Музыканты композиторы 19 века. Великие композиторы мира

Великие композиторы, чьи имена широко известны во всем мире, создали огромное количество ценных произведений. Их творения поистине уникальны. Каждому из них присущ индивидуальный и неповторимый стиль.

Великие композиторы мира (зарубежные). Список

Ниже представлены зарубежные композиторы разных веков, чьи имена известны на весь мир. Это:

  • А. Вивальди.
  • И. С. Бах.
  • В. А. Моцарт.
  • И. Брамс.
  • Й. Гайдн.
  • Р. Шуман.
  • Ф. Шуберт.
  • Л. Бетховен.
  • И. Штраус.
  • Р. Вагнер.
  • Дж. Верди.
  • А. Берг.
  • А. Шенберг.
  • Дж. Гершвин.
  • О. Мессиан.
  • Ч. Айвз.
  • Б. Бриттен.

Великие композиторы мира (русские). Список

Он создал большое количество оперетт, работал с легкими музыкальными формами танцевального характера, в которых очень преуспел. Благодаря Штраусу вальс стал чрезвычайно популярным танцем в Вене. Кстати, там до сих пор проводятся балы. В наследии композитора - польки, балеты и кадрили.

И Дж. Верди - великие которые создали огромное количество опер, завоевавших искреннюю любовь зрителей.

Немец Рихард Вагнер был виднейшим представителем модернизма в музыке этого столетия. Богато его оперное наследие. «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец» и другие оперы до сих пор актуальны, популярны и ставятся на сцене.

Итальянский композитор Джузеппе Верди - весьма величественная фигура. Он придал итальянской опере новое дыхание, при этом он остался верным оперным традициям.

Русские композиторы 19-го века

М. И. Глинка, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский - великие композиторы классической музыки 19-го века, которые жили и создавали свои произведения в России.

Произведения Михаила Ивановича Глинки определили общенациональное и мировое значение в истории русской музыки. Его творчество, выросшее на русской народной песенности, глубоко национально. Его по праву считают новатором, родоначальником русской музыкальной классики. Глинка плодотворно работал во всех Его оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» открыли путь двум ведущим направлениям. Большое значение в развитии музыкального искусства имели и его симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия» и многие другие.

Александр Порфирьевич Бородин - великий русский композитор. Его творчество невелико по объему, но значительно по содержанию. Центральное место занимают богатырские исторические образы. У него тесно переплетаются глубокий лиризм с эпической широтой. В опере «Князь Игорь» объединены черты народно-музыкальной драмы и эпической оперы. Его первая и вторая симфонии знаменуют собой новое направление в русском симфонизме - героико-эпическое. В области камерно-вокальной лирики он стал настоящим новатором. Его романсы: «Море», «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» и многие другие. Бородин оказал значительное влияние на своих последователей.

Модест Петрович Мусоргский - еще один великий русский композитор 19-го века. Входил в Балакиревский кружок, который назывался «Могучая кучка». Он плодотворно работал в разнообразных жанрах. Прекрасны его оперы: «Хованщина», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка». В его произведениях проявились черты творческой индивидуальности. Ему принадлежит ряд романсов: «Калистрат», «Семинарист», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Светик Савишна». В них запечатлены неповторимые национальные характеры.

Петр Ильич Чайковский - композитор, дирижер, педагог.

В его творчестве были ведущими оперный и симфонический жанры. Содержание его музыки универсально. Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» - шедевры русской классической музыки. Симфония также занимает главное место в его творчестве. Его произведения стали известны на весь мир еще при жизни.

Представители новой венской школы

А. Берг, А. Веберн, А. Шенберг - это великие композиторы, которые жили и создавали свои произведения на протяжении 20-го века.

Альбан Берг стал всемирно известен благодаря своей удивительной опере «Воццек», которая произвела сильнейшее впечатление на слушателей. Он писал ее в течение нескольких лет. Ее премьера состоялась 14 декабря 1925 года. В настоящий момент «Воццек» - это классический пример оперы 20-го века.

