Человеческий зоопарк: аборигены в клетках. «Человеческие зверинцы» в Европе Трактовка меняется

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Создание послевоенного поколения советских реактивных аппаратов P-1 и Р-2, которые испытывались на полигоне Капустин Яр, было настоящим прорывом в отечественном ракетостроении. Но уже после первых запусков конструкторам стало ясно, что эта площадка оказалась слишком мала.

На старых немецких кинолентах времён Второй мировой войны очаровательные фрейлейн и фрау поют и танцуют. Иногда нянчат белокурых младенцев. Женщины трогательны и нежны. Сказочный мир, в котором они порхают, выжимает у зрителей слезы умиления.

С незапамятных врёмён охота и рыболовство были основными источниками пропитании у народов, живущих в суровых условиях Сибири. Эвенки и буряты, хакасы и алтайцы, тунгусы и ульчи даже в наши дни относятся к этим занятиям, как к священному действу, окружённому множеством магических ритуалов и примет.

Народ вправе гордиться своими победами. Говорить о триумфах всегда легко и приятно. Они наполняют сердца ликованием. Надеждой на светлое, сытое, свободное будущее. Они заставляют верить, что насколько бы ни была страшна цена, ради всеобщего блага заплатить её стоило. Что вся та боль, кровь и слёзы, что выпали на долю народа, были не напрасны. Вот только «у победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота».

В начале 1960-x годов, во время одной из своих поездок в Сирию, итальянский археолог Паоло Маттиэ обнаружил в запаснике музея города Алеппо базальтовую чашу, украшенную головами рычащих львов и фризом с изображением царя и воинов.

После смерти миллионера Пульмана его семья, опасаясь, что тело осквернят уволенные им работники, велела вырыть могилу глубже обычной, дно и стены её укрепить бетоном, труп захоронить в стальном гробу, а сверху закатать всё асфальтом.

Каждому актёру не везёт по-своему: одни обречены на эпизоды, другие - на сериалы, третьи - на боевики. А Домогарову из-за его внешности долгое время доставались роли героев-любовников, прежде чем режиссёры увидели в нём глубокого драматического актёра.


Бельгия. 1958 год, африканская девочка в человеческом зоопарке. К концу 19 века Конго стало бельгийской колонией, и местные жители стали личной собственностью бельгийского короля Леопольда II. Чтобы удобнее грабить страну, Леопольд наводнил Конго бандами карателей, которые действовали под начальством европейских офицеров и за малейшую провинность уничтожали людей целыми деревнями. Эта частная военная структура называлась "Общественные силы".
Бельгийские власти нашли исключительно эффективный способ повышения производительности труда - благодаря ему производство каучука в Конго за десять лет выросло в 40 раз. Способ был прост - каждому, кто не выполнял норму по сбору каучука, отрубали руку. И детям в том числе. Точнее, за невыполнение норм полагался расстрел. Бельгийское правительство считало каждый патрон, поэтому требовало, чтобы каратели из Force Publique предоставляли отрубленную руку казненного в подтверждение того, что патрон был использован по назначению, а не был продан местным охотникам. Кроме того, каратели получали за каждую экзекуцию вознаграждение.
Головорезы оказались хитрее - они просто начали отрубать людям руки. В конце концов, дело закончилось тем, что отрубленные руки стали использоваться в Конго в качестве валюты. Их собирали каратели из Force Publique, их собирали мирные деревни… Если у одной деревни нормы по сбору каучука оказывались слишком высокими, она нападала на другую деревню, чтобы заплатить бельгийскому королю страшный выкуп. Пик добычи каучука в Конго пришелся на 1901-1903 годы. Именно тогда руки начали измерять корзинами. Не выполнил норму по сбору каучука? С тебя - две корзины рук. В стране упала рождаемость, начали распространяться голод и болезни. За первые 40 лет бельгийского владычества население Конго сократилось на 15% (с 11.5 до 10 миллионов человек).
Леопольд II продал Конго бельгийскому правительству лишь перед своей смертью, в 1908 году. Он не испытывал ни капли сожаления по поводу миллионов покалеченных и убитых людей.
Основная экономическая деятельность была сосредоточена в провинции Катанга. Главной статьей дохода была добыча полезных ископаемых. В годы нацистской оккупации Бельгии, Конго находилось под контролем "Сил Свободной Бельгии". Горнорудная продукция колонии вывозилась в Великобританию и США. В частности, именно в Катанге был получен уран для атомных бомб сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.
На Брюссельских конференциях круглого стола в 1960 году по требованию делегаций, представлявших Бельгийское Конго бельгийское правительство было вынуждено заявить о своём согласии предоставить колонии независимость. Напомним что фашизм в Европе был побежден в 1945 году, в Бельгии этот процесс затянулся до 1960 года.
Бельгийский фашизм даже коснулся легендарного боксерского поединка "Pазборка в джунглях" между Мохаммедом Али и Джорджем Форманом цитата:
Несмотря на цвет кожи, именно Джордж Форман был здесь инородным телом, особенно, после того, как по незнанию местных обычаев, вышел с самолета вместе с немецкой овчаркой, чем оскорбил заирцев (Заире сейчас это Демократическая Республика Конго), напомнив им о колониальном прошлом с бельгийскими копами-кинологами.

