Как сдать ЕГЭ по литературе? Критерии егэ по литературе Критерии оценки егэ по литературе фипи.

1 апреля 1200 выпускников сдали досрочный ЕГЭ по литературе, остальные еще могут готовиться до 27 мая

Текст: Наталья Лебедева/РГ, специально для «Года литературы»
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

1 апреля выпускники сдали досрочный ЕГЭ по литературе. По официальным данным, в 70 субъектах РФ 1,2 тысячи человек приняли участие в досрочном этапе. Основной этап , согласно утвержденному расписанию, пройдет 27 мая.

Напомним, что — экзамен по выбору. Экзаменационный вариант состоит из 2 частей, включающих в себя 17 заданий. У школьников будет 3 часа 55 минут, чтобы выполнить все предложенные задания. Установленный минимально возможный балл по литературе составляет 32 балла .

Если вы собрались получать гуманитарное образование, стоит заранее выяснить, какой балл по литературе был проходным в желаемом вузе в прошлом году. Чтобы поступить в педагогические вузы обычно достаточно набрать 65–70 баллов . В МГУ, СПбГУ, РУДН, РГГУ, ВШЭ проходной балл для будущих лингвистов и журналистов значительно выше — не меньше 80 . Стоит также учесть, что победа в олимпиаде по литературе приравнивается к 100 баллам при условии, что победы в профильных олимпиадах засчитываются при поступлении в выбранный вуз.

Не менее важный вопрос, волнующих всех выпускников, какими пособиями пользоваться при подготовке к ЕГЭ по литературе. Вот список учебных пособий, которые учителя и репетиторы чаще всего рекомендуют своим ученикам:

  • «Русская литература XIX–XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы», 2 тома, издание Филфака МГУ
  • «Текст. Пособие по русской литературе XIX века» Н. М. Азарова
  • «ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник», Л. А. Скубачевская, Н. В. Слаутина, Т. В. Надозирная и другие, издательство «Эксмо»
  • «Литература. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ», Е. Л. Ерохина, издательство «Экзамен»
  • «ЕГЭ. Литература: экзаменационные задания», С. А. Зинин
  • Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ и сопроводительная документация к нему.

О том, как лучше подготовиться к ЕГЭ по литературе, какие будут в 2016 году, рассказывает Сергей Александрович Зинин, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по литературе, доктор педагогических наук. Он надеется, что возвращение в программу обязательного будет дополнительным рычагом для того, чтобы школьники читали литературу.

Ну и конечно, как мы уже писали, главный совет, который можно дать выпускникам, - читайте книги!

Темы очень общие и звучат как тезисы. Результаты очень важны, потому что от него зависит допуск к ЕГЭ. Поэтому нужно знать критерии, по которым ставится оценка "зачет".

Критерий №1 « Соответствие теме »

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

« Незачет » ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №2 « Аргументация. Привлечение литературного материала »

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

« Незачет » ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №3 « Композиция »

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

« Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях "зачет") .

Критерий №4 « Качество речи »

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

« Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №5 « Грамотность »

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

« Незачет » ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий

По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года

ЛИТЕРАТУРА

Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по литературе подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по литературе, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по литературе, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

© Зинин С.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б, Попова Н.А., 2016

© Федеральный институт педагогических измерений. 2016


1. Общая характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2016 года. 4



2. Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов по литературе 2016 года. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе. 7

3. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) 9

3.1. Специфика заданий 8 (С1) и 15 (С3) 11

3.2. Специфика заданий 9 (С2) и 16 (С4) 13

3.3. Критерии и параметры оценивания выполнения заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) 16

4. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом 17.1–17.3 (С5.1–С5.3) 24

4.1. Критерий «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» . 27

4.2. Критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» . 28

4.3. Критерий «Обоснованность привлечения текста произведения» . 32

4.4. Критерий «Композиционная цельность и логичность изложения» . 33

4.5. Критерий «Следование нормам речи» . 34

5. Типы ошибок (фактические, логические, речевые) 34

5.1. Фактические ошибки . 35

5.2.Логические ошибки. Ошибки при аргументации, в композиции сочинения . 35

5.3. Речевые ошибки . 36

6. Проблемы, связанные с расхождением экспертных оценок при проверке выполнения заданий с развернутым ответом.. 37

7. Примеры использования системы оценивания ответов экзаменуемых при проверке заданий с развернутым ответом.. 43

7.1. Примеры выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8(С1), 9(С2), 15(С3), 16(С4) 43

7.2. Примеры выполнения заданий части 2 экзаменационной работы 17(С5)) 45

Приложение 1. Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.. 49

Приложение 2. Памятка для эксперта, проверяющего ответы на задания с развернутым ответом 8, 9, 15, 16, 17.1-17.3 по литературе. 57

Приложение 3. Список литературы.. 58


Общая характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2016 года

Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы (КИМ) по литературе единого государственного экзамена позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью государственной итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г. (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по литературе).

Экзаменационные испытания отвечают специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины.