Антон Веберн - австрийский композитор, один из ярчайших представителей новой венской школы. В своих произведениях он использовал серийную и додекафонную технику. Ему присущи сжатость и лаконизм мысли, концентрация музыкально-выразительных средств. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на Стравинского, Булеза, Губайдулину и многих других русских и зарубежных композиторов.

Арнольд Шенберг - яркий представитель такого музыкального стиля, как экспрессионизм. Автор серийной и додекафонной техники. Его сочинения: Второй струнный квартет (фа-диез минор), "Драма с музыкой для хора и оркестра", опера «Моисей и Аарон» и многие другие.

Дж. Гершвин, О. Мессиан, Ч. Айвз

Это великие композиторы 20-го века, которые известны во всем мире.

Джордж Гершвин - американский композитор, пианист. Стал чрезвычайно популярен благодаря своей масштабной работе «Порги и Бесс». Это «фольклорная» опера. Она поставлена по роману Дюбоса Хейворда. Не менее известны его инструментальные произведения: «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром», «Американец в Париже», «Вторая рапсодия» и многие другие.

Оливье Мессиан - французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик. В своих замечательных теоретических трудах он изложил новые и достаточно сложные принципы музыкальной композиции. В его произведениях нашли отражение теологические идеи. Его очень увлекали голоса птиц. Поэтому он создал «Каталог птиц» для фортепиано.

Чарльз Айвз - американский композитор. На его творчество оказала влияние народная музыка. Поэтому его стиль чрезвычайно уникальный. Он создал пять симфоний, пять скрипичных сонат, две фортепианные сонаты, кантату «Небесная страна» и многие другие произведения.

Русские композиторы 20-го века

С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович - великие композиторы 20-го века.

Сергей Сергеевич Прокофьев - композитор, дирижер, пианист.

Его музыка разнообразна по содержанию. В ней содержится лирика и эпос, юмор и драма, психологизм и характеристичность. Оперное и балетное творчество заложило новые принципы и приемы музыкальной драматургии. Его оперы - «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Работал Прокофьев в жанре киномузыки. Широко известна его кантата «Александр Невский», создаваемая в содружестве с режиссером С. Эйзенштейном.

Игорь Федорович Стравинский - композитор-эмигрант, дирижер.

Его творчество делится на русский и зарубежный периоды. Его ярчайшие балеты: «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица». Большой вклад Стравинский внес и в симфонический жанр.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - композитор, педагог, пианист. Его творчество многопланово по жанрам и образному содержанию. Особо его значение как композитора-симфониста. В его пятнадцати симфониях отражен сложный мир человеческих чувств с переживаниями, борьбой, трагическими конфликтами. Его опера «Катерина Измайлова» - прекрасное сочинение данного жанра.

Заключение

Музыка великих композиторов написана в разных жанрах, содержит многоплановые сюжеты, постоянно обновляемые техники, соответствующие той или иной эпохе. Некоторые композиторы достигли высот в немногих жанрах, другие же успешно охватили практически все области. Из всей плеяды великих композиторов сложно выделить лучших. Все они внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры.

XIX век и русская композиторская школа


Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыки сложились уже в XIX веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой — русский фольклор. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное — получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции русской национальной музыки.

В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859 годы). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение, развитие русской культуры стало делом российского государства. В стране была создана система музыкального образования. В Петербурге (1862 год) и Москве (1866 год) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом, не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы?

Первым был Михаил Иванович Глинка (1804-1957 годы), получив классическое музыкальное образование в Европе, сумел одним из первых глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно- вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья», «Я помню чудное мгновенье» написана на стихи Пушкина, а также знаменитый роман «Сомнение», который любил исполнять выдающийся русский певец Ф.И. Шаляпин. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры — «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Пьеса для оркестра «Вальс- фантазия» подготовила появление симфонических вальсов П.И. Чайковского.

