге "меж".

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Мягкий знак не пишется в сочетаниях: -чк- (строчка, корочка), –чн– (булочная, прачечная), -нч– (бренчать, бубенчик), –нщ– (гонщик, банщик), -рщ– (сборщик, спорщик), –рч– (сморчок, ), –щн– (изящный, мощный), -ст– (мостик, тростник), - нт– (фантик, кантик).

В иностранных словах с двойной буквой л мягкий знак не пишется (коллектив, коллегия. колли).

Для правописания составных числительных есть свое правило. Если в них второй корень склоняется, мягкий знак писать не следует. Например: восемнадцать – восемнадцатью, пятнадцать – пятнадцатью.

Если основа слова, от которого образовано относительное прилагательное, оканчивается на –нь, –рь, то перед суффиксом -ск– мягкий знак не нужен. Например: зверь – зверский, конь – конский. Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме января), слова китайского происхождения и прилагательные типа деньской. Например: сентябрьский, ноябрьский, но январский; Сычуань - сычуаньский; день - деньской.

У существительных на –ня с предшествующим согласным мягкий знак не пишется. Например: башня – башен. Исключение: барышня – барышень, – кухонь, боярышня – боярышень.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в глаголе, оканчивающемся на –тся, задайте к нему вопрос. Если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит третьего лица, мягкий знак писать не нужно: "он (что делает?) учится", "они ( ?) заботятся".

Если хотите писать грамотно, выполняйте упражнения на закрепление теории и больше читайте.

Источники:

  • Правописание твердого и мягкого знаков
  • Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.

Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».

Видео по теме

Источники:

  • Правописание «не» с местоимениями

«ь» (мягкий знак ) по происхождению является славянской. В древней азбуке кириллице была буква «ерь», которая передавала редуцированный (ослабленный) звук почти как нуль звука или как гласный, близкий к звукам [о] и [э]. После утраты редуцированных звуков в древнерусском языке надобность в букве «ерь» отпала, однако из алфавита она не исчезла, а трансформировалась в мягкий знак и получила свое особое назначение.

Буква «ь» выступает в роли разделительного знак а: перед буквами «е, ё, ю, я, и» в корнях, суффиксах и окончаниях именных частей речи в русских и заимствованных словах (бурьян, воробьи, карьер, вороньё); в небольшой группе иноязычных слов перед буквой «о» (павильон, бульон).Буква «ь» используется для обозначения мягкости согласных: в конце слова (кроме шипящих): конь, ; в середине слова перед твердым согласным: свадьба, нянька; в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твердым: возьми (возьму), на зорьке (зорька); для обозначения мягкости «л»: апельсин, стекольщик.Еще одна функция мягкого знак а – обозначение грамматической формы слова: имени существительного в именительном и винительном падеже, оканчивающегося на (дочь, глушь, речь); в форме творительного падежа (детьми, людьми); в различных глагольных формах – инфинитива (печь, сидеть), повелительного наклонения (режь, режьте), в форме второго лица ( , ); в наречиях, которые оканчиваются на шипящие звуки (навзничь, ); в грамматических формах – в конце слов от пяти до сорока (семь, двадцать), а после сорока – в середине количественных числительных (пятьдесят, пятьсот).Обратите внимание, что в наречиях «уж», «замуж», «невтерпеж» мягкий знак не .Также мягкий знак не употребляется в форме родительного падежа множественного числа имен существительных, которые оканчиваются на сочетание «ня», и в производных от них словах с суффиксом -к-, когда в форме именительного падежа единственного числа этому сочетанию предшествует согласная: басен (), вишен (). К исключениям относят слова: барышень, боярышень, кухонь, простынь.Запомните, что буква «ь» пишется в именах прилагательных, образованных от существительных – названий календарных месяцев: июньский, октябрьский. К исключению следует отнести слово «январский».

Видео по теме

Все прекрасно знают, что в русском алфавите имеются две буквы, которые не обозначают звука, не могут начинать слова и быть заглавными. Конечно же, это мягкий и твердый знаки. Эти буквы неслучайно называют «знаками»: их использование помогает правильно передавать звучание слов. С помощью мягкого знака, кроме того, образуются грамматические формы слов, относящихся к разным частям речи. Рассмотрите варианты написания этого знака.

