Что значит сонорный звук. Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке

Сонорные звуки - это особые фонетические единицы. Они отличаются от других звуков не только характеристиками, но и спецификой функционирования в речи. Что значит «сонорные звуки» и в чем их особенности, подробно рассмотрено в статье.

Система звуков русского языка

Язык - это явление уникальное. Его изучают и описывают с различных позиций, что обуславливает существование в науке о языке - лингвистике - множества разделов. Одним из таких разделов является фонетика. В системном представлении о языке фонетика является первым, базовым языковым ярусом. Она имеет дело с одной из материальных сторон языка, а именно - с его звучанием. Таким образом, фонетика - это раздел лингвистики, исследующий звуковую сторону языка.

Фонетика определяет звук как минимальную нечленимую единицу языка, все звуки речи подразделяются на гласные и согласные, их ключевое различие в способе артикуляции: гласные создаются при помощи тона (в школе обычно говорят, что такие звуки «можно петь»), а в образовании согласных участвует шум.

По поводу количества гласных звуков в русском языке некогда велись споры, точки зрения разделились: Московская фонологическая школа не признавала звук [ы] самостоятельным, считая его вариантом звука [и], Ленинградская же научная школа настаивала на полной самостоятельности [ы]. Таким образом, по мнению первых, в русском языке 5 гласных звуков, а по мнению вторых - 6. Отметим, что общепринятой все же является точка зрения Ленинградской фонологической школы.

Согласные звуки

В языкознании классификация согласных звуков проводится по разным основаниям:

  • по месту образования (в зависимости от того места во рту, где исходящая воздушная струя встречается с препятствием);
  • по способу образования (в зависимости от того, какое препятствие встречает воздушная струя и как она его преодолевает);
  • по наличию/отсутствию палатализации (смягчения);
  • по уровню шума (т. е. по соотношению тона и шума при артикуляции).

Для нас представляет интерес именно последний принцип, так как именно по нему все согласные принято разделять на шумные и сонорные. При образовании шумных согласных интенсивность шума значительно выше, чем при образовании сонорных.

Отметим, что такая классификация является общепризнанной, но далеко не единственной.

Сонорные звуки в русском языке

В образовании сонорных звуков тон преобладает над шумом. Но мы уже знаем, что с помощью тона (голоса) образуются гласные звуки. Получается, что сонорные звуки - это гласные?! Современное языкознание совершенно однозначно относит сонорные к согласным, однако так было не всегда.

Если вы заглянете в учебник профессора, доктора филологических наук А. А. Реформатского «Введение в языкознание» 1967 года издания, то увидите, что автор делит звуки на сонорные и шумные. Таким образом, в классификации Реформатского к сонорным относятся все гласные, а также [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары, а также [j] именно из-за доминирования тона над шумом в процессе артикуляции.

Со временем классификация претерпела изменения, и сегодня принято различать гласные и сонорные, а последние включены в состав согласных. Современное языкознание относит к сонорным [р], [л], [м], [н] (а также их палатализованные пары) и [j] (в некоторых школьных учебниках обозначается как [й]).

Но от изменения формальной стороны принцип и способ их образования не изменился, что и обуславливает особое положение этих звуков в фонетической системе русского языка. Проще говоря, сонорные звуки - это такие согласные звуки, которые ведут себя в речи как гласные с точки зрения фонетических законов.

Например, они не подвержены, подобно другим звонким в конце слова, например: дуб [дуп], но А также они не подчиняются закону уподобления, который гласит, что стоящий пред звонким согласным глухой становится звонким, т. е. уподобляется ему, а звонкий перед глухим оглушается. Сонорные же не влияют на качество впередистоящего согласного звука, совершенно как гласные звуки. Сравните: сдать [здатꞌ] и дорожка [дорошка], но примус [прꞌимус].

Подведем итог

Итак, сонорные звуки - это звуки [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары [рꞌ], [лꞌ], [мꞌ], [нꞌ] соответственно, а также звук [j]. Все эти звуки не имеют пары по твердости/глухости, то есть они всегда звонкие. А звук [j] не имеет пары и по твердости/мягкости, то есть он не только всегда звонкий, но и всегда мягкий.

Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

Каждому звуку присущи следующие характеристики:

  • акустическая;
  • артикуляционная;
  • функциональная (смысловая).

Акустическая характеристика

Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

Понятие артикуляции

Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

Характеристика гласных

Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

Характеристика согласных

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

Характеристика сонорных звуков

Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово "сонорный" происходит от латинского sonorus. Это означает "звучный". Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м", н, н", л, л", р, р", j.

Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков - то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

Ротовые и носовые сонорные звуки

В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

В русском языке только четыре назальных звука: м, м", н, н". По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

См. согласные звуки …

Согласные - Согласные класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых … Лингвистический энциклопедический словарь

СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависящему от различной формы полости рта или одновременно полости рта и носа, резонирующих основному тону голоса.… … Литературная энциклопедия

Сонорные - СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависящему от различной формы полости рта или одновременно полости рта и носа, резонирующих основному тону… …

Звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, напр. сонорные… … Большой Энциклопедический словарь

СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.).… … Литературная энциклопедия

Согласные - СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.) … Словарь литературных терминов

Звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, например сонорные ([м],… … Энциклопедический словарь

Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется: 1) участие голоса и шума. Согласные… … Словарь лингвистических терминов

согласные - (фон) Звуки, при образовании которых напряжение локализовано (фокусировано) в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая ее и проходя через щель. Эти шумы и составляют… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

Классификация согласных

Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

  • Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
  • Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
  • Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
  • Глоточные ;
  • Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.

По степени звучности согласные делят на:

  • Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
  • Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
  • Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
  • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

Что такое сонорный звук в русском языке?

Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

  • «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
  • «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
  • «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
  • «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
  • «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
  • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

  1. Сказать слово вслух.
  2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
  3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
  4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
  5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
  6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
  7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Как научиться произносить звучные согласные?

Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.

Основными его этапами являются:

  1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
  2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
  3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
  4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
  5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
  6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

Видео: как звучат сонорные звуки

Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума. К ним относят [л], [м], [р], [л’], [м’], [р’], [j].

Особенности сонорных согласных

Они уникальны тем, что похожи как на гласные, так и на согласные. От звонких звуков их отличает то, что когда они произносятся, то шума практически не слышно. Они не имеют парных глухих либо звонких звуков. Именно поэтому сонорные согласные никогда не произносятся глухо ни в конце слова, ни перед глухим согласным. Прекрасным примером может стать слово лампа, где [м] произносится звонко перед глухим [п]. Шумные глухие согласные не произносятся звонко перед подобными звуками, как это происходит, к примеру, в слове просьба, которое мы произносим, как [проз’ба]. Однако не стоит относит сонорные звуки к гласным. Все-таки во время их звучания в полости рта возникает преграда. Так появляется шум, а это вовсе не характерно для гласных звуков. Также такие звуки не имеют еще одной важной характеристики, которая определяет гласные. Из них не образовать слог. Следует отметить, что это характерно именно для русского языка, т. к., к примеру, в чешском сонорные звуки имеют такие особенности. Подобные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими, имеют различные способы образования.

Как образуется звук [л]?

Для того чтобы звук получился правильным, кончик языка должен находиться за верхними передними зубами. А если он не дотягивается до назначенного места, то его звучание искажается и выходит вместо лодка - «уодка».
Если звук находится в мягкой позиции, то язык следует прижать к альвеолам. Случается так, что твердый звук [л] исправить достаточно сложно. Тогда можно попробовать зажимать между зубами язык и произносить этот звук. Но подобное действие можно выполнять только в процессе тренировки. Таким образом, мы видим, что не все сонорные согласные в русском языке поддаются коррекции.

Необходимость упражнений для правильного произношения сонорных согласных

Многие люди абсолютно убеждены, что упражнения для коррекции произношения отдельных звуков не имеют никакого смысла. Они убеждены в том, что этот метод вовсе неэффективен. Достаточно просто понимать сам принцип, как правильно произносить сонорные согласные, и все станет на круги своя. На самом деле, это не так. Практика здесь просто необходима. И обычно она начинается со звука [м]. Это объясняется тем, что он произносится очень естественно, и его используют даже йоговские мантры.

Почему именно сонорные согласные?

В переводе с латинского Sonorus - это «звонкий». Такие звуки не имеют парных глухих и их называют еще носовыми и плавными. Ведь все они образуются при помощи потока воздуха, который проходит сквозь язык, зубы и губы. Ему ничего не мешает, и звук произносится плавно. Переходными считаются [н] и [м]. Для образования таких звуков губы смыкаются плотно, но воздух выходит через носовую полость. Существуют три самых эффективных упражнения для тренировки произношения сонорных согласных:

  • Первое - это повторение фразы, в которой содержится большое количество подобных звуков. Достаточно часто в таких предложениях можно увидеть странные слова, которые никогда не употребляются, но они необходимы для тренировки произношения. Лучше, если оно будет выполнено на одном дыхании и на носовом звучании.
  • Следующее предложение должно быть гораздо сложнее. Оно, как правило, более длинное, поэтому сказать его на одном дыхании довольно сложно. Лучше сразу разделить его на части и также произнести на носовом звучании.
  • Последнее предложение еще более длинное. Но его лучше разделить на две части. Первую выполнить, как и первые два упражнения, а вот перед второй нужно глубоко вдохнуть и сказать так, будто вы что-то отправляете вдаль. Так должна развиваться "полетность" голоса. Все эти упражнения помогут правильно научиться произносить сонорные согласные, если выполнять их систематически.