Творчество Петра Ильича Чайковского — самая яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В творческом наследии композитора — шесть симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»). Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые известные сочинения — Первый фортепианный концерт (1875 год), концерт для скрипки (1878 год) и Вариации на тему рококо (1876 год). Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства. Одно из центральных мест в творчестве П.И. Чайковского принадлежит опере. Всего Чайковский создал десять опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878 год) и «Пиковая дама» (1890 год) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера» (1876 год), «Спящей красавицы» (1889 год) и «Щелкунчика» (1892 год) и в наши дни вызывают восхищение. Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы (всего написано более 100 романсов). Романсы композитора — маленькие драматические пьесы. Чайковский первый русский композитор, получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881 годы) — выдающийся русский композитор. Оперы «Борис Годунов» (1869 годы), «Хованщина» (1872 годы), «Сорочинская ярмарка» - стали значительным явлением в русской музыкальной культуре. Фортепьянный альбом «Картинки с выставки» стал известен всему миру. Утончённая русская мелодия «Утро над Москвой-рекой» звучит и поныне.

Александр Сергеевич Даргомыжский. (1813 — 1869 годы) К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» (1855 год) и незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869 годы). В творчестве композитора центральное место занимают романсы (свыше 100 романсов.). Самые известные — «Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи М.Ю. Лермонтова).

Милий Алексеевич Балакирев (1836 — 1910 годы) В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка». Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. В 1862 году Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В собственном композиторском творчестве М. Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке. В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 — 1887 годы). Бородин — автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний, камерно- инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь» стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над этим сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд. Оперу завершили друзья Бородина — Римский — Корсаков и Глазунов.


Николай Андреевич Римский — Корсаков (1844 — 1908 годы). Основу творческого наследия составили оперы, многие из которых написаны по произведениям русских писателей. Наиболее известны — «Псковитянка» (1872 год), «Майская ночь» (1879 год), опера — сказка «Снегурочка» (1881 год по пьесе Островского), опера — балет «Млада» (1890 год), «Ночь перед Рождеством» (1895 год по Гоголю), опера — былина «Садко» (1897 год), опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже» (1905 год). Римский — Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» (1897 год по пьесе А. Пушкина — одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере сказка «О царе Салтане» (1900 год по А. Пушкину) композитор прибегает к стилизации под народный жанр. Римский — Корсаков написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский — Корсаков с 1874 года руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

А в дальнейшем А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев и другие… Это великая плеяда мировых звёзд русской композиторской школы. Их сотни самых разных. Романсы, оперы, симфонии, инструментальные концерты, балет, произведения для фортепьяно, скрипки, камерные произведения… и эту музыку знает весь мир. Есть чем гордится, есть у кого учиться. И надо продолжать этот путь. Русские композиторы и сейчас должны быть самые мелодичные и гармоничные, самые романтичные и самые утончённые в мире. Это традиция, это исторический дух русской Культуры.

Россия богата на таланты. Практически во всех видах искусств можно встретить имена наших соотечественников, которые известны по всему . Первые русские композиторы классической музыки начали творить в XIX веке, и родоначальником среди них стал Глинка Михаил Иванович. С него мы и начнем наш обзор.

Глинка Михаил Иванович (20.05 (01.06) 1804 – 03 (15).02.1857)

Михаил Глинка был потомком польских шляхтичей. Его прадед Викторин Владислав Глинка после того как Речь Посполитая лишилась города Смоленска (в 1654 г.), принял православие и перешел под российское подданство, сохранив при этом свои земли и все дворянские привилегии. Отцом композитора был капитан в отставке Иван Николаевич Глинка, матерью – Евгения Андреевна Глинка-Земелька. Большое влияние на будущего композитора оказала его бабушка, Фекла Андреевна (мать отца), которая взяла на себя воспитания мальчика до 6 лет. Когда Михаилу исполнилось 10 лет, к нему пригласили из столицы учительницу В.Ф. Кламмер, которая стала учить его игре на скрипке и фортепиано. В 13 лет Глинка приступил к обучению в столичном Благородном пансионе, где продолжал брать частные уроки музыки у таких педагогов, как Карл Цейнер и Джон Филд.