Мягкий знак, наверное, самая загадочная буква в русском языке. Звука она не обозначает, к разряду гласных/согласных ее не относят. Для чего она тогда нужна? Оказывается, ее роль в нашей письменной речи велика. В этой статье разберемся, когда употребляется «ь» после шипящих с именами существительными, наречиями и глаголами.

Имена существительные. Мягкий знак после шипящих согласных

Точное написание мягкого знака, находящегося после этих согласных, вызывает наибольшее затруднение, поскольку на слух неясно, нужно его писать или нет.

Оказывается, правило очень простое: мягкий знак после шипящих в им. сущ. пишется лишь в словах жен. рода, относящихся к 3-му склонению.

Слова «печь», «речь», «дочь», «ночь», «дичь» относятся к женскому роду, имеют именительный падеж и стоят в единственном числе. Поэтому мы непременно должны написать в них «ь».

Но будьте внимательны: не стоит их путать со словами 1-го склонения, которые стоят в косвенных падежах: «много туч», «нет задач», «несколько куч». Все эти слова, казалось бы, женского рода, и, вероятно, их следует отнести к 3-му склонению.

Но приглядимся внимательнее: они стоят в родительном падеже. Если возвести их к начальной форме («туча», «задача», «куча»), то мы убедимся, что они относятся к первому склонению, а значит, этому правилу не подчиняются.

Есть и еще одна «ловушка» в русском языке, где ни в коем случае не употребляют мягкий знак после шипящих. Слова, оканчивающиеся на шипящую согласную, но относящиеся ко второму склонению, не пишутся с «ь» («грач», «врач», «плащ» - 2-е скл.). Поэтому внимательней задавайте вопрос к существительному. Делайте это, прежде чем определить склонение, поскольку от него зависят и род им. сущ, и число.

Когда пишем «ь» у наречий?

Наречие является одной из неизменяемых частей речи. Его не склоняют, в нем не выделяют окончания. Правописание «ь» у наречий поддается совсем не трудным правилам.

  • В тех наречиях, которые оканчиваются на согласный «ш» или «ч», всегда пишут мягкий знак. К примеру: «вскачь», «точь-в-точь».

В наречиях на «ж», его не пишут никогда. Исключением будет слово «настежь».

  • Еще одно правило, которому подчиняется наречие: мягкий знак после шипящих употребляется всегда, за исключением «уж», «замуж», «невтерпеж». Несомненно, такое шуточное предложение легко запоминается школьникам, особенно девчонкам.

Не так важно, какое правило вы запомните, главное, что и то и другое отражает суть правописания наречий.

Глагол и мягкий знак после шипящих

Глагол - одна из самых употребляемых частей речи, без которой наш язык очень бы обеднел. Правописание «ь» с глаголами вызывает много затруднений не только у учащихся, но и у взрослых людей.

  1. Если глагол в неопределенной форме (инфинитив) оканчивается на шипящий, то «ь» в таком случае всегда будет писаться. И здесь безо всяких исключений. «Беречь», «печь», «жечь». Будет он сохраняться и в возвратной форме, перед постфиксом «-ся»: «увлечься», «зажечься», «беречься».
  2. Во всех глаголах 2-го лица, стоящих в единственном числе, используется мягкий знак. Это относится как к настоящему времени: («ты сейчас») «пишешь», «рисуешь», «гуляешь», «спишь», так и к будущему: («ты завтра») «поработаешь», «подумаешь», «закончишь», «переделаешь». Мягкий знак будет сохраняться и перед постфиксом «-ся»: «понравишься», «воспользуешься», «прикасаешься», «набираешься», «оформишься». В глаголах, которые стоят в повелительном наклонении и оканчиваются на шипящий согласный, всегда пишут мягкий знак: «отрежь», «поешь», «намажь», «спрячь». Перед постфиксом множественного числа «-те», он обязательно сохраняется: «обозначьте», «нарежьте», «спрячьте».

Перед постфиксом «-ся» он также не исчезает: «утешься», «не порежься».

И снова будьте внимательны и не попадите в «капкан» коварного русского языка! Слова «плач» и «плачь» - совершенно разные части речи, а потому и пишутся по-разному.