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы, развитие культуры устной и письменной речи учащихся;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные планируемые результаты обучения предмету в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют:

Глубину и самостоятельность освоения идейно–художественного содержания литературных произведений;

Уровень овладения знаниями по теории и истории литературы, включая умение применять важнейшие из них при анализе и оценке художественных произведений;

Качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся, могут быть признаны:

Знание текстов программных художественных произведений;

Знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей;

Умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

Умение определять конкретно–историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;

Знание и понимание теоретико–литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль и др.) и т. д.;

Умение применять при анализе художественного произведения сведения по теории и истории литературы: средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т. д.); структурообразующие элементы художественного текста (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы) и т. д.;

Овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания, навыки которого формируются в процессе изучения литературы.

Помимо указанных выше нормативных документов по предмету, названные цели и результаты обучения отражаются в Примерных программах по литературе основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, соответствующих Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года (сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru), а также в учебниках, имеющих гриф Минобрнауки России.

Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по литературе составлялись таким образом, чтобы отразить важнейшие из названных целей литературного образования, в основе которого лежит чтение и изучение литературных произведений русской классики ХIХ и ХХ вв. Все задания ориентированы на проверку понимания и умения анализировать и интерпретировать произведения, изучаемые в школе. Основными в экзаменационной модели по литературе являются задания с развернутым ответом, в которых свободно выражается знание литературного произведения, понимание его проблематики и авторской позиции, личное отношение к прочитанному. На этой основе становится возможным выявить отношение к литературе как к высокой ценности отечественной культуры, аналитические умения и особенности образного восприятия, знание необходимых сведений по теории и истории литературы и навыки использования их при анализе литературных произведений.

Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных, обобщенно–формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа так называемых ложных дистракторов (неверных ответов) применительно к литературе может привести к их актуализации в памяти учащихся в ущерб верным представлениям (в 2008 году задания с выбором ответа были изъяты из экзаменационной работы). В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно–выразительных средств и т. п.). Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

В целом итоги ЕГЭ последних лет свидетельствуют об эффективности разработанной экзаменационной модели. Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что настоящая экзаменационная модель обеспечивает необходимую содержательную валидность экзамена, выявляет уровень сформированности у выпускников основных учебных умений по предмету.

Экзаменационная модель по литературе 2016 года не претерпела изменений.

В экзаменационной работе 2016 г (как и 2015 г.) выделены две части и принята сквозная нумерация заданий.

КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы
к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи
с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений: 8 (С1), 9 (С2).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению:
5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений: 15(С3), 16(С4).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности, 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему (таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса 17.1–17.3 (С5.1 –С5.3), охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 17.1 (С5.1) – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 17.2 (С5.2)– по произведениям второй половины XIX в.; 17.3 (С5.3) – по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает выпускнику возможность показать свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя
с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному
и культурному развитию.

В структурном отношении два комплекса заданий части 1 выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (1–7 и 10–14), к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (8, 9 и 15, 16). Часть 2 содержит альтернативное задание высокого уровня сложности (17.1–17.3), в наибольшей степени отражающее требования стандарта профильного уровня.

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по Критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 (« Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов.

Критерий Баллы
1. Соответствие ответа заданию
а) Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/ стихотворения 2
б) Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 1
б) Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0

а) анализа важных для выполнения задания фрагментов ,

2

б) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании , авторская позиция не искажена , И /

1

в) Суждения не аргументированы текстом произведения , И / ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И / ИЛИ допущено две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
а) Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
1
0
Максимальный балл 6

Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С. Пушкин).

Критерии Баллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение направлении анализа

2

б) , произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа ,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально 2 сопоставлено с предложенным

1
0
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

2

б) Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа , ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1

в) Не названо произведение, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0

3. Привлечение текста произведения для аргументации


а) произведений , оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , фактические ошибки отсутствуют

4

б) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений , но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании , авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , И / ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3

в) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого выбранного произведения не привлекается , авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена , И / ИЛИ допущены две фактические ошибки

2

г) Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается,

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1

д) Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений , И / ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения , или двух выбранных произведений , или исходного и выбранного (ых ) произведений , И / ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки

0

4. Логичность и соблюдение речевых норм


а) Отсутствуют логические и речевые ошибки

2

б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок)

1

в) Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0
Максимальный балл 10

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения . Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов . Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова , в том числе служебные ), то такая работа считается невыполненной

и оценивается 0 баллов*.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется .

Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения , лирические поэмы ), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается число привлеченных лирических произведений : при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше двух баллов , при привлечении одного произведения оценка не может быть выше одного балла .

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Баллы
а) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3
б) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне 2
в) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне 1
г) Тема не раскрыта 0

2. Привлечение текста произведения для аргументации


а) Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

3
(без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена , И / ИЛИ допущены три фактические ошибки 1

в) Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактических ошибок

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия

а) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

2

б) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
в) Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий 0
4. Композиционная цельность и логичность

а) , его смысловые части логически связаны , внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) Сочинение характеризуется композиционной цельностью ,

1

в) В сочинении не прослеживается композиционный замысел ; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания , существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Соблюдение речевых норм
а) Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
б) Допущены две-три речевые ошибки 2
в) Допущены четыре речевые ошибки 1
г) Допущено пять или более речевых ошибок 0
Максимальный балл 14

*Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).