После окончания учебы в пансионе Глинка продолжил изучение музыки. В это же время он сочиняет свои первые произведения. Самые известные романсы этого периода – «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне» и др. Путешествие на Кавказ в 1823 г. оставило свой след в творчестве композитора – «Персидский хор», написанный для оперы «Руслан и Людмила», создавался на основе одной из азербайджанских народных песен. Дальнейшая поездка в Италию (в частности, центр музыкальной культуры Милан) и знакомство с такими известными композиторами, как В. Беллини и Г. Доницетти, привело к созданию музыкальных произведений в итальянском стиле. Первый по-настоящему большой успех пришел к Михаилу Глинке в 1836 г., когда на сцене столичного Большого театра была поставлена опера «Жизнь за царя», описывающая подвиг Ивана Сусанина. Ее по достоинству оценила не только публика, но и сам император. Последующая творческая жизнь композитора была очень насыщенной. Им были созданы симфонии, увертюры, романсы, сонаты. Скончался М.И. Глинка в 1857 г. в Берлине. Вклад этого композитора в развитие русской классической музыки сложно переоценить. По мнению В. Стасова, Глинка создал новый русский язык в музыке, как Пушкин – в поэзии.

Чайковский Петр Ильич (25.04 (07.05) 1840 – 25.10 (06.11) 1893)

Любовь к музыке у Петра Чайковского появилась не случайно. Его отец в юные годы увлекался игрой на флейте, а мама умела играть на арфе, фортепиано, и, к тому же, неплохо пела. Когда Петру было 5 лет, его стали обучать игре на фортепиано, а в возрасте 12 лет мальчик поступил в Училище правоведения. Он был прилежным учеником и в 1859 году выпустился с отличными отметками по большинству предметов. За годы учебы Петр дополнительно занимался игрой на фортепиано – в 1855-1858 гг. его учителем был Рудольф Кюндитер. В год окончания училища Чайковский начал службу в Департаменте юстиции, но проработал там не очень долго.

В 1861 году он приступил к учебе в Музыкальном классе Русского музыкального общества, а уже в 1863 году оставил службу в Департаменте, чтобы полностью посвятить себя учебе и музыкальной карьере. В этом решении его поддержал отец, за что Чайковский был ему очень благодарен. После окончания обучения Чайковский много путешествовал и работал над своими произведениями. Он сочинял музыку в разных жанрах – оперы, балет, симфонии, фортепианные миниатюры и др. Произведения Петра Ильича Чайковского, которые прославили его по всему миру:

  • балет «Лебединое озеро»;
  • балет «Спящая красавица»;
  • опера «Евгений Онегин»;
  • опера «Щелкунчик»;
  • опера «Пиковая дама».

Римский-Корсаков Николай Андреевич (06 (18).03.1844 – 08 (21).06.1908)

У Римского-Корсакова очень рано стали проявляться музыкальные способности. В шесть лет его стали обучать игре на фортепиано, а уже в 11 лет он начал сочинять свои первые произведения. Но несмотря на его склонность к музыке, Николая в десятилетнем возрасте отдали на обучение в Морской корпус, который он с отличием закончил в 1862 году. Во время учебы мальчик продолжал заниматься музыкой, и к маю 1862 года была практически закончена первая часть его Первой симфонии. Дальнейшая служба, которая проходила на клипере «Алмаз» (1862-1865 гг.), не давала Римскому-Корсакову серьезно заниматься музыкой. Но это трехгодичное плавание с посещением ряда стран наполнило его впечатлениями, которые впоследствии воплотились в некоторых произведениях. Оставив морскую службу, Николай налаживает прерванный контакт с кружком известного композитора М.А. Балакирева, знакомится с П.И. Чайковским и А.П. Бородиным.

В последующие годы он, продолжая работу над Первой симфонией, пишет такие произведения, как «Увертюра на русские темы», «Сербская фантазия», Вторая симфония и множество романсов. Талант Римского-Корсакова был настолько очевиден, что, несмотря на отсутствие специального образования, его пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора, а в 1874 году Николай Андреевич становится главой Бесплатной музыкальной школы. Кроме преподавания и написания музыки, он выступал как дирижер симфонических концертов и оперных спектаклей. Римский-Корсаков создал целый ряд произведений, посвященных сказкам. Это оперы «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко». Последняя его опера «Золотой петушок» была запрещена к показу и была поставлена только спустя год после смерти композитора.