«Плач» без мягкого знака - это имя существительное 2-го склонения, и, соответственно, мягкий знак в нем писать нельзя. А вот «плачь» с мягким знаком - это глагол повелительного наклонения, а в них, как известно, обязательно пишем «ь». Все это легко угадывается по предложенному контексту, в котором станет понятен смысл слова.

Заключение

Мягкий знак после шипящих употребляется со многими частями речи. Зная простые правила, вы никогда не столкнетесь с проблемой правописания его после этих согласных. Если вдруг вы забудете некоторые нюансы, то наша статья напомнит вам о них.

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

Тема урока:

« Мягкий знак после шипящих на конце слова»

(тема урока показывается на слайде, после её формулировки учениками в процессе урока )

ОТД: способствовать формированию стремления к грамотному написанию слов с мягким знаком после шипящих в конце слова, потребности развивать интеллектуальную культуру учащихся.

Цели урока:

1) познакомить учащихся со способами действия при выборе написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи; способствовать закреплению умения выбирать орфограмму с шипящим на конце слова;

2) способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

3) содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку (цель определяется учениками в процессе урока ).

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: дифференцированные карточки-задания, тест, автоматизированное рабочее место учителя, презентация к уроку по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце слова», карточки для рефлексии.

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Проверка выполнения домашнего задания.

Для проверки домашнего задания ученикам раздаётся тест (приложение 1)

III . Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Устно повторить вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, в том числе и краткие, глаголы, наречия. Записать по 2 примера на каждую часть речи.

Мобилизующий этап урока при освоении нового материала (Неожиданный вопрос)

Ребята, знаете ли вы, кто такие археологи и чем они занимаются?

(Предполагаемые ответы: археологи раскапывают старинные предметы, затем исследуют их.)

А вы хотите попробовать себя в роли археологов, вернее, исследователей языка и разгадать тайну написания помещённых на доске слов? А результатом нашего исследования будет выведенное вами самостоятельно правило, без моей подсказки. Если согласны, тогда вперёд!

IV . Изучение нового материала (поэтапное исследование)

1 этап. Наблюдение над языковым явлением.

Перед вами ряд слов: (1 слайд)

Беречь, настежь, горяч, отвечаешь, плащ, вскачь,

отрежь, пригож, наотмашь, (с) крыш, вещь, всемогущ.

Посмотрите, на какие согласные оканчиваются эти слова? Назовите их. (Ч, Ж, Ш, Щ) Как называют в русском языке данные согласные? (ШИПЯЩИЕ)

Для нас это важнейший опознавательный сигнал.

(Записать на доске и в тетради: Ч, Ж, Ш, Щ НА КОНЦЕ СЛОВА!)

А теперь посмотрите на абсолютный конец слов. Одинаков ли он?

Что мы здесь наблюдаем? (В одних словах есть Ь знак, в других нет).

2 этап. Самостоятельная формулировка темы и цели исследования.

А теперь, учитывая наш опознавательный сигнал и последнее наблюдение, сформулируйте тему нашего занятия.

А что мы должны выяснить? Какова цель нашего исследования?

(Учитель четко проговаривает тему и цели урока). (Слайд 2)

3 этап. Сопоставление, поиск сходных и отличительных признаков.

Вернемся к словам на слайде (слайд 1). На первый взгляд все слова кажутся разными. Но посмотрите внимательно, есть ли между отдельными словами какое-нибудь сходство, не считая наличия или отсутствия ь знака? Какой-то общий признак? (Все эти слова относятся к одной части речи или к разным?)

Какие же части речи здесь представлены? (Глагол, наречие, прилагательное, существительное).

4 этап. Классификация, выделение групп однородных явлений (самостоятельно).

Распределите слова по группам согласно их части речи – 4 колонки. (Последовательность назвать: глагол, наречие, прилагательное, существительное). Можно использовать опорный конспект (приложение№2)

(По окончании работы учащиеся озвучивают группы слов. Учитель демонстрирует готовые группы слов) (Слайд 3)

5 этап. Установление причинно-следственных связей.