Наибольшей популярностью человеческие зоопарки пользовались в Германии. Но организовывались они по всему миру: в Лондоне, Париже, Варшаве, Барселоне, Нью-Йорке и даже Санкт-Петербурге. И везде зоопарки ждал ошеломительный успех — сотни тысяч людей съезжались посмотреть на диковинные экспонаты. А рекорд посещаемости принадлежит «деревне негров», которую соорудили на Всемирной выставке в Париже в 1899 году. Ее посетили около тридцати миллионов человек.

«А кто из них человек?»

Это сейчас в Европе и Америке люди помешаны на защите прав выходцев из Африки, толерантности и политкорректности. В конце 19-го и начале 20-го веков чернокожие воспринимались, как обычные животные и потому часто выставлялись в одной клетке с обезьянами. Однажды произошел эпический случай: канцлер Бисмарк долго смотрел на гориллу и африканца, которых держали вместе, а потом спросил: «А кто из них человек?»

Черная Венера стала первым экспонатом человеческого зоопарка

Вообще, история человеческих зоопарков началась гораздо раньше. Например, еще Колумб привозил в Испанию индейцев, с целью продемонстрировать «диковинных зверюшек». Его примеру следовали и другие путешественники. Их логику понять просто, в то время в Европе любое отклонение от привычного человеческого облика воспринималось на «ура» и на этом можно было сделать неплохие деньги.

Яркий пример — это готтентотка Саарти Бартман, которая получила прозвище Черная Венера. Она пользовалась огромной популярностью. Дело в том, что у женщин ее племени была одна, мягко говоря, особенность — сильно увеличенные ягодицы и крупные, выпирающие половые органы. Такое строение тела объясняется стеатопигией — генетически заложенное отложение жира на ягодицах. И у готтентотов это считается признаком красоты. Интересно еще то, что у представителей европеоидной расы это заболевание практически не встречается.

Саарти привезли из Кейптауна (ЮАР) в Лондон в качестве служанки. Но ее необычная внешность не могла остаться незамеченной. И хозяин начал показывать ее в обнаженном виде за деньги. Вскоре Черная Венера стала настоящей звездой. Принято считать, что именно с нее начинается история настоящих человеческих зоопарков.

Наибольшей популярностью человеческие зоопарки пользовались в Германии

Когда слухи о Венере дошли до аболиционистской организации «Африканская ассоциация», были предприняты попытки освободить Саарти из рабства. Правда, представителям сначала нужно было доказать, что она живет в Лондоне в качестве рабыни. И сделать это… не удалось. Саарти Бартман на суде заявила, что «работает» по собственному желанию и получает за это деньги. И тема себя исчерпала.

Спустя четыре года необычная по европейским меркам женщина приелась лондонцам, и хозяин перепродал ее французу Рео, дрессировщику животных.

Во Франции Черная Венера прожила чуть больше года — ее новый владелец был человеком жестоким, грубым и алчным. К тому же, французская публика оказалась более требовательна, нежели лондонская — желающих посмотреть на голую женщину, пусть и с огромными ягодицами нашлось мало. Народ предпочитал карикатуры на нее и всякие насмешки. И Саарти умерла. А ее тело досталось ученым, которые пытались выяснить, «насколько негры близки с обезьянами».