Рахманинов Сергей Васильевич (20.03 (01.04) 1873 – 28.03.1943)

Рахманинов с раннего детства проявлял интерес к музыке. Уже в 4 года он начал обучаться игре на фортепиано (первая учительница – мать композитора). В возрасте 9 лет мальчик поступил в столичную консерваторию (младшее отделение), но через три года родители решили его перевести в Московский пансион. Одновременно Рахманинов поступил в Московскую консерваторию, сразу на 3 курс младшего отделения. Здесь обучение оказалось очень эффективным и плодотворным. В эти годы Рахманинов обретает известность не только как пианист, но и как композитор. Дипломная работа Рахманинова (опера «Алеко») заслужила высокую оценку у П.И. Чайковского. В последующие годы композитор работал преподавателем, дирижером и параллельно писал музыку. Не все было гладко в жизни композитора. В 1897 году у него случился первый серьезный провал, после премьеры Первой симфонии. Это произведение было не понято публикой и получило самые низкие оценки у музыкальных критиков.

В первом десятилетии XX века Рахманинов работает над Вторым и Третьим фортепианными концертами, много путешествует по Европе, гастролирует по Америке и Канаде, выступая перед местной публикой как пианист и дирижер. К сожалению, в связи с революционным движением, которое активно развернулось в России, Рахманинову пришлось покинуть родину. В он зарабатывал, выступая с концертами. Практически до 1926 года он не написал каких-либо серьезных произведений. Затяжной творческий кризис, по-видимому, был связан с сильной тоской по своей стране, которую ему пришлось оставить. И лишь спустя годы в копилке сочинений появились Четвертый концерт и Симфонические танцы.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (12 (25).11.1906 – 09.08.1975)

Этот композитор советской эпохи с детства был знаком с музыкой. Первой учительницей игры на фортепиано стала его мать. Серьезные намерения посвятить себя именно музыкальной карьере появились у мальчика после просмотра оперы «Сказка о царе Салтане» известного композитора Н.А. Римского-Корсакова. Шостакович с 1919 года приступил к обучению в Петроградской консерватории, которую окончил в 1923 году как пианист, и в 1925 году - как композитор.

Творческий путь Шостаковича нельзя назвать гладким. Периодически он сталкивался с непониманием, а порой и гонением со стороны властей. Но, несмотря на это, он был удостоен множества званий и наград, какими не могут похвастаться другие русские композиторы классической музыки. Это и Герой Социалистического Труда, Народный артист РСФСР, ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и множество других.

Мы рассказали о самых выдающихся русских композиторах классической музыки XIX и XX веков, которые оставили после величайшее культурное наследие.

Второй параграф “Русские композиторы 19 века” реферата по истории , МХК (можно легко оформить как доклад, эссе, контрольную, творческую работу). В нем речь идет о великих русских композиторах Глинке, Даргомыжком и товариществе “Могучая кучка”, в которую входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Материал о Чайковском, третий параграф “Музыкальная культура России начала 20 века” и Заключение смотрите на других страницах. Уникальность текста 80%. Скоро появится полная версия на сайте Автор 24

Михаил Иванович Глинка

Самым ярким представителем, можно сказать основателем, русской композиторской школы первой половины 19 в. века является Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Творчество Глинки является основой русской композиторской школы, его произведения воспринимались современниками как образцовые.

Первые годы жизни Глинки прошли в имении отца в Смоленском крае. Там он полюбил народные песни и сказки. Музыкальное образование он получит в Европе. Глинка сумел осознать особенности русской национальной музыки, и благодаря этому европейские жанры получили в России оригинальную трактовку.

Глубокий след в памяти первого русского композитора оставили события 1812 г., предопределив патриотический характер его творчества. Талант Глинки ярче всего проявилось в двух операх – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы – героико – эпическую оперу и оперу-сказку. Последующее развитие этих жанров связано с постулатами, заложенными Глинкой.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки вошел как «великий учитель музыкальной правды», смелый новатор. На его творчество сильно повлиял “золотой век” русской литературы, период 30-40 -х гг. 19 в.