Рассмотрим каждую группу отдельно. Что мы наблюдаем у глаголов на конце? У наречий? У прилагательных? Можем ли признак принадлежности к определённой части речи положить в основу выбора – писать или нет ь знак?

Сделаем выводы относительно 3-х первых групп.

Осталась группа существительных. Что мы здесь наблюдаем? (В одних существительных ь знак пишется, в других нет). Значит, нам нужен ещё один отличительный признак. А чем отличаются первое и последнее слово? (мужской род – женский род) Чем отличается от них «(с) крыш»? (Это множественное число). Сделаем относительно них выводы.

6 этап. Окончательные выводы, самостоятельная формулировка правила.

Вот мы и закончили наше исследование. Давайте теперь подытожим: сформулируйте правило написания ь знака, начиная с опознавательного сигнала: после шипящих на конце слова ь знак пишется у глаголов и наречий и т. д.

Осталось добавить:

Запомните исключения у наречий: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (записать ).

Для закрепления правила проговорите рифмовку: (Слайд 4)

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда.

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда.

Существительное – много ,

Существительное – мой

Знак не нужен никакой.

А поставь она, одна

Мягкий знак пиши всегда.

Физкультминутка:

Пять маленьких мышек забрались в кладовку,

В бочонках и банках орудуют ловко.

В сыр забирается первая мышка,

В сметану ныряет вторая мышка,

Третья с тарелки всё масло слизала,

Четвёртая в миску с крупою попала,

Пятая мышка медком угощается.

Все сыты, довольны.

Вдруг, кот просыпается.

«Бежим!» - закричала подругам малышка.

И спрятались в норку проказницы-мышки.

V . Первичная проверка понимания изученного

1. Орфографическое чтение .

Прочитайте слова и объясните их написание. (Чтение по цепочке, первое комментирует учитель.) (Слайд 5)

Ковш, видишь, мощь, умываешься, хорош, навзничь, туч, увлечься, колюч, встреч, упряжь, невтерпёж.

2. Задание логического характера «Четвёртое лишнее». (Слайд 6)

Спишите слова из каждого ряда, вставьте, где необходимо, мягкий знак, обозначьте орфограмму: «Мягкий знак после шипящих». Найдите и поместите в скобки лишнее слово. Задание выполняется по рядам.

А) Привлеч(?), намаж(?), кумач(?), делиш(?).

Б) Тягач(?), задач(?), хрящ(?), брош(?).

В) Настеж(?), дремуч(?), могуч(?), линюч(?).

Проверим это задание.

VI . Закреплени новых знаний и способов деятельности.

1 . Выполнение заданий на дифференцированных карточках. (Приложение 3)

2. Комплексное задание. (Слайд 7)

«Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых – в левом столбике, другая – в правом). Прокомментируйте орфограмму на месте пропусков.

Что посееш_, и сутки проч_

Под гору вскач_, неделей раньше пожнеш_

День да ноч_ - то и пожнеш_

Обожжёш_ся на молоке - а на гору хоть плач_

Днем раньше посееш_ - дуеш_ на воду

3.Задание игрового характера . (Коллективная устная работа)

Отгадай загадки. (Слайд 8)

1) Стоит дед над водой, трясёт бородой. (Камыш)

2) Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)

3) Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш)

4) Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь)

4. Задание творческого характера . (Слайд 9)

Напишите миниатюру (2-3 предложения) по опорным словам, не меняя их формы:

полноч(?), камыш(?), мыш(?), чудовищ(?), ёрш(?), сыч(?), свеж(?), тиш(?), пахуч(?), слышиш(?), ощущаеш(?), проч(?).

5. Повторить изученную орфограмму (несколько учеников)

VII . Подведение итогов урока

VIII . Домашнее задание: повторить п. 59, упр. 302. Подготовить 4-5 пословиц с ь на конце слова.

IX . Рефлексия.

Подумайте над такими вопросами:

    Все ли было понятно на уроке?

    Усвоил ли каждый из вас тему? Может быть, кто-то испытывал трудности?

    Если вы считаете, что сможете в любых словах самостоятельно решить орфографическую задачу: когда писать ь после шипящих в конце слова, то поднимите карточку со знаком +.

    Если вы считаете, что вы не совсем уверены и надо еще потренироваться, то покажите карточку?.