«Король надувательства»

Не отставали от европейцев и американцы. Некий Финеас Тейлор Барнум в 19-м веке являлся владельцем крупнейшего в Америке на тот момент человеческого зоопарка. И тогда, вряд ли кто-то мог себе даже представить, что спустя полторы сотни лет во главе их страны окажется чернокожий человек…

Барнум, что называется, «попал в струю». Первый серьезный успех к нему пришел благодаря демонстрации зрителям чернокожей старушки. Хитрый Барнум, прозванный журналистами «королем надувательства», придумал для нее легенду: якобы она была няней не кого-нибудь, а самого Джорджа Вашингтона!

Барнум выставлял чернокожую няню Джорджа Вашинтона

Деньги полились рекой. Но через год негритянка умерла, и бизнесмену пришлось начинать сначала. Но на сей раз он не ограничился лишь одним экспонатом — в его зоопарке (или цирке) появились сиамские близнецы, лилипуты, человек-волк Федор Евтищев, представители африканских и азиатских племен, а также поддельная русалка (ее он изготовил сам) с острова Фиджи.

Эпическая выставка

Главной целью Exposition coloniale считалась демонстрация достижений колониализма французов. За полгода ее работы там успело побывать несколько десятков посетителей из разных стран.


Выставку организовали на восточной окраине Парижа, в Венсенском лесу, а главными экспонатами стали, конечно же, люди — выходцы из Сенегала. Они должны были показать зрителям свой быт. Поэтому специально для этого организаторы возвели копии шести африканских деревень, отличающихся друг от друга архитектурой и укладом жизни.

«Деревню негров» во Франции посетило около 30 миллионов человек

Интересно то, что выставку открыли не с целью унизить или как-то оскорбить сенегальцев, нет. Цель — показать, как Франция хорошо относится к населению своих африканских колоний.


Последний…

В 20−30-х годах минувшего столетия человеческие зоопарки в США стали резко терять популярность. Смысл платить деньги, чтобы посмотреть на чернокожих, если их и так полным-полно в стране? Поэтому бизнесмены стали выставлять в клетках пигмеев.


Ота Бенга

Самый известных экспонат — это Ота Бенга, которого держали в Зоологическом саде Бронкса вместе с орангутангом и попугаем. Причем к решетке была прикреплена табличка, где указывались имя, рост и вес пигмея. А рядом находились точно такие же данные о птице и примате.

Последним экспонатом стал пигмей Ота Бенга

До своей американской жизни Ота жил в Конго, но потом попал в рабство и оказался в Нью-Йорке. Он пользовался большой популярностью у посетителей, а чернокожие пасторы во время показа, просили относиться к нему, как к человеку. А руководству Зоологического сада они постоянно отправляли письма, в которых просили хотя бы убрать от пигмея орангутанга.


Но тщетно. На стороне белокожих была даже пресса. Например, «Нью-Йорк таймс» однажды так написала: «Пигмеи ближе к человекообразным обезьянам, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров — в любом случае они представляют интерес для этнологии».

В конце концов, пигмею надоела такая жизнь. Он смастерил лук и начал стрелять по людям, которые подходили его клетке. И Ота отпустили. Правда, он знал, что его родная деревня разрушена, а родные либо убиты, либо в рабстве. Поэтому он умудрился где-то выкрасть револьвер и застрелился…

Во вторник, 17 апреля, исполняется ровно 60 лет со дня открытия Всемирной выставки, проходившей в Брюсселе с 17 апреля по 19 октября 1958 года. Экспо 1958 стала первым всемирным смотром достижений после Второй мировой войны. Главной целью 200-дневной Выставки было показать послевоенные социальные, культурные и технологические достижения человечества. Всемирная выставка, проходившая в столице Бельгии, должна была занять «важное место в коллективной памяти бельгийского народа». Так и произошло – бельгийцы до сих пор с гордостью вспоминают об Экспо 1958. Однако тогда же в Брюсселе произошло одно событие, о котором сейчас в королевстве не любят вспоминать. Речь идет о живой выставке живых чернокожих мужчин, женщин и детей, задачей которых было учить и развлекать белых европейцев. Это был последний «человеческий зоопарк».