Лучшие образцы его творчества написаны на стихи Пушкина и Лермонтова, к примеру, популярные романсы – «Я вас любил» (на стихи Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно”» (на стихи Лермонтова). Они проникнуты глубоким лиризмом, настроением одиночества. Одним из шедевров Даргомыжского является опера «Русалка» (1855 г.).

Опираясь на незаконченную пьесу А. С. Пушкина, композитор сам написал либретто. «Русалка» – первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, – отражение духовного мира героев, их переживаний и характеров.

В 60 -х гг. Даргомыжский получил широкое признание общественности. С большим успехом прошли премьеры его опер, композитор был избран членом комитета Петербургского отделения Русского музыкального общества.

«Могучая кучка»

Во – второй половина 19 века – пореформенное время, происходят существенные сдвиги в общественном развитии. Либеральные реформы находят отражение в системе духовно-эстетических ценностей, литературе и театре, в живописи и музыке. Музыка отразила все многообразие нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы.

Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника – первозданной природы. Вторая половина XIX века – время возникновения товарищества, получившее с легкой руки критика В.В. Стасова, наименование «Могучая кучка».

В него входили русские композиторы М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. «Могучая кучка» – уникальное явление русской музыки. Она оставила след во многих сферах духовной жизни России. В следующих поколениях музыкантов – вплоть до нашего времени – немало прямых последователей Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева. Объединявшие их идеи, их прогрессивные воззрения явились эталоном для передовых деятелей культуры на долгие десятилетия.

Главой «Могучей кучки» являлся Милий Алексеевич Балакирев (1836/37-1910). Он был одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Дирижером Русского музыкального общества, управляющим Придворной певческой капеллы.

Самые ценные его произведения – это «Увертюра на темы трех русских песен»(1858), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.

Среди композиторов «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократических идей 60х. гг. 19в. Мусоргский смог многосторонне раскрыть в музыке правду жизни русского народа, воссоздать, как сказал В.В.Стасов, «весь океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности».

В своих произведениях Мусоргский выступает бескомпромиссным обличителем общественного неравенства. В 1868 г. композитор приступил к сочинению оперы Женитьба» (по комедии Н. В. Гоголя). Работы осталась незаконченной, но подготовила Мусоргского к написанию оперы «Борис Годунов» (1869 г.), ставшей выдающимся явлением в русской музыке. Эта опера близка по духу революционно-народническим настроениям, которыми жило российское общество в 60-70 гг. 19 века.

Мусоргский – композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и стремлениях русского народа. Его творчество было настолько уникальным и необычным, что до сих пор оказывает большое воздействие на композиторов разных стран.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – неповторимо самобытный композитор. В музыке во многом продолжал традиции Глинки. В своих работах Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются лирические, душевные, полные страстей и нежности образы.

Он является одним из основателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, положившая начало героико – эпическому направлению в русской симфонической музыке. Произведение древнерусской литературы 12 века – “Слово о полку Игореве” вдохновило его на создание оперы «Князь Игорь».

Опера была завершена Римским-Корсаковым в 1890 г. «Князь Игорь» – лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. Музыка оперы во многом опирается на мотивы народных песен – русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены, как русские, так и восточные.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908). Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое положение. Как и все «кучкисты», композитор использовал в творчестве события русской истории, картины народного быта, образы Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу.

Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его работ. (Берендеево царство в «Снегурочке», город Леденец в «Сказке о царе Салтане»). Оригинальность стиля и художественного метода композитора с наибольшей глубиной раскрылись в опере.

15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, композиционных, драматургических и стилистических решений. Среди них – сочинения, тяготеющие к номерной структуре («Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста») и к непрерывному развитию («Моцарт и Сальери», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»); оперы с широкими массовыми сценами («Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Китеж».

Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не так масштабно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному (главным образом, живописному, изобразительному) и жанровому (связанному с народными песнями и танцами) симфонизму.

Римский-Корсаков оставил большое наследие практически во всех жанрах. Его произведения разнообразны по содержанию, но основная черта их – глубокое проникновение в жизнь и быт народа, его думы и чаяния.

Мелодичное пение птиц, тихий шепот деревьев и рёв горных ручьев сопровождали род человеческий от начала времён. Люди выросли в гармонии природной музыки и со временем начали музицировать, подражая природе. Эстафету создания музыкальных произведений в 18 веке переняли и добились небывалых высот в создании музыкальных шедевров.

Первые начали появляться с развитием в начале 18 века русской композиторской школы. Описывая этот период, не приходится говорить о собственных композиторских достижениях, поскольку в большинстве своём русские композиторы подражали и копировали достижения западной культуры. Так начался первый этап становления национальной композиторской традиции. Представителем этого периода был Бортнянский, который копировал в своих произведениях творчество Вивальди.

В первой половине 19 века, Глинка внёс неоценимый вклад в развитие русской композиторской школы, за что, и считается первым великим русским композитором, который сумел внедрить в музыкальные произведения русскую национальную традицию. Русские мелодии и интонации умело сочетаются в его гениальных произведениях с современными композиторскими направлениями Европы того времени. Биография русского композитора достойна того, чтобы её увековечили в веках и изучали все поколения русского народа.

На стыке 19 и 20 веков традиционную русскую композиторскую школу представляли Рахманинов, Стравинский и многие другие. Они подхватили русскую традицию и, как подобает новому поколению , внесли свои поправки в музыкальное искусство. Теперь уже русские мелодии не выражались так явно в произведениях, но их дух всё равно отчётливо прослеживался в композициях.

Во времена симфоническая музыка была подвержена влиянию множества объективных факторов. Наблюдалась тенденция к усложнению музыкальных композиций с одновременным поглощением культурных традиций других народностей. Известными представителями этой эпохи являются Щедрин, Денисов и Гаврилин.

Русские композиторы обогатили культурную сокровищницу страны, подарив нам множество гениальных музыкальных произведений. Весь мир заворожено слушает композиции наших соотечественников и по сей день. Этим произведениям и , написавшим такие шедевры, уготована вечная жизнь в сердцах людей.

Варламов Александр - известный композитор, который создал около 200 произведений за свои 47 лет жизни.

Все свои творческие силы он направлял на написание романсов и песен, в которых в полной мере отразилась душа русского человека.

В своих произведениях, основанных на стихотворениях русских классиков, он выражает мятежный дух, который помещен в строчки поэтических стихотворений.

Детство

Родился Александр Егорович в Москве в ноябре15.(27).1801 года. Его отец был мелким чиновником, а своим происхождением он восходил к молдавским дворянам. Уже в юные годы он проявлял интерес к музыкальному искусству. Он мог играть на слух, не зная нотной грамоты, на скрипке и на гитаре.


Гурилёв Александр - великий русский музыкант, чьи лирические романсы стойко пережили два столетия.

Музыка, которая текла в его жилах и отразилась на бумаге, до сих пор поражает своей искренностью и чувственностью. Вокальные произведения, написанные на основе стихотворений великих русских поэтов, выражают национальный дух и богатую душу композитора.

Детство

Мальчик родился в Москве в семье крепостного музыканта в 1803 году 22.08.(3.09.) Поэтому детские годы и отрочество протекали в трудных условиях тяжёлой жизни. Отец Александра занимал должность руководителя оркестра графа В. Орлова. Так что любовь к музыке зародилась еще в душе маленького ребёнка.

Когда ему пошёл седьмой год, отец полностью занялся музыкальным образованием сына.

Цезарь Кюи - одаренный композитор, который создал свое первое музыкальное произведение еще в подростковом возрасте.

Помимо того, что он блистал в культурной сфере, немалый вклад он внес в военное дело. В обеих областях он оставил свой отпечаток.

Детство

Ребёнок родился в 1835 году 6 января на территории современного Вильнюса. Его отец был французом, он остался в России после того как в 1812 году остатки наполеоновского войска, в котором он числился, не стали возвращаться на родину.