В конце пятидесятых годов прошлого века Бельгия владела в Африке одной, но очень большой колонией – Конго. По площади эта чрезвычайно богатая полезными ископаемыми страна в центральной Африке в 80 раз превосходила метрополию. Бельгийцы страшно гордились Конго. Правительство решило провести Всемирную выставку «Экспо 58», чтобы показать планете не только свои достижения, но и неразрывную связь с Конго. Единственной колонии Бельгии была посвящена так называемая «Конгорама». Так назывались семь павильонов, посвященных разным сферам жизни конголезцев: добыче полезных ископаемых, культуре, транспорту сельскому хозяйству. Посетители Выставки могли из-за бамбуковой ограды наблюдать за повседневной жизнью одетых в национальную одежду чернокожих жителей Конго с раннего утра до позднего вечера.

Для Запада человеческие зоопарки, подобные этому, не были в диковинку. Они регулярно организовывались в Лондоне, Париже, Осло и Гамбурге. В Нью-Йорке в 1906 году в зоопарке в Бронксе к обезьянам в вольер на потеху публике даже подселили молодого конголезца.

Летом 1897 года король Бельгии Леопольд II привез в Брюссель 267 конголезцев. В том году в Бельгии тоже проходила Всемирная выставка. Для нее в столичном пригороде Тервюрен был построен Колониальный дворец с прудами и озерами, по которым плавали в лодках африканцы. Африканская экспозиция стала самой популярной. По крайней мере, у бельгийцев. Из четырех миллионов жителей королевства ее посетил каждый третий - 1,3 млн человек.

Лето 1897 года выдалось очень холодным. Он пневмонии и гриппа тогда скончались семь африканцев, которых похоронили в безымянной могиле на одном из городских кладбищ.

Популярность Африканской экспозиции оказалась такой высокой, что было решено проводить ее постоянно на этом же месте. Первоначально ее назвали Музей Конго, позднее она была переименована в Королевский музей Центральной Африки.

Выставка 1958 года уступала Музею Африки по масштабам, но она ничем не отличалась от него по содержанию. Для темнокожих экспонатов выстроили традиционную конголезскую деревню. Африканцы занимались народными ремеслами и жили повседневной жизнью в покрытых соломой хижинах. У ограды толпились белые мужчины, женщины и дети. Они смеялись и издевались над конголезцами, а самые развязные бросали через ограду деньги и бананы.

Бельгийские газеты летом 1958 года пестрели статьями о «неграх в зоосаду». В человеческий зоопарк свезли 598 человек: 273 мужчины, 128 женщин и 197 детей, в общей сложности 183 семьи. В министерстве по делам колоний Бельгии очень беспокоились, что пришлось привезти в Брюссель такое беспрецедентное количество африканцев. Конголезцы жили в специальном здании за пределами Экспо. На выставку их, как на работу, каждый день возили на автобусах.

К июлю терпение и силы конголезских ремесленников иссякли, и они начали требовать вернуть их на родину. Несмотря на закрытие человеческого зоопарка Выставка продолжила работу. В январе 1959 года Конго обрела независимость.

Трактовка меняется. Но как?

1 декабря после пятилетней реставрации, которая обошлась казне в 75 млн евро, Королевский музей Центральной Африки распахнет свои двери для посетителей. Площадь отремонтированного Музея станет вдвое больше и достигнет 11 тыс. м².

В 2001 году, когда Музей Африки возглавил Гидо Грисилс, постоянная выставка оставалась практически такой же, как в 20-е годы прошлого века. Почти в каждой комнате можно было найти королевские вензеля: двойные буквы «L». Высказывания и цитаты монархов прославляли высокие моральные достижения колониального периода и рассказывали о том, что бельгийцы принесли свет в Конго, где до их появления царила тьма.

Для большинства бельгийцев, по словам Грисилса, первая встреча с Африкой начиналась в этом Королевском музее Центральной Африки. Здесь же им успешно внушалась мысль о превосходстве белых людей над черными. Достаточно сказать, что африканцев чаще всего изображали нагими и вооруженными копьями. Утверждалось, что до прихода европейцев это был крайне отсталый народ, не имевший даже собственной культуры.