Александр Бородин - талантливый человек. Он определённо талантлив во всем, оставил глубокий след в русской культуре XIX века.

Его отпечатки можно обнаружить в совершенно различных областях. Александр участвовал в научной, политической, педагогической и культурной деятельности страны. Однако весь мир знает этого человека как великого композитора.

Ранние годы

Родился Александр 12 ноября 1833 года. Его отцом был князь Гедианов. Мальчик был внебрачным ребёнком. Поэтому его записали под фамилией крепостного, служащего в их доме - Бородин.

Когда ребёнку исполнилось 8 лет, его отец умер, дав перед этим ему вольную. Александр рос в шикарном доме, подаренном Гедиановым.

Антон Григорьевич Рубинштейн - личность мирового масштаба. Композитор, дирижёр, педагог, пианист, общественный деятель.

Его потрясающая энергия заставляла его творить, заниматься благотворительностью, посвящать себя музыкально-просветительской работе.

Детство

16(28).11.1829 г. увидел мир малыш, которого назвали Антоном. Событие произошло в безбедной иудейской семье в селе Выхватинец Подольской губернии (сейчас это Приднепровская Молдавская Республика). Когда ребенку исполнилось три года, Рубинштейны приехали в Москву.

Парнишка рано стал проявлять интерес к музыке. Он внимательно слушал, когда музицировала мама, и напевал понравившиеся мелодии.

Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей.

Музыка - именно та область, где он раскрывал свой талант, а затем дарил миру великие произведения.

Детство

Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.


Сергей Танеев - малоизвестный классик русской музыки. Когда-то его имя было на слуху у образованной публики во всех краях огромной Российской империи. Сегодня о нём знают лишь историки музыки и воспитанники немногочисленных музыкальных школ и училищ, названных в его честь.

Ранние годы Танеева Сергея

Сергей Иванович Танеев родился в губернском городе 13 ноября 1856 года. Его отец Иван Ильич принадлежал к старинному дворянскому роду, который вёл свою историю со времён Ивана Великого. Родители с детства обучали Сергея игре на фортепиано, как это было заведено во многих дворянских семьях. Когда мальчику было десять лет, его родители переехали в Москву и отдали сына в только что открытое учебное заведение - консерваторию.

Детство и юность

Будущий композитор родился в небольшом городе Елец (ныне Липецкая область) 28 мая 1913 года в купеческой семье. Тихон был самым младшим из десяти детей. Очень рано у мальчика проявились способности к музыке. В девять лет он начал заниматься игрой на рояле. Когда Тихону было одиннадцать, у него появился новый учитель - столичный пианист Владимир Агарков.

После того, как Агарков покинул Елец, обучением юного таланта занялась Анна Варгунина. В это время Хренников начал писать музыку. В четырнадцать лет он поехал в Москву, чтобы показать свои первые работы Агаркову. Учитель похвалил одарённого юношу, но посоветовал ему окончить школу-девятилетку в родном городе и только после этого думать о карьере в музыке.


А.П. Бородина знают как выдающегося композитора, автора оперы «Князь Игорь», симфонии «Богатырская» и других музыкальных произведений.

Гораздо меньше он известен как ученый, внесший неоценимый вклад в науку в области органической химии.

Происхождение. Ранние годы

А.П. Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя Л. С. Геневанишвили и А.К. Антоновой. Родился он 31.10.(12.11) 1833 года.

Его записали как сына крепостных слуг князя - супругов Порфирия Ионовича и Татьяны Григорьевны Бородиных. Таким образом, восемь лет мальчик числился в доме отца как крепостной. Но перед смертью (1840) князь выдал на сына вольную, купил ему и его матери Авдотье Константиновне Антоновой четырехэтажный дом, предварительно выдав ее замуж за военврача Клейнеке.

Мальчика, во избежание ненужных слухов, представляли племянником Авдотьи Константиновны. Поскольку происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, он обучался дома всем предметам гимназического курса, кроме того, немецкому и французскому языкам, получив прекрасное домашнее образование.