Эта выдуманная «реальность» оказалась очень живучей, потому что бельгийское общество, хотя и не желало себе в этом признаться, фактически не хотело переосмыслять колониальное прошлое. Бельгия – страна маленькая. Не удивительно, что в каждой бельгийской семье кто-то в то или иное время работал или жил в Конго миссионером, учителем или чиновником. Не удивительно, что осмысление отношений с Конго для бельгийцев крайне болезненно.

Дискуссии о колониальном прошлом начались в королевстве лишь в 1998 году, после выхода в свет книги Адама Хошчайлда «Дух короля Леопольда». К тому времени в школьных учебниках сохранилась старая традиционная трактовка колониального периода: «мы принесли в Конго цивилизацию».

Процесс переосмысления проходит медленно. Сейчас в Бельгии немало людей требуют закрытия или хотя бы «деколонизации» Королевского музея, но директор Грисилс считает, что его ждет большая и серьезная просветительская работа – рассказать соотечественникам правду о роли Бельгии в Конго.

Ожидается, что на церемонии открытия Королевского музея Центральной Африки в присутствии королевской семьи министр иностранных дел Бельгии расскажет новую трактовку столетнего колониального периода.

«Мы несем ответственность за создание мысли о том, что бельгийцы превосходят чернокожих людей, - объясняет свою задачу Гидо Грисилс. - Но это меняется. Правда, эти перемены займут некоторое время».

Человеческий зоопарк (также известный под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») - некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики в XIX - начале XX века, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в самом естественном и подчас примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в Германии, ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение.

(Всего 24 фото)


1. Ота Бенга, пигмей из долины , которого в 1906 году показывали в зоопарке в Бронксе. В 1916 году, не имея возможности вернуться в родное Конго, он застрелился.


2. На выставке в Сент-Луисе в 1904 году Ото Бенга (второй слева) и другие конголезские пигмеи.


3. Танец пигмеев.

4. Ота Бенга показывает заостренные зубы.

5. На этой же выставке: девочка-эскимоска Нэнси Колумбия (1893-1959).


6. Фотографии из «эскимосской деревни» на Колумбовой выставке в Чикаго, 1893 год. В центре — Нэнси Колумбия в младенчестве.


7. «Негритянские деревни» на французских выставках.


8. «Негритянские деревни» на французских выставках.


9. Особой популярностью «негритянские деревни» пользовались в Германии, где были популярны идеи социального дарвинизма. Негритянскую деревню посетил сам Бисмарк.


10. Начиная с 1870-х гг., человеческие зоопарки становятся символом второй волны империализма, охватившей западные страны, борющиеся за колонии в мире. Тогда подобные зоопарки появились в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждую из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек.


11. Австралийские аборигены; Хрустальный дворец, 1884 год.

12. Старый фиджийский каннибал.


13. Деревня Сомали. Луна Паркъ, Санкт-Петербургъ.

14. Зверинец Эдмона Пезона: Зизи-Бамбула.


15. Ирокезы.


16. Цейлонцы.


17. Часто показ людей был частью так называемых «колониальных выставок», где представлялись различные экономические достижения колоний. В Германии особую известность получил Карл Хагенбек, выставлявший племена с Самоа и саами (лапландцев).


18. Туарег.

19. Семья лабрадорских эскимосов в гамбургском или берлинском зоопарке, 1880 год. Они приняли христианство и взяли немецкие имена. Мужчину зовут Авраам Улрикаб; его жену — Ульрика; детей Сара и Мария; племянника Тобиас; с ними была еще одна семья. Улрикаб таким образом решил заработать денег, чтобы выплатить долг миссионерам. За пять месяцев они все умерли от оспы, к которой у них не было иммунитета. Авраам Улрикаб вел дневник на языке инуктуит, в котором он описывал все унижения, через которые прошла его семья.

20. Плакат с выставки.


21. Индейцы-семинолы на выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

22. Пятеро индейцев племени Kawesqar (Огненная Земля, Чили) были похищены в 1881 году и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Все пятеро умерли через год


23. Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий.


24. Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали деньги на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».